Танки венгрии периода второй мировой войны. Танки венгрии. й этап войны против ссср

Венгерский средний танк «Туран», разумеется, не оказал никакого переломного влияния на ход Второй мировой войны. Машины, которые начали поступать в войска в мае 1942 года и уже на то время, мягко говоря, бывшие не совсем современными, венгерское командование слишком долго продержало в резерве. Большая часть этих танков, названных в честь прародины мадьяр, была перебита советскими бронетанковыми войсками, которые несли в таких противостояниях минимальные потери. Однако свой след в истории мирового танкостроения венграм, безусловно, оставить удалось.

Дебют-кульминация-развязка по ускоренной программе

В апреле 1944 года у украинского города Коломыя наступавшие советские войска были контратакованы новыми танками непривычного вида. Их примитивная ходовая часть напоминала подвеску отечественного Т-26, а в роли основного вооружения танков выступали 40-мм и короткоствольные 75-мм орудия. Броня крепилась на каркасе заклёпками, корпус и башня выглядели угловатыми – внешне новые боевые машины больше напоминали танки начального периода Второй мировой. Особенно выраженным было сходство с лёгкими чехословацкими танками LT vz.35, которые в немного модернизированном виде (с немецкой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и дополнительным четвёртым членом экипажа) широко использовались вермахтом на восточном фронте под названием PzKpfw.35(t).

Как и следовало ожидать, особых неприятностей наступавшим советским войскам эти танки не доставили. Даже по венгерским донесениям в первом боевом столкновении с участием «Туранов» (а это были именно они) 2-я танковая дивизия, имевшая на вооружении в числе других, уже известных советской армии венгерских машин («Толди» и «Нимрод») 120 танков «Туран-I» и 55 «Туран-II», смогла подбить только два советских танка. При этом к 26 апреля, когда наступательный порыв венгров окончательно иссяк, безвозвратные потери венгерского соединения в бронетехнике составили 30 машин. Безусловное качественное превосходство советских бронетанковых войск усугублялось для венгров и их количественным перевесом. Тем не менее, к 13 мая, по венгерским данным, «Тураны» подбили 27 танков, включая несколько Т-34–85 и как минимум один «Шерман».

Были, конечно, у венгерских средних танков и сильные стороны. Достаточно интересным выглядит «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности» начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гвардии подполковника Боронного от 11 ноября 1944 года. В этом документе есть краткий и ёмкий портрет венгерского танка:

“Туран” I и II относятся к типу средних танков с двигателем мощностью 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на месте 15–20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе с большой точностью стрельбы. Имелись случаи задержек в работе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП её необходимо вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении лёгкое, но большой радиус поворота снижает манёвренность…

Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.

Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушения производятся незначительные и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения вплоть до полного вывода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата и других кумулятивных снарядов танки загораются”.

Как видно из доклада подполковника Боронного, несмотря на то, что к моменту своего появления на фронте «Туран» морально устарел, он всё же не был совсем уж безнадёжен. Более того, захваченные венгерские танки более-менее успешно применялись и Красной армией: в 18-й армии был создан Отдельный армейский батальон трофейных танков, укомплектованный машинами разгромленной венгерской 2-й танковой дивизии. На вооружении этой воинской части находилось в том числе и восемь «Туранов».

Тем не менее, в течении года, от дебюта в апреле 1944-го до развязки в марте-апреле 1945-го (сражение у озера Балатон, где венгерские танковые войска закончили свой боевой путь), «Тураны» с лихвой хлебнули танкового горя.

Попробуем разобраться, что же это за танк такой – «Туран», и почему Венгрия во время Второй мировой войны, в отличие от многих других небольших стран, не удовлетворилась принятием на вооружение среднего танка иностранного производства, а в очередной раз принялась «изобретать велосипед».

Из чехословацких лёгких - в венгерские средние

Самобытное венгерское танкостроение опиралось на относительно высокоразвитую промышленность и талантливых инженеров-конструкторов вроде Миклоша Штраусслера. Тем не менее, несмотря на наличие отечественных разработок, первый серийный венгерский танк, «Толди», опирался в своей конструкции на шведскую машину L-60 .

Прототип шведского среднего танка Lago

Таким образом, в 1940 году, когда у венгров появилась потребность в среднем танке (а попытки получить немецкие машины оказались неудачными – Вторая мировая была в разгаре, и промышленные мощности Германии работали, в первую очередь, на нужды своей армии), они уже имели успешный опыт работы по организации производства танка на шведской базе. Вполне понятно, что одним из образцов, которые венгры рассматривали как основу для своего среднего танка, стала ещё одна шведская машина – танк Lago . Многие его узлы и агрегаты были унифицированы с уже освоенным в слегка модифицированном виде венгерской промышленностью L-60, что для быстрой организации производства было большим плюсом.

Ещё один вариант, который рассматривался венграми - итальянский танк M11/39. Доводом в пользу этого танка могло быть то, что значительную часть венгерского парка бронетанковой техники составляли итальянские же танкетки CV 3/33 и CV 3/35.

Однако на этот раз венгры взяли за образец детище чехословацкой танковой промышленности. В контексте чехословацко-венгерских отношений такой выбор мог показаться странным – отношения между странами были натянутыми. Венгрия считала Чехословакию неполноценным, искусственным государственным образованием и не теряла надежды вернуть утраченные северные земли. Однако в связи с известными мюнхенскими событиями Чехословакия в два этапа исчезла с карты Европы.

Венгрия частично утолила свои реваншистские амбиции, присоединив заселённый преимущественно мадьярами юг Словакии и Закарпатье. А в поле зрения венгерских танкостроителей попали два опытных чехословацких танка, Praga V-8-H (он же ST vz. 39) и Škoda Š-II-c (он же T-21), которые они отнесли к разряду «средних». Второму из них, работы по которому были почти завершены (начались ходовые испытания), и суждено было стать «прародителем» венгерских средних танков периода Второй мировой войны.

Венгерские военные и инженеры Института военной техники сошлись во мнении, что Т-21 является оптимальным выбором. Если с итальянским образцом были определённые проблемы со стороны поставщика, то в чём было преимущество чехословацкого танка перед шведской машиной – до конца не ясно. Существует мнение, что венгры посчитали его более простым в производстве.

Вполне возможно, что у венгров были и другие мотивы такого выбора – но с тем, что танк был действительно прост, спорить сложно. Т-21 был экспортным вариантом массового чехословацкого легкого танка LT vz.35 , который вермахт после захвата Чехословакии с удовольствием принял на вооружение. Простая подвеска на четырёх тележках была перенята у «Виккерса шеститонного» (вспомним, как подполковник Боронный в своём докладе про «Туран» писал: «ходовая часть по типу Т-26» - ещё одного массового «потомка» британского танка). Следует добавить, что зубцы и обода на ведущем и направляющем колёсах чехословацкого танка существенно уменьшали вероятность соскока гусеницы при резких поворотах и преодолении склонов, чем «грешили» советские Т-26. Ещё одним отличием чехословацкой подвески от советского аналога было наличие дополнительного катка между передней тележкой и направляющим колесом, который помогал преодолевать вертикальные препятствия.

Корпус Т-21 тоже был прост в производстве. Бронелисты толщиной от 8 до 25 мм крепились посредством уголков и заклёпок на стальном каркасе – что не внушало особых надежд с точки зрения снарядостойкости, но было гораздо проще сварки и литья. Существенным усовершенствованием по сравнению с LT vz.35 были сервоприводы управления – подполковник Боронный как раз и писал о лёгкости управления унаследовавшими их «Туранами». Вооружение у Т-21 и LT vz.35 было одинаковым – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта. Разными были формы башен – у Т-21 она была восьмиугольной, с вращающейся командирской башенкой. Что касается двигателя, по разным источникам на Т-21 устанавливался либо 120 (как у LT vz.35), либо более мощный 240-сильный двигатель. Трансмиссия в носовой части корпуса машины состояла из 12-ступенчатой коробки передач с пневматическими сервоприводами и бортовых фрикционов. Экипаж Т-21 состоял из трёх человек.


Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована
fotowow.io.ua

Немцы, которые с марта 1939 года заправляли на чехословацких заводах, обкатали Т-21 на полигоне в Куммерсдорфе, но на них танк не произвёл большого впечатления в силу устарелости конструкции, и они без лишних вопросов согласились передать Т-21 венграм. Самих немцев больше заинтересовал LT vz.38. Хотя венгры проявили интерес к Т-21 ещё в октябре 1939 года, до зимы танк испытывался в Румынии – там его тоже оценили и собирались принимать на вооружение как танк R-3. У румын, впрочем, что называется, «не срослось» - заключив контракт с фирмой Skoda Werke на производство 216 танков, они остались ни с чем - Германии самой были необходимы производственные мощности захваченных чешских предприятий.

Затем начались бюрократические проволочки – переговоры о поставке Т-21 венграм пришлось вести и со Skoda Werke, и с вермахтом, в распоряжении которого находился танк. В итоге в Будапешт его отправили только 3 июня 1940 года. Венгры устроили его испытания, в ходе которых танк без поломок прошёл 800 километров (это уже после заводских, вермахтовских и румынских пробегов), и 7 августа был подписан лицензионный контракт. Для производства была выбрана усовершенствованная версия чехословацкого танка, которая называлась Т-22.

Но история самого Т-21 на этом не заканчивается – став «прародителем» венгерского среднего танка, он отправился выводить из тупика итальянскую танковую промышленность. Столкновения в североафриканской пустыне самых современных танков Муссолини M11/39 с британскими «крусейдерами» показали полную их несостоятельность. Изношенный Т-21 прошёл сравнительные испытания с трофейным французским Somua S35 и новыми итальянскими М13/40 и M14/41 и показал лучшую управляемость при примерно равных прочих характеристиках. Единственным серьёзным недостатком, с точки зрения итальянцев, стало недостаточное охлаждение силовой установки.

Производство и модификации

Туран – степной регион за Каспийским морем, который был древней прародиной мадьяр до их миграции в Европу. Приняв на вооружение новую машину 3 сентября 1940 года под обозначением 40М, венгры позже добавили к нему это романтичное название. Заказ на производство 230 «Туранов» был получен четырьмя венгерскими заводами 19 сентября 1940 года, но задержки с поставками документации фирмой Skoda Werke привели к тому, что реально производство началось лишь весной 1941-го. Первый прототип венгерской постройки из неброневой стали был закончен только в июле – к этому моменту ещё не появившиеся серийно «Тураны» как средние танки уже можно было считать устаревшими. Только в апреле 1942 года серийные 40М вышли из ворот завода «Манфред Вейсс», а в мае они поступили в войска. Первое же боевое столкновение с участием венгерских танков произошло, как мы помним, в апреле 1944 года – в это время на Восточном фронте типичными средними танками были уже «Пантеры» и Т-34–85.

Что же могли им противопоставить 40М, известные также как «Туран I» или «Туран 40»?

Под руководством инженер-фирмы «Манфред Вейсс» в конструкцию Т-22 были внесены следующие изменения. Во-первых, было усилено бронирование – лоб башни и корпуса до 50 мм, борта и корма – до 25 мм, крыша – до 15 мм. На танк массой в 18,2 тонны установили венгерский 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью в 235 л.с. Запас топлива в 265 литров обеспечивал дальность хода до 165 километров. 6-скоростная планетарная коробка передач и планетарный механизм поворота управлялись с помощью пневматического сервопривода, который дублировался на случай поломки механическим. Достаточная энерговооружённость в совокупности с удобными и не требующими больших физических усилий органами управления придавали «Турану» неплохую подвижность и манёвренность. Скорость танка на твёрдом грунте составляла 47 км/ч. В целом по защищённости и манёвренности машина вполне соответствовала реалиям 1941–42 годов. Немецкие PzKpfw III и IV по этим параметрам были вполне сопоставимы с «венгром».

Но вот с основным вооружением всё было гораздо хуже. Вместо чехословацкой 37-мм пушки А3 на «Туран» установили более мощную 40-мм венгерскую 41М 40/51. По табличным данным бронепробиваемость этого орудия при угле встречи 30° бронебойным снарядом с дистанции 300 метров составляла 42 мм, с 500 метров - 36 мм, с 1000 метров - не более 30 мм. К моменту контрнаступления 2-й венгерской танковой дивизии у Коломыи такое вооружение среднего танка с известной долей условности можно было считать символическим. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту, боекомплект включал 101 бронебойный и осколочный снаряд. Чехословацкие пулемёты ZB vz.35\37 на «Туране» заменили на 8-мм 34/40AM Gebauer с боекомплектом в 3000 патронов. Экипаж танка состоял из пяти человек.


Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте
waralbum.ru

Командирская модификация танка с дополнительной радиостанцией, визуально отличающаяся от линейного танка штыревой антенной на кормовом бронелисте башни, получила название «Туран» R.K.

Венгры, столкнувшиеся с советскими танками на Восточном фронте, прекрасно понимали, что их средний танк устарел, ещё не сойдя с конвейера. Как мы помним, первые серийные «Тураны» начали поступать в войска только с мая 1942 года – а за год до этого, в мае 1941-го, уже рассматривался вариант перевооружения танка короткоствольной 75-мм пушкой 41М с боекомплектом из 52 снарядов. Внешне танк отличался более высокой башней и достаточно оригинальным бронированием противооткатных устройств на маске орудия.

Новый танк «потяжелел» до 19,2 тонн, что несколько уменьшило его скорость и запас хода.


Два венгерских средних танка 41M Туран II, брошенных на железнодорожной платформе недалеко от Вены
waralbum.ru

В мае 42-го (практически одновременно с поступлением в войска танков предыдущей модификации) был одобрен проект новых танков 41М (или «Туран II», «Туран 75»). Серийное же их производство было налажено только в 1943-м, когда и этот танк уже успел устареть. Его командирская модификация отличалась тем, что в ней устанавливались целых три радиостанции (R/4T, R/5a и немецкая FuG 16), антенны которых размещались на правой стороне башни. Вооружён такой танк был только курсовым пулемётом – в башне ни пулемёта, ни орудия не было, а вместо последнего устанавливалась деревянная имитация.


Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трёх радиоантенн на башне. Из вооружения сохранён лишь курсовой пулемёт; башенный пулемёт и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)
fotowow.io.ua

В 1944 году на «Тураны» стали навешивать комплект противокумулятивных экранов.


Боец Красной армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год
fotowow.io.ua

Дальнейшие эксперименты по усилению вооружения танка и его бронирования привели к созданию на базе серийного танка прототипа, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой в декабре 1943 года. Усиленное до 75 мм в лобовой проекции бронирование, новая башня со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой, противокумулятивные экраны и новое орудие увеличили массу 43М «Туран III» до 23 тонн. Значительно снизившаяся удельная мощность должна была существенно повлиять на ходовые качества машины, но информации об испытаниях машины не сохранилось. Советское наступление на территорию Венгрии и массовые бомбардировки промышленных районов положили конец непродолжительной истории развития «Турана». К лету 1944 года выпуск бронетанкового вооружения в Венгрии прекратился.

Что касается общего числа произведённых венграми средних танков, разными источниками оно оценивается в интервале от 424 до 459 танков, из них 139 машин было выпущено в модификациях 41М/43М («Туран II»).

Говоря о модификациях самого «Турана», следует упомянуть и о машинах на его базе. В январе 1943 года на вооружение было принято штурмовое орудие «Зриньи II» - вероятно, лучший образец венгерской бронетехники периода Второй мировой войны. Боевая машина с низким профилем и удовлетворительным бронированием (лобовой лист рубки – 75 мм) вооружалась 105-мм пехотной гаубицей с горизонтальными углами наводки +/-11 градусов и максимальным углом возвышения до 25 градусов. Боекомплект составлял 52 выстрела раздельного заряжания. Таких самоходок венгры успели выпустить 66 штук. «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности», который упоминался в начале статьи, не обошёл вниманием и эту машину:

«СУ „Зриньи“ имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою ».

Как штурмовые орудия «Зриньи II» вполне годились для поддержки пехоты, но как противотанковое средство в 1944 году они были уже малоэффективны.

Для этих целей под наименованием «Зриньи I» венгры разрабатывали на базе «Турана» 75-мм самоходное противотанковое орудие, вооружённое лицензионной версией немецкой пушки KwK 40. Выпуск этой машины ограничился одним прототипом по причине того, что наладить серийное производство орудия венгры так и не смогли. Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что 4 серийных ПТ-САУ они всё же успели выпустить.

Путешественник во времени

Созданный на основе чехословацкого танка середины 1930-х годов, «Туран» к моменту появления на полях сражений Второй мировой превратился в своеобразного «гостя из прошлого». Если бы его подготовка к серийному производству не задержалась и венгерское командование не тянуло бы до последнего с его боевым применением, например, в 1941 году «Туран» стал бы грозным противником для советских Т-26, БТ-5, БТ-7 и Т-60. Но в апреле 1944-го он выглядел как наглядная иллюстрация к энциклопедической статье «Анахронизм». Полноценное разделение функций членов экипажа, хорошие средства связи, качественные немецкие приборы наблюдения, удобное управление, несомненно, были его плюсами – но из трёх главных для танка параметров (защищённость, вооружённость и манёвренность) только последний на заключительном этапе войны соответствовал объективным требованиям.


Танк «Туран II» с пехотинцами на броне буксирует грузовик

Попытки перенять немецкий опыт по перевооружению средних танков венгры предпринимали с изрядным опозданием – к тому моменту, когда в войска начали поступать танки «Туран II» с короткоствольными 75-мм орудиями, немцы уже перевооружали свои PzKpfw IV с таких коротких пушек на длинноствольные противотанковые. В итоге даже грамотные действия венгерских танкистов на морально устаревшей технике не приносили ощутимого результата. Летом 1944 года, например, 1-я венгерская кавалерийская дивизия, имевшая на вооружении танки «Туран», в составе группы армий «Центр» сдерживала наступление РККА в восточной Польше. Действия дивизии получили высочайшую оценку со стороны германского командования, но, потеряв все танки, она была выведена в тыл. При обороне Будапешта и в Балатонской операции венгерские танковые войска (1-я, 2-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии) прекратили своё существование, как и подавляющее большинство танков «Туран» в их составе.

Еще одной участнице Венгрии, как и Германии, Трианонским мирным договором запрещалось иметь, создавать и покупать тяжелую бронетанковую технику. Но уже весной 1920 года венгры тайно вывезли из Германии 12 танков «LKII».

Специально созданные комиссии так и не нашли никаких следов ни в одной из стран. Спустя 8 лет, уже открыто приобрели две английские танкетки «Carden-Loyd» Mark VI, 1931 году 5 штук итальянских «FIAT-3000».

Первая многочисленная партия была закуплена в Италии в августе 1935г. Под венгерским обозначением «35М» в войска поступили 25 танкеток «CV 3/33», а на следующий год еще 125 танкеток «CV 3/35» (37М).

После известных испанских событий 1936г, правительство Венгрии приняло экстренный план развития и модернизации вооруженных сил. Организации танковых войск отводилась важная роль. Планировалось оснастить армию легкими и средними танками. Хотя венгерская промышленность и конструкторы были в состоянии создать и производить собственные танки, правительство чувствовало приближение «большой» войны в Европе, со своим танком они могли и не успеть. В целях ускорения процесса выбрали производство по лицензии.

Танки Венгрии времен Второй Мировой войны

Для выбора выпускаемого танка в марте 1938 решили провести испытания между шведским Landsverk «L60B» и немецким Pz.lA. (обратите внимание, фактически выбирали между немецким и немецким танком). Как бы там ни было но для собственного серийного производства выбрали «L60B», что вполне естественно, ведь шведский танк по техническим и боевым характеристикам на порядок превосходил немецкий. Танк венгерского производства получил название 38М «Toлди». На базе «Toлди» в 1941 – 1942 г выпускалась зенитная установка «Нимрод».

Для среднего танка в 1940 году Венгрия приобрела в Чехословакии (читай в Германии) лицензию на производство недоработанного танка «Т-21». После целой серии доработок, например новой башни под новое орудие, с апреля 1942 года под обозначением 40М «Туран» танк начал серийно производится. Для выполнения первого заказа на 230 машин понадобилось два года. В 1943 – 1944 годах на базе танка «Туран» выпустили 66 полностью бронированных самоходок «Зриньи».

Были попытки создать и тяжелый танк, результатом которых стал построенный в 1944 г. опытный образец тяжелого танка под названием «Таш». Планировалось на его базе также выпускать противотанковую самоходку с 88-мм немецким орудием.

За годы венгерская промышленность выпустила всего около 700 танков и самоходок, для страны, которая принимает активное участие в военных действиях, этого было явно не достаточно.

После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1939 г. немцы провели тщательный учет всех чешских танков, как серийных, так и опытных, для того чтобы решить – какие из них вводить в состав вермахта и производить в дальнейшем. Варианты разрабатывавшихся чехами средних танков (в том числе наиболее «доведенный» Т-21) их не заинтересовали, поскольку были менее совершенны, чем Pz. III или Pz. IV. Тем не менее, танку Т-21 была суждена долгая жизнь в венгерской службе. Венгры, в 1939 г. получившие сведения о чешских танках, весьма заинтересовались ими, так как планировали дополнить свои бронетанковые силы более защищенной и вооруженной машиной, чем легкие танки Toldi. С разрешения немцев венгры приобрели лицензию на производство доработанного танка Т-21, получившего наименование 40M Turan. От прототипа он отличался установкой венгерского двигателя, радиостанции, несколько измененной башней и установкой полуавтоматического 40мм танкового орудия 41М (вместо 47мм чешкой пушки).

Принимая во внимание факт несоответствия танков Turan современной военной обстановке весной 1941 года появилось несколько проектов их модернизации. Вариант, рассмотренный в мае 1941 г., предусматривал установку 75-мм пушки 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Для этого пришлось увеличить высоту башни на 45 мм и изменить размеры командирской башенки.

Модернизированный таким образом танк визуально отличался оригинальной бронировкой противооткатных устройств орудия. После затяжного периода проектирования и испытаний танк был принят на вооружение в мае 1942 года под обозначением Turan II. Его серийное производство было развернуто в 1943 году.

Последняя модификация 44М Turan III появилась в декабре 1943 года и была связана с попыткой установки длинноствольной 75-мм пушки по аналогии с немецким танком Pz.IV Ausf.F2\Ausf.G. Параллельно предполагалось усилить броню лобовой части корпуса и башни до 80 мм, а также доработать башню путем установки надстройки со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой. Соответственно, масса танка Turan III увеличилась до 23 тонн, что при прежней мощности двигателя Turan-Z снизило удельную мощность с 13,5 до 11,3 л.с.\т.

В 1943 г. разрабатывался еще один проект САУ на базе танка Turan – 105 мм длинноствольная гаубица для стрельбы с закрытых позиций – близкое по конструкции к немецким САУ Grille и Hummel. Однако проект не вышел из стадии проектирования.

Поскольку танк 40М к 1942 г. явно устарел, а, с другой стороны, он был уже хорошо отработан промышленностью, было принято решение создать на его основе САУ в двух вариантах: противотанковом и штурмовом. Артиллерийская установка, в соответствии с венгерской традицией получила собственное имя – Zrinyi.

Изначально рассматривался вариант создания открытой штурмовой САУ со 105мм гаубицей, близкой по типу к немецким Sturmpanzer.

Но он реализован не был – военные приняли решение, что САУ, действующая в непосредственном контакте с противником, должна иметь полностью забронированное боевое отделение.

Первый прототип САУ 44М Zrinyi I начали строить в мае 1943 г. и завершили к январю 1944 г. Для него было выбрано шасси танка без каких-либо улучшений. Вместо башни была установлена низкая бронированная рубка (лобовая броня была увеличена до 100мм, бортовая и кормовая аналогично танку Turan), полностью закрытая со всех сторон, в которой устанавливалась 75-мм длинноствольная пушка MAVAG 43.M (длина ствола 43 калибра) с боезапасом 80 снарядов. Всего было построено 6 единиц противотанковых САУ.

Второй вариант САУ – 43М Zrinyi II, поступил на испытания раньше - в декабре 1942 г. На нем устанавливалось 105-мм орудие 40\43.М (длина ствола 20 калибров), эффективное не только против укреплений, но и против легких и средних танков. Толщина лобовой брони была немного меньше – 75 мм, но в остальном эта модификация не уступала 43М Zrinyi I. Этот вариант стал самым массовым типом венгерских САУ – произведено больше 100 машин. Как САУ поддержки пехоты машина показала себя неплохо, но как противотанковое средство (а в этой, несвойственной ей роли, САУ приходилось также выступить) в целом неудачно.


Последним танком, созданным в период Второй Мировой войны в Венгрии, стал опытный тяжелый танк Tas.
Танк начали проектировать в 1943 г., и в августе уже приступили к созданию опытного образца без башни. Корпус танка и башня были сварными, лоб корпуса имел толщину от 100 до 120мм, борта 50мм. Танк предполагалось вооружить 75мм длинноствольной венгерской пушкой 43М, позднее было решено остановиться на немецком 75мм орудии, аналогичном тому, что устанавливалось на танк Pz. V Panther. Венгры приобрели лицензию на производство этих пушек. С пушкой должен был быть спарен 8мм пулемет, а второй предполагалось расположить в корпусе. Новый мощный двигатель для этого танка был только в стадии разработки, поэтому на прототип установили спарку двигателей по 260 л.с., что обеспечивало танку массой 38 т. Скорость до 45 км/ч. Опытный образец с башней готовился к испытаниям, но был уничтожен в ходе одной из бомбардировок в 1944 г.

Существовал вариант макета танка Tas с башней похожей на башню на Pz. VI Tiger, для установки в нее 88мм орудия, однако более никаких подробностей об этом проекте неизвестно.

Вместе с танком Tas проектировалась и противотанковая САУ на его базе, вооружить которую планировалось 88 мм орудием KwK 36 или KwK 43 (стоявшее на Pz. VI Ausf. B «Tiger II») по другому проекту. Лобовое бронирование, установленное под хорошими углами, составляло по плану 120 мм. Однако, провал программы создания танка Tas похоронил и эту очень интересную по концепции САУ.

Немцы однако ж лицензию им продавать отказались но предложили воспользоваться разработками Шкоды и взять за основу недоработанный чешский образец S-II-c, более известный у нас как Т-21.

В начале июня 1940 года танк прибыл в Будапешт. На ходовых испытаниях Š-II-c продемонстрировал отличные результаты: при массе в 16,5 тонн он развил на твердом дорожном покрытии максимальную скорость до 50 км/ч. С проходимостью проблем так же не было, но венгры, почему-то не удовлетворившись этими качествами, отправили танки для доработки на фирму Manfred Weiss.

Фирме было рекомендовано довести лобовое бронирование до 35 мм, в соответствии с германскими взглядами на тактику применения танков, служившими в то время образцом для венгров, увеличить число членов экипажа в башне с двух до трёх и установить командирскую башенку, а также внести ряд мелких изменений. Вместо чехословацкой 47-мм пушки уже на испытаниях была установлена венгерская 40-мм 41.M. Кроме того, венгерскими образцами было решено заменить пулемёты и двигатель танка.
В общей сложности в конструкцию танка было внесено более 200 различных изменений, и 28 ноября 1940 года модифицированный танк был принят на вооружение Венгерской армии под обозначением 40.M. Танк получил также имя собственное - «Туран», в честь исторической прародины венгров, которые некогда жили на территории современного Казахстана.

Первый прототип среднего венгерского танка, правда, изготовленный из неброневой стали, был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его серийное производство. В войска же Тураны начали поступать с мая 1942 года.
Туран имел противоснарядное дифференцированное бронирование. Броневой корпус и башня Турана собирались из катаных листов и плит гомогенной броневой стали, на каркасе с помощью болтов и заклёпок. Все плиты вертикального бронирования Турана устанавливались отвесно или с незначительными углами наклона к вертикали, толщина вертикальной брони лба корпуса и башни составляла, по разным данным, от 50 до 60 мм; бортов и кормы - 25 мм. Толщина бронелистов днища составляла 14 мм, а толщина крыши корпуса и башни в разных частях варьировалась от 8 до 25 мм. С 1944 года Тураны начали оснащаться комплектом 8-мм бортовых противокумулятивных экранов по образцу германских, но до конца боевых действий все танки оборудовать ими не успели.
Восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 тонн разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков составлял 265 литров, запас хода - 165 км.
Трансмиссия Турана состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков с каждого борта. Катки были попарно сблокированы в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.
Основным вооружением Туран была 40-мм пушка. Эта 40-мм полуавтоматическая пушка 41.M 40/51 была разработана фирмой MAVAG на основе 37-мм противотанковых пушек − германской PaK 35/36 и чехословацкой A7 − и имела длину ствола в 51 калибр. Начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 800 м/с, а масса осколочного снаряда − 0,96 кг. Пушка имела скорострельность 12 выстрелов в минуту.
Размещалось орудие в лобовой части башни на цапфах в установке, позволявшей осуществлять вертикальную наводку в пределах от −10 до +25°. Наведение на цель производилось при помощи телескопического прицела. Наводчик располагал оптическим дальномером. Боекомплект пушки составлял 101 унитарный выстрел с бронебойными и осколочными снарядами. Пушка могла использовать также боеприпасы от чешского Бофорса.
Вспомогательным же вооружением Туран

а были два 8-миллиметровых пулемёта 34/40AM Гебауэр.
Средством наблюдения за местностью в боевых условиях экипажу Турана служили поворотные перископические призменные смотровые приборы. По одному прибору имели механик-водитель, стрелок-радист, наводчик и заряжающий, а командир танка имел командирскую башенку с двумя смотровыми приборами. Механик-водитель, помимо этого, имел смотровую щель с защитным триплексным стеклом в верхнем лобовом листе корпуса.
Уже летом 1941 года стало очевидно, что что 40-мм пушка не в силах бороться со средними и тяжёлыми советскими танками
и
. Даже старенький
оказался этой пушчёнке не по зубам. Да и с поражением пехоты дела у этого орудия обстояли ничуть не лучше - слабый осколочно-фугасный снаряд не мог причинить никакого вреда полевой фортификации. Поэтому венгры решили, оставив бронирование без изменений, переоснастить Туран более мощным орудием 75-мм калибра. Наиболее подходящим вариантом оказалось австрийская 75-мм горная пушка с длинной ствола в 25 калибров. Её снаряд позволял бороться с лёгкими полевыми укреплениями, а само орудие имело весьма небольшой откат, что было важно при очень тесной башне, в которую, венграм так и не удалось впихнуть немецкую KwK 37, имевшую сходные характеристики.
Производство улучшенного танка начали только в 1943 году, а из заказанных 322 экземпляров было изготовлено всего 139. 15 танков из этой серии оснащались дополнительной радиостанцией FuG16 или R-4T, а некоторые экземпляры имели бронированные бортовые противокумулятивные экраны. Танки этой модификации получили полное официальное название 41M Turan 75 rovid, но в современных изданиях их чаще всего именуют как Туран II.

Туран II

До весны 1944 года танки Туран ни первой, ни второй модификации на фронте не появлялись. Впер

вые они были применены в составе 2-й венгерской танковой дивизии, которая вступила в бой 17 апреля 1944 года, контратаковав наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом, и к 26 апреля венгерский контрудар был успешно отражён. При этом потери венгров составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери и была выведена в тыл. Другим соединением, оснащённым Туранами, была 1-я кавалерийская дивизия. В летних боях в Галиции она потеряла все свои танки и в сентябре возвратилась на родину. 1-я танковая дивизия, также оснащённая Туранами, вступила в бой с нашими войсками уже в сентябре на территории Трансильвании, отнятой венграми у Румынии по Венскому арбитражу в 1940 году.
30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте-апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Советской Армией и последние
Тураны. Один из них до сих пор стоит в Кубинке. Он представляет собой довольно редкий экземпляр модификации Туран II, имеющей бортовые и башенные противокумулятивные экраны.

Туран II в Кубинке

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

В самом популярном в 30-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», Венгрии были отведены четыре эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого венгерца против этого договора звучит протест: „Нет! Нет! Никогда!“

Из этой весьма своеобразной для справочного издания информации можно было сделать вывод, что с условиями договора венгры не согласны.

Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года, державы-победительницы в Первой мировой войне ограничили численность вооруженных сил Венгрии (государства, возникшего, как известно, после распада в 1918 году Австро-Венгерской империи) до 35 тыс. человек, запретив при этом иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Исключение сделали для 1 2 бронеавтомобилей, предназначенных для полицейской службы.

Попытки обойти ограничения договора предпринимались Венгрией неоднократно и небезуспешно. В 1920 году тайно были приобретены 14 немецких легких танков LK II. Контрольная комиссия Антанты узнала об этом, но обнаружить танки не смогла. Разобрав машины на части, венгры тщательно их спрятали. В 1928 году пять танков собрали и ввели в состав 1-й танковой роты.

Следует отметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию странам Малой Антанты - Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела на нарушения Трианонского договора сквозь пальцы. В результате в 1931 году венгры приобрели пять итальянских танков FIAT 3000В, спустя год - английскую танкетку Carden-Loyd Мк VI, а в 1937-м -немецкий легкий танк Pz.lA.

В августе 1935 года в Италии была закуплена первая крупная партия боевых машин: 25 танкеток CV 3/33, получивших венгерское обозначение 35М; в 1936 году-125 танкеток CV 3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца 34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины оборудовали квадратной командирской башенкой. Впоследствии танкетки воевали в Югославии, а в 1941 году 65 машин участвовало в боевых действиях на советско-германском фронте.

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В частности, большое место отводилось мероприятиям по созданию бронетанковых войск. Основной трудностью на этом пути стало отсутствие танков, хотя венгерская промышленность была в состоянии выпускать современные боевые машины. Для ускорения процесса пошли по пути приобретения лицензий.

В марте 1938 года шведской фирме LandsverkAB в г.Ландскрона заказали один экземпляр танка Landsverk L60B. По прибытии в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведская машина продемонстрировала несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Ее и решили взять как образец для легкого танка венгерского производства, получившего название 38М То Id i.

Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные конструкции (танки Штраусслера V-3 и V-4) были еще далеки от завершения, а попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk, итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) закончились неудачей.

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком S-2c (Т-21) чехословацкой фирмы Skoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы S-2a (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года, когда вместе с немецкими частями оккупировали Чехословакию. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, по их мнению, это был лучший средний танк из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не интересовала, и они не возражали против передачи ее венграм. После испытаний 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября танк приняли на вооружение венгерской армии под названием 40М Turan.

Попытки создать тяжелый танк собственной конструкции Tas („Тош“), вооруженный немецкой 75-мм пушкой KwK 42, оказались безуспешными.

В 1943 году на базе танка Turan была разработана и серийно выпускалась штурмовая САУ Zrinyi, созданная по образцу немецких штурмовых орудий.

Лицензию на производство еще одной САУ-зенитной самоходки Anti на базе танка L60B - приобрели у шведов. Она выпускалась в Венгрии под названием Nimrod и базировалась на шасси легкого танка Toldi.

В 1932 году была предпринята первая попытка создать венгерский бронеавтомобиль. Тогда и впоследствии, вплоть до 1937 года, эта работа велась под руководством талантливого инженера Н.Штраусслера. К 1940 году в Венгрии разработали и запустили в серию бронеавтомобиль 39М Csaba.

В 1943 году был завершен проект тяжелого бронеавтомобиля по типу немецкого четырехосного БА Puma, но приступить к его производству уже не успели.

Венгрия объявила войну Советскому Союзу 27 июня 1941 года. К этому моменту почти вся венгерская бронетанковая техника находилась в составе так называемого „подвижного корпуса“ (Gyorshadtest). В него входили 1-я и 2-я моторизованные бригады с 9-м и 11-м танковыми батальонами соответственно и 1-я кавалерийская бригада с 11-м бронекавалерийским батальоном. Танковые батальоны состояли из трех танковых рот по 18 машин в каждой. Бронекавалерийский батальон имел две смешанные роты с танкетками CV 3/35 и легкими танками Toldi. Всего „подвижной корпус“ насчитывал в первой линии 81 танк Toldi. С осени 1943 года одна из рот танковых батальонов вооружалась самоходками Nimrod.

В 1943 году на базе моторизованных бригад были развернуты 1 -я и 2-я танковые дивизии. Каждая дивизия включала в себя танковый полк трехбатальонного состава (39 средних танков в батальоне), мотопехотную бригаду, артиллерийский полк и другие подразделения поддержки и обеспечения.

В состав сформированной тогда же 1-й кавалерийской дивизии входил бронекавалерийский батальон с 56 танками Toldi.

В октябре 1943 года началось формирование батальонов штурмовых орудий.

На вооружении венгерской армии в значительных количествах состояла и иностранная бронетанковая техника, поступавшая из Германии. При этом венгры получали как боевые машины немецкого производства, так и трофейные танки, захваченные вермахтом. Следует подчеркнуть, что поскольку Венгрия оказалась самым надежным и боеспособным союзником Германии, то и получала она самую современную немецкую бронетанковую технику, что видно из приводимой таблицы.

Тип танка 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Pz.IB 8
Pz.Bf.Wg. 6
Pz.IIF 00
Marder II 5
Pz.38(t) 108
Pz.IIIM 10 10-12
Pz.IVFl 22
Pz.IVF2 10
StuG III Pz.IVH 10 42 30
Pz.VI 12
Pz.V 5-10
StuG IIIG 50
Hetzer 2 75 75
LT-35
TKS/TK-3 15 - 20
R-35 3
H-35 15
S-35 2

Легкий танк (konnyu harckocsi) 38M Toldi

Первый крупносерийный танк венгерской армии. Представляет собой частично переработанный шведский легкий танк Landsverk L60B, на производство которого в 1938 году была приобретена лицензия. Выпускался фирмами Ganz и MAVAG с 1939 по 1943 год. Изготовлено 199 единиц.

Серийные модификации:

38М Toldi I - базовый вариант. Корпус танка и ходовая часть существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, не претерпели. Незначительным изменениям подверглась башня: в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета. Боевая масса 8,5 т, экипаж 3 человека. Вооружение: 20-мм противотанковое ружье 36М и 8-мм пулемет 34/37М. Изготовлено 80 единиц.

38М Toldi II - дополнительная бронезащита лобовой части корпуса и по периметру башни. Изготовлено 110 единиц.

38М Toldi Па - 40-мм пушка 42М с длиной ствола 45 калибров и спаренный 8-мм пулемет 34/40АМ. Толщина брони маски - 35 мм. Масса танка 9,35 т, скорость 47 км/ч, запас хода - 190 км. Боекомплект 55 выстрелов и 3200 патронов. Переделано из Toldi II 80 единиц.

43М Toldi III - лучший вариант танка с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Изготовлено 9 единиц.

Танки „Толди“ поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й кавалерийской бригад. Эти соединения приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого „подвижного корпуса“ - против СССР. Первоначально в их составе насчитывался 81 танк „Толди“, затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до реки Донец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 „Толди“, участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 из них - по причине боевых повреждений, а остальные - из-за поломок в трансмиссии. Вообще же эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (противотанковое ружье на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году на Восточный фронт попало всего 19 „Толди“. К февралю 1943 года во время разгрома венгерской армии почти все они были уничтожены.

С 1943 года „Толди“ всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года венгерская армия располагала еще 66 танками „Толди I“ и 63 „Толди II“ и „Толди НА“. В ходе кампании 1944- 1945 годов они оказались потеряны.

38М Toldi I

38М Toldi На

43М Toldi III

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Toldi I

БОЕВАЯ МАССА, т: 8,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина- 4750, ширина - 2140, высота-1872, клиренс - 350.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье 36М калибра 20 мм, 1 пулемет 34/37М калибра 8 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 208 патронов к ружью, 2400 патронов к пулемету.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт и корма корпуса - 13, крыша и днище- 6, башня -1 3,

ДВИГАТЕЛЬ: Bussing-NAG L8V/36TR, 8цилиндровый, карбюраторный, V-образный; мощность 1 55 л.с. (114 кВт), рабочий объем 7913 см?.

ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, планетарная пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска -индивидуальная торсионная.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40; высота стенки, м - 0,6; ширина рва, м - 1,75; глубина брода, м - 0,7.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5.

Средний танк (kozepes harckocsi) 40M Turan

Средний танк, представлявший собой несколько видоизмененный вариант чехословацкого опытного танка S-2c (T-21) фирмы Skoda. В ходе подготовки к серийному производству на нем были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Самый массовый венгерский танк. В 1941 - 1944 годах фирмами Manfred Weiss, Magyar Vagon, MAVAG и Ganz изготовлено 424 единицы.

Серийные модификации:

40М Turan I - первый и наиболее многочисленный вариант. По конструкции и компоновке в наибольшей степени подобен чешскому прототипу. Изготовлено 285 единиц.

41М Turan II- 75-мм пушка 41М с длиной ствола 25 калибров, боекомплект 56 выстрелов. Изменена форма башни и командирской башенки. Боевая масса 19,2 т, скорость 43 км/ч, запас хода 150 км. Изготовлено 139 единиц.

В войска „тураны“ начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 танков прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й танковой дивизии, имевший 120 машин. В 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии насчитывался 61 „Туран I“, 56 танков этого типа находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два „турана“ имелось в 1-й роте самоходных орудий и три машины использовались в качестве учебных.

„Туран II“ стали поступать в войска в мае 1943 года, а в марте 1944-го в венгерской армии насчитывалось 107 танков „Туран II“.

В апреле 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 „Туран I“ и 55 „Туран II“. Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля 1944 года, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 „турана“ 1-й танковой дивизии воевали в Трансильвании. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся 4 месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние „тураны“.

На базе этой машины выпускались самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.

40М Turan I

41М Turan II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА 40М Turan I

БОЕВАЯ МАССА, т: 18,2.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5550, ширина - 2440, высота - 2390, клиренс - 380.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 41 М калибра 40 мм, 2 пулемета 34/40АМ калибра 8 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 101 выстрел, 3000 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50.-.60, борт и корма- 25, крыша и днище - 8...25, башня-50.. .60.

ДВИГАТЕЛЬ: Manfred Weiss-Z, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с. (195 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 14 886 см?.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная шестискоростная (3+3) коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, каждая из которых подвешивалась на двух листовых полуэллиптических рессорах, упорный каток, пять поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 107 траков шириной 420 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 47.

ЗАПАС ХОДА, км: 165.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -45; ширина рва, м - 2,2; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 0,9.

Самоходная установка (pancelvadasz) 40М Nimrod

Легкая противотанковая САУ, разработанная шведской фирмой Landsverk на базе танка L60B. В венгерском варианте сАу базировалась на удлиненном шасси легкого танка Toldi. В конце войны использовалась главным образом в качестве ЗСУ. В 1941 - 1944 годах фирмой MAVAG изготовлено 135 единиц.

Серийная модификация:

на удлиненном на один опорный каток шасси танка Toldi установлена открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа. 40-мм автоматическая пушка смонтирована на тумбе в центральной части корпуса.

В войска „нимроды“ начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 „нимродов“ (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только 3 машины.

Потерпев полное фиаско на противотанковом поприще, „нимроды“ начали использоваться в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно.

В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин - в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по 4 машины составили ПВО дивизии. 7 декабря 1944 года 2 тд имела в строю еще 26 ЗСУ. В немецком контрударе у озера Балатон принимали участие 10 „нимродов“. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.

40М Nimrod

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 40М Nimrod БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5320, ширина - 2300, высота-2800, клиренс -350.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка 36М калибра 40 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 160 выстрелов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 1 3 , борт и корма - 7, днище - 6, башня - 13.

ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ - как у базового танка.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска - индивидуальная торсионная.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 225.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 40; ширина рва, м - 2,2; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a (только на командирских машинах).

Самоходная установка 43М Zrinvi II

Штурмовое орудие, созданное на базе среднего танка Turan по образцу немецкого StuG III. Наиболее удачная венгерская бронированная машина периода Второй мировой войны. В 1944 году фирмы Manfred Weiss и Ganz выпустили 66 единиц.

Серийная модификация:

в лобовом листе низкопрофильной броневой рубки в рамке установлена переделанная 105-мм пехотная гаубица фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Корпус клепаной конструкции. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых, наряду с боевыми машинами немецкого производства, начали поступать и „Зриньи II“. К началу 1945 года все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные „зриньи“, капитулировали на территории Чехословакии.

„Зриньи“ были типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. Попытка вооружить самоходку длинноствольной 75-мм пушкой („Зриньи I“) свелась к изготовлению одного опытного экземпляра.

43 М Zrinyi II

43М Zrinyi I

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 43М Zrinyi II

БОЕВАЯ МАССА, т: 21 ,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5550, ширина - 2900, высота -1900, клиренс- 380.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица 40/43М калибра 105 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 52 выстрела.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-75, борт и корма - 25, крыша и днище - 8.. .25.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ - как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 220.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; высота стенки, м - 0,8; ширина рва, м-2,2; глубина брода, м- 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a.

Бронеавтомобиль (felderito oenceikocsi) 39М Csaba

Единственный серийный венгерский легкий разведывательный бронеавтомобиль. Относится к числу наиболее удачных машин этого типа периода Второй мировой войны. Выпускался фирмой Manfred Weiss с 1940 по 1944 год. Изготовлено 135 единиц.

Серийные модификации:

39М - башня и несущий корпус клепаные, собраны из прямых броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. В кормовой части справа размещался двигатель, слева - задний пост управления. Изготовлено 105 единиц.

40М - командирский вариант, вооруженный только 8-мм пулеметом. Радиостанции R/4 и R/5 с рамочной антенной. Боевая масса 5,85 т. Изготовлено 30 единиц.

Бронеавтомобили „Чабо“ поступили на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й и 2-й кавалерийских бригад по одной роте в каждую. В состав роты входили 10 боевых машин, одна командирская и две учебных. Взвод из трех „Чабо“ имела горнострелковая бригада. Все эти соединения, за исключением 1 кбр, совместно с вермахтом принимали участие в агрессии против Югославии в апреле 1941 года.

Летом того же года на советско-германском фронте воевали 2-я моторизованная и 1-я кавалерийская бригады, а также рота бронемашин 2-й кавбригады - всего 57 „Чабо“. К декабрю 40 бронеавтомобилей были потеряны. В ходе боевых действий выявилась слабость их вооружения и бронирования.

К лету 1944 года в венгерской армии оставалось 48 „Чабо“, 14 из которых воевали в Польше в составе 1-й кавдивизии.

В последний раз бронеавтомобили этого типа принимали участие в боях на территории Венгрии зимой 1945 года. Все они были уничтожены Красной Армией.

39М Csaba

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ 39М Csaba

БОЕВАЯ МАССА, т: 5,95.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина-45 20, ширина-2100, высота - 2270, база - 3000, колея - 1700, дорожный просвет -333.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье 36 М калибра 20 мм, 1 пулемет 34/37АМ калибра 8 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 200 патронов калибра 20 мм, 3000 патронов калибра 8 мм.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-13, борт-7, башня -10.

ДВИГАТЕЛЬ: Ford G61T, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 90 л.с. (66,2 кВт), рабочий объем 3560 см?.

ТРАНСМИССИЯ: шестискоростная коробка передач, раздаточная коробка.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4x2 (при движении задним ходом 4x4), размер шин 10,50-20, подвеска на поперечных полуэллиптических рессорах.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 65.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 30; высота стенки, м - 0,5; глубина брода, м - 1 .

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/4.

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Австро-Венгрия Военные агентыТейль фон Сераскеркен Федор Васильевич – 1810–1811 гг.Штакельберг Эрнст Густавович – полковник (генерал-майор) – 1852–1856 гг.Торнау Федор Федорович – полковник (с 1861 г. генерал-майор, с 1870 г. генерал-лейтенант) барон – 1856–1871 гг.Фельдман Федор

Из книги Техника и вооружение 2005 01 автора Журнал «Техника и вооружение»

Венгрия 7,92-мм ручной пулемет 43М.Ручной пулемет 31МЭтот ручной пулемет представлял собой ручной пулемет S2-200 или MG30 «Золотурн», производившийся австрийской фирмой «Штейр» и закупавшийся Венгрией. Пулемет выполнялся под австрийский винтовочный патрон 8x56 «манлихер»

Из книги Hs 129 истребитель советских танков автора Иванов С. В.

Венгрия В начале 1943 г. высшее ко­мандование Королевских ВВС Венг­рии решило приступить к формиро­ванию штурмовой эскадрильи, воо­руженной самолетами Hs-129B.Датой формирования «csatarepulo-szazzad» считается 1 июля 1943 г., эскадрилья формирова­лась в Няригияза, ее командиром

Из книги Ju 87 «Stuka» Часть 2 автора Иванов С. В.

Венгрия Уже в 1940 с помощью немецких военных советников в Венгрии сформировали первую часть пикирующих бомбардировщиков. Это была состоявшая из двух эскадрилий 1-я отдельная бомбардировочная группа (1. Onallo Zuhanobombazo Osztaly). Она была оснащена самолетами Ju 87 В-2 и несколькими Ju 87

Из книги Истребители Первой Мировой войны. Часть 2 автора Иванов С. В.

Австро-Венгрия «Оффаг D.III» № 153.07 с двигателем «Австро-Даймлер» мощностью 104

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

Австро-Венгрия Арц фон Штрауссенбург (Arz fon Straussenburg), Артур, барон, ген. - полковник род. в 1857 г. В авг. 1914 г. - начальн. 15-й пех. дивизии. В октябре того же года назначен ком. 6-го корпуса, с которым принимал участие в прорыве русского фронта в Галиции у Горлице - Тарнов. С

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

Бои у озера Балатон. Венгрия Продолжая движение по Югославии, мы к 20 ноября 1944 г. остановились примерно в 10 км от города Самбора. Началась подготовка к форсированию Дуная.26 ноября. День был пасмурный, дождливый, поэтому работа на переправе шла круглосуточно – самолеты

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

Венгрия В составе Венгерской народной армии был всего один парашютно-десантный батальон численностью 400 человек. В районе Тацара базировалась венгерская парашютно-десантная дивизия, расформированная после восстания 1956 г. Пограничные войска входили в состав

Из книги Военные разведчики XX века автора Толочко Михаил Николаевич

АВСТРО ВЕНГРИЯ

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Венгрия на стороне Гитлера Не уступая в активности польским деятелям, в кампании по расчленению Чехословакии участвовали и соратники Гитлера из Венгрии. Они претендовали на населенные венграми пограничные области Словакии и населенное русинами Закарпатье.Под

Из книги Fieseler Storch автора Иванов С. В.

Венгрия Дата появления первого «Шторьха» в венгерских ВВС неизвестна. Самолеты, по мере зачисления в строй, получали бортовые номера в последовательности R.1+01, R.1+02 и т.д. В составе венгерских авиачастей «Шторьхи» числятся с 1942 года. В числе других частей можно назвать

Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.

Венгрия Представители венгерских военно-воздушных сил вели летом 1940 года переговоры с германской стороной о закупке 40 Не 111Н. Но, вероятно из-за вмешательства Румынии, сделку заключить не удалось и Венгрии пришлось удовлетвориться двумя Не 111Р в транспортом исполнении.

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Венгрия Femaru 37M Перед Второй мировой войной на вооружение венгерской армии был принят пистолет фирмы Femaru Fegyven es Gepgyar RT модель 37М конструкции Рудольфа Фроммера. Это оружие появилось в результате переосмысливания роли табельного пистолета офицера на поле боя. Боевой опыт,

Из книги Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. автора Барятинский Михаил

Венгрия В самом популярном в 30-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», Венгрии были отведены четыре эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако



Что еще почитать