Сказка как медведь сам себя напугал. НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал. Как медведь сам себя напугал

Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лежки и помчался в гущу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов ее выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.

Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!

Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

(По Н. Сладкову)

Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайца, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.

С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)

Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь вошел не просто в лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его утолок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.

  • - Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
  • - Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)

Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.

  • - Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
  • - Какие последствия были у этого события? И т.д.

По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.

Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.

После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:

  • - Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
  • - Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.

Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждения. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.

После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:

Так чего же в конце концов испугался медведь?

В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.

В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?

В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал, что он, такой ловкий да быстрый, шутя в лесу проживет.

Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.

Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.

Побежал дальше. Видит - на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюви- щем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.

Не успел еж пяточкой мелькнуть, какфилин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.

Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

(По Н. Сладкову)

Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:

Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)

Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они передвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.

Но вот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.

Учитель обращает внимание детей на то, что филин не подпрыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.

Так в чем же причина того, что филин победил ежика?

Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, - филин крупнее и сильнее ежика.

А сам ежик виноват в своем поражении или нет?

Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны - сила и величина филина; с другой - недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее - главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.

В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути , шути, да поглядывай! При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.

Разработка, апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста.

Задание «Как медведь сам себя напугал»

Задание для 2 класса .

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает!

Страшно в лесу! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Задание:

1.Выбери наиболее подходящее название для текста и поставь V.

А) Жизнь зверей в лесу.

В) Мишка-трусишка.

2.Ответь на вопросы:

А) Как ты понимаешь значение выражения «дал стрекоча»?

Б) Почему медведь дал стрекоча?

______

В) Почему испугались лоси?

____________________________________________________

Г) Почему сорока подняла крик на весь лес?

____________________________________________________

Д) Почему испугался заяц?

____________________________________________________

Е) Почему испугалась белочка?

____________________________________________________

Ж) Почему медведь сам себя напугал?

____________________________________________________

З) Что значит насторожил уши?

____________________________________________________

3. Как ты думаешь, что произойдёт, если из рассказа убрать белочку? ____________________________________________

Задание для 3 класса .

Прочитай рассказ (по Н. Сладкову)

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась белка на ветке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Выпорхнула сорока и подняла крик на весь лес. Услышали лоси, испугались и пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Страшно в лесу! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.

Слова для объяснения: хрустнула, угодила, выпугнул, насторожил уши, рявкнул, дал стрекоча.

Задание:

1. Выбери наиболее подходящее название для текста и поставьV.

А) Жизнь зверей в лесу.

Б) Как медведь сам себя напугал.

В) Мишка-трусишка.

2. Какая народная пословица наиболее точно отражает главную мысль текста? (выбери ответ)

А) Тому страх неведом, кто идет к победам.

Б) Волков бояться - в лес не ходить.

В) У страха глаза велики.

3. При чтении тебе встретилось выражение «дал стрекача » , которое употребляется нечасто, но его значение для этого текста вполне понятно. Найди и обведи верное толкование его значения.

А) Дал какой-то предмет кому-либо.

Б) Стремительно убежал.

В) Ударил.

4. Ответь на вопрос: Почему медведь сам себя напугал?

______________________________________________

5. Напиши основную мысль рассказа.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6. Как ты думаешь, что произойдёт, если из рассказа убрать медведя? ________________________________________

__________________________________________________________

Критерии оценивания

Максимальный балл – 10.

Характеристика учащихся:

В апробации приняли участие учащиеся 2-3 классов в количестве 40 человек: 20 учащихся имеют нарушение чтения и письма обусловленное общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием (в том числе 2 ребёнка имеют задержку психического развития). 20 учащихся с нормой в развитии.

Результаты апробации

(учащиеся с нарушениями в развитии)

Елена Краюхина
Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» по опорным схемам

Пересказ рассказа .

«Как медведь сам себя напугал » (по Н. Сладкову ) по опорным схемам

Цель : формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы , активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать интерес и любовь к животным.

План занятия.

1 ч. Организационный момент.

Воспитатель предлагает узнать, о ком или о чем он будет говорить.

Трусливый (заяц)

Хитрая (лиса)

Болтливая (сорока)

Ловкая (белка)

Зеленая (ветка)

Сильные (лоси)

Косолапый (медведь )

2 ч. Чтение рассказа .

Сегодня я вам прочитаю рассказ «Как медведь сам себя напугал » .

Чтение адаптированного рассказа .

«Вошел медведь в темный лес . Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум , испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал ».

3 ч. Беседа по содержанию.

Куда вошел медведь ?

Что хрустнуло под лапой?

Что сделала белка?

На кого упала шишка?

Что сделал заяц? Сорока? Лоси?

Кто же напугал медведя ?

4 ч. Повторное чтение рассказа с выставлением опорных графических схем и установка на пересказ рассказа детьми .

5 ч. Физминутка «Медвежата »

Медвежата в чаще жили

Головой своей кружили

Вот так, вот так

Головой своей кружили.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали,

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали

Выше лапы поднимали.

Выше лапы поднимали.

6 ч. Пересказ рассказа детьми с опорой на графические схемы .

7 ч. Игровое упражнение «Подбери слово к действию» (медведь что сделал ?- вошел, наступил, остановился, услышал, испугался, убежал).

8 ч. Итог занятия.

Чем занимались?

Что запомнили?

Публикации по теме:

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно – жесты,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам» Программное содержание: 1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность.

Мастер-класс для педагогов «Изучи себя сам» Цель: Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ. Задачи:.

Задачи: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; - активизировать.

ООД Речевое развитие. Пересказ рассказа «Как заяц зимует» Пересказ с опорой на символические изображения Занятие Подготовительная к школе группа Цель. Продолжать учить пересказывать литературное.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Программное содержание: Закреплять умение пересказывать небольшие рассказы, используя приемы.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Цель: Образовательные: Учить детей пересказывать текст последовательно и точно,.


Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.


План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.




Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

(по Н. Сладкову)

Цель:

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1. Формировать у детей навыки активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

2. Продолжать учить детей приемам планирования собственного пере­сказа.

4. Закреплять навыки грамматически правильного оформле­ния высказывания.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графиче­ских схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраи­вание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование:

Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой "теме.

Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Отгадайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), лов­кая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испу­галась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.



Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напуган.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

Куда вошел медведь? {Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? {Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? {Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? {Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? {Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? {Лосирешили, что соро­ка охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

Как повел себя медведь? {Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? {Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал...

Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми вы­страивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыжки на месте, руки перед грудью,

ладошки вниз, как лапки.

Сели зайки на лужок,

Присесть на корточки.

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Изобразить соответствующие движения.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, па­мяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка речевой деятельности детей.

Что мы сегодня делали на занятии?

Чему научились?

Что запомнили?

Занятие 4.

(по Г. Скребицкому)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.

Основные задачи:

1. Формировать умение целенаправленного восприятия и анализа текста.

2. Развивать навыки планирования пересказа (с опорой на на­глядность).

3. Активизация и обогащение словарного запаса.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графи­ческих схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидакти­ческие игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.

Оборудование:

Набор схем для графического плана; предметные картинки: ку­кушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медаль­оны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиоза­пись «Голоса птиц».

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Птицы».

Наблюдения в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вы­вешенные на доске.

2. Подготовка к восприятию текста.

Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

- Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстра­цией сюжетной картины к рассказу.

В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как зак­ричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястре­бенка похожа.

Что я прочитала? (Рассказ.)

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слухо­вой памяти.

На вопросы дети отвечают полным предложением.

- На кого похожа кукушка?

5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предмет­ного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.

Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, яст­реба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.

Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.

У утки - утенок, а у кукушки - ... {кукушонок), у совы - ...,., у ястреба - ..., у воробья - ..., у гуся - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.

Давайте поговорим на языке птиц.

Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, пе­туха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изобра­жают птиц: «летают, поют» разными голосами.

Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)

8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рас­сказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделя­ются смысловые отрывки, выстраивается графический план расска­за из схем.

Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась тол­стенькой, головастой, вроде совы.)

Опишите птицу, которую он увидел.(Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)

- На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)

9. Пересказ по плану с наглядной опорой графических схем. Развитие связной речи.

Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

10. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?



Что еще почитать