Биография Александра Абдулова: личная жизнь, дети, жена, фото. Александр Абдулов: Биография, личная жизнь и дети Абдулов сколько лет прожил

29 мая народному артисту РСФСР исполнилось бы 65 лет. В его жизни была и огромная слава, и обожание женщин. Но первая любовь Абдулова была несчастной.

Со школьной скамьи показывал свой талант, – вспоминает Эмилия Борблик, дочь классного руководителя Абдулова. - Когда моя мама Светлана Андреевна пришла работать в школу, то ей сразу же дали руководить классом. Я участвовала с ребятами во всех мероприятиях. Александр учился он не очень хорошо, зато активно проявлял свои организаторские и актерские способности. Часто на уроках смешил, что-то рассказывал. Помню, как-то осенью класс отправился собирать хлопок. Почти все ребята состояли в комсомоле, а Абдулов – нет. Моя мама понимала, что при таком раскладе он не сможет поступить в театральный институт. Тогда одноклассники решили помочь Саше. Они перевыполнили план по сбору хлопка и записали его на Абдулова. В тот же вечер его приняли в комсомол.

Александр Абдулов

Фото Persona Stars

Ребята в 10-м классе готовили новогодний вечер. Когда все собрались и стали праздновать, в зал вошли три девушки в образах словно из XIX века. Было все очень правдоподобно: локоны, кринолин, обувь. Они стали разыгрывать сценку. Все опешили от неожиданности. Когда стали приглядываться к девушкам, кто-то закричал: «Это же Сашка!» Оказывается, Абдулов попросил своего отца (Гавриил Данилович работал режиссером в Ферганском театре, а мать Людмила Александровна – гримером. – Прим. «Антенны»), чтобы он помог с гримом и костюмами. Александр никогда не забывал родную школу. В 2001 году наведывался в Фергану, заходил к учителям. Мы с ним тоже поддерживали связь.

Первая любовь его предала

– В 1971 году я познакомился с Сашей при поступлении в ГИТИС (после окончания школы Абдулов пытался поступить в театральное училище имени Щепкина. Не получилось. Через год успешно прошел все экзамены в ГИТИС. – Прим. «Антенны»), – делится однокурсник актера, журналист и телеведущий Александр Мягченков. – Я случайно проходил мимо института и увидел высокого красивого парня, который находился в центре внимания. Он стоял в красной рубахе в крупный горошек и с гитарой в руках. Что-то пел. Я заслушался, остановился. Он подошел ко мне, спросил: «Как тебя зовут?» Я ответил: «Александр», он обрадовался: «О, меня тоже!» Вот так и познакомились, сдружились. Мы успешно поступили на курс режиссера и народного артиста СССР Иосифа Раевского. Саша выделялся. Был ярким, интересным. Пел, танцевал, занимался фехтованием. Он же родился в театральной семье. Главное, в Саше была невероятная энергетика, он обладал магнетизмом. Все хотели с ним общаться.

Саша (справа) с мамой Людмилой Александровной и старшим братом Володей

Учился неважно, потому что уже со второго курса начал сниматься. Нам в то время не разрешали это делать, говорили: «Вначале научитесь чему-то, а то вас используют, заштампуют, и будете недоучками». Саша только начинал свой творческий путь и был настоящим: играл, тратил себя, влюблялся. Его первую любовь звали Таней, она работала в роддоме акушеркой. Он постоянно бегал к ней. Однажды Абдулов узнал, что девушка ему изменила. Это стало для него ударом. Он даже закрылся в комнате общежития. Мы, его друзья, забеспокоились, что он так долго не выходил на связь. Когда вскрыли дверь, то увидели Сашу, который сидел с перерезанными венами и тазом с водой, которая была уже багровой от крови. Хотел умереть из-за ревности. Мы сейчас активно ищем Таню. Говорят, что у нее есть сын от Абдулова. Ему, наверное, уже за 40 лет.

Саша часто прогуливал учебу. Нас тогда заставляли приносить справки о болезни. Потом в деканат вызвали старосту курса: «Почему у Абдулова на больничном бюллетене печать роддома?» Оказалось, что Таня и делала ему справки.

Мог работать сутками. Друзья говорили ему, мол, так нельзя, а он только отнекивался: «Если сейчас не сниму, то уже не сниму никогда»

Саше больше всего были важны профильные направления – актерское мастерство, вокал, фехтование. Гуманитарные предметы его не особо интересовали. Например, он три раза сдавал историю КПСС. На экзамене педагог его спрашивал: «В каком году был второй съезд РСДРП?» (Российская социал-демократическая партия (большевиков). – Прим. «Антенны»). Он не знал. И так было три раза. Не думал, что его это будут снова спрашивать, и готовил другой материал. Чтобы его не отчислили, он все-таки выучил предмет. Зарубежная литература ему тоже не просто давалась. Помню, мы проходили произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Когда педагог на зачете спросил у Саши, что читал, то Абдулов замялся. Мы написали ему шпаргалку, он посмотрел в нее одним глазом и ответил: «Чичегруа и Чинчигруэль». И таких случаев было очень много.

Александр Абдулов на сцене театра «Ленком»

Фото пресс-служба Московского театра «Ленком»

Второй этап жизни Саши начался тогда, когда его Марк Захаров пригласил в «Ленком» и стал снимать в кино. Абдулов становился звездой. Некоторое время после окончания института мы не виделись. Судьба свела нас на кинофестивале в Тверской области, куда я приехал его снимать для своей передачи «Киносерпантин». Там я увидел совершенно другого Сашу. Он купался в народной любви, был невероятно ироничным. Но выглядел уже неважно.

Третий период жизни Абдулова – когда ему сообщили, что он болен. В Израиле, куда он ездил на обследование, ему сказали, что есть проблемы с легкими. Но он продолжал курить. Даже когда умирал, все равно курил. Он был не из тех людей, которые себя берегли. Когда я смотрел любительские видеозаписи, то заметил, насколько он был спокойным, мудрым и очень глубоким человеком. В последнее время он пришел к такому жизненно-философскому выводу: «Любите друг друга и берегите». Его красивое породистое лицо было измождено болезнью. Саша ушел и не сумел себя до конца реализовать.

«Только сейчас понял, что здоровье – самое важное»

В августе 2007 года Александр Абдулов попал в больницу с диагнозом «прободная язва желудка» и перенес операцию. Внезапно актеру стало хуже: начались серьезные проблемы с сердцем, и он был переведен в реанимацию. А спустя месяц Абдулову был диагностирован рак легкого в четвертой стадии – неизлечимой и неоперабельной.

– Видела Александра, когда он был болен, – рассказывает кинокритик Людмила Бахтина. – Было понятно, что человек уже находится на грани. Да и, наверное, он сам все осознавал, поэтому старался жить на полную катушку. Отчаянно снимался в кино, играл в театре. Но организм не выдерживал такого издевательства, давал сбой. Абдулова привезли в севастопольскую больницу прямо со съемок «Гиперболоида инженера Гарина». Он мечтал об этой картине больше 10 лет. Хотел всех поразить спецэффектами, снять суперблокбастер. Мог работать сутками. Друзья говорили ему, мол, так нельзя, ты себя сжигаешь, а он только отнекивался: «Если сейчас не сниму, то уже не сниму никогда». Потом невыспавшийся ехал на репетиции. Его страшно мучили боли в спине. Очень мало ел, стал терять в весе. Говорил, что нет аппетита. Видимо, язва давала о себе знать.

Премьера картины «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» состоялась уже после смерти Абдулова

Фото студия «Фора Фильм»

Последней киноработой Александра Абдулова стал фильм Владимира Фокина «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».

– У его героя – художника Алика редкое заболевание, когда атрофируются мышцы и человек превращается в скелет, – продолжает Бахтина. – В картине показаны последние три дня его жизни. Александр все время говорил, что о такой актерской халяве можно только мечтать. Ведь ему практически ничего не надо было делать. Так же мучительно, как и его персонаж, уходил и сам Абдулов. Уже в последние дни ему не помогали никакие лекарства. Актер, понимая, что уже ничего не вернуть, говорил: «Только сейчас понял, что здоровье – самое важное». Жаль, что люди очень поздно приходят к простым истинам… Александра не стало 3 января 2008 года на 55-м году жизни. Таких, как он, больше нет и не будет.

Взял инициативу в свои руки

Три года актер прожил в гражданском браке с балериной и танцовщицей Татьяной Лейбель. После расставания с ней он познакомился с одной из самых красивых актрис отечественного кино – Ириной Алферовой. После свадьбы пара обвенчалась, прожили вместе 17 лет. Последней официальной супругой Абдулова стала юрист Юлия, которая подарила супругу дочку Евгению (в этом году ей исполнилось 11 лет).

– Мы с Сашей познакомились в гостях, – рассказывает Татьяна Лейбель, первая гражданская жена Абдулова, сейчас она живет в Канаде. – Однажды приятель пригласил меня к своим друзьям: «Почему ты все время одна? Никуда не ходишь, тебя никто не видит. Пойдем потанцуем. Тебе понравится». В квартире увидела Сашу и Жору Мартиросяна. Они оба начали за мной ухаживать. И Саша понял, что надо как-то менять ситуацию. Взял инициативу в свои руки, чтобы меня поразить. Зажег свечи и начал петь романс под гитару. Помню, как проникновенно на меня смотрел. Потом сказал: «Может, ты не будешь уходить?» Мы проговорили всю ночь, обменялись телефонами. Так началась наша история.

Не успел увидеть, как его дочь взрослеет

– Каждая роль забирала кусочек здоровья у Саши, – рассказывает друг Абдулова, юрист Михаил Цивин. – Многое он воспринимал близко к сердцу и легкомысленно относился к себе. Довел уже до крайности. При жизни он активно помогал строить церковь Рождества Богородицы в Путинках. Стал, скажем так, обращаться к высшим силам. Ведь когда у людей надежда умирает, они обращаются к Богу за помощью и очень на это рассчитывают. Помощь церкви стала для него что-то вроде исповеди и замаливания грехов. Он хотел оставить о себе память. До последнего момента думал, что болезнь отступит. Хотел многое успеть, но сил уже было очень мало. Думал о том, чтобы быстрее доснять фильм «Бременские музыканты и Ко», над которым беспрестанно трудился.

Он был компанейским человеком. Помню, мы собирались в бане нашей мужской компанией, могли обсуждать девушек, новый джинсовый костюм. Абдулов любил друзей, и друзья его любили. Мы виделись с ним за полгода до смерти на кинофестивале. Обнялись, он показал фото дочки Женечки, но, к сожалению, не успел увидеть, как она взрослеет. Сейчас она уже пробует себя в кино (в прошлом году девочка дебютировала в фильме Аллы Суриковой «Любовь и сакс». – Прим. «Антенны). Уверен, что у нее все получится!

Я благодарен всем за памятник, который поставили Саше на Ваганьковском кладбище. Кому-то он нравится, кто-то говорит, что он слишком современный. Думаю, что для такого большого и непредсказуемого артиста, как Абдулов, он очень подходит. Каждый год 29 мая мы собираемся на его могилке, приносим цветы, поминаем любимого друга. Так же будет и в этот раз.

Этот актер был настоящим джентльменом. Он пользовался успехом у женщин и уважением товарищей, его носили на руках поклонники и буквально «рвали на части» режиссеры. Александра Абдулова отличала отзывчивость и доброта, умение протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждался. В людях он превыше всего он ценил взаимовыручку и самоотверженность, потому что сам всегда был готов на самоотдачу. Он был Мужчиной с большой буквы, и актером от Бога.

Настоящая слава пришла к актеру Александру Абдулову уже после первых его картин «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «С любимыми не расставайтесь».

Детство и юность

Родился Александр Абдулов 29 мая 1953 года в городе Тобольск, недалеко от Тюмени, но все его детские воспоминания связаны с Ферганой, куда они переехали, когда ему исполнилось 3 года. Семья мальчика была театральная. Папа Гавриил Абдулов служил в театре режиссером. Мама Людмила Крайнова была гримером того же театра. Александр был самым младшим ребенком в семье. Старшего брата звали Роберт Крайнов, он был сыном мамы от первого брака, среднего брата звали Владимир Абдулов, он трагически погиб в 1980-м от рук хулиганов. До войны у Гавриила Абдулова была жена и сын Юрий, но ему сказали, что они погибли, и мужчина женился на Людмиле. И только после войны выяснилось, что его первая семья жива, и что у Александра есть еще и единокровный брат Юрий, который жил и работал таксистом в Смоленске.

Когда мама узнала, что забеременела третий раз, то очень надеялась, что будет дочка, ведь в семье и так уже подрастали двое мальчишек. Она категорически не хотела слышать ничего о мальчике, так что врачам даже пришлось пойти на хитрость, и сказать, что будет девочка. Но судьба распорядилась иначе, и в семье родился сын Саша, который стал настоящей гордостью родителей.

Саша часто бывал в театре, ведь там постоянно находились его родители. Первый сценический опыт мальчик приобрел в пятилетнем возрасте, когда он был задействован в постановке «Кремлевские куранты». С детских лет отец пытался привить мальчику любовь к театральным подмосткам, и он пронес ее через всю свою жизнь в память о любимом папе.

Школу Александр не любил, учиться ему было не интересно. Единственный предмет, где он выкладывался на полную силу была физкультура. Он рос настоящим хулиганом, не пропустил ни одной дворовой драки и потасовки.

Все уже знали, что за подбитыми носами и разбитыми стеклами обязательно стоит Саша Абдулов. Ему было 13, когда он всерьез закурил, используя для этого недокуренные взрослыми сигареты. В школьном кабинете химии часто пропадали реактивы, которые в умелых руках Александра превращались во взрывчатку. Он мог стащить театральный грим у мамы, разрисоваться до неузнаваемости, и напугать до полусмерти соседских бабушек. Родители не очень наказывали его за шалости, а вот старшему брату Роберту так надоели проделки младшего, что тот однажды выстриг на голове у парня целый клок волос, в надежде, что ему в таком виде стыдно будет показаться на улице перед друзьями, и он наконец-то посидит дома, и займется чем-то полезным, может даже уделит внимание книгам и урокам.


Фото: Александр Абдулов в молодости

Настоящим увлечением Александра в эти годы стал спорт. Парню очень нравилось фехтование, он не пропускал ни одной тренировки, выкладывался на них в полную силу. Такая любовь и самоотдача вскоре принесли первые результаты – Абдулов стал мастером спорта СССР. Эти навыки впоследствии очень пригодились Александру в кино. Когда он играл главного героя в картине «Обыкновенное чудо», то мог спокойно фехтовать сам, не привлекая дублеров.

Родители почему-то всегда были уверены, что один из их мальчиков поддержит семейную династию и свяжет свою биографию с искусством кино и театра.

Отец посоветовал Саше попробовать свои силы в училище им.Щепкина, но он провалил экзамены. Чтобы не терять год, парень сдал документы в педагогический университет, и стал студентом физкультурного факультета. Таким образом он мог «откосить» от армии, и получить возможность поработать в театре, где трудился отец.

Фильмы и театральные постановки

Через год Абдулов решил попытать счастья еще раз. Он уехал в столицу, но на этот раз отнес документы в ГИТИС. Все испытания он прошел на отлично, и был зачислен в мастерскую педагога Раевского. Роберт и Владимир поддержали брата, и тоже решили поступать в театральный. Но им не хватило таланта, поэтому старший брат стал студентом нефтехимического института им.Губкина, который успешно закончил. Судьба среднего брата сложилась трагично – однажды его нашли убитым в парке, при нем не было фотоаппарата, часов и денег. Милиция сделала заключение, что это было ограбление.

Александр был из провинции, поэтому московская жизнь складывалась очень нелегко. Иногда он сравнивал себя с дворовой собачкой, которая решила с лету покорить столицу. Но до настоящей славы было еще далеко, а пока студент ГИТИСа Александр Абдулов жил в общаге, разгружал вагоны, чтобы заработать хоть какие-то деньги, и никогда не роптал на судьбу.

В студенческие годы Абдулов впервые вышел на съемочную площадку в массовых сценах картин «Золото» и «Возле этих окон».

В 1974-м, во время дипломного спектакля, на Абдулова обратил внимание режиссер Ленкома , и сказал, что с радостью примет его в свою труппу. Здесь он получил роль главного персонажа в постановке «В списках не значился», за которую был награжден премией «Театральная весна». Абдулов никогда не уходил из театра, ставшего ему родным. До самого последнего дыхания он выходил на его подмостки, чтобы порадовать зрителя своими новыми ролями в интересных постановках.

Одной из самых лучших работ актера считается спектакль «Юнона и Авось». Тепло принял зритель и спектакль «Варвар и еретик», после которого актера наградили независимой государственной премией «Хрустальная Турандот» и премией фонда им.Станиславского. Еще одной престижной наградой для актера стала премия от Международного театрального фонда им.Леонова.

В 1985-м закончились съемки картины «Самая обаятельная и привлекательная», которая пользовалась огромной популярностью у зрителей всех поколений, и считается самой востребованной перестроечной комедией.

Герой Абдулова – ловелас Володя Смирнов, в которого была тайно влюблена Надя Клюева. Роль девушки досталась , ведь именно под нее и была написана. Актриса долго не давала согласие сниматься в этой комедии, для себя она решила, что после работы в «Карнавале» нужно отказываться от таких ролей, иначе можно навсегда стать заложником жанра. Но режиссер продолжал упорствовать, ведь он понимал, что без Муравьевой никто кино снимать не будет. И усилия режиссера не пропали даром — актриса согласилась. Благодаря ее решению зрители получили интересный фильм, который с удовольствием смотрят и сейчас, а Абдулов очень быстро стал популярным и востребованным. Женская половина зрительской аудитории вообще считала, что главный персонаж в этой картине совсем не Надя, так сильно понравился им молодой актер.

Во второй половине 70-х годов Александр снимался очень много. За этот период его фильмография пополнилась такими замечательными картинами, как «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Пропавшая экспедиция». А вот всенародную любовь и славу актер почувствовал после съемок в ленте «Обыкновенное чудо», снятой режиссером Захаровым.

Александра Абдулова всегда воспринимали, как разнопланового актера. Его незаурядные внешние данные позволяли постоянно менять амплуа, и органично вливаться в самые разные жанры кинематографа – комедии, детективы, приключения, фантастику. Его герои были романтическими и лирическими, драматическими и даже трагическими. Благодаря серьезным занятиям спортом в детстве, актер самостоятельно снимался в сложных трюках, при этом его часто награждали, как лучшего каскадера.

Большой резонанс вызвала картина «С любимыми не расставайтесь», в котором он стал Митей. 80-е годы вывели Абдулова на вершину популярности. Он стал очень востребованным у многих режиссеров, но он по прежнему не отказывает Марку Захарову и . Иногда он даже параллельно снимался в лентах разных режиссеров, меняя по нескольку раз в день съемочную площадку.

Именно в это период вышли картины с участием Александра Абдулова, ставшие культовыми – «Карнавал», «Чародеи», «Ищите женщину», «Тот самый Мюнхаузен», «Гардемарины, вперед!», «Формула любви», и еще в десятках других.

Такие яркие работы не могли не получить достойную награду. В 1986-м Александр Абдулов стал Заслуженным артистом РСФСР, а в 1991-м ему присвоили звание Народного артиста РСФСР.

В 1991-м на экраны вышла еще одна талантливая работа актера – картина «Гений», в которой он стал главным героем. Это была первая совместная работа Абдулова и режиссера Сергеева, которая переросла в плодотворное сотрудничество. По сюжету фильма гениальный изобретатель вынужден мошенничать, потому что наступило время, когда умные люди стали невостребованными, и им приходится выживать любыми способами. Лента пришлась зрителю по душе, и возглавила рейтинг проката. Пожалуй, это самая интересная картина, вышедшая в период жестокого кризиса 90-х.

После этого последовала череда интересных проектов, в которых снимался Александр Абдулов. Самыми востребованными стали картины «Странные мужчины Семеновой Екатерины» и «Шизофрения», снятая по сценарию самого актера.

В 90-х Александр Абдулов стал организатором и ведущим фестиваля под названием «Задворки». Мероприятие носило благотворительный характер, на него была приглашена вся труппа театра Ленком, множество музыкантов и рок-звезд. Интеллигенция считала большой честью посетить такие вечера, чтобы пожертвовать деньги на благотворительность.

Выручка от проведения этого фестиваля пошла на реставрацию церкви Рождества Богородицы, которая располагалась недалеко от театра «Ленком». Но основную часть пожертвований Абдулов отправлял в детские дома.

Благодаря активному участию Александра Абдулова удалось восстановить Московский международный кинофестиваль. Его даже пригласили туда генеральным директором, и он бессменно трудился на этом посту до 1995-го.

Режиссерский дебют Абдулова состоялся в самом начале нового века. В 2000-м он стал автором мюзикла «Бременские музыканты», снятого по одноименной сказке.

Есть в творческой биографии актера и работа на телевидении. В 2004 году его пригласил канал РЕН ТВ в качестве ведущего передачи «Естественный отбор».

Актерская карьера Александра Абдулова продолжилась в 2005 году, в картине «Мастер и Маргарита», в которой он перевоплотился в Коровьева.

Личная жизнь

Роли героев любовников были очень близки Александру Абдулову, потому что он любил женщин не только на экране, но и в личной жизни. Актера буквально преследовали поклонницы, именитые и не очень, у него было много романов, и реальных и придуманных прессой.

Первой серьезной любовью актера была девушка по имени Татьяна. Но каким же было разочарование, когда однажды Александр узнал, что она ему изменила. Наверняка этой ситуации бы не возникло, если бы сам актер имел отношения только со своей Таней, а не менял юбки почти каждый день. Девушка потом призналась, что изменила Абдулову после того, как узнала о его похождениях. Ситуация разрулилась с помощью друга, который как раз вернулся пораньше, иначе все могла бы закончиться очень печально и для девушки, и для самого Абдулова. Александр пытался вскрыть себе вены, и спас его именно тот парень, который кстати и не дал «запереть» актера в психушку. По прошествии многих лет Абдулов вспоминал все это с юмором, и всегда называл себя дураком, который чуть не лишил себя жизни.

Вскоре Александр познакомился еще с одной Татьяной, на этот раз женщина была старше его на 7 лет, и уже много достигла в жизни. Ее звали Татьяна Лейбель, известная танцовщица, в которую влюбился начинающий актер. Роман был бурным и красивым, но быстро иссяк.

Женщина поняла, что ее возлюбленный относится к ней не так, как вначале отношений, и вскоре выяснила причину такого поведения. Он просто влюбился, снова влюбился в молодую и интересную актрису , которая совсем скоро стала его законной женой. Татьяна и Александр расстались без скандалов, даже остались друзьями, до тех пор, пока она не эмигрировала в Израиль, а потом уже в Канаду.

Знакомство Абдулова и Алферовой состоялось на съемочной площадке картины «С любимыми не расставайтесь», в которой они сыграли главных героев. Влюбленность на экране быстро перешла в реальную жизнь, и молодые люди решили узаконить свои отношения. Их считали самой красивой парой советского кинематографа.

Фото: Александр Абдулов с женой

На момент бракосочетания невеста уже была беременна. Отцом ее ребенка был бизнесмен Бойко Гюров, но актеры никому не рассказывали об этом. У них родилась дочь Ксения, фамилию девочке дали мамину. Абдулов всегда считал ее родной, никогда даже не думал о ней, как о приемной. Свой ребенок у Александра родился достаточно поздно, когда ему было далеко за 50, но Ксения всегда оставалась для него дочерью, которую он любил и поддерживал во всем. Они не отдалились, даже когда Абдулов расстался с Алферовой. Ксения стала актрисой и режиссером, и первая ее картина называлась «Выдумщик». Именно эта работа посвящалась ее отчиму.

Пара рассталась в 1993-м, несмотря на то, что они в свое время повенчались. Их брак длился четырнадцать лет, и за это время у Абдулова были романы с другими женщинами, которые Алферова уже не хотела прощать.

Романтические отношения связывали актера и журналистку Ларису Штейман. Однажды она пришла к нему взять интервью, и это стало началом романа длиной в два года.

Потом в жизни актера появилась балерина Галина Лобанова, гражданский брак с которой продолжался восемь лет. Они жили в собственном доме, который он и оставил женщине после расставания.


Фото: Александр Абдулов с ребенком

У Абдулова не было своего жилья, ведь квартиру и дом он оставил своим женам. Он жил в театральных подсобках, перенес депрессию, сильно постарел.

Но в 2005-м у актера началась вторая молодость. В самолете он познакомился с Юлией Машиной, которая летела на Камчатку по делам службы, а Абдулов просто на отдых к друзьям. У них оказалось много общих друзей, и они не раз встречались там в дружеской компании.

Они поняли, что созданы друг для друга. Юлия после этой командировки развелась с мужем, и уехала к родителям в Одессу. Александр понял, что его жизнь теряет всяческий смысл, если рядом нет любимой.

Они поженились в 2006-м, отпраздновав это событие с самыми близкими друзьями. Невеста не надевала белое платье, журналистов и фотографов на свадьбу не пустили, поэтому фото их торжества в прессу не попали.

21 марта 2007-го они стали счастливыми родителями дочери Евгении. Их брак вызывал недоумение осуждение всех родных и близких. Родители девушки были категорически против ее избранника, они считали, что он ее недостоин. Но реакция окружающих никак не сказалась на отношениях молодоженов, они были счастливы.

Смерть

В августе 2007-го во время одного из обследований в клинике Израиля актеру поставили неутешительный диагноз – онкология. Заболевание было в последней стадии, и доктора были бессильны.


Фото: Могила Александра Абдулова

Александра Абдулова не стало 3 января 2008-го. На церемонии прощания присутствовали не только родные, друзья и коллеги, но и бесчисленное число его поклонников, которые приехали со всех уголков страны. Похоронили известного актера на Ваганьковском кладбище.

Избранная фильмография

  • Москва, любовь моя
  • 1976 - 12 стульев
  • 1978 - Обыкновенное чудо
  • 1979 - Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1979 - Тот самый Мюнхгаузен
  • 1981 - Карнавал
  • 1982 - Предчувствие любви
  • 1984 - Формула любви
  • 1986 - Обвиняется свадьба
  • 1988 - Убить дракона
  • 1989 - Руанская дева по прозвищу Пышка
  • 1990 - Униженные и оскорблённые
  • 1991 - Гений
  • 1992 - Над тёмной водой
  • 1993 - Грех. История страсти
  • 2001 - Next. Следующий
  • 2001 - Жёлтый карлик
  • 2002 - Next 2
  • 2003 - О любви
  • 2006 - Парк советского периода
  • 2007 - Капкан
  • 2009 - Анна Каренина
  • 2010 - Правосудие волков

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Александра Абдулова часто называют секс-символом 80-х: благородный, романтичный, интеллигентный красавец, актер театра «Ленком» очаровал зрителей фильмов «Обыкновенное чудо», телеверсии мюзикла «Юнона и Авось», «Формула любви», «С любимыми не расставайтесь», «Ищите женщину» и многих других.

Детство

Саша Абдулов появился на свет 29 мая 1953 года в Тобольске, но своей малой родиной он всегда считал Узбекистан. Туда, в солнечную Фергану, его родители переехали, когда Александру исполнилось три года.


Мальчик рос в театральной семье: папа, Гаврила Данилович, был основателем и худруком Русского драматического театра (первого драмтеатра на территории Средней Азии), мама, Людмила Александровна, работала там же костюмером и гримером.


Стоит отметить, что Александр – третий сын в семье. Супруги также воспитывали сына Людмилы от первого брака Роберта и их старшего общего сынишку Владимира. Когда Абдулова забеременела в третий раз и узнала, у нее опять будет мальчик, то решила сделать аборт – уж больно ей хотелось девочку. Но на медкомиссии женщину все же уговорили рожать, заявив, что ошиблись и под сердцем женщина все-таки носит девочку. Обман вскрылся лишь после родов.


Александр Абдулов дебютировал на сцене в 5 лет, когда вместе с папой вышел на сцену драмтеатра в постановке «Кремлевские куранты». Именно отец, кстати, воспитал в Саше трепетное, сакральное отношение к театру.

В школе Александр учился так себе, из всех предметов искренне любил лишь физкультуру. Часто хулиганил, был замешан во всех дворовых потасовках: если где-то разбивалось окно или кого-то побили, то будущий артист обязательно был где-то рядом. Лет в 13 он начал курить, вместе с приятелями подбирал бычки за взрослыми курильщиками. В школе воровал химикаты и изготавливал из них взрывчатку, иногда втихомолку брал мамин грим, разрисовывал лицо и пугал соседей. Но творческие родители редко наказывали его всерьез, а вот брат, чтобы Саша больше сидел дома и занимался, однажды обстриг ему волосы.


В подростковом возрасте у Абдулова-младшего обнаружился интерес к музыке. Кумирами его стали The Beatles. Через много лет продемонстрировал свою любовь к ливерпульской четверке в авторском фильме «Бременские музыканты и Ко». Семья Абдуловых жила небогато, и Александр сам сделал себе первую гитару. Его друзей это так впечатлило, что в компании его начали звать едва ли не «пятым Битлом».

Значительных успехов он добился и в спорте. Он – мастер спорта СССР по фехтованию; спустя годы в «Обыкновенном чуде» он фехтовал без дублеров. Семья Абдуловых надеялась, что хотя бы один из сыновей продолжит их дело и свяжет жизнь с театром. Отец настоял на том, чтобы Александр поступил в театральное училище им. Щепкина, однако в тот раз он провалил экзамены и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута, параллельно подрабатывая рабочим сцены в отцовском театре.

«Роман с жизнью». Документальный фильм об Александре Абдулове

Спустя год Александр Абдулов вновь отправился штурмовать столичные театральные. В этот раз ему удалось успешно сдать экзамены в ГИТИС и стать учеником Иосифа Моисеевича Раевского. Первокурснику из глубинки, впрочем, как и многим провинциалам, было нелегко. По ночам он разгружал вагоны, жил в общежитии, но никогда не жаловался на трудности, наоборот, считал такую жизнь нормальной.

Еще будучи студентом, Абдулов начал сниматься в массовке: «Золото» (1970), «Возле этих окон» (1973).

Театральная карьера

В 1974 году талантливого студента на дипломном спектакле заметил Марк Захаров и пригласил его в «Ленкоме» – сыграть главную роль (лейтенант Плужников) в спектакле «В списках не значился». Эта работа принесла актеру премию «Театральная весна».


С этого времени Абдулов связал свою жизнь с театром Марка Захарова , став частью труппы, в которой уже играли Олег Янковский , Инна Чурикова , Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов . За годы службы Абдулов сыграл в 17-ти постановках «Ленкома». Среди них: «Гамлет», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Женитьба», «Затмение», «Варвар и Еретик», роль в котором была отмечена премией «Хрустальная Турандот».


Но самой запоминающейся постановкой с его участием стал мюзикл «Юнона и Авось», где также принимали участие Николай Караченцов и Елена Шанина. За 35 лет, прошедших со дня премьеры (9 июля 1981 года), его поставили на сцене «Ленкома» более 1500 раз. Абдулов выходил на сцену в трех образах: человека от театра, пылающего еретика и Фернандо Лопеса.


Абдулов играл столь убедительно, что как-то раз американцы, пришедшие посмотреть на «Юнону и Авось», решили, что еретика с факелами играет настоящий душевнобольной – такой отрешенный взгляд был у актера в этой сцене.


Александр Абдулов в кино

Кинокарьера Абдулова начала развиваться в середине 70-х. После ряда ролей в массовке он получил роль десантникам в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», причем помощник режиссера Пташука наткнулся на него случайно. После была работа в получасовой короткометражке «Вера и Федор». Режиссер Виталий Гоннов выбрал Абдулова, «потому что он был чертовски красив!».

«Вера и Федор» (1974). Один из первых фильмов Александра Абдулова

Затем актер снялся в «12-ти стульях» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым – Абдулов сыграл мужа Эллочки-людоедки. К слову, это его первая кинематографическая работа у Марка Захарова.


А в 1978 году он исполнил главную роль в экранизации сказке Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», над которой работал Марк Захаров. Абдулов сыграл медведя, которого давным-давно волшебник превратил в человека. С одним условием – если его поцелует девушка, он снова станет медведем. Прошло много лет, и в жизни юноши-медведя появилась принцесса (Евгения Симонова), и ее поцелуй наверняка обратит его обратно в зверя.


После выхода фильма на экраны к Абдулову пришла народная слава и обожание женской половины телезрительниц. А в 1979 году на экраны вышла мелодрама «С любимыми не расставайтесь» с Абдуловым и его супругой Ириной Алферовой в главных ролях. Сюжет рассказывал о супругах в разводе, которые пытаются вновь начать совместную жизнь.


После премьеры Александра и Ирину начали называть самой красивой парой отечественного кинематографа. Когда в интервью актера спросили, трудно ли было сниматься вместе с женой, он ответил: «Трудно – потому что чувствуешь двойную ответственность, и приятно – потому что только на съемках фильма я ощутил, насколько Ирина талантлива».


В 80-е годы слава Абдулова лишь множилась. Потрясающе энергичный, работоспособный актер мог сниматься одновременно в нескольких картинах. Так, во время съемок «Чародеев» он был задействован еще в четырех фильмах, поэтому только ночью он мог перевоплощаться в Ивана Пухова. Поэтому режиссер «Чародеев» Константин Бромберг был вынужден часто прибегать к помощи дублеров. Так, в сцене «Три белых коня» вместо Абдулова играет дублер.


Персонажи Абдулова сразу западали в душу зрителям: и Рампкопф из комической картины «Тот самый Мюнхгаузен», и доктор Симпсон из «Дома, который построил Свифт», и Жакоб из комедии «Формула любви», и рыцарь из притчи «Убить дракона»…


Яркий талант Абдулова использовали, пожалуй, все видные режиссеры Советского Союза: его можно было видеть в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Геральда Бежанова, «За прекрасных дам» Анатолий Эйрамджана, детективах «Ищите женщину» Аллы Суриковой и «Десять негритят» Станислава Говорухина , приключенческих фильмах «Тайны мадам Вонг» Степана Пучиняна и «Золото» Фабио Бонци, историко-костюмной ленте «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой.

Фрагмент из фильма «Карнавал»

Глубокие драматические роли исполнил он в лентах «Над темной водой» Дмитрия Месхиева, «Сошедшие с небес» Натальи Трощенко, «Храни меня, мой талисман!» и «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, «Факты минувшего дня» Владимира Басова.

В 1991 году Абдулов начал сотрудничать с режиссером Виктором Сергеевым. Их первое детище – детектив «Гений». Далее последовала мелодрама с элементами криминала «Странные мужчины Семеновой Екатерины».


В 2000 году артист представил публике свой режиссерский дебют – игровой фильм «Бременские музыканты и Со». В картине бременские музыканты появляются в костюмах «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и улетают на «Желтой подводной лодке» – дань так любимым Абдуловым «The Beatles».


В 2006 году он появился в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко в роли слуги Воланда – Коровьева-Фагота.

Личная жизнь Александра Абдулова

Абдулов тяготился популярностью и преследующим его женским вниманием. Он хотел, чтобы его воспринимали как актера, а не как слащавого красавчика с экрана. И о личной жизни он распространяться не любил.


Из-за яркой внешности Абдулов считался магнитом для женщин еще в родной Фергане. В него были влюблены все одноклассницы и дворовые девчонки, ведь этот красавчик был еще и галантным джентльменом, несмотря на славу хулигана.

В 14 лет он впервые по-настоящему влюбился. Счастливицей стала его одноклассника Наталья Несмеянова. Их роман был не по-детски серьезным, однажды Саша даже убежал из дома, когда поругался с подругой. Чувства сохранились и на расстоянии: уже после первого курса ГИТИСа Александр вернулся в Фергану и первым делом отправился к Наташе, но вернулся от нее чернее тучи. Он звал ее с собой в Москву, но она не решилась, сочла его предложение ребячеством.


Забыть о Наталье Абдулову помогла Татьяна – высокая блондинка, студентка медицинского института, с которой Александр познакомился в 1973 году на студенческой дискотеке. Их роман развивался стремительно; дело дошло до того, что руководство ГИТИСа ребром поставило вопрос об отчислении студента Абдулова – он постоянно пропускал занятия, чтобы провести время с любимой.

Все рухнуло в один миг: вернувшись к Татьяне с очередного студенческого собрания, на котором его распекали, он застал свою девушку в объятиях другого мужчины. Абдулов вернулся в общежитие, заперся в комнате и перерезал вены. Его спас сосед по комнате Саша Мягченков, вернувшийся домой раньше положенного. «Дурак был!», – позже вспоминал: Абдулов.


В 70-е годы Александр Абдулов влюбился в американку, вице-президента крупного столичного банка. Отношения зашли достаточно далеко, из-за чего актера вызвали на Лубянку. В КГБ объяснили, что его возлюбленная – шпионка. Сотрудничать с силовиками Абдулов отказался, но с возлюбленной его все-таки вынудили расстаться.

Из-за этой истории долгое время артист был «невыездным». Так, у него сорвались гастроли в Португалии, а если его и выпускали за рубеж, то лишь в сопровождении «искусствоведов в форме».

После этого актер закрутил роман с танцовщицей Татьяной Лейбель. Об их страстном романе говорила вся Москва. «Нашу любовь погубила зависть окружающих», – считала Татьяна.


В 1976 году на службу в «Ленком» поступила Ирина Алферова , мгновенно покорившая Абдулова. Он признался ей в чувствах, но неожиданно получил отказ. Ирина, только что расставшаяся с возлюбленным, болгарином Бойко Гоюровым, на память о котором у нее на руках осталась 2-летняя малышка Ксения , не хотела пускать в свое сердце кого-то нового.


Но Александр твердо решил, что Ирина – та самая женщина, чьего расположения он будет ждать годами. Но долго ждать не пришлось: в том же год, во время ереванских гастролей «Ленкома», он вновь попытал счастья, и она в шутку ответила: «Пронесешь меня на руках через парк, выйду за тебя!». Александр исполнил ее желание, и по возвращении в Москву влюбленные тайно сочетались браком.

Увы, отношения Ирины и Александра не выдержали проверки временем. В 1993 году, после 17-ти лет совместной жизни, казавшейся со стороны безоблачной, супруги разошлись. Он оставил бывшей жене и дочери квартиру, а сам поселился в крошечной каморке «Ленкома».

Поговаривали, что причина крылась в частых интрижках Абдулова, в его неуёмной энергии, которая постоянно искала выход: экстремальный спорт, шумные посиделки с друзьями, азартные игры, творческие вечера, – какая тут может быть тихая семейная жизнь. «В жизни мне нужно совсем другое, но я его понимаю. Он просто такой. Он нужен всем», – вспоминала Ирина.

«Представь себе» - поёт Александр Абдулов

Александр долго пытался забыться, искал «вторую Алферову» и нашел утешение на груди молодой балерины Галины Лобановой, вместе с которой провел следующие 8 лет. Возможно, их отношения продлились бы дольше, если бы Галина не настаивала на официальной регистрации отношений. А Абдулов же после расставания с Ириной дал себе зарок – больше никогда не жениться.


Разрыв с Галиной погрузил Александра в депрессию, справиться с которой ему помогла журналистка Лариса Штейнман. Но отношения с акулой пера оказались недолговечными, и вовсе не из-за нелюбви актера к представителям прессы. Лариса оказалась на редкость ревнивой штучкой, и однажды, устав от постоянных скандалов, Александр просто поменял замки на входной двери, тем самым поставив точку в их отношениях.


Он все-таки нарушил данное самому себе обещание никогда не жениться. В 2006 году актера стали часто замечать с юной привлекательной брюнеткой Юлии Мешиной. Сначала Абдулов представлял ее знакомым как племянницу, но вскоре раскрыл тайну: девушка оказалась его невестой.


Внушительная разница в возрасте (22 года) не помешала влюбленным чувствовать себя счастливыми. 21 марта 2007 года у них родилась дочь Евгения, которая заставила актера вновь почувствовать себя молодым. Их счастье омрачала лишь все чаще дававшая знать язва желудка.

Смерть Александра Абдулова

В августе 2007 года Александра госпитализировали в Севастополе и экстренно прооперировали – открылась язва. Через пару часов его вернули на операционный стол – едва не отказало сердце. После шести дней в реанимации его перевели в Москву, где наступило ухудшение.


В начале сентября актер полетел на лечение в Тель-Авив. Именно от израильских врачей он услышал страшный диагноз – рак легких четвертой степени. Многолетняя страсть Абдулова к табаку не прошла бесследно. Лечение не дало результатов - 3 января 2008 года 54-летний Александр Абдулов ушел из жизни. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


Ровно 10 лет назад, 3 января 2008 г., скончался один из самых ярких артистов того времени - Александр Абдулов

Знал о болезни девять лет назад

Сегодня, когда актера нет с нами, стали известны новые подробности его болезни. Врачи не скрывали, что актер может прожить не больше года. От частых химиотерапий выпадали волосы, мешал привкус железа во рту, так что еда казалась однообразной. Сильные боли снимались лекарствами, от которых чувствовал слабость, много спал. Но, проснувшись, первым делом старался улыбаться и подбодрить близких.

Говорят, Абдулов однажды проговорился, что уже девять лет, как знает о нездоровых легких. Давно были подозрения на рак, но он отказывался от обследования. Врачи советовали ему бросить курить. Но он говорил, что привык к никотину.

У Абдулова болела спина, и кто-то ему посоветовал пить сильные обезболивающие, которые, как я думаю, спровоцировали язву желудка, - рассказал «КП» актер «Ленкома» Виктор Раков. - А на самом деле это была история с легкими, боль от которых отдавалась в позвоночник....

О своем здоровье Александр Гаврилович заботился мало. Как всегда, не хватало времени.

Он сгорал на глазах при такой интенсивной жизни, - говорит его друг и коллега Виктор Раков. - У него были проблемы с ногами - не хватило времени долечить их. Мне кажется, у Саши за год проходило все пять лет. Почти как на войне. Но он чувствовал себя комфортно. Возможно, нужно было бросить все и позаботиться о здоровье. Но он считал, что жизнь и так штука короткая...

С какой нежностью он относился к супруге и дочке! Помню, ехали в конце июня поездом в Самару играть «Женитьбу». Мы проходили мимо купе Захарова, Саша вдруг говорит: «Сейчас, Марк Анатольевич, что-то покажу». И принес несколько фотографий в красивых рамочках новорожденной дочки. Это было очень трогательно. К сожалению, он не успел до конца насладиться счастьем отцовства. Очень хотел увидеть, как дочка пойдет, начнет говорить. Не успел...

О последних днях...

Несмотря на плохое самочувствие, Александр Гаврилович старался не унывать, гулял, ездил на рыбалку, пока не стали отниматься ноги. Накануне 31 декабря Абдулова госпитализировали (у него отнимались ноги, болело сердце). Уговорил врачей, чтобы разрешили ему поехать на дачу. Новый год он встретил с женой, дочкой, мамой. А 1 января его снова увезли в больницу. Говорил, что ему лучше. Около него была жена Юля. Словно чем-то вдохновленный, попросил дать ему его киносценарий «Гиперболоид инженера Гарина» - фильма, который не успел доснять. Даже перед смертью его мысли были заняты работой.

«Я позвонила на мобильный Александру Гавриловичу поздравить с Новым годом, - рассказывает художник по костюмам, работавшая на последней картине с Абдуловым. - Обычно брала трубку жена Юля. А тут взял он. Голос был слабый, но бодрился. Так нежно мне: «Хорошая моя, спасибо, что помните! Будем работать!» Ни о чем страшном не думала. Хотя говорили, что он плох. Но все равно все надеялись...

Первого января в больницу к актеру пришли близкие друзья.

Мы вошли к нему в палату, он не встал. Впервые принимал нас лежа. Обычно весь в движении, не мог на месте усидеть. А на этот раз объяснил: «Ноги не держат, буду лежать», - рассказал на поминках один друг актера. - Выглядел не очень. Но виду не показывал. Когда жена Юля вышла из палаты, сказал нам с грустью: «Четыре месяца боли, устал». А потом после паузы: «Хочется жить!»

Первого и второго января по многим каналам показывали фильм «Чародеи». Телеканал РЕН ТВ показал празднование 25-летия «Чародеев», в котором актеры говорили Абдулову добрые слова. В ночь на третье января мы, корреспонденты «КП», долго общались с режиссером «Чародеев» Константином Бромбергом.

Утром я позвоню Саше, поздравлю с 25-летием «Чародеев». Сколько лет живет фильм, и Саше надо жить! Звонить ему сейчас тяжело, но, чувствую, нельзя откладывать, - переживал режиссер. А утром мы узнали, что через несколько часов после нашего разговора Абдулова не стало...

...и последних часах

По словам медиков, умер он очень тихо - сказал, что хочет отдохнуть, закрыл глаза и спокойно уснул. А в шесть утра датчик показал остановку сердца. Доктора пытались «завести» сердце, не получилось. На лице актера не было следов мучений, отчаяния, скорее легкая улыбка. Он просто уснул. Насовсем. Говорят, так умирают очень добрые, сердечные, хорошие люди. Накануне его ухода многие вспоминали о нем только хорошее. Смотрели фильмы с его участием и желали ему добра. И, быть может, эта позитивная энергия миллионов любящих его людей избавила его от предсмертных мучений?

Отпевали актера в храме Рождества Пресвятой Богородицы рядом с театром; он восстановлен с помощью Александра Гавриловича.

Обычно отпевание длится несколько часов. Над Александром Гавриловичем читали молитвы сутки - такой почести удостаиваются только лучшие, самые праведные люди...

Андрей ВЕЛИГЖАНИН.

Из книги Ларисы Штейнман «Гений: инструкция по применению»:

Подруга Абдулова за год до смерти актера выпустила книгу, герой которой был списан с Александра. Еще не зная о тяжелом недуге Саши, она рассказывает о муках, которые терпел актер...

«...Он производил впечатление истощенного и вымотавшегося человека. У него было очень мало жизненной силы. Держался исключительно на своей бешеной энергии. Чувствовалось, что он серьезно болен.

Лодыжки у него были обмотаны эластичными бинтами. Он разбинтовал их и уставился. Я присмотрелась: ноги до середины икр были черные, и сквозь язвы сочился гной.

Что это? - спросила я в ужасе.

Тромбофлебит, - ответил он. - Это не лечится. С этим просто живут.

Но ты пробовал хоть что-то сделать?

Объездил весь мир, - усмехнулся он. - Все врачи говорят одно и то же. Иногда колю себе в живот фроксепарин - разжижаю кровь.

Я заплакала и со слезами на глазах заснула.

С нами целый месяц жил один смешной персонаж - целитель Гена. Ноги он лечил самыми невероятными способами. Например, с утра надо было втирать в икры белый порошок снизу вверх, а на ночь - желтый сверху вниз. При этом пить крепкие напитки не воспрещалось. Вскоре он притащил трехлитровую банку с пиявками... Когда толстые объевшиеся пиявки стали с чмоканьем отваливаться от икр, он аккуратно собрал их обратно в банку и понес сжигать... Гению значительно полегчало... Но ненадолго...»

Вспоминают друзья

Сергей СТЕПАНЧЕНКО (близкий друг актера): «Саша - человек широкий, бескорыстный, бесхитростный до глупости. Когда снимали «NEXT», вся группа заселилась к нему в дом, на Валдай. Первый день выносили аппаратуру, реквизит. А потом решили, мол, пусть стоит. Уже покрикивали на Сашу, что он там под ногами путается, давай-ка не мешайся. А Саша все прощал».

Георгий МАРТИРОСЯН: «Саше кто-то сказал, что у него порядка 12 ангелов-хранителей, которые его спасают от передряг. Его называли баловнем судьбы. Ему часто везло. В начале 90-х в Ленинграде мы пришли в казино. Все посетители столпились вокруг стола с рулеткой - играет известный актер театра и кино Александр Абдулов. Я умолял его: «Саш, хватит, брось, поехали». «Щас, щас, секунду...» - отвечал он, весь сконцентрированный на игре. Три раза подряд он ставит на одну- единственную цифру: 12. И каждый раз крупье громко объявляет: «12!» Везение сумасшедшее. Возможно, поэтому все и верили, что он преодолеет любые трудности, судьба выведет».

Владимир ДОЛИНСКИЙ: «Мы с Сашкой просто в братских отношениях были. На моих глазах развивался его роман с Ириной Алферовой. Он был необычайно трепетный, трогательный, привозил ей огромные букеты цветов, делал замечательный узбекский плов. Сашка в нашей компании был трепетно бьющимся сердцем».

АудиоАудио

Я встретилась с Абдуловым в гримерке «Ленкома» перед его отъездом на съемки фильма «Гиперболоид инженера Гарина». Тогда еще никто не знал о серьезной болезни артиста. А потом, после объявления диагноза, завизировать интервью не получилось - актеру было не до того. Сегодня фрагменты мы решили напечатать.

- Александр Гаврилович, почему у вас нет персонального сайта?

А он мне не нужен! Интернетом не пользуюсь.

- Вы суеверный?

Да. Масса всяких суеверий.

- А страхи есть?

Самый большой - потерять близких.

- Старость вас страшит?

Нет. Она же неизбежна. Что ж ее бояться-то! Мне очень нравится мой возраст. У меня все есть. Да, я счастливый. Но абсолютного счастья не бывает. Хочется хорошую роль сыграть, снять кино, чтобы дома все живы-здоровы были (после паузы). Хочу у всех попросить прощения. И всех простить.

- Вам бывало за что-то стыдно?

Понимаете, когда человеку стыдно, он не будет об этом кричать на всю страну. Он забьется в уголок, тихо поплачет. Главное, чтобы ты сам понял, что тебе стыдно.

Мистики не боюсь

- Вы не боялись сниматься в «Мастере и Маргарите»?

Нет. Нравилась работа. На «Мастере и Маргарите» была замечательная команда по созданию спецэффектов, та самая, что работала над «Ночным Дозором». Только «Ночной Дозор» имеет отношение к кино такое же, как я - к Папе Римскому. Это такая большая реклама кофе и сотовому телефону. А у нас на съемках «Мастера и Маргариты» ребята грандиозные вещи делали. Трамвай отрезает голову, голова катится. Они сделали копию головы. Когда я увидел искусственную голову Адабашьяна, мне стало страшно! Трюков в этом фильме не делал. Когда на прудах Берлиоз пьет теплую газировку, поворачивается и видит, что летает странный субъект в пенсне, меня поднимали в воздух. Сейчас уже не выполняю трюки. После фильма «Убить дракона» получил приз «За лучший трюк года» на «Золотом Дюке». Меня там на 45 метров за ноги поднимали.

- У вас имидж успешного человека - квартира, машина, дача.

У меня это все есть. Мне не нужно создавать имидж, что-то доказывать.

- Говорят, у вас большие связи с сильными мира сего?

Откуда? Ну да, с Коржаковым я дружу много лет.

- А с Пугачевой дружите?

Перезваниваемся по телефону. Раньше больше общались.

- Многие актеры вашего поколения сейчас активно снимаются в сериалах.

Сейчас уровень сериалов очень вырос. Это скорее кинороманы. Сыграл в «Анне Карениной» режиссера Соловьева. Это кинороман. Мне бы было интересно сыграть Каренина, хотелось. Меня режиссер хотел снимать в этой роли. Сделали грим и фотопробу. Но досталась роль Стивы Облонского.

«Своего бизнеса нет»

- У вас бизнес свой есть?

Нет. Писали, якобы пельменную открыл, полный бред!

- Слышала, вы руководитель фонда поддержки творческих людей «Созвездие». Зачем вам это?

Да, есть такое. Фонды помогают творческим людям. Открыл потому, что надо, чтобы хоть кто-то помогал нашим актерам. Да, я многим помог, но не буду об этом говорить. Я много работаю. Я не боюсь остаться без работы. Вопрос в том, насколько ты можешь это делать, насколько ты профессионален. Если ты бездарность, тебя на один раз взяли, так совпало, а потом, естественно, сидишь, ничего не делаешь. Потому что профессии-то нет. А у меня профессия!

- Почему вы не участвуете в делах Союза кинематографистов?

Зачем мне лезть в эту грязь, в эту банку с тараканами?! Даже говорить об этом не хочу.

- Вы могли кого-нибудь разыграть?

Иногда позволяем себе такие вещи. Если начну рассказывать актерские розыгрыши, нормальный человек не поймет. Например, выходишь на сцену, вот так делаешь глазом (показывает), и второй актер начинает ржать. Это он «раскололся»! У нас с Олегом Ивановичем есть такая шутка. Янковский входит и говорит: «Здорово, идиот». И все - ха-ха-ха. А посторонний человек скажет: «Больные, что ли?»

- Вам отказывали женщины?

Конечно!

- Вы завоеватель по натуре?

Нет, если мне отказывают, я не делаю больше попыток.

- Вы хорошо готовите. А что?

Плов, супы, соусы, салаты, много чего. Нужно вдохновение. Начинаешь придумывать что-то, берешь несочетаемые, казалось бы, продукты, и вдруг получается что-то вкусное.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Имя:Александр Абдулов (Aleksandr Abdulov)

Знак зодиака: Близнецы

Возраст: 54 года

Место рождения: Тобольск, Тюменская область

Рост: 187

Деятельность: Актёр, кинорежиссёр, телеведущий

Семейное положение: был женат

Александр Абдулов – икона советского кино. Он снялся в картинах, которые сейчас считаются классикой и образцом того, что «раньше было лучше». На его счету «Обыкновенное чудо», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная» и многие другие. По высокому красавцу сходила с ума огромная страна. Абдулов завоевал признание не только как киноактер, но и как актер театра и озвучки, как режиссер.

Детство Александра Гавриловича Абдулова прошло в семье театралов. Папа Абдулов Гаврила Данилович занимался режиссурой в Фергане, а мама Людмила Александровна трудилась гримером. По национальности Александр везде записан как русский, но, скорее всего, имел татарские корни.

До Александра мать родила двоих мальчиков, а третьего не хотела. Когда стало известно, что родится снова мальчик, принять решение было достаточно сложно. Совестные доктора отговорили женщину, заявив, что она носит под сердцем девочку. Была это ошибка или преднамеренный обман – уже неважно, родился мальчик.

Впервые Александр Гавриилович прикоснулся к искусству на сцене театра в Фергане, где из-за кулис его вывел отец. Первый опыт в творческой биографии Александра Абдулова состоялся в спектакле «Кремлевские куранты». Совсем юное сердце на всю жизнь запечатлело трогательный момент. Память об отце, пожалуй, самое прекрасное из детских воспоминаний. Главное действующее лицо Ферганского драмтеатра воспитывал любовь сына к драматургии, словно проповедовал истину.


Актерская стезя была предопределена судьбой, но активный любознательный мальчик сознательно не вникал в далекое будущее. Маленький Абдулов настолько ушел в музыку и спорт, что в свободное время мастерил гитары из подручных инструментов. Его кумирами были «Beatles». Верный поклонник на самодельных гитарах исполнял такие композиции, что прослыл среди сверстников «пятым битлом». Часто ему доставалось от старшего брата, который все время норовил надоумить младшего «брательника» на верный путь. Дабы привязать мальчишку к дому, старший брат выстриг клочок волос, надеясь, что юнец от нечего делать сядет за книги.


Абдулов учился неплохо, но всегда его тянуло к неприятностям: разбил окно, участвовал в потасовке и пр. Первые достижения Александр Абдулов совершил в спорте, а именно, в фехтовании. Регулярные и упорные тренировки вывели талантливого парня в мастера спорта СССР. Как результат, фехтование пригодилось в кинематографии, когда актер снимался в фильме «Обыкновенное чудо» без дублера. Семейство предполагало, что один из сыновей наверняка повторит участь родителей и станет актером.


Следуя наставлениям отца, Александр Абдулов предпринял попытку поступить в театральную Щепку, однако, получил отказ. По указанию матери на год осел в педагогическом университете, на физкультурном факультете, дабы не попасть в армейские силки. Параллельно с учебой работал у сцены театра, где и его отец.

Фильмы

Спустя год, Александр Абдулов, как и собирался, снова поехал в Москву пытать счастье. В этот раз поступил в ГИТИС к И. М. Раевскому. Старшие братья также решили стать актерами, но попытка поступления была провальной. Старший из сыновей отучился в нефтехимическом институте им. Губкина. Среднего постигла беда – его нашли мертвым. Причина смерти не установлена. Основной версией было, что его убили хулиганы.

Карьера Александра Абдулова, как и всех провинциалов, не была легкой. Он себя сравнивал с дворняжкой, которая замахнулась покорить Москву. За 13 лет обитания в Москве он скитался по общагам, работал на разгрузке вагонов, при этом никогда не жаловался. В этот же период Абдулов Александр Гаврилович начал принимать участие в массовках.


На дипломном спектакле в 1974 году талантливого юношу заприметил Марк Захаров и пригласил в «Ленком». На сцене театра Александр Абдулов исполнил главную роль в спектакле «В списках не значился» по повести Васильева. За роль лейтенанта Плужникова был удостоен премии «Театральная весна». С того времени Александр Гавриилович жил и дышал детищем Марка Захарова.

Родная сцена не отпускала Абдулова до последних дней. Знаменательными представлениями принято считать постановку «Юнона и Авось».


Александр Абдулов в спектакле «В списках не значился»

Успешной была и роль в спектакле «Варвар и еретик», сценической адаптации романа Достоевского «Идиот». За участие в этой постановке он получил независимую негосударственную премию «Хрустальная Турандот» и премию «Фонда К.С. Станиславского». Актерскую игру Абдулова отметил и Международный театральный фонд имени Е.Л.Леонова.

В 1985-м году на экраны вышел фильм «Самая обаятельная и привлекательная», который моментально покорил советских зрителей, стал самой популярной картиной времен Перестройки и остается одной из любимых советских комедий и у современной аудитории.


Александр Абдулов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

Абдулов исполнил роль красавца Володи Смирнова, любовного интереса главной героини Надежды Клюевой. Ее же сыграла Ирина Муравьева. Роль Надежды была специально написана под Муравьеву, и режиссер ходил за ней буквально по пятам и умолял сыграть в картине, Ирина долгое время отказывалась: после «Карнавала» она твердо решила не сниматься в комедиях. Если бы в конце концов актриса не согласилась, фильм попросту не стали бы снимать.

Но режиссер все же смог уговорить свою героиню, и страна получила комедию, которая на многие годы осталась в сердцах зрителей, а Александр Абдулов одну из своих знаковых ролей. Несмотря на выбор главной героини, многие девушки отдавали свое предпочтение Абдулову и его персонажу, ухоженному меломану с высоким ростом и приятной внешностью.


Ирина Муравьева и Александр Абдулов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

Вторая половина 70-х гг. продуктивно отразилась на карьере Абдулова. Он принял участие в постановках серии известных кинолент: «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Пропавшая экспедиция». Но всенародное признание и невероятная любовь пришли к артисту после экранизации «Обыкновенного чуда» под началом Захарова.


Александр Абдулов в фильме «Обыкновенное чудо»

Незаурядное дарование расширяет амплуа и успешно исполняет разноплановые роли. Широкий творческий диапазон и уникальная внешность позволили Абдулову активно сниматься в комедиях, приключениях, детективах, исторических картинах, лирических, романтических и даже принимать глубокие драматические образы. Кроме того, Абдулов сам исполнял все трюки в своих многочисленных фильмах и даже получал награды как лучший каскадер.

Масштабным успехом отразилась кинолента «С любимыми не расставайтесь», где Александр сыграл Митю. Вначале 80-х гг. актер обретает широкую популярность и пользуется спросом у режиссёров. Больше всего Абдулов снимается у Марка Захарова и Сергея Соловьева. Часто приходилось вести съемки одновременно в нескольких фильмах из-за плотного графика.

Самые запоминающиеся роли актера этого периода – это Никита из «Карнавала», Иван из «Чародеев» и Робер де Шаранс из «Ищите женщину». Кроме того, Александр Абдулов сыграл в таких, популярных и по сей день, картинах, как «Тот самый Мюнхгаузен», «Гардемарины, вперед!», «Формула любви» и во множестве других фильмах.


Александр Абдулов в фильме «С любимыми не расставайтесь»

Популярность принесла и официальное признание. В 1986 актер получил звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1991 Александр Абдулов стал народным артистом РСФСР.

В этом же году актер сыграл главную роль в фильме «Гений» Виктора Сергеева. С этой картины и началось сотрудничество Абдулова с режиссером. Фильм повествует о талантливом изобретателе, который из-за своей бедности и общей невостребованности умных людей стал мошенником. Картина стала откровением для зрителя и прочно вошла лидеры проката, она признана одной из самых интересных работ того периода.

Позже была популярная мелодрама с криминальным уклоном «Странные мужчины Семеновой Екатерины» и «Шизофрения», для которого сценарий написал сам Абдулов, стало известно Therussiantimes.com. Последний фильм, однако, не пользовался особо сильной любовью зрителей или критиков.


Александр Абдулов в фильме «Гений»

В 90-е Абдулов предоставил на суд публики свое новое детище, фестиваль «Задворки». Актер не только возглавил мероприятие, но и сам организовал его. Это был благотворительный фестиваль, в котором участвовали актеры «Ленкома» и различные приглашенные знаменитости, в основном музыканты, рок-звезды. Такие благотворительные вечера пользовались огромным уважением среди интеллигенции, как творческой, так и предпринимательской.

На выручку от мероприятия была отреставрирована находящаяся рядом с театром церковь Рождества Богородицы в Путинках. Но в основном деньги с концертов актер отдавал детским домам и другим нуждающимся.


Александр Абдулов в фильме «Странные мужчины Семеновой Екатерины»

Актер активно принимал участие в восстановлении Московского международного кинофестиваля, и вплоть до 1995 года работал в качестве его генерального директора.

В 2000-м году Александр Абдулов дебютировал в качестве режиссера. По мотивам сказки «Бременские музыканты» Абдулов снял мюзикл.

В 2004-м страна увидела любимого актера в роди телеведущего программы «Естественный отбор» на РЕН ТВ.


Александр Абдулов в сериале «Мастер и Маргарита»

В 2005-м году актер сыграл Коровьева в сериале «Мастер и Маргарита», который пополнил копилку успешных и знаковых ролей Абдулова.

Личная жизнь

Абдулов всегда был героем-любовником, как на экране, так и в жизни. У него было множество поклонниц по всей стране, а пресса приписывала ему романы с самыми разными женщинами, знаменитыми и не очень. Его романтический и порывистый характер был просто не совместим с тихой гармонией спокойной семейной жизни, что он демонстрировал во всех своих отношениях.


В начале 70-х годов Абдулов прочувствовал первые любовные муки и даже пытался покончить с собой, когда застал любимую девушку Татьяну в объятиях другого мужчины. К чести девушки следует заметить, что и сам Александр не был ей верен, и на измену Татьяна пошла только, когда узнала, что ее избранник любит не только ее. Спас Александра от кровопотери друг по общаге, который по счастливой случайности вернулся раньше. Еще большим везением было и то, что будущий актер чудом избежал помещения в психиатрическую клинику после такого происшествия. Эту ситуацию актер вспоминал с улыбкой, и приговаривал: «Дурак был!».

Далее последовала еще одна Татьяна. Еще никому неизвестный Абдулов очаровал преуспевающую танцовщицу Татьяну Лейбель. Это был действительно красивый роман, но он быстро закончился. Татьяна поняла, что чувства Александра к ней угасли, а ее место в его сердце заняла другая, молодая актриса и его будущая жена Ирина. Расставание было мирным, пара поддерживала дружеские отношения, пока танцовщица не переехала в Канаду.


С первой женой Ириной Алферовой Александр Абдулов познакомился на съемках «С любимыми не расставайтесь». Жизнь сюжетных персонажей отзеркалила отношения пары вне работы. Их заслужено называли самой романтической и прекрасной парой советских времен.

Замуж Алферова выходила, будучи беременной от заграничного бизнесмена Бойко Гюрова. Абдулов и его жена тщательно скрывали этот факт от любопытных газетчиков, свою приемную дочь Ксению Алферову Александр Гавриилович воспитывал как свою. У актера не было своих детей до пятидесяти с лишним лет. Но он никогда не считал Ксению чужой. Девушка всегда чувствовала поддержку своего знаменитого отчима даже после развода родителей. Гораздо позже она сняла фильм «Выдумщик» посвященный памяти отчима.


Несмотря на то, что Абдулов и Ирина Алферова были венчаны, в 1993 г. образцовая семья распалась. Вместе с женой Александр прожил 14 лет. Но амурные похождения неисправимого ловеласа не могли пройти бесследно.

Два года продолжался роман Абдулова и Ларисы Штейнман. Лариса работала журналисткой и по долгу службы пришла брать у знаменитости интервью. Актер всегда недолюбливал представителей прессы, что не помешало ему завести отношения с одной из них.


Александру Абдулову пришлось пережить сложную операцию, но он выкарабкался и продолжил карьеру. После чудесного выздоровления преуспевающий артист занялся строительством дома, где позже жил с гражданской супругой, балериной Галиной Лобановойи матерью. В дом часто наведывались близкие друзья, которые помогали Абдулову строить дом.


Прожив в одном доме с любимой женщиной 8 лет, актер так и не зарегистрировал брак, более того, он даже не расторг свой союз с Ириной Алферовой. Первый брак артиста был связан церковными узами, и Александр, как человек верующий, не рассматривал возможность нарушить данную клятву перед лицом Бога. Как и полагает настоящему мужчине, Абдулов обеим своим женщинам оставил жилье, а сам скитался по театральным подсобкам. Расставание с Галиной перенес трудно, долгое время страдал депрессией, осунулся и постарел.

Несмотря на это обещание, после антидепрессивной терапии личная жизнь Александра Абдулова наладилась: он женился во второй раз. Избранницей стала Юлия Машина. По словам самого артиста, эта девушка вернула его к жизни. Они познакомились в 2005-м году совершенно случайно. Летели рядом в самолете на Камчатку. Александр – к друзьям, отдыхать, охотиться и рыбачить, а Юлия – в рабочую командировку. То, что у них много общих друзей, новые знакомые выяснили еще в самолете, а на полуострове еще раз убедились в этом. Юлия и Александр снова встретились в дружеской компании.


Немолодой уже Абдулов вел себя как влюбленный подросток, целовал своей избраннице руки. Уже тогда они испытывали друг к другу теплые чувства, которые казались нереальными: слишком большая разница в возрасте, профессиях и мировоззрении. Но обратно в столицу будущие супруги прилетели порознь.

Курортный роман убедил Юлию в том, что ее брак больше не устраивает ее. На тот момент она была замужем за Алексеем Игнатенко, человеком высшего круга. Многих удивило, что девушка разводится с молодым любящим обеспеченным мужем из интеллигентной семьи. После разрыва отношений Юлию мало что держало в столице, и она уехала на малую родину, в Одессу.


Актер изводил себя любовью. Он понял, что больше не хочет жить без своей любимой Юлии. Абдулов приказал своему директору связаться с его избранницей и пригласить в Санкт-Петербург. Юлия и тут удивила всех, девушка отказала признанному любимцу женщин, сказала, что если он хочет ее внимания, то должен приехать к ней сам. И актер полетел в Одессу. Пара вместе отпраздновала старый Новый год, и после этого влюбленные больше не расставались, не отрицали свои отношения и не пытались их скрыть.

В 2006-м году в ресторане Центрального дома литераторов состоялась скромная свадьба. Журналистов на торжество не пускали, праздник был только для самых близких друзей. Не было ни белого платья, ни множества фотографий.

В марте 2007 г. Юлия Абдулова подарила актеру дочь, которую назвали Евгенией.


Семейный союз Александра и Юлии осуждали практически все. Девушку обвиняли в жажде славы и меркантильности. Разница в возрасте супругов не давала покоя общественности. Слухи не имели под собой никаких обоснований. Симпатичная брюнетка вовсе не была охотницей за звездными мужьями, у нее была стабильная работа, карьера и многочисленные полезные знакомства.

На самом деле, на момент начала отношений финансовое состояние Абдулаева было гораздо менее стабильным, чем у его избранницы. Против были и родители Юлии. С их точки зрения все было ровно наоборот, и уже актер был недостоин их дочери. Им не нравилась ни профессия Абдулова, ни его возраст, а особенно разница в возрасте с их дочерью, ни отношения пары в целом. Но все нападки только заставили влюбленных сплотиться.

Смерть

В конце августа 2007 г. СМИ зашумели о жуткой болезни актера. Обследование в Израиле шокировало близких – у Абдулова обнаружили рак легких IV стадии, который и стал причиной смерти актера, страсть к курению не могла пройти бесследно. Самое удивительное, что как раз в то время Абдулов снимался в последней своей кинокартине, где играл художника, умирающего от рака легких. Чудовищное совпадение.


Борец по жизни Александр Абдулов до последнего отказывался принимать реальность, и, несмотря на поддержку миллионов зрителей, скончался 3 января 2008 года.

Проститься с актером можно было в театре «Ленкома». Несмотря на зимний холод многотысячная толпа поклонников образовала давку в самом театре и около него, и правоохранительные органы всерьез боялись, что в этом беспорядке могут погибнуть люди. В какой-то момент часть людей оттеснили на улицу, пообещав, что пустят попрощаться с кумиром, когда выйдут те, кому посчастливилось остаться. Поклонники несколько раз пытались штурмовать театр.


Прощание с Александром Абдуловым в театре «Ленкома»

Люди собрались со всей страны, некоторые даже прилетели из Сибири, чтобы отдать дань памяти любимому актеру. Но этого не произошло. Огромное количество людей простояло несколько часов на морозе только для того, чтобы увидеть, как машина с гробом уезжает в сторону Ваганьковского кладбища.

Вокруг могилы Абдулова тоже разразился скандал. Как вдова актера Юлия, совершенно закономерно, руководила похоронами и отдавала приказы. Это не устроило друзей актера, и несколько мужчин в довольно резкой форме велели несчастной женщине помалкивать и не лезть в такой важный для нее процесс. По словам очевидцев ссоры, Юлия руководила очень разумно и логично. Вероятнее всего дело было вовсе не в том, что и как делала вдова, а в неприязни друзей актера к его новой жене, которую они выплеснули в такой неподходящий момент.


Возможно, сказались нервы из-за трагедии, но такой поступок друзей и близких по отношению к женщине, потерявшей любимого человека, все равно остается непростительным. У вдовы с маленьким ребенком на руках случилась истерика, Юлию долго никак не могли успокоить.

Фильмография

За громаднейший вклад – актер снялся в 112 картинах – в отечественную кинематографию Александр Абдулов неоднократно получал всевозможные награды. Лауреат награды «Золотая подкова» досталась за режиссуру сюжета «Бременские музыканты и Со».

Фильмография Александра Абдулова включает огромное количество шедевральных картин, в числе которых:

  • «Обыкновенное чудо»
  • «Пропавшая экспедиция»
  • «12 стульев»
  • «Формула любви»
  • «Капитанская дочка»
  • «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • «Тот самый Мюнхгаузен»
  • «Шизофрения»
  • «Мастер и Маргарита»
  • «Капкан»
  • «Анна Каренина»


Что еще почитать