Вы слышали о воде говорят она везде. Районная централизованная библиотечная система ивановского муниципального района

Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.

Рано, рано поутру
Выгляни в окошко:
Дождик бегал по двору,
Поиграл немножко.
Он деревья поливал,
Тротуар, лужайки,
И Максимкин самосвал
Отыскал под лавкой.
Сделал две больших реки
У подъезда Васи,
Взял потом мои мелки -
Радугу раскрасить.

Небо хмурится сердито,
Гонит со двора ребят,
У меня окно открыто,
Тучи в комнату глядят.
Хоть совсем я не трусишка,
Спрячусь быстро под плащом.
Тучи смотрят - нет мальчишки,
И заплакали дождем.
Барабанят капли-палки,
На дворе темным-темно.
Мне тогда их стало жалко,
И я выглянул в окно.
"Тучки, хватит, перестаньте!
Вас никто не обижал.
Под плащом я был, в серванте!!!"
Странно, дождик перестал.

С. Джус
Дождевые капельки
Прозрачные, прохладные,
А от солнечных лучей
Блестящие, нарядные!
Дождевые капельки
По лужицам танцуют
И кружочки разные,
Веселые рисуют.
Дождевые капельки
Все помыли чисто
И вокруг, теперь красиво,
Ярко и лучисто!
И меня всю намочили
Дождевые капельки.
Я на них не обижаюсь
И не злюсь, ни капельки!

В. Черняева

Голубую Капельку Тучка родила.
По размеру Капелька крошечной была.
Полетела Капелька на землю с небес.
И упала Капелька на зелёный лес.
Но послало Солнышко на неё свой жар.
И боялась Капелька превратиться в пар.
Покачал легонько Ветер стебелёк.
И упала Капелька прямо в Ручеёк.
Побежала Капелька вместе с Ручейком.
Пела песню Капелька звонким голоском:
«Мама Тучка милая, стану Морем я.
Пролетай над Морем, поцелуй меня»

О. Скворцова
Тучка по небу летала,
Капли на поля роняла.
Их решила сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Сбилась, начала сначала...
Целый день она считала.
Трудно капельки считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Тучке кто помочь желает,
Кто все капли сосчитает?
Ветерок считать хотел,
Но ошибся – улетел.
Даже солнце понарошку
Предложило ей ладошку.
Стало пальцы загибать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Оказалось, пальцев мало:
Нужно начинать сначала
Капли в воздухе считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ты до десяти, дружок,
Капли сосчитать бы смог?
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе весело считать!

Г. Ильина
Заглянула Капелька в окошко,
На полу увидела Антошку -
Он вздыхал и плакал, что есть силы.
- Это Тучка! - Капелька решила.
Вниз скользнула по оконной ручке,
Улыбаясь, покатилась к "Тучке":
- Вот и снова вместе мы! Везенье!
А Антон застыл от изумленья.
Тучка-мальчик? Разве так бывает?
Мама Солнцем сына называет.

А. Алферова
Там за горизонтом
Облачко плывёт...
В облачке весёлом
Капелька живёт.
Вот она проснулась
Утром спозаранку,
В гости поспешила
К пчёлке на полянку.
С облака на землю
Капелька спустилась
И в цветах лаванды
С пчёлкой веселилась.
Травы зазвенели,
С ветерком играя,
В улей улетела
Пчёлка золотая.
Капелька купалась
В синем океане
И в цветах осталась
На лесной поляне

"Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!"

Игнашина Светлана Евгеньевна, воспитатель,

ГБДОУ №65 Фрунзенского роайона Санкт-Петербурга

Лебедева Ирина Викторовна, учитель-логопед,

ГБДОУ №65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Закреплять представления детей о лексической теме «вода»

ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

1) активизировать предикативный и атрибутивный словарь по данной теме;

2) развивать фонематический анализ, синтез;

3) закреплять представления детей о звуках русского языка;

4) развивать навык чтения;

5) согласовывать различные части речи в предложении;

6) развивать связную речь;

7) развивать логическое мышление;

8) развивать зрительное внимание, память, гнозис;

9) развивать слуховое восприятие и внимание;

10) развивать мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями;

Познавательные:

Развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям

Воспитательные:

1) воспитывать у детей бережное отношение к природе, природным ресурсам;

2) воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, творчество при выполнении поставленных задач, умение работать в паре, в команде;

3) воспитывать у детей любознательность, поощрять положительные эмоции, активность при выполнении разнообразных игровых заданий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Звуковые схемы, фотографии, схема «круговорот воды в природе», фигуры с буквами, схемы для составления фигур, карточки со словами, пакет с водой, пакет со льдом, термос с горячей водой, музыкальные фонограммы, игрушка капелька, сундучок.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Образовательные ситуации «Волшебница-вода», «Где живут капли воды в детском саду?», «Вода бывает разная»

Дидактические игры «Какая бывает вода?», «Что вода делает?», «Разноцветная вода»

Пополнение экологического уголка книгой О. Кургузов «Про каплю акву».

Изготовление плакатов «Берегите воду»

Фронтальные и индивидуальные логопедические занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент:

Ребята, посмотрите, что это? (капелька воды)

Вы знаете, капелька рассказала нам очень грустную историю. Оказывается, в одном доме люди не выключили кран и вся вода вытекла. А осталась только одна капелька. И вот сегодня она у нас в детском саду. И ей очень хочется узнать, знаете ли вы, что воду нужно беречь, зачем нужна вода, какая она вода… Давайте сегодня попробуем разобраться в этом. Вас ждут интересные игры и задания, связанные с водой. А чтобы нашей капельке не было грустно одной, мы найдем ей подружек. А каких, вы догадаетесь позже. А капелька наша не простая, а волшебная. И принесла она с собой волшебный сундучок. А что в этом сундучке мы постепенно и узнаем.

2.Основная часть

2.1Вода-жидкость

Звучат звуки воды(шум дождя, шум моря, журчание ручья)

Ребята, что вы слышите?

А что это всё такое: море, ручей, дождь...? (это всё вода)

(из сундучка достается пакет с водой)

Где еще мы можем встретить воду?

Какая бывает вода? (подбор признаков)

А что вода делает? (подбор действий)

Давайте теперь разобьемся на пары и выполним первое задание.

Д/и «Узнай наложенные изображения»(дождь, ручей, река, озеро, водопад, болото)

Д/и «Подбери к звуковым схемам слова» (назовите слова по звукам, сколько гласных звуков в каждом слове, сколько слогов)

А какое слово получится из таких звуков: м, о, рь, э? (море)

Музыкальная пауза «Море волнуется…»

Звучит кваканье лягушек. Появляется Водяной. Напевает песню «Я водяной…»

Ребята, вы знаете, кто это? Где же он живет?

Водяной, а зачем ты к нам пришел?

Скучно мне одному в болоте, только лягушки одни и квакают, а мне поговорить с кем-нибудь охота! А тут столько ребят! Вот я сижу один в болоте и от одиночества сочиняю.

А что ты сочиняешь?

А что вокруг вижу, то и сочиняю. Хотите послушать?

«В лягушках квакают болота».

Ой, Водяной, ты кажется, что -то напутал. Ребята, как вы думаете? Как правильно нужно сказать?

(Водяной говорит другие фразы: «У стрекоз есть крылья, потому что они летают»; «Появились лужи, и поэтому, полил дождь»; «Цапля схватила лягушонком клюв.»)

Ой, видимо, это не мое дело-сочинять! Пойду-ка я обратно в свое болото и найду себе другое занятие.

(Водяной смотрит на свою одежду)

Ой, что это у меня тут? (Капелька воды)

Так это же я вам ее нес. Возьмите!

2.2Вода-лёд

Один ребенок загадывает загадку:

Его полным-полно зимой.

Так скользко- не дойдешь домой.

На речках и прудах встает

Прозрачный, хрупкий, чистый …(лёд)

А при чем тут лёд? Мы же о воде сегодня говорим! (ответы детей)

Правильно, оказывается, вода может превращаться в лёд.

(из сундучка достается пакет со льдом)

Ой, ребята, а что случилось с нашей водой? (она замерзла, превратилась в лёд).

А что надо сделать, чтобы проверить, является ли лёд водой? (у детей по кусочку льда в руках)

Что вы ощущаете на руках? (лед тает и превращается в воду)

Ребята, а в какой сказке было много снега, льда? Там еще мальчик играл со льдинками. («Снежная королева»)

Д/и «Составь фигуру»

Прочитайте получившееся слова (ледоход, ледокол)

Что означают эти слова? Из каких двух слов состоят?

(дается капелька-снежинка)

2.3Вода-пар

(из сундучка достается термос, из него идет пар)

Ребята, что это? (пар)

Да, так мы же сегодня о воде говорим, при чем тут пар? (ответы детей)

Правильно, вода может превращаться и в пар.

С помощью каких предметов можно проверить, что пар-это вода и как это сделать? (действия детей)

Где еще можно увидеть пар?

(демонстрация коллажа)

О чем я сейчас говорю: белые, пушистые, легкие, плывут по небу? (облака)

Д/и «Собери пословицу» (Под лежачий камень вода не течет)

О чем говорит эта пословица? Какие вы еще знаете пословицы, в которых есть слова, относящиеся к воде?

(дается капелька-облачко)

2.4.Круговорот воды в природе

(из сундучка достается схема)

Ребята, а что здесь изображено?

Давайте с помощью слов и движений расскажем про это явление природы.

Физкультминутка «Круговорот воды в природе» (координация речи с движениями)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше… Пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Всё это и зовут в народе:

Круговорот воды в природе.

3. Итог занятия. Берегите воду!

Капелька, мы с ребятами сегодня вспомнили, какая она-вода, что она бывает не только жидкая.

Ребята, а вы помните историю, которую нам рассказала капелька в самом начале нашего пути?(ответы детей). Так, какой отсюда можно сделать вывод?(беречь воду и т.д.)

Не переживай, капелька! Мы изготовим плакат «Берегите воду!». И обязательно повесим его в нашем детском саду.

(изготовление плаката)

Один ребенок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить- Без нее нам не прожить!

Татьяна Николаевна Юталова
Конспект НОД «Вы слыхали о воде?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха

«Вы слыхали о воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Составила : воспитатель

Юталова Т. Н.

с. Боровиха

Цель :

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Обобщить знания детей о воде : состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.

2. Развивать любознательность, познавательную активность в процессе экспериментирования, мышление, речь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к воде .

4. Создать педагогические условия для потребности получать новую информацию о знакомых предметах.

Предварительная работа :

Разучивание пословиц о воде , опыты с водой, рассматривание глобуса, беседы о воде .

Материал и оборудование.

Яблоко, глобус, стаканчик с водой, пустой стаканчик, пипетка, масло, салфетки, картинки о гибели дельфинов, театр на фланелеграфе «Сказка о нефтяной рыбке» , таблица «Вода в природе» .

Ход занятия.

Восп-ль. Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга. Послушайте, я загадаю вам загадку :

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Дети : Вода.

Восп-ль. Правильно. Вы догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Дети : Да. О воде .

Восп-ль : А что вы знаете о воде ?

(ответы детей)

Восп-ль : дети, как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?

Дети : Месяц.

Восп-ль : А без воды?

Дети : Неделю.

Восп-ль : Как вы думаете, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду?

Дети : Синим.

Восп-ль : покажите на глобусе воду. А кто знает, сколько на земле океанов?

Дети : Четыре.

Восп-ль : А сколько морей?

Дети : Тридцать.

Восп-ль : Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша?

Дети : Четвертую часть.

Восп-ль : Давайте проверим. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша. А это большая часть – вода. Так много или мало воды на планете?

Дети : Много?

Восп-ль : А кому нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?» Я буду кидать мяч, кто его поймает, то отвечает.

д/и «Кому нужна вода»

Восп-ль : Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода в природе.

Представьте, что вода исчезла. Что тогда произойдет?

(ответы детей)

д/и «Хорошо – плохо»

А теперь представьте, что из крана течет не вода, а лимонад. Подумайте и скажите, что в этом хорошего, а что плохого.

Представьте, что в реках и озерах только соленая вода. Что в этом хорошего, а что плохого?

Если вместо обычного дождя пойдет дождь из шишек? Что хорошего, а что плохого?

ф\м «Дождик»

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы – (круговое движение правой рукой)

И на дорожку – (обе руки перед собой)

Льется, льется – ой, ой, ой! (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте)

Восп-ль : Ребята, подумайте и скажите, как вода помогает человеку.

(ответы детей)

Восп-ль : Ребята, расскажу я вам сейчас сказку о рыбке, да не о золотой, вы ее все знаете, а о нефтяной. С чем пришел невод у старика в сказке о золотой рыбке?

Дети. С тиною морской.

Восп-ль : Правильно. А если бы закинул старик свой невод сегодня? Пришел бы невод не только с тиною, а еще с… ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную шину.

В третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а известно золотая. И заговорила бы она человеческим голосом.

Но вот чудо : не стала бы золотая рыбка просить : мол отпусти меня, старче. В море. А наоборот, стала бы молить : только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу за это тебе любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною» , а хочу остатьс

Я рыбкой золотою!

…Грустная сказка! Но к несчастью, и быль не радостней. Раньше, возвратясь из дальних странствий, моряки, бывало. Рассказывали о дольних странах да о заморских диковинах. Теперь же твердят одно : пропадают, братцы, моря – океаны! Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку.

А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо. Помыл танкер – нефтевоз свои громадные баки – танки, грязную воду – в море. Вот беда, так беда! От этой отравы гибнут рыбы. Дельфины.

Посмотрите на эти экологические знаки. Посмотрите на них и скажите как мы можем помочь воде ?

Дети : Не бросать мусор в водоемы, не сливать отходы, экономить воду.

Восп-ль : А сейчас нас приглашают в нашу лабораторию. Скажите какие вещества растворяются в воде ?

Дети : Соль, сахар.

Восп-ль : А все ли вещества могут растворяться в воде , как вы думаете? Если в воду налить масло оно так же исчезнет как соль и сахар? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде ?

Дети : Масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Восп-ль : Молодцы, ребята. Какой можно сделать вывод? Все ли вещества растворяются в воде ?

Дети : Нет

Восп-ль : Ребята, скажите можно ли пить такую воду и почему?

Дети : Нет. она пахнет маслом и неприятна я на вкус.

Восп-ль : Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Дети : Очистить от масла.

Восп-ль : А вы знаете, воду можно очистить, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите как я это сделаю. Затем устанавливаем его в баночку. А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масляную воду в баночку с фильтром. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети : Вода стала чистой.

Восп-ль : Куда же исчезло масло?

Дети : Все масло осталось на фильтре.

Восп-ль : Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А теперь вернемся на свои места.

Вода добрый друг и помощник человека. Давайте вспомним пословицы о воде .

Слезами горю не поможешь.

По капельке дождь, дождь реки поит, реками море стоит.

Ложкой моря не вычерпаешь.

Песком море не засыпешь.

Под лежачий камень вода не течет.

Как с гуся вода.

Вода камень точит.

Воду в ступе толочь – вода и будет.

В рот воды набрал.

А сейчас я прочту вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»

Вы слыхали о воде ?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!



Что еще почитать