Как появились первые цари. Тайны русской цивилизации. кто был первым царем руси

Первым титул русского царя принял Иван IV. Прочитав эту статью, вы узнаете, как это произошло, а также чем было отмечено его правление. Иван Грозный - великий князь (с 1533 года), а с 1547 - первый русский царь. Это сын Василия III. Он начал править с конца 40-х годов с участием Избранной рады. Иван IV первым русским царем был с 1547 по 1584 год, до самой своей смерти.

Кратко о правлении Ивана Грозного

Именно при Иване начался созыв Земских соборов, а также был составлен Судебник 1550 года. Он провел реформы суда и управления (Земская, Губная и др. реформы). В 1565 году в государстве введена была опричнина.

Также первый русский царь в 1553 году установил торговые отношения с Англией, при нем была создана в Москве первая типография. Иван IV покорил Астраханское (1556) и Казанское (1552) ханства. Ливонская война велась в 1558-1583 годах за выход к Балтийскому морю. В 1581 году начал присоединение Сибири первый русский царь. Массовыми казнями и опалами сопровождалась внутренняя политика Ивана IV, а также усилением закрепощения крестьян.

Происхождение Ивана IV

Будущий царь появился на свет в 1530 году, 25 августа, под Москвой (в селе Коломенское). Он был старшим сыном Василия III, великого князя Московского, и Елены Глинской. Иван происходил по отцовской линии из династии Рюриковичей (ее московской ветви), а по материнской - от Мамая, который считался родоначальником Глинских, литовских князей. София Палеолог, бабка по отцу, принадлежала к роду византийских императоров. Согласно преданию, в честь рождения Ивана в Коломенском заложили церковь Вознесения.

Детские годы будущего царя

Трехлетний мальчик после смерти отца остался на попечении у своей матери. Она умерла в 1538 году. В это время Ивану было всего лишь 8 лет. Он рос в обстановке борьбы за власть родов Бельских и Шуйских, враждующих между собой, в атмосфере дворцовых переворотов.

Окружавшие его насилия, интриги и убийства способствовали развитию в будущем царе жестокости, мстительности и подозрительности. У Ивана склонность мучить других проявлялась уже в детстве, и ее одобряли приближенные.

Московское восстание

В юности одними из самых сильных впечатлений будущего царя были Московское восстание, произошедшее в 1547 году, и "великий пожар". Бунтовщики после убийства родственника Ивана из рода Глинских явились в село Воробьево. Здесь укрывался великий князь. Они потребовали выдать им остальных Глинских.

Больших усилий стоило уговорить толпу разойтись, однако ее все-таки удалось убедить в том, что Глинских нет в Воробьеве. Только что миновала опасность, и вот уже будущий царь распорядился арестовать заговорщиков для того, чтобы казнить их.

Как первым русским царем стал Иван Грозный?

Уже в юности излюбленной идеей Ивана стала мысль о самодержавной власти, ничем не ограниченной. В Успенском соборе Кремля 16 января 1547 года состоялось торжественное венчание Ивана IV, великого князя, на царство. Знаки царского достоинства были возложены на него: шапка и бармы Мономаха, крест Животворящего Древа. Иван Васильевич после приобщения Святых Тайн был помазан миром. Так первым русским царем стал Иван Грозный.

Как вы видите, народ не участвовал в этом решении. Иван сам провозгласил себя царем (конечно, не без поддержки духовенства). Первый избранный русский царь в истории нашей страны - это Борис Годунов, правивший чуть позже Ивана. Земский собор в Москве в 1598 году, 17 (27) февраля, избрал его на царство.

Что давал царский титул?

Принципиально иную позицию в отношениях с государствами Западной Европы позволил занять царский титул. Дело в том, что великокняжеский титул на западе переводили как "принц", а иногда и как "великий герцог". Однако "царь" либо не переводили совсем, либо переводили как "император". Тем самым русский самодержец встал вровень с императором самой Священной Римской империи, единственным в Европе.

Реформы, нацеленные на централизацию государства

Вместе с Избранной радой с 1549 года первый русский царь осуществил ряд реформ, которые были нацелены на централизацию государства. Это, прежде всего, Земская и Губная реформы. Также начались преобразования в армии. Новый Судебник был принят в 1550 году. Первый Земский собор был созван в 1549 году, а еще через два года - Стоглавый собор. На нем был принят "Стоглав", сборник решений, регламентирующий церковную жизнь. Иван IV в 1555-1556 годах отменил кормления, а также принял Уложение о службе.

Присоединение новых земель

Первый русский царь в истории России в 1550-51 годах участвовал лично в Казанских походах. Казань была покорена им в 1552 году, а в 1556 - Астраханское ханство. Ногаи и сибирский хан Едигер попали в зависимость от царя.

Ливонская война

Торговые отношения с Англией были установлены в 1553 году. Иван IV в 1558 году начал Ливонскую войну, намереваясь заполучить побережье Балтийского моря. Военные действия первоначально развивались успешно. Армия Ливонского ордена к 1560 году была разгромлена окончательно, а сам этот Орден прекратил свое существование.

Во внутреннем положении государства тем временем произошли существенные изменения. Царь около 1560 года порвал с Избранной радой. Он наложил на ее деятелей различные опалы. Адашев и Сильвестр, по мнению некоторых исследователей, понимая, что России не сулит успеха Ливонская война, безуспешно пытались склонить царя к подписанию соглашения с противником. Русские войска в 1563 году овладели Полоцком. Это была в те времена крупная литовская крепость. Иван IV особенно гордился этой победой, которая была одержана уже после роспуска Избранной рады. Однако Россия уже в 1564 году начала терпеть поражения. Иван старался найти виноватых, начались казни и опалы.

Введение опричнины

Первый русский царь в истории России проникался все сильнее идеей установления личной диктатуры. Он объявил в 1565 году о введении опричнины в стране. Государство делилось отныне на 2 части. Земщиной стали называться территории, которые не вошли в опричнину. Каждый опричник обязательно присягал царю на верность. Он обязывался не поддерживать отношения с земскими.

Опричники были освобождены Иваном IV от судебной ответственности. С их помощью царь насильственно конфисковывал вотчины бояр и передавал их во владение дворянам-опричникам. Опалы и казни сопровождались разбоем среди населения и террором.

Новгородский погром

Новгородский погром, произошедший в январе-феврале 1570 года, стал крупным событием времен опричнины. Поводом к нему стало подозрение в том, что Новгород намерен перейти к Литве. Иван IV лично руководил походом. По дороге до Новгорода от Москвы он разграбил все города. В декабре 1569 году во время похода Малюта Скуратов в тверском монастыре задушил митрополита Филипа, который пытался противостоять Ивану. Считается, что количество жертв в Новгороде, в котором проживало в то время не более 30 тыс. человек, составило 10-15 тысяч. Историки утверждают, что царь в 1572 году отменил опричнину.

Нашествие Девлет-Гирея

В этом свою роль сыграло нашествие Девлет-Гирея, крымского хана, на Москву, совершенное в 1571 году. Опричное войско не в силах было его остановить. Девлет-Гирей сжег посады, огонь также перекинулся на Кремль и Китай-город.

Пагубно отразилось разделение государства и на его экономике. Было опустошено и разорено огромное количество земель.

Заповедные лета

Для того чтобы предотвратить запустение множества имений, в 1581 году царь ввел в стране заповедные лета. Это был временный запрет крестьянам покидать хозяев в Юрьев день. Это способствовало утверждению крепостнических отношений в России. Полной неудачей для государства завершилась Ливонская война. Были потеряны исконно русские земли. Иван Грозный объективные итоги своего царствования мог увидеть еще при жизни: провал всех внешне- и внутриполитических начинаний.

Раскаяние и приступы ярости

Царь с 1578 года перестал казнить. Практически в это же время он распорядился составить поминальные списки (синодики) казненных, а затем разослать по монастырям страны вклады на их поминовение. В составленном в 1579 году завещании царь каялся в содеянном.

Однако периоды молитвы и покаяния у него сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 года, во время одного из этих приступов, в своей загородной резиденции (Александровской слободе) он случайно убил Ивана Ивановича, своего сына, попав ему в висок посохом с железным наконечником.

Смерть наследника повергла в отчаяние царя, так как Федор Иванович, другой его сын, был неспособен к управлению государством. Иван отправил большой вклад в монастырь на помин души Ивана, подумывал даже сам уйти в монастырь.

Жены и дети Ивана Грозного

Неизвестно точно число жен Ивана Грозного. Вероятно, царь был женат 7 раз. У него было, не считая детей, умерших в младенчестве, трое сыновей.

У Ивана от первого брака родилось от Анастасии Захарьиной-Юрьевой двое сыновей, Федор и Иван. Второй его супругой стала Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя. Третьей была Марфа Собакина, которая неожиданно умерла через 3 недели после свадьбы. Жениться по церковным правилам запрещалось более трех раз. Поэтому в 1572 году, в мае, созвали церковный собор для того, чтобы разрешить Ивану Грозному 4-й брак - с Анной Колтовской. Однако она в том же году была пострижена в монахини. В 1575 году пятой супругой царя стала Анна Васильчикова, которая умерла в 1579 году. Вероятно, шестой женой была Василиса Мелентьева. Осенью 1580 года Иван заключил последний брак - с Марией Нагой. В 1582 году, 19 ноября, от нее родился Дмитрий Иванович, третий сын царя, который погиб в Угличе в 1591 году.

Чем еще запомнился в истории Иван Грозный?

Имя первого русского царя вошло в историю не только как воплощение тирании. Для своего времени он был одним из самых образованных людей, обладал богословской эрудицией и феноменальной памятью. Первый царь на русском престоле является автором множества посланий (например, Курбскому), текста и музыки службы праздника Богоматери Владимирской, а также канона Архангелу Михаилу. Иван IV способствовал тому, что в Москве было организовано книгопечатание. Также во время его правления был возведен на Красной площади храм Василия Блаженного.

Смерть Ивана IV

В 1584 году, 27 марта, примерно в третьем часу, Иван Грозный отправился в баню, приготовленную для него. Первый русский монарх, официально принявший титул царя, мылся с удовольствием, его тешили песнями. Иван Грозный после бани чувствовал себя свежее. Царя усадили на постели, на нем был сверх белья широкий халат. Иван велел подать шахматы, начал расставлять их самостоятельно. Ему никак не удавалось поставить на свое место шахматного короля. И в это время Иван упал.

Сразу же побежали: кто за розовой водой, кто за водкой, кто за духовенством и врачами. Явились врачи со снадобьями, принялись растирать его. Также пришел митрополит и совершил наскоро обряд пострижения, нарекая Ионою Ивана. Однако царь был уже бездыханен. Заволновался народ, в Кремль бросилась толпа. Борис Годунов распорядился затворить ворота.

Тело первого русского царя на третий день предали погребению. Его похоронили в Архангельском соборе. Могила сына, убитого им, находится рядом с его собственной.

Итак, первым русским царем был Иван Грозный. А после него начал править его сын, Федор Иванович, который страдал слабоумием. Фактически управление государством осуществлял опекунский совет. Началась борьба за власть, однако это уже отдельная тема.

И Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, в 1547 г. ставший первым русским царём, официально венчанным на трон.

Эпоха Ивана IV стала пиком развития Московского княжества, военным и дипломатическим путём завоевавшего более высокий статус царства.

После смерти отца трёхлетний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 г., когда ему было неполных 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Уже в юности излюбленной идеей царя стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В 1545 г. Иван достиг совершеннолетия и стал полноправным правителем, а в 1547 г. - венчался на царство.

Благодаря превращению Московии в царство и утверждению самодержавного принципа власти политика централизации, проводившаяся московским правящим домом на протяжении столетий, получила логическое завершение. В течение нескольких десятилетий был проведён ряд внутренних реформ (приказная, судебная, земская, военная, церковная и др.), завоёваны Казанское (1547–1552) и Астраханское (1556) ханства, возвращён ряд русских территорий на западных рубежах, началось проникновение в Сибирь, упрочились позиции России на международной арене и т. д.

Однако благополучие царства в значительной степени было подорвано разорительной и неудачной для России Ливонской войной (1558–1583) и начавшейся в 1565 г. опричниной.

Царь Иван IV Васильевич был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошёл как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности, к А. М. Курбскому, В. Г. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказал большое влияние на составление ряда литературных памятников середины XVI в. (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания. По его инициативе было также осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты.

В русской историографии деятельность Ивана IV получила разноречивую оценку: дореволюционные историки отрицательно характеризовали царя, советские - подчёркивали положительные стороны в его деятельности. Во второй половине XX в. началось более глубокое и конкретное изучение внутренней и внешней политики Ивана IV.

Лит.: Веселовский С. Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Зимин А. А. Опричное наследие // В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Переписка Царя Ивана Грозного с Андреем Курбским и Василием Грязным. Л., 1979; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/443514. html ; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2001; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// militera. lib. ru/ bio/ skrynnikov_ rg/ index. html ; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/438908. html ; Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973.

См. также в Президентской библиотеке:

Беляев И. В. Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный, Московский и всея Руси. М., 1866 ;

Валишевский К. Ф. Иван Грозный. (1530-1584) : пер. с фр. М., 1912 ;

Величкин В. Г. Покорение Казани московским царём Иваном Васильевичем Грозным: рассказ из русской истории. М., 1875;

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. [М.], 1922 ;

Кизеветтер А. А. Иван Грозный и его оппоненты. М., 1898 ;

Курбский А. М. История о великом князе Московском: (извлечено из «Сочинений князя Курбскаго»). СПб. ,1913 ;

ТАЙНЫ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Кто был Первым Царем Руси?

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ?


КТО ПЕРВЫЙ ЦАРЬ

Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. Учебники истории, с выходом труда Карамзина, стали инструментом необъявленной войны против России.
Вполне понятна тяга историков представить свою страну без пятен. Каждая нация хочет приукрасить свои достижения, победы, горечь поражений. Россия отличается и в этом. У наших историков, большей части элиты, интеллигенции - болезненная страсть выворачивать грязное бельё нашей истории, пропагандировать чёрные мифы, зачастую являющихся продуктом ведущейся против нашей страны информационной войны.

В преддверии каждого нового учебного года, правоохранительные органы проводят серьезную работу по выявлению тиражей фальсифицированных школьных учебников. Огромное количество «самодела» подвергается публичному уничтожению. Их ликвидацию связывают с вредом здоровью, которое они могут нанести нашему подрастающему поколению.
Однако никогда не рассматриваются другие, не менее тяжкие последствия для личности школьника. Проблема состоит в том, чтобы защитить их мировоззрение ото лжи словом и по умолчанию. Поскольку деформированное мировоззрение наносит непоправимый ущерб нравственности и душевному здоровью.

Любая наука, по мере накопления новой фактологии, меняется. Зачастую - кардинально. История, в этом ряду, выглядит монументом, который только частично реставрируется. При этом неизменной остаются все её главные элементы.
В 90-е гг. Россия вернула старый государственный герб - двуглавого орла. Разные исследователи предлагают различные трактовки его смысла. Зато он максимально точно передает состояние нынешней концепции истории - двуликого Януса.


Двуликая история

Начатое редакцией нашей газеты историческое расследование (Прошлое порождает будущее; Дед Мороз и Санта Клаус; Тайны крещения; Библия - сборник мифов или исторический документ; Второе пришествие; Там русский дух) выявило ряд подкреплённых документальными свидетельствами и артефактами гипотез, которые НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ официальной историографией, а исторические свидетельства ОБЪЯВЛЯЮТСЯ МИФАМИ И ЛЕГЕНДАМИ.
В то время, как даже за сказочными фигурами Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура. Появление же этих мифических персонажей и связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, связанный с русской историей, до сих пор скрывают.
Скрывают потому, что это - библейский Иисус Христос, история которого ПОЛНОСТЬЮ соотносится с реальной исторической фигурой византийского императора АндроНика Комнина. Имя которого объединяет двух известных в русской истории персонажей: Андрей-Андрос Первозванный и Николай-Ника Святитель (Чудотворец, Угодник).

В опубликованном материале «Там русский дух» выдвигается гипотеза, что есть веские основания искать причину искажения мировой истории, наглядно видимой на примере святыни КЁЛЬНСКОГО собора, гигантской усыпальнице трех Волхвов (Трёх Магов или Святых Царей) в том, что европейцы долгое время были ВАССАЛАМИ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Именно поэтому в нынешней истории игнорируются:

Существование документов, подтверждающих историческую достоверность крещения Руси Андреем Первозванным;

Что Андрей Первозванный не только крестил древнюю Русь, но и правил там, т. е. его можно с полным основанием назвать ЦАРЁМ Руси, либо её части;

Во времена Андрея Первозванного РИМ НАХОДИЛСЯ НА СЕВЕРЕ Руси;

Что «Никола - Бог-покровитель всех русских »;

Существуют ДВА ежегодных чествования, весенний праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и «Никола Зимний», и есть только ещё один персонаж в христианстве, которому также отмечают ДВЕ даты (Рождество и Пасха) - Иисус Христос (И.Х.) ;

На православных иконах И.Х. есть надписи: НИКА и ЦАРЬ СЛАВЫ, а в Библии он прямо называется ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ;

Что Волхвы и Богородица на многочисленных изображениях приношения даров родившемуся Христу, а на некоторых изображениях и младенец Иисус имеют на голове КОРОНЫ, а ИМПЕРАТОР Священной Римской империи германской нации Оттон - БЕЗ НЕЁ;

О существовании на Востоке огромного и сильного христианского царства, управлявшееся могущественным монархом, Пресвитером (глава, одновременно, религиозной и государственной власти) Иоаном. В нашей истории также есть реальный персонаж - Иван Калита/Калиф. В русских документах даже XVII в. встречаются фразы: «Того они Папу чтут, как мы Калифу».
А мешает это увидеть только то, что в наших учебниках истории утверждается, что на Русь государственность пришла с Запада, от иноземцев-норманов и значительно позднее европейских стран.

О чём умалчивают школьные учебники

Зарождение царской власти тесно связано с историей государственности России. Нас уверяют, что первым был Иван IV. Допустим, что ЧЕТВЕРТЫЙ ИВАН БЫЛ ПЕРВЫМ ЦАРЕМ. Но почему ЭТА СТРАННАЯ НУМЕРАЦИЯ БЫЛА ПРИНЯТА ТОЛЬКО В РОССИИ? Это вызвало бы, у пытливой общественности, сомнения в любой стране. Но мы не задаём этот вопрос нашим историкам.
В любой европейской стране, от которых наше отечество уже здорово отстало и наверстывало упущенное, как нас уверяют, необходимо копировать их опыт. Первый самодержец, вполне обоснованно должен иметь и первый номер в династической хронологии. Почему у нас опять все никак у людей? На это наши учебники хранят гробовое молчание.
Выдвинутая официальной историографией концепция тут же рушится, если на неё взглянуть глазами не школяра, а взрослого человека. Потому что в России были еще и Василии, с I-го по III-го. Они были правителями ДО Ивана IV.

Не получается и с версией, что нумерация стала традиционной ТОЛЬКО у великих князей московских. Поскольку Иван I и II-й были великими князьями владимирскими . Ответа на этот вопрос в традиционных учебниках нет.
Зато в энциклопедических словарях можно убедиться, что традиция нумерации династических имен начинается со Святослава I, известного по учебникам истории князя-воина, сына Игоря и княгини Ольги. После Владимира I, сына Святослава, устанавливается уже новая традиция, после соответствующего номера называть отчество, например: Святополк II Изяславович, Святослав II Ярославович, Владимир II Всеволодович (Мономах), Всеволод III Юрьевич (Большое гнездо), Иван I Данилович (Калита) и т.д.

Почему-то выпадают из данной традиции самые громкие имена , с которыми связывают, согласно традиционной истории, наиболее значимые для России свершения: Ярослав Мудрый (сын Владимира I), Юрий Долгорукий (сын Владимира II Мономаха), Александр Невский (сын Ярослава II). Особенно загадочной, в этом свете, выглядит фигура Дмитрия Донского (сына Ивана II), великого князя московского, сыном которого был Василий I.
Таким образом, традиции соответствующие европейским королевским дворам существовали на Руси по крайней мере с X-го века. По своим размерам и влиянию великие княжества: Киевское, Владимирское, Новгородское, Московское и др. -, не уступали самым крупным государствам Европы. В то время как значительно более мелкие по территории, могуществу и богатству властители величались королями (королевства Наварское и Бургундское).
Можно сделать вывод, что любой русский великий князь , по европейской традиции вполне соответствовал европейским королям. Подтверждают это также исторические факты, например династические браки.

Жена Ярослава Мудрого, Ингигерда, была королевной Швеции. Сын, Всеволод I Ярославич, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж соответственно за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Внук Ярослава, Владимир II Всеволодович, таким образом, мог реально (а не в качестве исторической легенды) короноваться императором Византии, как законный Мономах. Его женой стала Гита, дочь последнего короля саксов Англии - Гарольда. Такое перечисление можно было продолжить, а ведь династические браки заключаются между равными по статусу.

Что сокрыто за венчанием на царство в русской истории

В официальной истории по этому поводу полная путаница. С одной стороны приводится информация, называемая «исторической легендой», о Владимире Мономахе (1053-1125 гг.). Приводятся данные о следующих сохранившихся сведениях.
Когда-то, германский император предлагал прислать в дар корону, как знак царской власти еще толи деду, толи отцу Ивана IV. Но русские князья рассудили следующим образом: «…негоже им, прирожденным государям, чей род (естественно, согласно легенде) восходит к римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, принимать подачки от императора католика …».

С другой стороны признается, что традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Что торжественное венчание на престол Ивана IV 16 января 1547 г., в Москве, произошло по обряду, придуманному еще его дедом - Иваном III (1440-1505 гг.). Который когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ивановича. Правда, скипетр - жезл, символизирующий государственную власть, почему-то не отдал.
Нам приходится верить и тому, что атрибуты царской власти : шапка Мономаха, бармы, крест на золотой цепи и другие предметы, использовавшиеся в церемонии,- более 400 лет ждали своего часа в княжеских сокровищницах.
Возникает вопрос и к новой истории. Почему первые Романовы, до Петра I, не имели династической нумерации?

Заимствование традиций

Возникают вопросы и по поводу отсутствия следов заимствования, на которых настаивали романовские историки, из зарубежных традиций и в государственной символике. Например, появление двуглавого орла, как символа государственной власти. По первоначальной официальной версии эта эмблема была заимствована у Византийской империи после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Современные исторические исследования опровергают эту версию. Историк Н.П. Лихачев считает, что Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не имела . На известных науке личных печатях византийских императоров двуглавого орла также не было. А поскольку никогда не было, то и заимствовать было нечего.

К моменту «первого» коронования в России, в Европе подобный обряд уже полностью сложился. Сформировался и набор соответствующих символов власти. Резонно было бы ожидать соответствующее копирование со стороны более «молодой» государственности. Но в России среди регалий царской власти никогда не было меча, в отличие от всех других европейских стран, где он непременно вручался монарху во время коронации.

В европейских обрядах возведения на престол монарх сам произносил клятву, которая его обязывала соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Основной текст клятвы, как и содержание, а также последовательность обряда возведения на престол, не менялся на протяжении веков. С изменениями, происходившими в обществе, происходило только увеличение числа обязательств, принимаемых на себя монархом.
В России при венчании на царство никакой присяги и обещаний подданным не давалось . Можно конечно отнести данные исторические факты на счет традиционной русской дикости. Но существует, на наш взгляд, более заслуживающая рассмотрения версия. По традиции оружие вручалось своим вассалам стоящими выше в иерархиях феодальных государств. Таким образом, вручение меча подразумевало наличие определенной подчиненности. При этом с вассала бралась и клятва о его обязательствах. Отсутствие этого в русских традициях может свидетельствовать, что царя олицетворяли лишь с богом данной властью . Может поэтому, и называли помазанником божьим?

В таком случае российская монархия должна была стоять выше европейских королей. Известны ли такие исторические свидетельства? Да, и некоторые уже были приведены. Существуют и другие свидетельства подобного рода. Известно, что дочь Ярослава Мудрого Анна, во время своей коронации во Франции, пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезенной из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймсском соборе, где до 1825 г. короновались все французские монархи. Все последующие поколения французских королей , как это не поразительно для историков, присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.
Возникает резонный вопрос. Каким образом исторической науке удается не замечать столь очевидных фактов?

Кто написал русскую историю

Первым русским историком считается Татищев (1686-1750). Еще в XIX в. академик П.Г. Бутков об изданной книге «Татищева» писал: «..издана не с подлинника, который потерян, а с весьма неисправного, худого списка… При печатании сего списка исключены в нем суждения автора, признанные (редактором Миллером - авт.) вольными, и сделаны многие выпуски, …нельзя знать, на котором времени Татищев остановился, что точно принадлежит его перу..».

Нынешняя версия русской истории была разработана иностранцами , немецкими историками: Шлецером, Миллером и Байером. Байер - основоположник норманнской теории, Миллер собрал коллекцию КОПИЙ документов (где оригиналы?), Шлецер первым изучил подлинник старейшей рукописи «Радзивилловской летописи», основы ХРОНОЛОГИИ «Повести временных лет». В дальнейшем ничего кардинально нового в русскую историю до романовского периода внесено не было .

Академик Б.А. Рыбакова, на основании анализа текста «Радзивилловской летописи» (без изучения вопроса об имевших место нарушениях нумерации страниц и замене порядка листов) писал, что вводный раздел летописи составлен из отдельных, плохо связанных между собой отрывков. Они имеют логические разрывы, повторы, разнобой в терминологии.
Это согласуется с данными по изучению фотокопии летописи. Первая тетрадь рукописи собрана из отдельных разрозненных листов, с явными следами правки церковнославянской нумерации. В половине случаев эти номера вовсе отсутствуют. Таким образом, требуется соответствующая криминалистическая экспертиза документа и соответствующие новые исследования, подтверждающие его подлинность и историческую достоверность.
Династия Романовых является заказчиком нынешней версии русской истории. Именно они пригласили иностранцев, разработавших соответствующую концепцию до романовского исторического периода. Имя писателя-сентименталиста Карамзина, как и Татищева, было лишь прикрытием иностранных корней.

Они обеспечили этой концепции надежную государственную защиту от оппонентов, таким образом, что это стало не научным, а политическим спором. Вполне естественно связать это с их историей восшествия на царский трон. Новой династии, резонно, потребовалась и новая история. Как минимум для того, чтобы оправдать идеологически ее законное право на русский престол.
Необходимо было скрыть то, что было раскрыто недавно при реставрации старых фресок Благовещенского собора Кремля. Изображение рода Христа, в который включены русские Великие князья - Дмитрий Донской, Иван III, Василий III. РЮРИКОВИЧИ ЯВЛЯЛИСЬ родственниками Иисуса! Поэтому, надписи на иконах ЦАРЬ СЛАВЫ объективно значат - ЦАРЬ СЛАВЯН!

Основатели Рима: Рем и Ромул.
Из «Всемирной Хроники» Хартмана
Шеделя (1493 г.). В руках Ромула -
Скипетр и царская держава с
ХРИСТИАНСКИМ КРЕСТОМ.

Средневековая монета с изображением Иисуса Христа. На лицевой стороне - Иисус Христос, на обороте написано: «Иисус Христос Базилевс», то есть «Иисус Христос Царь».

Сергей ОЧКИВСКИЙ (Москва) - http://expert.ru/users/ochkivskiis/
Эксперт Комитета по эконом. политике, инвест. развитию и предпринимательству Гос. Думы РФ. Член Совета по содействию предпринимательской (инвест.) деятельности и развитию конкуренции в СЗФО

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.

Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.

Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.

Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.

Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.

Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.

Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.

Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.

Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.

На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.

Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.



Что еще почитать