Проблема курильских островов в российско японских отношениях. Курсовая работа проблема принадлежности южных курильских островов. Ждать ли возвращения Курил

Вопрос о принадлежности Курильских островов такой же древний, как и сами русско-японские отношения, однако, несмотря на свой возраст, все еще остается актуальным. «Первый Неофициальный» разобрался в том, как развивался курильский вопрос на протяжении всей своей истории.

Проблеме принадлежности Курильских островов уже ни много ни мало 230 лет. За это время спорные территории побывали в составе обеих претендующих на них государств, некоторое время находились в совместном владении. На данный момент ситуация такова: вся Курильская гряда находится в составе России, однако японская сторона с таким положением дел не согласна.

Курильские острова ценны в первую очередь полезными ископаемыми, которые скрыты в их недрах. Там находятся месторождения редкоземельных металлов, практически незаменимых в химической, атомной, сталелитейной и нефтяной промышленности, машиностроении и радиоэлектронике, а также производстве взрывчатых веществ. Например, на Курилах находится богатое месторождение рения – металла чрезвычайно тугоплавкого и устойчивого к химическим реагентам. Рений используется при изготовлении высокооктанового товарного бензина, самоочищающихся электрических контактов и реактивных двигателей. Находясь в составе сплава, рений усиливает прочность детали, поэтому его применение необходимо при изготовлении всего того, что должно быть сверхпрочным: космических спутников, ракет, самолетов. Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - в 9284 тонн, титана - в 39,7 млн тонн, железа - в 273 млн тонн.

В водах, омывающих Курильские острова, водится большое количество промысловых рыб, крабов, моллюсков и кальмаров, которые составляют основу японского рациона.

Для России особенно важно геополитическое значение южнокурильских островов как пунктов контроля обстановки в Тихом океане. Для нашего флота очень ценны незамерзающие проливы между островами южной гряды.

Давным-давно

В 1707 г. Петр Великий вместе с объявлением о присоединении Камчатки к России издает указ об обследовании близлежащих районов – Курильских островов и Японии. 1 августа 1711 года Данила Анциферов и Иван Козыревский с отрядом из 50 казаков и одного японца-проводника, потерпевшего когда-то кораблекрушение, вышли из Большерецка и направились в район Курильских островов. Ими был обследован остров Шумшу и Парамушир. В 1713 и 1721 состоялись еще две экспедиции. Всего было обследовано пять островов Курильской гряды. Затем, уже после смерти Петра, члены экспедиции Беринга произвели топографическую съемку Курильских островов и северного побережья Японии, Охотского моря и Камчатки.

Некоторое время русским и японцам удавалось не замечать присутствие друг друга на островах: русские и японские купцы «заходили» на будущую спорную территорию с разных концов и налаживали торговые контакты с местным населением – айнами.

4 мая 1786 года Токунаи (представитель японского княжества Мацумаэ), прибыв на Курилы, встретился с русской экспедицией и спросил, кто они и откуда. Один из русских, фамилия которого в японских источниках передается как «Идзюё» (что, скорее всего, соответствует русской фамилии «Ежов» записанной катаканой) ответил, что он и еще 60 человек прибыли на остров Уруп, чтобы заниматься рыболовством и охотой. Затем Токунаи спросил, знают ли русские о том, что японским правительством запрещен въезд иностранцев в страну. Идзюё ответил ему: «Знаем. Однако здесь не Япония. Ни на Итурупе, ни на Урупе нет никаких японских правительственных органов».

В 1798 году японская экспедиция установила столбы с надписью «владение великой Японии» на Итурупе, опрокинув уже стоявшие там русские пограничные столбы. В 1800 году правительственный чиновник Кондо прибыл на Итуруп и установил там некое подобие японской префектуры. Поскольку русские предпочитали делать местом своей стоянки Уруп, пролив между двумя островами стал своеобразной линией раздела между двумя государствами. Но в 1807 году русские ушли и с Урупа, и с тех пор на острове постоянно находился японский гарнизон, состоящий из 30 японских солдат.

На некоторое время Курильский вопрос потерял свою актуальность: Российская Империя была занята событиями в Европе. Переговоры возобновились только в 1855 году при заключении первого официального дипломатического соглашения между Россией и Японией - Симодского трактата. Вторая статья договора гласила, что «отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Уруп и Итуруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России». Сахалин оставался в совместном владении двух стран.

Проблема послевоенного урегулирования

11 февраля 1945 года СССР, США и Великобритания подписали соглашение, по которому СССР обязался после капитуляции Германии вступить в войну с Японией на стороне уже воевавших с ней союзников. Сталин был согласен вести войну с Японией только при условии компенсации всех российских потерь по Портсмутскому миру. Оговаривалось возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и передача Курильских островов.

26 июля 1945 года Китай, США, Великобритания приняли Потсдамскую декларацию с изложением условий капитуляции Японии. Одним из ее условий было исполнение Каирской декларации от 3 декабря 1943 года, которая предусматривала ограничение японского суверенитета островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку.

В своем акте капитуляции от 2 сентября 1945 года Япония безоговорочно признала Потсдамскую и упомянутую в ней Каирскую декларацию. Казалось бы, решение вопроса найдено и спорить здесь больше не о чем.

Однако в ходе подготовки мирного договора с Японией между союзниками по антигитлеровской коалиции произошло охлаждение отношений, и по настоянию США текст Сан-Францисского мирного договора был максимально общим и содержал очень мало конкретики. Например, Япония должна была отказаться от всех прав на Курильские острова, однако под чью юрисдикцию они должны перейти, в договоре прописано не было.

В 1956 году СССР и Япония снова оказались за столом переговоров, результатом которых стала Советско-японская декларация от 19 октября 1956 года, согласно которой между двумя государствами прекращалось состояние войны (спустя более чем 10 лет после завершения военных действий!) и устанавливались добрососедские отношения. СССР, демонстрируя свое стремление как можно быстрее наладить отношения с восточным соседом, предложил Японии два острова из спорных четырех – Шикотан и Хабомаи. К сожалению, подписание мирного соглашения так и не состоялось: одним из условий передачи островов был вывод всех иностранных войск с территории японского государства. Однако американская военная база и по сей день находится на о. Окинава и переезжать пока что не собирается.

Современное состояние дел

С 1956 года существенных подвижек в решении Курильского вопроса не произошло. Россия и Япония периодически проводят двусторонние встречи на разных уровнях, в ходе которых принимают решение «продолжать договариваться». Для России на данный момент рабочей является концепция 1956 года – передача двух островов в обмен на встречные уступки. Не так давно представитель правительства Японии о потенциальной возможности согласия японской стороны с таким вариантом развития событий, однако никаких официальных заявлений сделано не было. Более того, магистральная линия Японии в вопросе Курильских островов остается весьма жесткой: острова Южно-Курильской гряды считаются «незаконно оккупированными» и должны быть возвращены в Японию как ее «исконные территории».

Скорее всего, в ближайшие несколько лет проблема принадлежности Курильских островов так и не будет решена. Исход переговоров по этому вопросу будет зависеть от геополитической обстановки в Дальневосточном регионе. Вполне вероятно, что появление нового сильного игрока заставит стороны сплотиться и как можно скорее прийти к общему знаменателю.

При подготовке данной статьи были использованы материалы следующих монографий:

  1. Накамура Синтаро Японцы и русские. Из истории контактов. М. 1983
  2. Пономарев С.И. Точка отсчета – 1945 год// Сборник документов к парламентским слушаниям по вопросу «Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации». Южно-Сахалинск. 2001
  3. Территориальный вопрос в афро-азиатском мире. / Под ред. Д.В. Стрельцова. М. 2013 (Глава 1, 1.2)

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639—1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854—1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), — говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904—1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., — те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2—3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX—начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60—80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос — неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена »)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев — есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3—4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это — район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, — ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия — Япония — США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, — то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» — Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает ?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 — 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы — Хоккайдо — Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.

В отечественной историографии по проблеме принадлежности Южно-Курильских островов большое внимание уделялось освоению данных земель русскими первопроходцами, о том, какой вклад был внесен в это японцами, почти ничего не говорилось. Между тем тема представляется крайне важной для скорейшего разрешения территориального вопроса. В Токийской декларации 1993 года главы двух стран договорились о том, что проблема должна быть разрешена на основе принципов законности и справедливости, что подразумевает ее внимательное изучение не только со стороны международного права, но и с точки зрения истории.

Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е. Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму [ Крымская война ], Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г. Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки.

Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет: «Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россией он не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.

Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.

Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В. Путятин (1803 - 1883) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России -- остров Уруп, а Итуруп и южнее его -- территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».

Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиеся на кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом. На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия островов Кунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами.

Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не стали территориями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей". Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?

«Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки. Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии».

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

История отношений России и Японии в ХХ веке складывалась непросто. Достаточно напомнить, что на протяжении немногим более 40 лет (1904--1945 гг.) Япония и Россия 4 раза воевали. В 1904--1905 годах в Маньчжурии, в 1918--1922 -- в Сибири и Приморском крае, в 1939 году на реке Халхин-Гол и озере Хасан и, наконец, в 1945 году во Второй мировой войне. В настоящее время “территориальная проблема” продолжает настойчиво эксплуатироваться японскими политиками с не меньшей, но даже большей интенсивностью, чем раньше. Правда, сейчас она, незаметно для широкого круга читателей, получила рыболовную, морскую направленность. Такой вектор ей придала встреча на высшем уровне между лидерами двух стран Б. Ельциным и Р. Хасимото.

Она состоялась 1 и 2 ноября 1997 года в Красноярске. Тогда, как известно, Ельцин и Хасимото договорились придать импульс переговорам относительно предоставления права промысла японским рыбакам в территориальном море России в районе островов Южных Курил.

Причем японская сторона настаивает на ведении промысла именно у тех островов, на которые она заявила претензии:-- Хабомай, Шикотан, Кунашир и Итуруп. К тому же японцы по существу требуют от российских властей обеспечить им так называемый “безопасный промысел”. Под этим термином скрывается стремление вести промысел в наших водах без признания наших правил рыболовства. И надо отдать должное японцам --они этого добьются, если подписанное в 1998 году Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов войдет в силу. С тем чтобы последнее произошло, необходимо дополнительно рассмотреть ряд технических вопросов по промыслу и получить одобрение Соглашения Федеральным собранием, так как оно касается территориального моря России. Добиться этого тем, кто лоббировал данное Соглашение, будет непросто, хотя сам текст Соглашения включает всего 7 статей и одно приложение, уместившееся всего на 5 страницах машинописного текста.

Нарушение территориальных вод России в районе Южных Курил японскими рыболовными судами началось в разгар холодной войны. Пик этих нарушений приходится на 70--80-е и начало 90-х годов, когда в год приходилось до 8--10 тысяч случаев. В советское время пограничникам запрещалось открывать огонь на поражение по японским судам-нарушителям. Пограничники задерживали такие суда. Капитанов судили по нашим законам, и они отбывали тюремное наказание у нас. По существу эти японские рыболовные капитаны были своеобразными камикадзе. Попадались нашим пограничникам, как правило, японские суда-тихоходы. Основная же часть нарушителей, имея быстроходные суда, безнаказанно уходили. Истинные японские рыбаки-профессионалы называют этих спецрыбаков на быстроходных судах “якудзы”. Судя по их экипировке и наличию дорогостоящих судовых двигателей главная цель якудзы состояла не в добыче рыбы и морепродуктов, а в нарушении наших территориальных вод, с тем чтобы поддерживать напряженность в этом районе, заявляя постоянно о территориальных притязаниях Японии к России. Положение с японскими нарушителями резко изменилось с 1994--1995 годов, когда новая Россия решилась на отстаивание своих национальных интересов в районе Южных Курил с использованием для остановки быстроходных судов-нарушителей оружия. Не обошлось, к сожалению, и без ранения японцев. Пыл нарушителей начал остывать, а сами нарушения наших территориальных вод сократились с 10 тысяч до 12--15 случаев в год.

С тем чтобы сохранить напряженность по территориальной проблеме, японские стратеги выдвинули претензии к российской стороне относительно обеспечения для японских рыбаков так называемого безопасного промысла в водах, прилегающих к тем территориям, на которые Япония заявила претензии, то есть у Южных Курил. В то время последователи козыревской соглашательской дипломатии, вместо того чтобы отвергнуть столь абсурдные притязания и начать переговоры об экономическом сотрудничестве в области рыболовства между двумя странами, как это предлагали представители рыбной отрасли, повели переговоры по японскому сценарию. Для того чтобы сломить отрицательное отношение к таким переговорам со стороны наших рыбаков, была проведена, полагаю, не без помощи японских спецслужб, массированная дискредитация рыбной отрасли среди нашей общественности с широким использованием прессы. Чего стоят вымыслы о рыболовной мафии и ряд тенденциозных выступлений по этому вопросу как в радикальной, так и в левой прессе? Все эти мыльные пузыри, к сожалению, дали свои негативные результаты.

Впервые хоккайдским рыбакам было разрешено вести промысел морской капусты у острова Сигнальный в начале 60-х годов. По этому вопросу тогда было быстро и без проволочек заключено межведомственное (обращаю внимание читателей не межправительственное) Соглашение, по которому “Японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты... должны соблюдать законы, постановления и правила Союза Советских Социалистических Республик, действующих в этом районе, включая правила, регулирующие промысел морской капусты”. Это ключевое положение, действовавшее больше 30-ти лет, исчезло в тексте нового Соглашения. Совершенно ничем не объяснимая сдача наших позиций. Выходит, кому-то стало выгодным ослабить позицию России относительно ее суверенитета в своем территориальном море у южных Курил. Позволю высказать предположение, что именно ради только этого и были затеяны столь многотуровые переговоры (13 туров в течение 3 лет) по разработке нового Соглашения, в котором не нашлось места не только для защиты национальных рыболовных интересов России, но и ее суверенитета в территориальном море.

Кроме того, исходя из положений статей Соглашения, российская сторона впервые пошла на беспрецедентный шаг, в результате которого японские рыбаки будут по существу явочным порядком вести промысел в российских территориальных водах у четырех островов южных Курил. У тех самых островов -- Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, -- на которые заявлены притязания Японии. При этом Япония не только не предоставляет российским рыболовным судам аналогичные права на промысел в японских территориальных водах, допустим, у острова Хоккайдо, но и не взяла на себя никаких обязательств по соблюдению ее гражданами и судами законов и правил рыболовства, действующих в наших водах. Более того, в самом тексте Соглашения нет никаких упоминаний о мерах контроля за японским промыслом со стороны российских органов рыбоохраны и погранслужбы. К тому же сам район промысла, находящийся в нашем территориальном море, получил по Соглашению безымянное наименование -- “Морской район”. Видимо, авторы этого новшества считают, что он находится далеко, далеко за пределами территории нашей страны. Получается, что Россия по этому Соглашению отказывается от своего суверенитета в своем же территориальном море в районе Южных Курил (действительно очередной, правда, теперь уже без единого выстрела с японской стороны, территориальный Пёрл-Харбор для начинающего политика Бориса Немцова, который оставил свой автограф на столь неоднозначном документе). Вероятно, разработчики этого Соглашения, понимая его уязвимость для критики, решили приурочить его подписание в самое мертвое для политической элиты и обозревателей время -- в субботу, а сам его текст все никак не доходит до широкой российской общественности.

Интересно и то, что почти одновременно с подписанием Соглашения было объявлено о том, что Япония выделяет России несвязанный кредит в 1,5 млрд долларов “на развитие реформ”. Не это ли плата за ущербное для России Соглашение? К тому же предполагается часть этих средств направить на строительство жилья для военнослужащих.

В ходе переговоров по разработке Соглашения японская сторона имела несомненное преимущество перед российской стороной в главном вопросе -- в ясности ее позиции. Японцы открыто заявляли и отстаивали всеми доступными для них средствами свои территориальные притязания на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Можно не соглашаться с таким подходом, но именно открытость и ясность принципиального подхода Японии по этому вопросу делает ей честь, и всегда он оставался неизменным. Япония не рыболовные проблемы решала в ходе переговоров по Соглашению, а добивалась и добилась усиления своей позиции по территориальным притязаниям.

Труднее понять позицию России по этому принципиальному вопросу. Мы как будто признаем наличие территориальной проблемы и в то же время никак не можем определиться, что же мы собираемся отстаивать. Все это создает своеобразный вакуум в нашей позиции, который заполняется импровизацией различного рода чиновниками от разных ведомств, участвующих в переговорах с Японией. Отсюда и шаткость наших позиций, неясность основной цели -- то ли рыболовные проблемы решать, то ли временным политикам угождать?

Что же касается сотрудничества между двумя странами в области рыболовства, то оно действительно необходимо как нашим, так и японским рыбакам. Такое сотрудничество в условиях рыночных отношений имеет комплексный характер, так как здесь переплетаются соперничество за ресурсы с необходимостью их сохранения и одновременно с конкуренцией за рынки сбыта. Поэтому рыболовные отношения между Россией и Японией должны основываться на равноправной и взаимовыгодной основе без всякой увязки с так называемой территориальной проблемой.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики, включая и рыболовство. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы. На словах вроде изменение, а на практике вновь нажим и давление. Как и раньше, только в рыболовстве действуют такие ограничения для российских рыболовных судов, как заходы в порты, импортные квоты на ряд объектов лова, закрытие районов лова, что не позволяет выбирать даже выделенную нашим судам в 200-мильной зоне Японии квоту; трудности имеются в создании на территории Японии смешанных предприятий и т.д. Правда, и у нас в России пока достаточно сложно вести дела японским предпринимателям. Все это сдерживает рыболовное сотрудничество, а главное -- не создает устойчивого доверия между деловыми людьми. В целом, по моему мнению, должен поменяться у японцев образ России, как потенциального противника, так же как и у нас русский образ Японии, как постоянного агрессора в прошлом на образ стран-соседей, которые могут взаимовыгодно сотрудничать. В качестве же ключевого звена такого развития сотрудничества следовало бы избрать рыбное хозяйство, рыболовство двух стран, включая и в районе Курильских островов. Конечно, как показал опыт прошлого, сделать это не просто, тем более за короткий срок. Но этот шанс надо попытаться реализовать, а не выдумывать несуществующих проблем безопасного промысла. Много здесь зависит от японской стороны, от ее отмены всех ограничений на такое сотрудничество, включая и снятие с этого направления политических требований по территориальной проблеме. Сумела ведь Япония встать на такой путь с Китаем и даже заключила мирный договор, хотя проблемы по принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюдай) не решены. Близкая аналогия с Курилами.

9 ноября 2006 года Сахалинская областная Дума приняла постановление "О продолжающейся картографической агрессии Японии в отношении Российской Федерации". В нем сообщается, что вопреки двусторонним и многосторонним соглашениям, в условиях "холодной войны" Япония с 1969 года приступила к составлению и распространению политических карт, на которых искажается изображение территории России: Курильские острова к югу от о.Уруп стали обозначаться как территория Японии, национальное картографическое управление систематически включает площадь островов Малой Курильской гряды, а также Кунашира и Итурупа в общую площадь Японии. За ревизией политических карт последовала ревизия физической географии - названные острова на японских картах исчезли из состава Курильского архипелага

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран -- это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом -- залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.

Власти России и Японии еще с 1945 г. не могут подписать мирный договор из-за спора о принадлежности южной части Курильских островов.

Проблема северных территорий (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до мондай) - территориальный спор между Японией и Россией, который Япония считает неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова перешли под административный контроль СССР, однако ряд южных островов - Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда - оспариваются Японией.

В России спорные территории входят в состав Курильского и Южно-Курильского городских округов Сахалинской области. Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 г. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР (продолжательницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений.

Итуру́п (яп. 択捉島 Эторофу) - остров южной группы Большой гряды Курильских островов, самый крупный остров архипелага.

Кунаши́р (айну Чёрный остров, яп. 国後島 Кунасири-то:) - самый южный остров Большой гряды Курильских островов.

Шикота́н (яп. 色丹島 Сикотан-то:?, в ранних источниках Сикотан; название из айнского языка: «ши» - большой, значительный; «котан» - селение, город) - самый крупный остров Малой гряды Курильских островов.

Хабомаи (яп. 歯舞群島 Хабомаи-гунто?, Суйсё, «Плоские острова») - японское название группы островов на северо-западе Тихого океана, вместе с островом Шикотан в советской и российской картографии рассматриваемой как Малая Курильская гряда. К группе Хабомаи относят острова Полонского, Осколки, Зелёный, Танфильева, Юрий, Дёмина, Анучина и ряд мелких. Отделены Советским проливом от острова Хоккайдо.

История Курильских островов

XVII век
До прихода русских и японцев острова были населены айнами. На их языке «куру» означало «человек, пришедший ниоткуда», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага.

В России первое упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда Н. И. Колобов рассказал о населяющих острова бородатых айнах .

Японцами первая информация об островах была получена в ходе экспедиции[источник не указан 238 дней] на Хоккайдо в 1635 году. Неизвестно, добралась ли она собственно до Курил или узнала о них опосредованно, но в 1644 была составлена карта, на которой они были обозначены под собирательным названием «тысяча островов». Кандидат географических наук Т. Адашова отмечает, что карту 1635 года «многие учёные считают очень приблизительной и даже неверной». Тогда же, в 1643, острова были обследованы голландцами во главе с Мартином Фризом. Эта экспедиция составила более подробные карты и описала земли.

XVIII век
В 1711 году на Курилы отправился Иван Козыревский. Он побывал лишь на 2-х северных островах: Шумшу и Парамушире, - но подробно расспросил населявших их айнов и японцев, занесённых туда бурей. В 1719 Пётр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством Ивана Евреинова и Фёдора Лужина, которая дошла на юге до острова Симушир.

В 1738-1739 годах Мартын Шпанберг прошёл вдоль всей гряды, нанося встреченные острова на карту. В дальнейшем русские, избегая опасных плаваний к южным островам, осваивали северные, облагали ясаком местное население. У тех, кто его платить не желал и уходил на дальние острова, брали аманатов - заложников из числа близких родственников. Но вскоре, в 1766, к южным островам был отправлен сотник Иван Чёрный с Камчатки. Ему было велено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз. Однако этому указу он не следовал, издевался над ними, браконьерствовал. Всё это привело к бунту коренного населения в 1771, в ходе которого было перебито много русских.

Больших успехов достиг сибирский дворянин Антипов с иркутским переводчиком Шабалиным. Они сумели завоевать расположение курильцев, и в 1778-1779 им удалось привести в подданство более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и даже Мацумая (ныне японский Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II указом освободила принявших русское подданство ото всех податей. А вот с японцами отношения не строились: те запретили русским ходить на эти три острова.

В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведён список из 21-го острова, принадлежащего России. В него были включены острова вплоть до Мацумая (Хоккайдо), статус которого не был чётко определён, так как Япония имела город в южной его части. В то же время реального контроля даже над островами южнее Урупа у русских не было. Там японцы считали курильцев своими подданными, активно применяли к ним насилие, чем вызывали недовольство. В мае 1788 подверглось нападению японское торговое судно, пришедшее на Мацумай. В 1799 по приказу центрального правительства Японии на Кунашире и Итурупе были основаны две заставы, и охрану стали вести постоянно.

XIX век
Возобновить переговоры о торговле с Японией в 1805 попытался представитель Российско-Американской компании Николай Резанов, прибывший в Нагасаки в качестве первого российского посланника. Но и он потерпел неудачу. Однако японские чиновники, которых не устраивала деспотичная политика верховной власти, намёками дали ему понять, что неплохо бы провести силовую акцию в этих землях, которая могла бы столкнуть положение с мёртвой точки. Это и было осуществлено по поручению Резанова в 1806-1807 годах экспедицией из двух судов под руководством лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова. Были разграблены суда, уничтожен ряд факторий, на Итурупе сожжено японское селение. Позже их судили, но нападение на некоторое время привело к серьёзному ухудшению русско-японских отношений. В частности, это стало причиной ареста экспедиции Василия Головнина.

В обмен на право владения южным Сахалином Россия передала Японии в 1875 г. все Курильские острова.

XX век
После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина.
В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов.
2 февраля 1946. Указ Президиума Верховного Совета СССР о включении Южного Сахалина и Курильских островов в состав РСФСР.
1947. Депортация японцев и айнов с островов в Японию. Выселено 17 000 японцев и неизвестное количество айнов.
5 ноября 1952. Мощное цунами обрушилось на всё побережье Курил, сильнее всего пострадал Парамушир. Гигантская волна смыла город Северо-Курильск (быв. Касивабара). В печати было запрещено упоминать об этой катастрофе.
В 1956 г., Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии Хабомаи и Шикотан. Подписать договор, однако, не получилось: США пригрозили не отдать Японии остров Окинава, если Токио откажется от претензий на Итуруп и Кунашир.

Карты Курильских островов

Курильские острова на английской карте 1893 года. Plans of the Kuril Islands, from sketches chiefly mand by Mr. H. J. Snow, 1893. (London, Royal Geographical Society, 1897, 54×74 cm)

Фрагмент карты Japan and Korea - Location of Japan in the Western Pacific (1:30 000 000), 1945

Фотокарта Курильских островов на основе космического снимка НАСА, апрель 2010 года.


Список всех островов

Вид на Хабомаи с Хоккайдо
Остров Зелёный (яп. 志発島 Сибоцу-то)
Остров Полонского (яп. 多楽島 Тараку-то)
Остров Танфильева (яп. 水晶島 Суйсё-дзима)
Остров Юрий (яп. 勇留島 Юри-то)
Остров Анучина (яп. 秋勇留島 Акиюри-то)
Острова Демина (яп. 春苅島 Харукари-то)
Острова Осколки
Скала Кира
Скала Пещерная (Канакусо) - на скале лежбище сивучей.
Скала Парус (Хококи)
Скала Свеча (Росоку)
Острова Лисьи (Тодо)
Острова Шишки (Кабуто)
Банка Опасная
Остров Сторожевой (Хомосири или Муйка)

Скала Осыхающая (Одокэ)
Остров Рифовый (Амаги-сё)
Остров Сигнальный (яп. 貝殻島 Кайгара-дзима)
Скала Удивительная (Ханарэ)
Скала Чайка

Оглавление

Существует и диаметрально противоположная точка зрения относительно роли США во внешней политики России и Японии. Известный американский учёный Реймонд Л.Гартхофф утверждал, что американское руководство было не достаточно проинформировано о тонкостях географических границ Южных Курил, поэтому границы Советской оккупации были проведены так, что острова Шикотан и Хабомаи оказались присоединенными к Южным Курилам, а не к Хоккайдо, как это должно было быть". Автор считает, что США никогда не занимала какую-либо определённую позицию в отношениях России и Японии. Для неё важно лишь полное урегулирование отношений между ними.

Первая в советской исторической науке работа, в которой освещается все аспекты советско-японских отношений с 1917г. до наших дней, это коллективная монография под редакцией доктора исторических наук И.А. Латышёва .

Заметной вехой в историографии проблемы стали труды доктора исторических наук, профессора А.А.Кошкина . Большое внимание он уделяет анализу соглашений, подписанных союзническими державами в 1943-1945 годах, показывая, что нынешняя политика Японии в отношении России – это политика, основанная на милитаристском прошлом нашего дальневосточного соседа.

Сегодня в отношениях между России и Японии существует ряд достаточно сложных проблем.

Во-первых – это отсутствие мирного договора, из-за нерешенности территориального вопроса.

Однако на страницах печати можно встретить мнение, относительно того, что подобный договор России не нужен. Доктор юридических наук А.Н.Николаев в своей статье отмечает, что «Вполне возможно обойтись без мирного договора с Японией, ведь мы обошлись без подобного договора с Германией. Главное уже сделано: еще в 1956 году Советский союз и Япония сделали совместное заявление о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений»

Большинство исследователей полагают, что проблема существует и её необходимо решать.. По существу все рецепты решения вопроса сводятся либо к отказу России от Курильской гряды, либо за сохранения прав на них. Доводы сторонников возвращения островов Японии можно свести к следующему:

Нормы международного права и образ России как цивилизованного государства диктуют необходимость возвращения островов в качестве исправления допущенной исторической ошибки, причем безвозмездно, ибо торги по этому вопросу унизили бы два великих народа. Логика истории требует завершения начатого в Европе демонтажа. Ялтинской системы, к тому же Россия заявила на официальном уровне, что не рассматривает более свои отношения с Японией, как отношения победителя и побежденного.

Возвращение островов позволит кардинально улучшить торгово-экономические отношения с Японией. Это будет способствовать успеху реформ и откроет для России новые возможности интеграции в экономические структуры АТР и тем самым для повышения жизненного уровня населения, что является основной и долговременной целью любой страны

Противники решения территориального вопроса в пользу Японии полагают, что:

Возвращение островов создает прецедент для многих других территориальных притязаний, что существенно осложнит её геополитическое положение.

Экономический ущерб от возвращения островов превысит возможные выгоды от сотрудничества с Японией, которая уже не заинтересована в России как источнике сырья и энергоносителей или потенциальном рынке для своих Высокотехнологических товаров .

Исследователи находят весьма весомые аргументы в защиту своих интересов.

Выделив основные моменты, связанные с судьбами этих островов, оказывающие определённое влияние на национальную безопасность России и её оборонительный потенциал, Макеев отмечает, что утраты этих островов образует серьёзную брешь в единой системе обороны Российского Приморья, снижает безопасность сил Тихоокеанского флота и возможности их развертывания в Тихий океан.

Требования Японии отдать ей Курильские острова, по мнению Гамазкова , продиктовано экономическими интересами. Он отмечает, что в Курильском проливе наблюдается сильная магнитная аномалия, предполагая, что здесь на не большой глубине располагаются залежи железной руды.

Япония стремится к расширению своей территории, считает Медведев , отсюда территориальные требования.

Основы источниковедческого фундамента исследования послужили: Совместные соглашения, периодическая печать, тексты Ялтинского соглашения США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока.

Комплексный подход в исследование источников, их критический анализ, сравнения и обобщения полученных результатов позволили изучить характер взаимоотношений России и Японии.

Методологическую основу работы определяют принципы историзма, научной объективности. В качестве практических средств исследования выступают методы анализа, синтеза,обобщения.

Целью нашего исследования является изучение истоков и причин территориальной проблемы во взаимоотношениях России и Японии.

Исходя, из этого ставятся следующие задачи :

    Выяснить когда и кем совершилось открытие Курильских островов их освоение;

    Определить значение Курильских островов в отношении России и Японии в XIX веке;

    Выявить принадлежность рассматриваемых нами территорий в результате русско-японской войны (1904-1905);

    Проанализировать передачу Курильской гряды России в результате Второй Мировой войны (1939-1945)4

    Осветить Курильскую проблему в 50-е годы XX века.

    Рассмотреть как складываются взаимоотношения России и Японии сегодня;

    Рассмотреть существующие позиции по территориальному вопросу.

Первой европейской экспедицией, оказавшейся у Курильских и сахалинских берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза в 1643 году. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и российские землепроходцы.

Сначала - в 1646 г. - экспедиция В. Д. Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина, М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей - землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо. В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона.

О первых русских поселениях на Курилах того времени сообщают голландские, скандинавские и германские средневековые хроники и карты. Первые сообщения о Курильских землях и об их жителях дошли до русских ещё в середине XVII века.

В 1697 году в ходе экспедиции Владимира Атласова на Камчатку появились новые сведения об островах, русские исследовали острова до Симушира (остров средней группы Большой гряды Курильских островов).

Указы 1779, 1786 и 1799г. - подтверждали вхождение Курильских островов, включая южные в состав Российской Империи.

Наибольшее значение имеет Указ 1786г. Он был издан на основе памятной записке подготовленной президентом коммерц-коллегии А.Воронцовым и членом коллегии иностранных дел А. Безбородко, и закреплял за Россией обширные владения в Азии, в том числе Курильские острова.

В указе, в частности, говорилось: " Как по общепринятому правилу на неизвестные земли имеет право те народы, которые первое открытие оных учинили, как то в прежние времена....... обычно делалось, что какой-либо европейский народ, нашедший неизвестную землю, ставили на оной свой знак...., в чём и всё доказательство права к завладению заключалось, то вследствие сего неоспоримо должны принадлежать России: ...Гряда Курильских островов" . Положения Указа 1786г. были подтверждены в 1799г.

Таким образом, в соответствии с официальными русскими документами в конце 18 столетия вся Курильская Гряда рассматривалась как часть территории России.

Из разработанных Г.Витоном 3-х главных условий, наличие которых давало государству "правовой титул", в активе у России в конце 18 столетия были почти все их элементы. Это соблюдение положения о "Первооткрытии", неоднократные описание и картографирования, включая официальные издания карт, установка знаков-крестов с надписями, оповещение других государств (Указ 1786г.). Проведение исследований, включая геологоразведку и хозяйственное освоение Курил путем введения там промысла рыбы и зверя, опытов с земледелием, основания поселений и зимовий, полностью отвечает положению о "первоосвоении - первоккупации".

Административное управление островами с Камчатки, систематичный сбор дани- ясака с местных жителей.

К концу 18 столетия Россия в соответствии с существующими тогда нормами международного права имела достаточно оснований рассматривать всю Курильскую Гряду как собственную территорию. При этом не известно ни одного японского законодательного акта 18- начала 19 веков, в котором бы говорилось о включении в состав Японии южных Курил.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Курильские острова были открыты в 1643 году европейской экспедицией, которую возглавлял Мартин Герритезона де Фриз. Но как таковых последствий не было. Огромную роль в изучении их сыграли российские путешественники, мореплаватели.

В 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного посланника Японии в России Эномото Такэаки снова начались переговоры. Он привез два проекта разрешения главной проблемы переговоров - владение островом Сахалин. Согласно первому, в обмен на Южный Сахалин Россия должна была уступить Японии остров Уруп с прилегающими островками и компенсировать японскую недвижимость на Сахалине. По второму Япония должна была получить все Курильские острова. 7 мая 1875 г. русский канцлер А. М. Горчаков и японский посланник Эномото Такэаки подписали Трактат между Россией и Японией, названный Санкт-Петербургским. В его ст. 1 говорилось: «Его Величество Император Японский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Российскому часть территории острова Сахалин, которой он ныне владеет... Отныне означенный остров Сахалин весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через пролив Лаперуза». В статье 2 было зафиксировано: «Взамен уступки России прав на остров Сахалин... Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими... Эта группа включает в себя нижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан, 7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу». Согласно другим статьям Санкт-Петербургского договора, всем жителям уступаемых территорий предоставлялось право сохранить прежнее гражданство или вернуться на родину, но при этом они подпадали под юрисдикцию той страны, к которой перешла соответствующая территория. В портах Охотского моря и Камчатки Япония получила для судоходства, торговли и рыбной ловли те же права, что и страны, обладавшие статусом наиболее благоприятствуемой нации. Кроме того, японские суда, заходящие в порт Корсаков, освобождались от портовых сборов и таможенных пошлин сроком на 10 лет. Там же открывалось японское консульство. Российская сторона выплатила Японии за недвижимое имущество на Южном Сахалине свыше 112 тыс. рублей.

Русско-японский договор 1875 г. вызвал в обеих странах неоднозначные отклики. Многие в Японии осуждали его, считая, что японское правительство обменяло имеющий важное политическое и экономическое значение Сахалин на «маленькую гряду камешков», какой им представлялись Курилы. Другие просто заявляли, что Япония обменяла «одну часть своей территории на другую». Известный японский писатель и публицист Симэй Футабатэй (1864-1909) писал: « Общественное мнение бурлило. Чувства, которые таились во мне с раннего детства, чувства человека Реставрации закипели во мне. Публичное негодование по поводу договора и мои чувства слились в единое. В конце концов, я решил, что величайшая опасность для будущего Японии – Россия». С. Футабатэй полагал, что наступит день, когда Япония будет сражаться с Россией.

Подобные оценки раздавались и с русской стороны: многие считали, что обе территории принадлежали России по праву первооткрывателя. Договор 1875 г. не стал бесповоротным актом территориального размежевания между Россией и Японией и не смог предотвратить дальнейшие конфликты между двумя сторонами.

Что касается МИД России русско-японского договора 1875 года, то она была довольная высока, так как российское правительство рассчитывало на улучшение внешнеторговых отношений с Японией после решения Сахалинской проблемы. Уступка Курильских островов не рассматривалась как серьезная, поскольку правительство Российской империи недооценило их стратегическое значение.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что ситуация с Курилами, которая существовала уже много лет приняла официальный характер с принятием Симодского трактата 1855 года. Его итогом стало то, что Сахалин становился не разделенным, а Япония в свою очередь получила права на Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

Что касается Санкт-Петербургского тракта, то тут речь шла речь об обмене Курильских островов на Сахалин, т.е. практическая сдача Курил без всякой компенсации. Следующей точкой в русско-японских отношениях стала русско-японская война.

Навязав России несправедливый, грабительский Портсмутский договор, Япония тем самым перечеркнула предыдущие договоры, заключенные с Россией, и полностью утратила всякое право ссылаться на них. Совершенно несостоятельными, поэтому попытки правящих кругов Японии использовать растоптанный японской военщиной Симодский трактат для оправдания своих территориальных притязаний к Советскому Союзу.

Напоминая о первых русско-японских договорах, в Японии в то же время предпочитают «забывать» о совершенной японским империализмом варварской агрессии против нашей страны - о японской интервенции на советском Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. Японские интервенты заняли вначале Владивосток, а затем оккупировали Приморье и Приамурье, Забайкалье и Северный Сахалин (который оставался под японской оккупацией до 1925 г.). Япония сосредоточила на советском Дальнем Востоке 11 пехотных дивизий (из 21 имевшейся у нее в то время) численностью около 175 тыс. человек, а также крупные военные корабли и морскую пехоту.

Японская интервенция нанесла глубокие раны советскому народу и огромные разрушения Советской стране. По подсчетам специальной комиссии, ущерб от хозяйничанья японских интервентов на советском Дальнем Востоке составил коллосальную сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Эта позорная акция сейчас фактически замалчивается в Японии, молодое поколение японцев, которое продолжают пугать «советской угрозой», почти ничего не знает о японской интервенции против Советской России. Упоминания о ней в японских учебниках сводятся к минимуму.

Совершив интервенцию в Советскую Россию, Япония окончательно лишила себя всяких моральных прав ссылаться на договоры 1855 и 1873 гг., которые она сама же аннулировала.

Таким образом, можно сделать вывод, что Япония в результате русско-японской войны получила желанные территории на Дальнем Востоке. Япония добилась грабительского отторжения ряда Курильских островов от России, несмотря на предыдущие мирные договора. Но можно так же заявить, что Портсмутский договор являлся не совсем компетентным, ведь напав на Россию, Япония нарушила пункт первый Симодского трактата 1855 г. – «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Так же договор 1905 года практически прекратил действие договора 1875 года, на который Японцы пытаются ссылаться. Потому что смысл его состоял в том, что Япония отказывается от Сахалина в обмен на Курилы. Тракт 1875 года между Японией и Россией становится, скорее всего историческим памятником, а не документом на который стоит опираться. Следующей стадией в русско-японских отношениях станет Вторая Мировая война.

11 февраля 1945 года руководители СССР, США и Великобритании подписали в Крыму соглашение о том, что через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе, СССР вступит в войну против Японии на стороне союзников при условии: “Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 году, а именно возвращение южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов; передачи Курильских островов” Главы правительств СССР, США и Великобритании поставили свои подписи под этим соглашением, в котором заявляли, что претензии СССР должны быть удовлетворены.

В момент вступления в должность Трумэн был проинформирован о секретных работах по созданию атомной бомбы. Трумен не сомневался, что вступление Советского Союза в войну окончательно убедит Японию в неизбежности ее полного разгрома, и тогда атомное оружие не понадобится. Однако мысль о том, чтобы отстранить СССР от послевоенного урегулирования в Восточной Азии, не давала ему покоя. Широко известно заявление Трумэна по этому поводу: “Если бомба взорвется, что, я думаю, произойдет, у меня, конечно, будет дубина для этих парней”

6 и 8 августа 1945 года американцы без всякой к тому военной необходимости сбросили две атомные бомбы на мирные густонаселенные японские города Нагасаки и Хиросиму. Однако это не заставило Японию капитулировать. Японское правительство скрыло от народа сообщение о использовании американцами атомной бомбы и продолжало готовиться к решающему сражению на своей территории. В точном соответствии с обещаниями, данными в Крыму, ровно через три месяца после капитуляции Германии правительство СССР 8 августа объявило Японии войну. 9 августа на экстренном заседании Высшего Совета по руководству войной японский премьер – министр Судзуки заявил: вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным продолжение войны.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе, на борту американского линкора “Миссури”, представителями союзных наций, включая советского генерал – лейтенанта К.Н. Деревянко и представителями Японии был подписан исторический пакт о безоговорочной капитуляции Японии.

США в августе 1945 года выпускает два официальных заявления: Генеральный приказ №1 и Первоначальная политика США в Японии после капитуляции. Япония определялась как состоящая из островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку и тех мелких отдельных островов, какие определяются согласно Каирской декларации. Своей декларацией о намерениях Вашингтон открыто вносил идеологический элемент в американо-советскую борьбу за влияние на послевоенный мир.

В разработанный США пакет мирного договора с Японией было включено положение о том, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору. Но данное положение ставит вопрос о Южном Сахалине и Курильских островах как бы в подвешенном состоянии, так как согласно этому договору Япония отказывается от Южного Сахалина и Курильских островов, но в то же время не признает суверенитета СССР над этими территориями. И это происходило тогда, когда Южный Сахалин и все Курильские острова в соответствии с Ялтинским соглашением уже были официально включены в состав СССР.

Таким образом, США предусмотрели в Сан-францисском договоре отсутствие подлинного мирного урегулирования между Японией и СССР, ибо такое урегулирование должно было включить окончательное разрешение всех проблем, в том числе территориальных. 12 июля 1951 года был опубликован совместный американо-английский проект мирного договора с Японией.

Глава советской делегации А.А. Громыко, выступая 5 сентября, подчеркнул, что американо-английский проект договора не удовлетворяет ни одно государство, которое не на словах, а на деле стоит за установление прочного мира . Так Москва отказалась присоединиться к подписанию мирного договора.

Таким образом, на Ялтинской, Потсдамской конференциях были выработаны соглашения, согласно которым, СССР обязывалось вступить в войну с Японией при условии возвращения ей прав на южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Выполняя свой союзнический долг СССР, объявляет войну Японии. После капитуляции Японии США вступает на путь жестокой оппозиции советскому влиянию. Только в 1956 году благодаря политическим и общественным силам Японии были восстановлены дипломатические отношения между США и Японией.

Как отмечают историки, для Советского Союза «курильский вопрос» был закрыт раз и навсегда, о чем неоднократно заявлял глава советского МИДа А.А. Громыко. И только недальновидность и недостаточная компетентность, а возможно, желание переиграть дипломатически японцев последних советских – Горбачева - Шеварнадзе и, особенно, первых руководителей РФ – Ельцина – Козырева, привели к тому, что его снова стали обсуждать на официальном уровне к несказанной радости японцев, американцев и всех явных и скрытых недоброжелателей нашей страны внутри нее и за рубежом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 50-е годы XX века прошел еще один этап истории Курильских островов. В 1956 году Н.С. Хрущевым была подписана Московская декларация. Отношение к ней двойственное. С одной стороны, было прекращено состояние войны, и состоялась попытка установления дипломатических и консульских отношений с Японией. С другой стороны СССР объявило о согласии передать Японии острова Хамбои и Сикотан, но после заключения мирного договора. Но японцы нарушили условия декларации и заключили договор о военном сотрудничестве с США, который закрепил пребывание американских вооруженных сил на территории Японии. При всей недальновидности заявлений Хрущева речь шла о «передаче», а не «возвращении», то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Данная декларация стала «камнем преткновения» в наших отношениях с японцами на сегодняшний день.

В Японии эти территории называют просто "Северными территориями", давая понять, что они принадлежат Японии и нечего тут спорить.

Какие аргументы выдвигает Япония? Позиция Японии основывается, прежде всего, на утверждении, что исторически четыре острова Уруп, Итуруп, Хабомаи и Шикотан являются исконно японской землёй и остаются таковой, несмотря на их оккупацию СССР в 1945г. При этом они ссылаются на Синодский договор 1855 г, согласно которому русско-японская граница в районе Курильских островов устанавливались между островом Уруп и Итуруп, причём Итуруп и острова к югу от него признавались владениями Японии, а Уруп и острова к северу - России.

В международно-правовом отношении позиция Японии основывается на легалистическом аргументе, а именно - эти 4 острова являются не частью Курильских островов, а продолжением Хоккайдо. Следовательно, заявляет Япония, подписывая мирный договор, она не отказывалась от этих островов. Таким образом, Япония основывает свои притязания на утверждение, что острова не являются частью Курил. Если обратимся к истории подписания Сан-францисского договора между Японией и США, мы увидим что американский проект мирного договора оставлял территориальный вопрос открытым, ибо точного определения пределов Курильских островов не было.

Территориальный вопрос был официально озвучен 19 октября 1951г. заведующим договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимурана заседании специального комитета по мирному договору палаты представителей парламента Японии уточнил понятие "Курильские острова" , заявив: "Я считаю, что территориальные пределы Курильских островов, о которых говорится в договоре включают в себя как Северные Курилы, так и южные Курильские острова "

Но и в Японии есть учёные, которые имеют мнение, отличное от официальной точки зрения к примеру, в газете "Хоккайдо Симбун" опубликовали мнение профессоров С. Мурояма и Х.Вада, которые высказывают сомнения в справедливости утверждения МИД Японии о том, что в понятия "Курильские острова", от которых Япония отказалась по Сан-францисскому мирному договору, не входят острова Кунашир и Итуруп, что ссылка МИД Японии на Синодский трактат 1885 г. в целях подтверждения официальной позиции несостоятельна, поскольку, как они считают, в то время во всех дипломатических документах Кунашир и Итуруп включаются в понятия Курильские Острова, а МИД Японии ссылался на Японский текст трактата представляющий собой ошибку переводчика.

Сегодня в средствах массовой информации часто звучат утверждения о том, что СССР допустил насильственный захват принадлежащих Японии островов, и ставится вопрос об их возвращении, и в пользу этого проводятся всевозможные исторические свидетельства, социологические опросы.

Одним из первых выступил с такой оценкой Н.С.Хрущёв в своих мемуарах: «Если бы мы дали ранее правильную оценку сложившейся после разгрома японского милитаризма условий и подписали бы мирный договор, разработанный американской стороной без нашего участия, но с учетом наших интересов, мы бы сразу открыли посольство. Нас пригласили подписать мирный договор с Японией, а мы отказались. Сложилась неясная обстановка, которая тянется до сих пор.

Таким образом, позиция нашего государства, как и Японии, вполне обоснованы, но необходимо помнить, что спорные территории принадлежат нам. И именно от политики нашего государства зависит судьба этих территорий.

http://archive.mid.ru//bl.nsf



Что еще почитать