Время чтения азана. Правила оглашения и значение азана в жизни правоверных мусульман. Для оглашающего азан желательно

Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Слова азана

Произносятся медленно и растянуто:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

(Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

(Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

(Спешите на молитву).

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

(Спешите к спасению).

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Аллааху акбарул-лааху акбар

الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

Ляя иляяхэ илля ллаах

(Нет бога, кроме Аллаха).

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

Слова икамата

Произносятся размеренно:

У ханафитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

(Молитва начинается).

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ляя иляяхэ илля ллаах.

У шафиитов:

Аллааху акбарул-лааху акбар.

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

Хайя ‘аля ссаляя.

Хайя ‘аляль-фаляях.

Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

Аллааху акбарул-лааху акбар

Ляя иляяхэ илля ллаах.

Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

Действия тех, кто слышит азан или икамат

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

Ему не обязательно при этом иметь омовение.

«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.

  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)
  • Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке

Икамат (камат) - это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)

Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»

Слова икамата по ханафитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога)
  • Хайя ‘аля ссоля (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Кад каматис-соляту кад каматис-соля
    (Молитва начинается)
  • Аллааху акбарул-лааху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

Слова икамата по шафиитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах
    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Единого Бога)
  • Хайя ‘аля ссоляя
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях
    (Спешите к спасению)
    Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
  • (Молитва начинается)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

Времена пяти ежедневных молитв

Время прочтения 5 обязательных намазов:

  • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
  • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
  • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
  • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
  • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

Достоинство Азана

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его .

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах "Нет иного бога, кроме Аллаха" нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей , то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в , призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

Азан

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

اَللهُ أَكْبَرُ

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

г. во время еды;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

02:38 2016

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом” [Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, с. 33].

Желая показать насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: “Если бы знали люди, насколько много саваба [Саваб (араб.) – вознаграждение][заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому” . [Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032]

Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин “сунной муаккяда” [То-есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно.

Что касается намаза при затмении солнца, молитвы “Таравих”, а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится “ас-саляту джами‘а” (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ) . Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется. [Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана женщинами нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 1, с. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 1, с. 694; т. 2, с. 991, 1194, 1195]

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению. Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан, исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха. [“Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами” (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); “Пророк приказал Билялу приложить большие пальцы к ушам и сказал: “Так тебя будет лучше слышно” (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1, с. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, с. 47, хадис № 497.]

Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах и домах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат. В этом сходятся алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно [Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.], а икамат – желательно. Исключением являются слова “хайя ‘аля ссаля” и “хайя ‘аляль-фалях”, при произнесении которых слушающие азан должны говорить “ля хавля ва ля куввата илля бил-ляхь” (“нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа”), а после слов “кад каматис-саля” – говорить “акамахэ ллаху ва адамахэ” (“пусть будет молитва совершаемой и постоянной”). [См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, с. 53-55, хадисы № 503 и № 504.]

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят следующюю дуа:

“Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад”.

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ القَائِمَةِ ،

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ، وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ

يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Перевод: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай Пророку Мухаммаду “аль-васийля” [Аль-васийля – одна из степеней в Раю.] и достоинство. Предоставь ему обетованное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!”

Ибн ‘Амр передает следующие слова Посланника Господа: “Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня “аль-васийля” –степень в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня “аль-васийля”, тот обретет мое заступничество [в Судный День]” . [Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2, с. 56, хадис № 506.]

Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута”. У него спросили: “С чем же нам обращаться к Господу?” Пророк ответил: “Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах” . [Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1, с. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.]

Хукм икамата

Ученые разногласят в этом и мы придерживаемся мнения о том что это Сунна муаккада (очень желательное, но не обязательное действие).

Сказал имам Ибн Абдуль Барр: "Кто забыл сделать икамат, нет на нем ничего, а кто оставил его намеренно, не испортил свою молитву, однако поступил плохо, оставив очень желательное действие из Сунн молитвы, и пусть попросит прощения у Аллаха" см. "Аль-Кафи", 83.

Из доводов на желательность - то, что Пророк, мир ему, обучая плохо помолившегося верной молитве, не приказал ему сделать икама. Поэтому, согласно этому мнению - икама является очень желательным действием и неправильно ее оставлять, но молитва того кто оставил остается достоверна, и он поступил плохо. Аллах знает лучше.

Повторять ли азан слышимый по радио или телевизору или через интернет?

Да, повторяй, нет в этом проблем, если это азан в прямом эфире. Но если это запись, то не надо повторять. Если голос муаззина лишь запись, то не надо повторять за ним, но если он дает азан прямо сейчас и ты слышишь, то повторяй. А муаззин у нас дает азан и ты слышишь его в этот момент.

Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи, см. «аль-Иана аль-узма», 357

Разве икамат условие для намаза?

Икома для намаза это фарз кифая также как и азан. И нет икама кроме как для фарзов" Фатва 6914

Человеку одному произносить икамат не ваджиб, а сунна, и и не зависимо про себя или вслух". Фатавa истишарат аль-Ислям аль-Яум 5\256

Муэдзин

Муэдзин - мусульманин, громко возвещающий о наступлении времени очередного обязательного намаза. Это возвещение называется азаном (объявлением). Азан возвещающая о начале намаза, произносится муэдзином в положенное время, определенное пророком Мухаммадом (Мир ему и благословения Аллаха). Первым муэдзином Ислама был Билал (Да будет доволен им Аллах). Эту обязанность возложил на него пророк Мухаммад (Мир ему и благословения Аллаха). Помимо него одним из первых муэдзинов был и Абдулла ибн Умм Мактум (Да будет доволен им Аллах).

Муэдзины, как правило, обладают красивым голосом и произносят азан в особой мелодичной форме. Относительно возможности получения ими материального вознаграждения за свою работу имеются различные мнения. Большинство улемов считают, что это возможно, если муэдзин является нуждающимся.

Муэдзины должны быть совершеннолетними мусульманами, которые находятся в здравом уме. Хотя допускается и произношения азана несовершеннолетними мальчиками. Произношение азана в состоянии ритуальной нечистоты (джунуб), в нетрезвом состоянии, женщиной, совершающим большие грехи (кабаир) человеком является нежелательным (макрух). Весьма желательно (мустахаб), чтобы муэдзин был искренним служителем Аллаха, праведником и обладал красивым, звучным голосом. Также желательно давать азан с некоторого возвышения, при этом повернувшись лицом в направлении Каабы (Киблы).

Нужно ли женщине давать азан?

Пришло в «Мугни аль-Мухтадж»: Говорит имам Науауи в Минхадж ат-Талибин: «Желательно делать женщинам икамат».

Шарх Хатыба аш-Ширбини: «То, что одна из них сделает его».

Имам Науауи: «Но не азан (т.е.в его обычной форме, с повышением голоса) в более достоверном мнении (в Шафиитском мазхабе)».

Шарх: «Т.к. в давание азана женщиной боязнь повышение голоса, и этим происходит фитна (искушение). А от икамата встают присутствующие, и в нем нет повышение голоса как в азане.

Во втором мнении: Желательно давать одной из женщин как азан так же и камат.

В третьем мнении: Не делается ни азан ни икамат…

И если в первом мнение (где говорится что не даётся азан) то если даст кто-то из них про себя, не будет макрухом т.к. это зикр Аллаху, или будет слышно то чтобы слышали только те женщины которые рядом».

См. Мугни аль-Мухтадж 1\210

И из выше приведённого становится понятным то, что можно дать азан женщине, с условием чтобы ее голос слышали лишь те женщины с которыми она совершает намаз.

А чтобы по этому поводу устраивать фитны, то это совсем даже неправильно так как в желательности азана для женщин есть разногласие, а не то чтобы ваджибом было.

1) Насчёт предания от Аишы, то в шейх Албани говорит что цепочка его неплохая или хорошая.

2) И так же приходит от Аишы то что она сказала: Мы читали намаз без икамата. И как сказал шейх Албани что хадис хороший.

И шейх передал слова имама аль-Байхакы:

«И если это достоверно (т.е. где говорится «без икамата читали намаз») вместе с первым, то нет противоречия в них из разрешения иногда делать, и в оставлении в другой раз с разъяснением того что делать можно.

Сильсиля даифа №879

О достоинстве Азана

1033 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), то они обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) являющегося на молитву пораньше, то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком! аль-Бухари 615, Муслим 437.

1034 - Сообщается от Му’ауийи, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения самые длинные шеи из всех людей будут у муаззинов». [Этим словам комментаторы дают разные объяснения: возможно, речь идёт о том, что они в наибольшей мере будут стремиться к милости Аллаха Всевышнего; возможно, что в День воскресения, когда пот будет заливать людей и поднимется до уровня их ушей, шеи муаззинов окажутся самыми длинными; возможно, имеется в виду, что муаззины окажутся в числе предводителей мусульман, так как арабы называли своих вождей и прочих влиятельных людей длинношеими] Муслим 387.

1035 - ‘Абдуллах бин ‘Абд ар-Рахман бин Абу Са’са’а передал, что Абу Са’ид аль-Худри сказал ему: - Поистине, я вижу, что ты любишь овец и пустыню, и когда будешь ты со своими овцами (или: … в своей пустыне) и станешь произносить призыв к молитве, произноси его погромче, ибо, поистине, кто бы ни услышал (голос) муаззина, будь то джинн, человек или любое иное (создание), они будут свидетельствовать об этом в День воскресения.

Абу Са’ид сказал: - Я слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) аль-Бухари 609.

1036 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы /икамa/, а когда икама завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой[Возможно, что в данном случае под душой имеется в виду сердце.] его и говорить ему: “Вспомни о том-то и вспомни о том-то”, - о чём тот и не (думал) вспоминать (до молитвы, и шайтан делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном положении), не ведая, сколько (рак’атов) молитвы он совершил. аль-Бухари 608, Муслим 389.

1037 - ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас передал, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда услышите призыв (к молитве), говорите то же, что говорит (муаззин), а потом призовите на меня благословение Аллаха, ибо, поистине, сделавшего это один раз, Аллах благословит за это десять раз. Потом обратитесь к Аллаху с просьбой (привести) меня к “аль-василе”[“Аль-Василя” - средство; способ. Этот слово есть и в Коране, где сказано: - О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и ищите средство (приближения) к Нему и отдавайте все силы на пути Его, чтобы вы преуспели. (“Трапеза”, 35.], являющейся таким положением в раю, которое подобает занимать только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что этим рабом буду я, а для того, кто станет просить об “аль-василе” для меня, (моё) заступничество станет обязательным. Муслим 384.

1038 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда услышите призыв к молитве, повторяйте то, что говорит муаззин. аль-Бухари 611, Муслим 383.

1039 - Передается от Джабира бин ‘Абдуллаха что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - В День воскресения моё заступничество станет обязательным для того, кто, услышав слова азана, скажет: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся [Возможен перевод: … молитвы, которая будет совершаться в таком виде и впредь, не претерпит изменений и не будет отменена.] молитвы, приведи Мухаммада к “аль-василе” и высокому положению[Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами, лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)] и направь его к месту достохвальному [Подразумевается, что человек, занимающий такое место достоин всяческих похвал.], которое Ты обещал ему!” /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да’вати-т-тамма ва-с-саляти-ль-каима, ати Мухаммадан аль-василя ва-ль-фадыля ва-б’ас-ху макаман махмудан аллязи ва’адта-ху!/ аль-Бухари 614.

1040 - Передается от Са’да бин Абу Уаккаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Тому, кто, услышав слова азана, скажет: “ Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник; доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом - как посланником, а исламом - как религией” /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху; радыйту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян ва би-ль-ислями динан/, - простятся грехи его. Муслим 386.

1041 - Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мольба(с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается. Абу Дауд и ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3408, ируа 224.

Обращение с мольбой /ду"а/ к Аллаху после завершения азана

356 (614). Передают со слов Джабира бин "Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: "О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе[ "Василя" - название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка,да благословит его Аллах и приветствует. ] и высокому положению[Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами - лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад,да благословит его Аллах и приветствует. ] и направь его к месту достохвальному[ Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал. ], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да"вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка"имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б"ас-ху макаман махмудан аллязи ва"адта-ху!/"».

Зайдя в мечеть, я услышал второй призыв на утреннюю молитву, икама. Однако я совершил два ракаата сунны и только потом встал за имамом. Правильно ли я поступил или мне следовало бы прочитать сунну после молитвы после восхода Солнца?

Не разрешается никому, кто пришел в мечеть и услышал второй призыв на молитву, чтобы он читал что-то из дополнительных молитв или приветствие мечети. Нужно ему присоединиться за молитвой имама. В хадисе, который приводится имамом Муслимом, говорится: «Нет никакой молитвы, кроме предписанной, если прозвучала икама».

Этот хадис является общим для всех предписанных молитв. Если же после совершения утренней молитвы человек захочет прочесть ту сунну, которую пропустил, то он может сделать это сразу же, а может оставить ее до времени, когда взойдет Солнце, и это лучше, т.к. несколько хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на это. Ибн Баз.

Ошибочное мнение, что икама обязан произносить только тот, кто произнес азан

Нет на это никаких указаний в Сунне! Единственное, что служит этому основанием, это недостоверный хадис: "Тот, кто совершил азан, совершает и икама". Его приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Этот хадис передается от аль-Африки, который является слабым передатчиком. Имам Ахмад говорил: «Я не записываю хадисы аль-Африки». Также его считали ненадежным Яхъя ибн Са"ид аль-Къаттан, Суфьян ас-Саури, аль-Байхакъи, аль-Багъауи и др. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду"а» 35.

Шейх аль-Альбани в примечании к этому хадису говорил: "Из числа плохих следов этого слабого хадиса то, что он является причиной споров между молящимися, как это бывало не один раз! Когда например, муаззин по какой-либо причине задерживается и кто-то из присутствующих желает совершить икама, то кто-то обязательно препятствует этому, опираясь на этот хадис. А этот мискин не знает, что данный хадис слаб и что нельзя его приписывать пророку (мир ему и благословение Аллаха), не говоря уже о том, чтобы посредством этого хадиса мешать людям приблизится к велению Аллаха, а это произнести икама!" Имам Ибн Хазм сказал: "Дозволено произнести икама не тому, кто произнес азан, поскольку нет никакого достоверного указания на запрет этого!" См. "аль-Мухалля" 329.

Салават после азана

Салават” на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вслух сразу после Азана, что выглядит как продолжение его.

Спросили Ибн Хаджара аль-Хайтами [Шихаб ад-дин, Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хаджар, Хайтами, Ансари, ас-Саади, аш-Шафии. Известный ученый Шафиитского мазxаба, Имам шафиитов в свое время. Родился в Египте в 909 г. И умер 973 г.] аш-Шафии о “салавате” сразу после Азана в ее распространенном виде. Он ответил: “Основа из Сунны, но метод произнесения бидъа (новшество)”. “Аль-Фатава аль-фикъхия аль-Кубра” 1/131.

Ошибка в произнесения азана или икама

Спросили про того, кто оставил что-то из слов азана или икамата, ответ был такой: "Кто оставил что-то из слов азана или икамата по забывчивости, и если прошло немного времени, то тогда нужно сказать то что упустил и завершить азан тем, что осталось. Но если прошло много времени, то тогда нужно повторить азан полностью. Если же азан и икама повторить сразу, то нет в этом проблем.

Сказал имам ан-Науауи, рахимахуЛлах: «Если оставил какие-то слова из азана, то необходимо сказать то, что оставил, даже если после (азана). Если же повторить его, то это более ближе»". (см. «аль-маджму’», 3/121)

Какое постановление, если забыл муаззин слова в намазе фаджр?

«Если забыл муаззин слова из азана, затем вспомнил во время азана, то тогда он должен сказать эти слова, даже если после оставшихся слов азана. А если же он вспомнил это позже (т.е. по истечению времени), то необходимо повторить азан полностью. Если же есть еще муаззин другой (в этой местности), то снимается обязанность, т.е. азан – фард кифая» (см. «фатауа ляджнату ад-даима», 5/61)

Спросили шейха ибну Джибриина, рахимаху Ллах: - Если забыл муаззин слова «ас-саляту хайрун минан-наум» в молитве фаджр, следует ли ему повторить азан?

Он ответил: «Если вспомнил это сразу, то нужно дополнить этими словами, т.е. «ас-саляту хайрун минан-наум» . Если же вспомнил это после истечения времени долгого, то возмещать не нужно, т.к. это из сунан азана, и не повторяется из-за этого весь азан».

Читается ли азан и икамат в одиночку?

От ‘Укбы ибну ‘Амира, который слышал что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Удивляется Твой Господь, Велик Он и Возвышен, пастуху овец на верхушке горы, который совершает азан, и затем совершает молитву, и Всевышний Аллах говорит: «Смотрите на Моего раба этого! Он дает азан, затем говорит икамат, ничего не боясь, и будет прощено ему, и зайдет он в Рай!» » Приводят этот хадис имам Ахмад, 17478, где шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал его сахих, так же абу Дауд, 421 и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность.

Сказал ибну аль-Мунзир в «аль-Аусат» (3/60): «Любимее мне когда дается азан и икамат тем, кто молиться в одиночку, и дозволено ему сказать икамат без азана, и даже если он совершит молитву без азана и икамата, то не нужно ему повторять ее. А я предпочел азан и икамат для того, кто молится один, следуя хадису от абу Са’ий аль-Худрий, так как я полагаю, что азан не был вменен только для джама’ата, чтобы они собрались, а так же кроме этого другого. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Малику абну аль-Хуайрису и сыну его дяди, совершить азан, и не было с ними джама’ата для их азана и икамата».

От ‘АбдуЛлах ибну Рабий’а, передается: «Что он был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, и слышал голос человека, который совершал азан и повторял то, что говорил муаззин, затем сказал: «Поистине это пастух овец, или тот, кто отдалился от своего племени (своей семьи)». И мы посмотрели, и это оказался пастух». Приводят хадис имамы ан-Насаи, 664, 665, абу Дауд, 641. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.

От Малика ибну аль-Хуайриса, да будет доволен им Аллах, который рассказал о том, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое и сказали, что хотят отправиться в путь. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Если вы выйдите в путь, то совершите азан, затем скажите икамат, затем пусть встанет имамом старший из вас» . Приводит хадис имам аль-Бухари, 630.

Сказал абу ‘Иса ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах: «Поступали в соответствии с этим большинство ученых. Они выбрали азан в пути, сказали некоторые, что достаточно икамата, т.к. азан для тех, кто хочет собрать людей. Однако первое мнение более правильно, и так сказали Ахмад и Исхак».

Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в «Тамамуль-минна», (1/144): «Это проявление религии, как азан, не конкретизируется только джама’атом, однако на каждом молящемся азан и икамат. Но если же молящийся будет в джама’ате, то достаточно для него азана и икамата муаззина».

Шейх ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, на вопрос: «Иногда я совершаю фард-молитву в одиночку, т.к. мечети нет по близости от меня, является ли для меня обязательным совершить азан и икамат, или же дозволено совершить молитву без азана и без икамата?»
Ответил: «Сунной является совершение азана и икамата. А что касается уаджиба, то в этом есть разногласия среди ученых. Однако лучше и более ближе (к правильному пониманию) – это совершение и азана и икамата учитывая всеобщность доводов. Так же обязанностью является для тебя совершать молитву в джама’ате, если есть возможность. Если ты нашел джама’ат или слышал призыв к молитве в мечеть, то уаджиб ответить муаззину, и посетить мечеть вместе с джама’атом. Если же ты не слышал, и нет мечети в близи от тебя, то Сунной является тебе дать азан и икамат».См. «Маджму’уль-фатауа ли шейх ибн Баз, 10/238).

Так же приводится высказывание о порицаемости оставления азана и икамата

Сказал имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах: «Если же оставил мусульманин и азан и икамат будучи один, или в джама’ате, то это порицаемо (макрух), однако не нужно ему повторять молитву, если он совершил ее без азана и икамата». См. книгу «аль-Умм» аш-Шафи’и, глава: «Азан и икамат для объединения молитв».

Так же шейх Фаузан, да хранит его Аллах, в «Мулаххас аль-фикхия», говорил:«Азан и икамат являются обязанностью, которую если выполняет один, другие выполнять не обязаны (فرض الكفاية), и нет греха на этих остальных».

В каких случаях азан является обязательным?

Между правоведами существуют некоторые разногласия по поводу обязательности азана. Абу Ханифа и аш-Шафи‘и относили азан к желательным предписаниям. Ахмад и Малик считали возвещение азана обязательным, и в пользу этого свидетельствует несколько хадисов. В частности, имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: «Если трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. Держись вместе с мусульманами, потому что волк сжирает отбившуюся от стаи овцу». Аль-Албани назвал его иснад хорошим.

По мнению большинства ученых, азан - коллективная обязанность, т.е. если одни мусульмане призвали на намаз, то другие освобождаются от этой обязанности. Это мнение представляется нам самым сильным.

В каких же случаях мусульмане обязаны объявлять азан?

Во-первых , азан возвещается перед коллективным намазом, чтобы мусульмане успели собраться на него. Если человек молится отдельно, то для него возвещение азана желательно, но не обязательно. Сообщается, что Пророк сказал: «Если время намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя будет объять взором». Этот хадис передали ‘Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана. Шейх аль-Албани назвал его достоверным согласно требованиям шести авторитетных знатоков хадисов.

Во-вторых , азан является обязательным только для мужчин, и если на коллективный намаз собрались одни женщины, то они не обязаны возвещать азан. Шейх Мухаммад аль-‘Усеймин считал, что перед коллективным намазом женщинам желательно объявлять только икамат.

В-третьих , азан обязательно возвещать перед обязательными намазами, и желательно делать это в начале отведенного для намаза времени. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Малика б. аль-Хувейриса длинный хадис, в котором приводятся слова Пророка: «Когда время намаза застанет вас в пути, пусть один из вас призовет на намаз, а старший - руководит им» . В «Сунане» Ибн Маджи приводится хадис о том, что Билал торопился с азаном, когда наступало время намаза, и иногда откладывал икамат.

Из хадисов следует, что азан возвещается и при возмещении обязательного намаза, пропущенного по уважительной причине. Муслим передал со слов Абу Катады рассказ о том, как во время одного из походов Пророк и сподвижники проспали рассветный намаз и проснулись только после восхода солнца. Тогда Пророк велел Билалу объявить азан и возместил намаз так же, как он молился в обычное время. Но если группа мусульман проспала рассветный намаз и проснулась только после восхода солнца в городе или селении, где уже объявили азан, то они не должны возвещать азан, потому что это коллективная обязанность. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Когда произносится икама, то муадзин говорит Салават: “Allaahumma salli ‘ala Muhammad wa ‘ala aalihi wa sahbihi wa sallim, Allaahu akbar Allaah akbar”. Является ли это сунной?

Ответ: Вся хвала Аллаху. Обязательно тому, кто желает совершить поклонение изучить правила касающиеся поклонения и как оно совершается из Сунны Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), чтобы не поклоняться Аллаху в невежественной манере.

Аллаху можно поклоняться только так, как Он предписал. И если поклонение будет в форме отличной от той, что предписал Аллах и Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), то подобное поклонение будет отвергнуто, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит дело не в соответствии с нашим делом (т.е. с Исламом), у того будет отвергнуто» (Муслим 1718)

И к нововведению в икама относится, то о чем было упомянуто в вопросе, когда муаззин совершает салават во время произнесения икама. Это действие является нововведением (бидат), которое не выполнялось Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) или его сподвижниками.

Шейх Jamaal al-Deen al-Qaasimi указал на то, что это нововведение в своей книге Islaah al-Masaajid min al-Bida’ wa’l-‘Awaa’id, стр. 134.

Некоторые адабы, связанные с азаном

Вставить кончики пальцев в уши

Доказательством этому является следующий хадис от Абу Джухайфы, который рассказывал: «Я видел, как Биляль во время азана вставил свои пальцы в уши». Ахмад 4/308, ат-Тирмизи 197. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако как именно и какие пальцы не конкретизируется и нет на это указания, как сказал хафиз Ибн Хаджар. См. "Фатхуль-Бари" 2/116.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи говорил: "На это опирались обладающие знанием, которые считали желательным для муаззина вставлять пальцы в уши во время азана". См. "аль-Джами" 1/115.
А что касается сообщения: "Ибн Умар не вставил пальцы в уши во время азана " аль-Бухари 1/146, то это не указывает на нежелательность или на неправомочность этого поступка. Как сказал шейх аль-Альбани в подобном положении вступает правило: "Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим". Поступок Биляля явно имеет положение марфу", т.е. то, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку Биляль был муаззином, назначенным пророком (мир ему и благословение Аллаха), и вряд ли что-либо совершал или вносил бы в азан без его ведома. Тогда как поступок Ибн Умара не имеет такого же положения. См. "аль-Маусу"атуль-фикъхия" 1/380.

Не назначать муаззину плату за азан

Усман ибн Абиль-‘Асс говорил: «Последнее, что мне завещал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), это не назначать муаззина, который будет устанавливать плату за азан». Абу Дауд 531, ан-Насаи 1/109, Ибн Маджах 714. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Однако если муаззин не просил и не желал никакой платы за свой азан, но ему дали что-то, он может это принять, в соответствии со словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если тебе дают имущество, за которое ты не несешь ответственности и которое ты не выпрашиваешь, то бери его. В противном же случае не стремись обрести это имущество» . Муслим 2/175.

Совершать азан при наличии омовения

Нет разногласия среди ученых в том, что совершать азан с омовением является желательным, поскольку азан относится к поминанию Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Однако желательность этого, не указывает на обязательность наличия омовения для произнесения азана. А что касается хадиса от Абу Хурайры: «Пусть не дает азан никто, кроме того, кто с омовением», который приводит имам ат-Тирмизи 1/389, то он является слабым. В цепи передатчиков этого хадиса есть Му’ауия ибн Яхъя, который является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. Также имам ат-Тирмизи сказал, что Зухри, с чьих слов передается этот хадис, не застал Абу Хурайру передавшего слова пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Относительно этого также передаются слова от самого Абу Хурайры: “Пусть к молитве призывает только тот, кто с омовением”. Однако это сообщение тоже недостоверно. Шейх аль-Альбани сказал: “Оба сообщения и от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и от Абу Хурайры недостоверны, ибо их иснады прерываются”. См. “ас-Самруль-мустатаб” 1/97.

Повернуться в сторону Каабы

Маджма" ибн Яхъя рассказывал: «Когда я был с Абу Уамамой ибн Сахлем, он совершал азан, повернувшись по направлению к Кибле» ас-Сирадж в «аль-Муснад» 1/23. Иснад достоверный.
Имам Ибн Къудама сказал: «Желательно совершать азан по направлению к Кибле, и мы не знаем относительно этого разногласия. Поистине, муаззины пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали азан, повернувшись в сторону Каабы» См. «аль-Мугъни» 1/438.

Совершать азан стоя, только если нет для этого причины

В хадисе от Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что когда была вменена в обязанность пятикратная молитва, и люди были в раздумье, как созывать людей на нее, он увидел во сне что следует призывать людей на намаз голосом. После того, как он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), он велел поступать так, сказав, что это вещий сон. Так вот в этом самом сне сказано: «И я увидел человека, совершающего азан стоя» . Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и многие другие.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Единогласны все, от кого передавали знание, что Сунной является совершение азана стоя!» См. «аль-Иджма’» 42.
Многие ученые порицали совершение азана сидя, среди которых имам Малик и аль-Ауза"и. См. «аль-Аусат» 3/46.
Однако если для этого есть причина, то нет беды в том, чтобы муаззин совершил азан сидя. Хасан аль-Басри рассказывал: «Я видел, как Абу Зайд, который был сподвижником посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершал азан сидя, поскольку его нога была ранена на пути Аллаха». аль-Байхакъи 1/392. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Совершать азан с высокого места

Женщина из племени Бану Наджар рассказывала: «Мой дом был самым высоким из тех, что окружали мечеть, и Биляль давал азан с крыши моего дома» Абу Дауд 1/117. Имам Ибн Дакъикъуль-Идд, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Желательно произносить азан с высокого места, чтобы лучше было слышно". См. "Фатхуль-Бари" 2/84.

Сунной является, чтобы муаззин имел громкий голос и чтобы произносил азан громким голосом

В вышеупомянутом хадисе Абдуллаха ибн Зайда о сне связанном с азаном сообщается, что когда Ибн Зайд рассказал свой сон пророку (мир ему и благословение Аллаха), он скзал ему: "Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего". Ахмад 5/232, Ибн Абу Шайба 1/203. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Науауи и др.

Поворачивать голову направо при произнесении слов: "Хайя "аля-ссаля" и налево при словах: "Хайя "аляль-фалях"

Так поступал Биляль, о чем сообщил Абу Джухайфа. аль-Бухари 634.
Имам ан-Науауи писал, что смысл в том, что он поворачивал шею и голову, не отворачивая грудь от направления Киблы. И также не сдвигая ног. См. "аль-Маджму"" 107.
Шейх аль-Альбани сказал: "Что касается поворачивания туловища (при произнесении слов "Хайя "аля-ссаля" и "Хайя "аляль-фалях"), то нет этому никакого основания в Сунне!" См. "Тамамуль-минна" 151.
Т.е следует при произнесении этих слов поворачивать только голову и шею, а не все тело.
Шейх Ибн Усаймин говорил, что правильно произносить слова "хайя аля ссаля" оба раза в правую сторону, а слова "хайя аля аль-фалях" в левую, и он сказал что это самое распространенное и известно мнение, которое понимается из Сунны. См. "Фатауа Ибн Усаймин" 12/175.
Также и шейх аль-Альбани отдал предпочтение этому мнению и сказал, что оно ближе к внешнему смыслу хадиса и также сказал, что такое понимание усиливает слабая версия от Са"д аль-Къарза, который передал, что Биляль произносил оба раза в правую сторону "хайя аля ссаля" и оба раза в левую сторону "хайя аля аль-фалях", а затем поворачивался в сторону Каабы и говорил "Аллаху акбар". См. "ас-Самр аль-мустатаб" 1/168.

Вся Хвала Аллаху Господу Миров



Что еще почитать