Танк т 26 когда снят с производства. Добавить в избранное. Самоходные артиллерийские установки

Т-26 – это легкий советский танк, в основу которого лег английский танк «Виккерс Mk.E», закупленный СССР в 1930 году.

История создания Т-26

В начале 1930-х годов на вооружении СССР стоял в основном массовый легкий танк Т-18 (он же – МС-1) и разнотипные британские машины времен . Но уже в 1929 году характеристики Т-18 были весьма неудовлетворительными, и при знакомстве с танками других стран был сделан вывод о серьезном отставании советских танков.

В 1929 году было решено начать производство нового танка, который должен был быть легким, простым в обслуживании и достаточно дешевым в производстве. Основой для этого нового советского танка стал Vickers Mk E, который был куплен вместе с лицензией на производство. Саму технологию производства британцы не продали, так что ее пришлось разрабатывать самостоятельно. Это удалось сделать за год, и в феврале 1931 года Т-26 был принят на вооружение, еще до изготовления первого опытного образца.

Модификации танка

Т-26 создавался на основе другого танка, и множество раз видоизменялся и модифицировался в соответствии с возрастающими требованиями и по результатам полевых испытаний. В результате было создано несколько вариантов танка Т-26:

  • Образца 1931 года – линейный двухбашенный танк с пулеметным вооружением;
  • Образца 1932 года – линейный двухбашенный танк, в одной из башен установлена 37-мм пушка;
  • Образца 1933 года – линейный однобашенный танк с 45-мм пушкой и цилиндрической массой. Данной модификации Т-26 было выпущено больше всего экземпляров;
  • Образца 1938 года, линейный однобашенный танк со сварным корпусом и конической башней;
  • Образца 1939 года – танк образца 1938 года с дополнительно усиленным бронированием и улучшенной конической башней.

Также на базе Т-26 было создано множество танков с различными особенностями:

  • Т-26РТ – однобашенный Т-26 с радиостанцией 71-ТК-1;
  • Т-26 ТТ – телетанк (танк, управляемый по радио) в составе телемеханической группы;
  • Т-26 ТУ – танк управления в той же группе;
  • Т-26А – танк артиллерийской поддержки с просторной башней и 76-мм короткоствольной пушкой. Выпущено 5 опытных образцов;
  • ХТ-26 – танк с огнеметным вооружением в малой башне. Самостоятельно выпущено 552, еще 52 переделано из двухбашенных серийных Т-26;
  • ХТ-130 – однобашенный огнементный танк, огнемет ставился вместо орудия в Т-26 образца 1933 года;
  • ХТ-133 – огнеметный танк образца 1938 года;
  • ХТ-134 – огнеметный танк образца 1939 года;
  • СТ – химический танк для поставки дымовых завес, огнеметания, дегазации местности и применения отравляющих веществ. Проект остался нереализованным;
  • ОУ-Т-26 – реализованный химический танк с установленным огнеметом.

Также на основе Т-26 был выпущен Т-26Т – артиллерийский тягач с бронированным или брезентовым верхом. Кроме того, Т-26 послужил основой для многих образцов советской техники, таких как СУ-1, СУ-5, СУ-6 и множество бронетранспортеров.

ТТХ Т-26 образца 1933 года

Основная информация

  • Классификация — лёгкий пехотный танк;
  • Боевая масса – 8 т;
  • Экипаж – 3 чел;
  • Годы производства – 1931-1941;
  • Годы эксплуатации — 1931-1960;
  • Количество выпущенных – 11 218 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4620 мм;
  • Ширина корпуса – 2440 мм;
  • Высота – 2190 мм;
  • Клиренс – 380 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 15 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 6 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 15 мм;
  • Маска орудия – 15 мм;
  • Борт башни – 15 мм;
  • Корма башни – 15 мм;
  • Крыша башни – 6 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боезапас – 203 снаряда;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 90-91 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 30 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 120 км;
  • Тип подвески — сблокированная по четыре, на листовых рессорах;
  • Преодолеваемый подъём — 40°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 0,8 м.

Применение

Т-26 вместе с разными модификациями БТ были основными советскими танками перед началом Великой Отечественной войны. В свое время Т-26 был весьма популярен, хотя из-за тихоходности и отсутствия рации он был достаточно легкой добычей для противника. Впрочем, существовал ряд приемов, которые делали Т-26 на передовой по-настоящему эффективным.

Когда Т-26 еще был двухбашенным, стрелки из левой и правой башен часто мешали друг другу вести огонь, из-за чего в будущем и появились однобашенные модификации. Также когда появились противотанковые ружья, тонкая броня Т-26 оказалась для них весьма уязвима. Это в итоге привело к постепенному улучшению бронирования. Но даже несмотря на достаточно тонкую броню Т-26 был достаточно живуч из-за того, что баки и двигатель танка находились в его корме за выгородкой. Также у Т-26 был очень большой по тем меркам боезапас. Все это в итоге делало Т-26 очень хорошим легким танком поддержки пехоты для того времени.

В период с 1936 по 1938 281 танк Т-26 был отправлен в Испанию на гражданскую войну, где он принял активное участие в сражениях. Участвовал в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе.

Однако интенсивнее всего Т-26 применялся в Зимней войне, а также в самом начале Великой Отечественной войны, когда Т-26 был самым многочисленным советским танком.

Уже в первые месяцы войны было потеряно очень много танков – к 28 октября 1941 осталось всего 50 штук Т-26. Постепенно стало понятно, что Т-26 недостаточно эффективен против современных машин, и его применение почти сошло на нет. В последний раз этот танк был применен в 1945 году, в Маньчжурии, против Квантунской армии.

Танк в культуре

Танк Т-26 широко представлен в различных компьютерных играх, таких как:

  • «Блицкриг»;
  • «Sudden Strike»;
  • «Steel Panthers»;
  • «Flashpoint: Resistance», в модификации «Освобождение 1941-45»;
  • «Вторая мировая война»;
  • «В тылу врага»
  • Многопользовательские игры «World of Tanks» и « ».

Зачастую ТТХ танка в играх не соответствуют реальным.

В кино

Подлинные Т-26 можно увидеть в фильме Танкисты (1939, СССР).

Память о танке

Танк Т-26 широко представлен в различных музеях всего мира, например, в:

  • Танковом музее Бовингтона;
  • Музее прорыва блокады Ленинграда (образца 1933 года);
  • Финляндии в казармах в районе Karkialampi;
  • Военно-историческом музее Ленино-Снегири (образца 1933 года);
  • Московском музее Великой Отечественной войны (образца 1931 года);
  • Танковом музее Паролы;
  • Музее Кубинки;

Также существует несколько монументов Т-26. Один из них установлен в Питкяранта как памятник «Слава Героям». Местные краеведы утверждают, что этот Т-26 участвовал в советско-финской войне и в 1998 году был поднят со дна Ладожского озера.

В Падиково. Сегодня нашим героем будет советский легкий танк Т-26. Машина своеобразная и спорная, но тем не менее, танк прошел не одну войну и достоин самой подробной разборки как снаружи, так и изнутри.


Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Предшественником Т-26 был танк Т-18, который являлся копией французского «Рено» FT-17. К 1929 году пришло понимание необходимости создания более современной машины и об общем отставании советского танкостроения.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.

Весной 1930 года комиссия посетила Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники. Внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928-1929 годах и предлагавшийся на экспорт.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом. Был закуплен только двухбашенный танк, получивший обозначение В-26.

Для производства Т-26, за отсутствием альтернатив, был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Весной 1931 года отдел завода, который состоял лишь из 5 человек, подготовил к производству и изготовил два эталонных экземпляра танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства.

Конструкция танка в ходе производства постоянно совершенствовалась. Помимо ввода новых башен, в 1931 году двигатель был отодвинут к корме, чтобы обеспечить ему лучшие условия работы, а с начала 1932 года были введены новые топливный и масляный баки, а с 1 марта того же года на Т-26 начали устанавливать короб над решёткой воздуховывода, защищавший двигатель от попадания осадков.

Параллельно выпускались два варианта танков - с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, состоявшим из пулемёта ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушки в правой. Пулемётные танки в конце 1932 года начали выпускаться с шаровыми установками для новых пулемётов ДТУ, но поскольку последние были вскоре сняты с производства, танки этих серий оказались безоружными и на них в дальнейшем пришлось заменить лобовые листы башен на подходящие для установки старых ДТ-29.

На пушечных танках устанавливались 37-мм пушка Гочкиса или её модифицированный советский вариант «Гочкис-ПС».

Реально работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Освоение сборки конической башни из криволинейных бронелистов представляло сложности для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. На испытаниях клёпаного и сварного вариантов башни предпочтение было отдано первому, который был рекомендован для принятия на вооружение после доработки выявленных недостатков и добавления в кормовой части ниши для установки радиостанции.

Пока шли работы над башней, решался также вопрос о вооружении танка. В мае 1932 года на замену 37-мм противотанковым орудиям была принята 45-мм пушка обр. 1932 г., ставшая также кандидатом на вооружение танков. По сравнению с 37-мм пушкой, 45-мм пушка имела примерно такую же бронепробиваемость, но осколочный снаряд был более эффективен, так как снаряжался большим зарядом взрывчатого вещества.

В начале 1933 года конструкторским бюро завода № 174 была разработана спаренная установка 45-мм пушки и пулемёта, в марте 1933 года успешно прошедшая заводские испытания. Тогда же было принято решение о принятии на вооружение однобашенного Т-26 с 45-мм пушкой.

Именно этот танк сегодня находится у нас на рассмотрении.

Основное вооружение однобашенных модификаций составляла 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года - её модифицированный вариант образца 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия образца 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7-12 выстрелов в минуту.

Пушка размещалась в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовой части башни. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2 или 4°. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −6 до +22°, осуществлялось при помощи секторного механизма.

Наведение спаренной установки осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г. ПТ-1 имел увеличение х2,5 и поле зрения 26°, а его прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км - осколочными и до 1,6 км - из спаренного пулемёта.

Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение х2,5, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6, 4, 3 и 1 км. С 1938 года на части танков устанавливался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производивший выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка обр. 1934 г., приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как обр. 1938 г. Из-за сложности использования и обучения наводчиков, к началу Великой Отечественной войны стабилизированный прицел был снят с вооружения.

Башня Т-26 изнутри:

Базовым средством внешней связи на Т-26 служила флажковая сигнализация и все двухбашенные танки располагали только ей. На части выпускаемых однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года устанавливалась радиостанция модели 71-ТК-1. Доля РТ-26 определялась лишь объёмом поставок радиостанций, которыми в первую очередь оснащались машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15-18 км в движении и 25-30 км с места, в телеграфном - до 40 км; при наличии помех от одновременной работы множества радиостанций, дальность связи могла снижаться вдвое.

Для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем на танках ранних выпусков использовалась переговорная труба, позднее заменённая светосигнальным устройством. На оснащённых радиостанцией танках с 1937 года устанавливалось танковое переговорное устройство ТПУ-3 на всех членов экипажа.

На базе Т-26 было разработано большое количество машин различного назначения и САУ.


76,2-мм пушка сопровождения, предназначавшаяся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства.


76-мм (на снимке) и 37-мм зенитная автоматическая пушка для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.


ТР-4 - бронетранспортёры ТР-4 и ТР-26, транспортеры боеприпасов ТР-4-1 и ТР-26, транспортер ГСМ ТЦ-26.


Т-26-Т - бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с незащищённой башней, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронированная. Небольшое число танков было произведено в 1933 году для моторизованной артиллерийской батареи, для буксирования дивизионных 76,2-мм пушек. Некоторые из них оставались вплоть до 1945 года.


СТ-26 - сапёрный танк (мостоукладчик). Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин.

Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период.

Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника. Но легкий танк не воюет с танками согласно военной доктрины того времени.

Комплектация по принципу "все свое вожу с собой".

Легкий танк поддерживает пехоту, уничтожает орудия и пулеметы противника, это его основные цели. Хотя для 45-мм пушки Т-26 не была проблемой броня основных немецких танков Т-1 и Т-2 и чешского Т-38.

Да, бронирование танка было противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой.

Броневая защита Т-26 была рассчитана максимум на противодействие винтовочным пулям и осколкам снарядов. В то же время, броня Т-26 легко пробивалась бронебойными винтовочными пулями с дистанции 50-100 м.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Но не противопульное бронирование и низкая подвижность танка были одними из факторов, приведших к низкой эффективности применения этих танков в начальный период Великой Отечественной войны. Бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени не было неуязвимым для 45-мм орудий Т-26. Большинство танков Т-26 было потеряно советской стороной в первые полгода войны далеко не от столкновений с немецкими танками.

Сегодня известно, что значительная часть потерь танковых войск РККА летом 1941 года носила небоевой характер. Обслуживающий инженерный персонал из-за внезапности начала войны, не был призван в части материального обеспечения танковых частей. Так же не были переданы в РККА трактора для эвакуации техники и топливозаправщики. Танки во время форсированных маршей ломались и бросались, оставлялись вследствие отсутствия топлива.

Основной причиной потерь для Т-26 стало отсутсвие должного руководства и снабжения. Там, где вопросов по снабжению не стояло, Т-26 показал себя вполне достойным соперником немецким легким танкам. Т-1 и Т-2 не сильно превосходили Т-26 в плане бронирования и скорости, а по вооружению Т-26 однозначно их превосходил.

Увы, но причиной больших потерь этого танка стал человеческий фактор.

В заключение хотим предложить вам небольшой видеорассказ научного сотрудника музея военной истории Максима Рябоконя. Хоть видео у нас на сайте и не пользуются популярностью, но рассказ того стоит.

Источники:
Коломиец М. В. Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка.
Свирин М. Н., Бескурников А. А. Первые советские танки.
Барятинский М. Б. Лёгкий танк Т-26.

Этот легкий танк известен как самая массовая боевая машина Красной Армии в предвоенные годы.До 1941 года в СССР было произведено уже свыше 11тысяч танков Т-26. Несмотря на низкие оценки боевых качеств танка многими военными после окончания Второй Мировой Войны, следует заметить, что численность этих боевых машин в Красной Армии всё же была внушительной и это могло бы в определённых условиях компенсировать их слабые тактико-технические характеристики.

Описание

Этот лёгкий танк был создан в начале 30-х годов на основе двухбашенного английского танка Vickers Mk.E mod.A. Позднее, после внесения различных конструктивных изменений и доработок советских конструкторов, танк стал однобашенным, было серьёзно усилено вооружение и другие параметры. Впервые советские танки Т-26 вступили в бой в гражданской войне в Испании еще в 1936 году, где неплохо показали себя. К 1941 году этот танк с очень слабым бронированием уже не мог играть весомой роли в боях с немецкой техникой. В начале войны на фоне более новых "Т-34" и "КВ" его уже можно было назвать устаревшим, однако с некоторыми танками Вермахта в 1941 году "Т-26" ещё был в состоянии сражаться. Прежде всего это относиться к лёгким танкам Вермахта с пулемётным вооружением. Основную массу германской техники июня 1941 года составляли танки "Pz.I" , "Pz.II" , "Pz.35(t)" и "Pz.38(t)" , а также средние танки "Pz.III". У "Pz.I" во встречном бою с "Т-26" не было вообще никаких шансов, а генерал Гальдер даже писал о том, что эти танки являются обузой для немецкой армии. Что же касается "Pz.II", то его орудие было эффективно против "Т-26" лишь на короткой дистанции около 300м и в условиях реального боя с "двадцатьшестым" у этой немецкой бронемашины также возникали большие проблемы. "Pz.35" тоже не имел никаких преимуществ перед "Т-26". А вот "Pz38(t) и "Pz.III" более поздних выпусков превосходили "Т-26" в плане тактико-технических характеристик, так к примеру лобовая броня Pz.38(t) модификации F была равна 50мм и орудие "Т-26" не пробивало его лобовую проекцию на дальних дистанциях, в то время как пушка "немца" с этих дистанций "двадцатьшестого" поразить могла. То же самое касается последних модификаций "Panzer III". Недостатком "Т-26" по сравнению с немецкой "тройкой" было ещё и то, что экипаж из трех человек на "Т-26" был сильно перегружен работой, в то время как на немецкой машине командир был освобожден от обязанностей заряжающего и это обеспечивало более эффективное управление танком. Лучший немецкий танк начального периода войны - "Pz.IV" превосходил "Т-26" по многим характеристикам, но часть этих танков ранних модификаций пробивалась снарядом 45-мм орудия "Т-26". Всё же в 1941 году "Т-26" уже был не конкурент большей части немецких машин. Но огромные потери этих танков были обусловлены не только слабыми тактико-техническими характеристиками, но и стремительным немецким "блицкригом", заставившим отступающую Красную Армию бросить большое количество этих машин в тылу противника. На неудачах "Т-26" летом 1941-го сказывалось и то, что немецкие танкисты были лучше подготовлены и имели солидный боевой опыт. Советские танкисты ещё не успели приобрести необходимого опыта использования танков в условиях реальной войны. Слабое бронирование "Т-26" диктовало особую тактику применения его в обороне, главным образом из засад. Если это удалось бы сделать, то эти танки, учитывая ещё и их большое количество в Красной Армии, могли бы сыграть более весомую роль в сражениях начального этапа войны. Поводя итог стоит сказать, что несмотря на некоторые возможности в борьбе с немецкими танками за счёт хорошего 45-мм орудия, всё же не стоит слишком переоценивать боевые возможности этого лёгкого танка. Конструкция начала 30-х годов уже явно себя изжила и лишь большой боевой опыт экипажей и безошибочное командование, что в реальных условиях практически невозможно, могло спасти эти танки от тотального разгрома лета 1941-го.

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.


Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.


С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).


Перископы для командира и стрелка

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.


ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Преодолеваемые препятствия:

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Танк Т-26 с единственной башней родился из концепции «танка-истребителя», танка вооруженного мощным 37-мм орудием в единственной башне конической формы. По наметкам в качестве таковой могла быть использована башня Т-19. За такую конструкцию, как основной машины выступал С.Гинзбург, тогда как Тухачевский считал двухбашенную схему более предпочтительной для зачистки окопов от вражеской пехоты.

Первоначальный проект танка.

К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков БТ и Т-26.

Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;

Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.

Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.

С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.

Танк Т-26 с клепанным корпусом выпуска.1933г

Танк Т-26 обр. 1933г в разрезе.

Схема броирования.

Радийный танк выпуска 1935г.

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Новые тенденции в танкостроении.

Если на момент своего рождения в СССР танк Т-26 фактически являлся самым сильным танков в своем весовом классе, то уже начиная со второй половины тридцатых годов, ситуация кардинально изменилась. Зарубежное танкостроение смогло освоить выпуск танков по мощности вооружения сопоставимом с танком Т-26 и превосходящих его по подвижности и бронированию. Наиболее интересных результатов добились конструкторы Чехословакии, Японии и Франции.

Оценка зарубежных танков принесла в целом неутешительный результат- развитие советских танков происходило, главным образом, по пути увеличениях бронирования и не затрагивала такие важные узлы как двигатель и трансмиссия. Что привело к тому, что танки Т-26 стали перегруженными и склонными к частым поломкам.

По мнению советских конструкторов, танк Т-26 себя полностью исчерпал к началу 1937г. Так С.Гинзбург, еще в начале осени 1936г, предложил новый проект танка сопровождения пехоты, который по ряду причин не нашел поддержки у военных.

Планы модернизации Т-26 на тридцать седьмой год, по-прежнему не отличались оригинальностью. Они предусматривали:

  • увеличение мощности двигателя танка Т-26 до 105-107 лошадиных сил;
  • увеличение б/к до 204 артвыстрелов и 58 дисков к пулеметам;
  • улучшение бронезащиты, для чего следовало перейти на 20-22 мм бронелисты для корпуса и башни Т-26 и расположить их под углом;
  • усиление подвески;
  • улучшить возможность эвакуации из танка в условиях боя.

Мощность удалось увеличить благодаря новому карбюратору и повышению оборотов двигателя. Однако такое решение привело к массовому обрыву клапанов в ходе эксплуатации танка. Что в условиях того времени, неизбежно привело к обвинениям в вредительстве и последующему аресту причастных к этому специалистов. Производство и приемка Т-26 была прекращена вплоть выявления и устранения причин. Как следствие производственный план на тридцать седьмой год был сорван, а репрессии поставили крест на дальнейшей модернизации.

Но все, же некоторые изменения удалось внедрить, так установка нового карбюратора и перевод двигателя на питание бензином первого сорта позволили несколько поднять мощность.

Модернизация танка Т-26 в 1938г.

Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Модернизация танка в 1939г.

Следующий этап модернизации модель Т-26-1 или обр.1939 года, вобрал в себя те технические решения, которым помешали репрессии 1937года. Данная модернизация включала подбашенную коробку с наклонными бронелистами, а также усиленные рессоры. Толщина бортовых листов увеличена до двадцати миллиметров, но по сути бронезащита осталась прежней, так как цементованные бронелисты заменили гомогенной броней. Лобовой щиток башни, щиток механика- водителя стали изготавливать штамповкой.

Боекомплект удалось поднять только до 186 выстрелов в линейном, либо до 165 выстрелов в радийном танке. Этого удалось достичь, отказавшись от кормового и запасного пулеметов. На замену обычных топливных баков пришли бакелитовые, которые менее страдали от прострела. Была введена дополнительная защита радиатора, антенна заменена на штыревую и прочее.

Компоновка танка Т-26 выпуска 1938/39гг.

Общий вид танка Т-26 выпуска 1939г

Радийный танк Т-26 выпуска 1936/37гг.

Радийный танк Т-26 выпуска 1938г

Вид на корпус и днище танка Т-26.

Радийный танк выпуска 1940 г.

Изменения, внесенные в конструкцию Т-26, привели к тому, что его масса увеличилась до 10,3т. Несмотря на то, что конструкцию ходовой усилили, она все равно работала на пределе. Часто на поворотах слетали гусеницы, плавность хода Т-26 значительно снизилась.

Поперечный разрез конической башни танка выпуска 1939г.

Разрез цилиндрической башни танка Т-26

Разрез конической башни танка

Схема бронирования танка Т-26 с конической башней

ТТХ танка Т-26 всех годов выпуска.

В начале сорок первого года выпуск Т-26 заводом №147 был прекращен. Производство должно было переориентировано на выпуск Т-50, но по множеству причин этого так и не произошло. С началом войны выпуск Т-26 возобновился, благо имелся большой задел башен, корпусов и разного рода улов и агрегатов. Данные по количеству выпущенных машин в сорок первом году сильно разнятся.

Из архива.

вход. № 516 с 4 апреля 1939 года
ЗАМЕЧАНИЯ
об известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т - 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.
    Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.
    Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа. Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.
    При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26.

Танк Т-26 на видео.

  • Танк Т-26 видео
  • Оружейка. Лёгкий танк Т-26. Видео



Что еще почитать