Объектом социологического исследования выступает явление или сфера социальной действительности, которые являются непосредственными носителями проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Предметом социологического исследования являются стороны, свойства, характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению в этом исследовании.
Значение социологических исследований Эмпирические социологические исследования обеспечивают нагромождения эмпирически обоснованных знаний о социальной действительности путем выявления новых фактов и тенденций изменений отдельных областей жизни общества. Позволяют получить информацию об отдельных индивидах и общности, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах, общественных мнениях, по поводу определенных проблем. Создают информационную базу для познания социальной реальности и обеспечивают осуществление социального контроля над социальными процессами. Делают вклад в развитие социологической теории на базе выявления новых закономерностей и тенденций общественного развития, что позволяет предусмотреть перспективы развития как отдельных социальных явлений и процессов, так и общества, в целом.
В зависимости от масштабности и сложности задания, которое служит основой исследования, различают четыре варианта стратегического исследования: - формулятивный (разведочный) – применяется, когда об объекте исследования есть мало информации, его целью является уточнение проблемы и формулировка гипотезы; - описательный, целью которого является количественно качественное описание объекта; - аналитико - экспериментальный, целью которого является выявления функциональных и причинных связей, прогноз; - повторно сравнительный – выявление общего и специфического в сравнительных объектах во времени.
За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: За методами сбора информации различают такие виды социологического исследования: - Опрос - Наблюдение - Анализ документов В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: В зависимости от статики и динамики социологические исследования бывают: - разовые - панельные (повторные)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение – метод исследования, который предусматривает получение информации путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Основные виды – личные наблюдения исследователя и наблюдения с использованием технических средств. Существуют такие разновидности наблюдения: - стандартизированное – не стандартизированное; - включенное – не включенное; - открытое - инкогнито; - лабораторное - полевое.
Анкетирование – это перечень вопросов, которые ставят лицам в письменной форме, опыт которых исследуется. Цель анкетирования – получить достоверную информацию. Для этого нужно учитывать особенности разных вопросов и придерживаться ряда правил и принципов составления анкеты.
Почтовый опрос – разновидность анкетирования, которая рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Преимущества – относительно умеренная стоимость и простота организации (нет потребности в подборе, учебе, контроле за деятельностью большого количества опросчиков и расходов, на оплату их труда, возможность выбора респондентом самого удобного для него времени заполнения анкет). Недостатки – неполное возвращение анкет: не все респонденты заполняют анкеты и отсылают их исследователям, потому заполненные анкеты часто не отображают всю полноту картины исследования.
Телефонный опрос. Преимущества этого метода в скорости проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатки – часовое ограничение интервью (оно не должно превышать больше 15 хв.), а также потребность привлечения специально наученных интервьюеров, затрата временных или денежных ресурсов на их инструктаж. Телефонный опрос может использоваться эффективно для определенной группы – как правило, это пенсионеры, домохозяйки и другие категории, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как
Онлайн – опрос – этот метод в последнее время приобрел популярность, потому что на многих интернет - сайтах есть своя мини - анкета. Преимущество метода – быстрое получение информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования, – респондент может ответить на вопрос в любое удобное для себя время. Недостаток – отсутствие личного контакта с респондентом, который не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов и ограниченность массива данных.
Контент - анализ – перевод в количественные показатели текстовой фонетической информации. Суть этого метода заключается в том, чтобы найти такие признаки, которые относительно легко подсчитываются, черты, свойства документа (текста) (например, частота употребления определенных понятий), которые бы отображали определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержания можно сопоставлять, сравнивать и поддавать точным вычислительным операциям.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод фокусной группы – заключается в проведении направленного интервью в группе из 8-10 человек с определенно заданными параметрами в соответствии с целью исследования. Чаще всего применяется на практике. Смысл метода заключается в эффекте, который создается ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение интервьюера и опрошенного, – это может сильно влиять на качество и глубину полученной информации. В групповой дискуссии опрашиваемый попадает в ситуацию общение с подобными себе, что помогает снимать защитные и психологические барьеры и облегчает проявления эмоциональных реакций.
Глубинное интервью –. заключается в последовательном опросе квалифицированным интервьюером респондента с целью получения ответов и достижения понимания, почему члены группы ведут себя определенным образом и, что они думают об определенной проблеме. Респонденту ставят вопрос по исследуемой темой в произвольной форме наподобие: Почему Вы так ответили?, Можете ли Вы обосновать свое мнение?, Можете ли Вы привести какие - то особенные аргументы?. Длительность одного глубинного интервю – минут (в зависимости от тематики).
Проведение социологического исследования включает четыре этапа: - подготовку исследования; - сбор первичной социологической информации; - подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; - анализ обработанной информации и подготовка отчета за результатами исследования, выводы и рекомендации.
Программа конкретно социологического исследование должно отвечать определенным требованиям: - ясность и точность программы – все ее положения должны быть четкие, а элементы – продуманные в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированные; - логическая последовательность всех составляющих программы; - гибкость программы – возможность при появлении новых, непредвиденных обстоятельств вносить в них коррективы.
Программа социологического исследования выполняет такие функции: - теоретико - методологическую, которая позволяет определить научную проблему и подготовить базу для ее решения; - методическую – позволяет начертить способы сбора данных; - организационную – позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.
Программа социологического исследования состоит из теоретической и процедурно методической частей. Теоретическая часть программы включает в себя решение таких вопросов: - постановку исследовательской проблемы; - определение предмета и объекта исследования; - определение цели исследования; - определение и интерпретацию основных понятий; - формулировка гипотез и заданий исследования.
Гипотеза в конкретно социологическом исследовании – это научное предположение, которое выдвигают для возможного объяснения социальных фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. это определение методов сбора, анализа и обработки информации; инструментария для сбора социологических данных; методики и техники социологического исследования. Процедурно методическая часть –
Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на базе закономерностей исследуемого объекта. Инструментарий – набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор информации. Техника – сценарий, организованные приемы для эффективного использования методов. Документ – специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, пленке, дискете.
3. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 1. Информационная функция – социологические исследования способны на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах. 2. Диагностическая функция – на основе социологических исследований ставит социальный диагноз, который является необходимым при принятии решений. 3. Прогностическая функция – на основе изучения и анализа ситуаций предусматривает способы и направления их развития.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4. Контрольная функция – позволяет отслеживать ход реализации стратегии управления, реакцию на нее объекта. 5. Экспертная функция – функция социологической экспертизы, позволяет оценивать степень приемлемости, адекватности и реализованности управленческих решений и проектов. 6. Социальнотехнологическая функция – связанная с возможностью разработок разных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций.
Виды социологического исследования: 1. Разведывательное исследование – простой вид конкретно-социологического анализа. Используется в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований. 2. Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. Цель - получение эмпирических сведений, дающих целостное представление об изучаемом явлении. 3. Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью выяснение причин, которые лежат в его основе.
Программа социологического исследования включает: Методологическую часть (формулировка проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза); Методическая часть (характеристика используемых методов сбора первичной информации, логические схемы её обработки);
Методы социологических исследований включают: 1. методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.; 2. - методы обработки и анализа данных; 3. - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный и др.
Метод опроса 1. Источником первичной информации служит человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений; 2. Виды опроса: анкетирование и интервью; 3. Позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей.
Этапы социологического исследования. Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, значимой для исследования с помощью научных методов Обзор литературы: обзор существующих теорий и исследований по теме Построение гипотезы:формулировка, определяющая взаимосвязь между изучаемыми переменными Выбор программы исследований: определение методов проверки гипотезы, эксперименты, опросы, наблюдение, изучение существующих результатов и исторических свидетельств Сбор данных: сбор и регистрация данных в соответствии с исследовательским проектом Анализ результатов: поиск связей между фактами, выявленными в ходе исследования Выводы: определение результатов исследования, выявление широкого смысла работы, определение направления будущих исследований Слайд 8 Лекция 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ «СОЦИОЛОГИЯ – ЭТО ОЧЕНЬ МОЛОДАЯ НАУКА ОБ ОЧЕНЬ ДРЕВНЕМ ПРЕДМЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ» (РОБЕРТ МЕРТОН) ПЛАТОН (до н.э.) и АРИСТОТЕЛЬ (до н.э.) ИБН ХАЛЬДУН () Н. МАКИАВЕЛЛИ,Р. ДЕКАРТ, ДЖ. ЛОКК, Т. ГОББС ВОЛЬТЕР, ДИДРО, КАНТ, ГЕГЕЛЬ
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ИДЕИ ЛУИ ДЕ БОНАЛЬДА () и ЖОЗЕФА ДЕ МЕСТРА ОБЩЕСТВО – НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДОВ; ОБЩЕСТВО – ГЛАВНАЯ ЕДИНИЦА АНАЛИЗА; ЧАСТИ ОБЩЕСТВА ВЗАИМОЗАВИСИМЫ И ВЗАИМОСВЯЗАНЫ; ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ЕСТЬ УГРОЗА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНЫЙ БЕСПОРЯДОК); ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР () УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОДОБНА ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ЕСТЬ ЕДИНСТВО И БОРЬБА ДВУХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ – ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ОБЩЕСТВА, Т.Е. ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, ТЕМ НЕУМОЛИМО ДЕЙСТВУЕТ ВСТРЕЧНЫЙ ЗАКОН ИНТЕГРАЦИИ ЧАСТЕЙ.
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА () НАТУРАЛИЗМ – ПОНИМАНИЕ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА ПО АНАЛОГИИ С ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ СОЦИОЛОГИЗМ – УТВЕРЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ И АВТОНОМНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ИНДИВИДАМИ
ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПО М. ВЕБЕРУ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ (оптимальное использование существующих условий и средств для достижения поставленной цели) ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ (оцениваемое с точки зрения определенной системы социальных ценностей и норм) ТРАДИЦИОННОЕ АФФЕКТИВНОЕ
БАЗИСНЫЕ ТЕОРИИ ПО М. ВЕБЕРУ УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ДЕЙСТВИИ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА УЧЕНИЕ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ПРОФЕССИИ КАК ПРИЗВАНИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ГОРОДА КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И ИНСТИТУТА ВЛАСТИ
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА () ПОДСИСТЕМЫПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗЦА ЛИЧНОСТНАЯЦЕЛЕДОСТИЖЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ АДАПТАЦИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автор: д.соц.наук Коростылева Н.Н. «Социологический анализ научноисследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом» 1. Социологический анализ: понятие и основные характеристики. 2.Социологический анализ профессионального развития персонала. Социология Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью Уровни социологического знания Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическое социологическое исследование - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения). Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет собрать, обобщить социальные факты и на основе их спрогнозировать социальные явления. Макро- и микросоциологический анализ Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоёв, систем и процессов в них происходящих. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами Микросоциологический уровень касается анализа конкретных социальных процессов в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых и индивидуальных поступков. Изучается в основном эмпирическими методами исследования. Эмпирический социологический анализ осуществляется на основе социологический исследований. Что такое социологическое исследование? Социологическое исследование - это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных единой целью - получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое. Разведывательное исследование Разведывательное исследование - это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики - от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка. Описательное исследование Описательное исследование - это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа - большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации. Аналитическое исследование Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. 2.Социологический анализ профессионального развития персонала. Профессиональное развитие – это процессы измерения качеств работников как субъектов профессионального труда, результат повышения профессионализма и специального образования, профессионального совершенствования и самообразования работника. Управление профессиональным развитием – процесс целенаправленного влияния руководителей органов управления и кадровых служб на совершенствование профессионализма, расширения профессиональной компетенции (диапазон возможностей проявления знаний и навыков) и повышения компетентности (степень выраженности профессионального опыта и знаний у человека) кадров Профессиональное развитие имеет два содержательных аспекта профессионально-квалификационное развитие путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки работников профессиональное должностное развитие кадров, обусловленное их должностным продвижением и потребностью организации в наиболее эффективном использовании трудового потенциала каждого работника. - Социологическое исследование в области профессионального развития персонала –это инструмент социологического изучения явлений и процессов в профессиональной трудовой деятельности с помощью методов, позволяющих производить количественный и качественный сбор, измерение, обобщение и анализ социологической информации в профессиональной области для принятия управленческих решений и разработки мероприятий по профессиональноквалификационному, кадровому и социальному развитию организаций. Цели и задачи социологических исследований сложны и многообразны и зависят от специфики предприятия, условий труда в нем, от качества управления, от социальной структуры персонала, от протекающих в организациях социальных и кадровых процессов. от стиля управленческой деятельности. от финансового состояния предприятия. Сферы социологических исследований в области профессионального развития Как правило, цели социологических исследований в трудовой сфере касаются, прежде всего, 1. Изучения профессиональных знаний, умений и навыков работников с целью повышения социальной и экономической эффективности их трудовой деятельности, 2. обеспечения профессионального и карьерного роста работников, 3. удовлетворения их профессиональных потребностей, 4. Определения профессиональных и должностных требований со стороны руководства к персоналу 5. снятия противоречий и конфликтов в коллективе и формирования позитивных трудовых взаимоотношений. 6. Оценки индивидуальных свойств и качеств персонала. 7.заработной платы различных категорий работников. 8.управления профессиональным развитием в организации. Организация социологического исследования требует составления программы исследования, выявления объекта, разработку методик исследования, сбора и анализа полученного материала. Объект исследования – это носитель проблемной ситуации, как правило, персонал организации или его часть, а также социальная группа, если исследование касается изучения большого спектра организаций (рабочие, служащие, менеджеры, управленцы и т.д.). Объект исследования всегда должен быть четко количественно определен, ограничен временными рамками и описан в системе факторов, влияющих на его состояние. Предмет исследования – это определенные стороны объекта, которые нужно изучить (взаимоотношения в коллективе, стиль руководства, причины конфликта, текучесть кадров, снижение мотивации, уменьшение норм выработки, состояние и иерархия трудовых ценностей и т.д.) После определения объекта и предмета составляется программа конкретного социологического исследования. Программа социологического исследования – это последовательное изложение теоретико-методологических основ исследования (общей его концепции), гипотез, правил, процедур и операций. Она содержит два раздела: методологический и методический (процедурный), а также приложения. Раздел программы Содержание Методологический раздел Постановка проблемы Формулировка цели и задач Определение объекта и предмета Уточнение основных понятий Предварительный системный анализ объекта исследования Выдвижение рабочих гипотез Методический (процедурный) раздел Изложение принципиального (стратегического) плана Обоснование выборки Определение последовательности основных процедур сбора и анализа исходных данных Описание рабочего плана с указанием этапов, сроков, исполнителей и необходимых ресурсов. приложение Список руководителей и участников План исследования Социологический инструментарий Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Этапы социологического исследования Этапы Название первый Подготовка к проведению исследования второй Сбор первичной информации третий Подготовка собранной информации к обработке четвертый пятый Анализ информации, составление выводов и предложений Подготовка отчета о результатах и предоставление практических рекомендаций Методы социологического исследования Источник информации Методы Документальный Анализ документов, контентанализ. Внешние проявления социальных явлений Наблюдение Человек Опрос (анкета, интервью) Малая группа Социометрический опрос Социальный опыт Экспертный опрос Организованная группа Эксперимент Основными методами исследования, используемыми в трудовой сфере, являются: изучение документов, наблюдение, опрос и эксперимент. Анализ документов социолог рассматривает как источник сведений об интересующих фактах. Для анализа документации на предприятии используют официальные и неофициальные документы. Особой надежностью отличаются юридические документы. Они помогают дать взвешенную оценку, происходящим в организации процессам. Наблюдение – это прямая регистрация событий исследователем. Наблюдения на рабочем месте дают существенную информацию об индивидуальном и поточном характере, содержании и условиях труда, о рациональности трудовых операций, а также о взаимоотношениях в коллективе, причинах конфликтных ситуаций. Опросные методы – самые распространенные из всех методов сбора первичной информации. Существуют два класса опросных методов: интервью и анкетный опрос. Интервью – это непосредственное общение респондента и интервьюера. Анкетирование – это опрос с помощью анкеты, документа, содержащего вопросы, отвечать на которые следует письменно. Эти методы исследования помогают установить причинно-следственные связи многих социально-трудовых процессов на предприятии, показать тенденции развития трудового коллектива, устранить барьеры и установки, которые мешают качественно исполнять персоналом свои должностные обязанности и т.д. Успех интервью и анкетирования во многом зависит от правильности формулировок и последовательности вопросов. Эксперимент помогает опытным путем, моделированием ситуаций и явлений, проанализировать конкретную проблему. Этот метод используется как для изучения поведенческих моделей работников (сотрудничества, конкуренции), так и для оптимизации производственных процессов, введения инновационных технологий. Анкета Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным. Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему. Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования. Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. 1.Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. 2.Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора. если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность. Вопросы анкеты По форме вопросы делятся на: 1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ. 2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости. Вопросы анкеты 3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены. 5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. 6. Вопросы- таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них. В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым. По функциям различают: :1) основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования; 2) контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений. Вопросы-фильтры - относятся к классу неосновных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаются вопросы-фильтры. Композиция анкеты Композиция анкеты включает: 1) титульный лист.Титульный лист должен содержать наименование организации проводящей социолог. исслед. и тему; 2) вводная часть (содержит обращение к респонденту, краткое указание на цель опроса, анонимность опроса, организация, которая проводит опрос, инструкции по заполнению анкеты, выражение благодарности респонденту); 3) основная (содержательная) часть (вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы); Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. 4) социально-демографическая часть (паспортичка). Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности результатов, проведения сравнительных исследований и т. д. Нельзя начинать опрос с "паспортички", которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом