Толкование народных поверий и примет. Магия хлеба - приметы и суеверия

Испокон веков у людей сложилось множество примет про пищу, а хлебу, как главному продукту, уделялось особое внимание. Готовить и торжественно дарить пышный каравай на праздник, выпекать небольшие булочки из оставшегося теста – важные правила, которых придерживались в каждой семье. Со временем традиции менялись, но приметы, связанные с хлебом, актуальны и сегодня.

Такой универсальный продукт все должны ценить. С любовью готовить и бережно хранить. Есть нужно с уважением и благодарностью. Нежелательно кидать со стола куски хлеба домашним питомцам – такое поведение грозит бедностью. Но накормить голодное животное выпечкой, наоборот, правильный и хороший знак. За сочувствие и участие накормившему человеку воздастся добром.

Смахнуть рукой крошки, мелкие остатки хлеба после обеда со стола – к бедности и ссорам в семье. Если это делалось умышленно, то такой поступок считается грехом и наказание за небрежное отношение к хлебу неминуемо. Поэтому остатки после трапезы нужно аккуратно убирать чистой салфеткой.

О чем говорит упавший хлеб?

Упавшие корки и крошки означают неприятности, связанные с деньгами и миром в доме. Если рассыпать со стола мелкие хлебные остатки – стоит ожидать плохого дохода, проблем на работе, непредвиденные крупные растраты. Возможно, в семье начнут болеть, и лечение будет долгим и сложным.


Но что значит, если случайно упал кусочек хлеба или целая булка? Все зависит от ситуации. Если во время празднования какого-либо события уронили кусок – значит, кто-то солидный спешит и скоро будет важный гость. Возможно, он принесет полезные новости. Но если же такое произошло во время обычного приема пищи – тоже придут посетители, но неприятные. В данном случае грядущие гости не принесут добрых вестей.

Случайно уронить целую булку – к крупному скандалу, скорее всего, на бытовую тему. Но упавший хлеб во время шумного праздничного застолья может предвещать резкие перемены, возможно благополучные.

Приметы, связанные с праздничным хлебом

Особую силу имеют приметы, связанные с символическим изделием – свадебным караваем. Этот украшенный большой хлеб выпекают с особой любовью, читая молитвы и вкладывая душу. Упавший кусочек на праздновании сулит потерю уважения супруга, отсутствие авторитета в будущей семье. Если от куска успели откусить – с тем человеком и случится напасть.

Если же каким-то образом уронят весь каравай – семейная жизнь наверняка будет несчастной. Муж с женой будут постоянно выяснять отношения и, вполне вероятно, долго не проживут вместе. Брак, скорее всего, завершится разводом.

Хлеб - один из основных продуктов всех народов мира. Ученые предполагают, что хлебобулочные изделия появились в рационе питания человечества более пятнадцати тысячелетий назад. Без буханки на столе скромный обед или пышное застолье считалось неполноценным, а стол именовался «сиротским».

Дом, где хозяйка собственноручно не пекла хлеб, считался нищим и лишенным внимания самого Господа. Продукт готовится из различных видов муки, признан основным во многих религиях и разрешается к употреблению даже при строгих постах.

Отношение к хлебу в каждой культуре регламентируется строгими правилами. К примеру, в иудаизме запрещено в определенный период употреблять хлеб, выпеченный на дрожжах (разрешается есть лепешки из воды и муки), а мусульмане считают, что резать буханку ножом недопустимо, так как человек, нарезающий ломти, стареет. По этой причине во многих мусульманских семьях нарезкой или преломлением хлеба занимаются мужчины.

Основные «хлебные» правила древней Руси, дошедшие до наших дней

На Руси из древности сложилось особое отношение к хлебу. С этим продуктом связаны многие пословицы, придания и верования. Правильно относиться к хлебной краюхе, считать ее священной учили с раннего детства. Именно правила обращения с хлебом, дошедшие до наших дней, отвечают на такие вопросы, как «Почему нельзя ломать хлеб руками» или «Что означает благословение буханки?»

Современники выделяют семь основных «хлебных законов», не потерявших своей актуальности даже во времена бурного расцвета технического прогресса:

  • Благословение. В древние времена выпечка хлеба без предварительного благословения считалась немыслимой. Перед закваской квашни, замесом и выпеканием хозяйка читала молитвы, испрашивая благословения у Господа. Тесто перед выпечкой и хлеб перед нарезкой осенялся крестным знамением.
  • Ритуальная чистота. К выпечке не допускались женщины в период беременности или с месячными кровотечениями.
  • Правило скатерти. Хлеб полагалось класть на стол, убранный скатертью. Считалось, что буханка на голом столе - предвестник обнищания и упадка семьи.
  • Запрет на смех. Продукт считался священным и смех над ним признавался святотатством. Засмеяться за столом значило навлечь на себя суровые испытания.
  • Не ломать, а резать! Считается, что ломать хлеб - ломать свою судьбу, нарушать течение жизни. По различным источникам данное правило было создано для сохранения каждой крошки, так как выбрасывать даже малую кроху ценного продукта - святотатство, предвещающее потерю благосостояния и здоровья всех членов семьи. Запрещалось ронять крошки на пол, отдавать собакам. Стол после трапезы тщательно убирался, а собранные остатки скармливались домашней птице.
  • Каждый надкушенный кусок - доесть до конца. Надкушенные недоеденные куски грозили потерей жизненной силы, благополучной доли. Если кусок оставляли дети, считалось, что им грозит сиротство, замужним женщинам - вдовство. От буханки запрещалось отрезать новый кусок прежде, чем будет доеден надкушенный.
  • Никогда не выбрасывать остатки в мусор. Выбросить кусок хлеба (даже если он заплесневел и непригоден к употреблению) считалось смертным грехом. Такие ломти скармливались птице.

Ценный продукт почитался всеми сословиями от бродячих музыкантов до царей и их придворных. Неписаные законы передавались из поколения в поколение. Население незыблемо верило, что от того, как выполняются «хлебные» правила зависит достаток, удача, здоровье и благополучие всего рода.

Нарезать или ломать хлеб, придерживаться или не придерживаться древних правил должен решить каждый для себя. Незыблемым остается одно - хлеб - это священный, незаменимый продукт, который требует к себе уважительного и даже благоговейного отношения.

К хлебу на Руси всегда было отношение особое - уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах. Так, нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.

Человек переворачивает буханку хлеба «лицом » вниз - накличет на себя серьезные неприятности.

Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.

Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».

Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба - оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье.

Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

Хлеб следует есть очень аккуратно и бережно, не дозволяя упасть ни крошечке. Это делалось, чтобы не допустить неурожая и голода.

Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинает следующий, эта примета рассказывает о том, что близкий человек страдает от голода и нужды.

Если оставлять на столе недоеденные куски хлеба, он весь может заплесневеть.

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание - недуги, голод, нужда.

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.

На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь - все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть - ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест...».

Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.

Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других - звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников - кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России - несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками - по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.

От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».

Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.

В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

«Хлеб — всему голова» , — говорили наши предки. Исстари люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб, есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение.

В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев , которые диктовали правильное отношение к этому продукту и подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.

Приметы о хлебе

  • Нельзя начинать новую буханку после захода Солнца — это к бедности .
  • Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб — из дома удача уйдет.
  • Считается, что те, кто любит белый хлеб, ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

  • Оставить недоеденный хлеб за столом — оставить свое счастье. А тот, кто его доедал, забирал удачу и счастье себе.
  • Нельзя есть хлеб за спиной человека — можно украсть его силу.
  • Если упал кусок хлеба на пол — ждите гостей.
  • Нельзя выбрасывать недоеденный, заплесневелый или черствый хлеб — в доме не будет ни мира, ни здоровья, ни денег.
  • Считается, что человек, который ест черствый и плесневелый хлеб, никогда не погибнет от воды.
  • Нельзя переворачивать хлеб вверх дном — к беде и болезням.
  • Нельзя резать хлеб на весу — денег не будет .
  • Те, к любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
  • Нельзя во время трапезы резать буханку разными ножами — ссора в семье будет.

Обычаи, связанные с хлебом

Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега . Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.

Перед трапезой нужно было сначала съесть кусок хлеба и соли. Этим же нужно и закончить трапезу.

Если кто-то просит хлеба, то обязательно нужно дать, даже если остался последний кусок. Считается, что такой поступок привлекает в дом счастье и изобилие. Вот только передавать буханку через порог нельзя, это может привлечь нужду и голод.

Уважительное отношение к хлебу считалось одним из главных законов в любой семье. Соблюдая Народные приметы">приметы и обычаи , наши предки проявляли уважение к высшим силам, так как хлеб считался даром всевышнего. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

12.06.2015 09:08

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для...

В день праздника многие забывают о приметах, а зря. Если уделять им должное внимание, то...



Что еще почитать