Как совершать джамаат намаз с женой. Некоторые хадисы о намазе в джамаате. Вознаграждение за совершение намаза в коллективе

Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие - про себя? Рамиля К.

Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:

1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният , например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом , ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.

При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран - шёпотом.

2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной . Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.

3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» - про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу , и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).

4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.

Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь ».

5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение , которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.

08:16 2017

Совершение ежедневного пятикратного намаза является фардом - обязательным действием для всех мусульман. И мужчинам, и женщинам полезно совершать его коллективно. О достоинствах такой молитвы говорят многие хадисы Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), советовавшего особенно мужчинам молиться вместе и, таким образом, не лишать себя дополнительной награды Всевышнего.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сам старался следовать данному правилу и потому всегда молился в мечети вместе с другими мусульманами.

Для мужчин коллективная молитва всегда является Сунной, а для женщин - не обязательным, но одобряемым действием.

Что касается обязанностей имама - возглавляющего молитву - их должен исполнять только мужчина. Женщина также может быть имамом, но только в кругу молящихся женщин. Если в коллективной молитве принимают участие мужчины, то она не имеет права возглавлять данный намаз.

Обязательно ли джамаатом молиться семье?

Шейх Ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Можно иногда совершать добровольные намазы, такие, как ночное стояние, Духа-намаз, иногда можно совершать сунан-рауатиб (сунны которые после или до обязательных намазов) с джамаатом (в коллективе) со своими домочадцами, детьми, женой и т.д, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил намаз в доме Анаса, с Анасом, и сиротой позади него, и Умм Сулейм, которая стояла позади них. Также он (мир ему и благословение Аллаха) совершил Духа-намаз коллективно (джамаатом) в доме ‘Утбан, когда он посетил его. Можно так делать.

Однако, если ты пропустил обязательную молитву, т.е. не совершил её джамаатом в мечети, по причине болезни, или по какой-либо другой причине, и вернулся домой, то можешь совершить намаз со своей семьёй, детьми джамаатом. Но при этом необходимо знать, что нельзя оставлять намаз джамаатом в мечети. Ты и твой дети, вы все должны в обязательном порядке совершать намаз в мечети джамаатом. Так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв на молитву, и не пришёл (совершить её), то не будет для такого намаза, если только у него есть причина…» (Из сайта шейха Ибн База).

Из этой фетвы становится ясно, что мужчины должны совершать обязательную молитву в мечетях с джамаатом. Также, шейх говорит, что человек может совершить намаз, как обязательный, если пропустил его по причине и не совершил в мечети, так и добровольный дома со своими домочадцами джамаатом. Однако, остаётся вопрос, получит ли человек за этот намаз, совершённый дома с домочадцами, дополнительную награду, или нет?

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдёт в мечеть. А когда (человек) войдёт туда, (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока он станет ожидать её начала, и ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О Аллах, прости его, о Аллах, оказывай ему милость Свою, пока он не осквернится!”». (Аль-Бухари, 477, Муслим и другие). Среди учёных существует разногласие по поводу намаза, не совершаемой в мечети. Так, некоторые сказали, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве, без джамаата. Другие сказали, что это намаз, совершённый вне мечети с джамаатом или в одиночестве.

Предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение, а именно, что имеется в виду молитва, совершённая в одиночестве. Поэтому, тот, кто совершит намаз дома джамаатом со своими домочадцами, или гостями, он заслуживает награду джамаата. Однако, это вознаграждение не равно, награде намаза, совершённого джамаатом в мечети.Таким образом, намаз за пределами мечети, совершённый джамаатом, лучше, чем намаз, совершённый в одиночестве.

Так имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Под словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке» имеется в виду намаз, совершаемый дома или на рынке в одиночестве. Это и является правильным мнением». («Шарх Сахих Муслим», Ан-Навави). Ведь, в большинстве случаев, человек, не совершивший намаз в мечети, совершает её дома уже один, т.к. остальные должны были уже совершить его джамаатотм.Таким образом, намаз, совершаемый дома с домочадцами джамаатом лучше нежели намаз, совершаемый в одиночестве.

Вопрос: Ассаламу алейкум! Пожалуйста, расскажите как правильно сделать коллективный намаз, мы с сестренкой делаем намаз дома в вдвоем, что нужно произносить вместе а что одной из нас, распишет по подробнее если можно…..И если можете прокомментируйте вот это высказывание, так ли это: «…А совершить индивидуальный намаз так что бы его принял Всевышний довольно трудно….» Взято из книги «Большие грехи» - Мухамамд-хаджи Гаджиев, Махачкала 2006.

Ответ:
Во имя Аллаха, Милостливого, Милосердного. Вся хвала Аллаху Всевышнему, мир и благословение Его Посланнику. Спасибо за вопрос.

1. Касательно допустимости женщине быть имамом для других женщин.
Известно, что мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) читала молитву в джамаате с другими женщинами, и была имамом в одном ряду с ними, и также поступали Умм Саляма и Умм Верака (сподвижница), да будет доволен ими Аллах, – все они молились дома с другими сподвижницами, и были имамами, стоя в одном ряду . (передал аль Байхаки).

Ибн Омар, а также Анас и многие другие считали, что говорить слова икамата для женщин не обязательно. Аш-Шафи’и, Исхак и имам Ахмад полагали, что могут. Однако известно, что Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила слова икамата (аль Байхаки).
Кроме этого, мы ничего не знаем.
Аллах лучше знает.

2. Посланник Аллаха сказал: «В деревне, либо даже на привале в пустыне не должно быть даже троих людей, которые бы не молились вместе, иначе – их одолеет шайтан. Поэтому вам ставится в завет совместная молитва,- ведь волк съедает отбившуюся овцу." (передали Ахмад и Дауд). Известно также, что коллективная молитва в 25 раз превосходит индивидуальную.

Если двое верующих хотят совершить совместную молитву, то один из них, согласно хадису пророка (СААС), должен быть имамом (руководителем молитвы). Имам не должен предлагать сам свою кандидатуру, его выбирают. Предпочтение всегда отдают хозяину дома (если вы в гостях), старшему по возрасту и тому, кто лучше знает Коран. Однако выбранный может уступить свое место, если пожелает, кому-нибудь другому.

Вторая (не имам) читает слова икамы, и, в вашем случае, встает справа от имама. Вы стоите в один ряд, так, чтобы касаться друг друга.
После произнесения икамы все разговоры прекращаются. Имам произносит такбир (слова «Аллаху акбар») и начинает молитву, совершая ее так, как он это обычно делает, только каждый такбир произносит вслух.
Выпрямлясь после совершения поясного поклона -руку"а, имам произносит вслух: "Самиа Ллаху ли ман хамида"-“Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”. Та, которая молится за имамом, делает это, как обычно, однако повторяет про себя слова «аль Фатихи», если имам читает ее вслух, и повторяет все движения за имамом с некоторым «запаздыванием», то есть не одновременно.Она повторяет все слова за имамом, но не вслух , а про себя.
В конце имам произносит вслух слова таслима: «Ас салялу алейкум ва рахматуЛлла»,и, когда имам уже совершит второй таслим, только тогда другая делает первый таслим.

Касательно того, обязаны ли молящиеся позади имама читать “аль-Фатиху”, если имам читает ее вслух- тут мнения богословов расходятся. Однако многие из современных ученых, в том числе шейх Ибн Баз, отдают предпочтение мнению, солгасно которому "Аль Фатиха" читается каждым молящися в каждом ракате.

Даже если вы не успели прочесть суру, а имам уже сказал такбир, то вы все равно следуете за имамом.

Вслух читается: два раката молитвы аль-фаджр, два раката аль-магриб, а также два раката молитвы аль-иша.

Слова икамы: (произносятся быстро)
"Аллаху акбар, Аллаху акбар, ашхаду алля иляха илля- Лла, ашхаду анна Мухаммада ррасулю Лла, хайя аля-ссалат,хайя аля-ссалат, хайя аля-ль фалях, хайя аля-ль фалях, кад каматиссаляту кадкаматиссаля,кд икамати фалях, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля – Лла»
Перевод: Аллах превыше всего.Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха.Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха.Спешите на молитву. Спешите к спасению. Нет божества, кроме Аллаха.

3. Что касается высказывания: «…А совершить индивидуальный намаз так что бы его принял Всевышний довольно трудно….» -Очевидно, имеется в виду, что если у одного из молящихся намаз принят, то и у всех остальных принято.

Да будут приняты ваши молитвы Аллахом Всевышним!

Вопрос 1. Часто работаю с бесцветным клеем типа супермомент, иногда остается у меня на пальцах, отмывается через какое-то кол-во дней, а на ногтях не всегда заметен. Соответственно омовение неполное, что делать?((Может кто знает, чем его отмыть?Вопрос 2. Можно ли в намазе в 3, 4 ракатах читать по 2 суры (Фатиха и любая на выбор), и можно ли эти суры читать вслух, если джамаатом? И можно ли говорить АЛЛАХУ АКБАР вместо САМИАЛЛАХУ ЛИМАН ХАМИДЕХ?

Читать полностью...

Двери шайтана

ПЕРВАЯ ДВЕРЬ: невежество.Это огромнейшая из дверей шайтана. Мы не преувеличим, если скажем, что все двери шайтана начинаются от невежества, так как невежественный человек не знает, где двери шайтана, чтобы закрыть их, не знает его хитростей, чтобы противостоять им, не знает его сетей, чтобы сторониться их, и шайтан с легкостью притягивает его к себе и берет верх над ним. Невежественный человек также не может добро отличить от зла, Сунну от новшества. И, возможно, он будет совершать грех, думая, что это Сунна...

Наша религия придает большое значение совершению намаза вместе с коллективом мусульман (джама‘атом) . При совершении коллективного намаза мусульмане больше сближаются друг с другом. Человек, не обладающий знаниями, пользуется знаниями других, приобретая хорошие привычки и со временем оставляя вредные. Пребывание в джамаате улучшает взаимоотношения, усиливает любовь, чувство братства и взаимопомощи между мусульманами.

Вознаграждение за намаз, выполненный коллективно, в 27 раз больше, чем за намаз, выполненный по отдельности. Об этом сказано в хадисе: «За намаз, выполненный коллективно, вознаграждения больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально» . «Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто совершал намаз полночи, а тот, кто совершил коллективно утренний намаз, будто совершал намаз всю ночь» , - говорится в другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Помимо того, намаз, совершенный индивидуально, Всевышний может и не принять из-за наших упущений в нем. Но намаз, совершенный вместе с коллективом, Аллах принимает из уважения к джамаату, который собрался на намаз ради Него. Поэтому все обязательные намазы надо стараться совершать вместе с коллективом. Это может быть как в мечети, так и в другом месте.

Причинами, при наличии которых можно не посещать коллективный намаз, являются:

Неблагоприятные погодные условия (сильный дождь, ветер, непроходимая грязь на улицах, невыносимая жара или холод); если человек испытывает сильный голод (жажду) и еда готова; при прогрессирующей болезни и если есть риск потерять работоспособность какого-либо органа тела; если кредитор домогается; если человек скрывается от ареста или хочет избежать наказания; если поел что-то с неприятным запахом (например, чеснок); если приходится ухаживать за больным (за которым некому ухаживать); если человек является слепым и некому его сопровождать; если нужно омыть покойника, завернуть его в саван, похоронить; если человек отстает от спутников в пути; при землетрясении; если человек испытывает сильное желание спать; в первые семь ночей после женитьбы, если женишься на девственнице, и три ночи в противоположном случае, можно не присутствовать на коллективном вечернем и ночном намазах.

При коллективном намазе один человек стоит впереди (имам) , а другой (маъмум) или какое-то количество молящихся стоят позади имама ровными рядами и следуют за ним в действиях. Если коллективный намаз совершают всего двое мужчин, следующий за имамом стоит чуть позади имама по правую сторону от него.

Условия и порядок следования за имамом

Нельзя совершать намаз: за имамом, намаз которого недействителен (если об этом точно известно); за тем, кто не умеет читать «Аль-Фатиха»; мужчине – за женщиной; за тем, кто умышленно совершает лишние ракааты. Также нельзя становиться даже чуть-чуть впереди имама; если самовольно опередить или отстать от имама в действиях на два рукну (не словесных), то намаз нарушается. Опережать имама на один рукн – греховно.

Совершая намаз за имамом, следует: стоять за имамом; произносить вступительный такбир после произнесения такбира имамом; иметь намерение в сердце следовать за имамом. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный полуденный намаз, следуя за имамом, ради Аллаhа» ; необходимо ждать, пока имам не перейдет в следующую позицию в намазе, и затем самому переходить в ту же самую позицию. Нельзя опережать имама в своих действиях в намазе. Если маъмум в своих действиях ненамеренно опередит имама, то он возвращается в исходное положение и ждет, пока это действие не совершит имам, а затем следует за ним.

Маъмумы в своих действиях не должны и сильно отставать от имама. Отставание от имама на один рукн является неодобряемым (макрух) . Если маъмум без уважительных причин (‘узру) отстанет от имама более чем в двух действиях, то его намаз нарушается, но если он не может читать быстро по объективным причинам (‘узру) , например, из-за заикания, то ему разрешается отстать на три долгих рукна (Кроме выпрямления после поясного поклона (и‘тидаль) и сидения между обеими земными поклонами, все остальные арканы намаза являются долгими). То есть, к примеру, если он, имея уважительные причины, не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» и последовать за имамом в поясном поклоне, то он обязательно должен дочитать «Аль-Фатиха» до того, как имам поднимется со второго земного поклона, и совершить поясной поклон, и затем далее следовать за имамом. Поэтому каждое действие желательно совершать сразу за имамом.

Имам, в свою очередь, в намерении отмечает, что совершает намаз в качестве имама , громко произносит вступительный такбир и такбир в начале каждого действия, громко читает суру «Аль-Фатиха» (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов и некоторых других рекомендуемых намазов, совершаемых коллективно. По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» имамом все вместе произносят «Амин, я Раббаль-‘алямин», затем маъмумы читают суру «Аль-Фатиха» после него про себя. В то время, когда в этих намазах маъмумы читают суру «Аль-Фатиха», имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и «Аль-Фатиха», или читает дуа.

Также имам громко произносит «Сами‘аллаhу лиман хамидаh» при выпрямлении после поясного поклона и, завершая намаз, громко произносит заключительный «Салям».

Имам также вслух читает молитву «Кунут» (во множественном числе, см. Приложение 7) в утреннем намазе, маъмумы слушают его и произносят «Амин» после каждой паузы, до выражения «Фаиннака такзы валя юкза ‘аляйка…». Начиная с этого выражения и далее маъмум читает молитву вместе с имамом про себя. После этого все вместе произносят «Амин» и далее продолжают намаз как обычно.

Порицательные действия при совершении коллективного намаза

Порицается растягивание намаза имамом без согласия коллектива. Маъмуму нежелательно совершать действия намаза одновременно с имамом, также стоять дальше полутора метров от имама, стоять отдельно от ряда или на заднем ряду, не заполнив предыдущий. Если они (имам и маъмум) молятся вдвоем, то маъмуму нежелательно становиться слева от имама, или прямо за ним.

Все это препятствует получению полного вознаграждения за коллективный намаз. Если в ряду есть свободное место, нужно встать туда, а если нет, то из этого ряда попросить кого-то к себе. Вступив сначала в намаз, нужно притянуть к себе для ряда впереди стоящего, но если нет уверенности, что этот человек составит с тобой ряд, то можно стоять и одному. Желательно, чтобы имам и маъмум стояли на ровном месте. Но при необходимости можно стоять одному выше, а другому ниже.

Порядок выполнения коллективного намаза для тех, кто опоздал к его началу

Опоздавшим можно назвать того, кто пришел на коллективный намаз, когда не осталось времени, достаточного для чтения суры «Аль-Фатиха» до ухода имама в поясной поклон, или присоединился к коллективному намазу, когда имам выполнял поясной поклон, выпрямление после него, земной поклон или читал «Ташаhhуд» и т.д., до произнесения имамом первого заключительного «Саляма».
Если опоздавший успел совершить какую-либо часть коллективного намаза, то он получает соответствующее вознаграждение коллективного намаза, но не полностью.

Что должен делать опоздавший?

Опоздавший вступает в намаз, сделав намерение, и затем следует за имамом в действиях.
Если имам заканчивает чтение «Аль-Фатиха», а следующий за ним только начинает ее читать, то когда имам закончит читать и сделает поясной поклон, следующий за имамом прекращает чтение и следует за ним. Он не должен дочитывать суру «Аль-Фатиха».

Если имам совершает поясной поклон, то следующий за имамом тоже делает поясной поклон. Весь этот ракаат ему засчитается, если он успел находиться в положении поясного поклона вместе с имамом в течение времени, достаточного для произнесения «Субханаллаh», пока имам не совершил выпрямление после него. Если же не успел, то этот ракаат (цикл) не засчитывается. Ему нужно совершать этот ракаат полностью после того, как имам завершит намаз. Если имам находился в положении после поясного поклона: стоя, при земном поклоне или сидел, то следующий за имамом принимает то же положение, что и имам, но этот ракаат ему не засчитывается. Ему нужно совершить его после того, как имам завершит намаз. Если опоздавший присоединился к имаму, когда тот читал последний «Ташаhhуд», то он следует за имамом, но после того, как имам завершит намаз, ему нужно совершить намаз полностью.

Если руководящий намазом не сделает намерение совершить намаз в качестве имама, то он упускает вознаграждение за коллективный намаз. Однако его намаз считается действительным, кроме случая с пятничным намазом.



Что еще почитать