Тематика бесед в начальной школе. Темы бесед с подростками. Принципы реализации Программы

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Правонарушения,

каковы последствия?

лекция

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Разработка

учителя истории и права

Степаненко В. П.

Сегодня мы с вами поговорим о ваших правах и обязанностях. Ведь каждый человек, независимо от возраста, должен отвечать за те поступки, которые он совершает. И каждый человек в нашей стране должен жить по определённым правилам. Правил поведения человека в обществе много и объединяются они в законы. Законы касаются различных сфер деятельности человека.

Как вы думаете, как называется нарушение правил поведения в обществе? Это правонарушения, а в более серьёзных случаях – преступлением.

Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.

А какие законы школьной жизни вам известны?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя хулиганить на переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.

А вне школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы?

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, курить в общественных местах.
  • Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
  • Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение общественного порядка, противопожарной безопасности, курение, распитие спиртных напитков в общественных местах и др.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Существует три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения.

Наказание для правонарушителя: возмещение вреда, уплата ущерба.

Давайте с вами разберёмся в ситуациях и определим: какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за эти правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

Ситуация № 1 . Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

(гражданско-правовая ответственность)

Ситуация № 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

(административная ответственность)

Ситуация № 3 . Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

(уголовная ответственность, наступает с 14 лет)

Ситуация № 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Что нарушили подростки?

(Административный кодекс: административная ответственность).

Ситуация № 5. Если вы совершили прогул уроков в школе. Какой вид ответственности за это правонарушение?

(Дисциплинарная ответственность).

Ситуация № 6 . Одноклассники Андрей и Дима начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал Дима как наиболее слабый. Какой вид ответственности грозит за избиение?

(Уголовная ответственность)

До 14 лет ответственность за детей несут родители . За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.

Кто же определяет меру вины и наказание?

Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения .

1. Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.

2. Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС). За такие преступления – менее суровые наказания.

Какие правонарушения существуют ?

Хулиганство (ст. 296 УК Украины). Хулиганство – это грубое нарушение общественного порядка явное неуважение к обществу. Явное неуважение к обществу означает умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованных желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Отличительная черта – публичность (например, при уничтожении или повреждении имущества в общественных местах). Грубым нарушением общественного порядка следует признавать, например, совершаемые в общественных местах действия, которые сопряжены с глумлением, издевательским отношением к незнакомым людям, либо с нарушением работы транспорта, срывом массовых мероприятий, нарушением общественного спокойствия в течение продолжительного периода времени.

Вандализм – это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Опасность вандализма заключается в том, что он нарушает общественный порядок и спокойствие граждан, причиняет существенный имущественный и духовный ущерб обществу. Наказывается штрафом до сорока тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой либо социальной группы наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей либо обязательными работами до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы до двух лет. Кража считается наиболее распространённым видом преступления. Мелкой считается кража, если стоимость похищенного не превышает 1000 рублей.

- Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы избежать квартирной кражи?

Чтобы не произошло квартирной кражи, необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности. В квартиру, о которой вор ничего не знает, он не пойдёт. Поэтому не стоит рассказывать о крупных покупках, которые сделаны вашей семьей за последнее время. Это информация может идти дальше к посторонним людям и привести к неприятным последствиям. Зачастую на руку преступникам играет наша непредусмотрительность и доверчивость. Квартирные воры совершают преступления круглый год, однако, с мая по сентябрь, особенно активно. Это и понятно: дачный сезон, горожане покидают свои квартиры, а присмотреть порой за ними бывает некому. Почтовые ящики до верху забивают корреспонденцией, на звонки по домофону никто не отвечает, вечерами не горит свет в квартире. Все эти признаками и используют «домушники».

ГРАБЕЖ (ст. 264 УК Украины) можно определить как открытое хищение чужого имущества – наказывается исправительными работами на срок от 1 до 3 лет либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы до четырех лет.

Kражи сотовых телефонов, особенно дорогих моделей, стали одной из самых злободневных проблем. Kроме того, производители сотовых телефонов каждую новую модель стремятся уменьшить в размерах. K сожалению, изящные и небольшие «трубки» нередко становятся еще более легкой добычей воров. Уличные грабители часто не задумываются о том, что погоня за легкими деньгами может привести к большим проблемам с законом и годам заключения за решеткой. Однако владельцам дорогих (и не только дорогих) сотовых телефонов стоит подумать, как обезопасить свои «трубки» и собственную жизнь от посягательств преступников. Kак правило, любой мобильный телефон подвержен опасности, если его владелец находится в общественном транспорте или на улице. Благодаря «толкучке», злоумышленники могут залезть в карман в общественном транспорте. На улице преступники могут напасть, вырвать телефон из рук, тем самым совершить грабёж имущества. Но, кроме того, пойти на хитрость, попросив дать аппарат позвонить и сбежать вместе с ним. Владельцам элитных моделей нужно знать, что существует определенная категория воров, которая специализируется на кражах дорогих телефонов. Kак правило, они работают на заказ, редко в одиночку, чаще — в составе хорошо организованной преступной группы. Целью воров обычно являются модели стоимостью от 6-10 тысяч рублей и выше. Некоторое время грабители высматривают подходящую модель телефона, затем устраивают слежку за владельцем и нападают в удобном месте: в глухом переулке, на темной улице, в подъезде. Обычно в ограблении могут участвовать двое: один толкает в спину или бьет тяжелым предметом по голове, второй выхватывает телефон. Затем оба исчезают, при этом жертва не успевает запомнить приметы нападавших. Такое преступление относится к разбойному нападению. Чаще всего преступники атакуют женщин или подростков — тех, кто не в состоянии оказать сопротивление.

1. Старайтесь избегать безлюдных и неосвещенных мест, особенно в вечернее время.

2. Не носите сотовые телефоны на поясе, на шее, в руках. Лучше их убрать во внутренний карман одежды, в сумку, чтобы лишний раз не привлекать внимание преступника.

3. Если же по каким — либо веским причинам (особенно летом) вы носите ваш телефон открыто, то лучше всего носить его в закрытом поясном чехле или футляре, который надежно крепится на брючном ремне.

4. Не разговаривайте по телефону на ходу, в случае необходимости остановитесь и при разговоре следите за происходящим вокруг вас.

5. При пользовании общественным транспортом, особенно в «часы пик», не забывайте о ворах — карманниках, переложите телефон во внутренний карман сумки — так вы сможете его лучше контролировать.

6. Для детей, подростков сотовый телефон – это показатель благосостояния. Телефон демонстрируется окружающим по поводу и без повода. Дети просто играют со своими мобильными, забывая, что рядом с ними может оказаться грабитель.

В отличие от кражи и грабежа РАЗБОЙ – это преступление, которое одновременно посягает и на отношения собственности и на здоровье человека. Это есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия – наказывается лишением свободы от трех до восьми лет.

Причинение вреда здоровью – влечёт за собой уголовную ответственность, даже если было совершенно по неосторожности. Банальная драка может обернуться большими неприятностями с законом.

Мошенничество — это хищение чужого имущества путём обмана или злоупотреблением доверием. Не стоит думать, что мошенники обманывают только пожилых людей. Это может случиться и с вашими ровесниками.

Мошенник может появиться у дверей вашей квартиры под видом почтальона, телевизионного мастера, сантехника, милиционера, социального работника, знакомого ваших соседей или родственников. Некоторые просят стакан воды или лекарство. Другие утверждают, что хотят возвратить деньги или передать записку соседям. Поводы могут быть самые разнообразные. В действительности они хотят одного: проникнуть в вашу квартиру. Будьте осторожны! Если вам звонят в дверь, не спешите ее открывать!

Относительно новый вид мошенничества, это когда которые рассылают людям SMS-сообщения, а они с ответным сообщением отправляют им свои кровные денежные средства. Все SMS-мошенничества основаны на то, что сообщения на короткие (четырех- и пятизначные) номера тарифицируются не так, как на обычные 12-тизначные. Короткие номера специально предназначены для предоставления определенных платных услуг, притом деньги за эти услуги списываются с баланса абонента. Мошенники пользуются незнанием многих людей этой особенности коротких номеров, а в некоторых случаях и банальной невнимательностью абонентов, заманивая их в «мобильные ловушки». О некоторых таких ловушках мы и поговорим сегодня.

Ловушка №1. Приз от Европы Плюс заказывали?

Обычно эта ловушка выглядит так: на номер жертвы отправляется SMS-сообщение о том, что в результате лотереи, данный номер телефона выиграл приз от радиостанции Европа Плюс, но чтобы его получить, нужно отправить свой адрес на короткий номер… Вот, собственно, и все, сообщение отправлено, и вместе с ним ушло 200-300 рублей.

Ловушка №2. «Привет, давай знакомиться?»

Еще одной ловушкой для доверчивых граждан являются предложения познакомиться через SMS.В базах данных сотовых операторов содержатся не только сами номера, но и имена абонентов, а иногда и их возраст. Поэтому SMS-сообщения получаются достаточно живыми, не смотря на то, что их рассылкой занимается робот. Например, молодому человеку может придти сообщение типа: «Стас, здравствуй, мы друг друга не знаем, но я бы хотела познакомиться с тобой. Напиши мне, согласен ты или нет». Собирают деньги по отработанной схеме с короткими номерами.

Ловушка №3. Один пропущенный звонок.

Пожалуй, наиболее банальный вид развода, но на него все еще попадаются некоторые граждане, особенно те, чья работа связана с общением с клиентами по телефону.

Представьте себе, что в один прекрасный момент вы замечаете на дисплее своего мобильного один пропущенный звонок, совершенный с незнакомого номера. Казалось бы – если человеку надо до вас дозвониться, то он обязательно вам перезвонит, однако, любопытство берет верх, и вот в трубке уже слышны привычные гудки, а затем и совершенно незнакомый голос. Голос этот сильно извиняется, и несколько секунд объясняет вам, что на самом деле он хотел позвонить своей тетушке из Норильска, но ошибся буквально в одной цифре, и попал к вам. Этих нескольких секунд обычно хватает, чтобы оператор снял с вас 100-200 рублей за разговор по платному номеру.

Правонарушения в компьютерных сетях. Сегодня в свободное время многие предпочитают посидеть за компьютером. Многие организации имеют конфиденциальную информацию о своих клиентах, которая тщательно сохраняется. Находятся молодые люди, которые пытаются взломать шифры и получить информацию незаконным путём — речь идёт о хакерах. В уголовном кодексе есть целая глава, которая посвящена подобным нарушениям. За неправомерный доступ к компьютерной информации, нарушитель может караться лишением свободы до двух лет. Наказание за создание и распространение вирусов — это лишение свободы на 3 года.

В жизни нужно уметь защищаться от неприятностей, давайте рассмотрим шесть правил, которые могут вам пригодиться.

Шесть защитных правил:

Эти шесть правил действенны в сочетании друг с другом. Применяя их комплексно, вы создаете действительно надежную защиту от преступлений.

Правило первое:

Не теряйте контакта с родителями и близкими людьми .

«Быть в контакте» - предполагает наличие открытой двусторонней связи. Можно не все рассказать, но должна быть уверенность, что есть человек, которому можно доверить самое сокровенное, если возникнет необходимость.

Беседуйте с близкими обо всем и не важно, если это будут сущие пустяки, главное – общение друг с другом.
Уважительно относитесь к советам родителей, не перебивайте, будьте снисходительны и вы сможете узнать много полезного для себя, связанного со своей безопасностью.
Не смейтесь над чувствами, мыслями и страхами близких вам людей. Помните, что они так же ранимы, как и вы. Если бы люди научились слушать и не судить, половина проблем в мире была бы решена.

Правило второе: Хорошо обучаться безопасности.

Современный образ жизни не дает возможности постоянно проводить время с родителями. Навыки же, которые вы, сами того не замечая, усваиваете, сохраняются на всю жизнь.
Наблюдайте, какие меры предосторожности предпринимают родители, схватывайте, запоминайте их и затем начинайте применять самостоятельно (если отец никогда не оставляет машину открытой, то Вы, очевидно, будете поступать так же.)

Рекомендуемые вопросы по детской безопасности:
«Что ты будешь делать, если незнакомый человек остановит тебя на улице и попросит у тебя сотовый телефон? »
«Что ты будешь делать, если ты застрял в лифте?»
«Что ты будешь делать, если кто-нибудь незнакомый подойдет к входной двери и попросит тебя впустить?»
«Что ты будешь делать, если старшеклассники потребуют у тебя денег?»
«Как ты будешь действовать, если мы потеряем друг друга на улице?»

Правило третье: Закрывай и запирай.

Практика подтверждает, что более одной трети всех краж имущества и множество преступлений против личности являются результатом недооценки закрывания окон и дверей, что дает злоумышленникам шанс для совершения преступления. Не будь ваши родители, и вы сами столь беспечны, шанс преступнику мог бы никогда не представиться. Как мы уже говорили, преступников привлекают легкие цели, поэтому любые действия, усложняющие задачу преступника, будут эффективными.
Закрывание и запирание должно стать вашей неизменной привычкой, даже если кто-то скажет вам: «Не беспокойся, здесь абсолютно безопасно». Незапертые двери дома или машины можно рассматривать как приглашение для воров, в то время как, всего-навсего закрыв и заперев их, вы избавляетесь от посягательств самой крупной группы правонарушителей, совершающих преступления лишь при стечении благоприятных обстоятельств.

Правило четвертое : Быть на виду.

Около двух третей преступлений, как против детей, так и против взрослых, совершаются, когда мы находимся одни в пустынных местах. Находясь в людных местах и избегая пустырей, ребенок повышает собственную безопасность во много раз.

Если вы гуляете в парке или на улице одни, то подвергаете себя гораздо большему риску, чем тогда, когда гуляете компанией.

Не садитесь в машину к незнакомым людям.

Практически все преступники избегают свидетелей и соответственно людных мест.

Встречая компанию гуляющих подростков, злоумышленник просто проходит мимо, потому, что риск возможных осложнений для него увеличивается во много раз.

Пребывание в людном месте практически предотвращает преступление. Если вы попали в беду или просто напуганы, то наиболее простое и полезное для вас - оказаться на виду у людей.

Правило пятое : Проверяй!

С незапамятных времен проверка, чего бы она ни касалась, остается краеугольным камнем благоразумного поведения. Эта привычка появилась у человека в ту пору, когда он боролся за выживание в окружающей его дикой природе. Понаблюдайте за поведением кошек или птиц, постоянно уточняющих и оценивающих обстановку вокруг себя, с тем чтобы не быть захваченными врасплох.

Привычка проверять способствует развитию острой наблюдательности, проницательности и так называемого «шестого чувства», которое предупредит вас о возможной опасности.

Очень многие жертвы вспоминают, что у них было ощущение необходимости уйти с вечеринки, не ходить по той улице, но они этим пренебрегли. Никто не может найти удовлетворительного объяснения «шестому чувству» своей интуиции, однако специалисты считают, что оно постоянно присутствует в нашем подсознании, будучи унаследованным от предков, живших во враждебном, преисполненном опасностей мире: чтобы выжить, им нужно было всегда быть начеку и обращать внимание на мельчайшие изменения в окружающей обстановке.

Доказано, что тренировка помогает развить это чувство.

Идет ли речь о вашем новом друге, слухах, рекомендациях врача, собственной романтической истории или о предстоящей поездке в незнакомые места - проверьте, и это поможет вам принять обдуманное и взвешенное решение и не позволит совершить непоправимой ошибки. Незнакомые компании увеличивают риск оказаться в опасной ситуации. Не стоит подвергать себя подобной опасности.

Правило шестое Не сорьтесь

Не вызывает сомнения, что миролюбивое поведение имеет такое же важное значение для предотвращения преступлений, как и привычка запирать двери. Разногласия и ссоры составляют большую часть всех конфликтов, происходящих как между детьми, так и среди взрослых. Очень часто преступление бывает спровоцировано самой жертвой. Как показали расследования многих случаев, корни скандалов, мелкого воровства и проявлений жестокости нередко кроются именно в неумении людей установить контакт, договориться.

Существует немало способов, как мирно уживаться с окружающими и не выглядеть при этом назойливыми, и было бы очень хорошо, если бы вы научились вести себя должным образом. Помимо того, что это поможет избежать преступлений, вы получите еще и возможность приобрести новых друзей.

Правило «Не ссорьтесь» предполагает, что вы будете общаться с другими без грубостей, используя всю возможную дипломатию, и по мере необходимости объяснять причины тех или иных своих действий, чтобы не вызывать у окружающих злобы. Не провоцируйте людей на агрессивные поступки.

Вам не следует подшучивать над окружающими, так как те, кого вы высмеиваете, и, быть может, даже унижаете, могут принять обиду слишком близко к сердцу, и кто знает, какая месть может зародиться в их душах. А если кто-то посмеется над вами, то это вовсе не повод для того, чтобы ввязываться в драку.

Мы не можем дать вам полных гарантий безопасности, но какими бы ни были сложившиеся условия, описанные шесть правил, если применять их комплексно, усиливают действие друг друга, создавая мощную защиту вашей безопасности.

Тематика этических бесед с учащимися

1. Что мы знаем о человеке (ценность человека. Его физическая и духовная силы, рождение гражданина).

2. О внутреннем мире человека (наши мысли о чувствах, что такое воображение, имею ли я волю и для чего она нужна).

3. Знакомство с самим собой (о своем я, каким сам себе представляю, я - в глазах друзей, я - в глазах врагов, какой я на самом деле, нужно ли знать себя, как познать себя, доволен ли я собой).

4. Можно ли создавать себя (как растет человек, что побуждает человека развиваться, человек каждое мгновение творит или разрушает)

5. Человек среди людей (что такое коллектив , я - в классном коллективе, знаю ли я того, кто рядом со мной, как познать другого)

6. Каким быть?

8. Об уважении к людям.

9. О чуткости.

ПАМЯТКА УЧЕНИКУ

1. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - будь сам инициативен, действуй по собственному почину.

2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир и способен самоприказывать.

3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, а, прежде всего, недостатки своего характера.

5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой

6. Вера в свою способность - это внутренний резерв сил

ПАМЯТКА УЧЕНИКУ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ САМООЦЕНКИ


1. Моя главная задача в школе- научиться учиться и всесторонне развивать самого себя для будущей трудовой и общественной деятельности.

2. По своей природе я являюсь самоорганизующим существом, поэтому я всегда и всему могу и должен учиться сам. Учителя могут только помогать мне научиться учиться и управлять своим развитием и поведением.

3. Прежде всего я должен развивать у себя общие способности, стремление всегда обдумывать свои дела и поступки и приобретать полезные знания, вырабатывать в себе работоспособность.

4. Самый лучший способ научиться учиться - это постоянно передавать свои знания и опыт другим.

5. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.

6. Следует постоянно выявлять и преодолевать недостатки своего характера и развивать нужные качества и умения. Делать это надо по собственному желанию и советам взрослых.

7. В первую очередь необходимо развивать свою общественную активность, трудолюбие, организованность, исполнительность, вежливость , доброту, умение управлять собой.

8. Надо знать, что недостатки моего характера и поведения - это результат неправильного самообучения и саморазвития. Все можно исправить в лучшую сторону, стоит только захотеть. Полезно уяснить, что плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра.

9. Искусство научиться многому заключается в умении сразу браться за немногое.

10. Чтобы самоорганизация была успешной, следует знать, уметь, хотеть успевать делать что надо и полезно, а не то, что вздумается. Надо помнить, что все мои успехи и неудачи зависят, прежде всего, от меня самого.

Мир в нашем доме -

в наших руках!

«ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Тема: Гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся
Цель: Формирование человека-гражданина, способного адаптироваться в условиях современного состояния общества.

1. Воспитание личности на основе приоритета человеческих ценностей.
2. Воспитание любви к Родине, родному краю.
3. Формирование гуманистических отношений в процессе образования

Актуальность данной темы.

В основе воспитательной системы нашей школы лежат многолетние традиции, которые держат всю воспитательную систему. На основе концепции и программы воспитательной работы школы, а также выявленных в ходе анализа проблем и достижений, возникла главная цель воспитательной системы - создание в школе нравственно-интеллектуальной системы; атмосферы, которая воспитывает сама по себе, способствует развитию личности, помогает вырабатывать учащимся свою гражданскую позицию в жизни, отношение к окружающему миру и к себе.

Актуальность данной темы определяется и следующими позициями, которые свойственны всей системе государства в целом: нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение идеалов и ценностей, исчезновение связей поколений. Отсутствие четких нравственных ориентиров в современном обществе создали существенные проблемы в работе по формированию гражданско-патриотических чувств у учащихся. В такой ситуации эта проблема требует от школы максимального содействия становлению будущего гражданина, развитию его творческого потенциала, формированию чувства переживания и сопереживания, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей страны, края, к ветеранам войны и людям труда.


Данная ситуация усугубляется еще и тем, что на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов: широкое информационное поле(телевидение, радио, некоторые компьютерные программы), которое не является помощником школы, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей ;

Переход на коммерческие отношения почти всех сфер культуры не позволяет многим учащимся приобщиться в полной мере к духовным ценностям;

Наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Тревогу и озабоченность вызывает незнание, а вследствие этого нарушение гражданско-правовых норм и обязанностей.

Исходя из всего вышеизложенного настоящая Программа предполагает направление усилий педагогического коллектива, социума, родительской общественности на:

Формирование духовно-богатой личности;

Воспитание патриота-гражданина;

Развитие школьного самоуправления - как средства формирования успешной личности;

Формирование гуманных отношений в процессе образования;

Создание на базе ГОУ СОШ № 000 учебно-методического центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школ района Ясенево.

Принципы обеспечения реализации Программы:

1. Защищенность прав учащихся и учителей.

2. Интеллигентность (современное образование и духовность, всестороннее развитие личности и творческая активность)

3. Демократичность (равноправие гуманное управление и соуправление).

4. Целостность педагогической деятельности школы, семьи и общественности.

Условия реализации программы:

Результаты повышения нравственной культуры человека будут положительными при условии:

Обновление и развитие школы будет осуществляться через:

Реализацию Малой школьной педагогической концепции школы;

Внедрение методик развивающего обучения;

Внедрение современных педагогических технологий;

Дифференциацию обучения:

а) работа гимназических классов;

б) работа групп с углубленным изучением предметов;

в) разработка индивидуальных программ обучения ;

г) совершенствование уже введенных курсов школьного компонента:

14. Совершенствование преподавания предмета Москвоведение.

15. Проведение родительских собраний по теме данной Программы.

16. Совершенствование работы по внедрению Программы воспитания.

17. Выявление условий, обеспечивающих продвижение в повышении уровня воспитанности учащихся.

18. Разработка плана успешного хода исследования, создание ситуации успеха.

19. Разработка «Я-концепции».

20. Анализ второго этапа.

учебный год - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

1. Педсовет по теме эксперимента.

2. Продолжение работы 1,2 этапов проекта.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО - формирование гуманистических отношений, воспитание потребности приносить людям пользу. Включает направления:

Труд, приносящий людям пользу,

о формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности.

Направления нравственно-патриотической работы:

Связь поколений;

Духовно-нравственное;

Патриотическое;

Программа включает в себя следующие направления:

1. Связь поколений.

Цель:

осознание обучающимися как нравственной ценности

причастности к судьбе Отечества, его прошлому,

настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти

подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства

сопричастности к истории и ответственности за будущее

2. Духовно-нравственное.

Цель:

формирование уважительного отношения к

историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

Задачи:

1. Формирование уважительного отношения к языку своего народа;

2. Воспитывать гордость за социальные и культурные достижения своей страны.

3. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

3. Патриотическое.

Цель:

воспитание у обучающихся осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

Задачи:

1. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

2. Проявление заботы об интересах Родины

3. Формирование ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

В образе выпускника основной школы:

о в познавательной сфере: развитие творческих способностей; о в историко-краеведческой: осознание

ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

о в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; о воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края, города.

5 класс Сентябрь

1. Славянская мифология. - Память о дохристианской культуре наших предков; единение человека и природы-важный этап в формировании мировоззрения.

2. Русские народные сказки. - Мудрость русского народа, накопленная веками, отражена в этих произведениях.

3. Древнерусская литература «Повесть временных лет». - Память о героях и доблестном прошлом русского народа; мелодичный язык русских летописей.

4. , стихи. - Воспитание чувства языка. Пушкин - создатель русского литературного языка.

5. , «Бородино» - Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Урок-воображаемая экскурсия на Бородинское поле-поле русского героизма и славы. Знакомство со стихотворением «Бородино». Использовать репродукции картин Заболотского «Старый солдат», Кривенко «Военный совет в Филях».

Беседа о патриотическом смысле стихотворения, наблюдения над речью рассказчика, устное словесное рисование: «Ночь перед боем» или «Бородинское сражение». Экскурсия в Бородинскую панораму.

6. Урок-концерт.

Поэтические картины Родины в произведениях поэтов 19 века. «Степь», «Конь», «Буря»,

«Русь» и др.

7. T. H.Толстой «Кавказский пленник» - Гордость за силу и бесстрашие русского офицера, стремление быть таким же.

8. Внеклассное чтение. JI. Толстой «Севастопольские рассказы». Февраль

9. «Косцы». - Триединство крестьянского труда, русских традиций, выраженных в песнях, и необыкновенной русской природы - основополагающая часть всей русской культуры.

10. . «Мне о России надо говорить».

11. «Васюткино озеро» - Воспитание интереса к изучению разных уголков нашей страны;

бережного отношения к богатствам своей страны.

12. , сказы. - Воспитание интереса к изучению культуры разных уголков нашей страны.

13. А. Твардовский «Рассказ танкиста». - Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

14. Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К. Симонова, М. Исаковского, М. Джалиля. - Работа над содержанием стихотворений.

Прослушивание песен военных лет («В лесу прифронтовом», «Катюша» и др.), чтение патриотических стихотворений («Сын артиллериста» Симонова и др.).

Посещение школьного музея.

6 класс Сентябрь

1. Пословицы и поговорки. Обрядовый фольклор. - Богатство, меткость русского языка и русской мысли; сохранение русских народных традиций.

2. Древнерусская литература. «Сказание о белогородском киселе. - Интерес к истории своих предков; осознание важности собственных поступков и самого себя в историческом процессе. Октябрь

3. , стихи. - Воспитание чувства языка; гордость за сложный и интересный русский язык.

4. «Бежин луг». - Красота и поэтичность русской природы. Понимание и любовь к ней.

5. «Железная дорога» - Раскрытие характера русского человека: стойкость, терпение, сила духа, уважение к истории государства Российского.

6. «Солдатское сердце» или «Июльская жара».

7. К. Симонов, Н. Рыленков, Д. Самойлов «Сороковые». Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Посещение школьного музея.

8. Стихи о Родине и родной природе.- Необъятность нашей Родины, её красота во все времена года, умение любить и беречь природу.

9. В. Распутин «Уроки французского». - Отражение в повести трудностей военного времени.

10. Поэты о Великой Отечественной войне. - Воспитание патриотизма, желание помнить деяния своих предков и ценить их, воспитание чувства справедливости.

11. «Журавли». - Размышления о непреходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости, постоянном самосовершенствовании человека.

12. Внеклассное чтение. А. Лиханов «Последние холода».

13. Поэты народов России. - Воспитание мысли о том, что культура - всемирное достояние, и представители любой культуры несут в мир красоту и любовь, через понимание чужой культуры, новый взгляд на свою.

7 класс Сентябрь

1. Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула Селянинович». - Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств.

2. Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». - Бескорыстное служение родине и народу. Илья Муромец - носитель лучших черт национального характера. Октябрь

3. Древнерусская литература. Развитие речи. Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе .

4. . Поэма «Полтава». - Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отвага русских воинов.

5. «Тарас Бульба». - Патриотический пафос повести. Январь

6. . Поэма «Русские женщины». - Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

7. Литературное мероприятие. «Час мужества».

Песни военных лет».

8. Стихи о Родине. Поэты 20-го века. - Воспитание чувства гордости за свою страну.

9. Внеклассное чтение. Ч. Айтматов «Ранние журавли». Н. Дубов «Беглец». - Тема Великой Отечественной войны в прозе.

10. Конкурс чтецов. Трудности грозных лет войны в стихотворениях К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня», А. Твардовского «Братья»,

Н. Тихонова, А. Ахматовой и др.

8 класс Сентябрь

Древнерусская литература. «Люди древней Руси». - Интерес к истории своих предков. Исторические личности.

2. «». - Защита русских земель от врагов.

3. . Повесть «Капитанская дочка». - Воспитание идеалов гуманности, чести и долга.

4. Внеклассное чтение. «Береги честь смолоду». По роману «Два капитана».

5. Развитие речи. Сочинение-описание картины Ю. Непринцева «Отдых после боя».

6. Литературный вечер. «Никто не забыт, ничто не забыто».

7. А. Твардовский «Василий Тёркин». - Тема Родины. Картины фронтовой жизни.

8. Внеклассное чтение. «Тёркин на том свете».

9. Стихотворения о Великой Отечественной войне. - «Этих дней не смолкнет слава».

10. Внеклассное чтение. А. Платонов «Возвращение».

11. Концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова,

Б. Окуджавы, А. Фатьянова, М. Шаковского.

Сентябрь

1. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». - Патриотический пафос произведения.

2. Внеклассное чтение. «Поэты 18-го века». - Урок-конкурс на лучшее чтение стихотворений поэтов - декабристов: (Марлинского),

3. . Патриотические и вольнолюбивые стихи.

4. Поэзия мужества. Стихи и песни современных поэтов о Великой Отечественной войне. Январь

5. . Тема патриотизма в лирике.

6. Внеклассное чтение. Повести о Великой Отечественной войне.

В. Быков «Обелиск», Г. Бакланов «Девятнадцатилетние».

7. Фильмы о войне. «В бой идут одни старики», «Гости из будущего» и др. - Мужество, любовь к Родине советских людей.

Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.


Класс

Профилактика правонарушений

Профилактика безнадзорности

1-2 класс

- Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»

Классный час «Обязанности и режим дня школьника»

- «Телефон Доверия»


- Занятие «Учимся быть терпимыми»

3 класс

- Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Занятие «Мои права»

- «Телефон Доверия»


- Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья»

4 класс

- Информационный час «Знай и соблюдай закон»

Занятие «Мои обязанности»

- «Телефон Доверия»

Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?»


- Классный час «Мой дом - моя крепость»

5 класс

- Занятие «По ступеням во взрослую жизнь»

Разговор «Уважай старших, защищай младших»

Беседа « Проблемы агрессивных детей»

- «Телефон Доверия»


- Библиотечный час «Чтобы не случилось беды»

6 класс

- Беседа «Что такое закон?»

Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом»

Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних»

- «Телефон Доверия»


- Беседа «Конфликтные ситуации в семье»

7 класс

- Классный час «Совесть как гражданская ответственность»

Занятие «Культура общения»

Беседа «Подросток и конфликты»

Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?»


- Беседа «Как жить в мире с родителями?»

8 класс

- Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности»

Викторина «Знай и соблюдай закон»

- «Телефон Доверия»


- Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом»

9 класс

- Классный час «Я и закон»

Беседа «Как не стать жертвой преступления?»

- «Телефон Доверия»


- Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности»

Родители

(родительские собрания)


- «Мой ребёнок становится трудным»

- «Права, обязанности и ответственность родителей»

- «Свободное время и развлечения учащихся»

- «Семья и школа - партнёры в воспитании»

- «Игромания – опасная болезнь»

- «Телефон Доверия»


- «Подростковый суицид»

- «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи»

- «Образ жизни родителей – пример для подражания детям»

- «Законы родительской истины»

- «Телефон Доверия»


Педагоги

(выступления на педагогических советах)


- «Органы системы профилактики, их функции»

- «Режим дня ученика»


- «Причина детских суицидов»

- «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания»


Приложение 3.

Анкета по профилактике ПАВ для учащихся


1) Знают ли твои родители, что ты куришь?

Да, знают - догадываются - не знают


2) Сильно ли тебя тянет курить?

Очень - почти не тянет - не совсем


3) Что тебе дает курение?

Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами


4) Кто дает тебе деньги на сигареты?

Прошу в долг - сам зарабатываю


5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет?

Случалось - да, и не редко - никогда


6) Употребляешь ли ты спиртные напитки?

Довольно часто - только по праздникам


7) Кто тебе предложил попробовать?

Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе


8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного?

Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым


9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное?

На улице -где угодно -на дискотеке


Приложение 4.

Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся

Экспресс-диагностика суицидального риска

Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
ФИО ________________________________________________________________
1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

2. Жизнь иногда хуже смерти?

3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.

4. Меня многие любят, понимают и ценят.
5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.

7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.

8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
Всего баллов по ключ:
Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.

Если коэффициент суицидального риска 0
0,2
0,4
0,6
0,8
Приложение 5.

Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для

профилактики наркозависимого поведения.

1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.

2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.

3. Дать родителям адреса помощи.

Ход занятия.

Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей

Условия (факторы), способствующие развитию личности

Как родители могут создать эти условия?

Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка

появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много

времени и замечена в пропусках школьных занятий.

Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей

Обсуждение:

Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития

личности?

Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?

Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных

отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия

злоупотреблению ПАВ.

2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой

наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если

появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,

необычные предметы)

3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.

Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65

Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33

Спасибо за сотрудничество! До свидания!

Приложение 6.

Опрос родителей по профилактике ПАВ
1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?

2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?

3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?

4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?

5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

Приложение 7.

Памятка для родителей по профилактике ПАВ

Уважаемые папы и мамы!

Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:

1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

Приложение 8.

Занятие для 3 классов

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

Задачи:


  1. Дать характеристику понятию «хорошо».

  2. Дать характеристику понятию «плохо».

  3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.

  4. Создать условия для закрепления полученной информации.
План занятия:

  1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.

  2. Основная часть.

  3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»

  4. Рефлексия.
Ход занятия:

  1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

  1. Основная часть.
1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух).

Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)

Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.

Послушайте вот такие высказывания ребят.

1: Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

2: Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

3: Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!

4: Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Человеком зваться!

5: Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

6: Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

7: Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!

2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

Мальчик Миша мается
Миша заикается.
Как другие- чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка»
Но ребята не смеются-
Дружба классная крепка!
- Ты Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно подождать!

А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши,
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!

Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.

(высказывания детей)

Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.

Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

Понятие правонарушений

Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

Уголовной - за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
- административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
- дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
- гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

Педагогическая задача

Работа с обучающимися в школе - это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

Проблемные дети

Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

4. Негативно оценивают окружающую действительность.

5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

Оздоровление условий жизни детей;
- установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
- проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация воспитательного процесса классным руководителем

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

Созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
- оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
- формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
- оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

Гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
- демократических принципов общения с воспитанниками;
- разумного порядка и дисциплины;
- принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

Профилактической работы;
- организации досуговой деятельности;
- работы с родителями;
- правового всеобуча;
- организации каникул;
- работы с трудными детьми.

Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

Устранение пробелов в знаниях детей

Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

Борьба с пропусками

Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

Организация досуга

Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества - это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей - это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

Правовое воспитание

В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

Примерная тематика таких классных часов:
- «Наши интересы и улица».
- «Обязанности и права школьника».
- «Преступления и их последствия» и т.д.

Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) - «Преступление и его виды».

Работа с родителями

В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

- «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
- «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
- «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.



Что еще почитать