Энне Бурда. Биография. Ксения бурда Борис Бурда сейчас

– основательница крупнейшего в мире издательства Hubert Burda Media, специализирующегося на модных журналах. Ее неоднократно называли “королевой платьев” и “женским символом” немецкого экономического чуда.

Анна (Энне) Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 года в семье машиниста локомотива в городе Оффенбурге в Германии.

В 17 лет она окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов, а затем учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве “Бурда”, где и познакомилась со своим будущим мужем, владельцем типографии доктором Францем Бурдой.

Позже, когда благосостояние семьи улучшилось, фрау Бурда стала признана самой светской дамой Оффенбурга. Ее умение одеваться, носить драгоценности и платья в пол, по достоинству были оценены в свете.

Вспоминали и то, как к парикмахеру в соседний Баден-Баден, она ездила на машине Karmann Ghia – желтой с красными сиденьями; и то, что отдыхать фрау Бурда предпочитала на Сицилии.

В 1949 году Энне Бурда взялась за руководство небольшого издательства в городе Лар, финансовое состояние которого было плачевным. Но Энне была уверена, что сумеет создать на его базе нечто значительное, и ей это удалось.

Год спустя вышел первый журнал Burda Moden. Популярность его была и остается фантастической.

Для журнала Burda Moden создавали модели самые знаменитые дизайнеры – Вольфганг Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карл Лагерфельд.

“Голливудские” выкройки стали для многих женщин настольным путеводителем по стильной жизни.

В 60-е годы Энне Бурда много путешествовала – объездила все континенты, завязала международные контакты в мире моды, которые в последствии помогли ей в создании филиалов своего предприятия по всему миру.

В Советском Союзе журнал Burda Moden появился при правлении Михаила Горбачева . Поговаривают, что инициатива издания этого журнала исходила от его супруги Раисы Максимовны.

8 марта 1987 года появился первый тираж издания – 100 тысяч экземпляров, которые разошлись мгновенно. Журнал невозможно было купить в розничной торговле. Он распределялся через профсоюзные комитеты по предприятиям.

Достать журнал можно было и у спекулянтов. Цена доходила до астрономической по тем временам цифры – 50 рублей – 1/3 зарплаты рядового советского инженера. Модницам приходилось покупать в складчину, переписывать и перерисовывать статьи, обмениваться друг с другом.

Как заявил в то время министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher), Энне Бурда “сделала больше, чем три дипломатические миссии до нее”.

Многие отмечали, что первый выпуск Burda Moden на русском языке стал важным политическим шагом. В честь этого события в Колонном зале Дома союзов был устроен грандиозный показ мод, на который пригласили лучших манекенщиц мира. Правда, простые смертные до дефиле допущены не были. На первом советском “дефиле” присутствовала исключительно партийная элита СССР.

Энне Бурда работала в издательстве до начала 1990-х: писала редакторские колонки в каждый номер, осуществляла общее руководство. После ухода на пенсию занялась живописью. Энне Бурда любила проводить время в кругу семьи. К девяноста годам у нее было 3 сыновей и 12 внуков и правнуков.

Энне Бурда умерла в 2005 году в Оффенбурге в возрасте 96 лет. Ее издательство существует и поныне, а журнал Burda Moden выходит в 90 странах на 16 языках и является женским журналом c самым большим тиражом в мире.

За свои заслуги Энне Бурда была удостоена множества наград: ордена “Большой крест за заслуги перед ФРГ” (1974); медали Якоба Фуггера Баварских издателей “За выдающиеся заслуги в издании журналов” (впервые присуждена женщине) (1985); ордена Карла Валентина (1990).

В 2004 в рамках праздничных торжеств в честь 95-летия Энне Бурда улица в ее родном городе Оффенбурге переименована в Аллею Энне Бурда.

3 ноября 2005 года в возрасте 96 лет умерла женщина, придумавшая суперпопулярный в нашей стране журнал мод «Burda moden»: Энне Бурда. Она любила повторять фразу: «Чудо всегда можно сделать собственными руками!» - и подтверждала эту истину всей своей жизнью

Может показаться, что Энне - хрестоматийная Золушка: выбилась из простой домохозяйки в успешные бизнес-леди, стала известной и уважаемой персоной в индустрии моды... Все это правда.

Только в этой истории не было доброй феи с волшебной палочкой. Была лишь сама Энне и ее потрясающая целеустремленность и работоспособность.

«Я хочу!» - этот мотив был определяющим для нее всю жизнь. Она умела добиваться всего, чего хотела.

Мода может быть удобной и скромной

Это поняли советские женщины, когда увидели журнал «Burda moden». Прежде большинство из них считало, что модно могут одеваться только «там», на Западе, и что носить такую одежду, которую демонстрируют на подиумах, невозможно: она слишком вычурная, кричащая, порой вульгарная.

А модели из «Бурды», как стали называть журнал в нашей стране, подкупали сдержанностью и элегантностью. Такие костюмы, платья, юбки могла себе позволить носить каждый день и учительница, и бухгалтер, и секретарша, и выглядеть при этом модной и стильной!

К тому же к каждому номеру журнала прилагались выкройки - это была настоящая драгоценность для советских женщин. Ведь в магазинах одежды висели только уродливые и неудобные модели.

Мама - не пример для подражания

Родившаяся в маленьком немецком городке Энне с самого раннего детства была «папиной дочкой». Отец работал машинистом на железной дороге.

Нет, маму она тоже любила, но ее поведение вызывало у девочки еще неосознанный протест. Терпеливая, бессловесная домохозяйка, мать троих детей во всем себе отказывала, и такое самопожертвование не нравилось Энне. Для себя она решила: никогда такой не будет! Ее угнетала правильность и чрезмерная скромность матери. Ей хотелось другой жизни…

Но начиналось все, как у мамы...

Жизнь в провинциальном городке не позволяла слишком уж мечтать. Энне окончила монастырскую школу и год проучилась в коммерческом училище, а потом вышла замуж. Франц Бурда был владельцем собственной типографии - это считалось удачной партией. И Энне заделалась образцовой домохозяйкой: одного за другим родила троих сыновей. А почему бы и нет - ведь доходы ее мужа давали возможность пользоваться помощью домработницы и няни!

Измена мужа и жесткий развод

Казалось бы, семейная жизнь идет благополучно, дети подрастают, денег на жизнь хватает... Однако уверенность и спокойствие рухнули в одночасье, когда Энне узнала о любовной связи своего мужа с секретаршей. У них даже ребенок родился. Фактически у Франца давно уже образовалась вторая семья.

Энне к тому времени исполнилось 40 лет. И размеренная жизнь обычной провинциальной домохозяйки осталась в прошлом.

Многие издания, публикующие биографию Энне Бурда, пишут, что муж подарил ей журнал и типографию, с этого и началась ее карьера. На самом деле журнал он подарил своей любовнице, а Энне с помощью адвокатов отобрала его. Журнальное издание дышало на ладан, и Энне засучила рукава.

Как злость и обида могут стать двигателем успеха

Она не умела шить и ничего не понимала в издательском бизнесе. Однако злость на мужа и желание приобрести успех и независимость («Я ему докажу!») были настолько сильными, что она всему научилась.

Энне придумала, о чем должен быть ее журнал: это будет издание для простых женщин с невысоким уровнем дохода, которые хотят хорошо выглядеть!

Все процессы, все этапы издания она осваивала сама. Наняла портних и тщательно контролировала их работу. Выбирала лучшие наряды и фотографии. Составляла план журнала и разрабатывала дизайн обложки. Налаживала связи с известными кутюрье.

Первый номер журнала мод Энне Бурда увидел свет в 1950 году. Тираж был впечатляющим - 100 тысяч экземпляров, но все они были мгновенно раскуплены и начали продаваться спекулянтами по заоблачным ценам.

Послевоенные годы были тяжелыми для проигравшей Германии: смена власти, раскол в стране, жестокий дефицит всего - в том числе и одежды. А женщинам в любое время и при любом режиме свойственно стремление быть красивыми и хорошо одеваться. Так что журнал с простыми советами и доступными выкройками пришелся очень кстати.

Женщины передавали первый номер друг другу, срисовывали модели и выкройки, переписывали советы...

У Энне все получилось! Осознание этого наполняло ее такой радостью, что она простила неверного мужа, оговорив условия: любовница с ребенком переселяется в другой город и получает материальную помощь, а их семья остается семьей.

Энне Бурда и первый русскоязычный журнал Burda Moden. 1987 г.

«Я докажу, что чудеса можно делать своими руками» — в этой известной цитате заключается квинтессенция жизни великой Энне Бурда (Aenne Burda) . Она была рождена, чтобы собственноручно творить чудеса и помогать другим делать это. Не так давно, в 2005 году, в возрасте 96 лет ушла из жизни легенда нескольких поколений, но её имя и великое дело живут и здравствуют. У Энне Бурда есть чему поучиться (и не только шитью)…

Есть женщины в немецких селеньях…

28 июля 1909 года в семье железнодорожника из Оффенбурга (Германия) родилась дочь Энне-Магдалене Леммингер . Как и положено добропорядочным девушкам-простолюдинкам того времени, Энне до 17 лет училась в церковно-приходской школе. Она дружила с цифрами и арифметикой, поэтому начала трудовую деятельность кассиром на заводе, а чуть позже — бухгалером по учету долгов в местной типографии и издательстве «Бурда». Принадлежали издательство и типография доктору Францу Бурда, за которого Энне вышла замуж в 1931 году. Теперь она работала на семейный бизнес, который между тем уверенно пошел в гору.

Это было первое серьёзное достижение. Энне Леммингер, простолюдинка из рабочего квартала с неполным средним образованием, превратилась в успешную бизнес-леди и светскую даму. Природное чувство прекрасного вкупе с трудолюбием позволяли Энне выглядеть «на миллион долларов» во время светских раутов. Она всегда была одета безупречно, умела носить драгоценности и поражала изысканными манерами.

Франц Бурда сделал верный выбор, разглядев в скромной бухгалтерше настоящий «бриллиант». Но у него не хватило ума оценить её по достоинству — он завел на стороне любовницу, которая родила ребенка, и даже подарил ей издательство.


Энне в то время было уже 40 лет, в браке с Францем она родила троих сыновей — Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Известие об измене мужа буквально подкосило её, но скромная и добропорядочная мать семейства оказалась неробкого десятка — она решила бороться до конца. В 1949 году Энне получила в полное распоряжение то самое издательство в соседнем городке Лар, которое её любвеобильный муж подарил некоей Эффи Бройер. Вместе с ветхим зданием убыточного издательства Энне достались хлопоты по взысканию задолженностей на 200 тысяч марок.

Беспроигрышная бизнес-идея Энне Бурда

По признанию самой Энне, если бы не проблемы в личной жизни, она никогда не создала бы Burda Moden. Она очень слабо представляла издательскую деятельность, но злость на мужа придавала ей силы. А ещё у неё была беспроигрышная идея для бизнеса, лежащая буквально на поверхности. Додуматься до неё и реализовать смогла именно Энне Бурда.

Идея была следующей — в послевоенные годы женщинам катастрофически не хватало новой одежды. Не было денег на ателье, готовая одежда стоила баснословно дорого. К счастью, ткани были вполне доступны по цене, но профессионально шить умели немногие. Женщины ходили в перелицованных довоенных вещах, а женская душа просила праздника.

Энне не откладывала дела в долгий ящик — она привлекла лучших специалистов по дизайну моделей одежды и разработке выкроек. Даже переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. И уже через год, в 1950-м, увидел свет первый номер журнала Burda Moden . Главным его отличием от других журналов мод были простые и очень точные выкройки в натуральную величину. Любая женщина могла самостоятельно сшить по ним наряды. Стоит ли говорить, каким успехом стал пользоваться журнал Burda Moden у женщин Германии!

Разумеется, у журнала Burda Moden вскоре появились конкуренты, но ни один из них не мог соперничать с изысканностью и простотой моделей одежды, а также с точностью выкроек. Идеальные выкройки — главный козырь журналов Энне Бурда. Сшил, одел и пошел! Вне зависимости от того выкройки вечерних платьев , пальто, брюк, пиджаков, курток или даже свадебных платьев вы опробуете, результат будет один — готовое изделие сядет по фигуре идеально и практически без примерок. Сбылась мечта женщин Германии (и не только) — теперь можно прилично сэкономить на портнихах и быть всегда модно одетой.

От автора:
Моё знакомство с журналами Бурда Моден произошло в конце семидесятых. Несколько номеров журнала 1970-71 годов (на немецком и французском языках), уже изрядно потрепанные, с оторваннымися обложками, хранились у нас в доме (они и сейчас есть!). Их привезли из заграничной командировки мои родители. Журналы не валялись без дела — по ним мама обшивала себя и всю семью.

По слухам, одной из женщин-моделей в Burda Moden выступала сама Энне Бурда. Что ж, вполне вероятно. На страницах этих номеров присутствует женщина средних лет с безупречной фигурой и внешностью, но действительно ли это Энне, судить не берусь.

Вторая встреча с Бурда Моден произошла в конце 80-х, когда журнал пришел в СССР. Но об этом отдельная история.

Бурда Моден — экономическая экспансия в действии

Поначалу журнал Бурда Моден состоял исключительно из моделей одежды для женщин (именно такими были номера 70-х годов у меня дома). В 80-х годах Энне Бурда переняла тактику конкурентов, к примеру, журнала «Modische Maschen», и расширила темы для публикации.

В Бурда Моден появились модели детской и мужской одежды, советы по домоводству, кулинарии, рукоделию. Именно такой Бурда Моден увидели советские женщины. Первый выпуск русскоязычной версии вышел 8 марта 1987 года тиражом 100 тыс.экземпляров. И это был самый лучший подарок к Международному Женскому Дню, который можно представить!

Да-да, мы прекрасно помним это сенсационное событие. Журнал-мечта всех советских модниц начал издаваться на русском языке. Появилась телевизионная программа «Бурда Моден представляет» с видео-уроками по шитью. Но и это ещё не всё — издательство Burda Moden стало выпускать целый ряд женских журналов на территории СССР, а затем и в странах СНГ.

Разумеется, поначалу русскоязычные версии журнала Burda Moden заметно отличались от зарубежных. И в этом не было секрета. Чтобы сделать журнал как можно более доступным по цене, пришлось сократить количество страниц, использовать менее качественную бумагу и т.д. Но даже в «облегчённом» виде этот журнал пользовался устойчивым спросом.

Энне Бурда — женщина-легенда

Итак, Энне Бурда в очередной раз лихо обошла конкурентов и первой «застолбила» завидный кусок рынка с миллионами благодарных читателей. Она действовала напрямую через правительство страны (по слухам, с поддержки супруги первого президента СССР — Раисы Горбачевой). Что и говорить, в 78 лет Энне было не занимать энергии и деловой хватки! Да и выглядела она всё также — «на миллион долларов», о её точном возрасте невозможно было догадаться.


Почти до середины 90-х годов Энне лично вела редакторскую колонку журнала Burda Moden, участвовала в руководстве издательством. Затем передала дела младшему сыну Хуберту и в 1994 году издательство Burda Moden стало частью крупного медийного концерна Hubert Burda Media. Именно в этом году журнал начал издаваться в КНР. Как и в СССР, он стал первым западным журналом, издаваемым на территории страны.

Выйдя на заслуженный отдых, давно уже бабушка и прабабушка, Энне занялась живописью. К 95-летию одна из улиц её родного Оффенбурга была торжественно названа Аллеей Энне Бурда. К 100-летию этой женщины-легенды была написана книга-воспоминание «Энне Бурда: Бурда Моден – это я!» (автор Уте Дамен).

Журнал Burda Moden в настоящее время переименован в Burda Fashion . Он имеет самый большой тираж в мире среди женских журналов и выпускается в 120 странах.

В жизни очень редко встречаются такие судьбы, поэтому превращение девочки из обычной семьи во всемирно известную предпринимательницу и "королеву моды" многим в годы ее славы казалось сказкой. Но не было доброй феи, которая одним взмахом волшебной палочки из ничего создала потрясающий взлет.

Еще будучи девочкой, Анна твердила: "Я хочу!" .Волшебницей стала сама Энне Бурда, ее прилежание, настойчивость и целеустремленность.
"Я хочу!" - научилась говорить она, когда еще была ребенком. И обычно добивалась того, что хотела. Анна Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 г. в баденском Оффенбурге в семье машиниста локомотива.
Отец любил ее безумно. "Я вовсе не была ангелом", - признавалась она позднее. Мать, тихая и кроткая домашняя хозяйка, не стала для нее образцом для подражания. Напротив, ее мирок, ограниченный кухней, казался Анне слишком тесным.

Она совершенно откровенно говорила, что всегда хотела добиться "чего-то лучшего". В том числе и на первом причастии в 1919 г. Анна хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Ее родители отказали: слишком дорого! Но вместе с дочерью соседского булочника Анна наскребла денег и все же поехала на дрожках.
В семнадцать она решила обрезать свои чудесные темные волосы. "Другие девочки носили традиционные косы, а я была коротко подстрижена". Она даже изменила имя. Как в своей любимой песне "Энхен из Тарау" Анна превратилась в Энне, и теперь, когда в Оффенбурге произносили имя "Энне", каждый понимал, о ком идет речь. В 17 лет Энне окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов. Затем она вела учет по взыскиванию долгов в оффенбургских типографии и издательстве Бурда.

Увидев ее, младший владелец типографии и издательства доктор Франц Бурда был обворожен. "Она была самой красивой девушкой в Оффенбурге", - утверждал он десятки лет спустя. 9 июля 1931 г. состоялась свадьба. Энне Бурда подарила мужу троих сыновей: Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). А затем, в 1949 г., для красивой 40-летней деятельной женщины открылись двери к сияющему будущему. Ее муж подарил ей угасающее модное издательство в городе Лар. Энне Бурда засучила рукава и заявила: "Чудеса делают своими руками".

Семья Леммингер на семейном фото. Отец Франц, машинист локомотива, мать Мария, домохозяйка. Брат Ойген на 4 года старше, сестра Вильгельмина на 2 года младше Анны Магдалены (справа), которая уже тогда вынашивала грандиозные планы на будущее.

Первое причастие: Анна Магдалена хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Родители отказали, но упорная и волевая десятилетняя девочка все же воплотила свое желание в жизнь.

Семнадцатилетняя Анна обрезал а свои красивые длинные темные волосы и гордо носила короткую стрижку. Это происходило в то время, когда большинство девушек ее возраста вполне удовлетворялось традиционными косами. Выделиться из массы - к этому Анна стремилась всегда.

Анна превратилась в Энне - отдавая дань своей любимой песне «Энхен из Тарау». «Я могла слушать эту песню целыми днями», часто повторяла Энне Бурда. И порой при этих словах у совершенно не сентиментальной королевы моды наворачивались на глаза слезы.

Энне (слева, с короткой стрижкой) и ее сестра Вильгельмина (младше на 2 года), настоящие "папочкины" дочки. Любимый папочка называл своих девочек "Чан" (Энне) и "Чин" (Вильгельмине).

Она ищет мужа, который бы положил к ее ногам весь мир, и находит его в лице владельца типографии и издательства доктора Франца Бурды. Она чувствует в нем родственную душу, он, как и она, стремится вверх. На Пасху в 1930 г. они обручились, а 9 июля 1931 г. обвенчались в Оффенбурге.

Мать со своими сыновьями, Фридером, Хубертом, Францем. Энне Бурда любит их от всего сердца и наслаждается каждым мигом, проведенным рядом с ними. Однако же она не позволила связать себя материнскими заботами и хлопотами по хозяйству («принудительной работой», как она выражалась). Очень скоро она потребовала взять для мальчиков няню и нанять прислугу. «Я хорошо готовила. Но терпеть не могла стелить постель или вытирать пыль - это для меня было пыткой». Она признавалось в этом честно и открыто, и такой ее знали все.

Три великолепных парня, сыновья Энне Бурды: Франц (11 лет), Фридер (7 лет) и Хуберт (3 года). Ее желание иметь детей было огромным, но, как она сама признавалась, всю жизнь сильнее всех любила своего младшего сына. "Солнечный мальчик. Мне кажется, я никогда не слышала от Хуберта злого слова".

Сияющая красавица Энне Бурда. При этом она долго не осознавала своей привлекательности. "В молодости я казалась себе дурнушкой", - рассказывала она. Не в последнюю очередь потому, что мать называла ее "отвратительной девчонкой". "Если мне кто-то и говорил, что я красивая, я не хотела этому верить".

В этом году Энне Бурда еще на один шаг приблизилась к своему успеху. Она взялась руководить небольшим, дышащим на ладан издательством в городе Лар всего с 48 работниками. "Рабочие кабинеты размещались в зале одного ресторанчика, в маленьком зале, даже, можно сказать, крошечном". Но Энне Бурда была уверена, что с ее волей и верой в успех она сумеет создать нечто значительное.

В 1949 году в Германии был жесткий послевоенный дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау. "Она с самого начала придавала огромное значение соответствию и совершенству. Если вы шили что-то 38-го размера, это был 38-й размер", - говорит оффенбургская журналистка Уте Дамен, работающая над биографией издательницы.

В первые месяцы новый журнал назывался Favorit, но потом на семейном совете решили, что это будет Burda Moden. Стартовый тираж составил 100 тыс. экземпляров. Первый номер с колорированной фотографией на обложке имел большой успех.

В 1963 году Бурда покупает конкурента - журнал Beyer Moden, и тираж вырастает до 1,2 млн экземпляров - мировой рекорд того времени для журнала мод. Еще через пять лет Burda Moden уже продавался по миру тиражом 1,5 млн экземпляров.

К этому времени Энне Бурда становится известной. Харизматичная дама привлекала многих. Она дружила с известными дизайнерами - Вольфгангом Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карлом Лагерфельдом. Они рисовали для журнала свои модели и таким образом рекламировали себя полуторамиллионным тиражом.

У Burda Moden не было серьезных соперников. Бизнес был довольно хлопотный, требовал специального дорогостоящего оборудования. Несколько журналов Бурда просто купила. Но ее главным конкурентом был развивающийся рынок готовой одежды. "Когда экономика в Германии начала развиваться, люди стали покупать как безумные", - говорит главный редактор немецкого издания Burda Moden Сюзанна Райнль.


Пустить Burda Moden в СССР было политическим решением руководства страны. Журнал начали выпускать "Внешторгиздат" совместно с предприятием "Ферросталь", а Раиса Горбачева назвала появление у нас Burda Moden своим вкладом в демократизацию женщин Советского Союза. Для СССР это была легализация западной культуры и дефицитный товар (анекдот тех времен:"Что за очередь у Кремля?" - "Да мужики за какой-то бурдой стоят"), для Энне Бурды - выход на крупнейший рынок, который с тех пор только рос. Тираж первого русского номера был 100 тыс. экземпляров.

Оценить материал:
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бурды Бориса

Борис Бурда, Россия

Большинству телезрителей Борис Бурда известен как один из самых ярких игроков телевикторины «Что? Где? Когда?»

За двадцать лет участия в ней он не только ответил на неимоверное количество самых каверзных телезрительских вопросов, но и стал трехкратным обладателем «Хрустальной совы» и обладателем «Бриллиантовой совы» (приза лучшего игрока по результатам 1990 года).

Однако не все знают, что сначала популярный «знаток», выпускник Одесского политехнического института, работал инженером и увлекался самодеятельной песней. В последние же годы он приобрел известность в новом качестве – телеведущего кулинарных шоу и автора статей и книг по кулинарии. Хотя живет Борис Бурда в Одессе, договориться с ним о встрече оказалось совсем не сложно: он частый гость столицы, да и вообще очень много ездит.

Очарованный странник

«AиФ»: – Борис Оскарович, вас не утомляет такое количество переездов?

Борис Бурда: – Да нет, сейчас путешествовать стало довольно комфортно. К тому же, поездки позволяют лишний раз встретиться с друзьями, а это для меня очень ценно. Только что вернулся из Хибин с фестиваля памяти Владимира Высоцкого. Теперь собираюсь в Липецк, у меня там выступление, потом снова вернусь в Одессу, чтобы сразу же уехать на кулинарное шоу в Донецк.

«AиФ»: – Живя в Одессе, вы ведете передачу о кулинарии на Киевском телевидении…

Б. Б.: – А что тут особенного? Все равно съемки проходят не у меня дома, так что в любом случае на работу пришлось бы ездить. А на самолете даже быстрее, чем на трамвае…

Воля случая

«AиФ»: – В своих книгах вы писали о том, как благодарны своей первой жене за то, что она не умела готовить, что и подвигло вас заняться изучением кулинарного искусства…

Б. Б.: – Я уверен, что любое жизненное обстоятельство само по себе не вредно и не полезно, вопрос в том, как вы к нему отнесетесь. Один великий кулинар начал заниматься этим искусством, потому что боялся, что его хотят отравить. Для многих это стало бы несчастьем, а ему позволило самореализоваться. Человек должен все уметь использовать во благо, тогда жаловаться будет не на что: если ты недоволен своей жизнью, значит, не так ее использовал.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«AиФ»: – А другие случаи, когда неприятное, на первый взгляд, событие открывало новые возможности, у вас были?

Б. Б.: – Да. Например, на фестивале авторской песни 81 года в Казани я оказался единственным, кого даже не выпустили на сцену. Почему – не знаю, мои песни были вполне политически нейтральными. Казалось бы, очень неприятное событие. Однако этот запрет привлек ко мне такое внимание, что я получил несколько приглашений на сольные концерты. Для начинающего барда это было огромной удачей.

Для тела и души

«AиФ»: – В те времена был так велик интерес к песне, а значит – к душе, а теперь ваше творчество больше востребовано «для желудка». Вас это не огорчает?

Б. Б.: – В те времена остро не хватало свободы. Некоторые книги мы передавали друг другу в перепечатке на папиросной бумаге (чтобы получилось 5 копий). Теперь книги всюду лежат, то есть свободы достаточно. А с едой хуже. Всех интересует, как попроще приготовить, как сохранить, как питаться в кризис. К душе это тоже имеет отношение.

«AиФ»: – Книгу об экономной кулинарии в период кризиса написать не планируете?

Б. Б.: – Да нет, специальной книжки тут не надо. Кризис – не для того, чтобы люди страдали, а чтобы перестали заниматься никчемными делами. Кризис заставит их заниматься чем-то нужным. А если хотите питаться подешевле, ешьте кашу. Это вкусно, полезно, дешево, просто, разнообразно.

Б. Б.: – С удовольствием! Вот, например, кукурузная каша. На одного человека наливаем в казанок 2 стакана холодной воды и высыпаем 4 ложки кукурузной крупы, активно мешая вилкой – тогда комков не будет. Ставим на огонь, доводим до кипения. Варим 10 минут, столько же даем постоять. Солим по вкусу. В тарелку кладем ложку сметаны и натираем немного брынзы.

Кодекс стройности

«AиФ»: – Однако профессия кулинара влияет на фигуру не самым лучшим образом…

Б. Б.: – Да, в какой-то момент я не уследил, и мой вес перестал нравится не только мне, но и моему старшему сыну. Он чуть ли не насильно меня «запихнул» в индийскую клинику в немецком городе Бад-Эмсе, где я несколько сбросил вес и собираюсь сбрасывать его дальше.

«AиФ»: – Что вы для этого делаете?

Б. Б.: – Для меня оптимальным оказалось приближение к средиземноморской системе питания. Например, красное мясо разрешается есть лишь изредка, белое мясо и курицу – чаще, но не каждый день, рыбу и морепродукты – почаще, пасту и крупы – ежедневно, фрукты – несколько раз в день. Нужно использовать полезное оливковое масло, не злоупотреблять алкоголем, но не отказываться от красного вина.

«AиФ»: – Но ведь паста – это макароны, от них толстеют…

Б. Б.: – Софи Лорен утверждает, что сохранила фигуру именно благодаря пасте. Просто нужно не разваривать макароны до кашицеобразного состояния и есть их без заправок.

Отец и дети

«AиФ»: – Борис Оскарович, это так трогательно, что старший сын заботится о вас… Как удалось построить такие замечательные отношения с ребенком от первого брака, состоя в браке втором?

Б. Б.: – Порядковый номер брака не имеет никакого значения. Приличные люди и после развода поддерживают нормальные отношения. Владик – очень активный и небезразличный человек, талантливый бизнесмен и прекрасно относится к отцу. Я даже и не представляю, как может быть иначе. Детей нужно любить, помогать им становиться лучше, быть для них интересными. Обязательно удовлетворять их потребности в книгах и путешествиях. Нужно, чтобы ребенок, если у него неприятности, советовался с вами, а не с приятелями.

И надо относиться к нему, как к взрослому. Например, когда моему младшему сыну было четыре года, я ему объяснил, для чего нужны спички, показал, как ими пользоваться. Он знал, где они лежат и зачем нужны, и я нисколько не боялся, что он станет с ними играть. Кстати, в семь лет он уже мог не только приготовить яичницу, но и пожарить кусок мяса. Сейчас, когда ему 19 (он студент Политехнического института), способен приготовить даже суши.

«AиФ»: – Вы не пытались привлекать сыновей к участию в ваших передачах?

Б. Б.: – Младшего снял раза два в кулинарном шоу, а старший когда-то принимал участие в «Брейн-ринге». Но я никогда не «давил» на них с целью заставить выбрать тот или иной род занятий.

«AиФ»: – А в воспитании внуков вы принимаете участие?

Б. Б.: – Когда мой отец был недоволен тем, как я воспитываю Владика, и делал мне замечания, я ему говорил: «Ты своих детей воспитывай». Я не хочу, чтобы мне так сказали. Так что Владик сам воспитывает своих детей. Он любит давать интервью, где рассказывает, какой был у него строгий отец и как он его боялся. Но будет ли когда-нибудь давать интервью мой заласканный внук?

Свой интерес

«AиФ»: – Многие наши читатели – большие поклонники телевикторины «Что? Где? Когда?». Вы по-прежнему принимаете в ней участие?

Б. Б.: – Да, принимаю. Ближайшая сессия будет в апреле.

«AиФ»: – Вы как-то специально готовитесь к игре?

Б. Б.: – Нет, никогда специально не готовился, потому что считаю это бесполезным.

«AиФ»: – Быть может, потому, что обладаете поистине энциклопедическими познаниями в самых разных областях… Ваша первая специальность – «инженер-теплоэнергетик по автоматизации» как-то вам пригодилась?

Б. Б.: – Я двадцать лет работал по этой специальности. И, наверное, был не таким уж плохим инженером. Не моя вина, что эта профессия стала не нужна...

«AиФ»: – Вы столько раз меняли профессию: инженер, бард, кулинар…

«AиФ»: – Вы явно не относитесь к тем мужчинам, которым жена нужна, чтобы готовить. Какие же качества привлекают вас в женщине?

Б. Б.: – В женщине я ценю желание общаться. Именно со мной.



Что еще почитать