Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.
Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы.
Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи?
Разбор природных явлений, описанных в сказке можно провести с помощью рис. 15.
Стихи о воде
Капля
Капля воды вытекает из крана -
Капля очищенной нами воды,
Капля слезы вытекает из глаза -
Капля страданий и боли души.
Капля дождя вытекает из тучи -
Капля надежды и радуги свет,
Капля реки вытекает из устья -
Капля природы и наших побед.
Капля и капля - получится море,
Море плюс море - равно океан.
Море воды наградило нас болью
За причиненный ей нами кошмар.
Трудолюбивая вода
Время ванну принимать.
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется -
Ручки, ножки отмывать.
Спинку вымыть с мылом-братцем
И с мочалкою-сестрой,
Нелегко воде порой,
Если ей не подчиняться.
Обижается водица -
Грязь не украшает лица.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать.
Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И всё это - только вода.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Пословицы и «крылатые» выражения о воде
· Кран - чистый родник в квартире.
· Хлеб - батюшка, а водица - матушка.
· Если есть хлеб и вода, то уже не беда.
· Не всякая водица для питья годится.
· Много воды - много травы.
· Вода с гор потекла - весну принесла.
· Апрель с водой - май с травой.
· Вода и землю точит, и камень долбит.
· Вода - ценный дар природы.
· Не сохраним природу - не будет Родины.
· Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.
· Вода - одно из самых главных богатств на Земле.
Загадки
Я - и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода )
Течет, течет -
Не вытечет.
Бежит, бежит -
Не выбежит. (Река )
Без крыльев - лечу.
Без ног - бегу,
Без паруса - плыву. (Облако )
В белом бархате деревья -
И заборы, и деревня.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней )
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро )
Вода из канала
В дом прибежала
И там разбежалась
По этажам. (Водопровод )
Плещет теплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна )
Материалы по теме «Необыкновенное чудо - самая обыкновенная вода»
Девиз : «Мать-водица - всему царица»
Цель : воспитание у учащихся элементарной культуры бережного использования воды.
Задачи :познакомить с водными ресурсами города (села); воспитывать культуру поведения в природе; содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в водосбережение.
Оборудование : загадки от Водяши, картинки для игры «Будь внимательным», бумага, цветные карандаши или фломастеры, краски.
Форма проведения :заочная экскурсия
Ход урока
Введение в тему
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!
Учитель . Ребята, о чем мы сегодня будем вести беседу?
Правильно, о воде. А еще мы познакомимся еще с одним другом Берегоши - Водяшей. Как вы думаете, чему он будет нас учить?
Учитель . Урок будет не обыкновенный, а урок-экскурсия. Мы все вместе отправимся к ближайшему водоему. Прежде чем отправимся в путь, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?
Ø Можно ли кричать на лугу или в лесу?
Ø Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?
Ø Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?
Ø Можно ли разжигать костер?
Ø Можно ли разбрасывать мусор?
Ø Можно ли слушать тишину?
Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.
Заочная экскурсия в природу
Отгадывание загадок
Чтобы нам было веселее в пути, Водяша прислал вам загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете, где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман )
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед )
Из воды родился и в воду превратился. (Снег )
Это интересно знать
Ребята готовят устный журнал «Это интересно знать». Странички журнала:
Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.
И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.
Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.
Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.
Самое большое озеро Беларуси - Нарочь. Его длина почти 13 км, ширина около 10 км, а глубина в некоторых местах превышает 24 м. Самое глубокое озеро - Долгое. Его глубина в некоторых местах превышает 53 м.
Беларусь называют «синеокой», страной голубых рек и озер. На территории нашей страны протекает более 20 тыс рек. Наиболее крупные реки: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг.
Таково минимальное количество воды (рис. 16), которое требуется на каждого человека для питья, гигиены и выращивания продуктов питания. Этот объем эквивалентен двум пятым объема олимпийского плавательного бассейна
Экологическая сказка о круговороте воды в природе "Приключения капельки".
1. Объяснить детям по средствам сказки такие природные явления как облака,осадки, круговорот воды в природе.
2. Вызвать интерес к природным явлениям и их происхождению.
3. Воспитывать доброту и отзывчивость.
Сказка "Приключения капельки".
Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.
Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.
И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.
Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.
Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.
Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.
Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.
В качестве подкрепления полученных знаний можно провести эксперимент.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Все живые существа и растения обитают на поверхности планеты или в непосредственной близости от нее. Кроме солнечной энергии, они потребляют небольшое количество природных ресурсов, содержащихся там. Если бы вода, кислород и другие , жизненно необходимые для всего живого, не возобновлялись постоянно, они бы вскоре полностью исчерпались. Поэтому многие процессы в природе носят характер круговорота. Круговорот - это постоянный обмен элементами между воздухом, водой, землей, растениями и животными. Все эти процессы дают возможность всему живому на Земле жить и развиваться. Один из самых важных химических элементов - кислород. Он существует в атмосфере в форме газа (21%) и входит в одну из составных частей круговорота воды и углерода. Столь же важны для всего живого углерод и азот. К важнейшим элементам относятся еще и фосфор, сера и кальций, а также железо и цинк, потребность в которых гораздо меньше. Все эти элементы необходимы для передачи энергии и чрезвычайно важны для роста и обновления всего живого на Земле.
Необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. встречаются с массами холодного воздуха - например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах л подземных водоносных пластах. Растения и животные также содержат немало воды, которая возвращается. В круговорот после их гибели и разложения. нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в . Растений получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
Вы можете сами устроить крошечную модель круговорота воды. Для этого вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать с нее в банку.
Углекислый газ играет в атмосфере очень важную роль: он удерживает солнечные лучи, отраженные от земной поверхности, и нагревает Землю. Это явление называют парниковым эффектом. С тех пор как началась эпоха индустриализации, люди стали сжигать громадное количество топлива. Это резко увеличило содержание в атмосфере углекислого газа. О будущих последствиях этого процесса и о его влиянии на погодные условия Земли можно только гадать. Некоторые ученые полагают, что повышение температуры повлечет за собой таяние льдов, а это, в свою очередь, - поднятие уровня океана и затопление прибрежных районов суши, а также крупномасштабные изменения климата и окружающей среды во всем мире. Чтобы не допустить дальнейшего увеличения в атмосфере углекислого газа, человечество должно активнее переходить на возобновляемые, экологически чистые источники топлива.
Всем живым организмам для роста и развития нужен азот. Получают они его самыми разными путями. На долю азота приходится около 78% воздуха, но в газообразном состоянии растения и животные его не усваивают. Чтобы они могли усвоить азот, он должен сначала превратиться в нитриты, а затем в. нитраты.
Минеральные вещества находятся и на поверхности Земли, и в ее недрах. На поверхность они поднимаются в результате вулканической деятельности. Многие из этих элементов, например фосфор и железо, необходимы для жизнедеятельности растений и животных.
Круговороты в природе относительно стабильны. Любые изменения укладываются в определенные рамки, поэтому круговороты, лишь слегка изменяясь, повторяются вновь и вновь - и жизнь на Земле продолжается. Однако деятельность человека вносит в окружающую среду необратимые изменения и нарушает извечные природные круговороты. Мы невольно разрушаем хрупкое равновесие в природе, и результаты этого могут оказаться гибельными для всего человечества.
Рассказывать детям о воде и ее свойствах просто необходимо, ведь вода сегодня является не только дорогим и ценным ресурсом, это ещё очень ограниченный ресурс. Запасы пресной воды на Земле постепенно сокращаются и, если мы не начнем бережно относиться к этому веществу, вполне возможно, что в недалеком будущем нашим детям и внукам серьёзно придется задуматься об этой проблеме. Поэтому очень важно, чтобы с раннего возраста еще в детском саду детям проводили занятия, целью которых будет донесение информации о природе, в том числе и воде, и ее роли для нас.
Также проведение занятий на такие темы необходимо в школах. Ведь в школьном возрасте дети хоть и знают о воде многое, однако не настолько подробно и настолько хорошо как того бы хотелось. Немалую роль в воспитании ребенка занимает и вклад родителей. Ведь дети всё повторяют за взрослыми, и безукоризненно следуют их примеру. Поэтому детей необходимо обучать не только в детских садах и школах, а и дома, на личном примере.
Если Вы планируете рассказать детям дошкольного возраста о круговороте воды в природе, то необходимо постараться разъяснить им эту тему так, чтобы они ее поняли. То есть приводите реальные примеры, или же и вовсе описывайте этот процесс как сказку, пьесу.
В первую очередь необходимо рассказать детям о том, что же такое вода. Расскажите детям, что вода состоит из нескольких элементов, а именно из кислорода и водорода. Понятно, что для детей дошкольного возраста химические термины будут слишком сложными, однако можно объяснить им, что вода — это вещество, своего рода система, которую формируют несколько сказочных персонажей и назовите их именами всем известных элементов. Возможно использование различных , а также с названиями химических элементов.
После этого можно начинать рассказывать и о движении воды в природе. Круговорот воды в природе для детей должен показаться простым, поэтому рассказывать необходимо максимально доступно. Ну, например, скажите детям, что вода путешествует с земли на небо, а потом возвращается обратно. Так, например, если поставить емкость с водой на улице на солнышке и немного подождать, вода испарится и полетит на небо. Там она присоединится к большим тучкам, и будет ждать своего времени. И вот когда соберется много воды на тучках, она наконец-таки снова отправится на землю. В этот момент мы можем видеть дождик, а в холодную погоду — снег.
После дождика на асфальте остаются лужи, и когда снова выглянет солнышко, водичка опять продолжит свое путешествие, и опять вернётся на небо.
Объясните детям, что солнышко играет здесь ключевую роль, своими лучиками оно заставляет воду подниматься высоко к небу. Снег тоже рано или поздно растает, и превратиться в водичку. Здесь даже можно для наглядности показать детям как плавится лед при воздействии на него температуры. Или можно показать детям, как вода испаряется, как пар может оставаться на других предметах в виде росы.
Для того чтобы дети лучше поняли суть процесса, можно организовать небольшой спектакль с участием самих детей. Они будут капельками дождя, которые спустятся на землю и превратятся небольшие лужки. А потом выйдет солнышко, и они снова полетят на небо. Так дети смогут понять суть процесса, наглядно увидят его и точно усвоят этот материал.
Приключение Капельки
Жила-была Капелька. У нее не было ни мамы, ни папы. Она мечтала полететь на облачко. Ей очень хотелось найти свой дом. Однажды, она попросила у солнышка, чтобы оно ее превратило в пар.
Когда она летела, она видела ВСЁ вокруг. ВСЁ было очень красиво. Когда она прилетела на облачко, она увидела еще капельки, которые искали свой дом.
Они подружились. А потом выпали на землю. Это был лес. А там где они выпали, образовалась река.
Потом они снова испарились. И опять образовали облачко. И затем они снова выпали на землю.
Только теперь, где они выпали, был уже не лес, а поле. Затем они снова испарились и снова образовали облачко. Но теперь они выпали в степь.
Капельке надоело и она решила узнать - а нужен ли дождь кому-нибудь.
И сначала она встретила Зайца.
- Зайчик! А тебе нужен дождь?
- Конечно, без дождя не росла бы моя морковка.
Капелька опять решила отправиться в путешествие. И она снова превратилась в пар. Там, она встретила своих друзей. И они вместе выпали дождем. И на этот раз образовали озеро.
Так, Капелька нашла свой дом.
Рецензии
Хорошо написано!!! Хорошая сказка!!! Мне понравилась она!!!
Единственно замечание, возможно надо было вместо третьего вопроса:
Цветик-семицветик, а тебе нужна вода?"
Написать также как и в первых двух вопросах:
Цветик-семицветик, а тебе нужен дождь?
А ТЕБЕ НУЖЕН ДОЖДЬ? - Трижды заданный вопрос...
С Уважением, и пожеланием успеха и удачи в литературном творчестве, Король Тигр.
ПС: Капелька, на рисунке, тоже хорошо изображена!!!
Здравствуйте!
Я эту сказку написала очень давно, еще когда только училась в 1-м классе. Это мне мама напомнила, что я в 1-м была. А я думала, что во 2-м!
А вопрос про воду,а не про дождь потому что Цветик-семицветик рос в саду и его поливали водой. Он и не знал другого.
Но вообще,сейчас я бы эту сказку написала совсем по другому. Но она как есть.
Спасибо Вам большое!
И за капельку - тоже Спасибо! :-)
Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом