Что можно есть в пост Успенский? Как правильно поститься? Что можно кушать в успенский пост

Успенский Пост в 2018 году — как правильно составить меню питания по дням недели? Пост - важное для всех верующих время. В период аскезы каждый человек получает возможность очиститься духовно, освободиться от груза грехов и изменить жизнь к лучшему.

Успенский пост - самый непродолжительный из всех многодневных постов, существующих в православии. Он был установлен около тысячелетия назад, когда церковь постановила исключить июль из Петрова поста: люди не могли справиться со столь долгой аскезой, поэтому было решено разбить пост на две части.

В итоге вторая половина превратилась в самостоятельный пост, посвященный подготовке к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Дата поста является непереходящей: его начало ежегодно выпадает на 14 августа - торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста, или же, как этот праздник значится в народном календаре, в Медовый Спас.

Завершающий постный день - 27 августа, предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. В само Успение, если оно празднуется не в среду и не в пятницу, происходит разговление - то есть в меню постепенно вводится скоромная, не постная пища.

Особенности Успенского поста

В Успенский пост, как и в другие, запрещается есть скоромную пищу. К ней относятся любые продукты животного происхождения, в частности, яйца, молочные и мясные изделия. Несмотря на то, что по строгости Успенский пост не уступает Великому, переносится он гораздо легче: на этот период выпадает два Спаса - Медовый и Яблочный.

Что дает возможность внести в постный рацион разнообразие и побаловать себя множеством блюд с добавлением меда и спелых фруктовых плодов.

Успенский пост в 2018 году — как правильно питаться

Список блюд, которые допускаются православному во время Успенского поста со всеми подробностями вы можете найти в календаре питания по дням.

Питание в пост по дням недели

  • в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение, то есть употребление растительной пищи, не прошедшей термическую обработку. Это могут быть овощи, цукаты, фрукты, орехи;
  • вторник и четверг - дни, когда пищу можно отварить, но запрещается добавлять в нее растительное масло;
  • в выходные дни разрешается готовить постные блюда на растительном масле и использовать его в качестве заправки к салатам, также можно выпить немного сухого вина;
  • в праздник Преображения Господня, или в Яблочный Спас, дозволяются рыбные блюда, заправка растительным маслом и употребление небольшого количества вина.

Церковь советует воздержаться от яблок и винограда, до второго Спаса - Яблочного, который выпадает на 19 августа. По христианскому календарю это день Преображение Господне, в этот праздник, верующие могут вкушать рыбу и пить вино в независимости от дня недели.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, последний день поста, выпадает на среду или пятницу, то позволяется рыба и вино, а разговение по случаю окончания поста проводится на следующий день.

Что можно есть в Успенский пост

Пост выпадает на время сбора урожая и переносится относительно легко, ведь в это время созревает множество разнообразных плодов.

Одним из самых распространенных постных блюд является каша. Она легка в приготовлении, а ее видов бесконечное множество. Проявив немного фантазии и добавив в кашу немного орехов или пряностей, вы сделайте блюдо необычным и оно многим придется по вкусу.

В дни сухоядения можно готовить различные салаты из овощей и зелени. Масло можно заменить мелко натертым авокадо, которое станет отличной заправкой и соединит все продукты вместе.

Разнообразие овощей и фруктов в этот период раскрасит ваш постный стол. В дни когда разрешена горячая пища, овощи можно тушить и запекать, также есть огромное количество овощных супов, которые можно готовить регулярно и при этом они всегда будут разными и не приедятся вам и вашим близким.

После 19 августа, Яблочного Спаса можно будет радовать себя и окружающих, чудесными десертами из яблок и винограда.

Поститься правильно: духовное воздержание

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Для многих, особенно для тех кто приступает к воздержанию впервые, достаточно сложно соблюдать строгий в еде пост, поэтому стоит обсудить свою посильную меру со священником или духовным наставником.

Поститься не по строгому канону - не грех, это не возбраняется церковью. Не важно насколько строгим будет рацион верующего, ведь в случае соблюдения даже слабого поста он становится духовно ближе Господу.

Духовная составляющая Успенского поста заключается в соблюдении взятых на себя обязательств перед Богом, ограничить себя телесно и духовно, подобно Деве Марии, которая перед Успением соблюдала пост.

Чтобы решимость выдержать ограничения Успенского поста не ослабевала, нужно, как можно чаще, посещать церковные службы. Если такая возможность выпадает редко, стоит молиться дома.

Во время воздержания нужно тщательно следить за своими мыслями и поступками. Это период проводится вдали от всех развлечений и торжеств. Пышные празднества лучше перенести на другое время, а во время поста подумать о бессмертной душе, о своих поступках, о жизни.

Традиционно в Успенский пост не играли свадеб.

Избавьтесь от всего негативного и подавите в себе зло, агрессию, скупость и похоть. Прощайте своим ближним все грешные и дурные поступки.

Помните, поститься это не только отказываться от некоторых продуктов, но и старание укрепить веру и очистится от дурного. Соблюдайте пост с учетом всех правил и он благоприятно повлияет на ваше физическое и душевное состояние.

Каждый верующий православный знает о значении постов – они очищают одновременно и тело, и душу, так как душевное и телесное связано между собой. По словам Льва Великого, для каждого времени года имеется свой «закон воздержания»: , и Успенский.

Строго говоря, Успенский пост считается осенним не по календарю, а по своему содержанию. Потому что приходится он на последний месяц лета, а уже 14 сентября приходит церковное «новолетие ».

Успенский пост в 2018 году

Этот православный пост посвящен великому празднованию Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается он 2 недели и отличается такой же строгостью трапезы, как и . Это значит, что полностью исключаются животные продукты – мясные и молочные, растительное масло и яйца, а рыба и вино разрешены только в исключительных случаях.

Так какого числа Успенский пост, спросите вы.

14 августа начинается воздержание, посвященное Богородице. В 1-ый день поста происходит освещение меда, поэтому имя ему Медовый Спас. Тогда же православные люди отмечают Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, а говоря проще – Крестный ход.

На 19 августа приходится празднование Преображения Господня и происходит освещение урожая яблок и винограда. Во время второго по счету Спаса Успенского поста, называемого Яблочным, разрешается подать к столу рыбу.

28 августа, в любимейший на Руси день Успения Пресвятой богородицы пост оканчивается. В этот день отмечается третий по счету Спас с названием Ореховый (или Хлебный).

Именно потому, что на 14 дней Успенского поста приходится и три больших праздника, и три Спаса, он, пожалуй, самый радостный. В просторечии он назывался Спасы , Спасовка , Спасовочный пост. Соблюдать его гораздо проще, ведь конец лета ознаменован сбором урожая. Да, этот пост строгий, но отнюдь не голодный.

Успенский пост: что подать к столу

Аскетический монастырский устав предписывает следующее:

  • понедельник – сухоедение;
  • вторник – отварная пища;
  • среда – сухоедение;
  • четверг – отварная пища;
  • пятница – сухоедение;
  • суббота и воскресенье – вместе с горячей отварной пищей допускается употребление растительного масла и вина.

Сухоедение – это употребление в пищу продуктов, не проходивших тепловую обработку, другими словами, сырые. Во время Успенского поста в такие дни кушают сырые овощи и фрукты, а также мед и орехи.

Совет. Сходите на исповедь в Церковь.

Приготовление отварной пищи подразумевает приготовление блюд следующими способами: варка в воде, тушение без масла, запекание в духовочном шкафу.

Ассортимент продуктов, разрешенных к употреблению широк и разнообразен, а приготовленные из них блюда получаются ароматными и сытными. В августе на постном столе могут оказаться отварной молодой картофель и тушеная капуста, питательные каши и овощные супы, душистые грибы и вкусные орехи, полезные ягоды и фрукты.

Разнообразить меню помогут морепродукты, которые в отличие от рыбы, разрешены к употреблению. Соевые продукты также не относятся к скоромной пище, поэтому их можно кушать.

Очень популярно среди постящихся приготовление орехового молочка и сдабривание им овощных салатов. И все-таки главным остается следующее правило: пища должна быть простой, полезной и быстрой в приготовлении.

Приводим небольшой список блюд, которые вы можете приготовить во время Успенского поста:

  • овощные и фруктовые салаты;
  • постные пироги с фруктами и ягодами;
  • салаты из овощей с добавлением морепродуктов;
  • медовые коврижки;
  • фаршированные запеченные грибы;
  • крупяные каши с овощами или без них;
  • овощные супы с добавлением грибов, круп, злаков или бобовых;
  • запеченные овощи;
  • перетертые супы-пюре из разнообразных овощей;
  • кисели, компоты, пастила без добавления сахара.

Такое меню не только разгрузит организм, но и насытит его множеством витаминов и минералов.

Поститься правильно – это не только отказ от скоромной пищи, но и упражнение в добродетели. Во время постов следует избегать шумных развлечений, воздерживаться от греховных деяний, наклонностей. Очищайте тело свое простой постной пищей, а душу свою молитвами и благими делами.

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.


И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:


– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):


– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.


– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:


– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):


– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа) .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий КАРПЕНКО

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил ВОРОБЬЕВ

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.





Хотя Успенский пост не так известен и почитаем, как Великий, среди людей, которые не строго следуют канонам православной церкви, но достаточно уважительно относятся к религии, он также является строгим. Это подразумевает, что во время поста запрещается есть продукты животного происхождения, то есть мясо, молоко и яйца. А вот рыбу и морепродукты разрешается употреблять в пищу, но всего лишь раз за весь двухнедельный период, пока идет пост – на праздник Преображения Господня, 19 августа.

Успенский пост – это самый короткий многодневный пост у православных христиан, он длится всего две недели. Начинается он на Медовый (Маковый) Спас, который каждый год отмечается 14 августа по новому стилю. Также за время поста православный народ отметит еще один Спас – Яблочный (19 августа), а Хлебный Спас будет праздноваться сразу после окончания поста (29 августа). Именно поэтому Успенски пост в народе называют Спасовкой. Заканчивается Успенский пост на Успение Пресвятой Богородицы, 27 августа по новому стилю.

Как и любой православный пост, Спасовка подразумевает как духовное, так и физическое воздержание. Это время для очищения тела и души человека, поэтому существует ряд запретов на употребление в пищу различных продуктов. Поэтому и начинающие, и опытные озяйки начинают хвататься за голову, думая, что можно кушать в Успенский пост 2017, и чего бы такого приготовить, чтобы разнообразить меню своей семьи. Сразу хотим отметить, что паниковать не стоит. Ведь, не смотря на строгость Успенского поста, в пищу позволяется использовать много сладостей, именно поэтому Спасовку также называют Лакомкой. Издавна в эти дни хозяйки готовили различную постную выпечку с медом, маком и яблоками (после Второго Спаса), грушами, виноградом и прочими вкусными дарами лета. Кроме того постящиеся абсолютно не ограничены в употреблении всевозможных овощей и зелени, которых в конце лета обычно в изобилии. Поэтому нужно всего лишь подключить свою фантазию, и вы поймете, что можно кушать в Успенский пост огромное количество вкусных и полезных блюд. Однако каждый день поста отличается некоторыми ограничениями, которые не стоит сбрасывать со счетов во время составления своего меню.

Кстати, также о питании в этот период вы можете прочесть еще в одной нашей .




Успенский пост 2017: питание по дням

Разобраться в том, как составить свое меню в Успенский пост 2017, что можно есть, а что запрещено, вам поможет этот календарь питания.

Понедельник (14, 21 августа) – разрешается употреблять постную горячую пищу без добавления масла – различные супы, тушеные или отварные овощи, каши.

Вторник (15, 22 августа) – запрещается есть вареные, жареные или печеные продукты, то есть это день сухоядения. В пищу можно употреблять сыры овощи и фрукты, хлеб, орехи и сухофрукты.

Среда (16, 23 августа) – можно есть блюда с добавлением растительного масла, а также пить вино.

Пятница (18, 25 августа) – день сухоядения, можно употреблять хлеб, фрукты, овощи, орехи и сухофрукты.

Суббота (19, 26 августа) – можно кушать постные горячие блюда, приготовленные с использованием растительным маслом, в том числе и рыбные блюда. Также разрешается пить вино. С 19 августа разрешается есть яблоки и виноград нового урожая.

Воскресенье (20, 27 августа) - день сухоядения. Запрещено есть все, кроме сырых овощей и фруктов, хлеба, сухофруктов и орехов.

В успенский пост 2017 питание можно организовать таким образом, что ваши родные и вы сами не будете замечать абсолютно никаких ограничений. Ведь огромный плюс в успенский пост 2017, что можно есть такие питательные продукты как картофель, ароматные грибы, сочные ягоды, фрукты и свежие овощи.

Меню во время Успенского поста

Предлагаем вам несколько универсальных рецептов блюд, которые можно есть в любой день Успенского поста, кроме дней сухоядения, то есть понедельников, сред и пятниц.

Для приготовления этого густого, сытного и наваристого супа потребуется: полстакана перловой крупы и красной чечевицы, 1 средняя морковка, 3 зубка чеснока, 1 репчатая луковица небольшого размера, кабачок – половинка среднего овоща, а также соль, перец и свежая зелень. Перловую крупу промыть под проточной водой, залить кипятком, поставить на слабый огонь и варить в течение получаса. Лук мелко порубить ножом, а морковь нарезать мелким кубиком. Промытую чечевицу и нарезанные овощи добавить к перловке. Туда же отправить и пропущенный через пресс чеснок. Кабачок нарезать кубиком. Варить суп примерно 10-15 минут, после чего добавить кабачок. Когда все ингредиенты будут в кастрюле, добавить по вкусу соль и перец. Готовить блюдо еще около 20 минут. При подаче посыпать измельченной зеленью.




Чтобы приготовить этот аппетитный постный гарнир, понадобится 5-6 средних клубней картофеля, 1-2 зубчика чеснока и 2-3 соленых огурчика. Картошку помыть, завернуть в фольгу и запечь в духовке до мягкости. А пока картофель готовится, подготовить соус: измельчить огурцы и чеснок, перемешать. готовый картофель очистить от кожуры и посыпать смесью чеснока и огурцов. Можно дополнить блюдо свежей зеленью.

Также отличным гарниром могут стать с сытным соусом из авокадо.




Этот удивительно вкусный салатик можно готовить не только во время поста. Мы уверены, что вы его будете готовить регулярно, если однажды попробуете. Итак, чтобы порадовать родных этим аппетитным и полезным блюдом, потребуется: большой апельсин, 3 средних моркови, 4 ст. л. соевого соуса и 1 ст. л. лимонного сока. Морковку натереть на крупной терке или на терке для корейских салатов, сбрызнуть соком лимона. Цитрусы очистить от кожуры и нарезать дольками. Все ингредиенты смешать в одной емкости и заправить соевым соусом.




Фруктовый салат

А на десерт предлагаем приготовить вкусный витаминный фруктовый салат. Для его приготовления вы можете взять любимые фрукты и ягоды: груши, яблоки, виноград, абрикосы и т.д. Для заправки потребуется 1 спелый банан и фруктовый сок (100 мл). Банан почистить и перемолоть в блендере вместе с соком в пюре. Заправка для салата готова. Все остальные ингредиенты помыть, при необходимости вытащить косточки и нарезать кубиком. Перемешать с соусом и можно подавать.

А еще на десерт можно приготовить

Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа, по строгости приближается к Великому посту. Представляем календарь питания на каждый день Успенского поста.

Успенский пост в 2018 году: что можно есть

Успенский пост приурочен к Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который празднуется 28 августа. Успенским постом церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, которая перед своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

По строгости Успенский пост практически не уступает Великому посту:

  • Понедельник, среда, пятница – сухоядение (кроме , 19 августа, когда разрешается рыба, также рыбный день установлен и в , если праздник придется на среду или пятницу).
  • Вторник, четверг – горячая пища без масла;
  • В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Но зато пост этот называют самым сладким. Держать его не сложно, ведь в этот период созревает множество фруктов, ягод и овощей. Все эти дары природы можно и нужно кушать.

Начинается Успенский пост с освящения меда во время , потом будет , а на следующий день после его окончания христиан ждет третий — .

Но главное в любом посте не диета, а забота о душе. Надо понимать, что Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери.

Успенский пост в 2018 году: календарь питания по дням

14 августа 2018 года, вторник. Начало Успенского поста. Монастырский устав: горячая пища без масла.



Что еще почитать