Страшные люди. Проросли друг в друга. Подлинная история любви Всеволода и Лидии Санаевых Личная жизнь всеволода санаева

Меня ничто в ней не смутило и не могло смутить хотя бы потому, что я видела многое из того, что в книге описано, своими собственными глазами: и бабушку, и деда Санаева, и маленького Пашу. Мы были соседями, в будни маленький Паша Санаев проходил в школу мимо наших окон.
Бабушку прекрасно помню. Да, очень странную женщину. И деда - народного артиста СССР Санаева. Почитайте, ЧТО случилось у Вс. Санаева и его жены Лиды ("бабушки" из повести) во время войны, и вы многое о них поймёте :

"Санаев на несколько дней уехал со съемочной группой в Борисоглебск в авиационную школу им. Чкалова, взяв с собой только бритву и две смены белья. Съемки закончились, но вернуться домой ему не пришлось. Въезд в Москву был закрыт, враг подошел к самому городу. МХАТ эвакуировался. Супруге Всеволода удалось выехать из столицы в Алма-Ату, но он об этом ничего не знал.
...........
А в это время в переполненном беженцами холодном спортивном зале Алма-Аты от кори и дифтерита умирал его первенец Алеша. Двухлетний малыш горел в жару и задыхался, но при этом еще утешал плачущую мать: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь». Похоронив сына, безутешная Лида Санаева несколько месяцев пробиралась к мужу и чудом нашла его. А потом, еще во время войны, у них родилась я - рахитичная, с тоненькими ручками-ножками, совсем не похожая на крепыша и умницу брата. Наверное, поэтому родители воспитывали меня с удвоенной строгостью и любовью. То есть, если я падала, мама могла мне еще за это и поддать. А на вопрос «почему?» обычно отвечала: «Проклятие воодушевляет, а благословение расслабляет!»

ПОСЛЕ войны наша семья вернулась в Москву, в девятиметровую комнатушку в Банковском переулке. Отец работал день и ночь, чтобы поменять ее на большую, но накопления съела одна реформа, после войны - другая. Однажды на большой коммунальной кухне Лида Санаева неосторожно рассказала какой-то анекдот про царей, и вскоре пришли «люди в штатском» - стали интересоваться, чем «дышит» эта молодая женщина, почему не работает. Мама очень тяжело переболела этот эпизод, на несколько месяцев попала в психиатрическую больницу с диагнозом «мания преследования». Всеволод Санаев очень хотел оградить жену от подобных историй и злых языков соседей по коммуналке, но отдельную квартиру в кооперативном доме купил только к сорока четырем годам, после того как пережил обширный инфаркт во время съемок в картине «Алмазы»… В этой двушке они с Лидой прожили до конца дней." (из воспоминаний Е. Санаевой)

Но Павел ведь рассказал в книге об этом. Неужели никто этого не заметил? Неужели ни у кого не возникло жалости к этой женщине? И неужели никто не понял, что она безумно, беззаветно любила внука?
"Похороните меня..." - трагическая книга; а некоторые люди, оказывается, перед прочтением думали, что им предлагается комедия. И обиделись: название смешное, а повесть - о тяжёлом детстве.
Не понравилась повесть девушке (автору поста в одном комьюнити, что и вызвало появление моего ответа), которая выросла в других условиях, и ей трудно понять, зачем Санаев написал это. Ей читать было противно. Мне - нет. И моим френдам в комментах, как оказалось, книга понравилась. Не зря мы в друзьях...
(Вообще-то читать и Достоевского - о детях и их страданиях - очень тяжело. Наверное, автор поста не знает про Неточку Незванову и детей Катерины Ивановны - им жилось похуже, чем Саше Савельеву...)
Кто из вас испытал хотя бы десятую часть того, что было в жизни Павла/Саши, тот всё понял и не может не полюбить "Похороните меня..."
Тому, у кого было розовое счастливое детство и отрочество, наверное, трудно воспринять повесть Павла Санаева.
Только вот о сплошном счастье детства писать - неинтересно. Когда абсолютно всё - хорошо, прекрасно и отлично.
Есть и трагические истории, драматические, и страшные; и ведь Павел объясняет, почему его бабушка была такой странной - неужели никто не заметил?.. Его повесть - редкая по силе. И это, как ни крути, - единственная за почтис20 лет книга, которая серьёзно говорит с нами о детстве, о "слезе ребёнка", о тяжёлых семейных отношениях.
И главное в том, что герой/автор вырос умным человеком, что у него замечательная мама, и всё закончилось хорошо.

Всеволод Санаев - известный актер кино и театра. Он долгое время не только участвовал во многих театральных постановках Москвы, но и снялся в большом количестве фильмов, где его героев запомнил и полюбил зритель. Жизнь его была насыщенной и трагичной. Но от всех проблем и неприятностей его спасала работа, которая давала ему смысл жизни.

Детские годы

Всеволод Санаев родился в конце февраля 1912 года в городе Тула. Семья его была небогатой, но многодетной. Кроме самого будущего актера, в семье было еще одиннадцать детей. Район, где жила семья Савина, был небогатый, но промышленный.

Школа

В школе будущий актер учился плохо. Ему совершенно не нравилось это занятие. Поэтому вскоре отец забрал Всеволода из школы и отправил на работу.

Работа на фабрики

Мальчик рано пришел работать на фабрику по производству гармоний. Сначала Всеволод Санаев обучался ремеслу, а затем постепенно стал втягиваться в рабочую профессию. На этом же заводе работал и его отец, поэтому мальчик был у него в подмастерье. В его обязанности входила не только сборка инструменты, но и настройка гармони.

Известно, что в шестнадцать лет Всеволод Санаев, сам обучал подмастерьев. Но и тут он понимал, что это не его дело. Не лежала у подростка душа к этому ремеслу, оно не нравилось ему.

Увлечение театром

С раннего детства мама водила Всеволода в театр. В их город постоянно приезжал столичный художественный театр. Особенно ему запомнился спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова. Вся атмосфера театра, великолепная игра актеров оказывали сильное впечатление на Всеволода. Но в то время он даже не мог подумать о том, чтобы и самому стать актером.

Когда же в Туле появился любительский театра «Серп и молот», то он сразу же с большим удовольствием стал его посещать. Всеволоду удалось поступить в этот кружок не с первого раза, на это потребовалось немало усилий.

Театральная карьера

В 1930 году Всеволод Васильевич Санаев становится актером театра, который действовал на патронном заводе города Тулы. Но сначала молодого и начинающего актера взяли всего лишь в дублирующий состав. Вскоре его театральная карьера стала складываться быстро и успешно. Вскоре он стал работать уже и в государственном академическом театре драмы имени Максима Горького.

Но чтобы его театральная карьера продвинулась дальше, необходимо было получить какое-то театральное образование. В наставник стал готовить Всеволода Васильевича к экзаменам в театральный техникум в Москве. И, что родители его были против, Санаев все-таки уехал в Москву, чтобы поступить.

Когда же рабочий факультет в театральном учреждении был успешно окончен, Всеволод Санаев, фото которого есть в этой статье, остался еще на некоторое время в стенах театрального заведения, чтобы повысить свой профессионализм. Его учителем по актерскому мастерству стал Но денег ему не хватало, поэтому вечерами он вынужден был работать.

Усердие и желание получить актерскую профессию привело к тому, что вскоре он поступил и в институт театрального искусства. Ему повезло, и его учителем стал талантливый и известный режиссер Михаил Тарханов.

Начиная с 1943 года, Всеволод Санаев выступает в театре, но остановиться на одном театре он не может. Так, в 1943 году он поступает на работу в академический театр имени Моссовета, а уже через три года переходит в театр киноактера. Известно, что в 1952 году ему было предложено перейти во МХАТ, но те роли, которые предлагались, его совсем не устраивали. Как раз в это время у него тяжело болела жена, поэтому требовались деньги. Пришлось Всеволоду Васильевичу отказаться от такого предложения.

Кинематографическая карьера

Несмотря на то что известный актер Санаев после окончания института работал в столичном художественном театре, работы было немного. Поэтому Всеволод Васильевич решил попробовать себя и в кинематографе. Первым фильмом, где снялся Всеволод Санаев, личная жизнь которого интересна общественности, стала кинолента «Частная жизнь Петра Виноградова» режиссера Александра Мачерета. Эта кинокартина вышла на экраны в 1934 году, и талантливый актер играет небольшую и эпизодическую роль красноармейца.

Успех и популярность приходит к Всеволоду Васильевичу после того, как он снялся в киноленте «Волга, Волга» режиссера Григория Александрова. В этом фильме, который вышел на экраны в 1938 году, он сыграл сразу две небольшие роли. По сюжету фильма он играет сначала музыканта из оркестра, а затем еще и лесоруба. В этой киноленте его заметили и вскоре последовали предложения о работе.

Так, в 1940 году сыграл свою первую главную мужскую роль к киноленте «Любимая девушка» режиссера Ивана Пырьева. По сюжету фильма известный токарь Василий Добряков, который работает в столичном автозаводе, получает квартиру и приглашает Варю, которая ждет от него ребенка, переехать к нему жить. Но уже в первый день совместной жизни они ссорятся. Молодые люди не расписаны, а слова, брошенные Василием, сильно ранят Варю. И она тут же убегает к себе домой.

Когда же у Вари рождается малыш, то она скрывает ото всех, кто же отец ее ребенка. Но родственники и друзья, заботясь о ребенке и Варе, стараются помирить поссорившихся влюбленных. В кинематографической копилке известного актера Всеволода Васильевича Санаева насчитывается около 90 ролей.

Съемки в киноленте «Белые росы»

В 1983 год Всеволод Васильевич снимается в фильме «Белые росы» режиссера Игоря Добролюбова. Главный герой - Федор Филимонович Ходос, которого успешно играет актер Санаев. Герою уже исполнилось восемьдесят лет, и он живет один. Но постоянно его заботит судьба трех его сыновей. Старший сын находится под властью жены, средний сын находится постоянно на заработках и никак не женится, а меньший сын воспитывает чужую дочь и, узнав об этом, желает развестись со своей женой.

Личная жизнь

Долгое время о личной жизни известного актера ничего не было известно. И зрители все время гадали, кто же жена Всеволода Санаева. Но о личной жизни талантливого актера Санаева все стало известно после того, как его внук Павел Санаев, писатель, актер и режиссер, издал книгу «Похороните меня за плинтусом». В этом биографическом произведении, которое вышло в 1994 году, Павел Владимирович рассказал о семейной жизни своего известного деда.

Со своей женой Всеволод Санаев, фильмы с которым любит и знает вся страна, познакомился накануне Великой Отечественной войны. На гастролях в Киеве, где известный актер был вместе с театральной труппой МХАТа. Лидия Антоновна Гончаренко в то время обучалась на филологическом факультете. Увидев ее, Всеволод Васильевич влюбился с первого взгляда и решил, что обязательно жениться на ней. Но все родственники девушки были против их союза.

Когда труппа театра возвращалась в Москву, то и Лидия Антоновна уезжала вместе с ними. Она была прекрасной женой и матерью, но отношения в семье были сложными, так как у Лидии Антоновны часто бывали депрессии. Однажды она рассказала на общей кухне коммунальной квартиры, где они тогда проживали, анекдот и вскоре ею уже интересовались спецслужбы. А вскоре после этого впечатлительной женщине стало казаться, что ее постоянно кто-то преследует и следит за нею. Из-за этого она даже попала в психиатрическое отделение.

В самом начале войны Всеволод Васильевич уезжает на гастроли в Борисоглебск, оставив дома жену и маленького сына. Но боевые действия не позволили ему быстро вернуться домой. В это время Лидия Антоновна вместе с малышом была эвакуирована в Казахстан, где мальчик подхватил корь и дифтерию. В возрасте двух лет Алексей Всеволодович умер. Это было страшным ударом для всей семьи, но Лидия Антоновна переживала больше всех.

В 1943 году в семье талантливого и известного актера Санаева родилась дочь. Известно, что в детские годы Елена заболела желтухой, и Лидия Антоновна сильно переживала за здоровье девочки, боясь потерять ее, как и сына. В это время у женщины развился страх потерять ребенка, который сопровождал ее всю жизнь. И это также добавляло сложностей в семейную жизнь Санаевых.

И, что актер Всеволод Санаев, биография которого интересна зрителям, любил свою жену, иногда из-за обостряющейся болезни супруги ему не хотелось возвращаться домой. Ведь он понимал, что порой любое его слово может вызвать ссору или конфликт. Такие же сложные отношения были у Всеволода Васильевича и с дочерью. Первым избранником Елены стал инженер Владимир Конузин. Но Лидия Антоновна, властная женщина, не желала принимать такого зятя. Всеволод Васильевич не желал с ней спорить, поэтому просто не вмешивался.

Но первый брак разрушился довольно быстро. В этом союзе был рожден Павел Санаев. Вторым мужем Елены Санаевой стал актер и режиссер Ролан Антонович Быков.

Смерть актера

Всеволод Санаев постоянно снимался в различных кинолентах, пока ему позволяло здоровье. Но в 75 лет он перенес инфаркт, был на грани между жизнью и смерть. Но он не мог оставить свою жену без поддержки, поэтому, по словам дочери, выжил. Когда в 1995 году Лидия Антоновна умерла, то ровно через девять месяцев скончался и великий и замечательный актер Санаев. Причиной его смерти стала онкология. В последнее время он болел раком легких. Похоронены супруги рядом в столице на Новодевичьем кладбище.

Книга моего сына Павла «Похороните меня за плинтусом» - художественное произведение! Это не хроника жизни моего папы, Народного артиста СССР Всеволода Санаева, и его жены, моей мамы Лидии Санаевой. Что-то было так, а что-то не совсем так или совсем не так...

Недавно меня в очередной раз поразил результат исследований, проведенных книжным магазином «Москва». Он определил три самые читаемые книги - это серия о Гарри Поттере, «Код да Винчи» и... «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, моего сына. На этом месте естественным бы выглядел восклицательный знак как отражение материнской радости за успех Пашиной книжки, но я бы поставила еще и вопросительный.

Фото: Из архива Е. Санаевой

Ведь если с первыми двумя фаворитами мне все предельно ясно - они полностью соответствуют мейнстриму читательского интереса, то бронзовый призер явно выпадает из этого ряда. Вот где загадка для меня... Думаю, время постепенно с этим разберется. Пока факт остается фактом - книга, написанная в 1994 году, пережила уже более пятнадцати переизданий большими тиражами, ее продолжают читать и перечитывать миллионы, и я не перестаю приятно этому изумляться.

Но очень устала повторять очевидное (хоть свою книжку пиши!): книга Павла Санаева - комичная и трагичная, светлая и мрачная - это художественное произведение! Повесть о восьмилетнем мальчике Саше Савельеве, который живет у дедушки с бабушкой, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей «беспутной» дочери, бросившей сына ради «карлика-кровопийцы», алкаша и «бездарности», - не документальна.

Это не хроника жизни моего отца, Народного артиста СССР Всеволода Санаева, его жены и моей мамы Лидии Санаевой. По меньшей мере неразумно отождествлять нас с персонажами повести: актрису Елену Санаеву - с той молодой матерью, а гениального Ролана Быкова, актера и режиссера - с нищим художником из Сочи. А очень личные переживания маленького рассказчика воспринимать буквально как переживания автора - писателя, сценариста и режиссера Павла Санаева. Ну, это же литература! Было бы иначе, она никогда бы так точно не попала в сердца людей.

А если судить по фильму, у которого нет ничего общего с повестью кроме названия, все без исключения герои этой истории - полные моральные уроды.


Фото: Из архива Е. Санаевой

Всеволод Санаев


С первого взгляду, не подумав, его любили припечатать: «всегда на одно лицо». Нет бы сообразить, до чего же тяжело с таким, сверхположительным, лицом этак разгуляться по ндравам-типам-характерам. В уморительном дуэте с Борисом Новиковым санаевский Федор Ходас под финиш раскрывается так глубоко, что поднимает сразу на несколько философских ступенек не только образ с виду заурядного старика-фронтовика, но и сам, легкий и не слишком притязательный фильм «Белые росы».
Как показало время, деревенский консерватизм Ходаса и был прозренческой, спасительной и оптимальной альтернативой урбанизации общинного духа с последующей глобализацией совести и всего остального.
Казалось, самого Санаева можно идентифицировать с обстоятельными до занудства сыскарями Сазоновым («Это случилось в милиции») и Зориным («Похищение святого Луки», «Черный принц», «Версия полковника Зорина»). Однако ведь «с сим победиши»! А все потому, что этим и брал, а в самом «сером» его персонаже обязательно кроются лукавинка и мудрость.
Знание партийной иерархии – Народный артист СССР Санаев был парторгом в актерском цехе и 20 лет секретарем Союза кинематогрфистов – блестяще трансформировалось в образы номенклатуры, не имеющей национальных и временных привязок.
Вы только приглядитесь, как филигранно передан настороженно-льстивый конъюнктурный нюх «почетного бюрократа губернии» – Председателя Палаты в швейцеровских «Мертвых душах». А Ярослав Степаныч – верховный канцелярский босс из «Забытой мелодии для флейты». Под соусом «тоталитарного нигилизма» мы выплеснули с водой и ребенка: аннулировали и манеру, и заслугу артиста, переосмыслившего и высмеявшего это явление.
В итоге, на долгие годы в отношении Санаева установился однобокий подход. Точно он не самокритически показал литературного генерала Жаркова, на старости лет убедившегося в собственной никчемности, а сам - такой («С вечера до полудня» по В. Розову). Притом что подобная «идентификация» – не есть ли признак мастерства перевоплощения?!
Зловещий и подлейший «Сиплый» из «Оптимистической трагедии» - совсем другая «опера». Равно как простой в своей непростоте профессор-фольклорист из «Печек-лавочек» или Ермолай Воеводин в фильме «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Впрочем, союз с Шукшиным – это отдельная «песня» на все времена.
И киноактер был на все времена.
Правда, роман с театром не задался. Одно время Санаев служил в МХАТе, театре имени Моссовета, опять в МХАТе. Но в середине 1950-х у него сильно заболела жена и, чтобы прокормить семью, артисту пришлось оставить сцену. Мхатовские коллеги такого донкихотства не поняли. А Всеволод Санаев окончательно ушел в кино, где дебютировал сразу же по получении ВГИКовского диплома в 1938-м.
Дебют назывался «Волга-Волга», любимый фильм товарища Сталина. В знаменитой комедии с двойным названием 26-летний актер сыграл не просто первую, а также «дважды первую» роль. Его мужиковатые персонажи (бородач-лесоруб и безбородый музыкант) разны, но органичны. И это объяснимо: актеру ничего не пришлось придумывать. Свою «карьеру» Сева Санаев начинал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике. А вот последние полвека (вплоть до 1994 года) был верен Театру-студии киноактёра.
Что еще характерно: значительная, при этом заключительная, часть натурных съемок «Волги-Волги» велась на фоне Жигулевских гор. И это опять же не единственная перекличка между Самарой и судьбой великого актера. Через несколько лет эвакуированная дочь Лена вместе с мамой окажется в Куйбышеве – «запасной столице», а сам Всеволод Васильевич, чудом избежав плена, – в Саратове. Но это уже другая история…

Владимир Плотников. "Самарские тайны российского кино-2"

Посмотрела "Похороните меня за плинтусом".
Фильм сюрреалистический, излучающий концентрированную злобу и ненависть.
Меня совершенно потряс финал фильма: маленький иуда над гробом бабки шепчет матери такое, что мать цепенеет, понимая, что чудовище уже выросло ...

Повесть написана внуком Всеволода Санаева, функционера от советского кино.
Он прожил со своей женой 50 лет. Звали её Лидия Гончаренко,в замужестве Санаева, и была она когда-то студенткой-филологом, привезённой им в Москву с киевских гастролей ещё до ВОВ.

Жена Санаева с дочерью Еленой, родившейся у них во время войны.
Санаев не воевал, жил в эвакуации.

У Елены Санаевой родился сын Павел.
Он очень похож на мать. Нижняя губа --копия,а это важный знак))

Красный мясистый рот с особенной выступающей изогнутой нижней губой

Нижняя губа живёт своей жизнью

Физиогномика

Определяем характер человека по его лицу

Попробую проанализировать характер Павла Санаева по его лицу, чтобы объяснить себе, как такую "автобиографическую" книгу мог написать человек, проживший с дедом и бабкой с 4 до 11 лет.
Если бы он жил в нормальной, традиционной семье, с матерью и отцом, он наверняка бы самовыразился в подобной же литературе))

Холодное сердце (веки)
Пессимизм (веки)
Нижняя губа выступает над верхней - эгоистичность
Если один угол рта выше другого - склонность к обману.
Постоянно подергивающийся рот - нервность и возбужденность.
Рот, скошенный в одну сторону - нервозность, склонность к сарказму.
Нетвердо оформленный рот, с уголками, загибающимися к низу - бурный характер.
Из ранее прочитанного мне запомнилось, что человек в жирной лоснящейся выступающей нижней губой ВСЕГДА НЕДОВОЛЕН,критикует ВСЁ, это тяжёлый эгоистичный пессимист.
ГУБА ПАВЛА САНАЕВА, УНАСЛЕДОВАННАЯ ОТ МАТЕРИ,ОБЪЯСНЯЕТ ВСЁ. В том числе "автобиографическую" книгу.

Лицо человека - как открытая книга. В нем говорит все - брови, глаза, рот, каждая морщинка. С возрастом лица меняются, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно. Считается, что физиогномика - самая древняя наука в мире и возникла в - Китае. Китайские физиономисты говорят, что по лицу человека можно прочесть даже его судьбу.



Что еще почитать