Мадлен вионне платья эскизы. Женщины-легенды, изменившие мир. Мадлен Вионне. Вперед в будущее

(франц. Madeleine Vionnet; род. 22 июня 1876) – французская женщина-кутюрье. Ей принадлежит немало изобретений в области моды, которые актуальны до сих пор. Сегодня саму Мадлен знают единицы, но ее творения знакомы каждому. Эта женщина внесла огромный вклад в развитие моды ХХ века.

Биография и карьера

Мадам Вионе родилась в 1876 году в небольшом французском городке Альбервилле, который расположен в Альпах. Мадлен была из очень бедной семьи, поэтому ей пришлось рано начать самой зарабатывать деньги. Она мечтала быть скульптором, но в 11 лет девочка стала помощницей местной портнихи. Затем она отправилась в Париж, где устроилась работать швеей в Дом мод «Винсент» на улице Кадет. Мадлен тогда было 17, и ее перспективы не были радужными, ведь у девушки отсутствовало даже школьное образование. Однако она стала уже опытной и умелой швеей.

В 22 года Вионне отправилась в Лондон. Там она сначала устроилась прачкой, потом попала в мастерскую «Кэти О’Рэйли», которая занималась копированием модных моделей одежды из Франции. Судьба преподносила ей много трудностей и проблем. Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, родила дочь, но та умерла в совсем маленьком возрасте. Вионне тяжело переживала утрату, а ее семья сразу же распалась после смерти ребенка. Поэтому женщине ничего не оставалось, как с головой уйти в работу и творчество.

Впервые удача повернулась к женщине лицом в 1900 году. Это было в Париже, когда Мадлен начала работать в известнейшем в то время модном доме сестер Калло (). Очень скоро одна из сестер – мадам Гербер (Gerber), сделала Мадлен Вионне своей главной помощницей. Вместе они занимались руководством художественной части работы компании. Впоследствии Мадлен так вспоминала о своей наставнице:

«Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

После Дома Калло женщина перешла на работу к знаменитому Жаку Дусе (Jacques Doucet). Там она была закройщицей. Но работа у мэтра моды успешной для девушки не была. Она своим энтузиазмом и творческим порывом слегка обескуражила и напугала самого Жака Дусе, а также его клиентов. Вионне предлагала покончить с жесткими корсетами, различными подкладками и оборками, которые перестраивали фигуру. Она считала, что не корсет должен дарить женщине стройность, а гимнастика и здоровый образ жизни. Мадлен предлагала шить простые удобные наряды из мягких тканей, причем , которые их демонстрировали, должны были быть без белья. Такие взгляды были поистине революционными для того времени. И работа у Дусе закончилась большим скандалом.

В 1912 году Мадлен решила открыть собственное дело, именно тогда и появился модный Дом Madeleine Vionnet на парижской улице Риволи. Хотя фактически полноценную работу ателье начало только в 1919 году , помешала ему Первая мировая война. Однако сразу после ее окончания новая марка приобрела настоящую известность, именно в это время женщины смогли, наконец, понять и оценить взгляды Мадлен. Изменилось время, а вместе с ним изменилось отношение к дамам, их телу и одежде.

Мадлен создавала очень сложные и элегантные наряды. Она совсем не умела рисовать, но математический талант и превосходное пространственное мышление помогали Вионе творить шедевры. Впоследствии эту женщину стали называть архитектором моды. Ее эскизы рождались не на бумаге, а прямо на манекене. Правда, он был маленьким, в половину роста человека. Мадлен скрупулезно перекалывала ткань, пока не добивалась идеальной формы платья.

Новаторство Вионне

Главным и наиболее известным изобретение мадам Вионне является косой крой. Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы. Без нарядов с таким кроем невозможно представить себе моду 30-х годов. Подобные приемы применялись в моделировании одежды и ранее, но они использовались лишь в деталях, потому что платья с корсетами не давали полной свободы дизайнерскому творчеству. Мадлен, в свою очередь, создавала таким способом целые изделия. Этот раскрой наделял ткань естественной эластичностью и давал ей возможность идеально облегать фигуру. Материал, который выбирала , был струящимся и «текучим», таким как атлас, крепа и шелк. Именно она ввела моду на эти ткани.

Поставщиком для ателье Вионне была фабрика Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) – крупнейший производитель текстиля в то время. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани, они достигали двух метров. Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета. Это была смесь шелка и ацетата. Впрочем, оттенок мало интересовал эту женщину, она всегда была довольно равнодушна к цвету. Главной страстью Мадлен была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела. По этому поводу она любила говорить:

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней».

Особенность творений мадам Вионе заключается в том, что они абсолютно бесформенны на вешалке, но невероятно живые и элегантные, когда надеты. Ведь главной задачей моды Мадлен считала приспособление под человека, под его нужды и потребности. Тело ни в коем случае не должно подстраиваться под форму и крой модного наряда.

В 1923 году маленькое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков. Поэтому мастерская перебралась в новое, более просторное помещение на улице Монтень. Внутреннее убранство студии и мастерской создавалось по эскизам таких художников, как Жорж де Фер (Georges de Feure), Рене Лалик (Rene Lalique) и Борис Лакруа (Boris Lacroix).

Через год появилось представительство Дома Мадлен в Нью-Йорке, расположившееся на Пятой авеню. А затем открылось отделение в южно-французском Биаррице – на этом курорте собирались самые богатые люди мира.

В 1925 году появились первые духи от Madeleine Vionnet , но выпуск их продолжался недолго, и вскоре о них забыли.

Еще одним изобретением Вионне стали наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она изобрела вечерние платья с капюшоном и с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь и новый расцвет в 60-е годы.

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

С наступлением 30-х годов Вионне почти перестает использовать косой крой, а предпочтение отдает классическим и античному стилю. В этом она не была первооткрывателем, а последовала примеру других модельеров, таких как Мадам Грэ (Madam Gres) и Агюстабернар (Augustaberbard). Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Манекенщицы позировали в образах нимф и богинь на фоне руин, колонн и античных орнаментов. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок, то тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи. Поэтому каждое изделие было подробно сфотографировано с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные модельер хранила в специальных альбомах. За все годы работы в своем ателье Мадлен собрала 75 таких книг. Позже они были переданы в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией. Произведения были для Вионне как произведения искусства, она считала, что они должны жить вечно, словно полотна художников, и со временем только прибавлять ценности.

Мадлен входила в число первых , которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц. Она внесла весомый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной. Отношения с сотрудниками в целом в Доме Вионне строились на высоком уровне. Перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными, к тому же работники могли уходить в отпуска и получать материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью. Более того, Мадлен создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

Упадок Дома Madeleine Vionnet

Однако финансовое состояние компании Мадлен, несмотря ни на что, было удручающим. Она была прекрасным модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом. У фирмы не было стабильности и хорошего заработка. Решающий удар Дому мод нанесла Вторая мировая война, она совсем подорвала бизнес.

Модный Дом Madeleine Vionnet был закрыт в 1940 году, сама она осталась почти без средств и после этого жила 36 лет, находясь в полном забвении публики. При этом она продолжала с интересом следить за событиями в мире высокой моды. Ее изделия разошлись по всему миру, их продавали с аукционов за огромные деньги, из которых Мадлен ничего не получала. Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия. Эта женщина обладала безупречным вкусом, она сама всегда идеально выглядела и превосходно одевала своих клиенток. Ее стиль заимствовали современницы и другие дизайнеры. Она была главной законодательницей всей парижской моды на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого века.

Новая жизнь

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) – модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на

на фото Мадлен Вионне


Мадлен Вионне родилась в небольшом французском городке в 1875 году в очень бедной семье. Чтобы не голодать, ей пришлось очень рано начать работать. Уже в 11 лет Мадлен помогала местной портнихе, хотя в мечтах она представляла себя скульптором. Когда ей было всего 17 лет, она отправилась в Париж без образования, но с большим опытом талантливой швеи.

Прежде, чем карьера Мадлен пошла вверх, она успела поработать прачкой, выйти замуж и развестись.

Радикальные взгляды Мадлен на женскую моду того времени стали отправной точкой для открытия собственного ателье. В её понимании необходимо было сменить тугие корсеты и пышные юбки на платья из струящихся тканей. Первая мировая война помешала реализации планов. Но после её окончания изменилось не только время, но и отношение к женской моде и новая марка обрела известность.


Creative Commons


Крой по косой в моделировании применялся и ранее, но только в деталях. А Мадлен стала создавать коллекции платьев, целиком раскроенных таким образом.

Прежде чем раскроить ткань для работы, она создавала мини-версии, изучала, как раскроенные по косой лоскуты играют друг с другом, используя для этого миниатюрные манекены.


Creative Commons


Так, с точностью математика, Мадлен отрабатывала свою технику кроя. С неутомимой скрупулезностью дизайнер создавала сложные инновационные наряды. Творения рук великого мастера выглядели странно и бесформенно на вешалке, но как только платья надевали, они превращались в неповторимые шедевры с исключительным шармом. По мнению Вионне, крой должен подстраиваться под фигуру, а не наоборот.

Creative Commons


Мадлен Вионне прожила 99 лет! Она знакома немногим, но её творение знает каждый, кто хоть каким-то образом связан с миром моды и шитья.

платья Мадлен Вионне


Крой по косой не теряет своей актуальности и по сей день. В современной моде нет ни одного дизайнера, кто бы ни работал с этой техникой кроя.

Особенности кроя по косой

В крое по косой нити основы лежат под углом 45 градусов. Ткань становится гибкой и тянущейся.

Крой по косой обеспечивает особый силуэт прилегания - мягко подчеркивает все изгибы тела, при этом сохраняется полная свобода движений и максимальный комфорт.


Традиционно для косого кроя используют шелк, креп. Но раскроить по косой можно практически любую ткань. Даже плотную шерсть, чтобы получить необходимое растяжение ткани или добиться хорошей посадки, например, воротника.

Крой по косой позволяет изменить положение рисунка, придать ему оптический эффект. Особенно это заметно на тканях в клетку.

В отличие от классического кроя по долевой, для , требуется гораздо больший расход ткани.

На выкройках Burda крой по косой обозначен стрелочкой. А в инструкции указан расход с учетом такого кроя и подробное описание.

Для первого опыта следует выбирать ткани с покладистым характером, например, тонкий хлопок и лен, плательную вискозу.


Идеальная модель для пробы пера - или .
Низ изделия, скроенного по косой, обрабатывают ролевым швом на оверлоке, узкой зигзагообразной строчкой на швейной машинке, либо вручную. Но, прежде чем это сделать, дают вещи отвисеться какое-то время, после чего осноровливают (выравнивают) и только потом обрабатывают.

Визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки за счет мягкого облегания и невероятно стройнит.

Французский модельер, оказавший огромное влияние на формирование моды в первой половине 20-го столетия. Сегодня Вионне мало известна широкой публике, хотя среди специалистов она до сих пор считается одной из самых значительных кутюрье Франции (France). Модный дом Мадлен Вионне (La Maison de couture Vionnet), которую называли "Королевой косого кроя" и "Архитектором среди портных", открылся в Париже (Paris) в 1912 году и в Нью-Йорке (New York City) в 1924. Пожалуй, самым известным ее изобретением остаются элегантные платья в греческом стиле и внедрение в широкое употребление косого кроя.


Мадлен Вионне появилась на свет в небогатой семье жандарма, 22 июня 1876 года, в местечке Шайер-о-Буа, департамент Луаре (Chilleurs-aux-Bois, Loiret), и уже в возрасте 11 лет поступила в ученицы к местной швее, жене сельского полицейского. В 16 лет она переехала в Париж, где стала ученицей модного портного с Рю де ла Пэ (rue de la Paix), полной шикарных магазинов, а в 18 лет вышла замуж. Когда Мадлен исполнилось 20 лет, умерла ее маленькая дочь, что стало для молодой матери источником огромных страданий. Мадлен решила полностью изменить свою жизнь. Она оставила мужа и под предлогом изучения английского языка отправилась в Лондон (London), где сначала устроилась швеей в лечебнице для душевнобольных, а затем перешла в мастерскую портнихи, обслуживавшей обеспеченных англичанок, копируя парижские модели. Там Мадлен не только обучилась техническим премудростям отличных британских портных, но и узнала, как более или менее скопировать тот или иной фасон так, чтобы никого не смутить.

На рубеже столетий она увлеклась Айседорой Дункан (Isadora Duncan) и свободной формой и детально изучила искусство драпировки, а затем, вернувшись в Париж, поступила на стажировку в известный Модный дом сестер Калло (Callot Soeurs), и отшлифовала свое мастерство в мастерских великого кутюрье Жака Дусе (Jacques Doucet). Вионне так говорила о сестрах Калло: "Благодаря сестрам Калло я смогла сделать "роллс-ройс". Без них я бы делала "форды"". Благодаря Дусе Мадлен во всех своих моделях отказалась от использования корсета, нача

в и возглавив настоящую революцию в мире моды.

В 1912 году, после огромного успеха своих творений в Доме Дусе, Вионне открыла свой собственный Модный дом, "Vionnet", на Рю де Риволи 222, где с тех пор толпились все модницы Парижа. Два года спустя Первая мировая война заставила ее закрыть свой дом, но это не означало, что она перестала работать. Модели 1917-1919 годов стали, наверно, самыми смелыми среди всех, что Вионне спроектировала. С начала 20-х годов Вионне вызвала фурор путем введения косого кроя, техники раскроя ткани по диагонали, которая позволяет готовому изделию струиться, мягко облегая тело своей владелицы во время движений. Удивительно, но до нее никто до этого не додумался. Использование Вионне косого кроя привело к созданию совершенно нового, облегающего и стройного силуэта, совершило революцию в женской одежде и вознесло ее на вершину мировой моды. Пресса ее буквально боготворила – сохранились газетные фотографии дам из высшего общества и известных актрис в туалетах от Вионне.

Кроме того, припомнив уроки, полученные в лондонской мастерской, Мадлен Вионне разработала систему защиты ее моделей от копирования, положив тем самым начало системе авторского права в индустрии моды. Она наносила серийные номера на каждый предмет одежды или обуви, вышедший из ее мастерских, и вела списки людей, которым официально разрешала скопировать свои модели в нескольких экземплярах. Таким образом, в распоряжении потомков оказалась бесценная архивная коллекция, с подробными фотографиями и описаниям

каждой модели Мадлен Вионне. Ее не зря называли архитектором среди портных. Вионне не любила эскизы, не передававшие форму, и предпочитала работать с небольшими деревянными манекенами, на которых воссоздавала форму будущего платья из куска ткани. Мадлен сохраняла знаменитую статуэтку в своей комнате до конца своих дней и объясняла с ее помощью любознательным посетителям принципы своей работы. Вионне серьезно относилась к благосостоянию своих сотрудников, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

Несмотря на то, что Мадлен была на пике своей славы, в день, когда началась Вторая мировая война, она завершила свою карьеру, а в следующем году прекратил существование и ее Модный дом. Вионне прожила еще 35 лет и скончалась в Париже 2 марта 1975 года, дожив почти до 100 лет. Она столько лет работала с бешеным темпераментом, чем же она заполняла свою жизнь на пенсии? Мадлен Вионне не любила роскошь, но ценила красоту и окружала себя замечательными предметами современного искусства. Она работала в саду, наслаждалась природой и вела очень интересную переписку с друзьями, в том числе со звездой Прекрасной эпохи Лианой де Пужи (Liane de Pougy). Ее единственной связью с модой оставалось преподавание техники кроя и богатых традиций высокой моды в модных школах Парижа.

Она похоронена рядом с могилами русских офицеров в местечке Ла Шассань (La Chassagne), откуда был родом ее отец

Богиня стиля – иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц: среди наиболее знаменитых поклонников её искусства были Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

О Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet ), которую современники считали «архитектором моды» и «королевой косого кроя», многие творения которой до сих пор остаются недосягаемыми вершинами haute couture, знают и помнят сегодня немногие.

Её умение конструировать и, в особенности, техника кроя ткани с геометрическим узором, произвели революцию в пошиве одежды. В мире Высокой моды Вионне произвела настоящий фурор, введя множество конструктивных новшеств, актуальных и по сей день: крой по косой нитке, круговой крой с фигурными подрезами и треугольными вставками, фасон топа с двумя бретелями, завязывающимися на шее сзади, и воротник-капюшон. Изучив покрой японских кимоно, она стала автором платья, сшитого из одного отреза материи.

Считается, что особый подход к созданию одежды у Мадлен Вионне родился из её детской мечты: маленькая Мадлен, родившаяся в 1876 году в небольшом городке Альбервилль, мечтала стать скульптором.

Однако её семья была бедна, а потому девочка вынуждена была сама зарабатывать на жизнь, даже не достигнув 12-летнего возраста: как и многие французские девочки из бедных семей, она отправилась в ученицы к местной портнихе.

Перспективы у Мадлен, даже не получившей школьного образования, были не самые блестящие. Казалось, что жизнь у неё уже определена и не сулит больших радостей.

Даже то, что в 17-летнем возрасте девушка, уже ставшая достаточно опытной швеёй, перебралась в Париж и устроилась в модный дом «Винсент», не предвещало радикальных перемен в судьбе.

О личной жизни мадам Вионне известно немного. Похоже, что пережитая в молодости трагедия заставила её сосредоточиться только на работе и на творчестве. Известно, что в 18 лет она вышла замуж, почти сразу же родила девочку и сразу же её потеряла. Смерть ребенка разрушила молодую семью.

С тех пор она (по крайней мере, официально) оставалась одна на протяжении всей своей долгой жизни. Умерла Мадлен Вионне в 1975 году, немного не дотянув до векового юбилея).

Возможно, именно семейная драма заставила её покинуть Париж. Мадлен едет в Англию, где поначалу берется даже за работу прачки.

И лишь потом ей удается устроиться закройщицей в лондонское ателье «Кэти О’Рэйли», которое специализировалось на копиях популярных французских моделей.

Однако на рубеже веков мадам Вионне, несмотря на молодость, уже вполне дозрела до того, чтобы создавать собственные модели, а не работать над копиями чужих.

Когда она вернулась в Париж, то смогла устроиться в один из самых знаменитых для своего времени Домов моды – сестёр Калло.

Очень скоро одна из сестёр – мадам Гербер, сделала Мадлен Вионне своей главной помощницей. Вместе они занимались руководством художественной части работы компании. Впоследствии Мадлен так вспоминала о своей наставнице:

«Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды» .

После Дома Калло женщина перешла на работу к знаменитому кутюрье Жаку Дусе.

Однако сотрудничество с мэтром оказалось не очень удачным. Мадлен Вионне с таким энтузиазмом взялась за творческое осмысление модных идей, что напугала и самого кутюрье, и его клиентов.

Так, например, она ликвидировала мучительные жесткие корсеты и различные подкладки, формирующие фигуру. Именно Мадлен впервые заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет.

Кроме того, она укоротила длину платьев и использовала мягкие облегающие ткани. В довершении всего представлявшие её платья манекенщицы не носили нижнего белья, что оказалось слишком скандальным даже для свободных нравов Парижа.

Всё закончилось тем, что свои новаторские идеи Мадлен Вионне решила реализовывать самостоятельно.

Своё дело она начала еще в 1912 году, однако собственное ателье Мадлен удалось открыть только в 1919 году, поскольку вмешалась Первая мировая война.
В сущности, можно сказать, что модный дом Вионне смог проработать только от одной мировой войны до другой и закрылся на рубеже 1940-1941 годов.

Однако и столь короткая история оказалась весьма насыщенной яркими новаторскими идеями. Причем касалось это революционное новаторство не только создания одежды.

Именно Мадлен Вионне можно считать первопроходцем в борьбе с таким современным явлением, как контрафакт. Чтобы защитить свои модели от подделок, она уже в 1919 году стала использовать фирменные лейблы и специально разработанный логотип.

Более того, каждая созданная в её модном доме модель фотографировалась в трёх ракурсах, описывалась в подробностях, и всё это вносилось в специальный альбом.

В сущности, это можно считать вполне квалифицированным прообразом современного копирайта. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала 75 таких альбомов. В 1952 году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume).

Читайте также Ваша любимая романтическая героиня и характер

Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и её так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Главный принцип Вионне – это то, что одежда должна естественным образом повторять линии женской фигуры; мода должна приспосабливаться к женскому телу, а не тело «ломаться» под причудливые, иногда даже жестокие правила моды.

Вионне работала только в технике так называемой наколки, то есть создавала объёмные модели. Для этого она использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками.

Когда ткань садилась идеально, всё то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры. Для своих нарядов Мадлен использовала креповые ткани, которые придавали туалетам «текучесть» и лёгкость.

Правда, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам Вионне приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно.

Основные эксперименты Вионне относятся к технике кроя. Она ввела в обиход крой по косой, при котором умудрялась делать одежду практически без швов.
Однажды специально для неё создали шерстяные отрезы шириной 4-5 метров, из которых она создавала пальто вообще без швов.

Кстати, именно Вионне придумала комплекты из платья и пальто, в котором подкладка шьётся из той же ткани, что и платье. В 60-х годах такие комплекты получили второе рождение.

Стиль Мадлен Вионне ориентировался на геометрические формы. При создании своих моделей она вдохновлялась произведениями искусства в стиле “кубизм” и “футуризм”. Её модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся асимметричностью формы. Модельер часто упоминала в интервью следующую фразу:

“Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней”.

Дополнением к филигранному крою по косой стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы.

Особый интерес к драпировкам у Мадлен Вионне появился после её длительной стажировки в Италии: после начала Первой мировой войны Вионне закрывает свой салон и уезжает в Рим. Изучая историю архитектуры и искусства, в Италии она обрела новый источник вдохновения – античные костюмы. Греческий и римский стили послужили основой для создания серии моделей с невероятно сложными драпировками.

Ее называют королевой косого кроя. Ее необычные идеи заимствованы ведущими модельерами, а необычные фасоны платьев полюбились женщинам многих стран. В нашей статье речь пойдет о знаменитой Мадлен Вионне, которая практически организовала революцию в мире моды.

Детство и юношество

Родилась Мадлен Вионне в июне 1876 года в маленьком французском городе под названием Альбервилль, который расположен в живописных Альпах. Местный чистейший воздух с детства настраивал девочку на творческие свершения, ведь не зря с ранних лет у Мадлен была мечта стать скульптором. Живя в малообеспеченной семье, она рано пошла зарабатывать деньги на пропитание. В 11 лет Мадлен предложили стать ассистенткой портной, которая жила неподалеку.

В 17 лет она покинула родные края и уехала покорять столицу. Здесь ей удалось устроиться работать швеей в модный дом «Винсент». В то время перспективы рисовались не очень радужными, поскольку у девушки не было элементарного среднего образования. Правда, она уже научилась неплохо шить и за плечами имела приличный опыт в этой сфере.

Жизнь в Великобритании

Через пять лет Мадлен Вионне, в биографии которой немало трудностей, уехала в Лондон. Сначала ей пришлось работать прачкой, затем она получила работу в мастерской, где занимались копированием модных французских моделей одежды. В Лондоне девушка вышла замуж за эмигранта из России. У них родилась дочь, но девочка умерла в раннем возрасте, что привело к распаду семьи. Мадлен долго и горько переживала утрату ребенка, поэтому полностью окунулась в работу.

Деятельность на родине

Первый успех пришел к Мадлен Вионне в родной Франции. Именно в Париже она получила неплохую работу в очень знаменитом в то время Доме мод сестер Калло. Вскоре одна из хозяек предложила девушке быть ее ассистенткой - они вместе руководили художественной частью деятельности компании. Здесь Мадлен очень понравилось, позже она с теплотой вспоминала о своих наставниках.

После дома Калло девушка перешла работать к известному Жаку Дусе, где ей досталась должность закройщицы. Однако здесь Вионне своими неординарными идеями обескуражила и самого модельера, и его клиенток. Ей казалось, что жесткие корсеты пора убирать, а тонкую талию должны обрисовывать гимнастика и диета, а не одежда. Плюс ко всему Мадлен предлагала демонстрировать модели без нижнего белья, что не пришлось по душе никому. Девушке пришлось покинуть эту работу со скандалом.

Собственное дело

В 1912 году Вионне решилась открыть свое собственное дело. Так и появился на свет Модный дом Madeleine Vionnet, который расположился в Париже по улице Риволи. Но полноценную деятельность новое ателье начало лишь в 1919 году из-за Первой мировой войны. Сразу после окончания боевых действий новый бренд стал стремительно набирать обороты: женщины приняли идеи Мадлен, прочувствовав на себе их практичность. Многое изменилось, на смену старым формам, силуэтам и общим взглядам на внешность и стиль пришли новые.

Мадлен Вионне - модельер по призванию - создавала необычные, сложные наряды. Ей даже не помешало то, что она не владела искусством рисования. Достаточно было математического склада ума и прекрасного пространственного мышления. Позднее ее назовут архитектором моды. Новые эскизы она создавала прямо на манекене, в отличие от многих других кутюрье, которые сначала делали наброски на бумаге. Вионне тщательно закалывала ткань и делала сборки до того момента, пока не получалось идеальное платье.

Новаторские идеи

Немного странные для того времени, но интересные и неповторимые идеи были только у Мадлен Вионне. Платья имели легкий, летящий силуэт, демонстрирующий достоинства фигуры. Но самой знаменитой новаторской идеей является косой крой. Мадлен пришла мысль подворачивать край ткани под углом в 45 градусов относительно основы изделия. В 30-е годы прошлого века моду невозможно было представить без использования подобного кроя. Похожие приемы были использованы ранее, но исключительно в мелких деталях, так как корсетные фасоны не позволяли «разгуляться» фантазии. Вионне решила создавать целые наряды. Подобный раскрой позволял ткани естественно ложиться по фигуре. Что касается материала, то Мадлен отдавала предпочтение струящемуся шелку, крепу, атласу.

Материалы и ткани

Для создания шедевров фабрика по производству текстиля Бянчини-Ферье поставляла ткани для модного мода Мадлен Вионне. Выкройки ее были настолько необычными, что приходилось для создания очередной новой модели закупать огромные полотна материи шириной до двух метров. По специальному заказу Вионне была создана ткань нежно-розового оттенка, которая представляла собой микс ацетата и шелка. Но модельера интересовал не цвет материала, а форма платья. Все должно было подчеркивать естественность и красоту женского тела. Как говорила сама Мадлен, платье должно улыбаться вместе со своей хозяйкой.

Особенные черты творчества

Не секрет, что самые популярные изделия Мадлен Вионне - платья. Фото моделей подтверждают их главную особенность - они практически не имеют формы на вешалках или плечиках, но оживают и играют совершенно по-другому на фигуре. Мадлен всегда придерживалась мнения, что одежда должна создаваться под человека и для человека, удовлетворять его нужды и потребности, поэтому тело не обязано подстраиваться под какой-либо силуэт или форму.

Карьерный рост

Начиная с 1923 года, небольшое ателье мадам Вионне получило очень широкую известность среди модниц и уже не могло справиться с тем потоком заказов, которые посыпались со всех сторон. Пришлось перебираться в более свободное и просторное помещение, дизайн которого был создан по эскизам знаменитых художников (Бориса Лакруа, Рене Лалика и др.). Буквально спустя год имя Вионне уже знали американцы - ее представительство было открыто в Нью-Йорке. Позднее, на одном из самых фешенебельных курортов Франции, - Биаррице - открылось новое отделение Дома моды. Туда приезжали отдыхать богатые люди со всего мира, было выгодно в таком месте иметь ателье Мадлен Вионне. Крой ее необычных и в то же время элегантных нарядов приводил в восторг даже самых капризных барышень.

Известно, что бренд в свое время даже выпустил собственный парфюм, однако популярен он был недолго.

Необычные изобретения

Опытные модельеры знакомы с еще одним важным изобретением мадам Вионне в мире моды. Ей принадлежит идея создать наряд без застежек - достаточно одного шва или одного узла. Мадлен является автором таких деталей, как воротник-труба, горловина-хомут. Кроме того, мелкие детали в виде ромба, треугольника и прямоугольника входят в копилку ее задумок. Какие еще творческие решения появились на свет в модном доме Мадлен? Конечно, это нестандартное вечернее платье с капюшоном, пальто с однотонной подкладкой (под цвет наряда). Последнее одеяние снова вошло в моду в 60-е годы минувшего столетия.

Мадлен обожала создавать платья вовсе без застежек или с застежками на спине. Были модели, которые держались благодаря лишь завязанному на груди банту. Эти наряды позволяли дамам с легкостью управлять автомобилем, танцевать джаз и свободно двигаться. Главная отличительная черта изделий Вионне - гармоничное сочетание роскоши и простоты, к которому стремится современная мода. Среди постоянных клиенток Мадлен были такие известные личности, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо и др.

Занимательные факты

Мадлен Вионне считается первой женщиной, которая боролась с подделками и контрафактной продукцией. Для этих целей она тщательно фотографировала каждое свое новое изобретение и фотографии вклеивала в специальный альбом. За годы своей работы дизайнер модной одежды насобирала 75 портфолио. Вещи были для Мадлен произведениями искусства, которые должны жить вечно, как картины великих живописцев.

Также мадам Вионне одна из первых начала нанимать для показа одежды профессиональных моделей. Благодаря Мадлен профессия манекенщицы стала более престижной. В Доме моды порядок работы был достаточно строгий, но сотрудники имели немало преимуществ: на территории была создана больница, столовая и свое турагентство.

Упадок Дома моды

Нестабильный доход и отсутствие коммерческой жилки привели к удручающему финансовому положению фирму Мадлен. С началом Второй мировой войны Модный дом пришлось полностью закрыть. Позднее великолепные изделия Вионне распродадут на аукционах за крупные суммы, из которых их автору ничего не достанется, поскольку дизайнер после закрытия своего детища была забыта всеми. Умерла Мадлен в 1975 году. Ее вспоминают как женщину с безупречным вкусом, которая сама всегда выглядела идеально и не менее великолепно одевала своих клиенток.



Что еще почитать