Воздушные города далекого будущего. Города будущего, которые еще не построены. Комплекс "Ничья земля"

Невероятные факты

По мере того как население планеты растет, люди перемещаются в другие города. Но многие большие города сталкиваются с проблемой того, как вместить больше людей на одном и том же пространстве.

Для многих ответом стали архитектурные проекты, в которых воплощаются самые последние экологические и дизайнерские идеи.

Архитекторы, социологи и писатели фантасты всегда мечтали о футуристических городах, построенных на воде, земле или в космосе. Вот самые невообразимые проекты городов будущего:


Lilypad – зеленая вилла в море


Lilypad - это модель самодостаточного острова, который плавает на поверхности воды и предназначен для размещения людей, пострадавших в результате изменений климата. Весь комплекс может вместить около 50 тысяч человек. Город будет использовать возобновляемые источники энергии, включая энергию солнца, ветра и биомассы для производства электроэнергии. Кроме нулевого содержания вредных выбросов, комплекс сможет поглощать углекислый газ из воздуха благодаря зеленым растениям, которые будут посажены по всему комплексу. Каждый такой комплекс Lilypad будет находиться вблизи побережья или плавать в океане, путешествуя от экватора до северных морей, в зависимости от того, куда его занесет течение Гольфстрим.

Gwanggyo Power Center- холмистая мега-структура


Этот самодостаточный город был разработан голландскими архитекторами компании MVRDV для городка Gwanggyo, который будет расположен в 35 км от Сеула в Южной Корее. В этом городке смогут разместиться около 77 тысяч жителей, где они будут наслаждаться экологическим образом жизни. Дизайн представляет собой смесь жилья, офисных и торговых зданий, объектов досуга и образовательных учреждений. В башнях будут созданы атриумы для различных целей, а на крышах и терассах будут располагаться живые изгороди, которые будут улучшать вентиляцию и сокращать потребление воды и энергии.

Hydro-Net – эко-сообщество, полагающееся на собственные силы


Сан-Франсиско уже считается одним из самых зеленых городов в США, но новый проект, разработанный командой IwamotoScott Architects, станет настоящей экотопией к 2018 году. Город будет состоять из башен, собирающих водоросли, уловителей тумана и грибов геотермальной энергии. Стены туннеля Hydro-Net будут сделаны из углеродных нанотрубок, которые будут помогать хранить и распределять водород, производимый водорослями и другими источниками топлива. Все эти технологии разработаны для того, чтобы уменьшить выбросы углерода и для того, чтобы сделать город самодостаточным, используя возобновляемую энергию. Также они будут обеспечивать сеть подземных артерий для парящих автомобилей, работающих на водородном топливе.

Хрустальный остров – городской центр


Этот город, который планируется построить в Москве, будет заключен в здании, сделанном в виде конуса. Структура похожая на шатер будет возвышаться на 450 м. Этот шатер формирует вторую кожу здания, которая создает термический барьер для внутреннего пространства. Эта вторая кожа регулирует температуру внутри здания, изолируясь зимой для уменьшения потери тепла и открываясь летом для охлаждения внутреннего пространства. В основе здания-города заложено эффективное использование энергии, включая генерацию возобновляемой и низкоуглеродной энергии.

Bio-city – сообщество-лоза


Bio-city - это дизайн, в котором используются нанотехнологии и биогенетика для того, чтобы превратить обычную лозу в "город-лозу". Благодаря новой технологии можно будет быстрее выращивать растения, крепить их к различным поверхностям, что приведет к большему поглощению углекислого газа и высвобождению свежего кислорода в окружающую среду. Целью проекта станет создание таких "городов-лоз" в наиболее загрязненных городах мира. Растения также будут использоваться в качестве источника биотоплива. Ветровые турбины и фотоэлектрические панели, которые крепятся к зданиям, будут генерировать возобновляемую энергию для зданий.

SkyCity 1000 – сверхвысокий городской небоскреб


SkyCity 1000 состоит из 14 вогнутых "космических плато" в виде тарелок, которые уложены одно над другим. Внутреннее пространство плато будет состоять из зеленых насаждений, а по краям здания будут располагаться квартиры. Благодаря этому проекту планируется положить конец отсутствию зеленого пространства в Японии и минимизировать заторы в метро.

Green Float – плавающий райский остров


Green Float - это коллекция искусственных морских островов, которые будут очищать морскую воду для собственного использования. На острове будут отрицательные показатели высвобождения углерода, люди будут сами обеспечивать себя едой, и тут не будет отходов. Природные источники энергии будут также собираться с помощью космических солнечных спутников энергии, механизмов преобразования тепловой энергии океана, волн, ветра и технологий солнечной энергии. Остров-лес поможет уменьшить уровень углекислого газа в окружающем воздухе, сохраняя сам воздух чистым.

Babcock Ranch – город, работающий на солнечной энергии


Практически на крышах всех зданий в этом городе будут установлены солнечные батареи. Эти солнечные батареи будут генерировать возобновляемую энергию для обеспечения всего города. Проект также включает в себя управление возобновляемыми водными ресурсами и природоохранные системы, лампы, уменьшающие световое загрязнение, зарядные устройства для электромобилей и многое другое. Также зеленые растения, которые будут посажены по всему городу, помогут обеспечить его свежим кислородом и уменьшить количество углекислого газа в воздухе.

X-SEED 4000 – сделанный в форме горы Фудзияма


Это проект одного из самых высоких зданий-городов. Город будет использовать солнечную энергию для того чтобы поддерживать внутреннюю температуру летом и зимой. Город сможет вместить до 1 миллиона жителей, а его высота достигнет 4000 м. В городе будут размещаться множество квартир, офисов, развлекательных центров, парков и лесов.

Sub-Biosphere 2 - плавающие "пузыри жизни"


Sub-BioSphere2 - это самодостаточная закрытая подводная среда обитания, разработанная для проживания людей, животных и растений. Он сможет плавать или погружаться под воду, поддерживая жизнь в своих биомах. Воздух, вода, еда, электричество и другие нужды будут осуществляться с помощью контроля над атмосферным давлением.

Уже сейчас облик мегаполисов быстро меняется под влиянием успехов в области разработки 3D-печати, интернета вещей и композитных материалов.

«Города будущего» перестали быть просто проектами на бумаге. Уже сейчас облик мегаполисов быстро меняется под влиянием успехов в области разработки 3D-печати, интернета вещей и композитных материалов. На облик города также влияет транспортная система. Всё больше компаний начинают эксперименты с пассажирскими беспилотниками. Вслед за транспортной инфраструктурой изменится и сам город.

Город будущего - это не только «рай на Земле», но и новый класс сопутствующих проблем. В современных прогрессивных агломерациях не исчезает бедность и преступность. Так каким должным быть населенный пункт завтрашнего дня, чтобы побороть здоровый пессимизм?

Изменяющаяся архитектура


Москва вошла в список семи городов-претендентов на звание самого «умного» города планеты(победителями прошлых лет признавались Торонто, Монреаль, Эйндховен, Стокгольм и Глазго). Но даже если столица выиграет, не исчезнут актуальные проблемы настоящего - пробки, как минимум.

Реальным местом воплощения футуристических идей в России можно считать Иннополис, расположенный в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан.

Архитектура Иннополиса радует глаз, решает проблему усталости от вида «городских джунглей», снимает часть психологического стресса горожанина. Жилые комплексы Иннополиса повторяют элементы природы - они уникальны, разнообразны, исключают бездушное копирование деталей. Здания имеют ярко-зеленую, белую и древесную окраску. Парковки - только подземные; муниципальные здания имитируют природный ландшафт; по территории курсируют электробусы.

У Иннополиса есть один безусловный плюс, из-за которого возможно воплощение любых идей - население на сегодняшний день не превышает 3 тыс. человек. В таких масштабах многие проблемы вообще не существуют. Например, транспорт. Беспилотные автомобили всем хороши, но они занимают столько же места, сколько обычные. Беспилотники не избавят город от пробок - более того, из-за доступности транспорта (уметь водить больше не нужно), машин станет еще больше.

Нельзя просто всё застроить парковками - это не выгодно с точки зрения экономики. Город будет процветать, если в нём есть большие площадки, на которых люди собираются вместе.

Дубайское управление дорог и транспорта в начале 2017 года объявило, что уже в этом году начнется эксплуатация летающих беспилотников для индивидуальных перевозок. Прототип пассажирского транспорта нового типа может перевозить одного человека весом до 100 кг за 30 минут на расстояние 50 км, путешествуя со скоростью до 160 км/час. Пассажир просто выбирает место назначения с помощью сенсорного экрана, садится в капсулу и летит.

Планируется, что к 2030 году 25% транспортных перевозок в Дубае будут «умными» и беспилотными. Однако в других городах проблемы пока пытаются решить другими способами.

Даже экологически чистый транспорт не избавит город от трудностей. Чем больше становится эко-транспорта, тем острее проблема парковок. В Ханчжоу (Китай) велосипеды стали просто бросать по городу – это проблема популярной по модели каршеринга (через приложение снимается блокировка с велосипеда, а затем байк можно оставить в любой точке города). В результате весь город оказался завален тысячами бесхозных велосипедов. Избавиться от них тоже нельзя - население города ежегодно увеличивается на 200 000 человек. Снести старые дороги и построить новые невозможно из-за центра города, имеющего историческую ценность.

Власти Ханчжоу развивают метрополитен, а также увеличили количество муниципального электротранспорта, купив три тысячи автобусов и такси. Проблему это не решило, потому что людей на данный момент слишком много.

Если перенестись на другой конец света, в шведский город Мальме, который уже сейчас называют городом будущего, то можно увидеть пример синергии различных подходов к транспортной проблеме. 40% жителей используют для перемещения велосипеды, а весь общественный транспорт работает на биотопливе, которое собирают с кухонь жителей города. В Мальме велосипеды не бросают, а оставляют на специальных парковках. Десятки перекрестков оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Во многих поездах и паромах есть отсеки для перевозки велосипедов.

Реальный город будущего


Мальме - шведский Детройт, умирающий промышленный город, всё величие которого осталось в далеком прошлом. Но теперь Мальме, ранее считавшийся территорией с наивысшим в Швеции уровнем безработицы, превратился в процветающий эко-заповедник для креативного класса.

Отчаянные времена требуют отчаянных мер - город самостоятельно взялся за реструктуризацию и реновацию. Старые промышленные верфи снесли, вместо них из экологических материалов построили 600 домов, магазинов и офисных зданий, оснащенных солнечными батареями и ветряными турбинами. Новый городской квартал подключили к системе рециркулирования воды, в которой вода сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом.

В каждой кухне нового дома Мальме установили измельчители отходов. Полученный материал сортируют на несколько десятков категорий - он отправляется на переработку в биотопливо для машин и городского транспорта, используется для покрытия парковок и дорог.

Мальме - один из самых зеленых городов планеты, и вся эта зелень не просто сосредоточена в парках, но также находится в ботанических садах, открытых для горожан. Кроме того, на тех крышах, где не установлены солнечные батареи, разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды.

В самом продвинутом районе города (Холлбархетен) внутри своих квартир жильцы могут контролировать уровень потребления электроэнергии в зависимости от времени суток и своих потребностей. Температура в квартирах контролируется с помощью термостатов. Уровень освещенности в комнатах регулируется автоматически - параметры меняются в зависимости от предназначения комнаты, времени суток и времени года.

К 2030-му в городе планируют полностью перейти на альтернативные возобновляемые источники энергии. Мальме не входит в топы самых продвинутых городов мира, но если обратить внимание на практичность различных рейтингов, возникнет много вопросов.

Вопросы к Бангалору и ответ Сингапура


Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати самых динамично развивающихся городов и агломераций мира, среди которых более половины расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кремниевая долина занимает в списке только третье место, а вот на первое вышел город Бангалор.

Этот город является пятым по величине в Индии. Бангалор считается научным центром всей страны - в нем сосредоточено гигантское количество различных IT-компаний. Бангалор - это огромный город айтишников, куда приезжают сотни тысяч программистов. Американские, канадские и азиатские компании открыли здесь свои офисы и колл-центры.

Идеален ли город для жизни? Нет. Трафик на дорогах очень оживленный и хаотичный, путь от дома до офиса занимает много времени, в городе практически не используют «зеленые» технологии.

Но есть и исключение из правил. Сингапур был отмечен множеством наград, поддерживающих статус города будущего. Несколько лет назад запустили проект Smart Nation, готовящий Сингапур к будущему. Согласно плану, город станет полигоном для тестирования технологических решений всевозможных урбанистических проблем. Одна из основных задач - упростить жизнь горожан при высокой плотности населения.

Появились солнечные панели и вакуумные системы избавления от отходов. Несколько районов города оснастили датчиками, отслеживающими потребление электроэнергии и воды. Все данные с датчиков будут централизованно собираться и анализироваться для получения наиболее полной информации о городе.

Забота о людях проявляется не только в обычных вещах - власти также установили систему наблюдения за одинокими пожилыми гражданами, основанную на датчиках движения. Если пожилой человек долгое время не двигается, система автоматически подает сигнал тревоги родственникам и медработникам. Еще одно медицинское нововведение - телемедицина, при которой пациенты проходят лечение (чаще всего речь идет о восстановительном периоде) дома, под контролем врача (через системы телеприсутствия).

«Мертвый» город будущего


В штате Нью-Мехико хотят построить город CITE (Center for Innovation, Testing and Evaluation) на 35 тысяч человек, в котором никто не будет жить. Телекоммуникационная фирма Pegasus Global Holdings собирается вложить в его создание $1 млрд. Чтобы получить с проекта прибыль, Pegasus планирует сдавать в аренду здания и предоставлять услуги, которые помогут клиентам тестировать, разрабатывать и находить коммерческое использование экспериментальных технологий.

Проект CITE представляет собой полномасштабную моделью обычного американского города, которая будет использоваться в качестве чашки Петри для разработки новых технологий, определяющих будущее городской среды. Корпорации, университеты и федеральное правительство станут использовать объект для испытания новых технологий в сфере чистой энергии, безопасности и автономных транспортных средств в больших масштабах, но без неудобств или даже угроз для миллионов людей, которые живут в реальных городах.

На 33 квадратных милях будут проходить исследования в сфере транспорта, строительства, связи и безопасности. CITE будет включать специализированные зоны для разработки новых форм земледелия, энергетики и очистки воды. Беспилотный транспорт будет ездить по специальным дорогам и контролироваться сверху дронами.

Город CITE должен стать «промежуточным шагом» между лабораторным тестированием технологии и ее выходом на рынок. Проект позволяет протестировать не только инфраструктуру, но и сам новый город будущего.

CITE планируют построить к 2018 году, хотя с весны 2016-го официальный сайт подозрительно не обновляется, но будем надеяться на лучшее. В любом случае, CITE намного ближе к реальности, чем тысячи концептов футуристических городов.

Масдар, переживший кризис


Масдар в ОАЭ долгое время считался одним из самых перспективных футуристических проектов. Хотя фотографии Масдара скорее свидетельствуют о строительстве нового «города-призрака», люди в нем все-таки есть. Хорошая новость в том, что с 2015 года город приносит прибыль и через два-три года вернет государству вложенные в него средства.

На момент завершения строительства (оно продолжается с 2008 года) здесь будут проживать 40 тысяч человек, и ещё 50 тысяч ежедневно будут приезжать сюда на работу из близлежащего Абу-Даби, пользуясь системой быстрого общественного транспорта (впрочем, по городу можно ездить и на своей машине, но только если это электромобиль).

Строители Масдара стремятся минимизировать углеродные выбросы, снизив их вдвое по сравнению с другими городами. Дома строятся из экоматериалов, а расходы воды и энергии в них тщательно рассчитываются. Узкие (ширина 3 метра) и короткие улицы не позволяют солнцу нагревать асфальтовое покрытие на пешеходных дорожках, однако в городе есть и улицы с двухполосным движением для электромобилей и велотранспорта.

Первоначально планировалось полностью отказаться от личных автомобилей, однако развитие каршеринга и массовое производство экологичных электромобилей изменили планы архитекторов.

Тщательный подход замедляет темпы строительства - на данный момент готово 7% территории, но к 2020 году обещают отстроить 35-40%, а к 2030 году - завершить строительство.

Инфраструктура города включает множество мелких улучшений. Например, вместо привычных Wi-Fi-точек здесь используется Li-Fi - технология передачи данных через LED-светильники уличных фонарей, позволяющая не терять ширину канала с ростом количества абонентов.

Кроме того, в городе есть 45-метровая ветровая башня, фотоэлектрический комплекс на 22 гектарах, фабрика холодоснабжения со скважинами глубиной в 2,5 км, и многое другое.

Впрочем, Масдар - не самый амбициозный проект страны. В 2017 году эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, объявил о том, что в 2117 году планируется построить город на Марсе размером с Чикаго и населением до 600 000 человек.

Первые шаги в этом направлении будут сделаны через несколько лет - космическое агентство ОАЭ отправит аппарат “Hope” на Марс в 2021 году. Основная цель миссии - изучить атмосферу на низкой орбите на разных широтах. “Hope” также будет изучать, как происходит утечка марсианской атмосферы в космос.

Город-компьютер


В Португалии хотели построить умный город PlanIT Valley, практически все элементы которого (от светофоров до температуры воды в кране) управлялись бы при помощи единой операционной системы, собирающей 5 петабайт информации в сутки с более чем 100 миллионов подключенных датчиков.

Единая информационная система должна была связать не только датчики в формате «умный дом - умный город», но объединить в едином коммуникационном пространстве неограниченное количество смартфонов, планшетов, компьютеров, дорог и зданий.

На строительство нужно было 20 млрд евро, которые так и не нашли, однако концепция оказалась настолько привлекательной, что выжила и распространилась по другим городам - сейчас элементы PlanIT реализуются в разных частях мира. Не приходится сомневаться, что рано или поздно все элементы реализуют в одном месте.

Единый центр управления PlanIT Valley будет знать всё о температуре, уровне освещения, влажности, трафике, отоплении и водоснабжении во всём городе. Это позволит мгновенно реагировать на любые нештатные ситуации. Удастся оптимизировать расходование ресурсов и управлять городом в режиме реального времени.

PlanIT Valley похож на игровой симулятор, где вместо одного игрока - сотни квалифицированных специалистов, круглосуточно мониторящих состояние городской инфраструктуры. Управлять городом смогут и сами жители с помощью Place Apps - можно будет, к примеру, через мобильное приложение включить фонарь на своей улице.

Проблемы и другие проекты


В одном только Китае прямо сейчас возводят тысячи новых домов. На весь мир известен умный город Искандер в Малайзии. В Южной Корее строят город мечты Сонгдо. Даже Сколково может стать энергоэкономичным, инновационным городом. На этом фоне как-то не хочется думать, что в городах будущего останутся какие-то сложности.

Перенаселение - одна из основных проблем урбанистического мира. Когда вокруг останутся только 100-этажные небоскребы, деревьям придется потесниться, а людям - сократить свое жизненное пространство. Инкубаторы ультрасовременного дизайна не дают ответ на вопрос, где хранить миллионы электромобилей.

В 1979 году Шэньчжэнь был просто тихой рыбацкой деревушкой, в которой жили 30 000 человек. Сегодня население города составляет более 11 миллионов человек, что обусловлено притоком рабочих из сельской местности. Города манят людей. Возможно, что в будущем не останется даже стран - будут только города, тянущиеся на сотни и тысячи километров.
С другой стороны, пока мы только подошли к решению самых очевидных проблем. Никто не строит сразу город на миллион жителей. Если удастся решить все проблемы для тысячи человек, значит проект будет машстабироваться. А там и до будущего рукой подать. опубликовано

Согласно статистическим данным, 54% людей на нашей планете живёт в городах. По прогнозам учёных, к середине XXI века их будет уже 66%. Сегодня инженеры и дизайнеры разрабатывают проекты городов будущего, в которых все ресурсы будут расходоваться максимально эффективно. Давайте узнаем о самых интересных из них.

10. Масдар, ОАЭ

Проект футуристического города будущего — Масдара

Экологическая ситуация в Объединённых Арабских Эмиратах далека от идеала. Это связано с тем, что в стране открыты сотни заводов по производству нефти. В то же время наличие больших запасов «чёрного золота» делает ОАЭ ещё и одним из самых богатых государств. Здесь находятся самые модные гостиницы, высочайший в мире небоскрёб, искусственные архипелаги. А недавно местные шейхи решили создать первый на планете город без вредных отходов и выбросов углекислого газа — Масдар.

Масдар будет обеспечиваться электроэнергией от 88 тысяч панелей солнечных батарей, расположенных на окраине города. Такое решение обусловлено тем, что ясная погода в регионе стоит 355-360 дней в году. Все выключатели света в Масдаре оборудуются датчиками движения - это поможет минимизировать потребление электричества. Город будет окружён стенами, а его фундамент поднимут на 7,5 метров.

Архитекторы спроектировали Масдар так, чтобы строения как можно меньше грелись, а мостовая постоянно находилась в тени. Улицы будут пролагаться с учётом преобладающего направления ветров и положения солнца на небосводе. Это позволит понизить температуру возле земли примерно на 20 градусов.

В пределах города автомобили будут запрещены, всем туристам придётся парковаться за пределами Масдара. Местные жители будут перемещаться с помощью подземной транспортной сети, работающей на электричестве.

Это интересно: Первый этап строительства Масдара будет закончен в 2018-м году. После этого в новых домах смогут жить 7 тысяч человек. Завершить проект полностью инженеры планируют к 2030-му году. После этого население Масдара и ближайших пригородов достигнет 100 тысяч.

9. Промышленный коридор Дели-Мумбаи, Индия


Промышленный коридор протянется почти на 1,5 тысячи километров!

Сегодня в Индии проживает свыше 1,2 миллиарда человек, треть из которых переберётся в города на протяжении ближайшего десятилетия. Так как страна преимущественно слаборазвита, а средний возраст её жителей - 27 лет, существует огромная потребность в рабочих местах. Поэтому правительство Индии решило реализовать крупнейший инфраструктурный проект в истории страны.

1480-километровый «коридор» Дели-Мумбаи позволит стране стать самым дешёвым производителем товаров на планете. В ходе реализации этого проекта инженеры построят десятки современных железнодорожных линий, по которым эти товары прямиком с конвейеров будут поставляться в порты и аэропорты. Также вдоль коридора будет возведено 24 экологически чистых города с развитой инфраструктурой.

Этот масштабный проект финансируется не только индийским, но и японским правительством. Экономика этой страны базируется на индустрии высоких технологий, и японцы хотят сделать Индию своим основным производственным «заводом». По расчётам, на реализацию проекта будет потрачено 90 миллиардов долларов.
8. Экономический город короля Абдуллы, Саудовская Аравия


Подарок Короля Саудовской Аравии своему народу

Экономический город короля Абдуллы находится на 100 километров севернее Джидды (второго города Саудовской Аравии по численности населения). Его строительство обойдётся в 100 миллиардов долларов. По размерам город сравнится с Вашингтоном.

Он соединит Мекку и Медину посредством высокотехнологичной железнодорожной сети. Другой важный этап реализации проекта - возведение вблизи от мегаполиса Промышленной Долины. Её центром станет большой нефтехимический завод.

Крупнейшее учебное заведение города, Университет наук и технологий Короля Абдуллы, начали строить ещё в 2009-м году. 20 миллиардов долларов на его возведение пожертвовал сам Абдулла. После окончания строительства университет будет уступать по размерам только Гарвардскому и Йельскому.

Этот город - наследие, которое король Саудовской Аравии оставит людям. После окончания строительства 2 миллиона жителей получат современное жильё. Также будет создано 900 тысяч новых рабочих мест.
7. Международный деловой район Сонгдо, Южная Корея



Корейцы рассчитывают, что Сонгдо станет деловым центром северо-восточной Азии

Корейские инженеры разрабатывают проект Международного делового района Сонгдо. Он займёт территорию в 607 гектаров и разместится вблизи от аэропорта Инчхон (65 километров от столицы, Сеула).

Сонгдо на 40% будет состоять из парковых зон, некоторые из которых станут уменьшенными копиями Центрального парка Нью-Йорка, каналов Венеции и т.д.

Это интересно: Отдельного упоминания достойна мусорная система, которая будет реализована в Сонгдо. Отходы будут всасываться непосредственно из корзин и по подземным трубам поставляться прямо в место их переработки.

Ещё одна интересная идея - использование мощной информационной сети, которая объединит все бытовые устройства и системы обслуживания по технологии беспроводной связи. Это позволит инженерам идеально скоординировать и «синхронизировать» жизнь в городе.

Уже в конце 2016-го года в Сонгдо смогут жить 60 тысяч корейцев, также будет создано 300 тысяч новых рабочих мест. Из расчётной стоимости проекта в 30 миллиардов долларов одна треть уже ушла на возведение 120 зданий. Власти Южной Кореи рассчитывают, что после завершения строительства Сонгдо станет главным деловым центром северо-восточного региона Азии.
6. Города-небоскрёбы



Небоскрёб Бурдж Халифа в ОАЭ

Такие небоскрёбы, как 828-метровый Бурдж Халифа (Дубаи) - пример эффективного использования пространства в городах, испытывающих недостаток свободной территории для расширения. В них и строится больше всего высотных зданий. Главный плюс такого подхода - рациональное использование ограниченных ресурсов (топлива, воды, электричества и т.д.).

Поэтому в некоторых странах всерьёз обсуждаются проекты возведения футуристических небоскрёбов, которые в какой-то мере станут полноценными городами. В них будут располагаться парки, магазины, офисы, зоны развлечений, рестораны и т.д. То есть люди смогут вести полноценную жизнь, не покидая пределов города-высотки.

В Кувейте идёт строительство здания Мубарак аль-Кабира (его высота достигнет 100 метров), а в Азербайджане - небоскрёба Азербайджан (1049 метров). Первый проект будет завершен в 2016-ом, второй - в 2019-ом году. Такие здания - конечно, не полноценные высотные города, а просто верный шаг в этом направлении.

Это интересно: Все мыслимые рекорды в ближайшем будущем побьёт небоскрёб Дубай Сити Тауэр. Его высота превысит 2400 метров! Строительство будет завершено в 2025-м году.

Американцы раздумывали над подобным проектом ещё в начале девяностых годов. В Сан-Франциско планировалось построить 500-этажный небоскрёб Ultima Tower высотой в 3200 метров. Он должен был стать домом для 1 миллиона человек. Япония же несколько лет назад отказалась от строительства двухкилометрового небоскрёба Shimizu Mega-City Pyramid.
5. «Кроличья нора» в Мексике



Так будет выглядеть мексиканский

Мексиканцы удивили весь мир, заявив о строительстве подземного небоскрёба. Забавно, что называться он будет Earthscraper, что в переводе означает «землескрёб». Архитекторы и инженеры рассчитывают построить в центре Мехико 65-этажное здание в форме перевёрнутой вверх дном пирамиды с площадью основания в 7600 квадратных метров. «Крышей» уходящего вглубь земли небоскрёба станет прочная стеклянная панель размером 240 на 240 метров. Она будет служить ещё и общественной площадью, на которой планируется проводить концерты и торжественные военные парады.

2 года назад американский дизайнер Мэттью Фромболути представил проект аналогичного подземного здания. Он предлагает построить его возле города Бисби, штат Аризона. «Землескрёб» Above Below могут возвести внутри заброшенной шахты Lavender Pit Mine, глубина которой достигает 275 метров.

Для обеспечения бытовых потребностей людей в этих «землескрёбах» будет использоваться геотермальная энергия.
4. Умка, Россия



Проекты автономных арктических городов

Тем временем в России обсуждается проект автономного города Умка, названного в честь полярного медвежонка из одноимённого советского мультфильма. Он будет располагаться на острове Котельный, относящемся к Новосибирскому архипелагу. Отсюда до Северного полюса - всего 1600 километров.

Остров Котельный - негостеприимное место. Средняя температура воздуха в январе здесь составляет -30°С, в июле - около +1°С. Круглый год с моря дуют пронизывающие северные ветра.

Город Умка будет напоминать Международную космическую станцию, увеличенную в десятки раз. В нём смогут жить до 6 тысяч человек. Город будет самодостаточным и изолированным от внешнего мира. Умка - широкомасштабный эксперимент, который, кроме всего прочего, поможет учёным усовершенствовать проекты будущих космических колоний.

Это интересно: Французские учёные пошли ещё дальше и предложили создать в Арктике плавающее поселение, рассчитанное на 800 человек. По их замыслам, город должен перемещаться вслед за айсбергами, будучи полностью обеспеченным пресной водой. А солнечные батареи позволят генерировать всю необходимую для нужд населения энергию.

3. Покорение морских просторов



В ближайшем будущем появятся первые плавучие города!

Проблемы глобального потепления, повышения уровня моря и недостатка полезных ресурсов натолкнули китайских инженеров на мысль о том, что настало время строить города на воде. Они разработали проект метрополиса площадью в 10 квадратных километров, который будет состоять из шестиугольных модулей, объединённых в одно целое сетью подводных улиц и дорог.

Не отстают от коллег из Поднебесной и инженеры японской компании Shimizu. Они планируют создать плавучий город с интересным названием «Плавающая Зелень». Он будет покрыт растительностью и займёт до 10 искусственных островов. А километровый небоскрёб, расположенный в центральной части города, станет одновременно вертикальной фермой для выращивания растений и жильём для десятков тысяч человек.

Не менее интересен и проект подводного города Ocean Spiral. Огромное сферическое строение будет вмещать 5 тысяч человек, его достроят к 2030-му году. Электричество будет вырабатываться за счёт энергии морских волн.

Отметим, что все вышеупомянутые города станут самодостаточными в плане энергетики, производства пищи и утилизации отходов жизнедеятельности.
2. Проект «Венера»



Планировка идеального города, разработанная Жаком Фреско

98-летний Жак Фреско разработал идеальный план для всех городов будущего. Согласно его замыслу, все сооружения сначала должны быть изготовлены в виде составных модулей, а затем - доставлены на нужное место и собраны. Это позволит значительно сократить расходы. Правда, для этого придётся создать мега-завод, способный массово производить отдельные квартиры или даже целые дома для нескольких городов одновременно. Планируется, что они будут изготавливаться из лёгких сортов железобетона с керамическим покрытием. Этот материал является прочным, огнеупорным, устойчивым к любым климатическим условиям и практически не требующим обслуживания. Тонкостенные конструкции из него могут выпускаться серийно, производство каждой партии будет занимать считанные часы. При этом им не страшны ни бури, ни землетрясения.

Каждый дом планируется сделать автономным, оборудовав его собственным генератором электрической энергии и накопителем тепла. Солнечные батареи Жан Фреско предлагает встраивать непосредственно в окна и стены. А затемнённое термостекло защитит людей от ярких солнечных лучей в знойный день.

Это интересно: Главной особенностью города, возведённого по плану проекта «Венера», станет его форма. Улицы будут располагаться в виде концентрических кругов, благодаря чему жители смогут добраться в нужное место за минимальное время.

1. Решение существующих проблем



Куб e-QBO способен решить энергетические проблемы современных городов

Некоторые из футуристических проектов, о которых мы рассказали выше, уже находятся на стадии реализации. Интересно, что все они подразумевают строительство с нуля. Дело в том, что возвести новый город - дешевле и проще, чем улучшить уже существующий, доведя его до соответствия аналогичным стандартам.

Упомянем о перспективной разработке, способной упростить производство электроэнергии в городских условиях - кубе e-QBO. Монолитный куб генерирует энергию благодаря фотоэлектрическим панелям, интегрированным в его поверхность.

Е-QBO - такой архитектурный «хамелеон», способный гармонично вписаться в городской облик. На интернациональной конференции Milan Innovation Cloud, посвящённой новым технологиям в сфере энергетики, чёрный куб служил выставочным павильоном. А на время проведения выставки-ярмарки MADE 2013 он стал гостиной, принимавшей участников мероприятия.

Размеры e-QBO могут варьироваться в пределах от нескольких сантиметров до десятков метров. В большой куб без проблем поместится жилой дом, а маленький легко послужит, например, скамейкой в городском парке.

Можно не сомневаться, что многие футуристические проекты городов будущего станут реальностью уже в ближайшие десятилетия. Но люди должны заботиться и о развитии технологий, способных сделать современные мегаполисы самодостаточными, экологическими и более энергоэффективными. За ними - будущее.

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое пешком. Перед вами двенадцать концептуальных городов, некоторые из которых уже строятся. В их основе лежит свободное перемещение, которое иногда заходит так далеко, что автомобили становятся вовсе не нужны.

Город без машин

1. Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48% меньше энергии и на 58% меньше воды, чем другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89% меньше отходов.

Город без выбросов углерода

2. Самый экологичный в мире метрополис - без машин и небоскребов - сейчас строится в пустыне за пределами Абу-Даби. Масдар, первый в мире город с нулевым выбросом углеродов и отходов, будет работать на системе общественного скоростного транспорта вместо личных автомобилей и зависеть от энергии солнца, ветра и геотермальной энергии. Гигантские «шапки подсолнухов» обеспечат подвижную тень в течение дня, будут хранить тепло и выделять его в ночное время.

Город-лужайка

3. MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция «коробок, захвативших мир». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Зеленый город в пустыне

4. Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50% необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего

5. Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Вертикальный город

6. «Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», - говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет. «Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов

7. Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Город с центром комфорта

8. Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens (Переосмысление Афин) от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город

9. Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город

10. Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Город из «камешков»

11. Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид. «Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», - говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха

12. Каково это - жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

«Великий город» представляет собой проект с нуля. Он строится в сельской местности невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Важнейшими для «зеленого» города будущего они находят принципы экологии и простоту социального взаимодействия жителей. Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях. Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

А вот еще некоторые рассуждения о городе будущего:

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.

Зеленый город

Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».

Плавающий город

Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Что еще почитать