Церковь в селе дубровицы. Знаменская церковь в Дубровицах. Парящая к облакам

March 20th, 2015

Человека, живущего в Москве и интересующегося историей и архитектурой, сложно удивить церковным сооружением. Он уже всякое видел. Но иногда изумить всё же удается. Добро пожаловать в Дубровицы. К православному храму, который так похож на католический, что после строительства его отказывались освящать.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII- начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства.

Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом.

Знаменская церковь является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII-XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана - противника всего католическо-европейского. Лишь после кончины Адриана и церковной реформы, устроенной Петром I в начале 18 века церковь была освящена. Произошло это 24 февраля 1704 года. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Фотографировать внутри не благословляется без специального разрешения настоятеля. Поэтому вам остается поверить мне на слово: внутри удивительно. И очень светло.

Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Это - Десна.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. На месте, где раньше была звонница, сейчас установлена стойка с колоколами.


К западу и к юго-западу от Знаменского храма располагается усадьба. Здесь на первом плане находится большой каменный барский дом, в три этажа, с бельведером, балконами, террасами вдоль южной и северной стен и крытыми галереями, выходящими на восток и на запад. Передний фасад здания обращен к югу. По углам дворцовой площади, в прошлом ограниченной изящной кованой решеткой, находятся два одноэтажных флигеля. Еще две подобные постройки расположены к северу от усадебного дома (северо-восточный флигель не сохранился и сейчас восстанавливается). Эти четыре флигеля предназначались для управляющего, прислуги, священно- и церковнослужителей.

Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. Владельцем усадьбы был боярин Иван Васильевич Морозов, который возглавлял в то время Владимирский судный приказ. Перед смертью он постригся в монахи под именем старца Иоакима, а имение в 1656 году завещал дочери Аксинье (Ксении), которая был замужем за князем И. А. Голицыным.

Голицынам усадьба принадлежала до 1781 года. Тогда она была продана графу Григорию Александровичу Потёмкину. Потёмкину усадьба принадлежала недолго - до 1788 года. Императрица Екатерина в 1788 году приобрела усадьбу для своего фаворита Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. Правда через несколько лет она уличила его в измене, но усадьба осталась за родом Дмитревых-Мамоновых. В 1864 году усадьба вновь перешла в руки рода Голицыных. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств.

В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII - начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма. На сегодняшний день реставрация продолжается.

Скважин по периметру церкви пробурили уже больше сотни. Внутрь заливают специальный раствор, чтобы заполнить пустоты и трещины в фундаменте, который серьезно пострадал еще 80 лет назад от взрыва колокольни, стоящей рядом. Местному совхозу тогда понадобились стройматериалы, а в храме устроили склад. До уникальной резьбы и икон никому не было дела.

Певческое поле. На нем проводится праздник - Цветаевский костер памяти поэтессы Марины Цветаевой.

Смотровая площадка - насыпной курган. Сооружен еще при Б.А. Голицине. На вершине кургана ежегодно - до 1930 года - служили панихиды по погибшим в Отечественной войне 1812 года. Раньше на курган поднимались по спиральной тропинке. А теперь сделали лесенку с мостиком (место притяжения молодоженов).


С восточной стороны храма над лестницей - ниша. Раньше в нише располагалось распятие. А по бокам от него Богородица (слева) и Иоанн Богослов (справа). Всё утрачено в советское время.

Вид со смотровой площадки.

Сегодня храм нуждается в дорогой и сложной реставрации. Всемирный фонд памятников, рассчитывая привлечь особое внимание, включил его в один список с древним перуанским Мачу Пикчу и Собором Святого Семейства архитектора Гауди в Испании.

Кирюша на смотровой площадке.

Лестницы-лестницы-лестницы.

Река Пахра.

На певческом поле проводятся хоровые фестивали.

Весенняя Десна.

Кирюша зарылась в прошлогодние листья:)

Стрелка Десны и Пахры. Справа - тренировочная база футбольного клуба Витязь.

Девочка в вечернем солнышке:)

Это памятный камень в честь Цветаевой. Я нарочно не стала фотошопить окружающий мусор: отличный показатель культуры нашего общества. И не единственный на территории усадьбы. Дело в том, что в здании дворца сейчас расположен ЗАГС (помимо других учреждений). И всюду видны следы молодоженов: конфетти, пластиковые стаканчики, монетки и даже бутылки. Хотя в целом в Цубровицах довольно чисто.

Перейдем непосредственно к главному усадебному дому.

Усадебный дворец, скорее всего, был построен в первой половине XVIII в. в стиле барокко. В следующем столетии дом был капитально перестроен в духе классицизма. Усадьба также претерпела значительные изменения в ХХ в.: сделаны надстройки второго этажа, а затем и третьего (позже разобраны). Анфилады больших комнат были перегорожены. Помещения северной и южной сторон здания разделили узким коридором, ведущим с запада на восток. Планировка и архитектура здания заметно пострадали.

Обстановка дворца была великолепна. В 1889 г. князь С.М. Голицын обогатил ее роскошной деревянной итальянской мебелью ХVII в., вывезенной им из старинного родового дворца в Риме. Все убранство дома полностью исчезло из Дубровиц в ХХ в. После революции 1917 года Дубровицы сначала превратили в музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года. В настоящее время в усадебном дворце располагаются ВНИИ животноводства Россельхозакадемии, Подольский районный отдел ЗАГС и Совет ветеранов Подольского района.

Я была неприятно удивлена, когда обнаружила, что к дому спокойно подъезжают автомобили, паркуются прямо у входа. Для меня подобное обращение с памятниками архитектуры - варварство. Всё равно что в Царицыно у дворца открыть шашлычную.

Кстати, о шашлычной. Под восточной галереей поместился ресторан. "Голицын". Какая насмешка...

Если обойти дворец, откроется и вовсе неприглядная картина.

Всё полуразрушенное, ветхое, заделанное подручными материалами. Ну неужели для института животноводства нельзя найти другого помещения?! Впрочем, к чести института надо отметить, что он (почему-то?!) занимался реставрационными работами в усадьбе почти 40 лет.

Вид вниз, на Десну. Рискнете спуститься по лесенке?

Некоторые молодожены рискуют. И оставляют внизу за собой россыпь мелочи. На счастье...

Надеюсь, это все же свадебный атрибут. А не брезгливо выпотрошенная кружка с церковной паперти. Мелочи там валяется больше чем на сотню рублей.

Усадебный дом произвел тоскливое впечатление. А вот храм напротив. Одна из самых красивых церквей из виденных мною. И уж точно самая удивительная.

Надеюсь, когда-нибудь (и это не окажется поздно) и до дворца доберутся заботливые, бережные руки реставраторов.

Аренда стула - 100 рублей. Бедный Голицын...

К западу от дома высится вековой липовый парк, через центральную аллею которого в ХIХ в. был переброшен мостик, сейчас о нем напоминают лишь почти сравнявшиеся с землей насыпи под опоры. По преданию, здесь есть липы, посаженные самим Петром I... За парком сохранились еще три усадебных здания, два из них в настоящее время - жилые дома, а третье используется ОАО «Дубровицы».

Машины здесь совершенно неуместны:(

Несмотря на такие контрастные ощущения я однозначно рекомендую всем посетить усадьбу Дубровицы. Хотя бы ради удивительного храма, который помнит молитвы первого российского императора.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является особенным памятником церковного зодчества конца XVII века. Глядя на этот великолепный памятник архитектуры, трудно поверить, что расположен он в России, совсем недалеко от столицы, в Подольском районе Московской области. История храма, имена мастеров, создавших этот шедевр архитектурного искусства до сих пор точно не известны.

Из истории

Первый деревянный храм, посвященный пророку Илие, был сооружен в Дубровицах в 1662 году. История каменного храма связана с именем вельможи Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя юного Петра Первого. В 1689 году Голицын попал в немилость к царю и ему пришлось уехать в свое имение в Дубровицы. Гнев государя вскоре сменился на милость и Петр пожаловал Борису Голицыну боярский чин.

По одной из версий, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была возведена именно в честь этого знаменательного события - примирения с царем.

Существует и другая версия. Сохранилась легенда, согласно которой юный Петр, приехав к своему дядьке (воспитателя называли дядькой), восхищался изумительной красотой Дубровиц. Здесь река Десна впадала в Пахру, образуя острый угол, похожий на нос корабля. «Этому кораблю мачта нужна. Храм здесь надо бы построить, самый лучший в мире», - предложил Петр.

В 1690 году старый деревянный храм перенесли в соседнюю деревню Лемешево и на его месте началось сооружение церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В июле 1690 года Петр лично присутствовал при закладке фундамента церкви, позже постоянно интересовался ходом работ и помогал деньгами.

Строительство, в основном, было завершено в 1699 году. Возможно, что священнослужители долгое время не хотели освящать храм в виду того, что его внешнее и внутреннее убранство не вписывались в общепринятые православные церковные каноны. Известно, что освещение состоялось только через пять лет, в июле 1704 года. На торжестве присутствовали все местные жители, также прибыл и император со своим первенцем Алексеем.

Описание

Храм построен из белого известняка, которого было достаточно на берегах реки Пахты. Этот камень был прочным и в то же время позволял выполнять даже мелкую резьбу.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах сооружена в стиле барокко, отличается своей необычной архитектурой с обилием скульптур. Именно поэтому до сих пор ведутся споры о его создателях. Предполагают, что строительство велось при участии итальянских зодчих, но их имена до сих пор неизвестны.

В плане здание представляет собой равноконечный крест с закругленными концами. Основной объем храма приподнят на высокий цоколь. Вокруг него устроена галерея с высоким парапетом.

Вниз ведут четыре широкие циркулярные лестницы. Западный вход украшают изваяния святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Над входом Вы увидите фигуру Василия Великого, в углах цоколя – скульптуры евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея. У основания башни – фигуры восьми апостолов. Также фасад украшают фигуры ангелов.

Самым необычным является скульптурное убранство храма, опоясывающее все здание, от ступеней до купола. Здесь Вы увидите лепные узоры цветов, винограда и причудливые орнаменты.

Свод храма оригинален – восьмигранная башня увенчана ажурной золоченой короной. Это единственное в России церковное здание, в котором вместо купола установлена корона, поэтому церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах иногда называют «коронованной».

Русская земля богата памятниками сакрального зодчества. Одно из неординарных культовых сооружений - Знаменская церковь (Дубровицы). Храм возвели в конце XVII - начале XVIII века. До наших дней не сохранились сведения о проектировщике и строителях церкви. Известно лишь то, что над созданием архитектурного шедевра трудились отечественные и зарубежные мастера.

История храма

Знаменская церковь в селе Дубровицы основана воспитателем Петра Великого князем Б.А. Голицыным. На Бориса Алексеевича возвели напраслину, и царь повелел ему возвращаться в родовое имение. Год спустя Пётр I сменил гнев на милость, и в знак примирения с Государем князь решил возвести храм.

В то время на месте будущего стояла деревянная церковь В 1690 году её перенесли в деревню Лемешево.

Для строительства нового храма выбрали белый камень. Материал лёгок в обработке, но довольно прочен, пригоден для выполнения резьбы, создания декоративных деталей. Работы велись в течение девяти лет, но с освящением храма не спешили. Князь очень хотел пригласить на церемонию Петра I, но царь на долгое время покинул Москву. Согласно иной версии, освящению церкви препятствовал Патриарх Адриан, которому не нравилось здание в стиле барокко.

Знаменская церковь (Дубровицы) была освящена только в 1704 году местоблюстителем Московского Патриаршего Престола митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном.

В 1812 году село заняли французы. Завоеватели не очень бережно относились к православным храмам, но церковь в Дубровицах осталась нетронутой. Вероятно, солдат Наполеоновской армии покорила красота культового сооружения.

В 1929 году церковь закрыли, а в 1931 - взорвали колокольню. Богослужения возобновились лишь в 1991 году.

Архитектура

Знаменская церковь (Дубровицы) спроектирована в виде равноконечного креста с закруглёнными лопастями. Вместе с куполом храм возвышается над землёй более чем на сорок метров. Контур здания повторяет узкая галерея десять ступеней в высоту, огороженная парапетом. На цоколь храма и парапет нанесён орнамент.

Украшает церковь и скульптура. У западных дверей прихожан встречают изваяния святителей Григория Богослова. Над одной из дверей расположена статуя Василия Великого.

С цоколей на мирян взирают евангелисты, а с восьмигранной башни - апостолы. Фасад украшен Венчает церковь металлическая золочёная корона.

Интерьер

Значительную часть пространства внутри храма занимают рельефные композиции. Скульптуры выполнены из стукко - искусственного мрамора, в изготовлении которого используется обожжённый гипс, квасцы, клей, известь, мел и другие материалы.

В центре храма находится композиция «Распятие», справа от которой сидящие ангелы указывают на отрывки из Священного Писания. Изначально надписи создавались на латыни, но в XIX веке митрополит Московский Филарет приказал украсить стену цитатами из Евангелия на церковнославянском языке. В 2004 году латинские тексты вернули на прежнее место.

На верху западного выступа расположены хоры. Из пилона к нижнему ярусу ведёт красивая лестница из камня. Эта часть храма оформлена в виде балкона, повторяющего очертания стены западного притвора.

Со скульптурами прекрасно гармонируют образа. Наиболее почитаемая икона - Божья Матерь «Знамение».

Социальная деятельность

Приход Знаменской церкви оказывает благотворительную помощь инвалидам, больным, брошенным детям, пенсионерам. Жителей Москвы и области приглашают на благотворительные экскурсии, беседы со священником, чаепития. В Подольскую городскую больницу поступают пелёнки, памперсы, детская одежда, лекарства, медицинское оборудование, приобретаемые на средства приходского бюджета.

При храме работает воскресная школа. Преподаватели знакомят учеников с Законом Божьим, историей России и Церкви, церковнославянским языком. Также воспитанники осваивают церковное пение и занимаются творчеством.

Ещё одно направление работы школы - организация благотворительных концертов и паломничества. Дети и родители совершают прогулки к храмам Подольского района, переправляются на лодке к посещают монастыри. Если кто-то желает совершить паломническую поездку, но не знает, с чего начать, то осуществить задуманное поможет Знаменская церковь (Дубровицы). Как доехатьдо того или иного святого места, знают организаторы поездок при храме.

С мамами и папами учеников, другими прихожанами каждое воскресенье беседует по Евангелию настоятель церкви протоиерей Андрей Грицышин.

Расписание богослужений

Знаменская церковь (Дубровицы) - действующий храм. В будние, воскресные и праздничные дни богослужения совершаются согласно установленному расписанию. С 8.30 проходят часы литургии, панихиды. В это же время принимают исповедь.

Таинства крещения, венчания, елеосвящения, обряд отпевания совершаются по договорённости со священником. Посещать церковь можно каждый день с 9.00 до 17.00. Вечерние службы продолжаются до 20.00.

Знаменская церковь (Дубровицы): как добраться

Прежде чем попасть в храм, необходимо доехать до Подольска. До районного центра курсируют электрички, а также автобус № 417 (от станции метро «Южная»), маршрутка № 65. Не займёт много времени и поездка на собственном автомобиле.

От Подольска следует ехать на автобусе до остановки Дубровицы. Автомобилистам рекомендуется не доезжая до выезда из города свернуть направо, а потом ещё раз направо, ориентируясь на указатели. Чтобы приблизиться к храму, придётся проехать всё село. Адрес - Московская область, Дубровицы, Знаменская церковь.

Лучший вид на церковь открывается с холма. Возвышенность позволяет внимательно рассмотреть окрестности храма, полюбоваться живописными пейзажами, реками Десна и Парха. Село Дубровицы построено в одном из

Увидеть уникальный шедевр в стиле барокко в России не просто. Если хотите, то поезжайте в усадьбу Дубровицы Московской области, недалеко от , где расположена Знаменская церковь.

Храм вписан в старинный усадебный комплекс и построен в честь новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда-то усадьба принадлежала родам Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Вконтакте

История

Известно, что начало строительства положено 22 июня 1690 года Борисом Голицыным. Он же является и основателем усадьбы в Дубровицах.

Также есть сведения о том, что на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная здесь примерно в 1622 году. После того как началось строительство каменного здания, деревянное сооружение перенесли в соседнее село Лемешево.

Князь являлся воспитателем будущего императора Петра Первого, но, по неизвестной причине, в 1689 году подвергся опале и удалился в свое подмосковное имение. Он сразу начал строительные работы и даже, по одной из версий, выписал для строительства храма итальянских мастеров. Существует версия и о том, что сооружение начали возводить после того, как император Петр простил Бориса Алексеевича и возвел его в боярское достоинство. Это своеобразный символ возвышения рода.

Были приглашены не только знатные духовные лица и государственные деятели, но и сам император. Возможно именно из-за того, что князь Борис Алексеевич желал присутствия императора на освящении, его так долго и переносили, известно ведь, что до 1704 года Петр Первый почти не посещал Москву и Подмосковье.

Есть и ещё одна версия столь длительного не освящения. Князь Борис Алексеевич очень долго не мог получить разрешения у патриарха Адриана, который не решался освящать столь необычное сооружение, выполненное на европейский манер иностранными мастерами. Здание, уже построенное, не раз корректировали, что-то дорабатывали, а какие-то элементы декора убирали.

В середине девятнадцатого века здание отреставрировали и по-новому освятили. Чуть позже здесь открыли церковно-приходская школу и небольшую богадельню.

После 1917 и до 1927 здесь работал музей, а потом все экспонаты были увезены в другие выставочные центры. Примерно в это время объявили запрет на официальные церковные службы. В 1929 г. состоялось закрытие, разрушили колокольню (уничтожили и маленькую часовню св. Натальи и Адриана).

Важно знать: храм — действующий, относится к Подольскому благочинному округу Московской епархии.

Простоял закрытым до 1989, пока местная православная община не начала работу по возвращению здания верующим. Через несколько месяцев разрешение от властей было получено, хотя первая служба прошла на улице.

До 2000 г. шли восстановительные и реставрационные работы. После их завершения сюда были привезены иконы, сохранившиеся в институте животноводства.

Строительство

Как уже было сказано выше, строительство началось в 1690, на высоком берегу, в месте слияния рек Десны и Пахры. Место выбрали очень живописное.

Строили усадьбу итальянские мастера (хотя есть сведения и о русских зодчих, которых князь Голицын нанял для строительства). Именно поэтому у неё столь необычный для того времени вид, отличающийся от русского зодчества.

Постройку возводили из белого местного камня. Основание сооружения – крест, концы которого закруглены. Здание поставлено на высокий фундамент. Это дало возможность обнести здание по кругу парапетом. Он украшен резьбой и каменными лепными узорами. Также по кругу идут многоарочные лестничные пролеты.

Обратите внимание : высота здания от фундамента до купола – 42 метра.

В 1848-1850 годах постройку реставрировали. На этом настоял тогдашний владелец усадьбы в Дубровицах Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Он привлек к работе очень известного в те времена зодчего, академика Федора Рихтера (Матвей Александрович – герой войны 1812 г., им был сформирован полк, в котором состояли такие известные люди как Жуковский, Вяземский и другие; хотя жизнь его закончилась печально, в сумасшедшем доме).

Академик Рихтер работал над реставрацией здания именно тогда, когда хозяин имения проходил очередной курс принудительного «лечения», но зодчий хорошо знал свое дело и не нуждался в наставлениях (он долгое время работал на строительстве Исаакиевского собора под руководством О. Манферрана).

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт : этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Адрес и другая полезная информация

Объект находится в поселке Дубровицы Подольского района (добраться можно по МКАД, ехать всего шестнадцать километров или на пригородном автобусе, который ходит из Подольска до имения по расписанию).

Она действующая, службы проходят по расписанию (есть официальный сайт Знаменской церкви , на котором выложена вся актуальная информация о часах работы и возможности его посещения). Открыта с девяти утра до пяти вечера.

Престольный праздник — 10 декабря. Именно в этот день проходит торжественное богослужение (можно посмотреть на все реликвии, хранящиеся в храме).

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку : в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви:


Посёлок Дубровицы знаменит тем, что там сохранилась старинная усадьба, самым интересным объектом которой является церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Хотя Дубровицы находятся не очень далеко от Москвы, но добираться туда общественным транспортом оказалось не быстро. А ведь хочется отснять всё с вечерней подсветкой и успеть вернуться домой - именно поэтому летом, когда поздно темнеет, я не поехал.

Конец сентября - начало золотой осени. Жёлтые краски здорово оживляют пейзаж, однако погода становится непредсказуемой и это заставляет понервничать во время выездов в выходные дни. Погода обещала быть хорошей и я решил таки съездить в Дубровицы.

1.

Информация из Википедии:

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.


Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа.

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.


Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.


Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.


На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.


В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным.


При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.


В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.


В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

2.

3.

4.

5.

6.

Один из обломов в этот раз: я расставил штатив и ждал, когда солнце спрячется за горизонт, как раз за зданием церкви. Облака были обалденные и я ждал красивого заката, но буквально за 15 минут до предполагаемого заката небо затянула туча и заката я так и не увидел:(
Сумерки получились тоже никакие.
В церкви шла служба и внутри включили свет. Со светом в окнах стало поинтереснее.

7.

Второй облом - подсветку так и не включили, хотя вокруг полным-полно фонарей. И классический вид со смотровой площадки стал совершенно не интересный. Включился только один фонарь, поэтому пришлось бегать искать ракурсы, чтобы использовать его свет.

8.

9.

Ну и третий облом в эту поездку с этим кадром (ниже). Я только поставил штатив, как в церкви выключили свет и окна погасли. Эх...

10.

Хорошо, что начавшийся было дождь быстро закончился, т.к. нам ещё 20 минут идти пешком до автобусной остановки - хоть здесь повезло.



Что еще почитать