Священные деревья разных народов. Священное дерево бо шри-ланки. Деревья могут и наказывать

омывается водами Индийского океана и его Бенгальского залива. Отделён от Индостана Манарским заливом и Полкским проливом. Так называемый Адамов мост - отмель в Полкском проливе - когда-то полностью соединял Шри-Ланку с материком, но, по данным летописей, был разрушен землетрясением около 1481 г.


Столица Шри-Ланки

— Шри-Джаяварденепура-Котте


Священное дерево Бо Шри-Ланки


История

Избавившись от назойливых англичан, жители Цейлона не мешкая переименовали свою страну так, как считали нужным. Так появилось государство Шри-Ланка. И хотя производимый здесь ароматный чай по-прежнему называется цейлонским, Шри Ланка также далека от Цейлона, как и от Великобритании. Именно здесь уже почти пять тысяч лет стоит дерево Бо. Именно под этим деревом принц Гаутама достиг Просветления и стал Буддой. Именно здесь гигантская змея укрывала медитирующего принца от непогоды под своим капюшоном. Это самое старое дерево на Земле и, похоже, оно еще увидит гибель этого мира.

Дамбулла

— старинный комплекс пещерных храмов тоже имеет свои маленькие, но неразгаданные тайны. Именно здесь вдоль одной из стен в толще камня проделан неширокий желобок, вода в котором бежит… вверх. Она достигает самой высокой точки пещеры и оттуда уже согласно закону тяготения падает вниз в большую золотую чашу.

Туристический рай

Туристам, прибывающим в этот райский уголок, следует знать и соблюдать некоторые правила. Нельзя показывать на кого-нибудь пальцем, это не просто невежливость — это прямое оскорбление. Перед входом во двор и помещение буддийских храмов снимается обувь. Чтобы сфотографировать местного жителя, необходимо прежде получить у него разрешение. Если будете бездумно щелкать фотоаппаратом направо и налево, проведя большую часть отдыха в полицейском участке.

Священное дерево Бо

Дерево Бо (Bodhi Tree) — один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире, которые приезжают в Анурадхапуру, сохранившую свою известность как средоточие исторических памятников и святых буддистских мест.

Это дерево (одно из самых древних в мире) было выращено из отростка индийской дикой фиги, саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым Будда обрел просветление. Отросток был привезен на остров в III в. до н. э. монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском парке Анурадхапуры.

Бо — самое старое дерево на Земле

Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – это самое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.

Само дерево небольшое, держится на подпорках. Рядом с ним растет большое защитное дерево.


Тысячи паломников приезжают каждый год, чтобы полюбоваться святынею, для поклонения даже построен отдельный храм Ланкарма. Чтобы увидеть дерево Бо своими глазами, нужно пройти через два кордона охраны, и тогда вы сможете подойти почти вплотную к золотому забору, который окружает священное дерево. Около этого заборчика можно наблюдать буддистов, которые стоят и ждут, когда со священного дерева упадут листочки. Эти листочки они заберут домой, чтобы осталась память о паломничестве на остров Цейлон – остров древней буддистской традиции. Кто-то прямо здесь медитирует или молится — иногда сутки напролет.


Это растение находится в городе Анурадхапура, и известно почти по всему миру. Его значение не столько в его возрасте и даже не в его размерах. Причина такой известность казалось бы обычного дерева – религия и легенды, которые вполне могут оказаться правдивыми.

Именно сюда каждый год приезжает множество буддистов, для которых это дерево священно. Но приходят сюда и просто туристы, которые мечтают посмотреть на это уникальное растение. Причиной тому является его история.

Это не просто дерево, это отросток индийской фиги. Он был взят в глубокой древности у того дерева, которое дарило свою тень Будде в тот момент, когда он обрел просветление. Само то дерево носит, точнее, носило название Будха Гойя. Произрастало если верить древним текстам оно на территории Непала. Но сегодня увидеть его уже невозможно, и единственное, что остается туристам и истинным буддистам – это его часть, его отросток, который уже сегодня стал одним из самых интересных деревьев на земле.


Подтверждением того, что это именно отросток самого священного из деревьев мира это древние тексты. Они прямо указывают на то, что одна из дочерей индийского императора привезла росток прямо из Непала. К тому времени она уже была монахиней, и это действие имело для нее не меньшее значение, чем сейчас имеет для всех поклоняющихся Просветленному. Именно она, девушка по имени Сангамитта, посадила его и в землю у королевского дворца древнего города. С тех пор оно растет и укореняется все глубже в этой земле.

Простых туристов мало интересует буддийская история этого дерева, более интересна датировка. Получается, что сегодня это растение одно из самых старых в мире – его привезли и посадили по древним текстам еще в II веке до нашей эры, а это означает, что сегодня ему уже более двадцати трех столетий.


Не смотря на такой возраст само священное древо невелико, и держится оно за счет специальных подпорок. Но рядом растет и крупнее дерево для его защиты.

Каждый год сюда приходят тысячи паломников, для которых построен отдельный храм.


На всех континентах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Человечество разрушило их, поэтому нас так волнует наше будущее. Как бы там ни было, если мы попытаемся отвести вполне реальную опасность, которую представляет исчезновение лесов на планете, то нам необходимо, хотя бы кратко, исследовать связи, существовавшие между людьми и деревьями вплоть до нашего столетия.

В разных уголках Земли живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра Земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям - плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления. Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

В выжженном солнцем Египте царил священный сикомор, в скованной льдами Скандинавии, родине тевтонов, - ясень Иггдрасиль. В Индии священный (Ficus religiosa) отождествляют с брахманом: у его подножия достиг просветления Гаутама Будда. По китайским преданиям, в центре Срединной империи и всего мира росло «прямостоящее дерево» (Кьен-му). У индейцев, обитавших на территории современной Мексики, мировое древо поднималось во всей своей красе из чрева богини-Земли в пятом измерении пространства, объединявшего высшее царство с низшим. В Африке до недавнего времени священным считалось дерево предков, обитель Бога и человека (у догонов - килена, у бамбара - баанза, у дагомейцев - азе), а в некоторых американских общинах вообще верят, что священное дерево - истинное место рождения человека.

Обычно божество выбирает определенное дерево и делает его своим земным пристанищем. Так оно становится священным. Иногда божество с помощью деревьев общается с людьми. Так, Зевс шелестом дубовых листьев открывал будущее жрицам святилища в Додоне. Но если боги по деревьям сходят на землю, почему бы людям не подниматься по их стволам к небожителям, как это делает сибирский шаман, залезая на березу, или получивший посвящение юноша в австралийской пустыне Арунта, который забирается на вершину священного шеста, напоминающего дерево без ветвей?

Некоторые деревья традиционно ассоциировались с каким-либо конкретным божеством, потому их особенно почитали. Кроме того, считалось, что у всех деревьев есть душа. Они служили вместилищем, телом дриад, гамадриад и кариатид в Древней Греции, леших и русалок у славянских народов (к слову если наберете нечто, скажем, Древняя Греция, все о мифах , то обязательно много мифов будет о деревьях). Вот почему к дереву нельзя было притрагиваться, пока дух не соблаговолит покинуть его. Срубить священное дерево означало приговорить себя к смертной казни. Эти народные поверья нашли отголосок в элегии «Гастинскому лесорубу» великого французского поэта XVI в. Ронсара.

Отождествление дерева и божества, естественно, привело к появлению нового образа - священного леса, который стал атрибутом религии не только древних греков, римлян и кельтов, но также персов и многих других народов Азии, Африки и Америки. Следы священных рощ и сегодня можно обнаружить в Индии, Китае и Японии, а также на севере Африки, где живут берберы. Когда-то это были единственные святилища. Священный лес вызывал благоговение и страх, с ним связывался целый свод строжайших табу, но именно под его сенью собирались юноши после обряда инициации, чтобы узнать от жрецов тайны мироздания. Лес стал прообразом храма, где колоннами служили стволы деревьев, а христианские церкви и сегодня напоминают его своими сводами, полумраком и мягким, радужным светом, струящимся сквозь витражи.

У подножия величественных деревьев издревле вершили суд. Иногда священное дерево считалось сердцем и хранителем города, и, хотя в процессе урбанизации следы этих поверий были стерты, в письменных источниках, относящихся ко временам античности, можно найти немало свидетельств, подтверждающих их существование. В священном городе Эриду шумеры, жившие в третьем тысячелетии до нашей эры, поклонялись мировому древу Кискану. В афинском Акрополе росла олива, которую, по преданию, посадила сама Афина, завладев, таким образом, этой землей и основав здесь город. На территории римского Форума охранялась смоковница, под сенью которой волчица кормила Ромула и Рема. По свидетельству Тацита, гибель дерева в 58 г. была воспринята горожанами как дурное предзнаменование. И не напрасно: год спустя император Нерон убил свою мать Агриппину, после чего предался безудержной жестокости и разврату, чуть было не приведшим к крушению Римской империи.

Однако деревья были связаны с судьбой не только городов, но и отдельных людей. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавая ему свою силу и даже долголетие - как известно, деревья живут гораздо дольше людей. Раньше во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое считалось как бы его близнецом. Полагали, что у них - общая судьба, поэтому за деревом тщательно ухаживали, веря, что если оно погибнет, в опасности окажется и человек. Плиний повествует о том, как один знатный римлянин, стремясь улучшить рост своего дерева, поливал его корни вином.

В некоторых традиционных обществах этот обычай дошел и до наших дней. В ряде случаев связь между человеком и деревом устанавливалась во время болезни. Так, чтобы вылечить больного ребенка, его три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве. Бывший когда-то широко распространенным средством от рахита и грыжи, ритуал этот обычно совершался на рассвете, когда у дерева было много сил. Больной ребенок черпал его энергию, а дерево принимало на себя болезнь. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Так возникала длительная близость ребенка и дерева. Если разрез зарастал, то ребенок излечивался, если он оставался - болезнь продолжалась. Если же дерево погибало, умирал и ребенок. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он начинал заботиться о своем спасителе. И никому другому не разрешалось до него дотрагиваться.

Также было распространено поверье, что деревья принимают души усопших. У таких народов, как варрамунга из Центральной Австралии, считалось, что деревья служат пристанищем душ до их перевоплощения. Древние египтяне верили, что души (ба) недавно усопших принимают вид птиц и садятся на ветви священного сикомора, а владычица этого дерева, богиня Хатор появляется в листве и предлагает им хлеб и воду. Но души эти могли быть злыми и опасными. Например, в Корее и многих других странах полагали, что в деревьях находят прибежище души только тех людей, которые умерли насильственной смертью.

В ряде стран верили, будто в деревьях поселяются души, оставленные на земле искупать свои грехи. В книге французского специалиста по фольклору Анатоля Ле Браза «Легенды о смерти в Южной Бретани», написанной в конце XIX в., приводятся интереснейшие примеры подобных верований. Порой люди слышали, как покойник, забравшись на дерево, стонал там и плакал. Тогда в местной приходской церкви служили обедню, по завершении которой покойник спускался вниз и благодарил за избавление от мучений. Рассказывали и о том, как ночью деревья подходят к дому и, превратившись в родственников хозяина, греются у очага.

Очень важно было правильно выбрать дерево для кладбища. Например, в Бретани на могилах обычно сажали тис, прораставший корнями в чрево похороненного под ним человека. В странах Средиземноморья для этой цели служил кипарис, который был символом траура еще во времена минойской культуры: своей пирамидальной формой он напоминает устремленный в небо факел - символ мольбы и бессмертия. В Китае на кладбищах тоже сажали кипарис или какое-нибудь другое вечнозеленое дерево, например, сосну.

Продолжение следует.

У многих народов Евразии деревья имели священный статус. Особенно культ деревьев был развит у северных народов: кельтов, германцев, угро-финнов. Славяне тоже почитали деревья.

Характерно что культ предков и священность деревьев связаны между собой. Дерево является наглядной метафорой связи поколений: корни, ствол, ветви. Личная история накладывается на историю мира. Редко какая культура не использует образ Мирового Дерева. Часто этот образ - центральный в разворачиванию мирового сюжета.

В иудо-христианской традиции именно вкушение плодов Мирового Дерева привело к началу человеческой истории: исходу человека из Рая. Иисус Христос был распят на "древе". В буддийской культуре Драгоценный Опыт Просветления произошел под деревом Боддхи. В Северной традиции бог Один получил откровение Рун, вися распятым на Мировом Древе Иггдрассиль.
Дерево - это один из глубинных архетипов. Хотя человек принадлежит к другому царству - царству животных, есть особая, сокровенная связь людей с миром деревьев. Дерево лучше всего передает идею связи поколений, идею развития, согласования с природными циклами как универсального процесса во Вселенной. Дерево дает надежду на Перемены.

Особенным свойством деревеьв является их прямая связь с Солнцем, они - поклонники солнечного культа. Пища дерева - Свет.

Рождается из земли, в землю возращается, делится плодами, живёт светом. Кто это? Как это?

Борис Медвидь

Ниже - фотоочерк о северной традиции почитания сосен.

Сосны - деревья Рода

У современных финнов сохранилась традиция на родовых соснах вырезать или ставить таблички в честь умерших родственников.

Именно на соснах: на заднем дворе дома или на старинных кладбищах.

У наших староверов в Мещёре тоже такие таблички были, cпециальные поминальные таблички .


Священная сосна,обвязанная подношениями - лоскутами ткани. Северная Финляндия

В этих фото везде узнается русская культура. Можно вспомнить множественные почитаемые деревья нашего Севера, Карелии, Вологды, Тверщины, Новгородчины, Поволжья, Вятки.


Святые сосны на жальнике в Гусево. Новгородская область. Боровичский район

У деревни Овино (недалеко от п.Цвылево) бывшей Сугоровской волости Тихвинского уезда есть священная сосна, она расположена рядом с курганами.

Такое о ней говорили: "... недалеко от этой деревни находится сосна, кругом этой сосны - ограда, в ограде стоит крест в срубе. Сосна эта имеет название "Троеручица" - её ствол имеет три больших разветвления; она больше трех моих обхватов. Об этой сосне существует следующая легенда: её не берут ни пила, ни топор, ни огонь. Какой-то Иван попробовал её пилить - у него отсохли руки, какой-то Кузьма хотел её срубить - у него отсохли ноги, какой-то пастух хотел её поджечь - у него сгорел дом. Вода, которая прошла через дупло этой сосны и стекла вниз, к корням (внизу выдолблена чашка, в которую стекает вода) считается целебной от всех болезней. ...женщины, проходя мимо, крестятся на сосну. Место около этой сосны является местом для похорон выкидышей. ...здесь, под святым деревом, его можно похоронить; "может быть на том свете он попадет в рай"

До 1523 года на месте нынешнего Васильсурска была древняя марийская столица крепость Цепель. До сих пор там сохранились многочисленные священные рощи, деревья и источники язычников.


Это священная марийская сосна Хмелёвская, место совершения традиционных жертвоприношений посвященных предкам.


Священные сосны на Шаршеньге. Вологода


Пень священной Великорецкой сосны. Кировская область. В Великорецком стане Хлыновского уезда зафиксированы бывшие вотские поселения

В нескольких метрах от пня на самой кромке крутого берега Великой стоит еще одна сосна, ее могучие корни переходят в тоже нехилый ствол, сплетясь над землей и обра­зуя грот. В этом месте спуск к реке кру­той, глинистый, скользкий даже в сухую погоду. Но богомольцы усердно, оскальзываясь и рискуя ска­титься вниз, ка­рабкаются по крутояру. Ока­зывается есть поверье: пролезешь меж корнями той со­сны – весь год ничем не заболеешь. А особенно усердные норо­вят, тоже для здоровья, от­грызть хоть кусочек уже упомяну­того пня.


Ствол древней священной сосны, в дупле которой, по преданию, подвизался прп. Иларион. Часовня во имя прп. Илариона Псковоезерского в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.

Священные деревья славян ======================= Часто ли мы вспоминаем о лесе? Только когда едем отдыхать туда. А часто ли мы прикасаемся к деревьям? Только когда собираем их плоды. А у наших предков всё было по-другому – они любили, уважали и берегли лес.

Наших предков окружал более интересный мир, чем нас. Они умели видеть волшебство и душу в вещах, на которые мы сейчас не обращаем внимания. Даже к деревьям они относились как к живым существам, способным на общение и дружбу, а лес считался кормильцем. Мы можем найти этому подтверждение в многочисленных старинных сказках, загадках, поговорках, пословицах и песнях наших предков. С помощью деревьев наши предки умели лечиться: отправляясь в лес за грибами или ягодами, они подолгу сидели под «своими» деревьями, разговаривали с ними, дотрагивались. Современные учёные называют подобную практику дендротерапией, и утверждают, что такие прогулки нормализуют давление и приносят душевное и физическое облегчение. Вообще, наши предки, как и все другие народы, жившие в лесу, питали большую любовь к деревьям. И это не могло отразиться в их мировоззрении, где фигурирует архетип Мирового Древа. ДРЕВО ЖИЗНИ - МИРОВОЕ ДРЕВО Образ Мирового Древа был известен в мифологии многих народов. Он играл существенную роль в мировоззрении также и у славян. Это Древо было символом жизни, пространства, и времени. На его ветвях стояло небо, а о его корни опиралась земная твердь. Крона Древа символизировала мир светлых духов, корни – мир тёмных духов, а ствол – земное пространство, где жили люди. Древо разделяло эти пространства, и пока оно стояло, мирозданию ничто не угрожало.

В мифологии славян Мировое Древо находилось в пуповине (то есть центре) всего мира: на острове посреди всех морей, на камне Алатырь. Его изображали яблоней, явором, но чаще всего – дубом. У корней Древа сидела змея, горностай или другой хищник, а над ним в ветвях вила гнездо птица. Эти животные вечно враждовали друг с другом, и их вражда символизировала борьбу добра со злом.

Изображением Мирового Древа украшали одежду, домашнюю утварь, рабочий инвентарь. В одних случаях оно должно было играть охранную роль, в других – приманивать удачу, здоровье, богатство. Также Древо фигурирует в загадках и в магических заговорах.

ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕС Свои обряды славяне чаще всего устраивали в лесах и рощах. Каждому божеству следовало ставить святилище среди деревьев определённого вида. Иногда их сажали специально, и тогда получалась целая роща. То место, в котором находилось святилище, становилось заповедным. Его называли «праведным лесом» или «божелесьем». Заповедная роща находилась за пределами селения. Заходить в неё просто так или, тем более, рубить в ней дрова, строго запрещалось. К капищу вела неприметная тропа, а само святилище представляло собой круглую поляну, обнесённую частоколом из брёвен. Алтарь устраивался в центре, чаще всего под большим старым деревом, а вкруг него стояли деревянные идолы. В дни празднеств в святилище собиралось всё селение, они проводили обряды и приносили дары богам. Нам сейчас может показаться странным, что у славян рубка деревьев, никому и ничему не мешавших, или дававших летом тень, считалась грехом. Деревья уважали сами по себе, и их бесцельное уничтожение осуждалось так же, как излишняя жестокость к животным или грубое отношение к людям. Ещё большим почётом пользовались очень старые деревья. Их старались не рубить без большой надобности и называли Царь-дерево. А в самые стародавние времена волхвы и племенные вожди налагали строгий запрет на рубку определенных видов деревьев, которые считались священными и почитались как тотемы – прародители племени. С принятием христианства это ушло, но почитание особых видов деревьев осталось. ДУБ - СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО СЛАВЯН Спрадавних времен был у славян священным деревом - царем лесов. Дуб по праву занимает первое место в славянском дендрарии. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных представлениях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.

Силу этого дерева, Дуба, воспевали в своих песнях не только наши предки, но также и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и сделали его неотъемлемым атрибутом множества обрядов, таинств и праздников. О Дубе говорят, что мудрость его в корнях, сила в стволе, а сострадание в листьях и ветвях, потому данное дерево стало истинно мужским символом. Если задать вопрос: из какого дерева славяне строили себе дома? То, безусловно, ответом на него будет – Дуб. Он - это крепость и сила, оплот и основа всего сущего, потому его часто называют Древом Мира. Наши предки именовали его не просто символом дерева у славян, а Царём деревьев. Данный элемент во всём многообразии отображён в фольклоре нашего народа, ведь нередко именно Дуб становился центральным элементом сказаний, легенд. В стихах и поэмах можно отыскать ту значимость, которой отцы наши наделяли дубовые рощи. Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, строились именно в дубовых полесьях. Большое количество обрядов, которые проводились при рождении ребёнка или беременности, включали в себя дубовые ветви, если же родители желали иметь мальчика. Наличие Дуба, посаженного отцом во дворе дома, обуславливало крепость рода, а именно силу, здоровье и надёжность мужчин его. Потому, когда во дворе начинали отмирать дубы, то это считалось истинно дурным знаком, пророчащим скорую гибель семьи. БЕРЁЗА - СИМВОЛ НАЧАЛ И СВЕЖЕСТИ Одно из самих распространённых на Руси деревьев - это Берёза. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом.

Наши отцы видели в этом дереве чистоту и начало всея, то есть береза воплощала в себе женское начало. На века в нашем фольклоре связан символ тонкой и стройной берёзы со станом девушки. Любая девушка в будущем мать, потому нередко обереги и талисманы выполнялись из коры и ветвей этого прекрасного дерева, призванные в будущем оградить своего носителя от бед и зол. Берёзовый сок можно считать настоящим целебным снадобьем, способным очистить организм и кровь от заразы. Берёзу так же, как и мудрый Дуб, нередко использовали в народных обрядах, преимущественно в тех, которые носили характер замужества. Например, известны старинные гадания, когда девушки, надеясь найти суженого, пускали по течению реки берёзовые венки. В том деле, согласно поверью, им помогали русалки, которые, также согласно фольклору, сидели именно на берёзах, что растут у берегов прудов, озёр и рек. Праздник Русалии был праздником рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Именно таково значение этих берёз у славян. СОСНА - ДРЕВО ПУТИ И СУДЕБ Ещё одно священное дерево славян – Сосна. Значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных.

Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Данных культ прощания с телами отсылает нас к богине Макоши, которая опять же является богиней Судьбы. Она является одной из главных фигур в Мироздании, Богиней Космоса. Сосна служила в основном в целебных и лечебных обрядах. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, опять же стоит упомянуть о том, что на древе одновременно растут как женские, так и мужские шишки, а что может объединить мужчину и женщину в единое начало? Лишь судьба. Связывая воедино, сосна одновременно вела и поддерживала наших предков. ОСИНА - ДРЕВО КОНЧИНЫ И СМЕРТИ Осина всегда синеет по своему спилу, а синий цвет наши предки именовали тенью смерти. Несмотря на то, что данное древо называли символом кончины, конца пути, оно вовсе не носило негативный характер. Осина, будучи символом смерти, одновременно позиционируется как и мощнейший оберег от неё. Воля Богов иногда бывает капризна и неустойчива, а гнев их мог быть направлен и на тех, кто не имел за собой недобрых заслуг. Дабы кара не постигла невиновного, люди изготовляли осиновые обереги, которые способно были укрыть их от гнева.

Беря во внимание важность и символизм данного древа, славяне изготавливали из него не только талисманы-обереги, но также и оружие, доспехи. Например, осиновые копья. Согласно фольклору, осиновое копьё могло не только убить воина, но и оживить его. Это лишний раз говорит о том, что осина имела вовсе не негативный оттенок, а благостный, справедливый. То есть смерть, воздаваемая осиной, есть своевременна. По тому же принципу осиновый кол в фольклоре фигурировал как основное средство от нечисти, такой, как вампиры и упыри. Считалось, что вампиры и упыри одновременно и живы и мертвы, они нарушают естественный порядок вещей, противоречат ему. ЕЛЬ - СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Едва ли можно переоценить значение Ели для славян. Ель выступает в качестве одного из важнейших духовных ключей, являясь одновременно и целью бытия, его смыслом, и самым бытием. Ведь Ель является символом вечной жизни.

Своеобразным разрядом культовых мест у славян являлись священные деревья и священные рощи, «древеса» и «рощения» по терминологии средневековых книжников, недостаточно упоминаемые в исторических источниках.

Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен.

Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия. Этнографы собрали много сведений о «завивании» молодых березок, о весенних ритуальных процессиях под...

Умалайзийских монахов из джоджтаунского храма Анг Хок Си возникла проблема. Причина - большие рыжие муравьи, гроздьями сыплющиеся со священного дерева бодхи, под которым буддисты предаются медитации. Агрессивные насекомые кусают подвижников, и если опытных служителей это трогает мало, то молодежь отвлекается от погружения в нирвану.

Буддизм запрещает насилие над живыми существами, но, по словам настоятеля храма, преподобного Бун Кенга, раздраженные молодые люди уже не раз прибегали к...

Священный ибис - птица из семейства ибисовых. Гнездится колониями на деревьях, часто вместе с другими голенастыми, например с цаплями. Строит гнёзда из палок, кладёт 2-3 яйца. Ест рыб, лягушек и насекомых.

Название своё получил потому, что был священной птицей в древнем Египте.

Ибис был символом Тота, бога мудрости и правосудия, которому часто поклонялись в образе Ибиса; Тот изображался с головой ибиса и эта же птица служила иероглифическим знаком его имени. В храме Тота содержались...

Деревья - незаменимый элемент озеленения. Крупные деревья сразу же изменяют ландшафт участка, придают ему основательность, стабильность и завершенность. Дешевле и проще посадить маленькие саженцы и подождать пять-десять лет, пока будущие красавцы займут главенствующее положение на участке.

Дороже, но эффектнее сразу высадить большие деревья. Далеко не секрет, что чем старше живой организм, тем тяжелее он переносит перемещения - для организма это шок. Конечно, заманчиво пересаживать крупные...

Горный Алтай - возвышенный и древний - удивляет и притягивает. Сейчас он быстро превращается в место паломничества. Отовсюду приезжают поклониться Матери-Природе и Горнему Миру, очиститься душой и возрасти духом.

Чтобы добраться до красивейших мест поднебесного Алтая, вовсе не нужно быть альпинистом или горным туристом высшей категории.

Стоит лишь от селения войти в горную тайгу, как вас встречают чистейший воздух и ручьи, из которых можно пить; цветы-травы и прекрасные, и целебные, и...

У подножия холмов Девапрайага сливаются воды рек Бхагирати и Алакнанда, образуя собственно Ганг. Здесь гаты обнесены крепкими цепями, за которые молящиеся могут держаться, смывая свои грехи в быстро текущих водах. Хотя могучая река Ганг сильно загрязнена, для индусов нет на свете более святой воды.

Она может смыть земные грехи с души паломника, а на пороге смерти избавить его от изнурительного цикла реинкарнации.

Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Когда-то она...

Мысль всегда личностна, но, чтобы быть реальностью жизни, она должна стать социальной.

Я, к примеру, поделился с тобой, мой читатель, какой-то мыслью своей и ушёл из твоей жизни, а мысль моя осталась с тобой. Она уже и твоя. Ты можешь ею пользоваться,делясь ею с другими и развивая её.

Яблоко съели, а зёрнышки выплюнули. Зёрнышко, между тем, попав в благодатную почву, может стать яблоней. В зёрнышке информация-код жизни яблони.

Мысль-движущая сила мира и свет его в прямом и переносном...

16 – 24 августа, Священные буддийские реликвии из собрания Ламы Сопы Ринпоче в главном буддийском храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Эти реликвии уже объехали весь мир. По завершении своего удивительного путешествия эти реликвии будут заложены в сердце 152-метровой статуи Будды Майтрейи, которая будет воздвигнута в Кушинагаре, Индия.

В 2001 году знаменитый буддийский мастер лама Сопа Ринпоче пожелал открыть миру редчайшее собрание буддийских реликвий. В его коллекции настоящие...



Что еще почитать