Известные дети гении. Гений в наследство: у кого рождаются вундеркинды? Уильям Джеймс Сайдис: величайший гений в истории

"Наш маленький гений", — гордо говорят родители, гладя по головке свое чадо. И сказано это вовсе не от избытка чувств, а вполне обосновано! А как же иначе?! Ведь его прапрабабка — признанная поэтесса, а дедушка ни много ни мало — почетный член Академии наук. С такими генами ребенок просто не может не быть гением!

Ох, если бы было все так просто! Тогда гениев можно было бы выращивать, как цыплят в инкубаторе. Представляете: целая армия гениев, которые враз (как только подрастут) поднимут экономику нашей страны на высочайший уровень, создадут вакцину против всех болезней, решат проблему мирового голода, выведут формулу вечной молодости, ну и далее — по списку.

Несколько десятков лет назад американский генетик Роберт Грэхем создал банк спермы нобелевских лауреатов. С помощью искусственного оплодотворения за период в 20 лет на свет появились 200 детей. Увы! Исследования показали: мозг потенциальных вундеркиндов и их способности ничем не отличались от данных их ровесников. Лишь один показал "нужные" результаты — Дорон Блейк, IQ которого равнялся 180. В 2 года малыш уверенно пользовался компьютером, в 5 — читал "Гамлета". Но вот парадокс! — никаких достижений этот уникум за свою жизнь не совершил. А в 25 лет вообще стал наркоманом. Идея создания "Фабрики гениев" потерпела фиаско.

Колода карт

Ученые до сих пор ведут жаркие споры на тему "А был ли мальчик?". Увы, большая часть из них уверена: ген гениальности — это миф, его существование не доказано. Зато доказана "склонность к наследованию отдельных признаков" (в нашем случае — способности творить). К такому выводу ученые пришли, изучив родословные карты выдающихся людей (Гете, Чайковского, Моцарта, Пушкина, Дюма и других). Кстати, Френсис Гальтон, один из основателей генетики, исследовав генеалогию более 400 выдающихся людей в истории человечества, выяснил — большинство из них находятся друг с другом в той или иной степени родства. Самого Гальтона современники тоже называли гением (впрочем, с этим не станут спорить и нынешние его коллеги). Так вот, Гальтон является близким родственником Чарльза Дарвина и дальним — Ярослава Мудрого.

Но даже если вы вышли замуж за человека, предки которого поголовно были выдающимися личностями (или у вас самой в роду таких уникумов хоть пруд пруди), это не гарантирует, что ваш ребенок достойно продолжит "традицию". Все дело, как говорил Коровьев из "Мастера и Маргариты", в "причудливо тасуемой колоде карт". Например, чтобы сочинять музыкальные шедевры, нужно унаследовать минимум 4 пары "композиторских" генов. Хотите, чтобы ваше сокровище стало великим поэтом? Тогда при его зачатии должны "соединиться" 10 пар рецессивных (то есть неактивных у родителей) генов. Кстати, ученые утверждают, что "наше все" — Александр Сергеевич Пушкин — обладал 20 парами таких генов!

На самом деле "гены гениальности" (то есть склонность к постижению знаний и высокой способности обучения) в скрытом виде есть в каждом из нас. И у самых глупых родителей вполне может появиться на свет гениальный отпрыск. Или наоборот — у высокоинтеллектуальных мам-пап вдруг рождается совершенно бестолковое дите (народ обычно комментирует такие случаи как "в семье не без урода" или "на детях гениев природа отдыхает"). Творческий дар проявляется лишь на стыке двух генетических линий. Одна из них обязательно должна содержать в себе как зачатки одаренности, так и незначительные патологические отклонения (об этом читайте ниже). Второй необходимо быть аналогичной первой. Носители такой наследственности объединяют в ребенке две генетические программы, видоизменяя как позитивные, так и негативные факторы. Определенное сочетание генов и способствует появлению на свет того самого "одного процента вдохновения". Увы, вероятность такой комбинации ничтожно мала. Иными словами, "запрограммировать" ребенка-гения вам не удастся. К тому же помимо "нужной" наследственности и необходимого сочетания генов (чем "распоряжается" лишь матушка-природа), взятых от родителей, требуется куча дополнительных факторов. Это и идеальное течение беременности, и идеальные условия для развития талантов, и многое другое. Ну и самое главное — человек должен еще унаследовать и "ген" трудолюбия. Ученые утверждают: гениальных людей рождается намного больше, чем потом реализуется в жизни. И именно благодаря трудолюбию посредственности достигают больших высот, чем "поцелованные Богом".

Создать условия

Итак, даже если в клетках вашего чада все так соединилось, что он унаследовал гениальность своих предков, не факт, что из него получится великий ученый, поэт, финансист или кто-то еще. Как говаривал Томас Эдисон: "Гений — это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения". Также далеко не последнюю роль играют среда, воспитание, а самое главное — хорошие учителя. Лебедь, воспитанный курицами, вряд ли поплывет, хотя и имеет все способности к плаванию.

Нелишним будет привести мнение научного сотрудника Института современного детства, врача-психофизиолога Алексея Новикова: "Предположим, что ген гениальности существует. Но на пути к „реализации“ этого гена стоит множество „посредников“, биохимических и социальных. Здоровье и доступность образования, возможности пробы и применения разносторонних наклонностей — основополагающие вещи для реализации гена гениальности — должны быть сбалансированы. Есть определенные методики, позволяющие достаточно точно сказать, будет ли ребенок успешен в той сфере деятельности, куда его решили „определить“ родители. Например, исследования по ритму сердца. Их проводят сначала до занятия — пением, танцами, музыкой и т. д. — и сразу после. Если у ребенка будет полное нарушение приспособительных механизмов, наступит резкое утомление, значит, занимается он не своим делом. Такие тесты позволяют защитить ребенка от необдуманного желания родителей „заставить“ заниматься нелюбимым делом".

В общем, если уж вы пришли к выводу, что ваше чадо — вундеркинд, придется попотеть. И дело тут не только в создании всех вышеперечисленных условий для реализации гениальности. Согласитесь, при наличии денег нанять хороших преподавателей, обеспечить сбалансированное питание и т. д. не так уж и сложно. Но при всем этом родители будущего Лермонтова или Эйнштейна должны находиться в постоянном контакте со своими чудо-детьми. И не просто в контакте, а всесторонне и ежедневно развивая качества, необходимые, по мнению ученых, для реализации сверхспособностей: любознательность, волю, способность удивляться (умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память, способность к оценке и — опять же — трудолюбие. А методики вам подскажут все те же хорошие учителя.

Болезненный дар

Есть еще один момент, который вряд ли обрадует родителей, мнящих своих отпрысков гениями. И из-за которого специалисты настоятельно рекомендуют следить за здоровьем потенциальных "сверхлюдей". Не всегда, но довольно часто гениальность проявляется в человеке как бы в качестве "компенсации" за определенные нарушения в функционировании мозга, психические или физические недуги. Например, больные аутизмом могут рисовать потрясающие картины, страдающие синдромом Туретта (расстройство центральной нервной системы) — совершать некоторые действия чуть ли не со скоростью света, шизофреники — писать глубокие психологические романы и т. д. Существуют болезни, которые обобщаются в группу под названием "маниакально-депрессивные психозы". Они характеризуются периодическими повышениями активности до критической отметки (гипоманиакальность). В таком состоянии человека подхватывает прямо-таки тайфун творческой активности, хотя перед этим он пребывал в депрессивной меланхолии. Александр Пушкин, Джонатан Свифт, Николай Гоголь, композитор Шуман, художник Ван Гог, психиатр Зигмунд Фрейд, политик Уинстон Черчилль — далеко не полный список знаменитостей, подверженных циклотимии (резким перепадам настроения, когда апатия и тоска сменяется радужным настроением и творческим подъемом). Многие из них страдали также алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Обратим внимание и на телесные недуги. Еще древние врачи заметили связь между одаренностью и... подагрой. В XIXвеке английский ученый Гаррод сделал вывод — в крови больного подагрой постоянно содержится мочевая кислота в форме урата натрия. Английский исследователь Э. Орван в статье "Происхождение человека", опубликованной в журнале "Nature" в 1955 г., обратил внимание, что структура мочевой кислоты чрезвычайно схожа со структурой кофеина и теобромина — веществ, способных стимулировать умственную активность. У больных подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты увеличено многократно, что и является "движущим фактором" в проявлении необыкновенной работоспособности и гениальности. Знаете, сколько среди известных личностей больных подагрой? Да буквально каждый второй! Александр Македонский, Юлий Цезарь, Иоанн Грозный, Борис Годунов, Петр I, Оливер Кромвель, адмирал Нельсон, Микеланджело, Данте Алигьери, Бетховен, Мопассан, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие-многие другие.

Еще одна нередко сопутствующая гениям болезнь — синдромом Марфана. Она проявляется в непропорциональном гигантизме (как правило, у таких людей очень длинные руки и ноги и относительно короткое туловище), худобе, деформированной грудной клетке и смещенном хрусталике глаза. Зато в качестве "компенсации" природа одаривает этих страдальцев повышенным содержанием адреналина в крови. Именно это и делает их фантастическими трудоголиками. Жертвами синдрома Марфана были, например, Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль, Корней Чуковский...

Как определить, болен ли ребенок муковисцидозом и как его предотвратить?

Наталия Каширская, д.м.н., врач-педиатр высшей категории, главный научный сотрудник Научно-клинического отдела МГНЦ РАМН:

Муковисцидоз — генетическое заболевание, передающееся только по наследству. Примерно каждый двадцатый житель планеты носит патологическую мутацию в особом гене — гене муковисцидоза. Такой человек является носителем заболевания, но сам им не болеет. Ребенок может заболеть муковисцидозом, если оба его родителя имеют такой ген. Этим парам можно предложить процедуру ЭКО, которая позволяет отбирать только здоровые эмбрионы и "блокировать" наследование заболевания. Вылечить муковисцидоз ни во время беременности, ни после рождения ребенка пока нельзя. Но в с 2006 года муковисцидоз включен в программу неонатального скрининга — обязательного обследования всех новорожденных на выявление врожденных и наследственных заболеваний. Именно это позволяет обеспечить раннее выявление муковисцидоза и его своевременное лечение.

Кто ты будешь такой?

Заболевание под названием синдром Морриса встречается редко, но именно оно присуще многим проявившим себя в той или иной области женщинам. Синдром Морриса — результат дефекта гена (следовательно, это не передается по наследству), кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами Xи Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Но поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками. И на них действуют только женские гормоны. В итоге плод начинает развиваться по женскому типу. На свет появляется псевдогермафродит. Этот человек обладает мужским половым набором хромосом, но выглядит как прекрасно сложенная, красивая девочка. У нее есть семенники, но находятся они в брюшной полости. Матка и яичники у таких женщин отсутствуют, другими словами — эти дамы бесплодны, хотя и ведут более-менее нормальную половую жизнь. Тренерам хорошо известен этот синдром, ведь такие девушки обладают недюжинной силой, активностью и выносливостью. Понятно, что они попадают в высшие сборные команды атлеток! Правда, на сегодняшний момент почти всех спортсменок подвергают экспертизе на наличие Y-хромосомы. И имеющих ее барышень дисквалифицируют.

Так кто из знаменитых женщин являлся на самом деле "мужчиной"? В первую очередь, Жанна д’Арк. Документально зафиксировано, что у нее не было менструаций. Она обладала несколько мужеподобной фигурой, силой, бесстрашием, выносливостью, недюжинным умом и даром полководца. Ученые доказали, что синдром Морриса "носили в себе" Елизавета I Тюдор, Христиана Шведская, Аврора Дюдеван (писательница Жорж Санд), немецкая поэтесса Аннета Дросте-Гюльсгоф, теософ Елена Блаватская.

В заключение стоит сказать следующее: при всех кажущихся "минусах" гениальность — это величайший дар природы. И именно гениям мы обязаны всеми величайшими достижениями как в области искусства, так и науки. Но не стоит пытаться сделать из ребенка вундеркинда насильно. Самое главное — чтобы ваш малыш был здоровым и не отставал в развитии от своих сверстников. Хотите, чтобы ваш наследник в будущем достиг каких-то высот? Обратитесь к принципам развивающего обучения. Это поможет вашему ребенку прекрасно реализоваться во взрослой жизни.

1 июня отмечается Международный день защиты детей. За последние сто лет все государства достигли значительного прогресса в этой сфере. Был запрещён детский труд, внедрено обязательное школьное образование, созданы специальные программы для одарённых детей. В более ранние эпохи даже ведущие страны не могли похвастаться подобным вниманием к детям, и многие из них были не в силах реализовать свои таланты. Но и тогда рождались вундеркинды, чьи способности поражали современников и до сих пор выглядят невероятно.

Кристиан Хейнекен - младенец из Любека

Самое гениальное дитя эпохи Просвещения. Прожил всего четыре года, но ещё при жизни успел стать знаменитостью и удостоиться личной аудиенции у короля. Хейнекен родился в 1721 году в достаточно образованной семье. Отец был известным в Любеке архитектором, мать - художницей.

К году младенец уже свободно разговаривал на немецком языке и начал читать. Кристиан учился гораздо быстрее любого другого ребёнка, усваивал невероятные объёмы информации. К двум годам Хейнекен уже прочитал Библию на латыни, помнил наизусть огромные отрывки из книги и мог их цитировать. Стоит отметить, что у Кристиана был старший брат, который, однако, не проявлял никаких чудесных способностей.

Слух о чудо-ребёнке вскоре распространился за пределы Любека. Родители были только рады этому и начали устраивать турне по стране. Кристиан выступал перед публикой на площадях, а также принимал посетителей. В трехлётнем возрасте его пригласили в любекскую гимназию, чтобы прочитать лекцию по мировой истории, с чем он прекрасно справился.

Хейнекен стал национальной знаменитостью. Король Фредерик IV пригласил его во дворец и удостоил аудиенции, после чего нарёк ребёнка Миракулум (в переводе с латыни - чудо).

К четырём годам Хейнекен говорил на нескольких европейских языках, обладал блестящими познаниями в истории, математике и географии и по интеллектуальному уровню превосходил большинство взрослых современников. К сожалению, за это была уплачена немалая цена. Юный организм не справлялся с тяжёлыми нагрузками, вундеркинд всё чаще жаловался на плохое самочувствие. Несмотря на это, родители по-прежнему допускали к нему посетителей, которые часами задавали ему различные вопросы.

Хейнекен умер в возрасте 4 лет и 4 месяцев. В настоящее время считается, что причиной смерти стала целиакия, в то время неизвестная европейской медицине. Хейнекен вошёл в историю как один из первых гениальных детей, чьи способности были хорошо задокументированы.

Уильям Сайдис - гениальный полиглот

Самый знаменитый вундеркинд ХХ века и ярчайший пример того, что выдающаяся интеллектуальная одарённость в детстве не всегда служит залогом успешной реализации во взрослом возрасте. Ему прочили славу Леонардо да Винчи ХХ века, но, став взрослым, он предпочёл жизнь отшельника, коллекционирующего железнодорожные билеты.

Сайдис родился в 1898 году в семье уроженца Российской империи, который эмигрировал в США и стал достаточно известным психиатром. У отца была своя теория воспитания детей, которую он применил к сыну. Результаты не заставили ждать, уже в полуторагодовалом возрасте Уильям Сайдис читал газеты. В четыре написал первую книгу. К восьми годам в совершенстве знал восемь языков и создал свой собственный.

Родители пытались определить девятилетнего Сайдиса в Гарвардский университет, однако там им отказали по причине слишком юного возраста. Лишь через год Сайдиса приняли в Гарвард, и он стал самым юным студентом в истории этого престижного учебного заведения.

В 10 лет Сайдис читал лекции по высшей математике для посетителей математического клуба. После окончания учёбы преподаватели предрекали ему не просто блестящую карьеру, они верили, что он станет новым гением, который продвинет человечество далеко вперёд.

Однако всё сложилось иначе. Сайдис некоторое время преподавал геометрию, но студенты плохо воспринимали несовершеннолетнего учителя, к тому же и Сайдис чувствовал, что у него не очень хорошо получается преподавать.

Затем вундеркинд увлёкся политикой и поучаствовал в нескольких социалистических митингах против призыва в армию (тогда шла Первая мировая война), за что был арестован. После освобождения Сайдис дал несколько скандальных интервью, в которых объявил себя пацифистом, социалистом и "атеистом с шести лет" (что особенно возмутило читателей). За подстрекательство к неповиновению Сайдис был приговорён к полутора годам тюрьмы, но срок не отбывал. Родители увезли его в другой штат.

Тяжёлый переход к взрослой жизни, возможно, надломил Сайдиса. В 23-летнем возрасте он ушёл в свой мир, перестал быть публичной фигурой и отдалился от семьи. Потенциальный гений практически не предпринимал попыток реализоваться в обществе, работал обычным бухгалтером и под псевдонимами писал трактаты о системе железнодорожных перевозок и альтернативной американской истории, которые распространялись в узком кругу. Сайдис никогда не был женат и даже не состоял ни с кем хотя бы в мимолётных отношениях.

Журналисты периодически вспоминали о чудо-ребёнке из Гарварда и пытались выяснить, чем он занимается, став взрослым. Сайдис неизменно судился с газетами после каждой статьи о нём, требуя компенсации за моральный ущерб и вторжение в частную жизнь.

Уильям Сайдис умер в возрасте 46 лет от кровоизлияния в мозг. К концу жизни он выучил 40 языков и собрал огромную коллекцию железнодорожных билетов, которая и стала главным его увлечением.

Вольфганг Моцарт - великий музыкант

Редкий случай, когда чудо-ребёнок реализовал себя во взрослой жизни и стал гением мирового масштаба. Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в семье скрипача придворной капеллы. У Моцарта была старшая сестра, тоже обладавшая музыкальным талантом, и сначала они выступали вместе.

Отец, занимавшийся музыкой с дочерью, заметил, что трёхлетний Вольфганг внимательно слушает их упражнения, а затем практически безошибочно повторяет на клавесине. В пять лет Моцарт написал первую пьесу. В шесть отправился на первые гастроли и выступал перед баварским курфюрстом.

Все концерты юного Моцарта проходили с успехом, в том числе и благодаря тому, что в выступления он по настоянию отца добавлял элементы шоу. Например, мог играть с завязанными глазами и закрытыми тканью клавишами и при этом не допустить ни одной ошибки.

К восьми годам Моцарт уже был европейской знаменитостью и выступал с концертами в домах европейской аристократии и даже королей и императоров. В 9 лет юный гений написал первую симфонию.

До подросткового возраста брат и сестра выступали вместе. Если сначала они считались равными по таланту, то к восьми годам Вольфганг стал затмевать старшую сестру. Из его тени она уже не смогла выйти и после замужества завершила музыкальную карьеру. А вот Моцарт реализовался в полной мере. Ещё при жизни он пользовался популярностью, а после смерти был повсеместно признан одним из величайших композиторов в истории человечества.

Моцарт умер в возрасте 35 лет. До сих пор так и не удалось точно установить болезнь, от которой скончался гениальный композитор. Неожиданная смерть в самом расцвете сил породила легенду о его отравлении. Главным виновником смерти Моцарта молва считала композитора Сальери, будто бы завидовавшего его таланту. В настоящее время биографы Моцарта считают эту версию несостоятельной.

Иван Петров - математик в семье крепостных

Фото © Shutterstock, © РИА "Новости" / Юрий Абрамочкин

Чудо-ребёнок родился в семье крепостных крестьян из Костромской губернии в 1823 году. Иван был настоящим феноменом. Он никогда не учился в школе, не умел читать и писать, с ним не занимались родители и наставники. Тем не менее уже к десяти годам он проявлял выдающиеся математические способности.

Вскоре слух о гениальном ребёнке дошёл до костромского губернатора, и он предложил преподавателям гимназии проверить способности Петрова. Результаты тестирования изумили всех. Петров, никогда не обучавшийся математике, безошибочно решил целую дюжину достаточно сложных математических задач, причём потратил на это чуть больше часа.

О необычайных способностях ребёнка из глубинки прослышал знаменитый математик Перевощиков и лично приехал в Кострому, чтобы познакомиться с мальчиком. Математик тоже был восхищён способностями юного крестьянского сына.

Наконец, в 1834 году в Кострому с визитом прибыл император Николай I. Во время посещения гимназии преподаватели представили ему одиннадцатилетнего вундеркинда. Император, познакомившись с ним, заметил, что такой талант не должен пропадать, и поручил директору гимназии взять мальчика на попечение с обучением по гимназическому курсу.

Кроме того, на счёт Петрова полагалось зачислить тысячу рублей, выделенных на его обустройство после достижения совершеннолетия. К сожалению, во второй половине 30-х годов следы Петрова теряются. Каких-либо данных о дальнейшей судьбе вундеркинда до сих пор не удалось найти.

Самуэль Решевский - талантливый шахматист

Юный шахматный гений, легко обыгрывавший взрослых мастеров. Родился в 1911 году в Российской империи. В четыре года научился играть в шахматы и вскоре демонстрировал результаты, которыми мог бы гордиться и взрослый мастер. В восьмилетнем возрасте он дал во Франции несколько сеансов одновременной игры со взрослыми и одолел всех соперников.

В 1920 году его родители переехали в США и решили зарабатывать на таланте сына. Решевский гастролировал по Америке, давал сеансы одновременной игры и неизменно побеждал взрослых соперников. В 1922 году одиннадцатилетний Решевский принял участие в нью-йоркском шахматном турнире взрослых мастеров, где занял второе место из шести.

Однако в тринадцатилетнем возрасте шахматный вундеркинд вынужден был прервать многообещающую карьеру. Из-за постоянных гастролей он не учился в школе, и из-за этого у его родителей возникли проблемы с законом. На протяжении следующих семи лет юноша практически не выступал на турнирах, занимался образованием.

Сразу же после возвращения Решевский выиграл Открытый чемпионат США по шахматам. Однако профессионалом так и не стал. Всю дальнейшую жизнь трудился обычным бухгалтером, а в турнирах принимал участие от случая к случаю.

Тем не менее любительский статус не мешал ему оставаться одним из сильнейших шахматистов в мире в середине ХХ века. Хотя Решевский не был чемпионом мира, в его активе значатся победы над такими признанными мастерами, как Ласкер, Ботвинник, Капабланка, Эйве, Смыслов и Фишер.

Решевский выступал на шахматных турнирах до последних дней. Он умер в 1992 году. Последний турнир он выиграл в возрасте 72 лет.

Вундеркинды – дети, проявляющие неординарные интеллектуальные способности уже в самом юном возрасте. Свои сверхспособности они могут демонстрировать в совершенно различных сферах деятельности: математике, музыке, физике, шахматах… Природа одарённости данных детей до сих пор не установлена и вызывает оживлённые споры среди специалистов.

Феномен детей-вундеркиндов отнюдь не является продуктом современной цивилизации – случаи рождения гениальных детей были зафиксированы и задокументированы уже столетия назад. Яркий пример тому - Кристиан Фридрих Хейнекен, родившийся 6 февраля 1721 года в городе Любек (север Германии) в семье художника Пауля Хейнекена и владелицы магазина художественных изделий и по совместительству алхимика, Катарины Елизаветы. Ребёнку суждено было прожить чуть более четырех лет, но за этот короткий срок он вошёл в историю как самый гениальный ребёнок в истории человечества. По оценкам специалистов, если бы маленький Кристиан прошёл тест на IQ в наше время, то его результат наверняка был бы выше 200.

К трём месяцам ребёнок уже мог произносить членораздельные предложения, повторяя их за родителями, которые, возможно в силу своего тщеславия, всячески поощряли раннее развитие ребенка. К Кристиану была приставлена няня Софи Хильдебрант, которую за её солдафонские манеры за глаза все называли "солдатом в юбке". Няня целыми днями ходила с ребенком по дому, поднося его к полотнам, которые были расставлены по жилищу, и показывала на изображения, предлагая ребенку повторить за ней описание картины. Ребёнок старательно, без запинки повторял услышанное. Довольно скоро «солдат в юбке» уже не могла дать одарённому малышу ничего нового, и тогда из Силезии была выписана новая гувернантка. В возрасте, когда обычные дети произносят только «мама» и «папа», Кристиан знал основные события из пяти первых книг Библии.

К двум годам маленький гений изучил Священное Писание и мог цитировать целые фрагменты из него. К трём годам мальчик успешно осваивал математику, географию, мировую историю, латынь и французский язык. На четвёртом году жизни мальчик погрузился в изучение истории религии и церкви. Столь усиленное «поглощение» знаний не сделало его замкнутым – мальчик был очень общительным. Энциклопедический багаж ребёнка поражал современников. Слава о нём распространялась стремительно, чему немало способствовали его родители.

В трёхлетнем возрасте Кристиан был приглашён в любекскую гимназию, где он прочитал лекцию. Начав свою энциклопедическую лекцию с биографий римских и германских императоров, он плавно перешёл к израильским царям и завершил её, соблюдая строгую логическую цепочку, подробным рассказом о строении человеческого скелета. Приглашенные на лекцию преподаватели гимназии были поражены – казалось, мальчик знал всё.

Маленьким гением восхищался такой именитый современник, как Иммануил Кант, назвавший его "вундеркиндом раннего ума от эфемерического существования".

Слава о юном даровании дошла до датского короля Фридриха IV, который пожелал познакомиться с дарованием из Любека. Недоверчивого и малограмотного Фридриха поразило известие о трёхлетнем ребёнке, свободно владевшем четырьмя языками. Однако при личной встрече, произошедшей в 1724 году в Копенгагене, мальчик полностью развеял сомнения монарха, прочитав несколько лекций по истории.

К концу 1724 года ребёнок занемог. Возможно, роковую роль сыграла диета, навязанная ребёнку няней Софией – он ел только каши и блюда из зерна и муки. По мнению набожной няни, ему как истинному христианину не подлежало есть продукты животного происхождения. Многие современные специалисты сходятся во мнении, что симптоматика болезни мальчика говорит о наличии у него целиакии - болезни, вызванной повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определенные белки - глютен (клейковину).

Возможно, юный организм просто не смог вынести нагрузок, возложенных на него тщеславными родителями. Ребёнок угасал на глазах. Он умер 27 июня 1725 года.

Две недели гроб с его телом стоял открытым, привлекая сотни любопытствующих. Родители тщательно записывали имена всех влиятельных персон, прибывших проститься с их сыном.

О наследственности, значит, тут речь не идёт, родители обычные, а ребёнок необычайно талантлив. Загадка века … Впрочем, даже и не века, необычайно одарённые, талантливые дети рождались во все времена. Иногда таких детей называют дети Индиго.

Какие же они, самые талантливые дети?

Сейчас мы познакомимся с ними немного поближе

Махмуд Ваиль Махмуд

В книге рекордов Гиннеса этот юный египтянин признан самым умным ребёнком Земли. Можно сказать, что Махмуд математический гений. Он производит в уме сложные математические и алгебраические действия с многозначными цифрами, в скорости и оригинальности решения любых математических задач он оставил далеко позади самых известных египетских учёных. Сейчас ему 17 лет, в обычной школе он получил только начальное образование, сейчас он учится по специальным программам. А стать мечтает юный гений, как ни странно, не математиком, а врачом.


Аэлита Андрэ

Эта юная австралийская художница написала своё первое полотно в 9 месяцев, когда ещё даже не умела ходить. Конечно, это получилось неосознанно, малышка просто играла, подползла к холсту с красками и создала свой первый шедевр. Сейчас Аэлите 9 лет, и она уже очень известная художница. Она рисует в стиле современного абстракционизма, создавая картины, на которых самые неожиданные цвета и формы, как бы, передают внутренний мир этого талантливого ребёнка. Выставки её работ проходят по всему миру, её картины отлично продаются, продано более 30 полотен, созданных Аэлитой. В свои 9 лет она заработала на продаже своих работ почти миллион долларов.

Отом де Форест

Ещё одна представительница самых талантливых детей, и тоже художница. В семь лет она создавала художественные полотна, которые напоминали работы всемирно известных художников. А началось её увлечение живописью уже в пять лет, её первая выставка была проведена, когда девочке исполнилось 14 лет, это было в 2001 году. После грандиозного успеха выставки телеканал Discovery назвал её гениальной художницей. Сейчас полотна этой талантливой девочки выставляются в различных международных галереях, наравне с картинами таких прославленных художников, как Анри Матисс, Пабло Пикассо, Энди Уорхола.


Клеопатра Стратан

В данном случая гены отца сыграли какую-то роль в таланте молдавской певицы-малышки, её отец, молдавский певец Павел Стратан. Когда девочке было три года, был выпущен её первый альбом, он так и назывался «В возрасте 3-х лет». Удивительно, но маленькая певица нигде не училась петь, и у неё не было никаких учителей и наставников, ещё малышкой она просто запела. Сейчас Клеопатре 14 лет, и она уже получила три премии МТV, как самая юная исполнительница за всю историю музыки. Её песни переведены на несколько языков, а в Японии она самая популярная певица.


Малакай Сэмди

Малыш ещё не умел ходить, а уже играл на музыкальных инструментах. Когда Малакаю исполнилось два года, родители купили ему первую барабанную установку, наверное, просто устали слушать, как малыш барабанит на всём, что попадается ему под руку. В четыре года его приняли в музыкальную школу, а пять лет он дал свой первый концерт перед большой аудиторией. В 2015 году Сенат США и Генеральная ассамблея ООН отметили заслуги этого талантливого юного американца.

Данат Плюшинуэтанви

Разносторонние таланты этого мальчика из Таиланда поражают не только родных и близких. Совсем малышом он начал рисовать, да ещё так, что его рисунки поражали окружающих. Первая выставка его рисунков состоялась в столице Таиланда, когда мальчику было всего 3 года. А когда ему шёл 4-й год он начал играть на скрипке. Сейчас ему всего 14 лет, и на его счету более 2000 картин, выполненных в абстрактной манере письма, более того, его картины покупают за вполне серьёзные деньги. Кроме того, Данат Вии (под таким именем он известен во всём мире) выступает с сольными концертами во многих странах. А ещё он талантливый оратор, на какую бы тему он не говорил, его интересно слушать. Да и его успехи в академическом образовании гораздо выше его сверстников.

Элис Тэн-Робертс

Если говорить о самых талантливых детях, то нельзя обойти вниманием эту малышку. У неё нет творческих способностей, хотя, возможно, они ещё не проявились, ведь Элис всего 10 лет. Но вот перечень её удивительных способностей:

  • в 5 месяцев она начала говорить,
  • в 7 - ходить,
  • в полтора года она уже называла по памяти столицы вех стран, знала цифры и писала свои первые слова,
  • в два года её IQ (коэффициент умственного развития) был выше, чем у взрослого Эйнштейна,
  • в два года Элис стала самым юным членом международной организации «Менса», объединяющей высокоинтеллектуальных людей.


Таниш Мэттью Авраам

Самые талантливые дети проявляют свои невероятные способности обычно в раннем детстве. Юный американец Таниш не стал исключением среди плеяды талантливых детей. В 5 лет он успешно сдал сложную математическую программу Стэндфордского Университета, в 7 лет поступил в колледж, где изучал геологию и астрономию, в 10 лет окончил это учебное заведение. Ещё будучи студентом колледжа, Таниш одновременно обучался по программе химии в университете, стал неплохим пианистом и шахматистом, участвовал в заседаниях конференций НАСА, принимал участие в открытии двух сверхновых звёзд. В одном из своих выступлений этот юный гений сказал, что начинать обучение в колледже или университете надо тогда, когда человек готов обучаться, а не тогда, когда он станет достаточно взрослым.

Это, конечно, не полный список самых талантливых детей планеты, их гораздо больше. Их таланты и способности проявляются в самых разных областях знаний и творчества, причём, в самом юном возрасте. И это замечательно, ведь дети - это будущее нашего мира.

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя поездка в Израиль.

Я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в еврейских семьях и наших.

Делюсь своими умозаключениями.

Есть такое убеждение, что евреи – очень умный народ.

Мой тезис. Евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа.

Разница в воспитании.


Да-да. В воспитании. Они воспитывают своих детей ГЕНИАЛЬНЫМИ. Закладывают в своих детей гениальное начало.

То есть ребенок с младенчества постоянно слышит и видит по обращению к нему то, что он гениален.

Вы только задумайтесь над этим…

Сколько возможностей дает ребенку такая позиция!!!

Ребенок растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как правильно.

При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.

Что делает умный родитель таким методом? Мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться.

Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает – гениально!


Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило.

Раз ты гениален – ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.

А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь – не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители. Родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.

Но, к сожалению, иногда слышим и такое (из подслушанного на детских площадках, в магазинах и общественном транспорте):

– Куда ты лезешь?! Кто тебя просит?!

– Сидел бы уже!..

– Глаза мои тебя бы не видели!

– И попробуй только принести двойку – получишь!

– Ты нормальный?!

– Лучше бы я тебя не рожала!

– Все дети, как дети – а ты…!

– Руки у тебя из одного места выросли

– Еще раз сделаешь – я тебя прибью!

– Весь в своего отца!

– Я тебе сказала – заткнись!

– Ремень сам принесешь?

– И за что мне такое наказание?!

Все, остановлюсь. Пока писала – самой плохо стало. А если на секундочку представить себя на месте ребенка, который все это слышит? Да еще видит при этом разъяренное лицо любимого родителя?… Только подумайте, что происходит с психикой ребенка? Будет ли он после сказанного знать, что двигаться вперед – хорошо? Что мир дружественен? Что любое его начинание будет поддержано и у него все получится? Или пойдет пить пиво с сотоварищами, потому, что есть в голове убеждение в своей никчемности и неудачливости?..

Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы.


Засеиваем в себя привычку хвалить и поддерживать ребенка.

Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми – гениальными:

– Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!

– Ты обязательно сдашь экзамен (напишешь контрольную) – ты же такой умный

– У тебя все получится

– Пробуй еще – ты обязательно справишься!

– Ты обязательно победишь (выиграешь)!

– Как хорошо, что ты у меня есть!

– А как ты думаешь, сын?

- Как здорово, когда ты помогаешь!

– Расскажи мне о своих планах""

– Мы с папой (мамой) тебя очень любим

– Ты делаешь уникальные вещи! (Рисуешь, пишешь, конструируешь)

– Ты – наша гордость!

Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и… счастье.

Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить!

И ваши дети вырастут гениальными!

P.S. Если в комментариях вы продолжите список мотивирующих фраз, то окажете большую помощь родителям, которым для начала, для тренировки, очень нужны хорошие примеры. Спасибо.



Что еще почитать