Сказка о круговороте воды в природе. Мини-сказка о круговороте воды в природе «В волшебном царстве Капитошки Рассказ на тему круговорот воды в природе


Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.

Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы.

Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи?

Разбор природных явлений, описанных в сказке можно провести с помощью рис. 15.

Стихи о воде

Капля

Капля воды вытекает из крана -

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза -

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи -

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья -

Капля природы и наших побед.

Капля и капля - получится море,

Море плюс море - равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется -

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом-братцем

И с мочалкою-сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица -

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это - только вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Пословицы и «крылатые» выражения о воде

· Кран - чистый родник в квартире.

· Хлеб - батюшка, а водица - матушка.

· Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

· Не всякая водица для питья годится.

· Много воды - много травы.

· Вода с гор потекла - весну принесла.

· Апрель с водой - май с травой.

· Вода и землю точит, и камень долбит.

· Вода - ценный дар природы.

· Не сохраним природу - не будет Родины.

· Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

· Вода - одно из самых главных богатств на Земле.

Загадки

Я - и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода )

Течет, течет -

Не вытечет.

Бежит, бежит -

Не выбежит. (Река )

Без крыльев - лечу.

Без ног - бегу,

Без паруса - плыву. (Облако )

В белом бархате деревья -

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает. (Иней )

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро )

Вода из канала

В дом прибежала

И там разбежалась

По этажам. (Водопровод )

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате? (Ванна )

Материалы по теме «Необыкновенное чудо - самая обыкновенная вода»

Девиз : «Мать-водица - всему царица»

Цель : воспитание у учащихся элементарной культуры бережного использования воды.

Задачи :познакомить с водными ресурсами города (села); воспитывать культуру поведения в природе; содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в водосбережение.

Оборудование : загадки от Водяши, картинки для игры «Будь внимательным», бумага, цветные карандаши или фломастеры, краски.

Форма проведения :заочная экскурсия

Ход урока

Введение в тему

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда,

Всем, везде нужна вода!

Учитель . Ребята, о чем мы сегодня будем вести беседу?

Правильно, о воде. А еще мы познакомимся еще с одним другом Берегоши - Водяшей. Как вы думаете, чему он будет нас учить?

Учитель . Урок будет не обыкновенный, а урок-экскурсия. Мы все вместе отправимся к ближайшему водоему. Прежде чем отправимся в путь, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?

Ø Можно ли кричать на лугу или в лесу?

Ø Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?

Ø Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?

Ø Можно ли разжигать костер?

Ø Можно ли разбрасывать мусор?

Ø Можно ли слушать тишину?

Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.

Заочная экскурсия в природу

Отгадывание загадок

Чтобы нам было веселее в пути, Водяша прислал вам загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете, где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман )

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед )

Из воды родился и в воду превратился. (Снег )

Это интересно знать

Ребята готовят устный журнал «Это интересно знать». Странички журнала:

Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

Самое большое озеро Беларуси - Нарочь. Его длина почти 13 км, ширина около 10 км, а глубина в некоторых местах превышает 24 м. Самое глубокое озеро - Долгое. Его глубина в некоторых местах превышает 53 м.

Беларусь называют «синеокой», страной голубых рек и озер. На территории нашей страны протекает более 20 тыс рек. Наиболее крупные реки: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг.

Таково минимальное количество воды (рис. 16), которое требуется на каждого человека для питья, гигиены и выращивания продуктов питания. Этот объем эквивалентен двум пятым объема олимпийского плавательного бассейна

Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки".

1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.

2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.

В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.

Круговорот воды в природе

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел "Экологическое воспитание"

Все живые существа и растения обитают на поверхности планеты или в непосредственной близости от нее. Кроме солнечной энергии, они потребляют небольшое количество природных ресурсов, содержащихся там. Если бы вода, кислород и другие , жизненно необходимые для всего живого, не возобновлялись постоянно, они бы вскоре полностью исчерпались. Поэтому многие процессы в природе носят характер круговорота. Круговорот - это постоянный обмен элементами между воздухом, водой, землей, растениями и животными. Все эти процессы дают возможность всему живому на Земле жить и развиваться. Один из самых важных химических элементов - кислород. Он существует в атмосфере в форме газа (21%) и входит в одну из составных частей круговорота воды и углерода. Столь же важны для всего живого углерод и азот. К важнейшим элементам относятся еще и фосфор, сера и кальций, а также железо и цинк, потребность в которых гораздо меньше. Все эти элементы необходимы для передачи энергии и чрезвычайно важны для роста и обновления всего живого на Земле.

Необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. встречаются с массами холодного воздуха - например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах л подземных водоносных пластах. Растения и животные также содержат немало воды, которая возвращается. В круговорот после их гибели и разложения. нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в . Растений получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.

Модель круговорота воды в природе

Вы можете сами устроить крошечную модель круговорота воды. Для этого вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать с нее в банку.

Углекислый газ играет в атмосфере очень важную роль: он удерживает солнечные лучи, отраженные от земной поверхности, и нагревает Землю. Это явление называют парниковым эффектом. С тех пор как началась эпоха индустриализации, люди стали сжигать громадное количество топлива. Это резко увеличило содержание в атмосфере углекислого газа. О будущих последствиях этого процесса и о его влиянии на погодные условия Земли можно только гадать. Некоторые ученые полагают, что повышение температуры повлечет за собой таяние льдов, а это, в свою очередь, - поднятие уровня океана и затопление прибрежных районов суши, а также крупномасштабные изменения климата и окружающей среды во всем мире. Чтобы не допустить дальнейшего увеличения в атмосфере углекислого газа, человечество должно активнее переходить на возобновляемые, экологически чистые источники топлива.

Круговорот азота

Всем живым организмам для роста и развития нужен азот. Получают они его самыми разными путями. На долю азота приходится около 78% воздуха, но в газообразном состоянии растения и животные его не усваивают. Чтобы они могли усвоить азот, он должен сначала превратиться в нитриты, а затем в. нитраты.

Минеральные вещества находятся и на поверхности Земли, и в ее недрах. На поверхность они поднимаются в результате вулканической деятельности. Многие из этих элементов, например фосфор и железо, необходимы для жизнедеятельности растений и животных.

Круговороты в природе относительно стабильны. Любые изменения укладываются в определенные рамки, поэтому круговороты, лишь слегка изменяясь, повторяются вновь и вновь - и жизнь на Земле продолжается. Однако деятельность человека вносит в окружающую среду необратимые изменения и нарушает извечные природные круговороты. Мы невольно разрушаем хрупкое равновесие в природе, и результаты этого могут оказаться гибельными для всего человечества.

Рассказывать детям о воде и ее свойствах просто необходимо, ведь вода сегодня является не только дорогим и ценным ресурсом, это ещё очень ограниченный ресурс. Запасы пресной воды на Земле постепенно сокращаются и, если мы не начнем бережно относиться к этому веществу, вполне возможно, что в недалеком будущем нашим детям и внукам серьёзно придется задуматься об этой проблеме. Поэтому очень важно, чтобы с раннего возраста еще в детском саду детям проводили занятия, целью которых будет донесение информации о природе, в том числе и воде, и ее роли для нас.

Также проведение занятий на такие темы необходимо в школах. Ведь в школьном возрасте дети хоть и знают о воде многое, однако не настолько подробно и настолько хорошо как того бы хотелось. Немалую роль в воспитании ребенка занимает и вклад родителей. Ведь дети всё повторяют за взрослыми, и безукоризненно следуют их примеру. Поэтому детей необходимо обучать не только в детских садах и школах, а и дома, на личном примере.


Что рассказывать детям о круговороте воды в природе?

Если Вы планируете рассказать детям дошкольного возраста о круговороте воды в природе, то необходимо постараться разъяснить им эту тему так, чтобы они ее поняли. То есть приводите реальные примеры, или же и вовсе описывайте этот процесс как сказку, пьесу.

В первую очередь необходимо рассказать детям о том, что же такое вода. Расскажите детям, что вода состоит из нескольких элементов, а именно из кислорода и водорода. Понятно, что для детей дошкольного возраста химические термины будут слишком сложными, однако можно объяснить им, что вода — это вещество, своего рода система, которую формируют несколько сказочных персонажей и назовите их именами всем известных элементов. Возможно использование различных , а также с названиями химических элементов.

После этого можно начинать рассказывать и о движении воды в природе. Круговорот воды в природе для детей должен показаться простым, поэтому рассказывать необходимо максимально доступно. Ну, например, скажите детям, что вода путешествует с земли на небо, а потом возвращается обратно. Так, например, если поставить емкость с водой на улице на солнышке и немного подождать, вода испарится и полетит на небо. Там она присоединится к большим тучкам, и будет ждать своего времени. И вот когда соберется много воды на тучках, она наконец-таки снова отправится на землю. В этот момент мы можем видеть дождик, а в холодную погоду — снег.

После дождика на асфальте остаются лужи, и когда снова выглянет солнышко, водичка опять продолжит свое путешествие, и опять вернётся на небо.

Смотреть видео фильм «Круговорот воды в природе для детей»:

Объясните детям, что солнышко играет здесь ключевую роль, своими лучиками оно заставляет воду подниматься высоко к небу. Снег тоже рано или поздно растает, и превратиться в водичку. Здесь даже можно для наглядности показать детям как плавится лед при воздействии на него температуры. Или можно показать детям, как вода испаряется, как пар может оставаться на других предметах в виде росы.

Для того чтобы дети лучше поняли суть процесса, можно организовать небольшой спектакль с участием самих детей. Они будут капельками дождя, которые спустятся на землю и превратятся небольшие лужки. А потом выйдет солнышко, и они снова полетят на небо. Так дети смогут понять суть процесса, наглядно увидят его и точно усвоят этот материал.

Приключение Капельки

Жила-была Капелька. У нее не было ни мамы, ни папы. Она мечтала полететь на облачко. Ей очень хотелось найти свой дом. Однажды, она попросила у солнышка, чтобы оно ее превратило в пар.
Когда она летела, она видела ВСЁ вокруг. ВСЁ было очень красиво. Когда она прилетела на облачко, она увидела еще капельки, которые искали свой дом.
Они подружились. А потом выпали на землю. Это был лес. А там где они выпали, образовалась река.
Потом они снова испарились. И опять образовали облачко. И затем они снова выпали на землю.
Только теперь, где они выпали, был уже не лес, а поле. Затем они снова испарились и снова образовали облачко. Но теперь они выпали в степь.

Капельке надоело и она решила узнать - а нужен ли дождь кому-нибудь.
И сначала она встретила Зайца.
- Зайчик! А тебе нужен дождь?
- Конечно, без дождя не росла бы моя морковка.

Капелька опять решила отправиться в путешествие. И она снова превратилась в пар. Там, она встретила своих друзей. И они вместе выпали дождем. И на этот раз образовали озеро.
Так, Капелька нашла свой дом.

Рецензии

Хорошо написано!!! Хорошая сказка!!! Мне понравилась она!!!

Единственно замечание, возможно надо было вместо третьего вопроса:

Цветик-семицветик, а тебе нужна вода?"

Написать также как и в первых двух вопросах:

Цветик-семицветик, а тебе нужен дождь?
А ТЕБЕ НУЖЕН ДОЖДЬ? - Трижды заданный вопрос...

С Уважением, и пожеланием успеха и удачи в литературном творчестве, Король Тигр.

ПС: Капелька, на рисунке, тоже хорошо изображена!!!

Здравствуйте!
Я эту сказку написала очень давно, еще когда только училась в 1-м классе. Это мне мама напомнила, что я в 1-м была. А я думала, что во 2-м!
А вопрос про воду,а не про дождь потому что Цветик-семицветик рос в саду и его поливали водой. Он и не знал другого.
Но вообще,сейчас я бы эту сказку написала совсем по другому. Но она как есть.

Спасибо Вам большое!
И за капельку - тоже Спасибо! :-)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Что еще почитать