Фантазия – неотъемлемая часть детства любого человека. Она помогает придумывать очень необычные вещи, а с помощью воображения визуализировать их в голове. Пользуются ею не только дети, но и взрослые. Причем зачастую вторым она очень помогает в повседневной жизни, а также позволяет поддерживать психическое здоровье. Рассмотрим, как развить воображение у взрослых.
Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.
Развивать фантазию можно следующими играми:
Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.
Утренняя гимнастика для ума по методу Толстого тоже может оказаться очень эффективной игрой. Ее суть в том, чтобы описать любой предмет так, словно никогда не приходилось его видеть.
Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.
Основные упражнения:
Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.
Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.
Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.
С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:
Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.
Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.
Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.
Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.
Творческие способности и воображение – это качества, которыми из всех обитателей земли обладает только человек. Умение создавать что-то новое сейчас ценится особенно высоко, а для некоторых видов деятельности является обязательным требованием. Как развить фантазию и воображение, если для определенных целей имеющийся у вас начальный запас явно недостаточен? Рассмотрим несколько способов.
Как известно, левое полушарие отвечает за процессы анализа и логического мышления. Функцией правого является образное восприятие, а также процессы, что связанные с воображением и творческими занятиями. Поэтому, чтобы дать толчок работе «творческого» полушария, необходимо предоставить ему поле деятельности. Самый простой способ – использовать в повседневной жизни левую руку, или даже начать научиться ею писать. Так как правое полушарие, в основном, оперирует образами, полезным будут занятия геометрией или 3-D моделированием.
Один человек начинает рассказывать историю, и говорит несколько предложений. Затем историю продолжаете вы, и так далее. Это упражнение очень хорошо помогает расшевелить воображение и настраивает на творческий лад.
Друдлами называют изображения, которые могут быть объяснены по-разному. Это упражнения на развитие воображения, которые доступны каждому – не нужно быть гением, чтобы дать определение простой каракуле. Но друдлы действительно дают простор воображению. Особую пользу они принесут, если после первой пришедшей на ум идеи поломать голову над другими возможными объяснениями картинки.
Отсутствие новых идей часто свидетельствует об эмоциональном застое, монотонности повседневной жизни. Поэтому постарайтесь противопоставить своему рутинному графику как можно большее количество интересных вещей. Это могут быть путешествия, просмотр фильмов, чтение книг. Самое главное – нужно вытолкнуть себя из привычной колеи. Состояние рутины особенно известно людям творческих профессий – дизайнерам, музыкантам, художникам. Когда им необходимо выполнить творческую работу, они делают «ход конем» — переключают свое внимание на что-то новое, что даст им новую порцию впечатлений.
Последуйте их способу и вы, так как интересная жизнь – это та самая основа, на которой можно развить фантазию и воображение.
Это должно быть то занятие, которое позволит вам каждый день тренировать свою «творческую мышцу». Иногда люди думают, что увлечение должно быть только таким, которое в будущем поможет им стать известными или обеспеченными. Зачастую этому подходу способствуют социальные сети. Ровесники или сотоварищи начинают с какого-либо хобби, а затем открывают собственное дело.
При этом они не забывают демонстрировать в социальных сетях фотоотчет о каждом своем достижении. Тогда человек начинает считать, что хобби – это непременно занятие, которое должно приносить ему деньги. Откровенно говоря, насмотревшись на рекламу спортивной школы, открытой бывшим одноклассником, не всегда можно получить вдохновение.
Поэтому попробуйте отпустить себя и найти занятие именно для души. Пусть это будет написание стихов, лоскутное шитье, или же выращивание дома экзотических цветов. Это хобби должно приносить вам радость, так как развить воображение невозможно путем насилия над собой или желания заработать.
Хорошо развитое воображение поможет достичь успеха в карьере, учебе и частной жизни. Пользоваться всеми его преимуществами могут не только прирожденные креативщики. Даже обладая скромной фантазией, можно улучшить навыки творческого мышления и усилить воображение.
Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!
Часть 1
Развиваем свое воображениеМечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!
Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.
Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.
Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.
Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.
Часть 2
Используйте свое воображениеИщите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.
Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.
Как создание новых образов, несомненно, имеет высокую ценность и для успеха в любой , и для становления самой Обычно, говоря о необходимости развития воображения, имеют в виду детей. Это вполне понятно, ведь именно в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется тяга к фантазированию, да и развитие познавательных процессов в целом в этом возрасте имеет принципиальное значение.
Однако потребность в развитии воображения есть и у взрослых, а в ряде случаев она ими очень остро осознается. И психологи убеждены, что развить, усовершенствовать этот процесс можно в любом возрасте.
Иногда кажется, что некоторые люди рождены со способностью к , настолько быстро и легко у них рождаются новые проекты, оригинальные идеи, нестандартные решения. А другие даже сказку своему ребенку придумать не в состоянии, не говоря уже о каком-то открытии или создании произведения искусства. В чем здесь дело?
К воображению присуща всем людям от рождения, она связана с особенностями высшей нервной деятельности, со спецификой обмена информацией между нервными клетками головного мозга. Однако проявляется эта способность по-разному. И при развитии воображения следует учитывать индивидуальные особенности этого психического процесса.
Это одна из самых важных и заметных характеристик процесса рождения образов. Причем у некоторых людей фантазии настолько живые, что могут соперничать с реальными объектами. Особенно такая живость образов воображения характерна для детей.
Дело в том, что сила воображения связана с рациональным контролем и ограничивается им. Чем более развито рациональное, а следовательно, и рассудочное отношение к собственным фантазиям и выдумкам, тем слабее воображение, его образы более тусклые, размытые и приземленные.
У детей рациональная сфера сознания пока еще не слишком развита, поэтому воображение у них более сильное и живое. Но у детей другая проблема – недостаток информации для творчества и навыков осознанного фантазирования.
Правда, нельзя сказать, что рациональный контроль только мешает свободе воображения. Его ограничение тоже необходимо. При слабости логического, рационального мышления может возникнуть такое психическое явление, как визионерство, когда человек не в состоянии отличить продукты своего воображения от реальных объектов и ситуаций.
Но это все же исключение. А при развитии воображения у взрослых следует обратить внимание на формирование способности осознанного сдерживания рационального контроля, временного отключение логики. Для этого существуют разнообразные методики, связанные с активизацией нестандартного, нешаблонного мышления.
Воображение – это во многом спонтанный процесс, связанный с активностью подсознания и свободным ассоциативным мышлением. Поэтому у некоторых людей новые образы, сюжеты и идеи рождаются легко и почти непроизвольно, вызванные стихийными ассоциациями. Такие люди в причудливо изогнутой коряге увидят сказочное чудище, а из случайно услышанного разговора создадут сюжет целого романа. Они постоянно замечают что-то удивительное, необычное в совершенно обычном мире.
Восклицая: «Смотри, эти трещины на асфальте напоминают морду льва!» - они рискуют быть непонятыми и даже высмеянными. А ведь у них есть очень важное и полезное качество: спонтанное творческое мышление и легкость воображения. А другие только пренебрежительно хмыкают, потому что в коряге они видят банальную гнилушку, а в трещинах на асфальте – небрежность коммунальщиков.
Легкость рождения образов во многом зависит от скорости мышления и способности к созданию ассоциаций. Вообще ассоциативное мышление – важное качество для воображения и творчества, и его стоит развивать.
Это одно из трех основных Наряду с наглядно-действенным и абстрактно-логическим, оно играет важную роль в психике человека. Но для воображения, оперирующего образами, уровень его развития и активности имеет принципиальное значение.
Преобладающее в дошкольном возрасте образное мышление у взрослых часто подавляется, сдерживается абстрактно-логическим. Это снижает и яркость образов, и силу воображения. Но как известно, за операции с образами отвечает правое полушарие головного мозга, тогда как за операции с понятиями, знаками и логическое мышление – левое. И есть люди, которых называют правополушарными за повышенную активность этого полушария мозга. У таких личностей нет проблем с образным мышлением и воображением. А вот левополушарным стоит позаботиться о развитии такого важного познавательного процесса.
Воображение и эмоциональная сфера тесно связаны, и у людей с яркими, сильными , как правило, более продуктивное воображение. Поэтому многие известные художники, писатели, артисты отличались повышенной экзальтированностью.
Индивидуальные особенности воображения во многом связаны с . Но несмотря на это, их можно развить. Главное - учитывать специфику познавательных процессов и эмоций человека.
Как бы ни привлекательно казалось легкое и спонтанное рождение новых образов и идей, но все же любой познавательный процесс эффективнее тогда, когда он подчинен нашему сознанию, целям и задачам деятельности, то есть носит произвольный характер.
Произвольное воображение требует правильной организации, и одним из важнейших направлений развития творческого воображения является обучение технике создания новых образов.
Такие приемы или техники люди неосознанно использовали еще в глубокой древности, создавая фантастические образы и сюжеты мифов и сказок. И в настоящее время писатели, художники, ученые с помощью этих приемов организуют процесс своего творчества.
В процессе творчества эти приемы часто комбинируются, смешиваются, взаимодополняются, что позволяет получать совершенно уникальные по своим характеристикам образы или находить оригинальные решения проблем.
Освоение приемов творческого воображения не только полезно, но и интересно. Оно может быть организовано в виде увлекательных игр, в которые с удовольствием играют не только дети, но и взрослые.
Используя прием агглютинации, нужно придумать, как может выглядеть разумное существо с другой планеты с условиями, отличающимися от земных. Например, обитатели планеты «Океан», или планеты, атмосфера которой состоит из горящих газов, или планеты, так густо заросшей непролазным кустарником, что в нем сложно передвигаться и т. д.
Можно попробовать нарисовать придуманные образы. Рисование очень полезно, оно стимулирует образное мышление и делает продукты вашего воображения материальными.
На основании выделения наиболее характерных черт и признаков создать типичные образы людей нашего общества: завсегдатая социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассников), современного дизайнера, феминистки, поклонника аниме и т. д.
Используя прием придачи, придумать и описать несколько обычных вещей с новыми полезными свойствами. Например, можно взять для усовершенствования такие вещи, как расческу, столовую ложку, домашние тапки, коврик около двери.
Нужно подумать, смоделировать и описать ситуацию, которая возникла бы, если бы вы внезапно увеличились в размерах до величины пятиэтажного дома. В чем бы вы почувствовали преимущество, а в чем неудобство? Как бы вы стали себя вести? Чем бы занялись? Как бы стали строить отношение с окружающими? Можно оформить размышления в связный рассказ.
Затем происходит обратный процесс, но вы, уменьшаясь, становитесь величиной с мышку. Как бы это повлияло на ваше поведение? В чем вы видите преимущества такого роста, а в чем недостатки?
Это упражнение очень любят дети, но взрослым оно тоже полезно и для развития воображения, и для формирования нешаблонного мышления и способности выходить за рамки банальной обыденности и стандартной логики.
Несмотря на то что процесс развития воображения у взрослых и детей имеет много общего, все же стоит обратить внимание на различия и особенности.
Дошкольный возраст психологи называют сензитивным, то есть наиболее чувствительным для развития воображения. Это связано с особенностями психики дошкольника:
Но есть и проблемы, которые следует учитывать, организуя занятия с дошкольниками. Одна из самых серьезных – недостаток в памяти образной, сенсорной информации, материала для работы воображения. Поэтому начинать необходимо с развития восприятия, в том числе творческого, то есть способности быть наблюдательным, замечать необычное в обычных вещах, уметь не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, а слышать.
Очень полезны для развития такого типа восприятия упражнения на поиск необычного в привычной окружающей обстановке. А также хорошо способствуют развитию творческого видения и воображения упражнения по дорисовыванию геометрических фигур, абстрактных линий и зигзагов до узнаваемых образов.
Вторая проблема – неустойчивость психики. Дети этого возраста еще плохо владеют произвольным вниманием, часто отвлекаются и быстро устают, если им приходится заниматься серьезной умственной работой. А заставлять детей ни в коем случае нельзя, все развивающие занятия должны выполняться с охотой и доставлять удовольствие.
Поэтому взрослым нужно активно подключаться к выполнению упражнений, увлекать детей своим примером. Еще хорошо заниматься развитием воображения на прогулке или в долгих поездках.
Хоть покидая страну детства, мы оставляем позади и наиболее благоприятное время для развития воображения, но еще не все потеряно. Улучшить свои способности к фантазии можно в любом возрасте, ведь необходимое для этого образное мышление не исчезает под давлением скучной логики, оно просто ждет, когда вы его разбудите.
А как можно разбудить фантазию? Способов много, как и специальных тренингов. Но самое главное, нужно преодолеть стереотипность мышления, перешагнуть через внутренний скепсис, которым мы прикрываемся от всего необычного, яркого, фантастического. Чтобы пробудить в себе способность к фантазированию, нужно вернуться в детство, научиться с детским восторгом воспринимать мир, каждый раз открывая в нем что-то новое, необычное.
Вот вы идете или едете на работу привычной дорогой. Присмотритесь, неужели нет ничего удивительного или странного? Вон прошла дама в смешной шляпке, словно она только что из Хогвартса. А вон кот, виляя толстым задом, караулит синичку на ветке – все равно же не поймает. А вон куст, похожий на унылого верблюда – как вы раньше его не замечали.
Придя домой, вспомните, что вы видели, обдумайте, запишите, не забудьте свои комментарии – смешные или трогательные в зависимости от настроения. Такое упражнение не занимает много времени, зато приносит огромную пользу – оно пробуждает ваше воображение.
Говоря об особенностях развития воображения взрослого человека, нужно отметить один очень важный момент. Успех развития зависит от мотивации, от стимула. Зачем вам это нужно? Просто так, чтобы было интереснее жить? Мотив, конечно, хороший, но на первых порах он плохо работает. Необходимо что-то более реалистичное, жизненное и материальное, иначе скепсис и рационализм вашего правого полушария подавит робкие попытки пробудить образное мышление.
У каждого этот мотив будет свой, он может быть связан и с необходимостью саморазвития. Но ведь и оно нужно не просто так? Чтобы добиться успеха? Чтобы сделать карьеру? Чтобы написать свою книгу, организовать выставку, создать научную школу? Найдите такой важный и значимый мотив, который ваш рациональный мозг примет и согласится поиграть в странные игры для развития воображения.
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, скажем, но тоже на основе реальных знаний.Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г. А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.
Ниже рассмотрено 35 приемов фантазирования:
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.
Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
Приведем игры-беседы для освоения приема «увеличение — уменьшение».
1.1. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»
— Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
— Хотела бы уменьшить домашние задания.
— Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
— Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»
— Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.
— Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
— Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
1.3.Что будет, если у нас удлинится на время нос?
— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
— Это хорошо, а что в этом плохого?
— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.
Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.
1.4. Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами.
— Какого тогда ты будешь размера?
— А сколько килограмм ты будешь весить?
— А что будет, если твой рост уменьшится в 10 раз?
— Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет. Нет проблем!
— Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома!
Относительно веса — это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого?
Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить.
Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:
а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»;
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.
— Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.
— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.
— Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.
— Человек покрыт перьями.
Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
2.1. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.
Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность (фигурально говоря — красная бы лампочка загоралась в этом случае).
2.2. Придет время и можно будет менять внутренние органы. Как бы это могло выглядеть?
2.3. Сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные фиолетовыми, а злые синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром? Многие, наверно, из дома бы не вышли.
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете — оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?
Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.
— Человек не спит.
— Человек не чувствует боли.
— Человек потерял вес, обоняние.
Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.
Но самое главное в этом приеме — это воспитание эмпатии — умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.
Антропоморфизм — это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов — одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей. — Братец мой,
— Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной…
Здесь Пушкин наделил месяц умением видеть, узнавать, соболезновать и говорить.
Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных вам сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.
А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
— Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником.
— В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?
Придумайте не менее 10 примеров подобных превращений.
Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Созерцание камня вдохновляет писать стихи и рисовать и т. д.
Вот хорошая игра для развития фантазии. Дети (или взрослые) встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Юрочка, я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли», или «Держи, Маша, большую конфету», или «Дарю тебе часть своего сердца», «Я дарю тебе бельчонка», «Это стеклянный шарик, не разбей его», «Это кактус, не уколись».
Например:
— Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
— Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно «оживить» все виды вымерших животных и людей!
Предложите 10 вариантов такой игры.
— Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.
Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убил Ленского.
Предложите 10 вариантов такой игры.
Ожили персонажи картин известных художников — бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.
Назовите 10 картин известных художников и предложите продолжение сюжета при условии, что персонажи ожили.
Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную («Открывает Щука рот»); «Серый Волк ей верно служит»; храбрый заяц; трусливый лев.
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.
Метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Вот отрывок, составленный из одних метафор:
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелье
И четки мудрости златой.
А. С. Пушкин
Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.
Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Стальные мускулы. Железный характер. Бронзовое тело.
Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл и т. д.
Приведите 10 новых названий старых известных картин.
Фантастическую, то есть невероятную идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств.
Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ.
Вспомните сюжет замечательного романа «Двенадцать стульев» или сюжет сказки Светлова о человеке по фамилии Рубль, который упал с пятнадцатого этажа и разбился на десять гривенников. У каждого гривенника своя судьба. Один гривенник разменяли на копейки, другой стал большим начальником и выглядел важнее рубля, третий начал размножаться.
Придумайте и вы сказку на подобный сюжет. Например, апельсин разлетелся на дольки, гранат рассыпался на 365 зернышек (именно 365 зернышек в любом гранате, проверьте), судьба сестер-горошин из одного стручка.
Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце.
Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей.
Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.
Придумайте 10 вариантов такой игры.
Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: «Что будет, если», «Что произойдет, если».
— Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Сутки будут длиться 1 час. За 1 час надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (за 3-4 мин), погулять, поужинать.
— Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет? (Тогда бы люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек) Задание. Предложите три-четыре сюжета, связанные с указанным приемом.
Темы фантастических рассказов.
С и т у а ц и я 1. Ты изобрел хронодин — устройство, с помощью которого ты можешь по своему желанию менять скорость протекания времени и скорость протекания процессов во времени. Можешь ускорять любые процессы или замедлять их.
С и т у а ц и я 2. Не ты изобрел хронодин, а кто-то другой, и этот другой, неожиданно для тебя, по своему желанию, меняет скорость протекания процессов, в которых ты участвуешь.
Урок длится то 40 мин, то 4 мин, то 4 часа и все это непредсказуемо для учительницы и учеников. Начал есть торт, а время ускорилось в 1000 раз! Обидно! Как жить в таком мире?
С и т у а ц и я 3. Ты изобрел хронотур (тур — это движение по кругу) — устройство, с помощью которого ты можешь повторять события, омолаживать и старить много раз людей, животных, предметы, машины.
— Кого бы ты омолодил и на сколько лет?
— Какой период жизни ты бы хотел прожить еще раз?
Задание. Предложите несколько сюжетов, использующих приведенные приемы.
У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.
«Домашний вариант»: сидя дома, вы глядите в «Зеркало времени» или мысленно делаете снимки «Фотоаппаратом времени» или «Кинокамерой времени» или «Волшебным глазом». Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.
— Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
— Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
— Как жили динозавры?
— Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
— Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
— Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
— Поговорить со своим будущим сыном.
Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.
Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.
Это парадокс, вызванный вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать в этом направлении задаются вопросы типа:
— Что было бы сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?
— Что надо бы было изменить в прошлом, чтобы не произошло то, что произошло?
Например:
— Я потерял ключи. Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру с собой ключи.
— Что было бы, если бы не было переворота в 1917 году?
— Что можно менять в прошлом? Все можно менять в прошлом! Поступки людей, явления живой и неживой природы, окрестности.
Хроноклазм, машина времени, хронотур, хронодин — это замечательные приемы фантазирования, они дают неисчерпаемое количество сюжетов.
Задание. Предложите несколько сумасшедших сюжетов на указанные приемы.
(Отправился искать невесту в прошлое. Узнал, почему вымерли бронтозавры.)
Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.
Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.
Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?
Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.
Придумайте фантастическое растение.
— На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
— На одном растении растут все известные фрукты и овощи (помидоры и картофель, из листьев можно сделать табак, получить болеутоляющее лекарство и «средство красоты». В принципе, это возможно, так как помидоры, картофель, табак, белладонна (по-итальянски — «прекрасная дама») принадлежат к одному семейству — пасленовым.
— На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.
— Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек — леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
— На одном дереве растут объекты живой и неживой природы.
— Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
Здание будущего: изнутри наружу все видно, а снаружи внутрь ничего не видно. В здание не может проникнуть существо (человек, собака..) с вредными для хозяина дома намерениями.
Какими качествами должен обладать дом, если вес и размер хозяина меняется 10 раз каждый час?
Идеи изобретений:
— На человека направляют мезонно-гравитационно-электромагнитный луч, который человека расщепляет на атомы, запоминают их взаимное положение, передают по атому в нужное место и там собирают в прежнем порядке. (Разберите ситуацию: программа сборки человека испортилась, но этого не заметили! Как собрали человека? А если перепутали атомы нескольких человек?)
— Синтетический транспорт, соединивший в себе преимущества всех известных видов транспорта: скорость ракеты, роскошь каюты высшего класса океанского лайнера, всепогодность самолета для исследования молний, ненадобность посадочных и взлетных площадок вертолета, целебность конного транспорта.
— Покрытие дороги волнистое или треугольной формы. Придумай колесо, чтобы не трясло на такой дороге. Это тоже будет изобретение!
— Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно разговаривать только на китайском языке цветов.
— Праздник прилета ласточек.
— Праздник первого комара.
Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б) объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа. Например. «Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие»; г) предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием, придумать невероятную историю.
— Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?
— Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там 7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?.. (Через пять лет он разучился говорить и т. п.)
Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и правила этой игры.
— Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь ее тут же съесть.
— Игра «Съедобные шашки». Они действительно становятся съедобными, но только после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка?
— Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2, а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими цилиндра становятся вертикали.
— Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру — одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам. Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.
— Супершахматы. Вместо шахматных фигур — кубики. На гранях каждого кубика есть изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус фигуры (перевернуть кубик), неожиданно для противника.
Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать — и любое, но только доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с вами.
Вот тест на проверку доброжелательности.
Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?
Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).
Телепатия — передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств. Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?
Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать. Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная девочка Надя Рушева.
Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти писателей, от античных до современных: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков и рисовала, рисовала, рисовала. Читала, фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и «парения» линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять тысяч замечательных рисунков! Занимаясь в детстве балетом, она знала, каким огромным трудом достигается эта «легкость парения». Этот замечательный, но не популярный способ называется: трудолюбие и упорство!
РВС — это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.
Надо отметить, что метод «РВС» — это частный случай более общего метода «уменьшение — увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль фирмы, численность, оклады. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делают ее «мягкой», изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.
Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных изменений в качественные. Еще этот метод называют «методом проверки на монстра», или «методом предельного перехода», или «методом усиления противоречий».
Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.
Есть еще метод «супер-РВС», когда просматриваются предельные переходы одновременно нескольких характеристик. Такие «удары по подкорке» могут высечь кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д. Разумеется, использованию метода РВС надо учиться.
Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.
Алгоритм очень прост.
Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже — предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.
Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.
Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
Электрическая лампочка — светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
Воздушный шарик — летает, надувается, не тонет, отскакивает.
Телевизор — показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.
Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:
Кукла светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!
Кукла всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой куклой положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму — и кукла будет подогревать воду для рыбок.
Она прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.
Перегорает. Понятно, надо, чтобы у нее были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Кукла-конструктор.
Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.
Летающая кукла. Кукла-ангел, с крылышками. Кукла-лебедь, стрекоза, парашютистка, белка-летун или летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.
Надувная кукла. Можно сделать стройную или толстую Барби, можно сделать плоскую для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. С надутой куклой можно играть в ванне, учиться плавать.
Что дает сравнение с телевизором.
Пусть кукла каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.
Пусть возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.
Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.
Предложения, развивающие метод.
Детям очень нравится, когда «в фокус» помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.
Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.
До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
Лучшие выдумки надо похвалить.
«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет — совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.
Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?
В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.
Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.
У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.
Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.
Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном, она превращается (прорастает) в лавр.
Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей, листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом