Опишите основные эмоциональные состояния. Курсовая работа: Психология эмоциональных состояний

Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными , отрицательными или амбивалентными (двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, грусть). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.

По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон , т. е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.

Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Настроение зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека, состояния его здоровья, времени года, окружающей обстановки.

Депрессия - это подавленное настроение, связанное с ослаблением возбуждения.

Апатия характеризуется упадком сил и представляет собой психологическое состояние, вызванное утомлением.

Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.

Анализируя аффективный поступок, необходимо помнить, что в структуре этого поступка отсутствует цель, а мотивом выступают переживаемые эмоции. Для предупреждения формирования аффективной личности необходимо обучать школьников приемам саморегуляции, учитывать в процессе воспитания их тип темперамента. К аффекту склонны ученики холерического и меланхолического темперамента (последние в состоянии утомления).

Понятие «стресс» было введено в науку Г. Селье. Ученый определил стресс как неспецифическую реакцию организма человека (животного) на любое предъявляемоетребование. В зависимости от стрессового фактора выделяют физиологический и психический стресс. Последний, в свою очередь, подразделяют на информационный (работник МЧС не успевает принять верное решение в требуемом темпе в ситуации высокой ответственности) и эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, к примеру, на экзамене). Реакция организма при стрессе получила название общего синдрома адаптации . Данная реакция включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

С точки зрения Г. Селье, стресс - это не просто нервное напряжение, это не всегда результат повреждения. Ученый выделил два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс возникает в трудных ситуациях, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и переживается с большой внутренней напряженностью. Реакция, возникающая при дистрессе, напоминает аффект. Дистресс отрицательно влияет на результат деятельности человека, пагубно воздействует на его здоровье. Эустресс ,напротив, - это положительный стресс, сопровождающий творчество, любовь, оказывающий позитивное влияние на человека и способствующий мобилизации его духовных и физических сил.

Способами адаптации к стрессовой ситуации являются неприятие ее в личностном плане (психологическая защита личности), полное или частичное отключение от ситуации, «смещение активности», использование новых способов решения проблемной задачи, способность осуществлять сложный вид деятельности вопреки напряжению. Для преодоления дистресса человеку необходимы физические движения, способствующие активизации парасимпатического отдела высшей нервной деятельности, могут быть полезны музыкотерапия, библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений), трудотерапия, игровая терапия, а также овладение приемами саморегуляции.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.

Фрустрация представляет собой психическое состояние, вызываемое появлением непреодолимых препятствий (реальных или мнимых) при попытке удовлетворения значимой для личности потребности. Сопровождается фрустрация разочарованием, досадой, раздражением, тревожностью, подавленностью, обесцениванием цели или задачи. У некоторых людей это состояние проявляется в агрессивном поведении или сопровождается уходом в мир грез и фантазий. Фрустрацию может вызвать отсутствие способностей и умений, необходимых для достижения цели, а также переживание одного из трех типов внутренних конфликтов (К. Левин). Это: а) конфликт равнозначных положительных возможностей , возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив; б) конфликт равнозначных отрицательных возможностей , возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив; в) конфликт положительно-отрицательных возможностей , возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы.

Динамика и формы проявления состояний фрустрации различны у разных людей. Особую роль в формировании направления эмоциональных реакций играет, как показывают исследования, интеллект. Чем выше у человека интеллект,тем вероятнее от него ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Люди с менее высоким интеллектом более склонны в ситуациях фрустрации брать вину на себя.

Высшие чувства человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства могут быть интеллектуальными, нравственными и эстетическими.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, интерес, сомнение, уверенность, чувство нового др.). Интеллектуальные чувства могут быть обусловлены содержанием, проблемным характером деятельности, степенью сложности решаемых задач. Интеллектуальные чувства, в свою очередь, стимулируют деятельность, сопровождают ее, влияют на ход и результаты мыслительной деятельности человека, выступая ее регулятором.

Нравственные чувства включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. К группе нравственных чувств относят патриотизм, любовь к профессии, долг, коллективизм и др. Формирование этих чувств предполагает усвоение человеком нравственных правил и норм, которые носят исторический характер и зависят от уровня развития общества, обычаев, религии и др. Основой возникновения нравственных чувств выступают общественные межличностные отношения, определяющие их содержание. Будучи сформированы нравственные чувства побуждают человека к свершению нравственных поступков. Нарушение моральных норм чревато переживанием стыда и вины.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства включают в себя чувство трагического, комического, иронического, саркастического, проявляются в оценках, вкусах, внешних реакциях. Они активизируют деятельность, помогают глубже постичь искусство (музыка, литература, живопись, театр).

Многие психологи считают, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость.

Гнев - это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия - преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева : обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими.

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Еслиситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность - стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

Глоссарий

Эмоции, чувства, эмоциональное состояние, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, амбивалентное эмоциональное состояние, стеническое эмоциональное состояние, астеническое эмоциональное состояние, эмоциональный тон, настроение, депрессия, апатия, аффект, стресс, информационный стресс, эмоциональный стресс, общий синдром адаптации, дистресс, эустресс, страсть, фрустрация, высшие чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, нравственные чувства, гнев, агрессия, радость, страх, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравните эмоции и чувства. В чем их сходство? В чем отличия?

2. Как объясняет возникновение эмоций Ч. Дарвин?

3. В чем суть теории когнитивного диссонанса?

4. Назовите эмоциональные состояния в зависимости от формы протекания.

5. В чем специфика аффекта?

6. В чем сходство стресса и аффекта? А в чем отличия?

7. Страсть - это чувство или эмоция?

8. Чем вызвано переживание фрустрации?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет

Кафедра практическая психология

ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Преподаватель: Антошкина Ю.М.

Выполнил студент Каменева Ксения ТСБ-1

Санкт-Петербург 2014

Введение

1.1 Определение эмоции

1.2 Источники эмоции

1.4 Как понять эмоции

Заключение

Введение

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы вокруг него, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства, или как их иначе называют, эмоции.

Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев - всё это различные эмоциональные процессы. Они выражают отношение человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные предметы для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызывает у человека.

1. Эмоции и эмоциональная система

Теория дифференциальных эмоций исходит из того, что признает необходимость изучения отдельных эмоций. Однако наличие целого десятка фундаментальных эмоций, которые в сочетании с драйвами и когнитивными процессами образуют неисчислимое множество аффективно-когнитивных структур, чрезвычайно затрудняет изучение человеческой мотивации. Изард К. Психология эмоций. С. 43

1.1 Определение эмоции

Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложные процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.

На нервно-мышечном, или экспрессивном, уровне эмоция проявляется прежде всего в виде мимический активности, а также пантомимическими, висцерально-эндокринными и иногда голосовыми реакциями.

На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для индивида. Переживание эмоции может вызвать в сознании процесс, совершенно независимый от когнитивных процессов.

Эмоция - не просто организмическая реакция. Её нельзя рассматривать только как действие, совершаемое в ответ на некое стимулирующее событие или ситуацию, она сама по себе является стимулом, или причиной, наших поступков. Это утверждение кажется особенно справедливым в отношении эмоции интереса, которая играет необыкновенно важную роль в нашей повседневной жизни, побуждая нас к той или иной активности. Как бы то ни было, всякая активированная эмоция - неважно, порождена она сенсорной информацией (например, болевым ощущением) или когнитивными процессами (оценкой, атрибуцией) или явилась ответом на некое событие, - сама оказывает побудительное, организующее влияние на наши мысли и поступки. Там же.

Настроение - самое длительное или "хроническое" эмоциональное состояние, окрашивающиеся все поведение. Настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность, меньшая устойчивость, меньшее когнитивное содержание. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Известно, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение. С другой стороны, у лиц с заниженной самооценкой выраженнее склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным, связанная с ожиданием неблагоприятных исходов. Она может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, приводящих к отказу от удовлетворения данной потребности. Однако источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается. Грановская Р. Элементы практической психологии. С. 214

1.2 Источники эмоции

Источники эмоции можно описать в терминах нервных, аффективных и когнитивных процессов. На нейронном уровне происхождения эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. На аффективном уровне активацию эмоции можно объяснить в терминах сенсорно-перцептивных процессов, а на когнитивном - в терминах отдельных мыслительных процессов. Помимо когнитивных существуют некогнитивные (нейронные, аффективные) источники эмоций. Изард К. Психология эмоций. С. 45

Эмоция может быть вызвана непосредственно нейрохимическими и аффективными процессами без участия когнитивных. Между специфической эмоцией и сопровождающим её специфическим переживанием существует генетически обусловленная взаимосвязь, а их раздельное существование в сознание является приобретенным. Из этого следует, что мимическая экспрессия и реакция человека на собственную эмоцию играют важную роль в протекании и регуляции эмоционального процесса.

1.3 Основные физиологические признаки эмоциональных состояний

1. внешние: изменение моторной активности (экспрессия или замедление вплоть до затаивания) ; выразительная мимика; изменения кожного покрова (покраснение или побледнение) ; внешнее проявления изменений ритма дыхания; проявления работы секторных желез(слезы, пот, специфические запахи); иногда непроизвольные извержения выделительной системы.

2. внутренние: изменение ритм дыхания (задыхание от волнения, тяжелое или порывистое дыхание, учащение или задержка дыхания); изменение пульса (сердце замирает или учащенно бьется) ; повышение кровного давления; усиление мышечного тонуса; усиление работы эндокринных механизмов (особо важна роль адреналина и норадреналина); отток крови от поверхности тела (для уменьшения кровопотерь при возможных наружных травмах) и некоторых внутренних органов (например, от пищеварительного тракта) и усиление кровоснабжения мышц (для обеспечения их интенсивной работы).

1.4 Как понять эмоции

Почему возникает эмоция?

На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами. Изард К. Психология эмоций. С. 50

Каковы функции эмоций?

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трёх уровнях. Во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например направляет потом крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движениями, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева. Во-вторых, эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение. Сигнальные аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений. Там же.

Как мы научаемся управлять эмоциями, регулировать свои эмоциональные проявления?

Это основной вопрос, встающий при изучении эмоционального развития человека. В процессе взросления мы достигаем много в этой области, однако проблема регуляции эмоций остаётся для нас актуальной всю жизнь. В критических ситуациях, в ситуациях хронического стресса, когда неприятные события обрушиваются на человека одно за другим, его способность управлять своими эмоциями значительно снижается.

Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической зашиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации (Лазарус, 1970).

В эксперименте Лазаруса в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного из племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображающих сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.

Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, так как оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого события -- «отрицание»), третье -носило характер беспристрастного повествования («интеллектуализация»). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при немом варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма, в то время как остальные два сопровождения - «отрицание» и «интеллектуализация» - значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма. эмоция эмоциональный изард дифференциальный

Во время сцен, изображающих сами несчастные случаи, у большинства зрителей наблюдались три ясно выраженных момента повышения активности автономной нервной системы. При отрицающем сопровождении подчеркивалась нереальность показанных событий, а во второй версии зрителя просили заметить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает рабочим правила техники безопасности.

В своих последующих работах Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичная оценка, по Лазарусу, относится к тому, в какой степени стимул «задевает» благополучие индивида, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, то есть к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом.

Релевантность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если ее нет -- нет и эмоции. Конгруэнтность ими неконгруэнтность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не coответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности. Тип Я-включенности относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья -- при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.

В своих более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений (Lazarus, 1991; Lazarus, Folkman, 19866). По его мнению, теория эмоций должна определять не только стратегию изучения и определения эмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологические универсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множество взаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных. В то же время теория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций, соответствующее общим закономерностям.

В названии «когнитивно-мотивационная теория отношений» последнее слово для Лазаруса означает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. «Мотивационная» -- означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения - не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает и эту сторону эмоций «интерактивной».

В то же время попытки Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональных явлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попытки отделить рефлекторно обусловленные ощущения боли и удовольствия от собственно эмоций (Lazarus, 1991).

2. «Фундаментальные» эмоции, выделенные К.Э.Изардом

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Рогов Е.И. Эмоции и воля, 2001, С. 72

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или неопределённой.

Удивление - не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Удивление недолговечно, но ещё более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придаёт индивиду ощущение силы и храбрости.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо. Там же. С. 74

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств. Последние проявляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам или эстетическим критериям. Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающиеся в осознание несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Переживания стыда сопровождается нежданным и обострённым самосознанием. Сила этого самосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной деятельности, мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на нее.

3. Аффект

Самой мощной эмоциональной реакцией человека является аффект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе - всё это переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Если эмоция может быть названа «душевными волнением», то аффект - шквал, буря. Охваченный страстью, ужасом, растерянностью, восторгом, приступом безудержного смеха или отчаянием, человек по-разному воспринимает мир, владеет собой выражает свои чувства. Аффект говорит об очень большой силе переживания. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступление любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства и т.д. Там же. С.76

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяется внимание и восприятие. Человек может удерживать в поле своего внимания только те объекты, которые связаны с переживанием, как бы образуют общий комплекс. Всё остальное осознаётся недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление: человека трудно сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, поэтому целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость поля сознания.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень её организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Такое состояние вызвано сильным возбуждением определённых центров промежуточного мозга и коры больших полушарий мозга. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепенение, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то оправдывают она себя только в соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильно возбуждение, выйдя за предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением - возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже в полной потере памяти о событиях.

3.1 Главные участки нервной системы

Кора головного мозга в обычных ситуациях оказывает регулирующие влияние на подкорку, в основном тормозящее. Благодаря этому сдерживаются внешние проявления чувств. В экстремальных ситуациях, когда кора перевозбуждена (чрезмерно сильные раздражители, переутомление, наркотические воздействия), ее регуляторная функция нарушается. В результате иррадиации (от лат. - сиять, испускать лучи) перевозбуждаются подкорковые центры и обычная сдержанность пропадает, человек теряет над собой контроль (аффективные состояния). Иногда наблюдается и обратных эффект, когда в результате сильных потрясений наступает запредельное торможение корковых систем и человек "отключается" от внешнего мира. Тем самым мозговые центры предохраняются от возможного разрушения.

Значительная роль подкорковых центров мозга доказана случаями (в клинике и в экспериментах), когда даже при повреждении или исключении из работы значительных участков коры эмоциональные процессы у человека все равно сохранялись. Прямое раздражение этих центров (без опосредования влиянием коры) вызывает сильнейшие отрицательные или положительные эмоции. Работа центров страдания и наслаждения выступает мощным, а может быть и главным, подкрепляющим фактором при выработке условных рефлексов, а следовательно, и временных связей в коре мозга, являющихся основой восприятия, мышления, памяти, воображения, формирования навыков, привычек, установок, стереотипов.

Важную роль в психической регуляции в целом и в эмоциональной регуляции в частности играет особое подкорковое образование сетевидной формы - ретикулярная формация. Она не является специфическим органом, управляющим какой-либо областью психической жизни, но активно участвует в работе психики, выполняя функции своеобразного фильтра и активатора. Поступающие в нее по проводящим путям сенсорных систем (анализаторов) нервные импульсы в зависимости от значимости вызвавшего их сигнала либо задерживаются, либо пропускают в кору, оставляя часть своей энергии в ретикулярной формации. Таким образом, выступая своеобразным аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна "по команде" коры посылать накопленную энергию в интенсивно работающие в данный момент участки мозга и тем самым понижать или повышать активность мозга в целом и его отдельных частей, усиливать, ослаблять или тормозить ответы (в том числе эмоциональные отклики) на соответствующие раздражители.

Заключение

Возникновение эмоций и чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, эмоции носят социальный характер. В основе чувств и эмоций лежат, прежде всего, потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми.

Слово «чувство» - многозначно. Когда говорят «органы чувств», то имеют в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.

Значение в жизни и деятельности человека чувств и эмоций очень велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Список использованной литературы

1. Бреслав Г.М. Психология Эмоций. М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004. 544 с.

2. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. 655 с.

3. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 464 с.

4. Никандров В.В. Психология: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 912 с.

5. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001. 240 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоций. Теории эмоций. Анатомические и физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций - от животного к человеку. Мотивация человека и животного.

    реферат , добавлен 04.10.2004

    Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.

    реферат , добавлен 14.03.2004

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Понятие эмоций, их формы и функции. Эмоциональные состояния: чувства, аффекты, страсть. Теории эмоций Ч. Дарвина, У. Джемса и К. Ланге, У. Кеннона. Личность и воспитание эмоций. Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Классификация видов эмоций и чувств, характеристика их функций. Многообразие эмоциональных состояний и механизм управления ими. Основные положения структурной теории эмоций Пейпеца, соматической теории Джемса-Ланге, потребностно-информационной теории.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.

    реферат , добавлен 12.09.2006

    Сущность эмоций и их роль в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоциональные выражения как основные виды эмоций. Функции эмоций в жизнедеятельности человека. Отражение психической деятельности человека. Информационная теория эмоций.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    Теории изучения эмоциональных процессов и состояний, их классификация. Настроение, собственно эмоции и чувства. Аффект как разновидность эмоций. Причины возникновения и этапы стресса. Электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Эмоции - психологический процесс средней интенсивности. Отличительные черты и формулы эмоций. Особенности и характеристики эмоциональных переживаний. Мимические проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Критерии оценки эмоционального отклика.

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

стенические - повышающие жизнедеятельность организма и

астенические - понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех.

Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом:
1. Зона активной жизни:

a) Энтузиазм.

b) Веселье.

c) Сильный интерес.

2. Зона консерватизма:

a) Консерватизм.

Средний интерес, умеренный интерес.

Удовлетворенность, довольный, слабый интерес.

Отсутствие интереса.

Монотонность, однообразие.

3. Зона антогонизма:

a) Антагонизм, открытая враждебность.

Враждебность, вражда, сильная неприязнь.

4. Зона гнева:

a)Гнев (злость, ярость).

Ненависть.

Негодование.

5. Зона страха:

a) Отсутствие эмоций.

b) Скрытая враждебность.

Отчаяние.

Оцепенение.

d) Сочувствие.

d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).

6. Зона горя и апатии:

a) Горе (печаль).

b) Заглаживание вины, искупление вины.

c) Жертва.

d) Апатия.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и «наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ». Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. Врождёнными являются далеко не все эмоционально -- экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её». В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причём, «чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство». Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний. Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции, - могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются». Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. «Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях». Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Эмоции - это психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер и отличается от осознания объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира. Взглянув в окно, мы видим, что улица покрыта снегом, и устанавливаем связь между появлением снега и временем года «наступила зима». Эта связь установлена нами в процессе мышления. Отразив путем мышления эту объективную связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила зима, а другой чувство сожаления, что кончилось лето. В этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей к объективной действительности: одним данный предмет нравится и вызывает у них чувство удовольствия, другим тот же самый предмет не нравится и вызывает неудовольствие. Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполная перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:

Чувство голода, - жажды, - приятного вкуса, наслаждения, - отвращения, чувство боли, - вожделения, обладания, - половое чувство; - чувство самоудовлетворения, - честолюбия, - наглости, - бесстыдства.

Пластичность . Например, радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом, в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени. Связь с внутриорганическими процессами.

Эта связь имеет двойной характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций; 2) все без исключения эмоции в той или иной форме находят свое выражение в телесных проявлениях. Тесная связь эмоций с процессами жизнедеятельности организма была подмечена очень давно.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом. Поскольку в своих взаимоотношениях со средой человек плохо испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в деятельности. И эмоциональные, отношения и эмоциональные состояния всегда испытываются человеком как его непосредственные переживания. Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь человека. Эмоциональное состояние определяют в основном внешнюю сторону поведения и психическую деятельность, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний человека. К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти. Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, отрицательно влияет на психику и поведение человека. Если сравнивать аффект с настроением, то настроение это спокойное эмоциональное состояние, а аффект это много эмоций внезапно налетевших и разрушивших нормальное душевное состояние человека. Аффект захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания. Например, при сильном гневе многие люди теряют над собой конроль. Гнев у них переходит в агрессию. Человек начинает кричать, краснеть, размахивать руками, может ударить противника. Аффект возникает резко, в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Они отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек теряет голову, он несет бред его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если человеку попадают предметы, он может их в ярости швырнуть, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на внезапность, аффект имеет определенные этапы развития.Самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное временное эмоциональное переживание

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, время от времени переживает каждый человек. Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, который длительное время испытывает отрицательные эмоции. Эмоциональное выгорание проявляется в равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста.

Фрустрация - глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции -- огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат и помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации. Уровень фрустрации зависит от силы фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности.. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Страсть - глубокое и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало. Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду. Наиболее важной характеристикой является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Они не статичны и имеют различную силу выраженности. Такие состояния определяют и зависят от данных его характера и психотипа.

Основные эмоциональные состояния: характеристика

Эмоции характеризуются по трем параметрам:

  1. Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что отрицательных эмоций выделяют гораздо больше, чем положительных.
  2. Интенсивность. Здесь оценивается сила эмоционального переживания. Внешние физиологические проявления имеют тем большую выраженность, чем сильнее эмоция. Этот параметр тесно связан с и ЦНС.
  3. параметр влияет на активность поведения человека. Он представлен двумя вариантами: стеническим и эмоции способствуют парализации действий: человек вял и апатичен. Стенические, наоборот, побуждают к действиям.

Виды

Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству и длительности проявления:

  1. Настроение. Одно из самых продолжительных эмоциональных состояний. Оно влияет на деятельность человека и может возникать как постепенно, так и внезапно. Настроения бывают положительными, отрицательными, временными и устойчивыми.
  2. Аффективные эмоциональные состояния. Это группа кратковременных эмоций, которые внезапно охватывают человека и характеризуются ярким проявлением в поведении. Несмотря на кратковременность, влияние аффектов на психику очень велико и имеет деструктивный характер, снижая ее способности к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей.
  3. Стрессовые эмоциональные состояния. Они возникают, когда человек попадает в с субъективной точки зрения. Сильный стресс может сопровождаться аффектом, если был понесен большой эмоциональный урон. С одной стороны, стресс - негативное явление, которое пагубно влияет на нервную систему, а с другой стороны, он мобилизует человека, что иногда позволяет сохранить ему свою жизнь.
  4. Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера.
  5. Эмоциональные состояния страсти. Эта категория эмоций вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: так, сильное желание чего-либо вызывает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В поведении наблюдается активность, личность ощущает подъем сил и чаще всего становится более импульсивной и инициативной.

Вместе с этой классификацией существует и более детальная, которая разделяет все эмоции на 2 категории.

Психологи выделяют 7 основных эмоций:

  • радость;
  • гнев;
  • презрение;
  • удивление;
  • страх;
  • отвращение;
  • печаль.

Суть основных эмоций в том, что их испытывают все люди, которые имели гармоничное развитие без патологий со стороны нервной системы. Они одинаково проявляются (хоть и в различной степени и количестве) у представителей разных культур и социальной среды.

Это обусловлено наличием определенных мозговых структур, которые отвечают за ту или иную эмоцию. Таким образом, определенный набор вероятных эмоциональных переживаний заложен в человеке изначально.



Что еще почитать