Что такое превентивная деятельность. Превентивная социальная работа. Принципы превентивной социальной работы

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности. В свою очередь, проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения; во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Системное рассмотрение неблагоприятных факторов асоциального поведения несовершеннолетних применительно к воспитательно-профилактической деятельности системы органов ранней профилактики, безусловно, имеет ряд объективных трудностей как теоретического, так и организационно-практического характера. Это объясняется прежде всего тем, что теоретическое осмысление этой проблемы должно вестись, как мы уже отмечали выше, в междисциплинарном плане, сбор эмпирического материала носит межотраслевой, межведомственный характер и распространяется на деятельность специальных и общих органов ранней профилактики, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения народного образования, здраво­охранения, культуры, внутренних дел, общественные и благо­творительные организации. Такая межведомственная разобщенность органов ранней профилактики, а также изолированность, несостыкованность научных подходов в изучении этой острой социальной проблемы затрудняют создание психологического обеспечения превентивной практики и вместе с тем делают ее особенно актуальной.

Эта актуальность обусловливается и тем, что сегодня особенно остро стоит задача широкого внедрения в практику различных новых превентивных служб -- психологических консультаций, соци­ально-педагогических центров, телефонов доверия, социальных при­ютов, реабилитационных центров, развитие которых также сдерживается отсутствием системного психологического знания о природе отклоняющегося поведения и путях его предупреждения.

В связи с этим, на основании многочисленных разрозненных психологических, педагогических, медицинских, криминологических иссле­дований, проведенных в нашей стране и за рубежом, а также с исполь­зованием результатов собственных многолетних исследований автором сделана попытка в настоящей книге обозначить основное содержание и область применения превентивной психологии как прикладной науки, призванной профессионализировать и гуманизировать воспитательно-профилактическую практику по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Современная охранно-защитная концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:

профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);

признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;

психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

Задача превентивной психологии - вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников и социальных педагогов, практических психологов) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровления условий их семейного и общественного воспитания.

И для превентивной практики, и для превентивной теории важно, прежде всего, определите объект, предмет, область применения и психологический инструментарий, позволяющий решать свои собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Если в качестве объекта превентивной психологии выступают, в первую очередь, семьи и дети группы социального риска, среди которых существует повышенная вероятность возникновения различных отклонений, требующих адекватных превентивных мер на самых разных стадиях социопатогенеза, то в качестве предмета - природа отклоняющегося поведения, те неблагоприятные факторы, которые обусловливают различные формы психической и социальной дезадаптации детей и подростков. Отсюда первостепенной задачей превентивной психологии, наряду с обеспечением коррекционно-реабилитационной работы, остается выявление природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, обусловливающих социопатогенез, и выработка мер по их нейтрализации.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор" определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Как мы уже отмечали, превентивная практика, направленная на предупреждение социальных отклонений, распространяется не только на несовершеннолетних, но и на все взрослое население страны. Однако сферой применения превентивной психологии является, прежде всего, воспитательно-профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательно-профилактической деятельности.

Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

Что же касается предупреждения преступности и правонарушений среди взрослого населения, то в данном случае психологическое обеспечение в большей степени осуществляется в рамках правовой и криминальной психологии, которые, с одной стороны, помогают совершенствовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а с другой - изучают личность взрослого преступника, причины, обусловливающие преступления среди взрослого населения и пути их предупреждения с помощью уголовных, административных, дисциплинарных и общественных мер воздействия.

Меры по предупреждению преступности несовершеннолетних включают воспитательно-профилактическую деятельность, которая осуществляется общеобразовательными учебными заведениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, психологическими консультациями, службами доверия, центрами педагогической реабилитации и т.д. Предупреждение преступности несовершеннолетних наряду с этим включает меры по пресечению и раскрытию преступлений, осуществляемые правоохранительными органами в процессе суда, следствия, оперативно-розыскной работы.

Далее - это меры пенитенциарного характера, осуществляемые исправительно-воспитательными учреждениями, включая спецшколы, спецПТУ, ВТК, которые играют решающую роль в предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних.

И, наконец, это меры по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних, осуществляемые правоохранительными органами, общественными организациями, трудовыми, учебными коллективами по отношению к несовершеннолетним, совершившим преступления и ранее понесшим различные меры уголовного наказания (возвратившимся из ВТК, с отсрочкой наказания, условно осужденным и т.д.).

Всю эту важную правоохранительную деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних вряд ли можно отнести к области компетенции превентивной психологии, так как здесь скорее должны развиваться и рассматриваться возрастные аспекты следственной, судебной, пенитенциарной, правовой, криминальной психологии. Что же касается области приложения знаний превентивной психологии, то она в большей степени применима к воспитательно-профилактической работе по нейтрализации негативных влияний, детерминирующих нарушения социального развития несовершеннолетних, а также к мерам воспитания, перевоспитания и коррекции на ранних стадиях педагогической и социальной запущенности.

Превентивная социальная работа и ее сущность

Замечание 1

Социальная работа характеризуется деятельностью, направленной на гармонизацию социальных отношений и поддержание достойного уровня и качества жизни.

Одной из функций социальной работы является профилактика негативных факторов, имеющих влияние на социальные отношения.

Превентивная социальная работа позволяет оказать воздействие на ликвидацию или уменьшение социальных проблем индивида или социальной группы в момент формирования социальной проблемы, что, в свою очередь, дает возможность снизить темпы прироста социальных проблем.

Профилактическая социальная работа заключается в системе государственных, социальных, медицинских, психологических, педагогических и организационных мер, которые направлены на превенцию, устранение или снижение влияния основных факторов и условий, обуславливающих социальные отклонения отрицательного характера и иные негативные отклонения в поведении или статусе индивида.

Замечание 2

Цель превентивной социальной работы заключается в создании социальноприемлемого поведения человека, обеспечивающего гармоничные и стабильные отношения человека и общества.

Превентивная социальная работа также включает в себя своевременные мероприятия, которые направлены на профилактику допустимых физических, психологических и социокультурных отклонений у индивидов и социальных групп, подверженных социальным рискам, а также на поддержку нормального уровня и качества жизни и здоровья и на раскрытие внутреннего жизненного потенциала индивидов.

Принципы превентивной социальной работы

Профилактическая социальная работа осуществляет свои мероприятия в соответствии с рядом принципов:

  • принцип системности, который характеризуется выявлением совокупности причин социальных проблем, формированием системы необходимых условий для решения социальных проблем, а также использованием всей системы методов и методик социальной работы для предотвращения социальных проблем и их негативных последствий.
  • принцип превентивности, заключающийся в профилактическом характере проводимых мероприятий.
  • принцип оптимальности, суть которого заключается в объективном выявлении актуальности проблемы для индивида или социального группы.
  • принцип активизации, характеризующийся реализацией собственных сил клиента, что позволяет отметить субъектный характер превентивных мероприятий.

Проблемное поле превентивной социальной работы

В проблемное поле превентивной социальной работы включена вся система отклонений и негативных факторов, оказывающих влияние на социум, в том числе преступность и правонарушения, алкоголизм, наркомания и иные форма зависимости, безнадзорность несовершеннолетних, все формы насилия в семье, и иные негативные факторы.

Превентивная социальная работа по предупреждению процессов социального неблагополучия и сдерживанию негативных факторов осуществляется социальными службами, которые сотрудничают с клиентами социальной работы, нуждающимися в оказании социальных услуг. Превентивная социальная работа предусматривает использование комплекса социально-экономических, психолого-педагогических, правовых и иных методов социальной работы.

Виды превентивной социальной работы

В зависимости от охвата проблемы и глубины применяемых методик и программ, выделяют общую и специальную профилактическую социальную работу, а также она делится на первичную, вторичную и третичную профилактическую работу.

Общая профилактическая работа осуществляется на основе комплексного подхода, организующего действия системы профилактики и структуры, которые имеют возможности предупреждения возникновения вероятных социальных проблем и их негативных последствий.

Общая превентивная социальная работа осуществляется на государственном уровне посредством системы мер, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, сокращения факторов социального риска, а также на формирования благоприятной среды для реализации принципа социальной справедливости.

Специальная профилактическая работа действует посредством мер, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникших у конкретного человека или социальной группы.

Как уже было выше отмечено, превентивная работа может быть первичной, вторичной и третичной:

  • Первичная профилактическая работа – это работа по предупреждению еще не возникшей социальной проблемы, т.е она направлена на устранение негативных факторов, приводящих к социальной проблеме. Первичная превентивная работа отличается массовостью и неспецифичностью, используя преимущественно методы педагогики, психологии и управления.
  • Вторичная профилактическая работа заключается проведении системы мероприятий, целью которых является реабилитация и адаптация, кто уже имеет социальные отклонения в поведении или кого затронула социальная проблема. Основная цель вторичной профилактической работы заключается в формировании мотивации, направленной на изменение поведения.
  • Третичная профилактическая работа заключается в проведении комплекса мер, которые направлены на социальную адаптацию людей, которые имеют выраженные социальные проблемы. Основная цель данного вида работы заключается в создании условий, среды, осуществляющей поддержку нормального состояния таких людей. Третичная профилактическая работа включает в себя такие мероприятия как создание клубов помощи и поддержки, внедрение и реализация местных социальных программ, создание групп самопомощи и терапевтических групп.

В зависимости от реализации профилактических мероприятий превентивной социальной работы, можно также выделить:

  • нейтрализующую профилактику
  • компенсирующую профилактику
  • предупреждающую действие неблагоприятных факторов
  • устраняющую действие неблагоприятных факторов
  • контролирующую профилактику

Вначале рассмотрим философские и юридические аспекты основания юридической ответственности.

Философский аспект необходим для решения вопроса о том, почему человек должен нести ответственность за свои деяния вообще, и в том числе за общественно опасные поступки.

Во всех этических и правовых учениях проблема ответственности исследуется в связи с философской проблемой свободы. В данном вопросе правовая наука основывается на том, что одним из социальных оснований юридической ответственности выступает наличие у человека свободы воли. Свобода воли в данном аспекте рассматривается как реальная возможность свободно выбирать способ поведения, самовыражения и действий. При этом действия (бездействие), совершенные вопреки собственной воле, т. е. при фактическом отсутствии свободы или в состоянии добросовестного заблуждения, не могут повлечь за собой уголовную ответственность. Например, сотрудник органа внутренних дел выполнил незаконный приказ своего руководителя, не ведая о его противоправности, будучи преднамеренно введенным в заблуждение непосредственным начальником.

При рассмотрении правового аспекта основания юридической ответственности в целом и по отраслям права в частности, возникает вопрос, за какое социально значимое поведение наступает тот или иной вид юридической ответственности, ответ на который дается в соответствующем нормативном правовом акте, запрещающим совершенное противоправное деяние под угрозой применения наказания в отношении виновного лица.

Возвращаясь к понятию состава преступления необходимо отметить, что это юридическая характеристика деяния, обладающего свойством общественной опасности. Признаки, образующие конкретный состав преступления, в совокупности представляют собой достаточные основания наступления уголовной ответ- ственности. При этом нужно подчеркнуть, что никакие другие обстоятельства не могут влиять на наличие данного вида юридической ответственности. Отсутствие одного из этих признаков исключает возникновение уголовной ответственности за отсутствием состава преступления.

Рассматривая проблемы в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан, необходимо выделить наиболее распространенные виды дисциплинарных нарушений и преступлений, совершаемых личным составом милиции.

I. Дисциплинарные, относящиеся к процессу неисполнения либо недобросовестного выполнения служебных обязанностей:

1. Нарушение исполнительской дисциплины.

2. Употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ.

3. Небрежное отношение к служебному (табельному) оружию.

4. Прямое игнорирование приказа руководства, не исполнение требований и указаний.

5. Нарушения требований уголовно-процессуальных норм при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

6. Нарушения (ущемления) прав и свобод человека в ходе расследования преступлений, исполнения служебных обязанностей, в частности, обеспечения охраны общественного порядка, проведения спецопераций и т. п .

7. Фальсификация, подделка документов, подписей и т. п.

8. Халатность, невыполнение либо ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей.

9. Принуждение к даче показаний.

10. Злоупотребление полномочиями и их превышение.

11. Укрывательство преступлений.

12. Получение взятки.

13. Склонение (провокация) граждан к совершению преступлений (часто встречается при проведении ОРМ, когда граждан провоцируют на совершение преступления с тем, чтобы в последующем пресечь его деяния возможно и совершить вымогательство взятки) .

II. Бытовые и семейные конфликты, дезорганизующие деятельность сотрудника, так как морально-психологическое состояние во многом зависит от семейного положения сотрудника и часто влияет на процесс его служебной деятельности.

Отметим, что факт совершения дисциплинарных и административных правонарушений и преступлений влечет ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную), которая реализуется в определенном законом порядке в виде наказания. В целом эти элементы составляют триаду механизма возникновения нарушения определенных норм права и реализации (принятии) мер реагирования, направленную на восстановление нарушенного правового баланса (режима) посредством воздействия на правонарушителя. Рассмотрение данного аспекта позволяет раскрыть природу таких негативных социальных явлений, как дисциплинарные правонарушения и преступления, совершенные сотрудниками территориальных органов МВД Республики Таджикистан в связи с осуществлением оперативно-служебной деятельности, которые являются предметом диссертационного исследования. В совокупности эти деяния дестабилизируют дисциплину в структуре органов внутренних дел, дезорганизуют их деятельность и негативно влияют на их репутацию.

Основными мерами противодействия нарушениям законности и дисциплины являются такие меры реагирования, как привлечение виновного к ответственности и обеспечение неотвратимости справедливого наказания. Однако, на наш взгляд, привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной и уголовной ответственности недостаточно для искоренения подобных нарушений.

В решении данной проблемы необходим комплексный подход, состоящий из таких мер, как совершенствование законодательства и ведомственной нормативной правовой базы, регламентирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также эффективная практическая реализация этих норм, что в целом будет способствовать оптимизации деятельности органов внутренних дел, а также установлению надлежащей дисциплины и правопорядка в сфере внутренних дел.

Руководителям территориального органа МВД при организации воспитательных и профилактических мер по предупреждению дисциплинарных правонарушений и преступлений среди личного состава уместно исходить из определенных принципиальных постулатов.

Криминологическая теория предупреждения преступности и правонарушений определяется сегодня как учение о совокупности разнообразных видов деятельности и мер в государстве, направленных на усовершенствование общественных отношений с целью устранения негативных явлений и процессов, порождающих преступность либо способствующих ей, а также недопущения совершения преступлений на разных стадиях преступного поведения.

В систему предупреждения преступности соответственно включают объекты превентивной деятельности; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу. По мнению некоторых авторов, данная система на уровне государства нуждается в специальном закреплении законодательными актами, например, в законе Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией», где были бы отражены принципы, общие положения, субъекты и формы данного вида деятельности.

Одним из немногих положений, практически не вызывающих дискуссий среди криминологов, является понимание предупреждения преступности как разновидности социального управления, что позволяет выделять объект, субъект, меры предупреждения, равно как и оценивать саму деятельность с учетом требований, предъявляемых к социальному управлению . На этом основании Н. В. Щедрин, например, предлагает характеризовать предупреждение преступности как специфическую разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно-полезных отношений и ограничивает его негативные связи .

Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействие субъекта и объекта, а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений управления.

Принцип объективности применительно к предупреждению преступности означает, что данная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума, что призвано исключить бессистемность и эпизодичность в противодействии преступности.

Принцип целеполагания позволяет соотносить субъекты, объекты и меры воздействия с превентивной деятельностью, поскольку цель находится в центре внимания субъекта и ее достижение служит мерилом качества и эффективности предупредительной работы.

Принцип основного звена позволяет определить основное направление и цель деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько основных проблем и сфокусировать на их решении имеющиеся ресурсы.

Принцип оптимальности и эффективности предполагает достижение наилучшего результата за возможно короткий срок при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов.

Система мер предупреждения преступности, как и понятийный аппарат, является не менее разнообразной, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам - стимулирования и ограничения. В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим (но не исчерпывающим) образом:

по уровню: общесоциальные, специально-криминологические (общие и индивидуальные);

по масштабу: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), применяемые в отношении группы лиц;

по механизму воздействия: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления и меры защиты (безопасности);

по субъекту воздействия: меры, осуществляемые органами всех отраслей власти; меры, реализуемые отдельными органами, организациями, учреждениями; меры, осуществляемые отдельными гражданами;

по объекту: меры предупреждения корыстной, насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т. д.;

по отрасли законодательства, регламентирующего меры предупреждения: конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

Общесоциальные меры предупреждения преступности характеризуются как меры, направленные на искоренение причин преступности и условий совершения правонарушений. Они могут быть адресованы населению в целом либо отдельным его категориям, составляющим группы риска. В руководстве также были выделены шесть наиболее важных направлений социальной политики, влияющих на состояние преступности в обществе:

Политика планирования городских и сельских районов и, в частности, политика ликвидации трущоб, управления размещением; проблема бездомности; проектирование, предусматривающее места общественного пользования и торговли; взаимосвязь между предоставлением жилья, местом работы и наличием транспорта;

Политика занятости и, в частности, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест;

Политика в области образования, включая детей дошкольного возраста;

Семейная политика;

Молодежная политика, включая создание условий для отдыха, проведения досуга и занятия культурой;

Политика в области здравоохранения и, в частности, борьбы с наркоманией и алкоголизмом.

Ситуационное предупреждение преступности связано с ограничением возможностей для совершения правонарушений. При этом выделяются два вида мер: меры безопасности, затрудняющие совершение преступления, и меры, снижающие заинтересованность в совершении преступления.

Меры, затрудняющие совершение преступления, обеспечиваются: а) укреплением объекта преступного посягательства; б) перемещением объекта преступного посягательства; в) изъятием средств совершения преступления. Снижение заинтересованности в совершении преступления может идти двумя путями. Например, в отношении преступлений против собственности первый состоит в уменьшении ценности какого-либо похищенного имущества путем его маркировки. Второй путь - увеличение осознаваемой угрозы разоблачения - может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения со стороны правоохранительных структур, частных охранных служб и населения.

В. Н. Бурлаков и Н. М. Кропачев к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным - профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т. п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств .

Наиболее полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд, В. В. Голиной, которая предлагает понимать под ним «отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений». При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его крими- ногенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность. Учитывая многообразие явлений и процессов, образующих общий объект превенции, целесообразно разделять их, по мнению В. В. Голиной, на группы криминогенных объектов социального, правового и психогенного характера, что, несомненно, повышает эффективность разработки соответствующих мер воздействия на них.

Применительно к предмету нашего рассмотрения объектом превентивной деятельности будет выступать вся совокупность негативных явлений и процессов, порождающих преступность и правонарушения среди сотрудников ОВД, а также иные виды их делинквентного поведения (пьянство, хамство, оскорбительное высокомерие, проявления агрессии, мелкие кражи и т. п.). В качестве специфической особенности объекта следует выделить одинаково высокую латентность как детерминант, так и внешних проявлений преступного поведения сотрудников милиции, что в определенной мере затрудняет разработку мер превен-

тивного воздействия на данный вид преступности. Мы также учитываем осложнения, вызываемые при этом отсутствием нормативного закрепления понятия «нарушения законности» и объема правонарушений, подпадающих под данное определение, на чем мы специально остановимся ниже.

Положение о первостепенной роли масштабных общегосударственных мероприятий при осуществлении предупредительной деятельности в полной мере относится и к предмету нашего исследования. Преступность среди сотрудников милиции, детерминированная и рядом факторов общесоциального порядка, не может быть существенно снижена на длительный период только за счет применения специально-криминологических мер без кардинальных изменений в функционировании социальных институтов.

Ведомственный подход, ориентированный на создание концепции предупреждения преступлений и дисциплинарных правонарушений в органах внутренних дел, часто рассматривает в качестве основных криминогенных факторов слабую воспитательную работу, формализм и попустительство со стороны руководства, качественный и количественный некомплект кадров, низкие моральноволевые качества сотрудников, их профессиональную некомпетентность. Такое положение вещей, когда основной упор делается на устранение и нейтрализацию исключительно детерминант родового (видового) порядка, не может быть приемлемым, если параллельно не осуществляются меры, направленные на предупреждение преступности в ОВД как в одном из социальных институтов общества.

Известно, что во главе угла современной политики государства стоит порядок в стране и укрепление законности. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 10 января 2000 г. сказано, что «требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений. Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан». В данном контексте среди важнейших задач в области борьбы с преступностью Концепцией на первое место поставлены «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность» .

Предупреждение преступности представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, совершаемых различными (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными) субъектами, путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий совершения преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности . При таком понимании сущности предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, ориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а отчасти и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на ши-

рокий сектор криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Пока же зачастую мы имеем положение, «когда те, кто призван по закону охранять и защищать права и интересы граждан, сами совершают преступления, наносят вред гражданам... Это явление ведет к размежеванию общества и власти, и сейчас создается опасная ситуация, когда гражданин в сотруднике милиции не

видит защитника» .

Таким образом, на состояние коррумпированности сотрудников органов внутренних дел воздействует целый комплекс факторов как объективного характера, обусловленных идеологическим, экономическим, социальным состоянием общества в целом, так и субъективного характера, зависящих от особенностей личности каждого сотрудника и вида профессиональной деятельности, в процессе которой постоянно существуют возможности для злоупотреблений и коррупции.

Для эффективного осуществления работы по предупреждению и пресечению коррупции необходимо обеспечить своевременное выявление обстоятельств, которые могут вызвать обоснованные подозрения в отношении конкретных сотрудников органов внутренних дел, а также фактов, дающих основание полагать, что в отношении работника правоохранительных органов осуществляются действия по вовлечению его в преступную деятельность.

По данным фактам необходима тщательная, глубокая и всесторонняя оперативная проверка полученных первоначальных данных . Она проводится с учетом необходимости соблюдения особых мер предосторожности, исключающих расшифровку негласных источников получения информации, а также существа проверочных действий.

Характерной особенностью деятельности по предупреждению коррупции среди сотрудников органов внутренних дел и, в частности, выявлению признаков, свидетельствующих о попытках криминальных структур вовлечь их в преступную деятельность, является недопущение, пресечение фактов противоправного воздействия на сотрудников со стороны представителей организованных групп.

Еще один аспект профилактической работы подразделений собственной безопасности связан с обязательным проведением проверки кандидатов, выдвигаемых на замещение вакантных должностей, перечень которых определен нормативными правовыми актами МВД.

Деятельность по выявлению и пресечению проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих преступные цели, осуществляется подразделениями собственной безопасности во взаимодействии с кадровыми аппаратами, а также с руководителями служб и подразделений органов внутренних дел. Предварительная проверка кандидатов на службу в органы внутренних дел осуществляется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается прохождение службы кандидатом, и кадровым аппаратом.

Следует отметить, что существует тенденция к внедрению в различные подразделения органов внутренних дел представителей криминальных структур . Поэтому роль руководителя территориального органа внутренних дел по подбору и расстановке кадров чрезвычайно важна.

К разряду правовых мер профилактики следует отнести мероприятия по приведению повседневной деятельности милиции к максимально возможному соответствию с международными стандартами, среди которых в первую очередь следует выделить:

1. Неукоснительное соблюдение закона при выполнении служебных обязанностей.

2. Уважение личного достоинства и соблюдение прав человека.

3. Отсутствие предвзятости, открытость и сотрудничество, личная порядочность.

4. Использование силы только в случае явной необходимости и строго пропорционально предъявляемой угрозе.

5. Соблюдение конфиденциальности.

6. Полный отказ от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения.

7. Охрана здоровья задержанных и арестованных.

8. Отказ от вовлечения в любые акты коррупции.

9. Уважение к требованиям законов и уставов, противодействие любым попыткам их нарушения.

10. Личная ответственность за каждый свой поступок.

Г оворя о правовых и организационных мерах по предупреждению преступлений и дисциплинарных правонарушений, следует отметить, что совершенствование механизма соблюдения прав и законных интересов граждан, а также повышение доверия населения к органам внутренних дел напрямую зависит от принятия ряда мер общегосударственного характера, в числе которых:

Разработка на государственном уровне программ по повышению доверия населения к органам внутренних дел;

Повышение уровня юридической грамотности основной части населения, а также профессиональной грамотности сотрудников органов внутренних дел;

Создание служб бесплатной юридической помощи населению;

Возрождение ранее существовавшей практики создания при органах внутренних дел молодежных движений и профессионально-спортивных клубов, например, «Юный друг милиции», «Юный динамовец»;

Активизация деятельности общественных организаций (советов) при органах внутренних дел. Необходимо чаще привлекать их к непосредственному участию в рассмотрении заявлений и жалоб населения, в том числе на действия сотрудников милиции.

Отдельное внимание следует уделять проблеме применения европейских стандартов по защите прав человека в уголовном судопроизводстве и практике деятельности правоохранительных органов. По мнению А. Чумакова, практические сотрудники правоохранительных органов, и, в частности, органов внутренних дел, не проявляют активности в изучении и реализации европейских стандартов в области прав человека. Неудовлетворительной следует признать организацию преподавания указанных стандартов в образовательных организациях послевузовского профессионального образования . В связи с изложенным, представляется целесообразным включение предмета «Основы Европейского права» в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и спецкурса «Европейские стандарты в области прав человека в правовой системе России» в программы ведомственных образовательных организаций органов внутренних дел.

В сфере образования необходимо дополнить учебные программы старших классов школ специальными курсами и дисциплинами, в рамках которых изучались бы основы правопорядка, поскольку изучение правовых дисциплин и основ государственного законодательства формирует гражданскую позицию молодежи, воспитывает уважение к деятельности правоохранительных органов .

При активном участии средств массовой информации повышение уровня защищенности прав граждан от преступлений со стороны сотрудников органов внутренних дел достигается путем постоянного информирования населения о правозащитной деятельности в интересах лиц, чьи права и свободы подверглись необоснованному ущемлению. Такие передачи могут быть направлены на разъяснение законодательства в сфере защиты прав и свобод, ведь чем больше законопослушный гражданин осведомлен о своих правах и способах защиты в случае их нарушения, тем меньше шансов на безнаказанность остается у лиц, посягающих на них. Одновременно подобные передачи способствуют повышению авторитета правоохранительных органов.

Усилению специально-криминологической профилактической деятельности подразделений внутренней безопасности будет способствовать разработка и реализация программ освещения деятельности по предупреждению преступлений со стороны личного состава в средствах массовой информации в каждом территориальном подразделении собственной безопасности.

Немаловажным направлением предупреждения преступлений, поднятия престижа милиции должно выступить создание специальной программы по формированию в глазах населения положительного образа сотрудника органов внутренних дел . Для достижения определенного баланса важно информировать граждан не только о преступной деятельности сотрудников органов внутренних дел, но и в не меньшей степени акцентировать внимание общества на лицах, получивших государственные награды за проявленное мужество, исполнявших свой служебный долг в опасных для жизни и здоровья условиях или погибших при исполнении служебного долга.

Актуально создание серии передач на уровне региональных средств массовой информации, где в режиме прямого эфира освещалась бы повседневная деятельность разных служб и подразделений: участковых инспекторов милиции, Госавтоинспекции, патрульно-постовой и иных служб, как это практикуется в МВД Республики Таджикистан.

В решении проблем сотрудничества с населением и поднятия престижа органов внутренних дел немаловажным выступает формирование в общественном правосознании установки на необходимость добровольного и добросовестного общения с государственными структурами в сфере правоохранительной деятельности. Поскольку преступления сотрудников органов внутренних дел отличаются повышенным уровнем латентности, участие населения выступает весьма существенным фактором их предупреждения и своевременного пресечения.

Следует отметить, что за рубежом уделяют внимание не только подготовке полицейских и работе с общественностью, но и обучению граждан взаимодействию с полицией, так как правоохранительные ведомства заинтересованы в том, чтобы население лучше понимало задачи и проблемы полицейской деятельности. С этой целью создаются общественные полицейские академии, главная задача которых ознакомить население с работой полиции. Окончившие эти учебные заведения граждане лучше представляют проблемы и трудности полицейской деятельности, более охотно и грамотно выступают в судах и защищают права стражей порядка . Этот опыт заслуживает изучения и использования при взаимодействии с общественностью.

Положительного эффекта позволят достичь подготовка и издание органами внутренних дел самостоятельно или во взаимодействии с иными правоохранительными органами серии брошюр для населения, разъясняющих их права и обязанности, что способствует повышению правовой грамотности населения .

В порядке виктимологической профилактики можно предложить разработку подразделениями внутренней безопасности и инспекциями по личному составу на основе анализа ситуаций, в которых сотрудники органов внутренних дел совершают преступления, рекомендаций населению по их предупреждению.

Меры профилактики также подразделяются на общесоциальные и специально-криминологические. К первым относятся профилактические меры общей направленности, которые в основном сосредоточены на улучшении условий жизнедеятельности населения, что предотвращает совершение правонарушений из-за наличия социальных проблем, материальной нужды, в конечном итоге становящихся причиной корыстных и насильственных преступлений. К специально - криминологическим мерам профилактики относятся мероприятия, направленные на повышения уровня правосознания граждан, агитацию здорового образа жизни, призыв к соблюдению законности и т. п. Кроме того, эти меры направлены также на правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел, в частности, данные меры подразделяются на общие и индивидуальные. Первые призваны оказывать воздействие на коллектив, а вторые имеют индивидуальный характер, так как направлены на одного сотрудника. Как показала дисциплинарная практика, данный метод является наиболее эффективным, поскольку способствует персональному воспитанию сотрудника.

Индивидуальная воспитательная работа является весьма эффективным средством профилактики дисциплинарных правонарушений и преступлений среди личного состава органов внутренних дел. Одним из требований к руководителям территориальных органов внутренних дел как в Таджикистане, так и в России является проведение систематической индивидуальной воспитательной работы с подчинёнными сотрудниками. Как справедливо отметил В. М. Бурыкин, контроль данной работы отражается в оценке его эффективности фиксаций, наблюдений и выводов .

Особое внимание руководителю необходимо уделять установлению хороших отношений с подчиненными, что благотворно влияет на атмосферу в коллективе. Одним из профилактических мероприятий, способствующих этому, является посещение руководителем местожительства подчинённых сотрудников. Однако, как показал проведенный нами опрос, данный метод не пользуется популярностью среди руководителей территориальных органов внутренних дел. Так, на вопрос: «Когда в последний раз Вы посещали жильё подчиненного Вам сотрудника и знакомились с условиями его жизнедеятельности в целях осуществления индивидуально-профилактической и социально-обеспечительной работы?», подавляющие большинство опрошенных руководителей и их заместителей (78 %) ответили, что в связи с избыточной нагрузкой за последние несколько месяцев не посещали места проживания своих подчиненных. А 22 % вовсе отметили, что такой традиции в их подразделении нет.

Таким образом, профилактика является основной деятельностью руководителей территориальных органов внутренних дел по обеспечению законности и правопорядка в работе данных органов. Значимость профилактики заключается в том, что она осуществляется до возникновения негативных событий, в том числе совершения сотрудниками органов внутренних дел дисциплинарных правонарушений и должностных преступлений. Всякое попустительство со стороны руководителя территориального органа внутренних дел влечет за собой ослабление служебной дисциплины и, как следствие, ухудшение показателей их деятельности. Этим и обусловлена актуальность данной темы. В этой связи для обеспечения надлежащего контроля, прежде всего, необходимо назначение высококвалифицированных (профессиональных) руководящих кадров, обладающих управленческими навыками и соответствующей компетенцией. Правильный подбор и расстановка руководящих кадров является главным условием для последующего установления служебной дисциплины и правопорядка в системе органов внутренних дел. Руководитель территориального органа внутренних дел способен установить надлежащий контроль за подчиненным ему личным составом, так как обладает достаточными властным и профессиональными потенциалом для осуществления управленческой деятельности.

Во превенцией конфликтов следует понимать такой вид деятельности, имеет целевой характер устранения конфликта и прямой, или косвенное, влияние на факторы предотвращения возникновения конфликтной ситуации.

Важнейшим моментом анализа должно быть определение цели и форм процедуры. Его цель должна иметь операционный характер, чтобы отражает суть ситуации или сферы деятельности. Так, внутриполитическая деятельность должна быть нацелена на:

а) предупреждение насильственных конфликтов. Подобная цель должна аналогии и в социальной сфере, например, начальное предупреждение;

б) предупреждение расширения конфликта на его начальной стадии. Здесь имеет Идти речь об использовании, прежде всего, косвенных способов воздействия. Среди них можно назвать т.н. "Экономическую блокаду" на различные виды товаров и сырья позволило бы сдержать переход одной или обеих сторон политического противостояния на более активную фазу;

в) предупреждение новых вспышек насилия после общего прекращения конфликта. История знает немало примеров, когда именно т.н. "Тлеющие угли" прошлых конфликтов становились очагами новых противостояний и конфликтов. Такую же цель превентивная деятельность должна пропагандировать в отношении любой сферы общественной жизни. Подобная идентичность состоит в анализе зарождения и развертывания единой модели конфликта. Так, с целью предупреждения преступности привентивни цели можно также диверсифицировать в три группы:

а) общая превенция, широкое использование социальной профилактики различных социальных деформаций;

б) локализация конфликта - непосредственное сбалансирования интересов из-за влияния властных структур или общественности, ликвидация базы инициации правонарушений;

в) борьба с рецидивами.

Технология превентивной деятельности можно свести к двум типам: операционные и структурные.

Операционные технологии. Стратегия действий разворачивается в перед конфликтных условиях, во время проявления проблемной ситуации, не выявляющей конкретных признаков конфликта. Сама ситуация требует срочных действий, однако участники событий уже не в состоянии самостоятельно найти выход. Возникает реальная необходимость вмешательства «третьей силы». Критичность ситуации заключается в осознании участниками противостояния решения конфликта в качестве превенции, если этого не произойдет, то ситуация может резко ухудшиться. Таким образом, операционная технология превенции должна создавать такие условия, которые бы способствовали поисковые решения проблемы, прежде всего, самими участниками. Сама технология включает четыре ключевых элемента:

♦ организация превенции - выделение субъекта действия, инициирующего организацию акта превенции;

♦ наличие подхода, который мог бы стать основой для компромиссного интереса;

♦ наличие внутренних ресурсов для возможного уравновешивания интересов сторон, а также для дальнейшего перехода на самоорганизацию уже без участия "третьей стороны";

♦ наличие четкой программы превентивных действий, отвечает требованиям данной ситуации, а также соответствующие меры в случае сбоя программы.

Наличие представленных в своей совокупности мероприятий добавляют технологии целостности и обеспечивают возможность влияния на ситуацию. В сфере политических отношений наиболее эффективными считаются следующие технологии:

а) раннее предупреждение или ранняя ответ;

б) превентивная дипломатия;

в) экономические меры, в том числе санкция, блокада и т.д.;

г) использование вооруженных сил. Раннее предупреждение.

Большинство политических конфликтов имеют определенный период своего созревания. В результате анализа определены действия могут быть квалифицированы как признаки надвигающегося кризиса. Подтверждение нарастания кризисных явлений, как правило, должны быть заявлены как можно большим числом международных субъектов, в том числе и негосударственными организациями. Этих условиях следует соблюдать, чтобы предотвратить обвинения во вмешательстве во внутренние дела. Как реакцию на определенные действия сил, причастных к конфликту, международные организации могут применять технологию раннего ответа. Наиболее оперативные действия могут проводить общественные организации, так как государства должны придерживаться определенных международно-правовых процедур.

Превентивная дипломатия

Тенденция к увеличению легитимных форм международного воздействия на различные конфликты привела к появлению такого понятия, как превентивная дипломатия. Традиционную дипломатию дополнили новые функции. Взаимозависимость современного мира заставила более внимательно присматриваться к кризисным явлениям, ранее касались исключительно внутренних проблем каждой из стран. Используя нейтральный статус дипломатии, страна имела возможность вести конструктивный диалог с конфликтующими сторонами, выявить внутри государства политических институтов, заинтересованных в прекращении противостояния, но способных ему противостоять. Большое распространение, особенно в последние десятилетия, получила стратегия т.н. "Многоуровневой дипломатии", которая предусматривает комбинирование усилий официальной дипломатии и активности институтов гражданского общества.

Экономические меры

Основная цель применения экономических мер заключается в как можно более полном ограничении материальной базы противодействующих сторон, лишенные конфликта ресурсов, зарождаются.

Необходимо отметить, что экономические санкции являются наиболее ощутимыми из целого ряда мероприятий. Среди других мероприятий можно отметить следующие: экономические бойкоты, установление квот и ограничений, таможенную политику и т.д. При этом необходимо помнить, что для предотвращения вмешательства во внутренние дела они не могут выходить за пределы правового поля как международного, так и национального законодательства конкретного государства. Главным условием проведенных мероприятий должна быть безопасность абсолютного большинства рядовых жителей проблемных территорий. Если негативных последствий избежать невозможно, то должны предусматриваться любые компенсирующие меры, например, гуманитарные программы. Использование вооруженных сил.

Использование армии всегда должно рассматриваться как последний захиб, когда другие меры или не достигают результатов, или мало эффективны, либо сознательно блокируются участниками конфликтного противостояния. Также причиной введения армии может служить реальная возможность резкого обострения ситуации, что может вызвать серьезную угрозу для гражданского населения, а сама эскалация может перекинуться на другие регионы.



Что еще почитать