Венгерское танкостроение. Венгрия. й этап войны против ссср

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.





На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75», вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Любителям переписывать историю стоит ознакомиться с сухими цифрами краткого описания венгерской армии и её действий во Вторую мировую. Которая практически в полном составе до последнего дня воевала с антигитлеровской коалицией.

Основной целью внешней политики Венгрии являлось возвращение территорий, потерянных после Первой мировой войны. В 1939 г. Венгрия приступила к реформированию своих Вооруженных сил («Хонведшег» - Honvédség). Бригады были развернуты в армейские корпуса, созданы механизированный корпус и военно-воздушные силы, запрещенные Трианонским договором 1920 г.

В августе 1940 г. в соответствии с решением Венского арбитража Румыния вернула Венгрии Северную Трансильванию. Восточная венгерская граница прошла по стратегически важному рубежу - Карпатам. Венгрия сосредоточила на ней 9-й («Карпатский») корпус.

11 апреля 1941 г. венгерские войска оккупировали ряд районов северной Югославии. Таким образом Венгрия возвратила часть своих утраченных в 1918 - 1920 гг. территорий, но стала полностью зависимой от поддержки Германии. Венгерская армия почти не встретила сопротивления со стороны югославских войск (кроме налета 8 апреля югославской авиации на германские военные базы в Венгрии) и заняла главный город югославского левобережья Дуная г. Нови-Сад., где произошли массовые еврейские погромы.

Вооруженные силы Венгрии к середине 1941 г. насчитывали 216 тысяч человек. Ими руководил глава государства с помощью верховного военного совета, генерального штаба и военного министерства.

Военный парад в Будапеште.

Сухопутные войска имели три полевые армии по три армейских корпуса каждая (страна была разделена на девять округов по зонам ответственности армейских корпусов) и отдельный подвижной корпус. Армейский корпус по штату состоял из трех пехотных бригад (Dandar), кавалерийского эскадрона, гаубичной батареи на механизированной тяге, зенитно-артиллерийского дивизиона, звена разведывательных самолетов, саперного батальона, батальона связи и подразделений тыла.

Пехотная бригада, созданная по образцу итальянской двухполковой дивизии, по штату мирного времени имела в своем составе один пехотный полк первой очереди и один резервный пехотный полк (оба трехбатальонного состава), два дивизиона полевой артиллерии (24 орудия), конный отряд, роты противовоздушной обороны и связи, 139 ручных и станковых пулеметов. Полковые взводы и роты тяжелого оружия имели по 38 противотанковых ружей и по 40 противотанковых орудий (главным образом калибра 37 мм).

Стандартное вооружение пехоты состояло из модернизированной 8-миллиметровой винтовки Манлихера (Mannlicher) и автоматов «Солотурн» (Solothurn) и «Шварцлозе» (Schwarzlose). В 1943 г. в ходе унификации вооружений союзников Германии калибр был изменен на стандартный немецкий 7,92 мм. В ходе военных действий противотанковые орудия калибра 37 мм немецкого производства и 47 мм бельгийского производства уступили место более тяжелым немецким орудиям. Артиллерия использовала горные и полевые орудия чешского производства системы «Шкода» (Skoda), гаубицы систем «Шкода», «Бофор» (Beaufort) и «Рейнметалл» (Rheinmetall).

В составе механизированного корпуса состояли итальянские танкетки CV 3/35, венгерские бронеавтомобили системы «Чаба» (Csaba) и легкие танки системы «Толди» (Toldi).

Каждый корпус имел оснащенный грузовиками пехотный батальон (на практике велосипедный), а также противовоздушный и инженерный батальоны, батальон связи.

Кроме того, в состав венгерских Вооруженных сил входили две горнострелковые бригады и 11 пограничных бригад; многочисленные трудовые батальоны (сформированные, как правило, из представителей национальных меньшинств); небольшие подразделения лейб-гвардии, королевской гвардии и парламентской гвардии в столице страны - Будапеште.

К лету 1941 г. батальоны были укомплектованы танками примерно на 50%.

Всего в венгерских сухопутных войсках насчитывалось 27 пехотных (в большинстве кадрированных) бригад, а также две моторизованные, две пограничные егерские, две кавалерийские, одна горнострелковая бригады.

Военно-воздушные силы Венгрии насчитывали пять авиационных полков, один дивизион дальней разведки и один парашютно-десантный батальон. Численность самолетного парка венгерских ВВС составляла 536 машин, из них 363 боевых.

1-й этап войны против СССР

26 июня 1941 г. неопознанные самолеты совершили налет на венгерский город Кашша (ныне Кошице в Словакии). Венгрия объявила эти самолеты советскими. В настоящее время существует мнение, что этот налет был немецкой провокацией.

27 июня 1941 г. Венгрия объявила войну СССР. На Восточный фронт была выставлена так называемая «Карпатская группа»:

Первая горнострелковая бригада;
- восьмая пограничная бригада;
- механизированный корпус (без второй конной бригады).

Эти силы 1 июля вторглись на украинское Прикарпатье и, завязав бои с советской 12-й армией, форсировали Днестр. Венгерские войска заняли Коломыю. Затем механизированный корпус (40 тысяч человек) вступил на территорию Правобережной Украины и продолжал военные действия в составе 17-й немецкой армии. В районе Умани в результате совместных действий с германскими войсками было пленено или уничтожено 20 советских дивизий.

Венгерский солдат с противотанковым ружьем. Восточный фронт.

В октябре 1941 г. корпус после стремительного 950-километрового броска достиг Донецка, потеряв 80% техники. В ноябре корпус отозвали в Венгрию, где и расформировали.

С октября 1941 г. первую горнострелковую и восьмую пограничную бригады в украинском Прикарпатье сменили на недавно сформированные бригады сил безопасности с номерами 102, 105, 108, 121 и 124. Эти бригады включали по два резервных пехотных полка, вооруженных легким оружием, артиллерийскую батарею и эскадрон конницы (всего 6 тысяч человек).

В феврале 1942 г. немцы выдвинули 108-ю бригаду сил безопасности на передовую линию в районе Харькова, где она понесла значительные потери.

2-й этап войны против СССР

Весной 1942 г. потребность Германии в большем количестве солдат на советско-германском фронте вынудила венгров мобилизовать свою вторую армию численностью в 200 тысяч человек. В ее состав входили:

3-й корпус: 6-я бригада (22-й, 52-й пехотные полки), 7-я бригада (4-й, 35-й пехотные полки), 9-я бригада (17-й, 47-й пехотные полки);

4-й корпус: 10-я бригада (6-й, 36-й пехотные полки), 12-я бригада (18-й, 48-й пехотные полки), 13-я бригада (7-й, 37-й пехотные полки); 7-й корпус: 19-я бригада (13-й, 43-й пехотные полки), 20-я бригада (14-й, 23-й пехотные полки), 23-я бригада (21-й, 51-й пехотные полки).

Кроме того, в подчинении штаба армии находились: 1-я бронетанковая бригада (30-й танковый и 1-й мотопехотный полки, 1-й разведывательный и 51-й противотанковый батальоны), 101-й дивизион тяжелой артиллерии, 150-й моторизованный артиллерийский дивизион, 101-й моторизованный зенитный дивизион и 151-й инженерный батальон.

Каждая бригада имела артиллерийский полк и подразделения поддержки, номер которых был идентичен номеру бригады. После октября 1942 г. каждой из бригад добавили по батальону разведки, сформированному из только что созданных мобильных частей (которые объединяли конницу, мотострелков, велосипедистов и бронетанковые части). Бронетанковая бригада была сформирована весной 1942 г. из двух существовавших механизированных бригад и оснащена танками 38(t) (бывший чехословацкий LT-38), Т-III и Т-IV, а также венгерскими легкими танками «Толди», бронетранспортерами «Чаба» (Csaba) и самоходными орудиями «Нимрод» (Nimrod).

Германия предложила награждать отличившихся на Восточном фронте венгерских солдат крупными земельными наделами в России.

Под командованием генерал-полковника Густава Яни вторая армия прибыла в июне 1942 г. в район Курска и выдвинулась на передовые позиции по Дону к югу от Воронежа. Она должна была оборонять это направление на случай возможного контрнаступления советских войск. Венгерская армия в период с августа по декабрь 1942 г. вела продолжительные изматывающие бои с советскими войсками в районе Урыва и Коротояка (под Воронежем). Венграм так и не удалось ликвидировать советский плацдарм на правом берегу Дона и развить наступление на Серафимовичи. В конце декабря 1942 г. венгерская вторая армия перешла к пассивной обороне.

В этот период территория Венгрии начала подвергаться авиационным налетам. 5 и 10 сентября советская авиация дальнего действия нанесла удары по Будапешту.

Венгерские войска в донских степях. Лето 1942 г.

В начале зимы 1942 г. венгерское командование неоднократно обращалось к германскому командованию с просьбой обеспечить венгерские войска современными противотанковыми орудиями - снаряды устаревших 20-миллиметровых и 37-миллиметровых пушек не пробивали броню советских танков Т-34.

12 января 1943 г. советские войска форсировали по льду реку Дон и прорвали оборону на стыке 7-й и 12-й бригад. 1-я бронетанковая бригада, находившаяся в подчинении германского командования, была отведена назад и приказа контратаковать противника не получила. Беспорядочное отступление венгерской армии прикрывали части 3-го корпуса. Потери 2-й армии составили около 30 тысяч солдат и офицеров убитыми, причем армия потеряла почти все танки и тяжелое вооружение. В числе павших был и старший сын регента Королевства - Миклош Хорти. Оставшиеся 50 тысяч солдат и офицеров были взяты в плен. Это было самое крупное поражение венгерской армии за всю историю ее существования.

Венгерские солдаты, погибшие под Сталинградом. Зима 1942 - 1943 гг.

3-й этап войны против СССР

В марте 1943 г. адмирал Хорти, стремившийся усилить войска внутри страны, отозвал вторую армию назад, в Венгрию. Большинство запасных полков армии были передано «Мертвой армии», которая оказалась единственным объединением венгерских войск, активно сражавшимся на советско-германском фронте. Ее воинские соединения были переформированы и получили новые номера, хотя этот процесс скорее был рассчитан на немецкого союзника, чем на русских. Теперь в состав венгерской армии входили расквартированный в Белоруссии 8-й корпус (5-я, 9-я, 12-я и 23-я бригады) и остававшийся на Украине 7-й корпус (1-я, 18-я, 19-я, 21-я и 201-я бригады).

Эта армия прежде всего должна была бороться с партизанами. В 1943 г. артиллерийские и разведывательные подразделения были развернуты в батальоны. Впоследствии эти венгерские части были объединены в 8-й корпус (вскоре получивший известность на родине как «Мертвая армия»). Корпус был сформирован в Киеве, и ему поручили охрану коммуникаций от польских, советских и украинских партизан на северо-востоке Украины и в брянских лесах.

В середине 1943 г. венгры решили провести реорганизацию своих пехотных бригад по немецкому образцу: три пехотных полка, 3-4 артиллерийских дивизиона, а также инженерный и разведывательный батальоны. Регулярные пехотные полки каждого из корпусов были объединены в «смешанные дивизии», резервные полки - в «резервные дивизии»; первому корпусу были переподчинены все механизированные части, его основой стали воссозданная 1-я бронетанковая дивизия, недавно сформированная 2-я бронетанковая дивизия и 1-я кавалерийская дивизия, сформированная в 1942 г. из прежних кавалерийских бригад.

Группа пограничников 27-й легкой дивизии действовала как третий полк в течение всей кампании 1944 г. Горнострелковые и пограничные батальоны не подверглись реорганизации, но в Трансильвании были усилены 27 цеклеровскими (Szekler) батальонами милиции. Нехватка вооружения серьезно задержала эту реорганизацию, но восемь смешанных дивизий были готовы уже к концу 1943 г., а запасные дивизии - к весне 1944 г. Большинство из них были переданы «Мертвой армии», которую германское командование отказалось отправить в Венгрию и которая теперь состояла из 2-го резервного корпуса (бывшие 8-я, 5-я, 9-я, 12-я и 23-я резервные дивизии) и 7-го корпуса (18-я и 19-я резервные дивизии).

Бронетанковые дивизии дислоцировались на переднем крае советско-германского фронта. Танковые батальоны были оснащены венгерскими средними танками «Туран» (Тurаn) I и II. Боеготовность экипажей после нескольких лет войны была на высоком уровне.

Кроме того, им были добавлены восемь дивизионов штурмовых орудий. Сначала предполагалось оснастить их новыми штурмовыми орудиями системы «Зрини» (Zrinyi), но орудий хватило лишь на два батальона, остальные же были вооружены 50 немецкими «Штуг III» (StuG III). Первоначально дивизионы имели номера от 1 до 8, но позже им были присвоены номера соответствующих смешанных дивизий, к которым их, как предполагалось, должны были присоединить.

4-й этап войны против СССР

В марте - апреле 1944 г. немецкие войска вступили на территорию Венгрии, чтобы гарантировать ее дальнейшую лояльность. Венгерской армии было приказано не оказывать сопротивления.

После этого впервые была полностью проведена мобилизация. В мае 1944 г. 1-я армия (2-я бронетанковая, 7-я, 16-я, 20-я, 24-я и 25-я смешанные и 27-я легкая дивизии, 1-я и 2-я горнострелковые бригады) направлена в украинское Прикарпатье. Ей был также передан 7-й корпус «Мертвой армии», который уже вел боевые действия на этом направлении.

1-я венгерская танковая дивизия попыталась контратаковать советские танковые корпуса под Коломыей - эта попытка окончилась гибелью 38 танков «Туран» (Тurаn) и быстрым отходом 2-й бронетанковой дивизии венгров к государственной границе.

К августу 1944 г. армию усилили оставшимися регулярными дивизиями (6-й, 10-й и 13-й смешанными). Однако вскоре армии пришлось отступить на линию «Хуньяди» (Hunyadi) на севере карпатского участка границы, где она заняла оборону. Тем временем элитная 1-я кавалерийская дивизия соединилась со 2-м резервным корпусом в районе Припяти. Дивизия отличилась при отступлении к Варшаве и была удостоена права называться 1-й гусарской дивизией. Вскоре после этого весь корпус был репатриирован.

Переход Румынии на сторону СССР в августе 1944 г. обнажил южные границы Венгрии. 4 сентября венгерское правительство объявило войну Румынии. Чтобы получить новые соединения, учебные части пехотных, бронетанковой, кавалерийской дивизий и горнострелковых бригад объединили в депо-дивизии или «скифские» дивизии (Scythian). Несмотря на громкое название «дивизия», они обычно состояли не больше чем из пары батальонов и батарей артиллерии и вскоре вместе с некоторыми соединениями из состава 1-й армии были переданы во 2-ю армию (2-я бронетанковая, 25-я смешанная, 27-я легкая, 2-я, 3-я, 6-я, 7-я и 9-я «скифские» дивизии; 1-я и 2-я горнострелковые бригады, подразделения цеклеровской милиции), которая быстро выдвинулась в Восточную Трансильванию.

Вновь созданная 3-я армия (1-я бронетанковая, «скифская» кавалерийская, 20-я смешанная, 23-я резервная, 4-я, 5-я и 8-я «скифские» дивизии) перебрасывалась в Западную Трансильванию. Ей предстояло остановить румынские и советские войска, начавшие переход через южно-карпатские перевалы. 3-я армия успела создать рубеж обороны по венгеро-румынской границе. В районе Арада 7-й штурмовой артиллерийский дивизион уничтожил 67 советских танков Т-34.

Советское командование попробовало убедить командующего 1-й армией генерал-полковника Белу Миклоша фон Дальноки (Miklys von Dalnoky) выступить против немцев, но он в конце концов принял решение отступить на запад. Попавшая в безвыходное положение 2-я армия также отступила.

23 сентября 1944 г. советские войска вступили на территорию Венгрии в районе Баттоньи. 14 октября 1944 г. последовал советский ультиматум Венгрии с требованием в срок 48 часов объявить перемирие, порвать всякие отношения с Германией, начать активные военные действия против немецких войск, а также начать отвод своих войск с довоенной территории Румынии, Югославии и Чехословакии.

15 октября 1944 г. М. Хорти принял условия ультиматума, но венгерские войска не прекратили боевых действий. Немцы немедленно арестовали его и поставили во главе страны лидера ультранационалистический партии «Скрещенные стрелы» Ференца Салаши (Ferenc Szálasi), поклявшегося продолжить войну до победного конца. Венгерская армия все больше и больше переходила под контроль немецких генералов. Корпусная структура армии была разрушена, а три действующие армии усилены германскими воинскими соединениями.

Отто Скорцени (1-й справа) в Будапеште после завершения операции «Фаустпатрон». 20 октября 1944 г.

Немецкое командование согласилось на создание нескольких венгерских пехотных дивизий войск СС: 22-й добровольческой дивизии СС «Мария Терезия», 25-й «Хуньяди» (Hunyadi), 26-й «Гембес» (Gombos) и двух других (которые так и не были сформированы). За годы Второй мировой войны наибольшее количество добровольцев в войска СС дала Венгрия. В марте 1945 г. был создан XVII войсковой армейский корпус СС, названный «венгерским», так как в него вошло большинство венгерских формирований СС. Последний бой (с американскими войсками) корпуса состоялся 3 мая 1945 г.

Агитационный плакат «Вопреки всему!»

Кроме того, немцы решили оснастить современным вооружением четыре новых венгерских дивизии: «Кошут» (Kossuth), «Гёргей» (Görgey), «Петёфи» (Реtöfi) и «Клапка» (Klapka), из которых была сформирована только «Кошут». Наиболее эффективным новым воинским формированием оказалась элитная парашютно-десантная дивизия «Святой Ласло» (Szent Laszlo), созданная на базе парашютно-десантного батальона.

Состав сформированных дивизий был следующим:

«Кошут»: 101-й, 102-й, 103-й пехотные, 101-й артиллерийские полки.

«Святой Ласло»: 1-й парашютный батальон, 1-й, 2-й элитные пехотные полки, 1-й, 2-й бронетанковые полки, 1-й, 2-й разведывательные батальоны, два батальона речной охраны, зенитный дивизион.

В венгерские бронетанковые войска были переданы современные в то время германские танки и самоходные артиллерийские установки: 13 «Тигров», 5 «Пантер», 74 Т-IV и 75 истребителей танков Hetzer.

5-й этап войны против СССР

4 ноября 1944 г. советские войска подошли к Будапешту, но уже 11 ноября их наступление захлебнулось в результате ожесточенного сопротивления немецких и венгерских войск.

В конце декабря 1944 г. 1-я венгерская армия отступила в Словакию, 2-я армия была расформирована, а ее части были переданы 3-й армии, дислоцированной к югу от озера Балатон, и 6-й и 8-й немецким армиям, занимавшим позиции в Северной Венгрии.

26 декабря советские войска 2-го и 3-го Украинских фронтов завершили окружение будапештской группировки немецких и венгерских войск. Будапешт оказался отрезанным, его оборонял смешанный немецко-венгерский гарнизон, который состоял из 1-й бронетанковой, 10-й смешанной и 12-й резервной дивизий, группы штурмовой артиллерии «Билницер» (1-й бронеавтомобильный, 6-й, 8-й, 9-й и 10-й артиллерийские штурмовые дивизионы), зенитных частей и добровольцев «Железной гвардии».

2 - 26 января 1945 г. последовали контрудары немецких и венгерских войск, пытающихся деблокировать окруженную группировку в Будапеште. В частности, 18 января венгерские войска начали наступление между озерами Балатон и Веленце и 22 января заняли г. Секешфехервар.

13 февраля 1945 г. Будапешт капитулировал. Тем временем обескровленная 1-я армия отступила в Моравию, где заняла рубеж обороны, просуществовавший до конца войны.

6 марта 1945 г. венгерские и немецкие войска начали наступление в районе озера Балатон, но 15 марта советские войска его остановили.

В середине марта 1945 г., после провала немецкого контрнаступления в районе озера Балатон, остатки 3-й армии повернули на запад, причем 1-я гусарская дивизия была уничтожена под Будапештом. К 25 марта большая часть остатков 3-й венгерской армии была уничтожена в 50 километрах к западу от Будапешта. Остатки 2-й бронетанковой, 27-й легкой, 9-й и 23-й резервной дивизий, а также 7-я и 8-я «скифские» дивизии сдались американцам в Северной Австрии, в то время как остальные части (включая дивизию «Святого Ласло») сражались на австрийско-югославской границе и только в мае 1945 г. сдались британским войскам.

В период боев за Будапешт зимой 1945 г. в составе Советской армии появились венгерские формирования.

За период Второй мировой войны Венгрия потеряла убитыми около 300 тысяч военнослужащих, в плен попало 513 766 человек.

Еще одной участнице Венгрии, как и Германии, Трианонским мирным договором запрещалось иметь, создавать и покупать тяжелую бронетанковую технику. Но уже весной 1920 года венгры тайно вывезли из Германии 12 танков «LKII».

Специально созданные комиссии так и не нашли никаких следов ни в одной из стран. Спустя 8 лет, уже открыто приобрели две английские танкетки «Carden-Loyd» Mark VI, 1931 году 5 штук итальянских «FIAT-3000».

Первая многочисленная партия была закуплена в Италии в августе 1935г. Под венгерским обозначением «35М» в войска поступили 25 танкеток «CV 3/33», а на следующий год еще 125 танкеток «CV 3/35» (37М).

После известных испанских событий 1936г, правительство Венгрии приняло экстренный план развития и модернизации вооруженных сил. Организации танковых войск отводилась важная роль. Планировалось оснастить армию легкими и средними танками. Хотя венгерская промышленность и конструкторы были в состоянии создать и производить собственные танки, правительство чувствовало приближение «большой» войны в Европе, со своим танком они могли и не успеть. В целях ускорения процесса выбрали производство по лицензии.

Танки Венгрии времен Второй Мировой войны

Для выбора выпускаемого танка в марте 1938 решили провести испытания между шведским Landsverk «L60B» и немецким Pz.lA. (обратите внимание, фактически выбирали между немецким и немецким танком). Как бы там ни было но для собственного серийного производства выбрали «L60B», что вполне естественно, ведь шведский танк по техническим и боевым характеристикам на порядок превосходил немецкий. Танк венгерского производства получил название 38М «Toлди». На базе «Toлди» в 1941 – 1942 г выпускалась зенитная установка «Нимрод».

Для среднего танка в 1940 году Венгрия приобрела в Чехословакии (читай в Германии) лицензию на производство недоработанного танка «Т-21». После целой серии доработок, например новой башни под новое орудие, с апреля 1942 года под обозначением 40М «Туран» танк начал серийно производится. Для выполнения первого заказа на 230 машин понадобилось два года. В 1943 – 1944 годах на базе танка «Туран» выпустили 66 полностью бронированных самоходок «Зриньи».

Были попытки создать и тяжелый танк, результатом которых стал построенный в 1944 г. опытный образец тяжелого танка под названием «Таш». Планировалось на его базе также выпускать противотанковую самоходку с 88-мм немецким орудием.

За годы венгерская промышленность выпустила всего около 700 танков и самоходок, для страны, которая принимает активное участие в военных действиях, этого было явно не достаточно.

Словосочетание «венгерское танкостроение» само по себе вызывает сегодня улыбку. Справедливости ради стоит отметить, что в 1940-е годы не так много европейских стран могли позволить себе выпуск танков. Несмотря на все попытки, венгерским конструкторам не удалось создать конкурентоспособные боевые машины, они всегда отставали от ведущих танкостроительных держав. Шансов догнать советские танки по защищенности и огневой мощи у венгерского танка Turan не было.

Средний танк 41.M Turan II

При всех своих недостатках танки Turan приняли активное участие в боевых действиях на Восточном фронте, а сама Венгрия была одним из самых верных союзников гитлеровской Германии. Венгерские войска сражались на стороне гитлеровцев практически до самого завершения войны в Европе. Всего за время серийного производства с 1942 по 1944 год в Венгрии было собрано по разным оценкам до 459 танков Turan различных модификаций. Последней боевой операцией Второй мировой войны, в которой приняли участие танки «Туран», стали бои у озера Балатон в марте-апреле 1945 года. Именно в этом районе были потеряны последние боеспособные венгерские танки, а часть машин оказалась захвачена советскими войсками.

Чехословацкие корни венгерского танка Turan

Несмотря на то, что венгерские войска принимали активное участие в боях на Восточном фронте, какой-то славы в этих сражениях с советскими войсками они не снискали, да и заметных успехов в сражении с бойцами РККА у венгров было не очень много. Венгерские части наиболее активно использовались на южном направлении Восточного фронта, а основным театром боевых действий для венгерской армии стали степи, на которых лучше всего раскрывались возможности моторизованных и танковых подразделений. Но с бронетехникой у мадьярских подразделений были серьезные проблемы, на равных противостоять советским средним танкам Т-34 и тяжелым КВ венгерская бронетехника просто не могла. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что венгерского танкостроения берет начало лишь в конце 1930-х годов.

До этого венгерское правительство пыталось заключить контракты на поставку бронетехники сразу с несколькими странами. Так, в Швеции был заказан легкий танк «Толди», основным вооружением которого стало 20-мм противотанковое ружье. Масса этих боевых машин не превышала 8,5 тонны, а бронирование первых серий - 13 мм. Танк был создан на основе шведского Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были приобретены Венгрией. Естественно, венгерские военные мечтали получить в свое распоряжение более совершенные танки с лучшим вооружением и защищенностью. Но попытки договориться с Германией о покупке танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV закончились ничем. Такая же судьба ожидала переговоры с Италией на передачу лицензии на производство средних танков M13/40, переговоры затянулись до лета 1940 года, когда потребность в итальянских машинах просто исчезла.


Прототип чехословацкого танка T-21

Спасителем венгерских бронетанковых войск стала Чехословакия, которая была полностью оккупирована гитлеровскими войсками в марте 1939 года. В руках Германии оказалась хорошо развитая промышленность страны, а также многочисленные военные разработки, среди которых был танк S-II-c или T-21, разработанный конструкторами фирмы «Шкода». Боевая машина была разработана на основе удачного чешского танка LT vz.35, который широко использовался в частях Вермахта. Немцев T-21 не заинтересовал, поэтому они были не против передачи Венгрии готовых опытных образцов. В свою очередь венгерские специалисты посчитали танки лучшим среди всех доступных для страны образцов средних танков. При этом разместить заказ на выпуск танков на заводах «Шкоды» венгры не могли, так как те были полностью загружены германскими заказами.

Первый опытный образец будущего танка «Туран» прибыл в Венгрию в начале июня 1940 года. После проведения испытаний и прохождения 800 км без поломок машина уже в июле того же года была рекомендована к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда доработок и усовершенствований. К важным изменениям относились: появление командирской башенки; увеличение лобового бронирования до 50 мм; и увеличение экипажа танка до пяти человек, с размещением трех человек в башне. Примером для венгров при внесении изменений в конструкцию танка являлись немцы, которые считались признанными авторитетами в танкостроении и применении танковых войск.

Модернизированная венграми версия танка была принята на вооружение 28 ноября 1940 года под обозначением 40.M, при этом танк получил и имя собственное «Turan». Задержки с передачей технической документации и развертыванием серийного производства танков, которого до конца 1930-х годов в Венгрии просто не существовало, привели к тому, что первые серийные танки «Туран» попали в танковую школу в венгерском городе Эстергоме только в мае 1942 года.


Танк, опоздавший на войну

Для своего времени Turan вовсе не был самой плохой боевой машиной в мире. Важно понимать, что первый прототип будущего венгерского танка чехословацкие инженеры представили еще зимой 1937 года. Танк изначально разрабатывался на экспорт, планировалось, что его покупателями станут армии Италии, Румынии и Венгрии. В мае 1939 года танк сменил обозначение на Т-21 и под этим индексом через год оказался в Венгрии. Для конца 1930-х годов боевые возможности чешского танка еще годились. Усиленное до 30-мм лобовое бронирование (по сравнению с LT vz.35) и наличие 47-мм пушки Skoda A11 делали машину вполне грозным на поле боя.

Основная проблема была в том, что разработанный в конце 1930-х годов танк опоздал на войну, для которой он создавался. Венгерская адаптация хоть и получила усиленное до 50-60 мм лобовое бронирование (все бронеплиты устанавливались вертикально или с незначительными углами наклона) и командирскую башенку, отличалась установкой 40-мм полуавтоматической пушки собственного производства 41.M, созданной на базе немецкой противотанковой пушки PаK 35/36. Несмотря на неплохую длину ствола в 51 калибр, пушка не могла похвастаться большим бронепробитием. На расстоянии в 300 метров при угле встречи с броней в 30 градусов бронебойный снаряд данного орудия пробивал лишь 42 мм брони, на дистанции в километр – 30 мм. Возможностей 40-мм пушки было более чем достаточно для борьбы с легкими советскими танками Т-26 и БТ-7, которые составляли основу танкового парка РККА в 1941 году, но противостоять новым советским танкам Т-34 и КВ «Тураны» не могли.


Венгерский средний танк 40.M Turan I c 40-мм орудием

Проблема усугубилась тем, что первые серийные венгерские танки начали сходить с конвейера только в 1942 году, они не успели принять участие в наступлении на Сталинград и Кавказ. Но это же спасло их и от последующей катастрофы, в которой 2-я венгерская армия, сражавшаяся на Восточном фронте, по различным оценкам потеряла до 150 тысяч человек личного состава, до 70 процентов своей материальной части и все тяжелое вооружение.

Оценка возможностей танка Turan

Полноценный боевой дебют танков «Туран» затянулся на два года, они приняли участие в боях с советскими войсками только в апреле 1944 года. К тому моменту опоздавшие на войну танки попытались модернизировать. Уже в 1942 году параллельно с «Туран I» в Венгрии решили начать сборку танка «Туран II», главным отличием которого было наличие 75-мм короткоствольного орудия с длиной ствола 25 калибров. Масса данной версии венгерского танка увеличилась с 18,2 до 19,2 тонн. При этом оставшийся тем же 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 265 л.с. разгонял машину до 43 км/ч при движении по шоссе, у варианта с 40-мм пушкой показатели были чуть лучше – 47 км/ч. Обновленная модификация получила обозначение 41.M Turan II.

Попытки венгерских военных подарить проекту танка из конца 1930-х годов вторую жизнь следует признать неудачными. Но неудачными они были именно из-за времени появления танка на полях сражений. Еще в 1940 и 1941 годах машина смотрелась бы выигрышно по сравнению с легкими танками с противопульным бронированием, которые составляли основу бронетанковых сил РККА. Но в 1944 году основным противников «Туранов» стали средние танки Т-34 и Т-34-85, бороться с которыми на равных венгерские танкисты просто не могли. 40-мм пушка не пробивала лобовую броню Т-34 ни с каких дистанций, хоть как-то эффективно пробить можно было только нижнюю часть бортовых бронелистов «тридцатьчетверки». Переход на короткоствольную 75-мм пушку существенно ситуацию не изменял. По сути, в 1944 году на поля сражений вышел венгерский аналог немецкого танка Pz.Kpfw. IV, с которым Германия начала войну против СССР. Как танк поддержки пехоты 41.M Turan II можно было назвать хорошей машиной, 75-мм снаряд обладал неплохим осколочно-фугасным действием, но бороться с современной советской бронетехникой и ленд-лизовскими «Шерманами» для венгерского танка было очень трудной задачей.


Средние танки 41.M Turan II с 75-мм орудием в танковом парке

Противоснарядное бронирование в 50-60 мм лобовой брони хорошо смотрелось в начале 1940-х годов. Этого было достаточно, чтобы противостоять большинству противотанковых орудий довоенного периода до 45-мм включительно. На деле же «Тураны» столкнулись с массовым использованием советскими войсками 57-мм и 76-мм пушек, которые гарантированно пробивали их броню на дистанции до 1000 метров, а 85-мм пушка обновленных «тридцатьчетверок» вообще не оставляла венгерским танкистам никаких шансов. Никак не могли исправить ситуацию и противокумулятивные экраны, которые венгры начали устанавливать на свою бронетехнику в 1944 году. При этом устаревшая клепаная конструкция установки бронелистов также не повышала боевую эффективность и живучесть машин. При попадании снаряда в броню заклепки отлетали и даже при непробитии брони могли поражать оборудование и экипаж боевой машины. Не спасала ситуацию и трехместная башня с командирской башенкой, которая позволила разгрузить командира, который получал возможность руководить боем, не отвлекаясь на другие задачи.

Достойным ответом советским танкам Т-34 мог бы стать третий вариант модернизации «Турана», получивший обозначение 43.M Turan III. Но этот танк, вооруженный длинноствольной 75-мм пушкой (длина ствола 43 калибра), с усиленным до 75-мм лобовым бронированием был представлен лишь парой прототипов, серийно он никогда не производился. В реальности же при встрече с советской бронетехникой, которая была представлена в 1944 году не только новыми Т-34-85 и ИС-2, но и различной самоходной артиллерией, венгерские танки «Туран» быстро переходили из разряда боевых машин в разряд металлолома и братской могилы для экипажа из пяти человек.

Средний танк «Туран»

В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним танком ГЬ2с (Т-21) чехословацкой фирмы Jlkoda. Последний представлял собой развитие известного легкого танка той же фирмы 1Ъ2а (LT-35), с которым венгры смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком.из всех реально доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.

Средний танк Т-21

В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230

боевых машин, выданный министерством обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss (70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи с фирмы Jlkoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный из неброневой стали, покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран 40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».

Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50 - 60 мм, бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8 - 25 мм.

Средний танк Т-21 во дворе завода Skoda. На машине установлено чехословацкое вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-ми пулемета ZB vz.37. Крыша МТО демонтирована

40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М, предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской» 37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом. Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.

Turan I

Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.

8-цилиндровый карбюраторный V-об-разный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265 л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.

Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год

Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий механический привод.

Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.

Turan I с броневыми экранами

Продольный разрез

Поперечный разрез

Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки

Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна которой крепилась на кормовом листе башни.

В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине, получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстре-лов. Остальные узлы и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т, немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было выпущено 139 единиц.

«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года

Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия установлена его деревянная имитация)

Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II». Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса. Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и немецкая FuG 16.

Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана» длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.

В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.

В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.NI и Pz.IV, стали навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких экранов для «Турана» весил 635 кг.

Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й

танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.

Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.

На фото вверху - массивная броне-маска противооткатных устройств 75-мм пушки.
В центре - автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом. Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо экранов, размещены траки гусениц.
Внизу - броневые кожухи прицела и курсового пулемета

В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесис-той и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе - сентябре дивизия участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери, и ее вывели в тыл.

1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.

С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Тран-сильвании. В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьха-зы. Кроме 1-й, в них участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте - апреле 1945 года венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».

«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»

Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный сетчатыми экранами. 1944 год

Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную 75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже перевооружались длинноствольными орудиями.

В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения - +25°. Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»), названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66 единиц.

С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К 1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и 24-го Кошицкого батальонов. Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории Чехословакии.

Zrinyi I

Zrinyi II

Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием

Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год

«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.

До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.



Что еще почитать