Что такое доставка постамат. Постаматы. Как это работает

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит.

Как придумали постаматы PickPoint

Идея создать в России сеть постаматов - автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», - вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» - венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», - рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо - Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы - компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% - Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы - это была вынужденная мера», - вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», - объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12–14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30–50% ниже, чем через пункт выдачи», - утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», - парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

  • 1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint
  • Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году
  • 2,2 млн человек - число уникальных пользователей PickPoint
  • 3,4 тыс. руб. - средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint
  • 1,2 кг - средняя масса одной посылки
  • 120 ячеек - размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек - в других регионах
  • 40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов - австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, - рассказывает Романова. - Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС - 8 см, а у нас отправления по высоте больше - 10–15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

Как запускали сеть постаматов PickPoint

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», - говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», - сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» - говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», - говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, - место, которое находится по пути домой», - объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.

Как работает сеть постаматов PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5–2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, - это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов - 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», - объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50–60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, - считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. - Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла больших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», - предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему - эффективной магистральной доставки», - объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», - объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок - это очень сложно», - считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.

Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», - объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, - рассказывает Романова. - Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб., а вознаграждение агента - в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3–6 месяцев, а возврат инвестиций - в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4–5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, - жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. - Проще деньги на депозит в банк положить».

Это автоматические компьютерные терминалы, оборудованные ящиками различной величины, для отправки и получения почтовых отправлений. Постаматы расположены, как правило, возле крупных транспортных узлов, в подземных переходах, торговых центрах, возле заправочных станций и в других местах скопления людей.

Появление постаматов

В далёкие времена почтовые отправления доставлялись гонцами и почтовыми голубями. Известна даже попытка научить котиков отправлять посылки. Так в 1879 году из бельгийского города Льеж были вывезены 37 котиков в населённый пункт на расстоянии 30 км. Коты получили соответствующее снаряжение и были выпущены. Эксперимент потерпел фиаско. Хоть все котики и вернульсь в Льеж живыми, но большинству из них по пути удалось избавиться от груза.

Сейчас доставкой почтовых отправлений - писем, открыток, телеграмм и посылок - занимается государственная почтовая служба. Хотя многие уже смогли на собственном опыте убедиться, что почта не справляется с постоянно растущим количеством отправлений. Конечно, открытки и письма в подавляющем большинстве случаев доходят до адресата, но что касается посылок… Их путь долгий и тяжёлый. Поговаривают, что среди работников почты популярна игра посылками в футбол.

К недостаткам государственной почты относятся также постоянные очереди, долгое обслуживание и неудобное время работы. В этой ситуации логичным было появление такого способа отправки посылок, который был бы быстрым, недорогим, безопасным и круглосуточным - так возникла идея постаматов или автоматических почтовых станций.

Впервые постаматы появились в Германии в 2001 году, а оттуда они распространились по всей Европе, в том числе и по России. Постаматы, принадлежащие одному оператору, составляют сеть постаматов. Почтовые отправления можно совершать внутри одного оператора. Самые крупные сети постаматов в России - это PickPoint , QIWI Post и Logibox .

Преимущества постаматов

Главный плюс постаматов - это круглосуточный режим работы, в этом они похожи на терминалы оплаты. Вы можете забрать свою посылку когда вам удобно, не нужны дополнительные квитанции, не нужно стоять в очереди и не нужно бояться за сохранность посылки. И, конечно же, не стоит забывать о сроках доставки: от 3 до 5 дней в любой регион России.

Недостатки постаматов

Главный недостаток такого способа - малая распространённость постаматов, их много в Москве, но мало в регионах, не в каждом городе они есть, но постепенно их количество будет расти.



Как пользоваться постаматами?

Существует два сценария использования автоматических почтовых станций:

  • получение посылки;
  • отправка посылки.

Получение посылки в постамате

Чаще всего постаматы используются интернет-магазинами для быстрой доставки заказов в удобное для клиента время и место. Во время покупки необходимо выбрать способ доставки «Постамат», указать ближайший к вам постамат (или наиболее удобный для вас) и ввести номер телефона, на который придёт уведомление о доставке. Когда вы получите такое уведомление, вы можете в любое время суток направиться к автоматической почтовой станции, выбрать «Получение посылки», ввести свой номер и полученный код. После этого откроется ваша ячейка, из которой вы можете забрать свою посылку. Однако, если вы выбрали оплату при доставке, вам необходимо будет сначала заплатить за заказ и доставку, прежде чем ячейка откроется.

Отправка посылки через постамат

Вы можете отправить свою посылку в любой постамат, принадлежащей тому же оператору, находящийся на территории России. Вам необходимо заранее посмотреть, есть ли в том городе, куда вы хотите сделать отправление, постамат и узнать его кодовый номер. Затем необходимо указать номер мобильного телефона получателя, на этот номер позднее будет отправлено уведомление о прибытии посылки и пароль, который получатель должен будет ввести на терминале. После указания всех необходимых данных останется только заплатить за пересылку. После оплаты откроется свободная ячейка, в которую необходимо положить отправление и закрыть её.

Сколько стоит отправка через постамат?

Цена отправления зависит от объёма посылки и от расстояния. Стоимость варьируется от 250 до 350 рублей. Конечная цена отобразится в интернет-магазине или на дисплее постамата.



Что еще почитать