Ядерное разоружение привело к росту мощи оружия. Ядерное оружие США: будет ли сокращение? Сокращение стратегических ядерных вооружений

Финальные показатели достигнуты США не только благодаря реальным сокращениям вооружений, но и за счет переоборудования части пусковых установок БРПЛ «Трайдент-II» и тяжелых бомбардировщиков В-52Н, указано в заявлении российского МИДа . Российское ведомство при этом уточняет, что не может подтвердить приведение этих стратегических вооружений в непригодное состояние, предусмотренное договором.

Сколько зарядов осталось

— 527 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1444 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 779 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

У США, по данным Госдепа на 1 сентября прошлого года , насчитывалось:

— 660 единиц для развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков;

— 1393 единицы боезарядов на развернутых МБР, боезарядов на развернутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми тяжелыми бомбардировщиками;

— 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, развернутых и неразвернутых пусковых установок БРПЛ, развернутых и неразвернутых тяжелых бомбардировщиков.

Приглашение к переговорам

Представитель Госдепартамента Хизер Нойерт в заявлении по выполнению договора СНВ заметила, что «исполнение нового СНВ расширяет безопасность США и их союзников, делает стратегические отношения США и России более стабильными, <...> критически важными во время, когда доверие в отношениях снизилось, а угроза недопонимания и ошибочных расчетов выросла». США, как заявила Нойерт, продолжат полностью выполнять новый СНВ. МИД в своем заявлении также подтвердил приверженность договору.

Однако политики и эксперты обращают внимание на то, что будущее договора пора начать обсуждать. «Мы должны сейчас принимать решение о том, что делать с договором, <...> он как бы заканчивается скоро. Мы должны думать, как его продлевать, что там делать», — обращал внимание президент России Владимир Путин 30 января этого года на встрече с доверенными лицами. Прямого ответа от президента США Дональда Трампа на этот вопрос не последовало.

Действующий СНВ истекает в 2021 году, по согласию сторон, как указано в тексте, он может быть продлен на пять лет. Если договор не будет продлен или вместо него не будет заключен новый документ, США и Россия лишатся уникального инструмента взаимного контроля, обращают внимание американские эксперты. По данным Госдепа , с начала действия договора стороны обменялись 14,6 тыс. документов о местонахождении и перемещении вооружений, провели 252 инспекции на местах, 14 встреч в рамках комиссии по договору.

Для того чтобы продлить действие СНВ-3 еще на пять лет, как это подразумевает текст соглашения, Москве и Вашингтону достаточно обменяться дипломатическими нотами. Председатель Совета ПИР-центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский сказал РБК, что из-за текущих политических разногласий между Россией и США договориться о принципиально новом соглашении сторонам будет крайне сложно, поэтому продление СНВ-3 на пять лет выглядит гораздо более возможным вариантом развития событий.

Подготовка нового соглашения является реалистичным и даже желательным вариантом при наличии политической воли в Москве и Вашингтоне, но если ее не будет, стороны пойдут на продление действующей версии, уверяет руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

О чем договариваться

Россия и США сокращали стратегические вооружения три десятка лет, однако выполнение условий по договору СНВ, скорее всего, поставит точку в процессе сокращения ядерных арсеналов, пишет газета The New York Times. Указанные в принятом 2 февраля Обзоре ядерных сил США приоритеты по развитию ядерных вооружений и созданию новых маломощных ядерных зарядов приведут к новой ядерной гонке вооружений, но соревноваться страны теперь будут не по их количеству, а по тактико-техническим характеристикам, пишет издание.

Новая американская ядерная доктрина провозглашает концепцию избирательных ядерных ударов и внедрения систем пониженной взрывной мощности и высокой точности, что потенциально готовит почву для эскалации ядерного конфликта, предупреждает Арбатов. Именно поэтому, считает эксперт, необходимо новое, всеобъемлющее соглашение, которое обратилось бы к проблемам развития высокоточных неядерных систем.

Еще при подготовке действующего договора эксперты с обеих стороны указывали на то, что договорную базу России и США нужно расширить на нестратегическое ядерное оружие, противоракетную оборону и другие чувствительные вопросы.

До сих пор курирующая вопросы сокращения вооружений в Госдепартаменте в ранге и.о. помощника Госсекретаря Анна Фридт еще в 2014 году ​говорила, что США совместно с НАТО должны в перспективе, когда позволят политические условия, разработать и предложить России свою позицию по нестратегическому ядерному оружию. Нестратегическое (тактическое) оружие отличается небольшой мощностью, к таким вооружениям относят авиационные бомбы, тактические ракеты, снаряды, мины и другие боеприпасы местного радиуса действия.

Для России вопрос нестратегического ядерного оружия является таким же принципиальным, как и тема противоракетной обороны для США, отмечает Бужинский. «Тут имеется взаимные табу, и уступать в сферах, где у одной из сторон есть преимущество, никто из них не готов. Поэтому в обозримой перспективе речь может идти лишь о дальнейшем количественном сокращении. Обсуждение качественных характеристик вооружений в переговорном процессе — предложение давнее, но в текущих условиях граничит с фантастикой», — говорит он.

Бывший министр обороны США Уильям Перри сказал РБК, что в следующем договоре об СНВ следует ввести ограничения для всех типов ядерных оружий — не только стратегических, но и тактических: «Когда люди говорят о том, что такое ядерный арсенал сегодня, — они имеют в виду около 5000 боеголовок на вооружении, что уже и так довольно плохо. Но у нас в США есть еще пара тысяч ядерных снарядов на складах, которые так же могут быть использованы. И такие снаряды есть не только в США, но и в России, так называемое тактическое ядерное оружие».

Расширение же числа участвующих в сокращении ядерных арсеналов сторон, по мнению Бужинского, маловероятно, поскольку другие ядерные державы — Великобритания, Франция, КНР — логичным образом потребуют от Москвы и Вашингтона сначала сократить число боеголовок до их уровня, прежде чем вступать в какие-либо соглашения.

Новое соглашение, по словам Арбатова, должно учесть темы, которые составители СНВ-3 обошли стороной. В первую очередь это системы ПРО и развитие высокоточных систем неядерного оснащения большой дальности. «Трех лет для подготовки нового соглашения на базе уже имеющегося дипломатам вполне хватит: СНВ-3 был согласован за год, договор СНВ-1 был подписан в 1991 году после трех лет работы практически с нуля», — резюмирует Арбатов.

Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.

Обычные виды вооружений

Основные документы:

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.

Химическое и биологическое оружие

Основные документы:

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Исходя, из того что Российской Федерации является правопреемницей СССР, то и является полноправным участником ратифицированных СССР международных договоров.

В конце июля 1991 г. в Москве подписывается Договор СНВ-1. Можно смело утверждать, что по своему охвату, степени детализации, сложности решенных в нем проблем -- это первый и последний Договор такого рода. Предмет договора: МБР, БРПЛ, ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также боезаряды МБР, БРПЛ и ядерные вооружения ТБ. Стороны договорились сократить свои стратегические вооружения до уровня 1600 развернутых носителей и 6000 боезарядов на них. При этом наполовину должно быть сокращено количество наших тяжелых МБР. Были введены ограничения и на неразвернутые средства. Впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет. Он не должен превышать 3600 т.

Весьма сложным оказалось согласование порядка зачета СНВ, особенно вооружений ТБ. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, следует подчеркнуть, что в конечном счете здесь был принят условный засчет -- тяжелый бомбардировщик засчитывался как одна единица в число носителей, а все ядерные бомбы и ракеты малой дальности на нем -- как один ядерный боезаряд. Что касается КРВБ, то они засчитывались так: для СССР в пределах 180 ТБ -- по 8 боезарядов на каждом бомбардировщике, для США в пределах 150 ТБ -- по 10 боезарядов, а сверх этих оговоренных количеств за каждым ТБ засчитывалось то количество КРВБ, для которого он реально оснащен.

Сокращения вооружений должны осуществляться поэтапно в течение 7 лет со дня вступления Договора в силу. Сразу необходимо отметить, что Договор вступил в силу через три с половиной года после его подписания в декабре 1994 г. Для столь длительной задержки были причины (останавливаться на них нет, к сожалению, возможности). В декабре 2001 г. стороны завершили сокращения своих вооружений до согласованных уровней, предусмотренных Договором СНВ-1. Сокращения вооружений осуществлялись путем их ликвидации или переоборудования по детально разработанным процедурам. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов; Изд-во 3-е, перераб. и доп. / И.И. Лукашук. - М.:Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.

Контроль за соблюдением обязательств по Договору СНВ-1 включает использование НТСК; 14 различных видов инспекций; непрерывное наблюдение на объектах по производству мобильных МБР; обеспечение доступа к телеметрической информации, передаваемой с борта баллистических ракет при их пусках, включая обмен магнитными лентами с записанной телеметрической информацией; меры доверия, способствующие эффективности контроля. Для содействия осуществлению целей и положений Договора СНВ-1 создана и поныне функционирует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ).

Надо сказать, что в дальнейшем в переговорном процессе произошли важные сдвиги.

Еще до вступления Договора СНВ-1 в силу, был подписан (в январе 1993 г.) Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ, получивший наименование Договор СНВ-2. Этот Договор на девяносто процентов, если не более, базируется на положениях Договора СНВ-1, и потому он был подготовлен в предельно короткие сроки, примерно в течение полугода. Толстых, B.JI. Курс международного права: учебник / B.JI. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1056 с

Договор СНВ-2 предусматривал сокращение СНВ сторон до уровня в 3000-3500 боезарядов, с подуровнем в 1700-1750 боезарядов на БРПЛ. Достоинством этого Договора можно считать договоренность о реальном засчете вооружений на всех ТБ. Вместе с тем, его особенностями, а многие специалисты считали недостатками, были требования ликвидации МБР с РГЧ, а также полной ликвидации всех наших тяжелых МБР. Предусматривалась возможность переориентации (без каких-либо обязательных процедур) до 100 ТБ на выполнение неядерных задач. По существу, осуществлялся вывод их из засчета. Снимались по существу все ограничения на возможность понижения числа боеголовок на баллистических ракетах.

Все это, как считалось, давало явные преимущества США и в результате предопределило весьма острые дискуссии при ратификации этого Договора в Государственной Думе. В конечном счете, Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а Конгресс США до конца эту процедуру не довел (не был ратифицирован Протокол к Договору СНВ-2, подписанный 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке, о продлении сроков сокращения вооружений). С выходом США из Договора по ПРО вопрос о введении в действие Договора СНВ-2 был окончательно снят. МИД России 14 июня с.г. выступил с официальным заявлением о том, что в дальнейшем мы не считаем себя связанными обязательством соблюдать этот Договор.

С приходом в США к власти администрации Дж.Буша-младшего наметилось резкое изменение отношения американской стороны к выработке соглашений в области контроля над вооружением. Была провозглашена линия на осуществление сокращений вооружений в одностороннем порядке, без выработки юридически обязывающих документов, без соответствующего контроля. Совершенно очевидно, что такой подход, если бы он был принят, привел бы к разрушению переговорного процесса. Этого нельзя было допускать.

В таких условиях на свет и появился Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США, который был подготовлен в рекордно короткие сроки и подписан 24 мая текущего года в Москве. Этот Договор сразу же вызвал острые дебаты. Сторонники Договора, видят предусмотренные в нем сокращения до уровня 1700-2200 развернутых боезарядов как шаг, направленный на дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Считают достижением и то, что он носит юридически обязывающий характер. Противники Договора о СНП подчеркивают, что он по существу является лишь документом о намерениях. В нем не определен предмет договоренности, нет правил зачета ядерных боезарядов, процедур сокращения, положений о контроле. Сокращения по новому Договору должны завершиться в 2012 г. В то же время он сохраняет в силе Договор СНВ-1, срок действия которого истекает на 3 года раньше -- в 2009 г. И не ясно, как будет функционировать новый Договор в течение этих трех лет?

Конечно, все эти вопросы справедливы. Но нельзя игнорировать того, что снижение уровня боезарядов на развернутых носителях с 6000 ед. (по Договору СНВ-1) до 1700-2200, это шаг, способствующий укреплению безопасности и стабильности.

К концу 1990-х гг. процесс ядерного разоружения между странами существенно затормозился. Главная причина -- слабость российской экономики, которая не могла поддерживать количественные параметры стратегических сил на том же уровне, что и советская. В 2002 г. был заключен Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), вступивший в силу 1 июня 2003 г. Договор состоит из 5 статей, стратегические носители в нем не упоминаются. Согласно договору, стороны обязались к 31 декабря 2012 г. довести количество стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц. Однако в договоре нет четкого понятия, что понимается под термином «стратегический ядерный боезаряд», а потому непонятно, как их считать. Подписывая Договор СНП, стороны так и не договорились, что же они собираются сокращать, а поэтому и мер контроля этот договор не предусматривает. После подписания этого договора настал многолетний период застоя в разоруженческой сфере, и вот наконец-то в 2009-2010 гг. стали проявляться определенные позитивные тенденции. Толстых, B.JI. Курс международного права: учебник / B.JI. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1056 с

5 апреля 2009 г. в г. Праге (Чехия) Президентом США была озвучена инициатива о будущем без ядерного оружия и возможных путях его достижения. В ходе своего выступления Барак Обама не только отметил существующие вызовы режиму нераспространения ядерного оружия, среди которых наличие тысяч единиц ядерного оружия, продолжающиеся испытания ядерного оружия, черный рынок торговли ядерными секретами и ядерными материалами, угроза попадания ядерного оружия в руки террористов и др., но и обозначил траекторию, которой необходимо придерживаться для построения мира без ядерного оружия. Во-первых, это уменьшение роли ядерного оружия в стратегиях национальной безопасности государств. Начинать работу в этом направлении необходимо с сокращения стратегических вооружений. Для того чтобы ввести глобальный запрет на проведение ядерных испытаний, администрация Обамы будет незамедлительно и активно добиваться ратификации США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и призывает подключиться к этому процессу другие страны. Для перекрытия каналов, по которым поступают элементы, необходимые для создания ядерных бомб, необходимо добиваться заключения нового договора, который подконтрольным образом запретит производство расщепляющихся материалов, предназначенных для использования в государственных арсеналах ядерного оружия.

Во-вторых, для укрепления ДНЯО необходимо принять ряд принципов:

  • 1. В срочном порядке необходимо изыскать дополнительные ресурсы для усиления полномочий международных инспекций;
  • 2. Необходимо определить реальные и немедленные последствия для стран, нарушающих правила или пытающихся выйти из ДНЯО без уважительных причин.

Нарушители норм ДНЯО должны быть наказаны. 6 апреля 2010 г. была принята новая ядерная доктрина США, которая позволяет США применить ядерное оружие в отношении ряда государств, в частности тех, которые не выполняют обязательств по ДНЯО. Причем эти страны названы конкретно - Северная Корея и Иран;

3. Необходимо создать новую основу для гражданского ядерного сотрудничества, включающую международный банк ядерного топлива, чтобы все страны, которые отказались от ядерного оружия имели доступ к мирной энергии без увеличения риска распространения. Парамузова, О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006. - 388 с.

При этом Президент США заявил, что его администрация будет стремиться к взаимодействию с Ираном на основе взаимных интересов и взаимного уважения. США поддерживают право Ирана на мирную ядерную деятельность при условии строгих проверок со стороны МАГАТЭ. Однако пока эти проверки не осуществляются в полном объеме, деятельность Ирана представляет угрозу для соседей Ирана, для США, а также американских союзников. До тех пор пока угроза со стороны Ирана будет сохраняться, США будут продолжать осуществление планов по созданию эффективной системы противоракетной обороны (ПРО). В случае устранения иранской ядерной угрозы, США прекратят осуществление программы ПРО; 5. Настоятельно необходимо совместно добиваться того, чтобы террористы никогда не смогли приобрести ядерное оружие. В связи с этим Б. Обама объявил о новых международных усилиях направленных на то, чтобы обеспечить охрану всех уязвимых ядерных материалов во всем мире в течение четырех лет. Все страны должны развивать партнерские отношения для обеспечения надежной охраны этих потенциально опасных материалов и наращивать свои усилия по уничтожению черного рынка, выявлению и перехвату материалов в пути их следования, использованию финансовых инструментов для ликвидации каналов этой опасной торговли. Начать необходимо с глобального саммита по ядерной безопасности.

США как единственная ядерная держава, применившая ядерное оружие, не имеет морального права бездействовать, ввиду чего Президент США четко и с убежденностью провозгласил приверженность Америки делу мира и безопасности в мире без ядерного оружия. При этом Президент США особо подчеркнул, что он хорошо понимает, что эта цель не будет достигнута быстро, возможно, этого не случится, пока он жив, но всему мировому сообществу потребуется терпение и настойчивость в разрешении этого сложного вопроса.

Со своей стороны РФ всегда поддерживала и взаимодействовала с авторами инициатив, направленных на достижение всеобщего и полного разоружения (Гуверовская инициатива, Комиссия Эванса-Кавагути и др., в основе которых лежат предложения, направленные на укрепление ДНЯО, решение проблем глобальной безопасности на многосторонней основе). Россия рассматривает полную ликвидацию ядерного оружия как конечную цель постепенного, поэтапного процесса всеобщего и полного разоружения. Эта цель может быть достигнута только на основе комплексного подхода при благоприятных международных условиях, т.е. при сохранении стратегической стабильности и соблюдении принципа равной безопасности для всех без исключения государств с учетом существующей неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, о чем было сказано Президентом РФ Д.А. Медведевым на 64-й сессии ГА ООН. 5 февраля 2010 г. указом Президента РФ была утверждена новая Военная доктрина РФ, в которой напрямую закреплено, что создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, являются основными внешними военными опасностями для России.

РФ также считает, что для укрепления международной безопасности необходимо сформулировать конкретные параметры, при которых возможно дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения. Речь идет о таких условиях, как урегулирование региональных конфликтов, устранение стимулов, подталкивающих государства к приобретению или сохранению ядерного оружия, контролируемое прекращение наращивания обычных вооружений и попыток «компенсировать» ими сокращение ядерных систем, надежное обеспечение жизнеспособности ключевых разоруженческих и нераспространенческих инструментов, предотвращение размещения оружия в космосе. Не теряет актуальности и российская инициатива о сосредоточении ядерного оружия в пределах национальных территорий ядерных государств. Ее реализация привела бы к максимальному расширению территории районов, где полностью отсутствует ядерное оружие. Россия считает, что уже в обозримой перспективе к российско-американским усилиям по сокращению стратегических ядерных арсеналов должны плавно присоединяться все государства, обладающие ядерным оружием, включая ядерные государства,

находящиеся вне рамок ДНЯО.

Важным этапом в процессе ядерного разоружения должно стать скорейшее вступление в силу ДВЗЯИ. Россия приветствует изменившуюся позицию США по отношению к этому договору и настойчиво призывает все государства, и в первую очередь те, от которых зависит вступление этого Договора в силу, подписать и ратифицировать его без промедления. Соблюдение добровольного моратория на ядерные испытания, при всей важности данной меры, не может заменить юридических обязательств в этой области. Важным шагом на пути укрепления режима нераспространения ядерного оружия должен стать скорейший запуск на Конференции по разоружению переговоров по разработке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для целей ядерного оружия (ДЗПРМ). Сидорова Е. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия и правовые проблемы его укрепления. Дисс. к.ю. н. -М.,2010.

На первом плане остаются задачи по недопущению попадания ядерных материалов и соответствующих технологий в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. Необходимо наращивать многостороннее сотрудничество в этом вопросе опираясь на резолюцию СБ ООН 1540 от 28 апреля 2004 г.

Ввиду того, что в мире стремительно возрастает потребность в энергии, удовлетворить которую способен мирный атом, Россия полагает, что движение в сторону «глобального ноля» невозможно без построения современной устойчивой к распространению архитектуры международного сотрудничества в мирной ядерной сфере, опирающейся на жесткие инструменты проверки нераспространенческих обязательств по ДНЯО 1968 г., а также многосторонние подходы к ядерному топливному циклу. РФ считает важной задачей добиваться повышения эффективности системы гарантий МАГАТЭ и универсализации Дополнительного протокола о гарантиях, которые должны стать обязательными нормами проверки соблюдения принятых обязательств по ДНЯО и всеобщим стандартом в области ядерного экспортного контроля. Сегодня полным ходом претворяются в жизнь российские * инициативы о развитии глобальной инфраструктуры ядерной энергетики и создании международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Серьезным шагом вперед стало одобрение Советом управляющих МАГАТЭ российского предложения по созданию под эгидой МАГАТЭ гарантийного запаса низкообогащенного урана.

29 марта 2010 г. на сессии Комиссии ООН по разоружению выступил постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин, который детально изложил официальную позицию России в отношении ядерного разоружения и нераспространения, а 4 мая 2010 г. на очередной Обзорной конференции по рассмотрению действия ДНЯО, выступил заместитель Министра иностранных дел РФ С.А. Рябков, подробно осветивший проделанную Россией работу в рамках ДНЯО. В частности, было отмечено, что РФ ведет последовательную работу по сокращению своего ядерного арсенала. Полностью реализованы обязательства по таким разоруженческим соглашениям, как Договор 1987 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договор 1991 г. о сокращении стратегических наступательных вооружений. РФ считает необходимым планомерно двигаться вперед по пути реального ядерного разоружения, как этого требует ст. VI ДНЯО. Осознавая особую ответственность как ядерной державы и постоянного члена СБ ООН, Россия в духе доброй воли продолжает глубокие, необратимые и проверяемые сокращения стратегических наступательных вооружений. Одним из важных шагов на этом пути стало подписание 8 апреля 2010 г. Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических

наступательных вооружении.

Положениями нового Договора предусматривается, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ (ст. I и II Договора). Данный уровень закрепляет в юридическом поле Договора развернутые и неразвернутые ПУ, а также ТБ, что позволяет ограничить «возвратный потенциал» сторон (возможность резкого наращивания числа развернутых боезарядов в кризисной ситуации) и создает дополнительный стимул для ликвидации или переоборудования сокращаемых средств СНВ. При этом в Договоре предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ.

Таким образом, РФ в очередной раз наглядно продемонстрировала свое стремление к масштабным сокращениям СНВ. Теперь необходимо обеспечить скорейшую ратификацию Договора и вступление его в силу, а также гарантировать последовательное и неуклонное выполнение всех без исключения заложенных в Договоре обязательств. Парамузова, О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006. - 388 с.

По мнению специалистов в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, как только Договор СНВ-3 вступит в силу, дальнейшим предметом переговоров сторон должны стать нестратегическое ядерное оружие (НЯО) и противоракетная оборона (ПРО). Представляется, что в отрыве от них дальнейшее продвижение по пути сокращений СНВ будет крайне затруднительно.

Для НЯО отсутствует какой-либо международно-правовой механизм, требующий их контроля и сокращения. Осуществляемые в начале 1990-х гг. сокращения НЯО проводились СССР/РФ и США на добровольных началах в одностороннем порядке. Официальных данных о количестве нестратегических ядерных боезарядов нет. По оценкам неправительственных экспертов в настоящее время США имеют около 1300 ядерных боезарядов этого класса, а Россия около 3000. Опасность дальнейшего сохранения НЯО объясняется тем, что, во-первых, запасы НЯО будут вносить некий дестабилизирующий фактор в российско-американские отношения и тормозить любые кардинальные изменения в сфере разоружения; во-вторых, запасы НЯО будут затруднять вовлечение других ядерных государств в процесс контролируемого сокращения ядерного оружия; и, в-третьих, отсутствие контроля над НЯО будет источником сомнений у неядерных стран в приверженности США и России своим обязательствам по ДНЯО. Сидорова Е. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия и правовые проблемы его укрепления. Дисс. к.ю. н. -М.,2010.

Однако установление контроля над НЯО невозможно без полного вывода его с территории Европы ввиду того, что развернутое НЯО в Европе рассматривается российскими военными как стратегическое, поскольку оно находится в достаточной близости от границ РФ. Поэтому Россия будет стремиться увязать свою готовность рассматривать вопросы НЯО с согласием стран НАТО и ЕС принять к рассмотрению российское предложение по разработке Договора о европейской безопасности. Кроме того, существуют технические сложности установления контроля, которые обусловлены тем, что он должен быть установлен непосредственно над ядерными боеприпасами, а не средствами доставки.

Осуществление дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений неизбежно приведет и к вопросу по ПРО. Односторонние действия США по созданию системы ПРО вызывают опасения России в отношении ее влияния на выживаемость российских стратегических сил. При подписании Договора СНВ-3 Россия выступила с Заявлением относительно противоракетной обороны, в котором было отмечено, что новый Договор может быть действенным и жизнеспособным только в условиях отсутствия качественного и существенного количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США, которые могут, в конечном счете, привести к возникновению угрозы для российских стратегических сил. Дело в том, что замена США принятых предыдущей администрацией планов по развертыванию элементов ПРО в Чехии и Польши сняли остроту вопроса всего лишь на время, так как новый четырехэтажный адаптированный план построения ПРО США в Европе предусматривает развертывание к 2020 г. системы, способной перехватывать и МБР. Поэтому сегодня имеет смысл воспользоваться нынешней позитивной ситуацией для возобновления усилий по укреплению мер доверия и развитию сотрудничества в области ПРО. Первым шагом в этом направлении, по мнению РФ, могли бы стать работы по совместной оценке возможностей «третьих» стран в области создания баллистических ракет с тем, чтобы выработать общую точку зрения на возникающие угрозы. Этому, в частности, способствовало бы открытие Центра обмена данными систем раннего предупреждения (ЦОД). 4 июня 2000 г. РФ и США подписали соответствующий меморандум, касающийся создания совместного ЦОД, который должен был начать действовать с момента подписания до 2010 г., но работа по созданию ЦОД столкнулась с организационными проблемами, и в результате ЦОД так и не начал работать несмотря на всю важность для сотрудничества и формирования взаимоотношений России и США.

Взаимодействие России и США по поиску комплексных решений обозначенных выше проблем позволит создать реальные условия для дальнейшего этапа сокращения ядерных вооружений.

Серьезные озабоченности мирового сообщества в связи с существующими вызовами, связанными с нераспространением ядерного оружия и необходимостью международных действий по их предотвращению, нашли отражение в резолюции СБ ООН 1887, принятой единогласно 24 сентября 2009 г. Резолюция содержит два основных вывода: во-первых, современные вызовы в сфере распространения ядерного оружия могут и должны решаться на основе ДНЯО, который прошел проверку временем и утвердился в качестве единственной универсальной основы для взаимодействия в этой чувствительной сфере; во-вторых, серьезную тревогу вызывает опасность попадания ядерных материалов в руки террористов, а значит нужно укреплять международную «страховочную сетку», позволяющую на дальних подступах купировать подобные риски.

12-13 апреля 2010 г. в г. Вашингтоне (США) состоялся саммит по ядерной безопасности, в котором приняли участие представители 47 стран, включая Россию. Цель встречи - обсуждение путей повышения физической ядерной защиты и предотвращения опасности ядерного терроризма. На саммите стало известно, что от значительных запасов высокообогащенного урана отказалась Канада. От всех запасов урана отказались Чили и Мексика. Такое же намерение высказал Президент Украины В. Янукович, заявивший, что все запасы высокообогащенного урана будут вывезены в РФ до 2012 г. Президент РФ Д. Медведев объявил о закрытии реактора-наработчика оружейного плутония в г. Железногорске.

В ходе саммита госсекретарь США X. Клинтон и глава МИД России С. Лавров подписали Протокол к двустороннему межправительственному соглашению 2000 г. об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области. Данное соглашение было подписано председателем Правительства РФ и Вице-президентом США 29 августа и 1 сентября 2000 г. В соответствии со ст. XIII Соглашения, оно должно было применяться временно с даты его подписания и вступить в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами своих внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. К сожалению, соглашение так и не было реализовано по некоторым техническим причинам. Подписанный X. Клинтон и С. Лавровым протокол должен устранить эти технические помехи, вследствие чего станет возможным практическая реализация соглашения. Само соглашение является конкретизацией совместного Заявления Президента РФ и Президента США о принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны от 2 сентября 1998 г.

В соответствии с согласованными в Заявлении принципами утилизации такого плутония, Соглашение предусматривает его утилизацию в качестве ядерного топлива существующих ядерных реакторов, реакторов, которые могут появиться в будущем, а также посредством иммобилизации с высокорадиоактивными отходами или любыми другими взаимосогласованными способами (ст. III Соглашения). Соглашение не предусматривает каких-либо ограничений на тип смешанного уран- плутониевого топлива. В соответствии со ст. II Соглашения каждая из сторон должна утилизировать не менее 34 метрических тонн утилизируемого плутония. Реализация этого Соглашения также наглядно продемонстрирует приверженность РФ и США дальнейшему развитию процесса ядерного разоружения, поскольку помимо фактического ограничения и сокращения ядерных стратегических наступательных вооружений, необходимо что-то делать и в отношении плутония, который высвобождается в результате этого процесса, что является важным вкладом в осуществлении ст. VI ДНЯО.

Завершился Вашингтонский саммит подписанием совместной декларации, в которой оговорены дальнейшие действия по разоружению. Следующий саммит намечен на 2012 г, который пройдет в Южной Корее.

Иран не был приглашен на саммит по ядерной безопасности в Вашингтон и в качестве альтернативы 17-18 апреля 2010 г. Тегеран провел у себя конференцию по ядерному разоружению и нераспространению, проходившую под девизом -- «Ядерная энергия всем, ядерное оружие -- никому». В конференции приняли участие представители из более чем 50 стран, включая РФ, которые изложили свои национальные подходы и приоритеты в области нераспространения оружия массового уничтожения и ядерного разоружения. Кроме того, с докладами выступили представители экспертного сообщества и профильных неправительственных организаций.

По итогам конференции был принят документ, в котором изложены основные положения прошедших обсуждений. Было, в частности, сказано о необходимости ядерного разоружения в качестве главного приоритета человеческого общества, а также полного уничтожения этого бесчеловечного оружия в течение определенного промежутка времени; реализации обязательств по разоружению, взятых на себя ядерными государствами на основе ДНЯО и заключительных документов конференций по рассмотрению ДНЯО 1995 и 2000 гг., полного осуществления программы «13 шагов по разоружению»; заключения всеобщей Конвенции и соблюдения недискриминационного и правового подхода к проблеме полного запрета на распространение, производство, передачу, накапливание, использование или угрозу использования ядерного оружия для достижения мира, свободного от ядерного оружия, с учетом опыта заключения двух конвенций: Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., а также предоставления гарантий безопасности неядерным странам до достижения всеобщего разоружения; осуществления дальнейших программ по созданию районов свободных от ядерного оружия в различных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке; соблюдения принципов неизменности, открытости и правдивости при осуществлении международного контроля за реализацией двухсторонних и многосторонних соглашений по сокращению ядерного оружия.

В документе также подчеркнуто право государств на мирное использование ядерной энергии и необходимость развития международного сотрудничества в данной сфере на основе обязательств, сформулированных в ст. IV ДНЯО; выражена серьезная обеспокоенность относительно ослабления режима нераспространения ядерного оружия по причине применения двойных и дискриминационных стандартов со стороны некоторых ядерных держав и, особенно, сотрудничества этих ядерных стран с государствами, не являющимися сторонами ДНЯО и игнорирование ими факта наличия у них ядерного арсенала.

Принимая во внимание важность данной Конференции и достигнутых на ней результатов, Иран предложил направить итоговый документ форума Генеральному секретарю ООН, а также другим международным органам и организациям. С учетом внимания, проявленного участниками Конференции к обсуждавшейся на ней теме, а также с целью мониторинга реализации задач, поставленных Конференцией, в соответствии с пожеланиями большинства ее участников, было решено провести второе заседание Конференции по разоружению и международной безопасности во второй половине апреля 2011 г. в Тегеране.

Таким образом, на основании вышеперечисленных инициатив и реальных шагов, осуществляемых ядерными странами можно предположить, что построение безъядерного мира -- не утопия. Продвижение к нему возможно при условии принятия действенных, систематических, последовательных правовых мер в области разоружения и нераспространения ядерного оружия. Если мировое сообщество не будет сообща стремиться к миру без оружия, то тогда он навсегда и останется вне досягаемости. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006.

Сокращение числа ядерных боеголовок не приводит к улучшению ситуации с безопасностью в мире. Эксперты Международного шведского института исследований проблем мира выяснили, что уменьшение количества единиц ядерного оружия привело к значительному повышению качества оставшихся арсеналов. Опасение наблюдателей вызвало и появление нового вида военных конфликтов.

Несмотря на декларируемое странами стремление к ядерному разоружению, сокращение количества единиц оружия массового поражения благополучно компенсируется повышением его качества.

Такие выводы содержатся в ежегодном докладе, обнародованном в понедельник Международным институтом исследований проблем мира (SIPRI).Согласно выводам экспертов института, арсеналы восьми стран - США, России, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Пакистана и Израиля - в общей сложности содержат сегодня около 19 тысяч единиц ядерного оружия, что примерно на полторы тысячи меньше по сравнению с 2011 годом.

При этом к использованию готовы 4,4 тысячи единиц ядерного оружия, половина из которых находится в состоянии повышенной боевой готовности.

Количественные и качественные параметры ограничений стратегических наступательных вооружений России и США в договорах СНВ-1 и СНВ-3

Главные причины сокращения ядерных боеголовок аналитики института видят в осуществляемых в рамках договора об СНВ шагах России и США. Напомним, договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.

По официальным данным на апрель этого года, в России было развернуто 1492 ядерные боеголовки, а у Вашингтона - 1737. Согласно справке, опубликованной полгода назад, у Вашингтона было 1800 оперативно развернутых боеголовок, а у Москвы - 1537. Таким образом, примерно за полгода Россия уничтожила 45 боеголовок, а США - 63.Однако сокращение количества боеголовок, констатируют эксперты SIPRI, привело лишь к усовершенствованию остающихся арсеналов. Пять официально признанных ядерных держав - Китай, Франция, Россия, Великобритания и США, отмечается в докладе, либо развертывают новые системы доставки ядерного оружия, либо объявили о подобных программах.

Продолжают развивать новые системы доставки ядерного оружия Индия и Пакистан. По данным стокгольмского института, первая имеет от 80 до 110 ядерных боеголовок, в Пакистане их число может варьироваться от 90 до 110, еще около 80 единиц находятся в Израиле.

Последний, в частности, как писали на днях немецкие СМИ, намерен разместить ядерные боезаряды на купленных в Германии подводных лодках.

«Несмотря на возрожденный в мире интерес к усилиям по разоружению, никто из обладающих ядерным оружием государств пока не показал более чем риторическую готовность отказаться от своих ядерных арсеналов», - констатирует один из авторов доклада Шеннон Кайл.

Впрочем, и Россия, и США, подписывая в 2010 году договор об СНВ, не скрывали своих намерений модернизировать свой ядерный потенциал. В частности, это право было закреплено за Москвой во время ратификации документа в Госдуме. Тем более, как отмечал тогда министр обороны Анатолий Сердюков, после вступления договора в силу де-факто Россия не ликвидирует ни одной ракеты, поскольку на обозначенный в договоре уровень боезарядов страна сможет выйти не раньше 2018 года.«Мы по всем параметрам, даже по пусковым установкам, выйдем только к 2028 году на тот уровень, который заложен в договоре. Что касается боезарядов, то выйдем к 2018 году на уровень 1,55 тысячи единиц. Еще раз говорю, что ни одной единицы мы резать не будем», - подчеркивал он.

Другим моментом, на который обращают внимание в своем докладе специалисты SIPRI, стало появление нового вида военных конфликтов в целом. Такой вывод эксперты сделали на основании последних событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«Арабская весна», отмечается в докладе, продемонстрировала растущую сложность вооруженного конфликта. «События прошлого года не являются изолированными, если говорить о тенденциях современного конфликта. На самом деле, они стали эхом изменений, происходивших во время вооруженных конфликтов на протяжении десятилетий. Все эти изменения позволяют говорить о появлении нового вида конфликта, все более осложняющего международное вмешательство», - пояснил в этой связи директор программы института по вооруженным конфликтам Нил Мелвин.



Что еще почитать