Взаимодействие мадоу с учреждениями культуры сельского поселения. Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений Взаимодействие книготорговых организаций с муниципальной библиотекой

«Юность» г. Белгорода

Антонова Т.А.

2015 г.

Сетевое взаимодействие

Первая ступень

Сетевое взаимодействие

Сетевое взаимодействие

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Юность» г. Белгорода

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Педагог дополнительного образования

Антонова Т.А.

2015 г.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между различными учреждениями. Существует две ступени такого взаимодействия:

Первая ступень подобной коммуникации, давно и прочно вошла в нашу деятельность: семинары, мастер – классы, круглые столы, дискуссии и встречи, дни партнерского взаимодействия. Партнерские связи учреждений культуры и дополнительного образования города , помогают успешно решать задачи образования и воспитания, поставленные перед ним обществом.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между нашими образовательными учреждениями и учреждениями культуры процесс отражения в них опыта друг друга.

Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия в дополнительном образовании – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet - технологий. Это взаимодействие, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт организаций дополнительного образования, доступен широкому кругу пользователей интернет - сети. Опыт наших учебных заведений, освещается на сайтах этих учреждений.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования.

Партнерские связи с вузами региона, учреждениями культуры и дополнительного образования города, помогают успешно решать задачи образования и воспитания, поставленные перед ним обществом.

Одними из основных задач в дополнительного образования являются:

  • изучение, возрождение и развитие народной традиционной культуры Белгородчины;
  • изучение и внедрение в практику новых форм культурно - досуговой деятельности;
  • изучение краеведения с целью выявления накопленного богатства народной культуры Белгородчины, а также с целью сохранения историко-культурных и природных памятников, увековечивание памяти известных земляков области.

А сейчас мне бы хотелось рассказать, как учреждения дополнительного образования взаимодействуют с учреждениями культуры.

Формами сетевого взаимодействия являются -договоры о сотрудничестве; проекты и др.

Тесное сотрудничество почти у всех учреждений дополнительного образования налажено с библиотеками. Педагоги, учащиеся и родители, частые гости библиотечных классных часов, внеклассных мероприятий интеллектуального, экологического, духовного, патриотического, этического характера. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, выставках предложенных библиотекой.

Так в МБУДО «Юность», были заключены договора о сотрудничестве с музеем народной культуры, институтом культуры (куда впоследствии поступает много наших учеников, а также приходят на практику студенты этого учреждения), библиотекой им. Лиханова, где проводятся творческие вечера (например, «Театр на окошке» (педагог Лобанова Л.Е.), с Белгородской государственной универсальная научной библиотекой, где проходят выставки, проводятся мастер-классы (педагог Юрченко О.Ф.) , презентация творческой деятельности педагогов Центра (Лобанова Л.Е., Массольд Е.Д.) и многими библиотеками города. Так же заключён договор с городским центром народного творчества «Сокол», где проводятся совместные тематические творческие вечери, встречи с ветеранами и тружениками тыла, выставки, отчётные концерты, театрализованные представления.

У Центра технического творчества сложилась довольно обширная система взаимодействия с учреждениями культуры: музеями, библиотеками. Интересная совместная форма работы Центра с городской библиотекой № 19. Сложилась система работы Центра с Белгородским государственным краеведческим музеем, музеем народной культуры, литературно-художественным музеем, Заключен договор и организована совместная плодотворная деятельность с Белгородской государственной универсальной научной библиотекой .

Педагоги Станции юных техников плодотворно сотрудничают с учреждениями культуры:
- проводят мастер - классы для учащихся школ и профессиональных колледжей на базе музея - заповедника «Куликово поле», «Краеведческого музея», деловой библиотеки, Пушкинской библиотеки,

Персональные выставки в Деловой библиотеке, библиотеке им. Лиханова, Пушкинской библиотеке, областной библиотеке; Центральной детской библиотекой им. А. Гайдара, библиотекой-филиалом № 14.

Таким образом, идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями культуры, находит место в реальном пространстве, выступая системосвязующим фактором воспитательного пространства. И является установкой на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие по сути своей является педагогическим и открывает возможности расширения воспитательного пространства.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 Героева М.И., библиотекарь МКУ «Шуйский центр культуры» «Грани взаимодействия Дома культуры и библиотеки в составе учреждения культурно-досугового типа» Не секрет, что процесс передачи библиотек в структуру КДУ вызвал у библиотекарей не самые радостные эмоции. «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вихрем пронесся над сложившейся за 30 лет системой библиотечного обслуживания населения, разметав библиотеки по поселенческим углам, создав уродливые изолированные модели библиотечного обслуживания, стремящиеся к самоизоляции, заведомо не обеспечивающие конституционного права жителей на равный доступ к информации». (из материалов Форума «Сельские библиотеки в культурно-досуговых учреждениях: опыт, проблемы, пути развития», состоявшегося на базе Выборгского района Ленинградской области октября 2008 года В Шуйском сельском поселении Прионежского района ситуация осложнялась ещё и тем, что п.шуя из-за отсутствия помещения для библиотеки 1,5 года был лишен полноценного библиотечного обслуживания. Вновь открывшаяся в п.шуя библиотека вошла в состав муниципального учреждения «Шуйский центр культуры». Войдя в состав КДУ, библиотека становится зависимой как от администрации КДУ, так и от администрации поселения, в котором она расположена. Шуйской библиотеке повезло, что обе администрации понимают, какую роль, библиотека может и должна играть в формировании социально-культурного и информационного пространства поселения. Конечно, далеко не все вопросы укрепления и развития материально-технической базы, комплектования, программно-технического обеспечения решены. Но и они решаются по мере возможности. За счет средств, заработанных Шуйским домом культуры, для библиотеки приобретен ноутбук, что позволяет значительно разнообразить и повысить качество библиотечных и клубных мероприятий. 14 месяцев работы библиотеки в новых условиях складывались непросто. Проработав 30 лет в ЦРБ ЦБС, отвечая за определенный участок работы, пришлось перестраиваться, учиться самостоятельно выстраивать свою деятельность (без отдела комплектования, без информационно-библиографического отдела). Пришлось доказывать на деле нужность и важность библиотеки для местного сообщества, так как на первый взгляд кажется, что если поселение просуществовало такой достаточно длительный срок без библиотеки, то в век Интернета может спокойно жить без неё и дальше. С точки зрения развития сельской культуры включение библиотек в состав КДУ предполагает тесное взаимодействие этих учреждений для наиболее полного удовлетворения потребностей различных категорий сельского населения в услугах сферы культуры, при этом уровень и качество библиотечных и культурно-досуговых услуг КДУ должно соответствовать самым современным требованиям. В сотрудничестве библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы нет ничего нового, оно основано на многолетней практике. Традиционно часть мероприятий библиотеки ЦБС проводили совместно с культурно-досуговыми учреждениями. Формы подобной совместной деятельности в Прионежском районе в целом и в п. Шуя в частности существовали самые разные: литературно-музыкальные гостиные, клубы по интересам, литературные праздники, книжные выставки и обзоры, викторины и т.д. Другое дело, что не у всех эта совместная деятельность удавалась. Оказавшись, так сказать, в «одной упряжке» библиотеки и Дома культуры могут в полной

2 мере использовать возможности друг друга для повышения качества уже существующих и создания новых видов услуг, необходимым жителям поселений. Пожалуй, можно выделить два направления взаимодействия библиотек и ДК: 1. Взаимодополняющая деятельность, использование выгод совместного существования. Библиотека, находящаяся в помещении КДУ может использовать любое массовое мероприятие для привлечения новых читателей, для повышения посещаемости. За небольшой промежуток времени я убедилась, что население привыкло посещать библиотеку перед концертами, спектаклями, праздниками или после их окончания. Дети, занимающиеся в кружках и творческих коллективах, используют время до занятий и даже во время перерывов для того, чтобы заглянуть в библиотеку. Члены Совета ветеранов, собираясь на заседания, самодеятельные артисты театрального коллектива и участники Шуйского народного хора, собираясь на репетиции, приходят пораньше, чтобы обменять книги. С другой стороны, работники ДК получили возможность в полной мере использовать фонд библиотеки для профессиональной деятельности. Если ранее не все сотрудники имели представление о возможностях библиотеки или просто не посещали её из-за нехватки времени, то сегодня они обращаются за помощью в подборе литературных текстов, иллюстративного материала. Основные мероприятия, проводимые в библиотеке, носят именно библиотечный характер. Но у нас они могут дополнять, предварять мероприятия ДК. Например, книжные выставки, выставки детского рисунка, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы и т.д. Удачно сложилась совместная работа в дни летних каникул. Пришкольный лагерь «Дружба» тесно сотрудничал с Шуйским центром культуры, культорганизаторы и методисты ДК проводили развлекательные мероприятия, а задачей библиотекаря была организация патриотического просвещения (выставкипросмотры и мультимедиабеседы, посвященные Дню России и Дню Республики Карелия, пропаганда художественной литературы в форме обзоров-обуждений в рамках программы Летних чтений «Лето - время читать». Библиотечные мероприятия в июне посетило 257 пользователей-детей. 2. Совместная деятельность, совместные мероприятия. Такие мероприятия, как, например, праздник для первоклассников «Посвящение в читатели» сложно провести без элементов театрализации. Поэтому он и стал удачным совместным мероприятием. Библиотекарь рассказывает об истории возникновения книги, истории библиотек, демонстрирует слайды, а первоклассники с восторгом встречают сказочных персонажей - старуху Шапокляк и Рваку-Кусаку и с удовольствием запоминают правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой. Благодаря поддержке сотрудников ДК Шуйская библиотека смогла принять участие во Всероссийской акции «Библионочь 2012». Сомнений было достаточно: город Петрозаводск так близко, Национальная библиотека РК и Детско-юношеская библиотека предлагают такие интересные программы и несколько групп наших читателей на школьных автобусах уже готовятся принять в них участие. Жаль, конечно, что в поселке нашем нет книжных магазинов, издательств и художественных галерей. Но библиотекато ЕСТЬ! Значит, Библионочь должна состояться! И она состоялась. В любители чтения собрались в читальном зале библиотеки и весело провели время, играя в разные интеллектуальные и творческие игры. Например, в шарады: стихотворные загадки, ответы на которые составляли нужное слово по частям. Люди, даже далекие от литературы, с удовольствием играли в буриме, складывая стихи по заранее заданным рифмам. У молодежи особый интерес вызвало гадание по книгам Булгакова, Шекспира, Пушкина 2

3 Библионочь в Шуйской сельской библиотеке Очень хорошо, что собрались в стенах библиотеки люди самого разного возраста - и молодежь и люди старшего возраста. Расставаясь, делились планами и идеями по поводу следующей Библионочи. Думаю, что она обязательно состоится в 2013 году. Тем более, что на память гости написали такие добрые слова: «Я помню чудное мгновенье.. В библиотеке мы сидим. Собрались звезды поселенья. И уходить мы не хотим». «Мероприятие всем нам очень понравилось, посмеялись от души, прекрасно провели ночь. Ждем приглашения на «Библионочь 2013» Пожелания: погасить свет и зажечь свечи. Придать таинственности этому вечеру»; «Мы желаем, чтобы когда-нибудь мы пришли сюда как в литературный салон 19 века. Дамы в шикарных платьях с галантными кавалерами. Блеск ума, острота мысли, канделябры, свечи, книги, гусиные перья, чернила и вальс, стихи, салонные игры». Но самое интересное и несколько неожиданное продолжение получилось у мероприятия, проводимое в рамках программы «Имя в карельской литературе», (эта программа была разработана в Прионежской ЦБС Новожиловой С.М.) В библиотеке состоялась встреча с известными карельскими авторами Ириной Мамаевой и Анной Матасовой. Анну Матасову до сих пор с восторгом вспоминают пятиклассники и шестиклассники и с удовольствием читают книги, подаренные ею в нашу библиотеку. Ирина Мамаева встречалась со старшеклассниками и взрослыми читателями. Десятиклассникам было о чем поговорить с автором книги «Любить и жалеть». С этой повестью они познакомились на уроках литературы, поэтому вопросов у ребят было много. 3

4 Встреча старшеклассников и жителей п.шуя с Ириной Мамаевой А затем разговор зашел о современной литературе и директор Шуйского центра культуры Анна Васильевна Матвейкова поинтересовалась - почему так трудно найти интересную современную пьесу, (наш театральный коллектив «Версия» в тот момент испытывал трудности с репертуаром, не мог определиться). Ирина Мамаева вспомнила реальный случай из жизни, который вполне мог бы лечь в основу комедии. Собравшимся этот эпизод понравился, а Анна Васильевна попросила Ирину мамаеву написать на этот сюжет пьесу. Так вот и появилась «Баня Entertainment», лирическая комедия, которая с успехом прошла на сцене Шуйского центра культуры, некоторые зрители приходили посмотреть спектакль несколько раз. 4

5 Сцена из спектакля «Баня Entertainment» по пьесе Ирины Мамаевой Когда шуяне узнали, что на спектакле присутствует автор, зал долго аплодировал, ещё бы специально для шуйского театра известный писатель написал пьесу, да ещё и действие этой пьесы происходит в Шуе. Замечательную рецензию на спектакль в районной газете «Прионежье» написала Анна Матасова: «На премьеру собрались не только жители поселка, но приехали много гостей из города, друзья Ирины и ее родители. Дело в том, что это её первая работа для театра... Я давно дружу с Ириной. Хорошо знаю её творчество, поэтому в зале Шуйского ДК на меня накатывало то волнение, то любопытство Но вот по сцене решительно прошагала суровая русская женщина Антонина, дядя Слава спрятал за спину пиво. За кулисы первый раз пролетела замороженная курица, зал расхохотался и я забыла все свои вопросы. Спектакль захватил меня целиком и не отпускал до самого конца». Благодарные шуяне в местной группе Вконтакте писали такие отзывы: «- Всем участникам театральной группы «Версия» огромное спасибо за юморной спектакль «Баня». Получила огромное удовольствие за доброту, профессионализм и юмор. Очень приятно, что все участники спектакля хорошие знакомые, наши шуйские жители. Всем здоровья, оптимизма, счастья, удачи. Мы вас очень любим! Спасибо!!!». «-Молодцы! С хорошим настроением уходим. Вы профессионалы. Так держать!» «- Молодцы! Спасибо «Версии», автору, режиссеру!» «- Спасибо огромное за спектакль! БРАВО! Вы профессионалы! И.Мамаевой отдельное спасибо за такую великолепную пьесу!» «Я, как библиотекарь, очень довольна: сколько жителей Шуи узнали о существовании интересных карельских авторов, заинтересовались их творчеством. Надеюсь, что эта встреча не последняя». 5

6 В целом опыт работы подсказывает, что, не смотря на все сложности, библиотеки в составе КДУ могут не только выживать, но и динамично развиваться, находить в сложившихся условиях новые интересные возможности. 6


НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ- 2015 Не изменяя прекрасной традиции, весна и в этот год принесла в нашу библиотеку яркий, шумный, веселый, многолюдный и радостный праздник КНИГИ и ЧТЕНИЯ! Замечательный праздник

День семьи в Газпром школе День семьи это атмосфера любви, счастья, понимания и доброжелательности. Родители Газпром школы В субботу 16 сентября 2017 года вся дружная школьная семья: ученики, педагоги,

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека программа мероприятий для летнего досуга 2015 год Паспорт программы: Название программы: «Мы хотим, чтобы ваше лето было книгами согрето»» Автор программы: Даулетбаева

Летний читальный зал 2016 Лето это такая пора, когда хочется проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Лето это прекрасное время, чтобы отвлечься от городской суеты и круговорота проблем, выбрать

ПЛАН РАБОТЫ МБУК МБ Уярского района на июнь 2016 года Дата Форма проведения Наименование мероприятия Читательский адрес Ответственные п/п 1 6.06.2016г. Пушкинский день «Мы помним чудные мгновения» все

Информация о проделанной работе отдела библиотечного обслуживания населения п. Кумская Долина за октябрь 2014г. Осеннее путешествие на корабле жизни Форма Фольклорные встречи Название мероприятия «Осеннее

Утверждаю Директор МАУК «ЦБС» г. Пскова Г.Н. Большакова 2017 год Положение об организации летних чтений в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова «Летний книжный вояж» 1. Основание для разработки: «Национальная

Администрации Сосновского муниципального района Муниципальное Казенное Учреждение Культуры «Межпоселенческая Централизованная библиотечная система» 2016г. На от План основных мероприятий МКУК «МЦБС» на

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017 У каждого есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то свой День рождения. У книг тоже есть праздники - это «Книжкины именины». Что же это за праздник

Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда сделай для него это чудо. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир». До самого конца Грин оставался верен таким идеалам,

МБУК «ЦБС городского округа город Выкса» Центральная детская библиотека Утверждаю: директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система городского округа город

Отчет по проведению социально - досуговой и оздоровительной деятельности в ГБУ СО КК ДИПИ г. Горячий Ключ за январь месяц 2018г. 8 января «Рождественские встречи» Музыкальная программа, которую подготовили

Библиотечное обслуживание детей и подростков детским отделом МБУК «Сосковская межпоселенческая центральная библиотека» Коровина Елена Николаевна, ведущий библиотекарь В первые годы Советской власти большое

Управление по культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Истринского муниципального района сообщает, что за период с 09 июня 2016 года по 15 июня 2016 г. в районе проведены следующие

ГУ «Централизованная библиотечная система г. Витебска» Детская библиотека-филиал 12 им. Н. Островского К добру и пониманию открыта: опыт работы детской библиотеки им. Н. Островского по созданию социокультурной

За 120 лет Углич сильно изменился. Другими стали его облик, люди да и сама жизнь. Однако неизменной осталась любовь угличан к библиотеке имени И.З. Сурикова, у которой до сих пор, несмотря на популярность

КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК МАОУ Гимназия 17 г.белорецк 2015 год «Здравствуй, музыка!» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 17 г. Белорецк Посещения концертных мероприятий (в филармониях,

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

«Волшебный сундучок» Детский праздник волшебная дверь в мир удивительных фантазий, сказочных приключений и таинственных событий. 05 декабря 2014г. в СДК Мокрое состоялась детская предновогодняя игровая

Одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки и ее участия в образовательной жизни учреждения Определение целей и задач, содержания и назначения Разработка структуры сайта

Муниципальное учреждение «Методический центр управления образования администрации Пугачевского муниципального района» ПРОЕКТ «Читаем всей семьей» Пугачев 2016 г. Издавна русский народ ценил силу Слова,

I. Задачи школьной библиотеки 1. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой. 2. Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств книг, учебников,

МБУК «ЦБС Казанцевского сельсовета» Лыткинская сельская библиотека «Журавушка» ОТЧЕТ Лыткинской сельской библиотеки «Журавушка» Лыткино, 2016 1.Деятельность сельской библиотеки в 2016 году. Год российского

Практический опыт внедрения Модельного стандарта общедоступной библиотеки IV Санкт-Петербургский международный культурный форум V Всероссийский форум публичных библиотек - Всероссийская научно-практическая

П/п ЖДЕМ ВАС В МАЕ Название мероприятия День Победы Дата и время проведения 1 Международная Акция «Читаем детям о войне» 04.05. 11-00 2 Вечер памяти «Звучи, памяти набат!» 05.05. 3 Исторический калейдоскоп

VIII областной фестиваль «Юная библиотека» «Библиотека без границ»: Экологический проект «Сохраним село родное» Новоярковская сельская библиотека Барабинского района 2013 год Муниципальное казенное учреждение

Цикл патриотических встреч «Навечно в памяти народной непокоренный Ленинград» 16.01.2017 18 января в 14.00 в библиотеке 164(Серпуховский Вал, д. 24, корп.2) пройдет литературно-музыкальная композицию «Ленинградский

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 4 ИМ. В.П.ГЛУШКО ОТЧЁТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ за 2016-2017 учебный год ЗАВЕДУЮЩАЯ БИБЛИОТЕКОЙ Узакова С.У. В течение 2016-2017

Январь, 2015 год Дата выпуска бюллетеня Христос Рождается Славите! Рождество это прекрасный праздник! 9 января мы были на елке в СДК. Там было очень весело. На этом концерте в сказке «Морозко» участвовал

21 марта 2015 г., последний день 3 четверти, закончился грандиозным традиционным фестивалем англо-американской песни. Для справки: фестивалю уже почти 30 лет. Как правило, учителя, отвественные за проведение

ОТЧЕТ о деятельности Ассоциации детских библиотекарей Новосибирска в 2016 году Новосибирская городская общественная организация детских библиотекарей «Ассоциация детских библиотекарей Новосибирска», созданная

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Акция «Ночь искусств»

Планирование работы сельской библиотеки Н.Ю. Фекличева, заведующая отделом организации и методики библиотечной работы БУ «Национальная библиотека республики Карелия» 30 мая 2017 Процесс планирования работы

13.12.2016 Театр в гостях у ребят. Сегодня в гостях у наших детей были артис ты ДК Юбилейного. Это уже не первая встреча. На этот раз артисты привезли сказку «Федорино горе». Сценическое воплощение всеми

ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ, КАК РАЙ» ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРКОПОЛЕНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ- ФИЛИАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению

Местная администрация города Инкермана внутригородского муниципального образования города Севастополя ПОСТАНОВЛЕНИЕ «11» января 2016г. 01/2016 Об утверждении Плана мероприятий на 2016 год муниципальной

Новогодние впечатления или как старшая группа «Смешарики» встречала Новый 2014 год в детском саду «Светлячок» Презентацию подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» Коскина Н. А. 2014 год Наш

Информация Муниципального казенного учреждения культуры «Бургун- Маджарский СКЦ» «Итоги работы отрасли культуры за1 квартал 2013г г. На территории муниципального образования Бургун Маджарского сельсльсовета

Центральная библиотека Русскополянского муниципального района Центральная библиотека Русскополянского муниципального района Русскополянская центральная библиотека в 1998 году организовала клуб пожилых

И эта жизнь началась для ребят с 1 июня на детской площадке под названием «Непоседы», на которую ходят дети младших и старших классов. Двери библиотеки вновь открылись для ребят. Мы приглашали их к нам

ПРОГРАММА «С КНИГОЙ ПО ЖИЗНИ» Паниковской библиотеки-филиала МУК «Печорская центральная районная библиотека» на 2011-2013 гг. 1 Кем и когда утверждена Директор МУК «Печорская центральная районная библиотека»

Фотоотчет о проведении массовых мероприятий ми Московской области с.2015 по.2015 гг. 2 ГАУК МО «Московская областная государственная научная им. Н.К. Крупской» Региональный центр доступа к информационным

МБУК МЦБС Центральная детская библиотека Библиосумерки в детской библиотеке Починки 2015 «Библиосумерки» это комплексная акция, направленная не только на формирование положительного имиджа библиотеки,

Циклограмма деятельности библиотечно-информационного центра на 2012/13учебный год Месяц Мероприятия Сроки Август Получение новых учебников, их обработка, учет В течение Изготовление бланков отзывов, памяток

МБУ «Печорская МЦБС» Библиотека-филиал 17 ИПЭЦ «Природа и человек» Отчет по программе летнего чтения «Мы с друзьями не скучаем, а играем и читаем» Подготовила: зав сектором автоматизации Печора, 2015 г.

13.12.2016 Театр в гостях у ребят. Сегодня в гостях у наших детей были артисты ДК Юбилейного. Это уже не первая встреча. На этот раз артисты привезли сказку «Федорино горе». Сценическое воплощение всеми

Название учреждения «Календарь массовых мероприятий для детей, предлагаемых на 2016-2017 учебный год» (Дата и время проведения мероприятий могут быть изменены по согласованию сторон) Название мероприятия

Анализ работы школьной библиотеки МБОУ Юськинская СОШ за 2015-2016 учебный год Работа школьной библиотеки проводится в соответствии с целью школы «Создание внутри школы особого образовательного пространства,

Над выпуском работали: Александрова Оксана Анисимов Константин Векшина Любовь Ланин Никита Миронова Антонина Самойленко Екатерина Стариков Максим и 10 «Б». Поздравляем всех учителей с профессиональным

Отчет о работе школьной библиотеки за 2016 2017 учебный год Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности

8 мая в ГБОУ школе-интернате 58 состоялся праздник, посвященный Дню Победы. Подготовка к мероприятию велась весь апрель, ребята рисовали декорации, подбирали песни, репетировали номера. Школьники очень

Профессия Бренд Шеф! Как космознайки учились готовить под руководством Бренд Шефа Ельцин Центра Андрея Бова! Ах, какой выдалась среда 26 октября! В этот день у нас была назначена встреча с Бренд Шефом

Комлева Марина Васильевна, педагог-библиотекарь, Информационно-библиотечный центр, МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска», г. Челябинск РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

Отчет о работе пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием СОЛНЫШКО МБОУ «СОШ 2 г. Суворова» ЛЕТО - 2015 Начальник лагеря: Жарикова Инна Вячеславовна Организация пришкольных лагерей - одна

Государственное учреждение культуры «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы» приглашает принять участие в конкурсах и мероприятиях Интерактивная просветительская библиотечная программа «З беларускай

Вот и пролетел первый месяц нового года и самые волшебные дни января. Именно в эти дни лицей кружит в вальсах Рождественских балов. У наших первоклашек прошел первый в жизни лицейский бал. Как же здорово

Отчёт о работе летнего городского лагеря с дневным пребыванием «Апельсин» на базе МОУ Гимназии 1 в 2016 году. На основании заявлений родителей и приказа Управления образования от 21.04.2015г. 154 «Об организации

Аналитический отчет работы с юношеством за 2016г. МКУК «Библиотечная система Каптыревского сельсовета» Библиотека «Горница» с. Каптырево. Год Всего пользоват. от 14 до 30лет Число посещений Выдано экземпляров

План мероприятий к году ВОЛОНТЕРА (ДОБРОВОЛЬЦА) 2018 год. «ская Наименование мероприятия Срок Место проведения Исполнители п/п исполнения 1 2 3 4 5 1 «Золото, ладан и смирна» Январь МБУК «ская Литературный

«Войдём в мир книги вместе»: деятельность Бахтызинского сельского информационно досугового центра в поддержку семьи в 2015 году В 2008 года в Бахтызинской сельской библиотеке открыт Информационно-досуговый

Отчет о поздравлении с Наступающим Новым годом выпускниками школы учащихся начальной школы. Традиция «Старшие- младшим» Новый год самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме,

День самоуправления глазами заместителя директора по воспитательной работе - стажёра Биричевской Екатерины Дмитриевны День самоуправления - это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в

P ЕЖЕГОДНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ «БИБЛИОНОЧЬ» 2017 С 22 на 23 апреля в очередной раз пройдет всероссийская акция «Библионочь». Ежегодно во время акции библиотеки, музеи, галереи, книжные

Централизованная городская библиотечная система города Астрахани МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ АСТРАХАНЦЕВ: МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОЕКТЫ В ПАРКАХ И СКВЕРАХ (программа летнего чтения «Лето с книгой»: проекты «Летний

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.

Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий

Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.

На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

  • Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
  • Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
  • Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутке.
  • Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  • Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
  • Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди

Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»

Пример тематического занятия, посвященного животным.

В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.

Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.

На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.

Проведение совместных праздников

Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).

Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.

На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.

Формы работы с книгой

Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.

Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.

В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.

Послесловие

От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.

В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.

На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.

Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.

Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.



Что еще почитать