Танковый экипаж. История танковых войск. часа перед бессмертием

Глава вторая
СОСТАВ И ОБЯЗАННОСТИ ЭКИПАЖА ТАНКА

Состав и размещение экипажа

23. Экипаж танка Т-34 состоит из 4 человек (рис. 1): командира ганка, помещающегося на сиденье левее орудия, у приборов и механизмов наводки; механика-водителя, помещающегося в отделении управления; командира башни, помещающегося на сиденье правее орудия, и радиотелеграфиста-пулеметчика, помещающегося в отделении управления, правее механика-водителя (в танке без радиостанции правее пулеметчика).



24. Заместителем командира танка является командир башни.

Обязанности личного состава экипажа

Командир танка

25. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и отвечает за танк, его вооружение и экипаж во всех отношениях.

26. Командир танка обязан:

а) поддерживать среди экипажа танка строгую воинскую дисциплину; всемерно добиваться знания и выполнения экипажем своих обязанностей;

б) знать и содержать танк, его вооружение и оборудование в полной и постоянной боеготовности, уметь отлично стрелять из танкового оружия и пользоваться радиостанцией;

в) лично присутствовать при разборке и сборке механизмов танка и руководить ею;

г) перед каждым выходом танка проверять исправность танка, вооружения, прицельных приборов и специальных приборов связи и управления;

д) следить за постоянной исправностью огнетушителей;

е) наблюдать за танковым и шанцевым инструментом, маскировочным и химическим имуществом и запасными частями, обеспечивая их комплектность и полную исправность;

ж) вести формуляр танка.

27. На походе командир танка обязан:

а) изучить перед началом) марша маршрут движения, его особенности и наиболее трудные участки;

б) принимать и исполнять сигналы и команды, передаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) управлять работой механика-водителя (изменение скорости и дистанции, перемена направления и т.п.);

г) организовать непрерывное наземное наблюдение и по указанию командира взвода - воз-душное; быть в постоянной готовности к отражению танковой и воздушной атаки противника;

д) поддерживать маршевую дисциплину;

е) на всех остановках останавливать танк с правой стороны дороги, на расстоянии не менее 15 м от впереди идущего танка, замаскировать его и доложить командиру взвода о состоянии танка (давление масла, температура, наличие горюче-смазочных материалов и пр.);

ж) в случае аварии вывести танк на правую обочину дороги, подать сигнал об аварии и принять меры к быстрому устранению неисправностей, вызвавших аварию.

28. Перед боем командир танка обязан:

а) получить от командира взвода задачу, уяснить ее и знать свое место в боевом порядке;

б) изучить поле боя, боевой курс и объекты действия; при наличии времени составить танковую карточку с нанесением противотанковых препятствий, целей и ориентиров;

в) поставить экипажу боевую задачу на местности; указать по местным предметам боевой курс взвода и первый объект атаки;

г) установить наблюдение за сигналами командира взвода перед боем и в бою;

д) расположить танк на исходной позиции в соответствии с полученной задачей, окопать его и замаскировать от наземного и воздушного наблюдения, обеспечить беспрепятственный выход его в бой; быть в постоянной готовности к отражению внезапного нападения противника;

е) обеспечить своевременное приведение танка в боевую готовность, проверить наличие боеприпасов, горюче-смазочных материалов и продовольствия и принять меры к их пополнению;

ж) проверить боевую слаженность экипажа и знание сигналов связи с командиром взвода, с соседними подразделениями; установить для экипажа (если нужно) особые секторы и объекты наблюдения.

29. В бою командир танка обязан:

а) сохранять место в боевом порядке, управлять движением танка и выполнять поставленную задачу;

б) непрерывно разведывать поле боя, отыскивать цели, принимать доклады о наблюдении от экипажа, в движении применяться к местности, используя укрытия для ведения огня и маневра; при обнаружении труднопроходимых участков местности и минных заграждений обходить их и сигналами предупреждать о них соседние танки;

в) вести огонь из пушки и пулемета по обнаруженным целям, а также по местам их вероятного нахождения;

г) наблюдать за танком) командира взвода, его сигналами и знаками, помогать соседним танкам огнем при непосредственной угрозе со стороны противника;

д) при обнаружении ОВ приказать экипажу танка надеть противогазы;

е) в случае выхода из строя других танков взвода присоединиться к другому взводу роты и продолжать бой, не прекращая огня;

ж) при вынужденной остановке принять меры к восстановлению танка и донести об этом командиру взвода;

з) в тех случаях, когда невозможно вывести с поля боя аварийный или подбитый танк, обо-

ронять его огнем с места, пользуясь помощью соседних танков и совместно действующих подразделений других родов войск; ни при каких обстоятельствах танк не покидать и не отдавать его противнику;

и) выходить из боя только по приказанию старшего начальника; при выходе под огнем противника стремиться вывести танк задним ходом до ближайшего укрытия; при обнаружении аварийного или подбитого танка отбуксировать его с поля боя.

30. После боя (марша) командир танка обязан:

а) по указанию командира взвода (если не было указания, то самостоятельно) расположить и замаскировать танк и организовать наблюдение;

б) привести танк и его вооружение в полную боевую готовность; в случае заражения танка ОВ произвести дегазацию его;

в) доложить командиру взвода о своих боевых действиях, о состоянии танка, экипажа, вооружения и боеприпасов.

Механик-водитель

31. Механик-водитель подчиняется командиру танка, непосредственно управляет движением танка и отвечает за полную готовность его к движению. Он обязан:

а) отлично знать материальную часть танка и уметь водить его в различных условиях;

г) своевременно заправлять танк горюче-смазочными материалами;

д) вести учет расходуемых горюче-смазочных материалов и запасных частей танка;

е) своевременно производя осмотры, предупреждать поломки и неисправности, устранять их и докладывать командиру танка;

ж) лично участвовать в ремонте танка;

з) вести учет работы двигателя танка (в моточасах).

32. На походе механик-водитель обязан:

а) изучить маршрут следования;

б) вести танк по указаниям командира танка, учитывая условия местности и стремясь к максимальному сохранению его для боя;

в) следить за работой двигателя, трансмиссии, ходовой части и контрольных приборов;

г) вести наблюдение вперед, принимать сигналы и команды от впереди идущего танка, о всем замеченном докладывать командиру танка;

д) соблюдать дисциплину марша, дистанции и интервалы, держаться правой стороны дороги;

е) выходить из танка только по команде командира танка;

ж) на остановках осматривать материальную часть и проверять наличие горючего, температуру масла и воды и о результатах осмотра докладывать командиру танка, немедленно устраняя все замеченные неисправности.

33. Перед боем механик-водитель обязан:

а) знать задачу взвода и роты, определить характер предстоящих препятствий и наметить способы их преодоления;

б) окончательно убедиться в полной готовности танка к бою;

в) при всякой возможности дозаправлять танк горюче-смазочными материалами:

г) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и подразделениями других родов войск.

34. В бою механик-водитель обязан:

а) вести танк по указанному боевому курсу, соблюдать дистанции и интервалы, применяться к местности и обеспечивать наилучшие условия для ведения огня;

б) непрерывно разведывать поле боя, докладывать командиру танка о всем замеченном, о выгодных местах для ведения огня и о результатах его;

в) внимательно наблюдать за впереди лежащей местностью с целью своевременного обнаружения естественных и искусственных препятствий: болот, минных полей и пр., быстро находить способы и средства для их обхода и преодоленияГ

г) при аварии танка на поле боя принимать меры к быстрому его восстановлению, несмотря на опасность.

35. После боя механик-водитель обязан:

а) осмотреть танк, установить его техническое состояние, определить способы устранения неисправностей, доложить командиру танка о всех замеченных неисправностях и быстро привести танк в полную боевую готовность;

б) определить наличие горюче-смазочных материалов и принять меры к немедленной заправке танка.

Командир башни

36. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и постоянную боевую готовность всего вооружения. Он обязан:

а) отлично знать все вооружение танка (пушку, спаренный и запасный пулеметы, боеприпасы, оптику, оборудование боевого отделения, инстру-

мент, запасные части к вооружению и др.) и содержать его в полной боевой готовности;

б) уметь отлично стрелять из оружия танка, сноровисто и быстро подготовлять боеприпасы к стрельбе, заряжать пушку и пулеметы и устранять задержки в стрельбе;

в) систематически проверять состояние оружия, приборов прицеливания и наблюдения и противооткатных приспособлений;

г) всегда знать количество имеющихся ббг-припасов и порядок их размещения, производить их подготовку и укладку; вести учет израсходованных боеприпасов, немедленно пополняя их при всякой возможности;

д) немедленно принимать меры к устранению всех замеченных неисправностей вооружения и докладывать об этом командиру танка;

ж) вести формуляр оружия.

37. На походе командир башни обязан:

а) вести наблюдение в своем секторе, докладывая немедленно командиру танка о всем замеченном;

б) принимать и докладывать командиру танка команды и сигналы, подаваемые командиром взвода, регулировщиками и впереди идущими танками;

в) совместно с остальным составом экипажа маскировать танк на привалах по указанию командира танка;

г) выходить из танка только по команде командира танка. 38. Перед боем командир башни обязан:

б) окончательно убедиться в готовносги к бою пушки, спаренного и запасного пулеметов и бое-

припасов танка и доложить об этом командиру танка;

в) подготовить боеприпасы, для того чтобы обеспечить более удобное заряжание во время боя;

г) совместно с остальным составом экипажа окопать и замаскировать танк от наземного и воздушного наблюдения;

д) изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и совместно действующими подразделениями.

39. В бою командир башни обязан:

а) быстро заряжать пушку и спаренный пулемет в соответствии с командами командира танка и докладывать о готовности;

б) следить за работой пушки и спаренного пулемета во время стрельбы, докладывать командиру танка о замеченных неисправностях, устраняя задержки при стрельбе из пулемета, и помогать командиру танка устранять задержки при стрельбе из пушки;

в) вести непрерывное наблюдение за полем боя в своем секторе, отыскивать цели, следить за танком, командира взвода и докладывать командиру танка о всем замеченном;

г) подготовлять боеприпасы для стрельбы, предварительно извлекая их из наиболее отдаленных мест боевого отделения, освобождать от гильз гильзоулавливатели пушки и пулемета;

д) вести учет расхода снарядов и патронов, докладывать командиру танка об израсходовании 25, 50 и 75% боевого комплекта;

е) подавать сигналы по приказанию командира танка.

40. После боя командир башни обязан:

а) привести в порядок вооружение, приборы

наводки, наблюдения, прицеливания и боевое отделение танка;

б) учесть остаток боеприпасов, собрать и сдать гильзы, пополнить боеприпасы до нормы;

в) доложить командиру танка о состоянии вооружения и боеприпасов.

Радиотелеграфист-пулеметчик

41. Радиотелеграфист-пулеметчик подчиняется командиру танка. Он обязан:

а) отлично знать радиоаппаратуру и приборы внутренней связи танка, поддерживать их в постоянной готовности;

в) постоянно знать схему связи, уметь быстро входить в радиосвязь и вести работу в радиосетях; соблюдать дисциплину радиообмена;

г) знать сигналы связи с другими родами войск;

д) знать пулемет и уметь отличию вести огонь из него; содержать пулемет всегда в чистоте, исправности и полной боевой готовности,

42. На походе радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) следить за тем, чтобы радиостанция постоянно работала "на прием", и непрерывно дежурить у нее с надетыми наушниками (если не было особого приказания);

б) докладывать все принятые сигналы и команды командиру танка;

в) переходить "на передачу" только с разрешения командира танка;

г) наблюдать за работой внутренней связи, при обнаружении неисправности быстро принимать меры к исправлению;

д) выходить из танка на остановках только с разрешения командира танка и после передачи по его приказанию наушников одному из лиц экипажа танка.

43. Перед боем радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) знать задачу взвода и роты;

б) окончательно убедиться в полной готовности радиостанции и приборов внутренней связи;

в) изучить схему и сигналы радиосвязи с совместно действующими частями, иметь таблицу сигналов постоянно при радиостанции;

г) проверить готовность переднего пулемета к стрельбе, наличие и укладку магазинов в отделении управления.

44. В бою радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) непрерывно дежурить у радиостанции с надетыми наушниками; поддерживать бесперебойную связь с радиостанциями согласно схеме радиосвязи;

б) передавать по указанию командира танка донесения и приказания и докладывать ему о всех полученных донесениях и приказаниях;

в) вести наблюдение вперед и докладывать о всем замеченном командиру танка;

г) постоянно быть готовым к открытию огня из пулемета по обнаруженным целям.

45. После боя радиотелеграфист-пулеметчик обязан:

а) привести в полный порядок радиоаппаратуру, приборы внутренней связи танка и пулемет;

б) доложить командиру танка о состоянии радиостанции, средств связи и пулемета.

Схема размещения боекомплекта в танке Т-28

На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши дилетанты допускают небольшую ошибку – около двадцати снарядов не подходили к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях. Плотно позавтракав, непобедимая армия двинулась в сторону столицы Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.

2 часа перед бессмертием

По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе, ближе и необратимей... Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их жизни.
Никем не остановленный, «троянскй конь» миновал первые немецкие кордоны и въехал в городскую черту, – как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.
Хотя договаривались до последней возможности соблюдать скрытность, все-таки не утерпели. Первой невольной жертвой рейда стал немецкий велосипедист, весело крутивший педали прямо перед танком. Его мельтешащая фигура в смотровой щели достала механика-водителя. Танк рыкнул мотором и закатал незадачливого велогонщика в асфальт.

Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы, как кегли, попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться смачный запах торжества.

Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой противника, советский танк в "стелс"-режиме углубился в границы города. В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов.
Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывались в смотровой щели механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти, увы, попали под огонь башенных пулеметов.

Намотав на гусеницы незадачливых байкеров, танк двинулся дальше, проезжая по ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка – при повороте на Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед, сметая все препятствия в кровавый винегрет.
Среди немцев началась паника, возникшая в связи с созданной танком аварийной ситуацией на дороге, а также общим эффектом неожиданности и нелогичности появления тяжелой бронетехники Красной Армии в тылу германских войск, где ничто не предвещало такого нападения…

Передняя часть танка Т-28 оснащена тремя пулемётами ДТ калибра 7.62 (два башенных, один курсовой) и короткоствольным орудием калибра 76.2мм. Скорострельность последнего – до четырёх выстрелов в минуту. Скорострельность пулемётов – 600в./мин.

Оставляя за собой следы военной катастрофы, машина полностью проехала всю улицу до самого парка, где была встречена выстрелом противотанковой 37-миллиметровой пушки PaK 35/36.
Похоже, этом месте города советский танк впервые столкнулся с более-менее серьёзным сопротивлением. Снаряд высек искры из лобовой брони. Второй раз фрицы пальнуть не успели – танкисты, вовремя заметили открыто стоящую пушку и незамедлительно отреагировали на угрозу – на Pak 35/36 обрушился шквал огня, превратив орудие и расчет в бесформенную груду металлолома.

В результате беспримерного рейда гитлеровцам был нанесён крупный урон в живой силе и технике, но главный поражающий эффект заключался в поднятии сопротивленческого духа жителей Минска, что способствовало поддержание авторитета Красной армии на должном уровне. Особенно велико значение этого фактора именно в тот начальный период войны, во время серьёзных поражений Имеются однозначные сведения, что в то время в городе оставалось значительное число местных жителей, ставших свидетелями этого невероятного случая, что повлекло за собой немедленное изустное распространение истории о подвиге советских воинов среди окружающего населения.

А наш танк Т-28 уходил по Московскому проспекту из логова фрицев. Однако, дисциплинированные немцы вышли из шокового состояния, преодолели страх и попытались оказать организованное сопротивление прорвашемуся в их тыл советскому танку. В районе старого кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Кто-то вскрикнул от боли, кто-то зло выругался. Горящий танк продолжал движение до последней возможности, все время получая новые порции немецких снарядов. Майор приказал покинуть гибнущую боевую машину.

Старший сержант Малько вылез через люк механика-водителя в передней части танка и видел, как из командирского люка наружу выбрался раненый майор, отстреливаясь из табельного пистолета. Сержант успел отползти к ограде, когда сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. Башню танка подбросило в воздух и она упала на прежнее место. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, старшему сержанту Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах.

Этот танк – самый узнаваемый символ Великой отечественной. Лучший в своем классе танк Второй мировой. Один из самый массовых танков в мире. Машина, составляющая основу прошедших всю Европу бронетанковых армий СССР.

Какие люди вели в бой «тридцатьчетверки»? Как и где обучали? Как выглядел бой «изнутри» и какими были фронтовые будни советских танкистов?


Обучение танкистов до...

Перед войной кадровый командир-танкист обучался два года. Он изучал все виды танков, которые были в Красной Армии. Его учили водить танк, стрелять из его пушки и пулемётов, давали знания по тактике танкового боя. Из училища выходил специалист широкого профиля. Он был не только командиром боевой машины, но и умел выполнять обязанности любого члена экипажа.

В тридцатые годы военные пользовались в СССР огромной популярностью. Во-первых, Красная Армия, ее солдаты и офицеры, символизировали мощь относительно молодого Советского государства, которое буквально за несколько лет превратилось из разоренной войнами, нищей, аграрной страны в индустриальную державу, способную постоять за себя. Во-вторых, офицеры были одним из наиболее обеспеченных слоев населения.

Например, инструктор авиационного училища, кроме полного содержания (обмундирование, обеды в столовой, транспорт, общежитие или деньги на аренду жилья) получал очень высокую зарплату − около 700 рублей (бутылка водки стоила в районе двух рублей). Кроме того выходцам из крестьянской среды служба в армии давала шанс повысить образование, овладеть новой, престижной специальностью.

Рассказывает Александр Бурцев, командир танка: «Я помню, после трех лет службы из армии возвращались другими людьми. Уходил деревенский лопух, а возвращался грамотный, культурный человек, отлично одетый, в гимнастерке, в брюках, сапогах, физически окрепший. Он мог работать с техникой, руководить. Когда из армии приходил служивый, так их называли, вся деревня собиралась. Семья гордилась тем, что он служил в армии, что стал таким человеком».

Грядущая новая война – война моторов – создавала и новые пропагандистские образы. Если в двадцатые годы назад каждый мальчишка мечтал о шашках и кавалерийских атаках, то к концу тридцатых годов этот романтический образ был навсегда вытеснен летчиками-истребителями и танкистами. Пилотировать истребитель или расстреливать врага из танковой пушки – вот о чем теперь мечтали тысячи советских ребят. «Ребята, айда в танкисты! Почетно же! Едешь, вся страна под тобой! А ты – на коне железном!» – фразы, описывающие настроение тех лет, вспоминает командир взвода, лейтенант Николай Яковлевич Железнов.

...и во время войны

Однако во время тяжелых поражений 1941 года Красная Армия потеряла практически все танки, которые имела в западных округах. Погибло и большинство кадровых танкистов. Нехватка острая танковых экипажей стала очевидна уже летом 1942 года, когда эвакуированная на Урал промышленность начала производить танки в прежних объёмах.

Руководство страны понимая, что именно танкисты сыграют решающую роль в кампании 1943 года, приказало фронтам ежемесячно направлять в танковые училища не менее 5000 лучших рядовых и сержантов с образованием не менее семи классов. В учебные танковые полки, где готовили рядовой состав – стрелков-радистов, механиков-водителей и заряжающих, с фронта ежемесячно отзывалось 8000 лучших солдат с образованием не ниже трех классов. Помимо фронтовиков на училищную скамью садились вчерашние выпускники средних школ, трактористы и комбайнеры.

Курс обучения был сокращен до шести месяцев, а программа – урезана до минимума. Но заниматься всё равно приходилось по 12 часов в день. В основном изучали материальную часть танка Т-34 – ходовую, трансмиссию, пушку и пулеметы, радиостанцию.

Всему этому, а также умению ремонтировать танк учились как в классах, так и на практических занятиях. Но времени катастрофически не хватало. Вспоминает командир взвода Василий Брюхов: «Я, закончив училище, выпустил три снаряда и пулеметный диск. Разве это подготовка? Учили нас немного вождению на БТ-5. Давали азы – с места трогаться, по прямой водить. Были занятия по тактике, но в основном «пешим по-танковому». И только под конец было показное занятие «танковый взвод в наступлении». Все! Подготовка у нас была очень слабая. Когда нас выпускали, начальник училища сказал: «Ну, что же, сынки, мы понимаем, что вы программу быстро проскочили. Знаний у вас твердых нет, но в бою доучитесь».

С училища – на фронт

Свежеиспеченные лейтенанты отправлялись на танковые заводы в Горький, Нижний Тагил, Челябинск и Омск. С конвейеров каждого из этих заводов ежедневно сходил батальон танков Т-34. Молодой командир заполнял формуляр приема танка. После этого он получал перочинный ножик, шелковый платок для фильтрации горючего, наган и танковые часы величиной с кулак, которые устанавливались на приборной доске. Однако танкисты нередко носили их с собой. Наручные или карманные часы в ту пору были далеко не у каждого.
Рядовых членов экипажа готовили на трехмесячных курсах в запасных танковых полках, располагавшихся при заводах. Командир наскоро знакомился с экипажем и совершал пятидесятикилометровый марш, который заканчивался боевой стрельбой.

После этого танки грузили на платформы, и эшелон мчал их на запад – навстречу судьбе.

Внутри Т-34

Легендарный средний танк, принятый на вооружение в 1940 году, был во многом революционной конструкцией. Но, как и любой переходный образец, он сочетал в себе новинки и вынужденные решения. На первых танках стояла устаревшая коробка передач. Грохот в танке стоял невероятный, а танковое переговорное устройство работало отвратительно. Поэтому командир танка просто ставил механику-водителю ноги на плечи и управлял им при помощи заранее определенных сигналов.

В башне Т-34 было только для двоих. Поэтому командир танка выполнял обязанности и командира, и наводчика. Кстати, командир и заряжающий кое-как, но могли разговаривать, однако чаще всего их общение тоже происходило жестами. Командир заряжающему под нос сунул кулак, и тот уже знает, что надо заряжать бронебойным, а растопыренную ладонь – осколочным.

Стрелок-радист Петр Кириченко вспоминает: «Переключение передачи требовало огромных усилий. Механик-водитель выведет рычаг в нужное положение и начинает его тянуть, а я подхватываю и тяну вместе с ним. Передача подрожит какое-то время и только потом включается. Танковый марш весь состоял из таких упражнений. За время длительного марша механик-водитель терял в весе килограмма два или три: весь вымотанный был. Кроме того, поскольку руки у него заняты, я брал бумагу, сыпал туда самосад или махорку, заклеивал, раскуривал и вставлял ему в рот. Это тоже была моя обязанность».

Бой на Т-34 (реконструкция)

До начала атаки остается несколько минут. У командира начинают ходуном ходить руки, зубы стучат: «Как сложится бой? Что там за пригорком? Какие у немцев силы? Доживу ли я до вечера?» Стрелок-радист нервно грызет кусок сахара – вечно его перед атакой на еду тянет. Заряжающий курит, глубоко затягиваясь дымом. Папироса в его руке дрожит. Но вот в наушниках танкошлема командира звучит сигнал к атаке. Командир переключается на внутреннюю связь, но треск стоит такой, что ничего не слышно. Поэтому он просто легонько бьет сапогом по голове механика-водителя, который сидит прямо под ним – это условный сигнал «Вперед!». Машина, ревя двигателем, лязгая гусеницами, трогается с места. Командир смотрит в перископ – весь батальон двинулся в атаку.

Страх ушел. Остался только холодный расчет.

Механик ведет машину на скорости 25-30 километров – зигзагом, меняя направление через каждые 50 метров. От его опыта зависит жизнь экипажа. Именно механик должен правильно оценить местность, найти укрытие, не подставить борт под орудия противника. Радист настроил рацию на прием. У него есть пулемет, но прицеливаться он может лишь через отверстие диаметром с указательный палец, в котором попеременно мелькают земля и небо – такой стрельбой фрицев только напугаешь, реального толка от нее немного. Заряжающий в панораму наблюдает за правым сектором. Его задача не только забрасывать в казенник снаряды, но и указывать командиру цели справа по курсу движения танка.

Командир смотрит вперед и влево, ищет цели. Правое плечо уперлось в казенник пушки, левое – в броню башни. Тесно. Руки сложены крест на крест: левая – на механизме подъема орудия, правая – на рукоятке поворота башни. Вот он поймал в панораму танк противника. Толкнул ногой в спину механика-водителя – «Стой!» и на всякий случай крикнул в переговорное устройство: «Короткая!». Заряжающему: «Бронебойный!»
Механик-водитель выбирает ровный участок местности, останавливая машину, кричит: «Дорожка!» Заряжающий досылает снаряд. Пытаясь перекричать рев двигателя и лязг затвора, докладывает: «Бронебойным готово!»
Танк, резко остановившись, еще какое-то время раскачивается. Теперь все зависит от командира, от его навыков и просто от везения. Неподвижный танк – это лакомая цель для противника! От напряжения взмокла спина. Правая рука вращает поворотный механизм башни, совмещая прицельную марку с целью по направлению. Левая рука крутит механизм подъема орудия, совмещая марку по дальности.

«Выстрел!» – кричит командир и нажимает педаль спуска орудия. Его голос тонет в грохоте выстрела и лязге затвора. Боевое отделение наполняется пороховыми газами, которые разъедают глаза. Вентилятор, установленный в башне, не успевает выдувать их из танка. Заряжающий хватает горячую дымящуюся гильзу и через люк выкидывает ее наружу. Не дожидаясь команды, механик срывает машину с места.

Противник успевает сделать ответный выстрел. Но снаряд только рикошетирует, оставив на броне борозду, словно горячая ложка в масле. От удара по танку звенит в ушах. Окалина, отлетевшая от брони, впивается в лицо, скрипит на зубах. Но бой продолжается!

Т-34 против «Тигров»

Т-34 по всем параметрам превосходил средние танки Германии. Это был маневренный и быстрый средний танк, оснащенный длинноствольной 76-мм пушкой и дизельным двигателем. Особым предметом гордости танкистов была отличительная черта «тридцатьчетверки» – наклонная броня. Эффективность наклонной брони подтверждалась и практикой боёв. Большинство немецких противотанковых и танковых орудий 1941-42 годов не пробивали лобовую броню танка Т-34. К 1943 году Т-34 стал основной боевой машиной советских танковых армий, сменив устаревшие Т-26 и БТ.

Однако к 1943 г немцы создали модернизировали старые средние танки T-IV и начали выпуск тяжелых танкв T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Установленные на новых машинах длинноствольные пушки калибра 75 и 88 мм могли поразить Т-34 на дистанции 1,5-2 тысячи метров, тогда как 76 мм пушка нашего среднего танка могла поразить «Тигр» лишь с 500 м, а «Пантеру» – с 800 метров. Используя преимущество Т-34 в маневренности и тактические уловки наши танкисты часто выходили победителями из схваток с технически превосходящим противником. Но бывало и наоборот...

Если танк подбит...

Хорошо, если снаряд попадал в моторное отделение – танк просто глох и экипаж успевал выскочить. Если же снаряд пробивал броню башни или борта боевого отделения, то осколки брони чаще всего ранили кого-то из членов экипажа. Растекшееся горючее вспыхивало – и вся надежда у танкистов оставалась только на себя, на свою реакцию, силу, ловкость, потому что в запасе у каждого было всего лиш две-три секунды на то, чтобы спастись.

Ещё страшнее приходилось тем, чей танк был просто обездвижен, но не горел. Ион Деген, танкист, рассказывает: «В бою не требовалось приказа командира покинуть горящий танк, тем более командир мог быть уже убит. Выскакивали из танка интуитивно. Но, например, нельзя было покинуть танк, если у тебя только перебита гусеница. Экипаж был обязан вести огонь с места, пока не подобьют».

А бывало и так, что покинуть горящую машину танкисту не позволяла какая-нибудь мелочь, иной раз даже неудобная одежда. Танкист Константин Шиц вспоминает: «У нас командиром одной из рот был старший лейтенант Сирик, видный такой мужик. Как-то захватили на станции богатые трофеи, и он стал носить хорошее, длинное румынское пальто, но когда их подбили, то экипаж успел выскочить, а он из-за этого пальто замешкался и сгорел...»

Но когда везло, танкисты выскакивали из горящего танка, отползали в воронки и тут же старались отойти в тыл.
Уцелев в бою, «безлошадные» танкисты поступали в резерв батальона. Но долго отдохнуть не получалось. Ремонтники быстро восстанавливали не сгоревшие танки. Кроме того, заводы постоянно пополняли части новой техникой. Так что буквально через два-три дня танкиста включали в состав нового, незнакомого экипажа и на новом танке они снова шли в бой.

Командирам всегда тяжелей

Ещё тяжелее было командирам рот и батальонов. Те воевали до последнего танка своего соединения. А это значит, что командиры пересаживались с одной подбитой машины на новую несколько раз в течение одной операции, а то и одних суток.

Танковые бригады «стачивались в ноль» за две-три недели наступательных боев. После этого они отводились на переформировку. Там танкисты прежде всего приводили в порядок оставшуюся технику и только потом себя. Экипаж, не взирая на чины, заправлял машину горючим, загружал боеприпасами, чистил пушку и выверял прицел, проверял оборудование и механизмы танка.

Заряжающий очищал снаряды от смазки – промывал их в дизельном топливе, а потом насухо протирал ветошью. Механик-водитель регулировал механизмы танка, ведрами заливал горючее, масло и воду. Стрелок-радист и командир помогали им – грязной работой не гнушался никто. Судьба танка зависела от экипажа, но и жизнь экипажа тоже напрямую была связана с состоянием и боеспособностью танка.

Подготовили машину к предстоящему бою или маршу – теперь можно вымыться, побриться, поесть и, главное, поспать. Ведь танк был для экипажа не только боевой машиной, но зачастую и домом.

Быт танкистов

К башне танка был приторочен танковый брезент размером 10 на 10 метров. Им экипаж накрывал танк по пути на фронт. На нём же раскладывалась нехитрая снедь. Этот же брезент служил танкистам и крышей над головой, когда не было возможности остановится на ночлег в домах.

В зимних условиях танк промерзал и становился настоящим «холодильником». Тогда экипаж вырывал траншею, загонял на нее сверху танк. Под днище танка подвешивалась «танковая печка», которую топили дровами. В таком блиндаже было не очень комфортно, но намного теплее, чем в самом танке или на улице.

Обитаемость и комфорт самих «тридцатьчетверок» были на минимально необходимом уровне. Сиденья танкистов делались жесткими и, в отличие от американских танков, на них не было подлокотников. Тем не менее, танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке – полусидя. Старший сержант Пётр Кириченко, стрелок-радист Т-34, вспоминает:
«Хотя я был длинный и худощавый, но все равно приноровился спать на своем сидении. Мне даже нравилось: откидываешь спиночку, приспустишь валенки, чтобы о броню ноги не мерзли, и спишь. А после марша хорошо спать на теплой трансмиссии, накрывшись брезентом».

Жили танкисты по-спартански вынужденно. В наступлении у них даже не было возможности помыться или переодеться. Танкист Григорий Шишкин рассказывает:
«Иной раз целый месяц не моешься. А иной раз нормально, раз в 10 дней помоешься. Баню делали так. В лесу строили шалаш, покрывали его лапником. На пол тоже лапник. Собиралось несколько экипажей. Один топит, другой дрова рубит, третий воду носит».

В период интенсивных боёв даже еду танкистам нередко доставляли только под конец дня – сразу и завтрак, и обед, и ужин. Но при этом танкистов снабжали сухим пайком. Кроме того, экипаж никогда не пренебрегал возможностью возить в танке запас продовольствия. В наступлении этот запас становился практически единственным источником пропитания, который пополнялся за счет трофеев или благодаря помощи мирного населения. «Снабжение у танкистов всегда было хорошим. И, конечно же, продуктовые трофеи были для нас дополнительным пайком… А танковые НЗ съедали всегда еще до боев – а вдруг мы сгорим, так зачем добру пропадать?» – говорит танкист Михаил Шистер.

Вечером после боя можно было и выпить «наркомовские сто грамм». Но перед боем хороший командир всегда запрещал своему экипажу спиртное. Командир экипажа Григорий Шишкин об этой особенности танкистов: «Главное, кругом все выпивают. Саперы начинают: «Эй вы, чернопузые, что же вам не дают?!» Вначале ребята обижались, а потом поняли, что я для них стараюсь. После боя сколько хочешь пей, а перед боем ни в коем случае! Потому что дорога каждая минута, каждая секунда. Оплошал – погиб!»

Отдохнули, сбросили усталость прошедших боев – и вот, танкисты готовы к новым схваткам с противником! А сколько ещё этих схваток было впереди на пути в Берлин…

Германия, 1945 год. В американской оккупационной зоне вяло шел допрос военнопленных Вермахта. Неожиданно внимание допрашивающих привлек длинный, полный жути рассказ о безумном русском танке, убивавшем все на своем...

Германия, 1945 год. В американской оккупационной зоне вяло шел допрос военнопленных Вермахта. Неожиданно внимание допрашивающих привлек длинный, полный жути рассказ о безумном русском танке, убивавшем все на своем пути. События того рокового дня из лета 1941 года так сильно отпечатались в памяти немецкого офицера, что не смогли стереться за все последующие четыре года ужасной войны. Тот русский танк он запомнил навсегда.

28 июня 1941 года, Белоруссия. В Минск врываются немецкие войска. Советские части отступают по Могилевскому шоссе, одну из колонн замыкает единственный оставшийся танк Т-28, ведомый старшим сержантом Дмитрием Малько. У танка проблема с двигателем, но полный запас ГСМ и боекомплект.

Во время авианалета в районе н. п. Березино, от близких разрывов бомб Т-28 безнадежно глохнет. Малько получает приказ взорвать танк и продолжить следовать в г. Могилёв в кузове одного из грузовиков с прочими бойцами смешанного состава. Малько просит разрешение под его ответственность отложить выполнение приказа – он попытается отремонтировать Т-28, танк совсем новый и не получил значительных повреждений в боевых действиях. Разрешение получено, колонна уходит. В течение суток Малько действительно удается привести двигатель в рабочее состояние.


Экранирование танка Т-28, 1940 г.

Дальше в сюжет включается элемент случайности. К месту стоянки танка неожиданно выходят майор и четверо курсантов. Майор – танкист, курсанты артиллеристы. Вот так неожиданно формируется полный экипаж танка Т-28. Всю ночь они обдумывают план выхода из окружения. Могилевское шоссе наверняка перерезано немцами, нужно искать другой путь.

…Оригинальное предложение об изменении маршрута высказывает вслух курсант Николай Педан. Дерзкий замысел единогласно поддерживается вновь сформированным экипажем. Вместо следования в расположение сборного пункта отступающих частей, танк помчится в противоположную сторону – на Запад. Они прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Уникальные боевые возможности Т-28 помогут им осуществить такой план.

Топливные баки заполнены практически до крышек, боекомплект – хотя и не полный, но старший сержант Малько знает место расположения брошенного склада боеприпасов. В танке не работает рация, командир, стрелки и механик водитель заранее оговаривают комплекс условных сигналов: нога командира на правом плече механика-водителя — правый поворот, на левом — левый; один толчок в спину — первая передача, два — вторая; нога на голове — стоп. Трехбашенная громада Т-28 выдвигается по новому маршруту с целью жестоко покарать фашистов.

Схема размещения боекомплекта в танке Т-28

На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши дилетанты допускают небольшую ошибку – около двадцати снарядов не подходили к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях. Плотно позавтракав, непобедимая армия двинулась в сторону столицы Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.

2 часа перед бессмертием


По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе, ближе и необратимей… Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их жизни.

Никем не остановленный, «троянскй конь» миновал первые немецкие кордоны и въехал в городскую черту, – как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.

Хотя договаривались до последней возможности соблюдать скрытность, все-таки не утерпели. Первой невольной жертвой рейда стал немецкий велосипедист, весело крутивший педали прямо перед танком. Его мельтешащая фигура в смотровой щели достала механика-водителя. Танк рыкнул мотором и закатал незадачливого велогонщика в асфальт.

Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы, как кегли, попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться смачный запах торжества.

Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой противника, советский танк в «стелс»-режиме углубился в границы города. В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов.

Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывалсись в смотровой щели механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти, увы, попали под огонь башенных пулеметов.


Намотав на гусеницы незадачливых байкеров, танк двинулся дальше, проезжая по ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка – при повороте на Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед, сметая все препятствия в кровавый винегрет.

Оружие победы. Т-34 - танк, любимый всеми.

Тридцатьчетверка» сразу пришлась по душе фронтовикам. Назначение на эту боевую машину всегда было радостным событием для танкистов. Танк любили, ему доверяли, зная, что «родненькая» «тридцатьчетверка» выручит в трудную минуту. Можно привести немало примеров подлинно патриотического отношения танкистов и обычных людей к боевой машине.
Механик-водитель танка Т-34, оставшись единственным из экипажа в живых, во вражеском окружении, без горючего и боеприпасов, утопил танк в озере близ деревни Азаренки на Смоленщине, не отдав машину в руки гитлеровцев.
«Когда в окрестностях запылала партизанская война, жители рассказали народным мстителям о сохраненной в воде грозной машине. Четырнадцать дней женщины, старики и дети из близлежащих деревень и сел под охраной небольшой группы партизан вычерпывали озеро... Возрожденная партизанскими механиками боевая машина наводила панику в тылу гитлеровцев на важной магистрали Ярцево-Духовщина-Пречистая». Имя героя-танкиста, сохранившего «тридцатьчетверку», осталось неизвестным.

В годы Великой Отечественной войны в составе 126-го тп 17-й мбр воевал экипаж танка Т-34/85 «Мать – Родина» в составе командир танка - младший лейтенант М. П. Кашников, командир орудия - сержант Анферов, механик- водитель - сержант Остапенко, пулеметчик - сержант Левченко, заряжающий - сержант Коробейников*. Танк был построен на средства 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой - матери командира 6-го мк 4-й ТА, в состав которого входила 17-я мбр, полковника В. Ф. Орлова, ставший впоследствии Героем Советского Союза (посмертно). Когда до окончания войны оставались считанные месяцы и недели, 15 марта 1945 г. полковник В. Ф. Орлов погиб в боях за Верхнюю Силезию (Польша). В 1941 г. под Ленинградом погиб еще один ее сын Владимир. Проводив на фронт мужа, троих сыновей и дочь, Мария Иосифовна на сбережения семьи и вырученные от продажи драгоценностей и домашних вещей деньги, написав письмо Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, сделала заказ на строительство танка Т-34. Когда танк был готов, патриотка попросила направить его в 6-й мк. Командованию корпуса она писала «Примите от меня, старой русской женщины, в подарок боевую машину Т-34. Передайте ее лучшему экипажу, и пусть он беспощадно громит врага». В письме на имя Марии Иосифовны танкисты экипажа танка «Мать – Родина» дали клятву оправдать оказанное им доверие и сдержали ее. Экипаж танка «Мать – Родина» участвовал в Верхне-Силезской (март 1945 г.) и Берлинской (16 апреля - 2 мая 1945 г.) операциях, уничтожив 17 танков и самоходных орудий, 2 бронетранспортера и 18 автомашин, истребил более двух рот живой силы противника. Само название, которое ему присвоили боевые товарищи В. Ф. Орлова, танк получил конечно в честь Марии Иосифовны.

А этот случай был осенью 1942 года на Ленинградском фронте. Танковый батальон после успешно проведенной разведки боем возвращался в расположение своих войск. Одна из «тридцатьчетверок» застряла па естественном препятствии в нейтральной зоне. Попытки преодолеть препятствие успеха не имели. Экипаж в танке оказался один на один с противником на удалении прицельного пулеметного огня. С наступлением сумерек гитлеровцы периодически освещали местность ракетами. В этой обстановке командир танка принял решение не покидать машину, представлявшую большую ценность.
Как позднее стало известно из допроса пленных, гитлеровцы, думая, что экипаж Т-34 покинул машину ночью, попытались отбуксировать танк к себе. С рассветом к машине подошел немецкий танк, и «тридцатьчетверку» зацепили тросами.
Взору наблюдающих представился поединок двух танков без единого выстрела:
«Они протащили было наш танк метров 10-15, как вдруг он ожил, и танк противника, словно споткнувшись, остановился. Оба танка сцепленные тросами, замерли на месте, слышен был только рев моторов.
Вот потащил вражеский танк, и юзом поползла «тридцатьчетверка». Затем рванул на себя Т-34 и немного протащил противника. Так повторялось несколько раз. Моторы ревели всеми своими «лошадиными» силами... Т-34, улучив момент, рванулся вперед и... потащил врага к нашим позициям, уже не останавливаясь, все быстрее и быстрее... Немцы открыли бешеный огонь по танкам. Выскочивший из башни немецкий танкист тут же был сражен своими же минами, а остальные два предпочли смерти пленение.
Наши минометные батареи открыли ответный минометный огонь. Т-34 притащил танк противника в расположение батальона» (Глушко И. М. Танки оживали вновь. М., 1977, с. 91.).
В этом противоборстве советского танка с немецким была одержана, если можно так выразиться, тройная победа. Победила советская машина, советский конструктор-танкостроитель и советский механик-водитель, пошедший на большой риск ради того, чтобы сохранить «тридцатьчетверку».

T-34 «три́дцатьчетвёрка» - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.
Разработан в харьковском конструкторским бюро под руководством М. И. Кошкина. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танки, выпускавшиеся в 1940 г., были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 г., длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Заметим при этом, что пушка не выступала за переднюю часть корпуса. Башня танка сварная из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30". Танки первых выпусков имели носовую часть корпуса обтекаемой, только этим машинам свойственной формы.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Командир экипажа т-34 из книги ДРАБКИНА А. В. «Я ДРАЛСЯ НА Т-34»
Шишкин Григорий Степанович о т-34

"- Как вы расцениваете надежность Т-34?
- Очень надежные были танки, я бы даже сказал, что сверхнадежные. Ну мы, конечно, хитрили, подкручивали ограничитель оборотов двигателя, что категорически запрещалось делать. Конечно, двигатель портился быстро, но ведь и жизнь танка была недолгой. А так бывало, на учениях в горку взлетаешь пулей, а те, кто только что прибыл с новыми танками, - еле-еле забираются. Мы им: «Учитесь, как за танком надо ухаживать!»
Когда приезжаешь на место, танк теплый - махина большая. На моторное отделение брезент накинешь - там и в морозы благодать. Вот уже позже, зимой, пока танк едет, нарочно закрываешь жалюзи, чтобы он нагрелся до предела. Приезжаешь, брезент на моторное отделение, края прикидываешь снегом или землей. И там кайф! Можно до гимнастерки раздеться!
Часто гусеницы соскакивали. А так, пожалуй, больше ничего не скажу... Мотор нормально работал. Надежность работы фрикционов зависела от механика-водителя. Если правильно пользоваться, то он надежно работал.
- Как вам рация?
- Рацией, как правило, и не пользовались - она часто подводила. Да и запрещали ей пользоваться. Потому что немцы прослушивали переговоры. Работали только на прием. Вообще там существует замечательный прием: «Делай, как я!» Танковым переговорным устройством тоже не пользовались. Механиком управляли ногами. Вправо, влево - по плечам, в спину - быстрее, на голову - стой. Заряжающий рядом - через казенник пушки. Ему можно и голосом, и руками.
- Танки каких заводов вы получали?
- Сначала сормовские были, потом вперемешку и сормовские и тагильские. У тагильских башня была побольше, поудобней. А так почти одно и то же. Одно время пришли «Валентайны». Когда узнали, что американские танки к нам прибывают, все начали бегать к зампотеху с жалобами на танк - то одно
барахлит, то другое - начали всякие поводы искать, чтобы пересесть на американский танк. Пришли они к нам... Ой, как посмотрели, что это за танк... Наши-то танки были грубо отделаны внутри, там и окалина, и от сварки могли наплывы сохраниться. А тут влезешь в него - мягкая кожа, золотыми буквами везде написано - «вход», «выход», «огонь». Но бензиновые моторы - горят, как свечка. Гусеницы у «Валентайнов» были резинометаллические. Для парада они были хороши, а в условиях боя, чуть- чуть крен, и она слетает. Володька Сомов, про которого я уже говорил, как-то взял кувалду, залез на танк, как врезал по броне, и кувалда вошла миллиметров на двадцать! Оказывается, как нам потом объясняли, у них вязкая броня. Снаряд ее пробивает, а осколков нет. Пушка слабенькая. Абсолютно были не приспособлены к этой войне. Потом пожгли эти танки, по-моему, умышленно. Подо мной такой танк сгорел... Нет, воевать на нем плохо. Садишься в него и уже боишься. Никакого сравнения с Т-34.
Вообще за год я поменял пять танков. Один раз мне снаряд сбоку пушку пробил, другой раз прогорел металл в выхлопной трубе и двигатель загорелся. Ну и подбивали...
- Люки в бою закрывали?
- Люки в бою по уставу требовалось закрывать. Но, как правило, я не закрывал. Потому что потерять ориентировку в танке очень легко. Время от времени надо смотреть, намечать ориентиры. Механик-водитель, как правило, оставлял люк приоткрытым на ладонь.
- Скорость в атаке какая?
- В зависимости от местности, но небольшая. Километров 20–30 в час. Но бывает так, что надо быстро промчаться. Если видишь, что по тебе пристрелялись, то стараешься маневрировать. Тут скорость пониже. Если есть подозрение, что заминировано, то стараешься быстро проскочить, чтобы мина за танком взорвалась.
К башне танка был приторочен танковый брезент размером 10 на 10 метров. Им экипаж накрывал танк по пути на фронт. На нём же раскладывалась нехитрая снедь. Этот же брезент служил танкистам и крышей над головой, когда не было возможности остановится на ночлег в домах.
В зимних условиях танк промерзал и становился настоящим «холодильником».
Тогда экипаж вырывал траншею, загонял на нее сверху танк. Под днище танка подвешивалась «танковая печка», которую топили дровами. В таком блиндаже было не очень комфортно, но намного теплее, чем в самом танке или на улице."

Обитаемость и комфорт самих «тридцатьчетверок» были на минимально необходимом уровне. Сиденья танкистов делались жесткими и, в отличие от американских танков, на них не было подлокотников. Тем не менее, танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке – полусидя. Старший сержант Пётр Кириченко, стрелок-радист Т-34, вспоминает:
«Хотя я был длинный и худощавый, но все равно приноровился спать на своем сидении. Мне даже нравилось: откидываешь спиночку, приспустишь валенки, чтобы о броню ноги не мерзли, и спишь. А после марша хорошо спать на теплой трансмиссии, накрывшись брезентом».

«Все годы войны,- вспоминал впоследствии известный советский конструктор танков Ж. Я. Котин,- шло состязание конструкторских умов воюющих сторон. Германия трижды меняла конструкцию своих танков. Однако гитлеровцам так и не удалось достигнуть боевой мощи советских танков, созданных и модернизированных учеными и конструкторами. Творческая мысль наших конструкторов все время обгоняла фашистскую».

Хваленый «тигр» был неуклюж, походил на коробку, снаряд легко «закусывал» его вертикальную броню, и, если даже она выдерживала, вся страшная сила удара оглушала экипаж и ранила кусками окалины. От этого вражеские танкисты часто «мазали» даже на близком расстоянии.

Только советское танкостроение смогло создать тип танка, отвечающего требованиям современной войны. По своим боевым показателям Т-34 был значительно лучше иностранных танков того времени. Он морально не устарел в течение всей войны, а оставался первоклассной боевой машиной на всем ее протяжении. Это вынуждены были признать и противник, и наши союзники по антигитлеровской коалиции.



Что еще почитать