Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Ян амос коменский биография Семья и образование

Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský, 1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.

Детство

Ян Коменский родился 28 марта в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.

Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.

Юность

После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.

Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.

После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.

Создание педагогических трудов

Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Личная жизнь

Работая школьным учителем в городе Пшерове, Ян Амос Коменский знакомится со своей первой женой Магдалиной, падчерицей бургомистра. Через год у пары рождается двое детей, но в 1622 году чума уносит жизни жены и обоих детей, в результате чего Ян остается один.

Спустя два года, Ян влюбляется в дочь епископа Марию, но, к сожалению, и она вскоре умирает, снова оставляя несчастного мужчину в полном одиночестве. А в 1649 году Коменский женится в третий раз. Теперь уже на Яне Гаюсовой. На этот раз счастливая пара проводит вместе всю оставшуюся жизнь.

чеш. Jan Amos Komenský , лат. Comenius

чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы

Краткая биография

– выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Биография из Википедии

Деятельность

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы - союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica ), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Семья

  • 1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.
  • 1622 - жена и двое детей скончались от чумы.
  • 1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.
  • 1648 - скончалась вторая жена Коменского.
  • 1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

Философские воззрения

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф. Бэкон , Ф. Рабле.Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика

Via Lucis", 1668

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», то есть общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

  • Всему, что должно знать, нужно обучать.
  • Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  • Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  • Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  • Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  • Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  • Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  • Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  • Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  • Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  • Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  • Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  • Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  • Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  • Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  • Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
  • Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  • Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  • Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  • Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  • Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  • И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, 1969--1971 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, 1970: в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, 1892-1897
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М., 1902-1911
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941
  • Избр. педагогические сочинения, М., 1955
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М.,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Коменский(Komensky, Comenius) Ян Амос .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены им в соч. "Пансофич. школа" (1651). Ученый предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образовательном процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" ("Orbis sensualium pictus", 1658), упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа - игра" ("Schola - ludus", 1656), которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Ян Амос

В 1654 Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. педагогических сочинений "Opera didactica omnia", среди которых впервые увидела свет и "Великая дидактика". В Амстердаме он работал также над начатым в 1644 трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica"), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. "Всеобщий совет..." включает несколько частей. "Всеобщее пробуждение" ("Панегерсия") призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, "Всеобщее просвещение" ("Панавгия") анализирует основные методы по исправлению, "Всеобщая мудрость" ("Пансофия"), называется также "Всеобщее устройство" ("Пантаксия"), содержит философское ядро "Всеобщего совета" - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания ученый присоединяет и др. "школы жизни", которые в свою очередь делит на этапы развития - "классы". Т.о., система всеобщего воспитания Коменский включает "школу рождения", подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), "школу раннего детства" (дошкольное воспитание), "школу детства" (элементарное школьное обучение на родном языке), "подростковую школу" (среднюю ступень), "школу молодости" (высшее образование). На следующем этапе - в "школе старости" - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура,- всеобщий язык" ("Панглотия"), "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" -"Всеобщее поощрение" ("Паннутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius). Родился 28 марта 1592 года в Нивнице, Южная Моравия - умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме. Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Камне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии. И взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Камне, в которой поселился... Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пржерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.

1622 - жена и двое детей скончались от чумы.

1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.

1648 - скончалась вторая жена Коменского.

1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Великая дидактика Яна Амоса Коменского:

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
Утренние часы для занятий наиболее удобны.
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
Развивать ум ранее языка.
Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
Примеры предпосылать правилам.

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Образование юношества должно начинаться рано.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
Всё последующее должно опираться на предыдущее.
Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

«Школа без дисциплины есть мельница без воды»
Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам Яна Амоса Коменского:

1.Всему, что должно знать, нужно обучать.
2.Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
3.Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
4.Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
5.Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
6.Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
7.Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9.Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Коменского:

1.Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2.Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3.Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4.Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5.Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6.Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7.Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
8.Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9.Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13.Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14.Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16.И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.


Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.


В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.



Что еще почитать