Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка ). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет. Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики ; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.
Психологически дети с тиками характеризуются:
Кроме того, различают простые тики , захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.
Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей. Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает. Роль наследственности Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью : родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики :
Родительское поведение Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка , его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи . Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей. В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков. Провокация тиков: психологический стресс Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики . Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка , внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами. Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики . Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики . Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья. Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:
Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка , часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.
У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра. Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.
Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции. В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра. Медицинские диагнозы Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года. Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.
1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы . Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок. 2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. 3. Психологическая коррекция .
См. статью «Гиперактивный ребенок », № 9, 2004 г.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование, позволяющее с помощью электродов, накладываемых на голову, регистрировать электрические потенциалы мозга и выявлять соответствующие изменения.
Магнитно-резонансная томография (МРТ) - один из самых информативных методов диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса.
Вокальные тики относятся к группе неврологических заболеваний и имеют самые разные причины. Чаще всего развиваются в детском возрасте и со временем могут либо проходить, либо перерастать в хроническую форму, ослабевая и усиливаясь. Вокальные нарушения входят в группу неврозов, и наиболее распространенной причиной их возникновения считают воздействие стресса на эмоциональную и психическую составляющую.
Существует 2 группы вокальных тиков, отличающихся друг от друга сложностью и симптомами:
Среди причин вокальных тиков специалисты выделяют несколько групп факторов.
Большая часть вокальных тиков возникает в детстве и остается в течение некоторого времени с ребенком. Наследственный фактор влияет на предрасположенность к этому отклонению. Но механизмы патологии несколько иные:
У взрослых тики провоцирует перенапряжение на работе, проблемы в семье, а также нервное истощение.
Важно! Спровоцировать тик может воздействие углекислого газа, некоторых медикаментов, а также длительное употребление алкоголя.
Среди других причин нередко выделяют: травмы головы, полученные во время родов, ВСД.
Сложнее обстоят дела с наследственными причинами. Дети, склонные к вокальным или мимическим нарушениям, начинают страдать тиками при постоянном действии плохой экологии.
Также выше риск получить расстройство при появлении аутоиммунных нарушений или инфекций – от гриппа и ОРВИ до туберкулеза. Активируется патология при дисбалансе витаминов и минералов в организме, особенно магния и B6.
Вокальные тики у детей связаны с несколькими группами симптомов. Все они отталкиваются от главного признака неврологического нарушения – непроизвольного произношения звуков или снов. Вот, как проявляется заболевание:
Первые признаки вокальных тиков появляются в дошкольном возрасте – в возрасте 5-7 лет. Если нарушение возникло раньше, это может указывать на серьезные заболевания органов или нервной системы.
К симптомам патологии могут относиться другие состояния: шмыганье носом, покашливание, покусывание ногтей или волос.
Отдельное наследственное проявление вокальных тиков – синдром Туретта . Патология не подлежит полному излечению, проявляется агрессивно. У взрослых первые признаки не обнаруживаются никогда.
Синдром относят к группе сложных генерализованных тиков, он может охватывать моторные приступы, бранные крики, навязчивые действия, а также другие двигательные и звуковые феномены. Распространенность нарушения невелика – всего у 0,05% населения по всей Земле идентифицирована эта патология.
Развитие болезни происходит в возрасте 2-5 лет, реже проявляется в 13-18 лет. Активация синдрома связана с сильными эмоциональными и нервными переживаниями. Примерно 2/3 случаев обнаруживается у подростков мужского пола.
Факт! Синдром Туретта обнаружил французский невролог, в честь которого и было названо заболевание.
Вокально-моторный тик входит в группу необъяснимых наследственных нарушений. Даже в средневековье встречались случаи патологии. Лечением синдром занимаются, как правило, психотерапевты и неврологи.
С помощью ПЭТ и МРТ головного мозга ученые смогли доказать, что дефект, наследуемый от одного из родителей, связан с изменением правильной структуры базальных ганглиев, нейротрансмиттерных и нейромедиаторных сфер.
Врачи предполагают, что к появлению патологии приводит повышенная секреция дофамина. Другая теория считает, что роль не в выработке дофамина, а в чувствительности рецепторов человеческого организма к нему. При лечении тика наблюдается почти полное подавление симптомов после употребления антагонистов дофаминовых рецепторов.
Все вокальные тики требуют многокомпонентного подхода к лечению, особенно синдром Туретта. Если подобного диагноза не поставлено, врачи рекомендуют обратить внимание на образ жизни пациента:
Среди медикаментов для коррекции вокальных тиков используют витамины группы B, магний и кальций.
Важно! Для коррекции реакции используют «Биотредин», «Глицин», а также более мощные психотропные вещества «Диазепам» или «Фенибут».
Для снятия напряжения и раздражения могут потребоваться растительные препараты типа «Ново-Пассита». Подкрепляют действие медикаментов физиотерапевтические процедуры: электросон, стоун-терапия, иглоукалывание, лечебный массаж.
Вокальные тики обычно связаны с наследственными факторами, Синдром Туретта относится к самым тяжелым формам патологии. Лечить вокальные нарушения нужно, но заниматься этим должен доктор.
Вокальные тики у детей – непроизвольное произношение различных звуков простых или сложных по своему характеру. Провоцировать тики могут респираторные инфекции, после болезни бронхитом, тонзиллитом, ринитом. Умственная перегрузка, травма головы – дополнительные внешние факторы, приводящие к появлению тиков. Важно исключить вероятность сопутствующих заболеваний, обратившись к психотерапевту и неврологу для точной диагностики.
Основные причины вокальных тиков у детей носят сугубо психогенетический характер:
Также тики могут иметь физиологические причины, к примеру, серьезные заболевания, недостаток магния в организме, нарушения работы ЦНС в результате:
Если дети страдают , депрессией, то риск появления них тиков велик.
К простым вокальным тикам относят хмыканье, покашливание, свист, шумное дыхание, кряхтение. Ребенок издает затяжные звуки «ай», «и-и», «у-у». Иные звуки типа визга или свиста встречаются несколько реже.
Симптомы проявляют себя единично, серийно, бывают статусными. Если день был эмоциональным, пациент переутомился, к вечеру симптомы усиливаются. Простые тики у ¼ пациентов проявляются с моторными тиками в низких и высоких тонах:
Также у детей диагностируют сложные вокальные тики, симптомы которых заключаются в:
Подобные проявления доставляют массу проблем, ведь дети не могут нормально посещать школу из-за всплесков не контролированного потока брани и других речевых расстройств.
Лечение вокальных тиков у ребенка проводится амбулаторно, чтобы госпитализацией не усиливать тревожное состояние, которое усугубит болезнь. Ребенка должен наблюдать детский невропатолог. У 40% детей тики исчезают самостоятельно, остальных приходится лечить долго и кропотливо. Очень эффективно проводит беседы с психологом, которых организует терапию для ребенка и его родителей. Понимание родителями непреодолимого характера заболевания только ускорит выздоровление.
Попытки подавить тики силой воли обычно приводят к усугублению тревожного состояния у ребенка, вызывая новую, еще более выраженную волну симптомов. Поэтому одергивать, напоминать ему, чтобы он сдерживался, тем более наказывать – жестоко и недопустимо.
Если тики у ребенка вызваны психологическими причинами, достаточно будет нормализации семейной обстановки, создания доброжелательной, благоприятной атмосферы, которая обеспечит наиболее эффективное лечение.
Уберите из окружения ребенка чрезмерные эмоциональные раздражители. Все равно, позитивные они или негативные – это стресс. Даже попытка отвлечения внимания ребенка от проблемы путем задабривания подарками, путешествий является серьезной нагрузкой на ЦНС. Лучше организовать щадящий режим дня, спокойную атмосферу в доме.
Проанализируйте, что является «спусковым крючком», что провоцирует вокальные тики у вашего ребенка. Выяснив источник раздражения, ликвидируйте его.
Часто источником является просмотр телепередач, тем более, если свет выключен. Мерцание света на экране телевизора меняет биоэлектрическую активность мозга ребенка. Поэтому, пока длится лечение, «общение» с телевизором и компьютером нужно свести к минимуму.
Чтобы ускорить процесс выздоровления «забудьте» о болезни. Не обращайте на тики внимания. Если они проявляет беспокойство по поводу недуга, объясните, что эти неприятности временные, скоро пройдут. Дети, которых мучают тики, становятся очень ранимыми. Им нужно помочь почувствовать защищенность, чтобы уверится в своих силах.
Снимайте напряжение расслабляющим массажем, ваннами с хвойными экстрактами, эфирными маслами, морской солью. Проводите сеансы физиотерапии и ароматерапии для детей.
Лечение медикаментами последний вариант решения проблемы гиперкинеза у детей. Его нужно применить тогда, когда предыдущие методы были бессильны.
Но, решаясь на лечение медицинскими препаратами, исключено самолечение. Даже если говорят, что для чьего-то ребенка с такой проблемой помогло, то это не значит, что оно поможет всем.
При медикаментозном лечении применяют две группы препаратов: антидепрессанты ( , паксил) и антипсихотические средства или нейролептики (тиапридал, терален); они минимизируют симптомы двигательных явлений – это базовое лечение. Но могут быть еще дополнительные препараты. Они призваны улучшить процессы обмена в мозгу, предоставить дополнительно необходимые витамины.
Нервный тик – разновидность гиперкинезов (насильственных движений ), представляющая собой кратковременное, стереотипное, нормально скоординированное, но неуместно совершаемое движение определенной группы мышц, возникающее внезапно и повторяющееся многократно. Нервный тик характеризуется как непреодолимое желание совершить определенное действие, и хотя ребенок осознает само наличие тика, препятствовать его появлениям он не в силах.
По данным последних исследований, до 25% детей младшего школьного возраста страдают от нервного тика, причем мальчики болеют в три раза чаще девочек. Часто данное заболевание не наносит серьезного вреда здоровью ребенка и с возрастом проходит бесследно, поэтому лишь 20% детей с нервным тиком обращаются за специализированной медицинской помощью. Однако в некоторых случаях нервный тик может иметь весьма выраженные проявления, наносить серьезный вред физическому и психоэмоциональному состоянию ребенка и проявляться в старшем возрасте. В таких случаях необходима помощь врача-специалиста.
Нервный тик может быть моторным или вокальным (голосовым ).
Моторными тиками являются:
Помимо прецентральной извилины различают двигательные зоны в других участках головного мозга – в коре лобной доли, в подкорковых образованиях. Нейроны данных зон ответственны за координацию движений, стереотипные движения, поддержание мышечного тонуса и называются экстрапирамидной системой.
Каждое произвольное движение включает сокращение одних групп мышц и одновременное расслабление других. Однако человек не задумывается о том, какие мышцы нужно сократить, а какие расслабить, чтобы совершить определенное движение – это происходит автоматически, благодаря деятельности экстрапирамидной системы.
Пирамидная и экстрапирамидная системы неразрывно связаны между собой и с другими зонами головного мозга. Исследованиями последних лет установлено, что возникновение нервных тиков связано с повышенной активностью экстрапирамидной системы.
К каждой мышце идут двигательные нервные волокна от определенных нервов. Мышцы лица получают двигательную иннервацию преимущественно от лицевого нерва (n. Facialis ) а также, частично, от тройничного нерва (n. Trigeminus ), который иннервирует височную и жевательные мышцы.
В зону иннервации лицевого нерва входят:
Передача нервного импульса происходит посредством определенных химических веществ – медиаторов. Медиатором, регулирующим передачу нервного импульса к скелетным мышцам, является ацетилхолин. Выделяясь из окончания нервной клетки, ацетилхолин взаимодействует с определенными участками (рецепторами ) на мышечной клетке, обуславливая передачу нервного импульса к мышце.
Помимо миофибрилл в мышечных клетках имеются митохондрии, являющиеся источником АТФ (аденозинтрифосфата ) – энергии, необходимой для мышечного сокращения, саркоплазматическая сеть, представляющая собой комплекс цистерн, расположенных в непосредственной близости от миофибрилл, и депонирующий кальций, необходимый для мышечного сокращения. Важным внутриклеточным элементом является магний, способствующий высвобождению энергии АТФ и участвующий в процессе мышечного сокращения.
Непосредственно сократительным аппаратом мышечных волокон является саркомер – комплекс, состоящий из сократительных белков – актина и миозина. Данные белки имеют форму нитей, расположенных параллельно друг другу. На белке миозине имеются своеобразные отростки, называемые миозиновыми мостиками. В покое прямого контакта между миозином и актином не происходит.
После прекращения поступления нервных импульсов к мышечной клетке кальций из клетки быстро переносится обратно в саркоплазматические цистерны. Уменьшение внутриклеточной концентрации кальция приводит к отсоединению миозиновых мостиков от нитей актина и возвращению их в первоначальное положение – мышца расслабляется.
Чаще всего первые проявления нервных тиков наступают у детей в возрасте от 7 до 12 лет, то есть в период психомоторного развития, когда нервная система ребенка наиболее уязвима к всевозможным психологическим и эмоциональным перегрузкам. Появление тиков в возрасте до 5 лет говорит о том, что тик является следствием какого-либо другого заболевания.
Причинами первичных нервных тиков являются:
Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:
Головной мозг
Под влиянием перечисленных выше факторов повышается активность экстрапирамидной системы головного мозга, что приводит к избыточному образованию нервных импульсов.
Нервные волокна
Избыточные нервные импульсы проводятся по двигательным нервам к скелетным мышцам. В зоне контакта нервных волокон с мышечными клетками, в области синапсов, происходит избыточное выделение медиатора ацетилхолина, что вызывает сокращения иннервируемых мышц.
Мышечные волокна
Как было сказано ранее, сокращение мышц требует наличия кальция и энергии. При нервном тике частые сокращения определенных мышц повторяются в течение нескольких часов или на протяжении всего дня. Энергия (АТФ
), используемая мышцей в процессе сокращения, расходуется в больших количествах, а ее запасы не всегда успевают восстанавливаться. Это может привести к мышечной слабости и болям в мышцах.
При недостатке кальция определенное количество миозиновых мостиков не может соединиться с нитями актина, что обуславливает мышечную слабость и может вызвать мышечный спазм (длительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцы ).
Психоэмоциональное состояние ребенка
Постоянные нервные тики, проявляющиеся подмигиванием, гримасничаньем, сопением и другими способами, привлекают к ребенку внимание окружающих. Естественно, это накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка – он начинает чувствовать свой дефект (хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения
).
Некоторые дети, находясь в общественных местах, например, в школе, пытаются подавить проявление нервного тика усилием воли. Это, как упоминалось ранее, приводит к еще большему росту психоэмоционального напряжения, и в результате нервный тик становятся более выраженными, могут появляться новые тики.
Интересное занятие создает в мозге ребенка зону активности, которая заглушает патологические импульсы, исходящие из экстрапирамидной зоны, и нервный тик исчезает.
Данный эффект является временным, и после прекращения «отвлекающего» занятия нервный тик возобновится.
Основными направлениями немедикаментозного лечения нервного тика у детей являются:
После курса психотерапии у детей отмечается значительное улучшение эмоционального фона, нормализация сна, уменьшение или исчезновение нервных тиков.
Создание благоприятной обстановки в семье
В первую очередь, родителям следует понять, что нервный тик – это не баловство, не капризы ребенка, а заболевание, требующее соответствующего лечения. Если у ребенка появился нервный тик, не следует ругать его, требовать, чтобы он контролировал себя, говорить, что над ним будут смеяться в школе и так далее. Ребенок не в силах самостоятельно справиться с нервным тиком, а неправильное отношение родителей только усиливает его внутреннее психоэмоциональное напряжение и усугубляет течение заболевания.
Как должны вести себя родители, если у ребенка появился нервный тик?
Организация режим труда и отдыха
Неправильное распределение времени приводит к переутомлению, стрессу и нервному истощению ребенка. При нервном тике крайне важно исключить эти факторы, для чего рекомендуется соблюдать определенные правила относительно работы и отдыха.
Подъем | 7.00 |
Утренняя гимнастика, туалет | 7.00 – 7.30 |
Завтрак | 7.30 – 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 – 8.30 |
Учеба в школе | 8.30 – 13.00 |
Прогулка после школы | 13.00 – 13.30 |
Обед | 13.30 – 14.00 |
Послеобеденный отдых/сон | 14.00 – 15.30 |
Прогулки на свежем воздухе | 15.30 – 16.00 |
Полдник | 16.00 – 16.15 |
Учеба, чтение книг | 16.15 – 17.30 |
Игры на свежем воздухе, работа по дому | 17.30 – 19.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 |
Отдых | 19.30 – 20.30 |
Подготовка ко сну | 20.30 – 21.00 |
Сон | 21.00 – 7.00 |
Особое внимание следует уделить продуктам, содержащим кальций, так как недостаток этого элемента уменьшает порог возбуждения мышечных клеток и способствует проявлению нервных тиков.
В зависимости от возраста потребность в кальции у детей следующая:
Наименование продукта | Содержание кальция в 100 г продукта |
Плавленый сыр | 300 мг |
Капуста белая | 210 мг |
Молоко коровье | 110 мг |
Черный хлеб | 100 мг |
Творог | 95 мг |
Сметана | 80 – 90 мг |
Сухофрукты | 80 мг |
Черный шоколад | 60 мг |
Белый хлеб | 20 мг |
При нервном тике у ребенка следует исключить или ограничить:
Медикаменты, назначаемые детям при нервном тике
Название медикамента | Механизм действия | Способы применения и дозировка у детей |
Ново-Пассит | Комбинированный успокоительный препарат растительного происхождения. Снижает психоэмоциональное напряжение, облегчает процесс засыпания. | Рекомендуется примерять для нормализации психоэмоционального состояния по 1 чайной ложке 2 - 3 раза в день. |
Тиоридазин (Сонапакс) | Антипсихотический препарат.
| Применяется внутрь, после еды.
|
Циннаризин | Препарат, улучшающий мозговое кровообращение. Снижает поступление кальция в мышечные клетки сосудов. Расширяет мозговые сосуды, увеличивая приток крови к головному мозгу. | Принимать 2 раза в день, утром и вечером, по 12,5 мг через 30 минут после еды. Лечение длительное – от нескольких недель до нескольких месяцев. |
Фенибут | Ноотропный препарат, действующий на уровне головного мозга.
| Независимо от приема пищи.
|
Диазепам (Седуксен, Сибазон, Реланиум) | Препарат из группы транквилизаторов.
| При выраженных проявлениях нервных тиков, независимо от приема пищи.
|
Галоперидол | Сильнодействующий антипсихотический препарат.
| Применяется в тяжелых случаях нервных тиков, при неэффективности других препаратов. Дозу устанавливает врач-невропатолог, основываясь на диагнозе и общем состоянии ребенка. |
Кальция Глюконат | Препарат кальция, восполняющий недостаток данного микроэлемента в организме. Нормализует процессы мышечного сокращения и расслабления. | Принимать перед едой. Перед употреблением измельчить. Запивать стаканом молока.
|
Успокоительные средства, применяемые при нервном тике у детей
Название средства | Способ приготовления | Правила применения |
Настой пустырника
|
| Принимать 3 раза в день, за 30 минут до приема пищи.
|
Настой корня валерианы
|
| Давать детям по 1 чайной ложке полученного настоя 4 раза в день через 30 минут после еды и перед сном. Не рекомендуется принимать настой более полутора месяцев. |
Настой цветков аптечной ромашки
|
| Детям рекомендуется принимать по четверти стакана отвара (50 мл ) три раза в день, через 30 минут после еды. |
Настой плодов боярышника
|
| Детям старше 7 лет принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, за 30 минут до еды. Рекомендуемая длительность применения – не более 1 месяца. |
Электросон
Это метод физиотерапии, при котором используются слабые низкочастотные электрические импульсы. Они проникают в полость черепа через глазницы и воздействуют на ЦНС (центральную нервную систему
), усиливая процессы торможения в головном мозге и вызывая наступление сна.
Эффекты электросна:
Ребенок должен снять верхнюю одежду и лечь на кушетку. На глаза ребенка одевается специальная маска, через которую подается электрический ток. Частота тока обычно не превышает 120 герц, сила тока равна 1 – 2 миллиампера.
Процедура длится от 60 до 90 минут – в это время ребенок находится в состоянии дремоты или сна. Для достижения лечебного эффекта обычно назначается 10 – 12 сеансов электросна.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом