Готовые темы бесед для школьников труд. Материалы для бесед с подростками социальных педагогов и педагогов-психологов. Актуальность выбранной темы

Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

Подросток не ночует дома

Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

Систематически прогуливает школу

Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

Требует деньги

Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

Хамит взрослым

Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.

Примерная тематика бесед с родителями

Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»

Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

3. Младший школьный возраст и его особенности.

4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

5. Как выявлять и развивать способности детей.

6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

8. Воспитание характера ребенка в семье.

9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

12. Новое в системе национального воспитания.

13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

1. Новое в системе национального воспитания.

2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

8. Вред алкоголя и курения.

1. Пример родителей в воспитании детей.

2. Особенности воспитания подростков в семье.

3. Половое развитие и методы полового воспитания.

4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

5. Активные формы отдыха в вашей семье.

6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

11. Изучения корней семейного рода.

12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

1. Основные направления воспитания в семье.

2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Методическая разработка на тему:
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета

Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,

СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ

Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения

«Устав школы, правила поведения учащегося»

«Твои успехи и неудачи»

«Способы урегулирования конфликта»

«Шутки или хулиганство»

«Ответственность за проступки»

«Правила поведения и ТБ на осенних каникулах»

«ЗОЖ – что это такое?»

«Что есть человек?»

«Коллективная помощь и сочувствие»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Культура поведения в общественных местах»

«Правонарушение и юридическая ответственность»

«За что ставят на учет в КДН?»

«За что ставят на ВШУ?»

«Паролимпийские виды спорта в нашей школе»

«Административная и уголовная ответственность»

«Права и обязанности несовершеннолетнего»

«Ответственность за ложные сообщения о терроризме»

«Искусство каждодневного общения»

«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»

«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»

«Правила поведения на улице

«Ответственность за порчу имущества школы»

«Культура приветствий и обращений к окружающим»

«Ответственность за нарушение правил ПДД»

«Уверенность в себе»

«Вербальные и невербальные формы поведения»

«Формула выбора профессии»

«Последствия самовольного ухода из школы»

«Профессии доступные людям с инвалидностью»

«Правила поведения и ТБ во время зимних каникул»

«Правила поведения в общественных местах»

«Самоконтроль и требовательность к себе»

«Техника безопасности на зимних каникулах»

«Мои успехи и неудачи»

«Правила поведения пассажира в общественном транспорте»

«Сила воли и характер»

«Чувство собственного достоинства»

«Как избежать травматизма зимой»

«Моя Родина – Россия»

«Как я провел зимние каникулы»

«Закон Краснодарского края № 1539-КЗ»

«Петарды и безопасность»

«Умей сказать — НЕТ»

«Безопасное движение во время гололеда»

«Компьютер-друг или враг»

«Место подростка в обществе»

«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

Викторина: «Кто на свете всех умнее?»

«Культура речи. Ненормативная лексика»

«Выбирай здоровье: паролимпийские виды спорта в нашей школе»

«Алкоголь и алкогольная зависимость»

«Для чего нужна семья»

«Как выбрать профессию»

«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

«Что такое вежливость»

«Человек – творец своей судьбы»

«Подросток и Закон»

«Подросток и преступление»

«Правонарушение, проступок, преступление»

«Как не стать жертвой преступления»

«Компьютер – друг или враг»

«Профессии доступные людям – инвалидам»

«Делу время, потехе час! »

«О честности и умении держать слово»

«Гимн, Герб, флаг России»

«Жизнь дана для добрых дел»

«Виды наказания несовершеннолетних»

«Преступление и наказание»

«Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»

«Конвенция о правах ребенка»

«Энергетические напитки – новые наркотики»

«Ласковые слова для мамы»

«Деньги на карманные расходы»

«Как преодолеть страх перед экзаменами»

«Умей сказать – НЕТ! »

«Всегда есть выбор»

«Жизнь – главная ценность человека»

«Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»

«Я и моя уличная компания»

«Обязанности подростка в семье»

«Посильный труд – достоин уважения»

«Планы на будущее»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд.

Положение о шефах — наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с.

Предоставляю Вашему вниманию образец карточки «Индивидуальная профилактическая работа» с ребенком, состоящим на учете или неблагополучной семьей, который я использую в своей работе (в конце каждого по.

Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете.

План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт.

На основе своего личного профессионального опыта представляю технологию организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере.

Беседы с родителями несовершеннолетних темы

опыт работы 21 год.

Волгоград 2014 г.

Актуальность выбранной темы:

Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители — ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.

В последние пять — десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.

В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:

  • Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
  • Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
  • Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
  • При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

    Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.

    С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

    В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.

    Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

    Так как школа № 95 - школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов - мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей - это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей - 30%, матерей- одиночек - 10%, опекаемых -5 %, дети - инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания - 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.

    Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

    Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.

    Р азвитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

  • Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
  • Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
  • Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.
  • Принципы реализации Программы

    Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.

    Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.

    Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.

  • Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
    • актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
    • активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
    • опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
    • опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
    • Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:

    • Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
    • Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
    • Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
    • Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.

      Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.

    • Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
    • Улучшение микроклимата в семье;
    • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
    • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
    • Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
    • Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
    • Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
    • Кратко о внедрении разработки:

      С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.

      Методы и приемы работы:

      Формы работы с семьями:

      Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).

      — общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;

      Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);

      Индивидуальные: ( переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).

      Нетрадиционные формы работы с родителями.

    • Родительские чтения.
    • Родительские вечера.
    • Деловая игра
    • «Круглый стол»
    • Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.

      Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.

      Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.

      Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении

      Этапы

      Мероприятия

    • Сбор информации о семье и ребенке
    • Сообщение о семье на Совете профилактики
    • Принятие решения о сопровождении семьи
    • Выделение ключевых проблем
    • Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
    • Разработка индивидуального плана сопровождения семьи
    • Установление контакта со всеми членами семьи
    • Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
    • Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив
    • Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
    • Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
    • Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
    • Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи
    1. Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
    2. Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов
    3. Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
    4. Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
    5. Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.

      Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:

      1. Внешняя неопрятность;
      2. Снижение успеваемости;
      3. Не выполнение всеобуча;
      4. Потеря интереса к прежним увлечениям;
      5. Резкое изменение круга общения;
      6. Появление скрытности в поведении;
      7. Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
      8. Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
      9. Следы от побоев.
      10. Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
      11. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
      12. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
      13. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
      14. Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.

        Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).

        План собрания

      15. Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
      16. Постановка проблемы.
      17. Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
      18. Выступления от групп.
      19. Обобщение сказанного. Решение.
      20. Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
      21. Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
      22. Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:

      23. Участие в работе всех родителей.
      24. Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
      25. Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
      26. Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
      27. Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
      28. При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

      29. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
      30. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
      31. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
      32. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
      33. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
      34. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
      35. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
      36. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
      37. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

      38. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
      39. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
      40. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
      41. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
      42. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
      43. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
      44. Программа родительских встреч «Семья и школа»

        Тема собрания, вопросы для обсуждения

        1 класс

        «Семья и школа –вместе мы сможем многое»

        Психолог. Заместитель директора по ВР.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

        Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся. ».

        Психолог. Зам. по ВР.

        «Безопасность ребенка на каждый день»

        Поймите себя и своего ребёнка»

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

        «Нет милее дружка, чем родная матушка»

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра.

        Психолог. Зам. по ВР

        Диспут

        «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол.

        Тематическая встреча «Папа, мама, я — здоровая семья»

        Диспут: «Алкоголь в семье».

        Эмоциональное благополучие детей в семье.

        4 класс

        «Человеком быть совсем непросто,

        или как воспитывать в детях

        нравственные качества на собственном примере».

        Заместитель директора по ВР.

        Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).

        Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.

        «Агрессия детей: ее причины и предупреждение».

        Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.

        Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии

        работоспособности и личностных качеств.

        «Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра). Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч. Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

        Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся. » Развод родителей — серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.

        «Безопасность ребенка на каждый день» Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.

        2 класс

        «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.

        Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.

        «Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник). Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра. Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

        3 класс

        «Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча «Ладная семья»(Приложение 13).

        Донести до родителей необходимость в:

    • — создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
    • — отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
    • — постоянном психологическом контакте с ребенком;
    • — заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.

    «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:

  • — Со стороны мужа по отношению к жене;
  • — Со стороны жены по отношению к мужу;
  • — Со стороны родителей по отношению к детям;
  • — Со стороны старших детей по отношению к младшим.
  • Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).

    Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).

    Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).

    Эмоциональное благополучие детей в семье . Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика «Притча о добре и зле» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей). Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube. com watch? v= b_ gUXaZfVZw

    Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

    «Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)

    Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).

    Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    Критерии оценки достижения планируемых результатов:

    Оценка эффективности программы «Семья и школа».

    Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.

    Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.

    Критерии оценки эффективности работы с родителями

    Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:

  • Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
  • Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
  • Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
  • Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
  • Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
  • Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году — 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.

    Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая.

    Тематика этических бесед с учащимися

    1. Что мы знаем о человеке (ценность человека. Его физическая и духовная силы, рождение гражданина).

    2. О внутреннем мире человека (наши мысли о чувствах, что такое воображение, имею ли я волю и для чего она нужна).

    3. Знакомство с самим собой (о своем я, каким сам себе представляю, я - в глазах друзей, я - в глазах врагов, какой я на самом деле, нужно ли знать себя, как познать себя, доволен ли я собой).

    4. Можно ли создавать себя (как растет человек, что побуждает человека развиваться, человек каждое мгновение творит или разрушает)

    5. Человек среди людей (что такое коллектив , я - в классном коллективе, знаю ли я того, кто рядом со мной, как познать другого)

    6. Каким быть?

    8. Об уважении к людям.

    9. О чуткости.

    ПАМЯТКА УЧЕНИКУ

    1. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - будь сам инициативен, действуй по собственному почину.

    2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир и способен самоприказывать.

    3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

    4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, а, прежде всего, недостатки своего характера.

    5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой

    6. Вера в свою способность - это внутренний резерв сил

    ПАМЯТКА УЧЕНИКУ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ САМООЦЕНКИ


    1. Моя главная задача в школе- научиться учиться и всесторонне развивать самого себя для будущей трудовой и общественной деятельности.

    2. По своей природе я являюсь самоорганизующим существом, поэтому я всегда и всему могу и должен учиться сам. Учителя могут только помогать мне научиться учиться и управлять своим развитием и поведением.

    3. Прежде всего я должен развивать у себя общие способности, стремление всегда обдумывать свои дела и поступки и приобретать полезные знания, вырабатывать в себе работоспособность.

    4. Самый лучший способ научиться учиться - это постоянно передавать свои знания и опыт другим.

    5. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.

    6. Следует постоянно выявлять и преодолевать недостатки своего характера и развивать нужные качества и умения. Делать это надо по собственному желанию и советам взрослых.

    7. В первую очередь необходимо развивать свою общественную активность, трудолюбие, организованность, исполнительность, вежливость , доброту, умение управлять собой.

    8. Надо знать, что недостатки моего характера и поведения - это результат неправильного самообучения и саморазвития. Все можно исправить в лучшую сторону, стоит только захотеть. Полезно уяснить, что плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра.

    9. Искусство научиться многому заключается в умении сразу браться за немногое.

    10. Чтобы самоорганизация была успешной, следует знать, уметь, хотеть успевать делать что надо и полезно, а не то, что вздумается. Надо помнить, что все мои успехи и неудачи зависят, прежде всего, от меня самого.

    Мир в нашем доме -

    в наших руках!

    «ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    Тема: Гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся
    Цель: Формирование человека-гражданина, способного адаптироваться в условиях современного состояния общества.

    1. Воспитание личности на основе приоритета человеческих ценностей.
    2. Воспитание любви к Родине, родному краю.
    3. Формирование гуманистических отношений в процессе образования

    Актуальность данной темы.

    В основе воспитательной системы нашей школы лежат многолетние традиции, которые держат всю воспитательную систему. На основе концепции и программы воспитательной работы школы, а также выявленных в ходе анализа проблем и достижений, возникла главная цель воспитательной системы - создание в школе нравственно-интеллектуальной системы; атмосферы, которая воспитывает сама по себе, способствует развитию личности, помогает вырабатывать учащимся свою гражданскую позицию в жизни, отношение к окружающему миру и к себе.

    Актуальность данной темы определяется и следующими позициями, которые свойственны всей системе государства в целом: нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение идеалов и ценностей, исчезновение связей поколений. Отсутствие четких нравственных ориентиров в современном обществе создали существенные проблемы в работе по формированию гражданско-патриотических чувств у учащихся. В такой ситуации эта проблема требует от школы максимального содействия становлению будущего гражданина, развитию его творческого потенциала, формированию чувства переживания и сопереживания, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей страны, края, к ветеранам войны и людям труда.


    Данная ситуация усугубляется еще и тем, что на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов: широкое информационное поле(телевидение, радио, некоторые компьютерные программы), которое не является помощником школы, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей ;

    Переход на коммерческие отношения почти всех сфер культуры не позволяет многим учащимся приобщиться в полной мере к духовным ценностям;

    Наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Тревогу и озабоченность вызывает незнание, а вследствие этого нарушение гражданско-правовых норм и обязанностей.

    Исходя из всего вышеизложенного настоящая Программа предполагает направление усилий педагогического коллектива, социума, родительской общественности на:

    Формирование духовно-богатой личности;

    Воспитание патриота-гражданина;

    Развитие школьного самоуправления - как средства формирования успешной личности;

    Формирование гуманных отношений в процессе образования;

    Создание на базе ГОУ СОШ № 000 учебно-методического центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школ района Ясенево.

    Принципы обеспечения реализации Программы:

    1. Защищенность прав учащихся и учителей.

    2. Интеллигентность (современное образование и духовность, всестороннее развитие личности и творческая активность)

    3. Демократичность (равноправие гуманное управление и соуправление).

    4. Целостность педагогической деятельности школы, семьи и общественности.

    Условия реализации программы:

    Результаты повышения нравственной культуры человека будут положительными при условии:

    Обновление и развитие школы будет осуществляться через:

    Реализацию Малой школьной педагогической концепции школы;

    Внедрение методик развивающего обучения;

    Внедрение современных педагогических технологий;

    Дифференциацию обучения:

    а) работа гимназических классов;

    б) работа групп с углубленным изучением предметов;

    в) разработка индивидуальных программ обучения ;

    г) совершенствование уже введенных курсов школьного компонента:

    14. Совершенствование преподавания предмета Москвоведение.

    15. Проведение родительских собраний по теме данной Программы.

    16. Совершенствование работы по внедрению Программы воспитания.

    17. Выявление условий, обеспечивающих продвижение в повышении уровня воспитанности учащихся.

    18. Разработка плана успешного хода исследования, создание ситуации успеха.

    19. Разработка «Я-концепции».

    20. Анализ второго этапа.

    учебный год - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

    1. Педсовет по теме эксперимента.

    2. Продолжение работы 1,2 этапов проекта.

    ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО - формирование гуманистических отношений, воспитание потребности приносить людям пользу. Включает направления:

    Труд, приносящий людям пользу,

    о формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализма и толерантности.

    Направления нравственно-патриотической работы:

    Связь поколений;

    Духовно-нравственное;

    Патриотическое;

    Программа включает в себя следующие направления:

    1. Связь поколений.

    Цель:

    осознание обучающимися как нравственной ценности

    причастности к судьбе Отечества, его прошлому,

    настоящему, будущему.

    Задачи:

    1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

    2. Сохранять историческую память поколений в памяти

    подрастающего поколения.

    3. Способствовать формированию у обучающихся чувства

    сопричастности к истории и ответственности за будущее

    2. Духовно-нравственное.

    Цель:

    формирование уважительного отношения к

    историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    Задачи:

    1. Формирование уважительного отношения к языку своего народа;

    2. Воспитывать гордость за социальные и культурные достижения своей страны.

    3. Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    3. Патриотическое.

    Цель:

    воспитание у обучающихся осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    Задачи:

    1. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    2. Проявление заботы об интересах Родины

    3. Формирование ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

    В результате реализации Программы ожидается:

    В образе выпускника основной школы:

    о в познавательной сфере: развитие творческих способностей; о в историко-краеведческой: осознание

    ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    о в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; о воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину; пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края, города.

    5 класс Сентябрь

    1. Славянская мифология. - Память о дохристианской культуре наших предков; единение человека и природы-важный этап в формировании мировоззрения.

    2. Русские народные сказки. - Мудрость русского народа, накопленная веками, отражена в этих произведениях.

    3. Древнерусская литература «Повесть временных лет». - Память о героях и доблестном прошлом русского народа; мелодичный язык русских летописей.

    4. , стихи. - Воспитание чувства языка. Пушкин - создатель русского литературного языка.

    5. , «Бородино» - Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Урок-воображаемая экскурсия на Бородинское поле-поле русского героизма и славы. Знакомство со стихотворением «Бородино». Использовать репродукции картин Заболотского «Старый солдат», Кривенко «Военный совет в Филях».

    Беседа о патриотическом смысле стихотворения, наблюдения над речью рассказчика, устное словесное рисование: «Ночь перед боем» или «Бородинское сражение». Экскурсия в Бородинскую панораму.

    6. Урок-концерт.

    Поэтические картины Родины в произведениях поэтов 19 века. «Степь», «Конь», «Буря»,

    «Русь» и др.

    7. T. H.Толстой «Кавказский пленник» - Гордость за силу и бесстрашие русского офицера, стремление быть таким же.

    8. Внеклассное чтение. JI. Толстой «Севастопольские рассказы». Февраль

    9. «Косцы». - Триединство крестьянского труда, русских традиций, выраженных в песнях, и необыкновенной русской природы - основополагающая часть всей русской культуры.

    10. . «Мне о России надо говорить».

    11. «Васюткино озеро» - Воспитание интереса к изучению разных уголков нашей страны;

    бережного отношения к богатствам своей страны.

    12. , сказы. - Воспитание интереса к изучению культуры разных уголков нашей страны.

    13. А. Твардовский «Рассказ танкиста». - Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

    14. Внеклассное чтение. Тема Великой Отечественной войны в поэзии К. Симонова, М. Исаковского, М. Джалиля. - Работа над содержанием стихотворений.

    Прослушивание песен военных лет («В лесу прифронтовом», «Катюша» и др.), чтение патриотических стихотворений («Сын артиллериста» Симонова и др.).

    Посещение школьного музея.

    6 класс Сентябрь

    1. Пословицы и поговорки. Обрядовый фольклор. - Богатство, меткость русского языка и русской мысли; сохранение русских народных традиций.

    2. Древнерусская литература. «Сказание о белогородском киселе. - Интерес к истории своих предков; осознание важности собственных поступков и самого себя в историческом процессе. Октябрь

    3. , стихи. - Воспитание чувства языка; гордость за сложный и интересный русский язык.

    4. «Бежин луг». - Красота и поэтичность русской природы. Понимание и любовь к ней.

    5. «Железная дорога» - Раскрытие характера русского человека: стойкость, терпение, сила духа, уважение к истории государства Российского.

    6. «Солдатское сердце» или «Июльская жара».

    7. К. Симонов, Н. Рыленков, Д. Самойлов «Сороковые». Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Посещение школьного музея.

    8. Стихи о Родине и родной природе.- Необъятность нашей Родины, её красота во все времена года, умение любить и беречь природу.

    9. В. Распутин «Уроки французского». - Отражение в повести трудностей военного времени.

    10. Поэты о Великой Отечественной войне. - Воспитание патриотизма, желание помнить деяния своих предков и ценить их, воспитание чувства справедливости.

    11. «Журавли». - Размышления о непреходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости, постоянном самосовершенствовании человека.

    12. Внеклассное чтение. А. Лиханов «Последние холода».

    13. Поэты народов России. - Воспитание мысли о том, что культура - всемирное достояние, и представители любой культуры несут в мир красоту и любовь, через понимание чужой культуры, новый взгляд на свою.

    7 класс Сентябрь

    1. Устное народное творчество. Былина «Вольга и Микула Селянинович». - Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств.

    2. Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». - Бескорыстное служение родине и народу. Илья Муромец - носитель лучших черт национального характера. Октябрь

    3. Древнерусская литература. Развитие речи. Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе .

    4. . Поэма «Полтава». - Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отвага русских воинов.

    5. «Тарас Бульба». - Патриотический пафос повести. Январь

    6. . Поэма «Русские женщины». - Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

    7. Литературное мероприятие. «Час мужества».

    Песни военных лет».

    8. Стихи о Родине. Поэты 20-го века. - Воспитание чувства гордости за свою страну.

    9. Внеклассное чтение. Ч. Айтматов «Ранние журавли». Н. Дубов «Беглец». - Тема Великой Отечественной войны в прозе.

    10. Конкурс чтецов. Трудности грозных лет войны в стихотворениях К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Жди меня», А. Твардовского «Братья»,

    Н. Тихонова, А. Ахматовой и др.

    8 класс Сентябрь

    Древнерусская литература. «Люди древней Руси». - Интерес к истории своих предков. Исторические личности.

    2. «». - Защита русских земель от врагов.

    3. . Повесть «Капитанская дочка». - Воспитание идеалов гуманности, чести и долга.

    4. Внеклассное чтение. «Береги честь смолоду». По роману «Два капитана».

    5. Развитие речи. Сочинение-описание картины Ю. Непринцева «Отдых после боя».

    6. Литературный вечер. «Никто не забыт, ничто не забыто».

    7. А. Твардовский «Василий Тёркин». - Тема Родины. Картины фронтовой жизни.

    8. Внеклассное чтение. «Тёркин на том свете».

    9. Стихотворения о Великой Отечественной войне. - «Этих дней не смолкнет слава».

    10. Внеклассное чтение. А. Платонов «Возвращение».

    11. Концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова,

    Б. Окуджавы, А. Фатьянова, М. Шаковского.

    Сентябрь

    1. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». - Патриотический пафос произведения.

    2. Внеклассное чтение. «Поэты 18-го века». - Урок-конкурс на лучшее чтение стихотворений поэтов - декабристов: (Марлинского),

    3. . Патриотические и вольнолюбивые стихи.

    4. Поэзия мужества. Стихи и песни современных поэтов о Великой Отечественной войне. Январь

    5. . Тема патриотизма в лирике.

    6. Внеклассное чтение. Повести о Великой Отечественной войне.

    В. Быков «Обелиск», Г. Бакланов «Девятнадцатилетние».

    7. Фильмы о войне. «В бой идут одни старики», «Гости из будущего» и др. - Мужество, любовь к Родине советских людей.

    Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

    Об ответственности родителей за воспитание детей.

    Трудовое воспитание детей в семье.

    Приучение детей к бережливости.

    Развитие у детей интереса к науке и технике.

    Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

    Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

    Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

    Воспитание прилежания у детей в семье.

    Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

    О мерах поощрения и наказания детей в семье.

    Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

    Приучение детей к скромности.

    Воспитание уважения к старшим.

    Значение режима дня в воспитании детей в семье.

    Роль семьи в нравственном воспитании детей.

    Воспитание у детей честности и правдивости.

    Развитие у детей чувства коллективизма.

    Воспитание дружбы и товарищества у детей.

    Воспитание характера у детей.

    Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

    О половом воспитании детей в семье.

    Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

    Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

    Закаливание организма ребенка.

    Роль семьи в развитии детского спорта.

    Эстетическое воспитание детей в семье.

    Как развивать у детей творческие дарования.
    Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

    Организация рабочего уголка школьника в семье.

    Как помочь школьникам выбрать профессию.

    Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

    Правила и ошибки выбора профессии.

    Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

    Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

    Положение молодежи на современном рынке труда.

    Востребованность профессий на рынке труда.

    Требования работодателя к молодым специалистам.

    Учебные заведения г. Кемерово и области.

    Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

    Объективные условия выбора профессии.

    Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

    Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

    Трудный подросток. Кто он?

    Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

    Формирование мотивации достижения.

    Формирование мотивации обучения.

    Психология общения.

    Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

    Психосексуальное развитие подростков.

    Психологические особенности подростков.

    Психологические особенности детей разного возраста.

    «Профилактика

    различных видов химической зависимости».

    Методические рекомендации . Для первого раза выберите несколько тезисов. Не перегружайте подростков. Не переходите на личности, даже если в классе есть дети, употребляющие алкоголь, в том числе и пиво. Беседу проводите спокойно, не проявляйте излишнюю эмоциональность. Не уговаривайте подростков не прикасаться к сильнодействующим веществам, а влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем влияние проинформируйте о последствиях этих контактов. Вовлекайте ребят в дискуссию.

    Материал для беседы. Мозг человека – блистательно спроектированный и созданный природой самопрограммирующий компьютер. Нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя на анатомо-физиологическом уровне изучение его продолжается более ста лет, а мышление людей как продукт деятельности мозга психология исследует уже три тысячелетия.

    Работа мозга тончайшим образом регулируется химическими веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в процессе обмена веществ.

    Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

    Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта – кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку, человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов.

    Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПАВ). К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики – опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например, экстази.

    Вопрос к подросткам . Кто знает, что такое «экстази»?

    Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя, кто именно осведомлен.

    Экстази очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази дает возможность продержаться в тонусе 1-12 ч, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

    О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши, употребляющих наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца ХХ века.

    Вопрос к подросткам . Наркомания – это вредная привычка или болезнь?

    Обсуждение. Выслушайте мнение и дайте правильное определение понятиям «вредная привычка», «наркомания».

    Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению, удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия, и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг, в этот самый центр удовольствия. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра, на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется «кайф». Бедное животное очень быстро погибает от «счастья».

    Погибают и наркоманы, не только от наркотического истощения, но и от СПИДа, которым можно заразиться через общий шприц, от гепатита В – вирусного заболевания, предающегося через кровь. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция.

    Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает подростков в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. «Ломка» - тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества. Наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

    Вопрос к подросткам . Пьянство и алкоголизм – это одно и то же?

    Обсуждение. Нет, пьянство – вредная привычка, ведущая к болезни, а алкоголизм – болезнь и следствие пьянства.

    Итак, несколько медленнее, чем наркомания, и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм.

    Алкоголизм – это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. В организме каждого человека содержится небольшое количество этилового алкоголя. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене веществ, является биологическим «горючим», благодаря ему человек энергичен и бодр. Однако если все время «подбрасывать» это горючее извне, то нарушается обмен веществ и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм – зависимость человека от этилового спирта.

    Алкоголизм имеет несколько стадий: на первой – заболевание излечимо и большая часть изменений обратима, вторая стадия довольно быстро переходит в третью, и человек становится инвалидом. Развиваются цирроз печени (замена печеночных клеток клетками соединительной ткани), поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие – вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

    Потомство пьющих людей – зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления – убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

    Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

    «Предупреждение заболеваний, передающихся половым путем».

    Тема для младших подростков трудная, но необходимая. Беседа не должна быть слишком длинной. Лучше, если она будет носить просто информационный характер. Если подростки захотят углубить проблему – приветствуйте это и употребите при разговоре материалы из приложения.

    С начала 80-х гг ХХ в. подростки попали в группу риска по заболеваниям, предающимся половым путем. Все вы слышали о таких заболеваниях, как гонорея, сифилис, СПИД. В большинстве случаев ими страдают люди нечистоплотные в интимных отношениях, ведущие беспорядочную, бездуховную интимную жизнь. Гонорея и сифилис известны человечеству давно, и если больной вовремя обращается к врачу, то его полностью излечивают.

    Запомните две очень важные юридические истины: чем бы человек ни был болен, он ни за одно заболевание не подвергается уголовному преследованию; врачи сохраняют врачебную тайну, за ее разглашение они несут ответственность перед законом. И еще. В быту иногда говорят о приличных и неприличных болезнях. Вроде бы воспаление легких – заболевание приличное, а расстройство кишечника – неприличное. Не кажется ли вам, что это глупо и несправедливо по отношению к самому себе? Прежде всего, прилично быть здоровым. А если ты заболел, не важно чем, иди и лечись. Это же относится и к венерическим болезням. Да, человек сам виноват, что получил сифилис или гонорею, но никто его за это не будет подвергать уголовной ответственности или общественному порицанию. Единственное, за что больной венерическими заболеваниями отвечает в соответствии с уголовным законодательством – это за преднамеренное заражение других людей сифилисом, гонореей, СПИДом.

    Что же касается самого СПИДа, то эта болезнь пока неизлечима. Суть заболевания заключается в том, что с кровью или сперматической жидкостью больного в организм здорового человека поступает вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он поражает клетки крови, которые называются Т-лимфоциты. Вирус проникает внутрь клетки, разрушает ее и размножается. Новые вирусы поражают новые Т-лимфоциты.

    Иммунитет человека можно представить себе в виде замкнутой цепи, как бы загораживающей нас от болезней. Представьте себе, что из цепочки, которую вы носите на шее для украшения, выбито одно звено. Что будет? Цепь развалится и упадет. Ну а организм в этой ситуации остается без защиты. Ведь у каждого звена иммунной цепи своя собственная функция, заменить Т-лимфоциты нечем. Первое время после внедрения ВИЧ в кровь организм отчаянно защищается, продуцируя свежие Т-лимфоциты. Вот почему различают ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. ВИЧ-инфицированный человек может себя чувствовать весьма неплохо на протяжении 305 лет, но за это время он может заразить других людей, людей с более низкой сопротивляемостью, и они могут погибнуть раньше, чем носитель ВИЧ. Пораженный ВИЧ человек погибает от воспаления легких, от насморка, от расстройства желудка, так как организм не в состоянии сопротивляться.

    СПИД часто называют чумой ХХ в. Это не совсем точное определение. От чумы, свирепствовавшей в Европе в Средние века, защититься было практически невозможно. От СПИДа людей защищает интимная чистоплотность. Если человек не ведет разбросанную интимную жизнь, если любовь не подменяется понятием «секс ради секса», то и заболевания, передающиеся половым путем, ему не грозят, так как все другие случаи заражения венерическими болезнями чрезвычайно редки.

    Конечно, необходимо отметить, что вести чистоплотную, духовную интимную жизнь нужно не только из страха заболеть. Несерьезное, неуважительное отношение к самому себе как к сексуальной личности, т.е. личности, имеющей определенные половые признаки, не только физические, но и психологические приводит к душевной опустошенности. Не называя имен, сосредоточьтесь и подумайте, счастливы ли известные вам люди, которые безответственно относятся к своей интимной жизни. Бездуховные личные отношения ведут в том числе и к депрессии, о которой мы уже упоминали.

    Итак, вернемся к СПИДу. В большинстве случаев эта болезнь – следствие распущенности в интимных отношениях или наркомании, когда потерявшие над собой контроль люди пользуются одним общим шприцем. Да, существуют люди, заразившиеся СПИДом в результате нарушения медицинскими работниками правил пользования инструментами, нарушения стерильности процедур. Но это бывает крайне редко.

    Наркоманы передают друг другу не только СПИД, но и сифилис, гепатит, вызываемый вирусами В и С.

    Гепатит – это заболевание, поражающее в первую очередь печень. Однако погибает от него человек в результате общего системного поражения всего организма. К сожалению, подростки в последнее время занесены в группу риска и по гепатиту.

    «Профилактика изнасилования».

    (беседа с девушками)

    Методические рекомендации . Эту беседу нужно проводить в отсутствии мужской части класса или группы. Тема чрезвычайно болезненная, поэтому необходимо создать как можно более доверительную обстановку. Не переходите на личности, не пугайте. Информируйте. Ответьте на вопросы, которые будут.

    Материал для беседы. Полностью обезопасить себя от сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск к минимуму вполне реально и не очень трудно. Во многом поможет этому знание того, как это происходит.

    По статистике, до 70% таких преступлений совершается вечером – от 18 до 23 ч и лишь от 7 до 14%-ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18% сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

    Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы! Даже среди лиц, совершивших так называемые серийные убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подвергнутых судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7% были признаны невменяемыми! Больше того, чаще всего это самые нормальные в бытовом понимании люди в возрасте до 30 лет, а каждый третий из них – школьник или учащийся ПТУ.

    Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При этом 22% случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.

    Как это ни странно, иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства.

    Однако вы живете не в вакууме, вам необходимо общаться с огромным количеством людей. Причем чем старше вы будете становиться, тем шире будет круг ваших знакомых. В том числе среди них будут и мужчины. И конечно, подавляющее большинство этих людей – порядочные представители общества. Однако предусмотреть все жизненные ситуации невозможно, а потому нужно обезопасить себя на случай встречи с личностью, склонной к сексуальной агрессии.

    Всегда демонстрируйте уверенность в себе, внешним видом, походкой, взглядом, ответами на вопросы;

    Придя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь определить местонахождение телефона, людей, которые могли бы вам помочь в случае опасности;

    Если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний;

    Одевайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее трудно было сорвать;

    Не входите в подъезд, лифт с незнакомым мужчиной;

    Будьте осмотрительны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания на нейтральной территории;

    Никогда не останавливайте попутных машин;

    Приобретайте разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе;

    Носите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку – лак для волос, дезодорант.

    Вам показалось, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно противостоять насильнику, надо знать, как себя вести.



    Что еще почитать