Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.
Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.
актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »
Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »
Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.
Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »
пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.
Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.
Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): "Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право" 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема. . . " "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . " 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как. . (например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и тд и тп) "Я выбрала эту тему так как. . . "
Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . " или " Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . " 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что. . . " "Я разделяю точку зрения. . " "Разделяю тз автора лишь отчасти. . . " "Не могу согласиться с автором так как. . "
Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . " 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение "Таким образом. . . " "Итак, мы пришли к выводу. . "
Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .
Практические советы по написанию эссе по обществознанию
Эссе, как творческое сочинение, от других способов контроля знаний отличает способность диагностировать умение учеников анализировать информацию, грамотно интерпретировать ее, строить рассуждения и приводить аргументы в виде правильно подобранных фактов, формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Пример эссе по обществознанию на ЕГЭ
Таким образом, для эффективной подготовки к эссе по обществознанию следует тренироваться в их написании как можно чаще, соблюдая вышеперечисленные советы и придерживаясь требуемой структуры. Только так можно «набить руку» и идти на экзамен с уверенностью.
Как написать эссе по обществознанию и получить максимум баллов за ЕГЭ обновлено: 2 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
01.05.2017Приводим сборник главных фраз-клише, которые могут помочь вам правильно написать эссе по обществознанию.
1. Теоретический уровень. Фразы-клише:
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
Фразы-клише:
ЕГЭ по обществознанию обещает стать одним из самых популярных экзаменов по выбору в 2020 году, а это значит, что выпускникам стоит больше узнать о том, каким будет испытание в новом году, какой должна быть структура эссе (задание №), а также на что стоит обратить особе снимание в ходе подготовки.
В данной статье мы подробно рассмотрим вопросы, касающиеся написания эссе.
Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).
В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:
Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:
Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора. В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:
В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут. Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.
Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.
За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).
Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.
ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.
Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.
Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.
Для того, что бы на самом экзамене по обществознанию в 2020 году не возникло проблем с написанием мини-сочинения, необходимо заранее подготовится – продумать, какой должна быть структура эссе, подобрать актуальные примеры для разных тем, заготовить клише.
Поскольку темы, которые будут предложены экзаменуемым на ЕГЭ в 2020 году заранее не разглашаются, на этапе подготовки ориентироваться можно на самые актуальные направления, определенные для каждого из 5 блоков.
В 2020 году структура эссе по обществознанию не изменится. Мини-сочинение должно включать такие блоки:
Наряду с тем, какой должна быть структура эссе по обществознанию, эксперты рассказываются также, о чем не стоит писать в сочинении на ЕГЭ 2020. Так, лишним в тексте будут доказательство актуальности, а также биографии авторов литературных произведений и известных личностей, фигурирующих в примерах. Чаще всего именно на эти блоки, не добавляющие баллов сочинению, выпускники тратят время зря, вместо того, что бы максимально детализировано расписать смысл высказывания и найти правильные примеры.
Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.
Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:
Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:
В ЕГЭ по обществознанию 29 задание считается сложным – написание эссе по высказыванию , выбранному из пяти предложенных.
Эссе - это краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу.
Теперь более подробно о структуре:
Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.
Клише :
Данная проблема является актуальной в условиях...
Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.
Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише :
Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
Используй клише :
Необходимо использовать знания по обществознанию: , понятия, мнения ученых, направления научной мысли.
Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.
Эмпирический уровень:
Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее.
В заключении подводится итог рассуждения - 1-2 предложения.
Используйте клише :
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом