Братья против Юсуфа. О происхождении Пророка Исхак а, мир Ему

Когда Хадҗар родила Ибрахиму (мир ему) сына Исмаила (мир ему), Сара очень грустила, потому что у неё не было детей. К ней явился Джабраил (мир ему) с радостной вестью от Всевышнего Аллаха о том, что у неё тоже родится сын. Тогда ей было восемьдесят пять лет. Предсказание Джабраила (мир ему) о рождении Исхака обрадовало сердце Сары. Её радости не было предела, когда её известили ещё и о том, что в его роду будет около тысячи пророков.

Когда Исмаилу (мир ему) исполнилось тридцать лет, Сара получила предвещенную радость – у неё родился благодатный сын, которого нарекли Исхаком (мир ему), в роду которого действительно было около тысячи пророков. Исхак (мир ему) вырос, получил пророчество и был послан Всевышним к одному племени в Шам, где он взял в жёны Рабикат (Ребекку), дочь Тувайла. Рабикат родила ему сыновей-близнецов: Айса (Исава) и Якуба (Иакова) (мир ему).

Мать услышала, что в утробе близнецы разговаривают друг с другом, и рассказала об этом мужу. Исхак (мир ему) прислушался и услышал, как Айс угрожает Якубу: «Если ты выйдешь на свет первым, я вспорю живот матери и убью тебя». А Якуб (мир ему) отвечал: «Не надо вредить матери и убивать брата, выходи на свет раньше меня». Так Якуб (мир ему) мирно разрешил спор ещё в утробе матери. Айс родился раньше Якуба (мир ему), и так они начали земную жизнь.

Отец больше любил Айса, а мать – Якуба (мир ему).

С возрастом зрение Исхака (мир ему) ухудшилось, и он не мог различать своих сыновей. Видя, что силы его покидают, он подозвал к себе любимца Айса, желая попросить у Аллаха баракат для него, и поручил ему привести барана для принесения в жертву. Рабикат услышала их разговор и возжелала, чтобы баракат от дуа достался Якубу (мир ему). Она велела Якубу (мир ему) успеть к отцу с зарезанным бараном раньше Айса. Якуб (мир ему) быстро зарезал барана и пошёл к отцу. Отец засомневался и спросил: «Кто ты?» Подоспевшая Рабикат ответила: «Это твой сын Айс, помолись за него». Поскольку тело у Айса было волосатое, Рабикат одела Якуба (мир ему) в одежду из шкур, проявив достаточную ухищрённость, и посадила сына перед отцом вместо Айса.

Исхак провёл рукой по телу сына и, ощутив волосы, ничего не сказал. «Не могу понять. Тело Айса, а запах Якуба», – подумал он про себя и оставил это на Аллаха.

Взяв за руку сына, он в искренней мольбе попросил Всевышнего сделать по Своей милости его потомков посланниками, пророками и царями. Как только Якуб ушёл, явился Айс, выполнив поручение отца. Когда отец сказал, что Якуб (мир ему) опередил его и дуа получил он, ‘Айс рассердился и пообещал убить брата. Отец успокоил своего любимца, сказав, что для него тоже приготовлено дуа и попросил подойти поближе. Он попросил Аллаха, чтобы у Айса было столько же детей, сколько песчинок на земле, и чтобы правители происходили только из его потомков, и по воле Всевышнего так и случилось.

Потом Айс вновь стал враждовать с Якубом (мир ему). Рабикат испугалась, что Айс убьёт Якуба, и посоветовала последнему перебраться в Наджран, оставив Канан брату.

По совету матери Якуб (мир ему) вместе с дядей ушёл в Наджран, где остановился у сестры матери. У неё были две дочери. Старшую из них Якуб (мир ему) взял в жёны, вскоре женился и на младшей. Женитьба на сёстрах разрешалась Шариатом до времён Мусы (мир ему), после Аллах запретил такие союзы. Младшая из сестёр родила ему двоих сыновей – Юсуфа (мир ему) и Буньямина. А всего у Якуба (мир ему) было двенадцать детей. Когда они выросли, Якуб (мир ему) пожелал вернуться в Канан, оставив землю Наджрана. Но сначала он отправил сыновей узнать об Айсе, поручив им навестить его и поприветствовать.

Вот они прибыли к Айсу и сказали ему, что они сыновья Якуба (мир ему), поведав всю историю. Радости Айса не было границ, он забыл свою прежнюю обиду. Вслед за детьми приехал и сам Якуб (мир ему), и братские отношения их стали ясными, словно солнечный день. Так они прожили довольно долго в любви, вложенной в их сердца Аллахом. Затем Айс переселился в Шам, оставив Канан Якубу (мир ему), женился на двоюродной сестре Насмат, которая родила ему много детей.

Передают, что правители Византии, кесари, произошли от потомков Айса. Но передают также, что из его потомков пророком был только Аюб (мир ему).

На пути в Наджран Якуб (мир ему) днём скрывался, а ночью продолжал путь. Историки считают его первым ночным путешественником. Хождение ночью называется «исра», и поэтому Аллах назвал Якуба (мир ему) Исраилом (Израилем). А евреи, являющиеся его потомками, в Коране названы детьми Исраила (израилитами).

Исхак (мир ему) умер в возрасте ста шестидесяти лет, дети похоронили его рядом с Ибрахимом (мир ему). Спустя сто двадцать лет Айс также покинул этот мир.

Всё тленное, сотворённое Всевышним, подобно траве, которая растёт и со временем высыхает.

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков ».

Кто такой пророк Якуб в исламе? Якуб, или Исраил, - это один из избранников Аллаха, предназначенный им для передачи людям его откровения и Писания. Он был сыном Исхака и внуком поэтому его еще называют - пророк Ибрахим Исхак Якуб. В их роду было около тысячи пророков.

В Коране он характеризуется как обладатель знаний, благой избранник, сильный и прозорливый. Жизнь его была насыщена испытаниями, которым он с честью противостоял. История пророка Якуба будет рассмотрена в этой статье.

Спор в утробе

Когда отец Якуба, Исхак, вырос, он получил от Всевышнего пророчество и был послан в племя Шам, где взял в жены Рабикат. Она родила ему двух сыновей-близнецов - Айса и Якуба. По одним сведениям, Якуб родился в Сирии, по другим - в Палестине.

Рабикат услышала, что в ее утробе сыновья общаются друг с другом. При этом Айс угрожал, что вспорет живот матери, если Якуб появится на свет первым, а затем убьет и его самого. Якуб предложил брату выходить на свет раньше, чем он. Так оно и случилось. Таким образом, споры о первенстве между братьями начались еще до их рождения, и Якубу удалось разрешить первый из них, уступив Айсу.

Любовь разделилась

Любовь родителей разделилась между двумя близнецами. У матери сердце больше лежало к Якубу, у отца - к Айсу. Исхак старел, и его зрение ухудшалось, поэтому он был неспособен различать своих детей. Когда силы стали покидать его, он призвал к себе Айса, чтобы попросить у Всевышнего баракат (благословение) для него. Исхак велел привести ему барана для жертвоприношения.

Этот разговор услышала Рабикат и захотела, чтобы баракат от дуа (молитвы) передался не Айсу, а Якубу. Мать велела Якубу подойти с зарезанным бараном раньше, чем Айс. Тот так и сделал. Отца взяли сомнения, и он спросил Якуба: «Ты кто?». Рабикат подтвердила, что это Айс, и призвала мужа помолиться за него.

Материнская хитрость

Чтобы отец принял одного сына за другого, мать, проявив хитрость, одела Якуба в одежду из шкур, так как у Айса тело было волосатым. Проведя рукой по телу Якуба и почувствовав волосы, отец промолчал. Но при этом он подумал, что тело как будто принадлежит Айсу, тогда как его запах - Якубу, и решил, что в этом деле следует довериться Аллаху.

Взяв сына за руку, он вознес искреннюю мольбу Аллаху о том, чтобы тот по своей милости сделал пророками, посланниками и царями его потомков. Когда перед отцом снова появился Айс, Исхак сообщил ему, что передал дуа пророку Якубу. Айс пришел в ярость, пообещав, что убьет брата. Отец стал успокаивать своего любимца, сообщив, что для него также приготовлено дуа, и подозвал его поближе. Он попросил у Всевышнего для Айса множество детей, из которых бы происходили правители, что и случилось впоследствии.

Якуб-Исраил

После этого Айс вновь обозлился на Якуба, и Рабикат, испугавшись, что тот убьет ее любимца, дала последнему совет переехать в Наджран. Вместе со своим дядей после Якуб отправился туда и остановился у родственников матери.

Направляясь в Наджран, Якуб находился в пути только ночью, а днем вынужден был скрываться. Считается, что он был первым ночным путешественником. Такое ночное хождение называется «исра», поэтому второе имя Якуба - Исраил. От этого имени произошло и название евреев, его потомков, указанное в Коране, - дети Исраила (израильтяне).

Рождение детей

Целых 40 лет Якуб был на службе у родственников. Здесь же он женился. Жен у пророка Якуба было две - Лайла и Рахиль. Обе они были дочерьми его дяди. А также он имел две наложницы - Балху и Зульфу.

Все они родили ему детей - одну дочку и сыновей. Сколько сыновей было у пророка Якуба? Всего их было двенадцать, из них произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков. После того, как Всевышний избрал Якуба своим пророком, тот, взяв с собой семью, уехал в Кенан, или Ханаан, и поселился там. Он призывал местных жителей поверить в Аллаха, встать на путь истинной веры.

Примирение с братом

Перед отъездом Якуб отправил сыновей навестить Айсу, поприветствовать его, узнать, как его дела. Встретив сыновей брата, выслушав их историю, Айс очень обрадовался, забыв свою обиду. За детьми последовал и сам Якуб, и отношения братьев в своей ясности стали похожи на солнечный день.

Так в любви, которую всевышний вселил в их сердца, они прожили долгие годы. После этого Айс поселился в Шаме, а Ханаан оставил Якубу. Айс женился на своей двоюродной сестре, родившей ему множество детей.

Пророк Якуб и Юсуф

Из всех детей Якуба самым любимым был Юсуф. Когда Юсуфу было 7 лет, он увидел сон, который рассказал отцу. Во сне солнце, луна и одиннадцать звезд пришли к нему на поклон. Якуб, обладая даром толкования снов, данным ему Аллахом, предсказал сыну, что тот станет пророком и получит множество благ. При этом он предупредил мальчика, чтобы тот не рассказывал об этом братьям, так как они могут нанести ему вред из чувства зависти.

Любовь Якуба к Юсуфу не являлась просто слепым чувством. Она была результатом проявления таких качеств мальчика, как почтительность, уважение, мудрость. Видение Юсуфа сделало привязанность отца к сыну еще больше. В нем Якуб увидел задатки исключительности и пророческого дара. Замечали это и братья, что со временем заставило их задуматься. Они постоянно совещались между собой, и в конце концов задумали недоброе.

Братья против Юсуфа

Другие сыновья пророка Якуба, завидуя Юсуфу, решили его убить. Они надеялись, что это поможет им в полной мере завладеть отцовской любовью и после этого стать праведниками. В результате Юсуф был брошен братьями в колодец. Перед этим братья убедили отца, который ожидал от них чего-то плохого, отпустить с ними Юсуфа.

Они вывели его за город и там привели в исполнение свой приговор. Затем они испачкали рубашку брата кровью животных и, плача, предъявили ее отцу, сказав, что Юсуфа задрал волк. Однако Якуб увидел, что рубашка не была разорвана, а, значит, волк здесь ни при чем, и его любимый сын жив. В продолжение многих лет он ждал возвращения Юсуфа, беспрестанно проливая слезы. От этого у него сначала испортилось зрение, а затем наступила слепота.

Продажа в рабство

После того, как братья бросили Юсуфа в колодец, он сидел в нем в полном одиночестве во мраке ночи, пугаясь криков диких животных. Этот колодец располагался на караванном пути, соединяющем Палестину и Сирию. Когда на пути появился караван, один из слуг отправился за водой, он нашел несчастного Юсуфа.

Направляясь в Египет, хозяева каравана решили взять мальчика с собой, а прибыв на место, продали его как дешевый товар. Так ребенок, который был родом из весьма высокочтимой семьи, по вине своих родных братьев стал рабом. Понятно, что на душе у него были страх и горечь. Дальше его ждала удивительная судьба.

Юсуф был продан одному из знатнейших людей в Египте - второму после царя - и вырос в его доме. Таким образом мальчик смог близко познакомиться с культурой и обычаями народа Египта. Жена вельможи не могла иметь детей, и взяла к себе Юсуфа. Когда юноша повзрослел, он стал очень красивым.

Заточение

Его прекрасная внешность стала привлекать к себе внимание знатных женщин и в первую очередь жены его хозяина, и она стала соблазнять Юсуфа. Хотя Юсуф и жил в доме управляющего делами фараона, он все же находился в рабском положении, и жена вельможи стала шантажировать его, грозя ложными обвинениями и тюремным заключением.

Когда же тот отказался делить с ней ложе, она оклеветала парня, и его бросили в темницу. Тюрьма располагалась неподалеку от дома правителя, и, переселившись в нее, он после роскошных дворцовых интерьеров оказался в яме на большой глубине. Жизнь его коренным образом изменилась, и в ней начался новый этап. Находясь в заточении, Юсуф принялся проповедовать веру в Единого Бога, а также толковать сны.

Сон фараона

Однажды фараону приснился сон, в котором семь худых коров поедали семерых тучных, а также присутствовали семь колосьев зеленых и семь высохших. Правитель был очень взволнован увиденным во сне. Толкователи, желая успокоить правителя, пытались убедить его в том, что его видение - лишь путаница, бессвязный сон и ничего больше. Поэтому не нужно придавать ему значение и просто забыть.

Юсуф услышал рассказ о сне фараона и объяснил его следующим образом, сказав правителю: «В течение семи лет вы будете постоянно сеять. А то, что вы пожнете, вам нужно оставлять в колосьях, за небольшим исключением - маленького количества, которое пойдет в пищу. После этого придут семь трудных лет, которые поглотят то, что будет приготовлено для них, кроме того небольшого количества, что будет сохранено. Вслед за этим наступит год, во время которого пройдут обильные дожди, и людьми будут выжаты все плоды».

Прослышав об этом толковании, фараон призвал Юсуфа к себе. Но до того как выйти из заточения, пророк Юсуф призвал правителя расспросить женщин о том, по какой причине он был брошен в темницу. Тогда жена вельможи призналась, что она соблазняла юношу, предлагая ему выбрать, либо близкие отношения с ней, либо тюрьму. Будучи праведником, Юсуф выбрал второе. Тем самым была подтверждена невиновность пророка.

Встреча с братьями

Выйдя из заключения, Юсуф стал знатным человеком и использовал все свои возможности для того, чтобы проповедовать истинную веру. Фараон поверил предсказанию Юсуфу, и сделал так, как тот советовал. При этом фараон поручил ему управлять всеми складами Египта, и он приступил к осуществлению данных им же советов. Жизнь в Египте наладилась, народ был спасен от голодной смерти.

В отличие от Палестины, где жили отец и братья Юсуфа, и где начался голод. Тогда Якуб решил отправить сыновей в Египет для закупки зерна. Все братья Юсуфа, кроме младшего Биньямина, прибыли в Египет, будучи гонимыми свирепой нуждой. Юсуф узнал их, однако не подал вида. Он обеспечил их продовольствием и велел, чтобы они привели к нему Биньямина, чтобы отдать ему его долю при личной встрече.

Смерть Якуба

Когда Юсуф открылся братьям, и они узнали его, они пожалели о случившемся и раскаялись. После этого к их отцу был послан гонец, чтобы привезти его и Биньямина в Египет к Юсуфу. При этом, узнав, что отец ослеп от слез, которые он проливал по сыну, Юсуф передал ему рубашку, чтобы тот накинул ее себе на лицо и вернул зрение.

Когда все родственники собрались вокруг Юсуфа, они в знак большого почтения глубоко поклонились ему. Ранее Юсуфу было видение о том, что вся семья воссоединится в земле египетской. Вскоре пророк Якуб умер, завещав сыновьям похоронить его рядом с его отцом Исхаком. Его завещание выполнил любимый сын.

Он привез тело Якуба в Палестину, где пророк был погребен в пещере Эль-Халиля. Рядом находится и могила его жены Рахили, родившей ему Юсуфа. Впоследствии здесь был погребен и Устное предание о пророке Якубе, его жизни и смерти, жизни и смерти Юсуфа соответствует рассказу, изложенному в Коране.

Миссия Якуба

Перед смертью Якуб, собрав всех своих сыновей, спросил их: «Чему будете вы поклоняться после моего ухода?». И те отвечали ему: «Будем поклоняться Богу, которому поклонялся ты и твои отцы - Ибрахим, Исмаил, Исхак - Богу Единому». Якуб завещал сыновьям сохранить пророческую миссию, быть покорными и постигать науку Тавхида.

Тавхид представляет собой поклонение только Аллаху, с убеждением умом и сердцем в его единственности, сущности, присущих ему действиях и атрибутах, в том, что все происходит согласно его воле. Науку «Тавхид» также называют «Калям», она изучает все, связанное со всевышним, указывая на то, что в верующем человеке должна быть правильная убежденность, в противном случае все его деяния будут тщетными.

Именно постижение Тавхида и следование ему являлось миссией посланников, которых Аллах направлял для того, чтобы спасти людей от заблуждений и унижений, направить их к вере и пути истинному. Такой была миссия и пророка Якуба, и его сына Юсуфа. От двенадцати сыновей произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков, таких, как: Муса, Сулейман, Иса, Давуд. Исламского пророка Якуба отождествляют с библейским пророком Иаковом.

Пророк Салих (а.с.):

После того, как в пророках прошлого нашли отражение многие качества Всевышнего, наступило время отпереть некоторые замки от дверей, ведущих к сокровенному. Вот поэтому дух пророка Салиха (а.с.) возник из света божественного имени Аль-Мухаймин , что означает Свидетель. Также Аллах показал Салиху (а.с.) примеры Своего могущества. Разум и сердце этого пророка стали отражением имени Аль-Мухси (Все считающий), поскольку Салих подсчитал, что его народ погибнет через три дня. В его душе проявились имена Аль-Фаттах (Открывающий врата добра и благ) и Аль-Кабид (Забирающий души), так как Салих (а.с.) выпустил из скалы благословенного верблюда, а потом лишил свой народ земных наслаждений, подвергнув их гибели.

Пророк Ибрахим (а.с.) :

Благодаря тому, что прежние пророки смогли пройти ступени почитания (такдис) , очищения (танзих) и отречения от всего земного (тафрид), была окончательно достигнута степень познания господства Аллаха (рубубият). Из божественной любви появился Ибрахим Халилуллах. Намруд выступил против него, подчинившись своему нафсу. Он бросил Ибрахима (а.с.) в огонь, чтобы проверить, является ли тот истинным пророком. Однако огонь Намруда стал для достопочтенного Ибрахима (а.с.) светом и цветущим садом, ибо его дух был создан из сияния имени Аль-Азиз (Могущественный, Непобедимый). Аллах сделал его достойным этого имени. Он заслужил высочайших степеней перед Аллахом, ему был показан священный мир небесных духов и ангелов. Разум и сердце пророка Ибрахима (а.с.) были освещены сиянием имени Аль-Халим (Кроткий), поэтому не случайно Аллах говорит о нем в Коране:

«Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Сура «Покаяние», аят 114).

По этой причине Ибрахим (а.с.) относился ко всем людям мягкосердечно. Его душа олицетворяет два божественных имени: Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание) и Ар-Рашид (Направляющий на правильный путь). Аллах указал ему источники благ и пропитания, благодаря чему он никогда не нуждался. Рашидом же его можно считать вот почему: Аллах говорит о нем:

«Еще раньше Мы даровали Ибрахиму верное руководство (хидаят), и Мы были осведомлены о нем» (Сура «Пророки», аят 51).

Пророк Исмаил (а.с.) :

Когда любовь Аллаха проявилась в Ибрахиме, он бросил свое тело в огонь, предпочитая ему дух. В ответ на это, Аллах счел уместным воспроизвести от него сразу двух пророков. Одним из них был Исмаил, готовый пожертвовать своей жизнью. А вторым был Исхак, который выскреб до дна свой нафс и развеял.

В соответствии с этим, истина пророка Исмаила (а.с.) заключена в имени Аль-Джаббар (Подчиняющий), поскольку он полностью подчинил свой нафс воле Аллаха, отдал Ему всего себя без остатка. Вот почему Аллах отправил в качестве жертвы барана вместо него.

Его душа отражала свет имени Аль-Халим (Кроткий, Покорный), ибо он покорился повелениям Аллаха. Не зря Всевышний говорит о нем в Коране:

«Тогда Мы обрадовали его вестью о послушном мальчике» (Сура «Саффат», аят 101).

Душа Исмаила олицетворяла три имени Аллаха: Аль-Муджиб (Отзывчивый), Ар-Ракиб (Присматривающий) и Аль-Хасиб (Берущий отчет). Исмаил подчинился воле Аллаха, исполнил просьбу своего отца и потребовал отчета у своего нафса.

Из благословенного рода пророка Исмаила (а.с.) в мир пришел Мухаммад Мустафа с.г.в.).

Пророк Исхак (а.с.) :

Необходимо знать, что дух Ибрахима (а.с.) возник из тайны бытия, а его душа - из сонма идей. Так Исмаил (а.с.) обрел бытие, а Исхак стал главой многочисленного рода.

Источником духа пророка Исхака (а.с.) стало имя Всевышнего Аль-Мутакаббир (Обладатель истинного величия).

Ар-Рауф ( Сострадающий), ибо он был очень сострадателен к верующим.

Источником его души были имена Аль-Вакиль (Покровитель) и Аль-Баис (Воскрешающий после смерти и ниспосылающий пророков). Вот поэтому он стал покровителем святых духов и прародителем многих пророков.

Пророк Йакуб (а.с.) :

Когда в мире возникла нужда во многих пророках, первым на свет появился Йакуб (мир ему). Он был хранителем указаний предыдущих посланников Аллаха. У пророка Йакуба родились двенадцать сыновей, и Всевышний Аллах сделал одного из них зеркальным отражением божественной красоты. Увидев его прекрасный лик, Йакуб пришел в сильное изумление. Вот поэтому эта красота пропала из его взора, он расстался со своим сыном Йусуфом. Пророк Йакуб (а.с.) перенес много горя, так как за сильной любовью часто следует много печали. Недаром великие говорили:

За любовью следует красота, за красотой - беды, а за бедами - большая печаль.

Истина пророка Йакуба (а.с.) исходила от имени Аль-Кабир (Великий), поскольку он был патриархом сынов Исраиля и родоначальником пророков.

Его разум и сердце олицетворяют имя Аль-Вадуд (Любящий), так как он полюбил божественную красоту, которую увидел в своем сыне Йусуфе, и привязался к ней всем сердцем.

Его душа была освещена именами Аль-Халик (Создатель) и Аль-Бари (Создающий без изъянов), поскольку он создал многочисленную семью.

Из книги "Анваруль-ашикын"

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Аллаһ Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

Это означает: а hи хак а һи му и Исхак у, и среди их потомков будут верующие и неверующие».

О происхождении Пророка Исхак а, мир Ему

Он – Исхак сын Ибра һи ма, мир Им. Исхак – второй сын Пророка Ибра һи ма, мир Ему, о рождении которого Ибра һи ма возвестили Ангелы. Передано, что Сара, жена Пророка Ибра һи ма, родила Исхак а в 90 лет, а Пророку Ибра һи му тогда было 120 лет. Аллаһ Всевышний восхвалил Исхак а, мир Ему, в К ур`ане в нескольких Аятах (Сура «С ад», Аяты 45-47):

45) وَٱذْكُرْ عِبَادَنَا إبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ أُوْلِي الأَيْدِي وَالأَبْصَارِ

46) إِنَّا أَخْلَصْنَاهُم بِخَالِصَةٍ ذِكْرَى الدَّارِ

47) وَإِنَّهُمْ عِندَنَا لَمِنَ الْمُصْطَفَيْنَ الأَخْيَارِ

Это означает: «Расскажи [о, Мух аммад!] о Пророке Ибра һи ме, а также об Исхак е и Я‘ку бе. Они были мудрыми, проницательными, глубоко осознающими свое предназначение в этой жизни. Аллаһ даровал им быть искренними Его рабами, которые всегда помнят о будущей жизни и предупреждают других о приближении Судного Дня. Воистину, они избраны Аллаһом. Они – лучшие Его создания».

А также Аллаһ Всевышний сказал (Сура «Ан-Ниса `», Аят 163):

إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَى نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِن بَعْدِهِ وَأَوْحَيْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإْسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأَسْبَاطِ

Это означает: «Воистину, Аллаһ Всевышний ниспослал Откровение Пророку Мух аммаду, так же, как раньше было ниспослано Откровение Нух у и другим Пророкам после Него [Һуду, С а лих у, Шу‘айбу и другим]. А также – Ибра һи му, Исма и лю, Исхак у, Я‘ку бу и Его потомкам».

А также Аллаһ Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

112) وَبَشَّرْنَاهُ بِإِسْحَاقَ نَبِيًّا مِّنَ الصَّالِحِينَ

113) وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ وَمِن ذُرِّيَّتِهِمَا مُحْسِنٌ وَظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ مُبِينٌ

Это означает: «По Повелению Аллаһа Ангелы передали Пророку Ибра hи му благую весть о том, что скоро у Него родится сын Исха к – Он будет Пророком и будет из особенно благочестивых. Аллаһ даровал милость и благословение Ибра һи му и Исха ку, и среди их потомков будут верующие и неверующие».

В другом Аяте Священного К ур`ана сказано (Сура «Аль-Бак ара», Аят 140):

أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطَ كَانُواْ هُودًا أَوْ نَصَارَى

قُلْ ءَأَنتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللهُ

Это означает: «И Ибра һи м, и Исма и ль, и Исхак , и Я‘ку б, и Его потомки были мусульманами – они не были ни иудеями, ни христианами. Скажи [о, Пророк!]: вы лучше знаете или Аллаһ?! [то есть, без сомнения, Аллаһ знает обо всем, Аллаһ знает то, чего вы не знаете]».

Исхак , мир Ему, был Пророком и Посланником. Аллаһ Всевышний возвеличил Его, и в К ур`ане упоминаются Его прекрасные качества. А также Аллаһ защитил Его от всего недостойного, которое некоторые люди ложно приписывают Ему. Аллаһ повелел Его народу уверовать и следовать за Пророком Исхак ом. Пророк Мух аммад, мир Ему, также восхвалил Его. В одном из своих изречений Он говорил:

إِنَّ الكَرِيْمَ ابْنَ الكَرِيْمِ ابْنِ الكَرِيْمِ ابْنِ الكَرِيْمِ يُوْسُفُ بْنُ يَعْقُوْبَ بنِ إِسْحَاقَ بْنِ إِبْرَاهِيْمَ خَلِيْلِ اللهِ

Это означает: «Воистину, Пророк, у которого и отец, и дед, и прадед были Пророками, – это Ю суф сын Я‘ку ба сына Исхак а сына Ибра hи ма, мир Им».

Таким образом, Ибра hи м, затем Его сын Исх ак , затем сын Исхак а Я‘к уб и сын Я‘к уба Ю суф, мир Им, были Пророками. Это единственный род, в котором были Пророки в четырех поколениях подряд. И Пророк Мух аммад, мир Ему, возвеличил их.

О Пророчестве и Послании Исхак а, мир Ему

Пророк Исхак сын Ибра һи ма, мир Им, призывал людей к Исламу и поклонению только Одному-Единственному Богу. По Повелению Аллаһа Всевышнего Он передал людям новый Шари‘ат и обучил их его соблюдать. Исхак , мир Ему, был послан к народу Кан‘а нийю н на территории Шама и в Палестине, среди которых Он сам жил.

Передано, что отец Исхак а Ибра һи м, мир Ему, советовал своему сыну, чтобы Он женился только на девушке из их семьи. И Он женился на своей двоюродной племяннице (внучке своего дяди – брата Пророка Ибра һи ма), которую звали Руфк ат. У них не было детей, но после того, как Пророк Исхак просил Аллаһа, читая для нее ду‘а `, она родила Ему двух мальчиков-близнецов. Одного из них назвали Аль-‘Иc , а другого – Я‘ку б (Он же Пророк Исра `и ль, мир Ему).

О том, как Ангелы возвестили о рождении Исхак а, мир Ему

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

112) وَبَشَّرْنَاهُ بِإِسْحَاقَ نَبِيًّا مِّنَ الصَّالِحِينَ

113) وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ وَمِن ذُرِّيَّتِهِمَا مُحْسِنٌ وَظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ مُبِينٌ

Это означает: «По Повелению Аллаһа Ангелы передали Пророку Ибра hи му благую весть о том, что скоро у Него родится сын Исхак – Он будет Пророком и будет из особенно благочестивых. Аллаһ даровал милость и благословение Ибра һи му и Исхак у, и из их потомков будут верующие и неверующие».

А также Аллаһ Всевышний сказал (Сура «Аз За рия т», Аяты 24-30):

24) هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ ضَيْفِ إِبْرَاهِيمَ الْمُكْرَمِينَ

25) إِذْ دَخَلُواْ عَلَيْهِ فَقَالُواْ سَلامًا قَالَ سَلامٌ قَوْمٌ مُّنكَرُونَ

26) فَرَاغَ إِلَى أَهْلِهِ فَجَاءَ بِعِجْلٍ سَمِينٍ

27) فَقَرَّبَهُ إِلَيْهِمْ قَالَ أَلاَ تَأْكُلُونَ

28) فَأَوْجَسَ مِنْهُمْ خِيفَةً قَالُواْ لاَ تَخَفْ وَبَشَّرُوهُ بِغُلاَمٍ عَلِيمٍ

29) فَأَقْبَلَتِ ٱمْرَأَتُهُ فِي صَرَّةٍ فَصَكَّتْ وَجْهَهَا وَقَالَتْ عَجُوزٌ عَقِيمٌ

30) قَالُواْ كَذَلِكَ قَالَ رَبُّكِ إِنَّهُ هُوَ الْحَكِيمُ الْعَلِيمُ

Значение Аятов: «К Пророку Ибра һи му пришли особенно почетные Ангелы. Сначала Он не узнал их и принял за путешественников. Войдя к Нему, они поприветствовали Его, сказав: «Мир вам». Ибра һи м, мир Ему, ответил Им: «И вам мир, незнакомые гости». Затем, незаметно для гостей, Он удалился на другую половину жилища и попросил свою жену помочь приготовить угощение для гостей. Он приготовил для них говяжье жаркое из самого лучшего и большого быка. Затем Он вынес к гостям угощение и пригласил их кушать, но они не притронулись к еде и не проявили даже никакого желания поесть [так как Ангелы не едят, не пьют, не устают, не женятся, и у них нет потребности в еде]. Выразив недоумение, Пророк Ибра һи м спросил их: «Почему же вы не кушаете?» Ибра һи м, мир Ему, был очень удивлен и старался понять, в чем же причина того, что они не едят. Тогда Ангелы успокоили Его. Они сказали: «Не удивляйся. Мы – Ангелы, посланные Аллаһом сообщить тебе благую весть, что Аллаһ дарует вам с женой сына Исхак а – мудрого, который будет Пророком». Услышав эту добрую весть, Сара вскрикнула от радости. Она подошла к ним и, схватившись за голову от удивления, говорила: «Но ведь я – бесплодная, старая женщина. Как же я могу родить?» Ангелы сказали ей: «Так хотел Аллаһ Всевышний. Воистину, Аллаһ Всемогущ и знает обо всем».

Рассказ о том, как Ангелы возвестили Пророка Ибра һи ма о рождении Исхак а, также приведен в истории о Пророке Ибра һи ме, мир Ему.

О смерти Пророка Исхак а, мир Ему

Передано, что Исхак , мир Ему, прожил 180 лет. Он умер в селении Х абру н в Палестине, где жил и был похоронен Ибра һи м, мир Ему. Сыновья Исхак а Аль-‘Ис и Я‘ку б похоронили Его в пещере рядом с Его отцом Ибра һи мом, мир Ему.

_______________________________

Это город Аль-Халиль (Хеврон).



Что еще почитать