Определение по теме человек и общество. Обществознание тема "человек и общество". Человек как биопсихосоциальное существо

рассмотрим некоторые цитаты из :

"С самых давних известных нам времен жизнь человека всегда протекала в общественной среде и, следовательно, была организованной... Излюбленное мнение наших предков, будто общество возникло на основе соглашения между разобщенными до этого людьми, исторически не подтверждается, а является домыслом... Неправильно было бы также считать, что развитие человеческого общества идет по пути превращения людей в одиноких отшельников. Уже сам рост населения сделал бы одиночество затруднительным, если бы даже оно и было желательным, чего в действительности нет. Более того, тот небольшой период времени, который имеет письменную историю, является как бы своеобразной школой цивилизации - нелегкой науки, благодаря которой люди становятся cives, гражданами, способными жить сообща с наименьшим количеством конфликтов и недоразумений...

Несомненно, в силу этого появились понятия, выражаемые такими многозначащими собирательными именами существительными, как "человечество", "общество", "нация", "церковь". Они являются собирательными в том смысле, что обозначают собой целые системы с особой структурой взаимоотношений, составляющей основу их организации. Члены этих систем принадлежат к ним иногда по своему рождению или вследствие принуждения, а иногда и по личному желанию, но в любом случае их членство оказывает сильное влияние на их внутренний склад".

"Каждый человек нуждается в пище, и этот факт влечет за собой как следствие другой факт - он пытается ее добыть. Однако это не определяет еще ни способа, каким он осуществит свою попытку, ни средств, с помощью которых он получит желаемое. Характер этих способов и средств определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой живет человек; они зависят не от человеческой воли, а от процесса развития человечества в целом. Конечно, при такой взаимосвязи между самим человеком и окружающей его средой происходят еле заметные изменения в обоих факторах".

"Прямота, честность являются, пожалуй, самым важным личным качеством человека, а единство и согласие - главным общественным благом. Однако стремление достигнуть одновременно и того, и другого часто приводит к конфликту. Еретики утверждают свою правоту в противовес обществу, а общество ("что это такое?") отстаивает свое единство в борьбе против еретиков" ("как оно это делает?"- вопросы В.Г.).

"...истина, давно известная каждому инквизитору,- что теория ведет к изменению практики и что, следовательно, теоретики, когда они не связаны строжайшим надзором, являются божьей карой для правителей".

Ассоциативный блок.

К вопросу о свободе слова. Слово лишь тогда свободно - когда оно свободно и от цензуры, и от смысла, иначе это уже не свобода, что мы и наблюдаем повсеместно.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общефилософская проблема соотношения Ч. и о. предопределяет понимание природы нравственности и способ решения осн. вопросов этической теории. Буржуазное понимание данной проблемы основывается, в сущности, на противопоставлении понятий Ч. и о. С одной стороны, сущность Ч. трактуется как «человеческая природа», не зависящая от О., а О. - как сфера лишь внешнего проявления или ограничения внутренних свойств Ч. (различные теории «робинзонады», общественного договора). С др. стороны, О. представляется как нечто внешнее человеку, как «социальная машина», «общество-лицо» (Прудон), как «среда» или «обстоятельства», формирующие облик людей. Отсюда проистекает бытующее в буржуазной этике двоякое, но в равной мере ложное понимание нравственности. Она трактуется либо как выражение «естественных», только внутренних потребностей Ч., присущего ему морального чувства (Гедонизм, Эвдемонизм, Нравственного чувства теории), либо как проявление только внешнего начала, не зависящего от Ч. вообще (Интуитивизм.). Из этого вытекает, что либо Ч. утверждает свою свободу в морали лишь в негативной форме, вопреки внешней необходимости и человеческому миру общения, либо нравственность состоит в подчинении Ч. внешнему диктату (бога или О.), в подавленна его «природных» склонностей. Соответственно решается в буржуазной этике и проблема осуществления общественного и нравственного идеала: либо предлагается возлагать надежды на подлинную природу Ч., к-рая в принципе противопоставляется всему социальному; либо остается уповать на некое фатальное изменение условий помимо Ч. В действительности, как показывает марксизм, человеческая сущность есть не «абстракт, присущий отдельному индивиду», а совокупность всех общественных отношений (Маркс К: Энгельс Ф., т. 42, с. 265), Поэтому О, нельзя считать чем-то внешним по отношению к Ч., некой «средой». Все содержание общественной жизни создается или воссоздается (наследуется) различными формами человеческой деятельности. Равным образом в самом Ч. нет ничего, кроме черт его общественной природы: «Человеческая сущность есть истинная общность людей» (там же, т. 1, с. 447), «...общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития...» (там же, т. 27, с. 402-403), «история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (там же, т. 2, с. 102). Марксизм не противопоставляет «подлинно человеческое» и подлинно общественное, ибо с его т. зр, это одно и то же. Поэтому проблему воспитания подлинно нравственного Ч. марксизм решает в единстве с задачей создания подлинно человеческого О. в процессе, культурно-созидательной деятельности самих людей. Марксизм не только опровергает как ложное буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. В результате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и вся общественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельности и своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает ему в виде готовых формул моральные запреты и предписания. Ч. же со своей стороны рассматривает О. как средство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердить свое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположность навязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоциальным существом. Преодоление противоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальных условий, ее породивших. Коммунистические общественные отношения - это, по словам К. Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в к-ром люди развивают свои творческие способности во всей их полноте. Чем более универсальны и бескорыстны устремления Ч., тем больше он осуществляет себя как свободную личность (см. также Всестороннее, целостное развитие личности. Свобода нравственная).

  1. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное - словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид - единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция - объединение различных частей.
  19. Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность -система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд - совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи - установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции - совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.

Человек

  • «Человек — это звучит гордо!». Эти всем знакомые слова А.М.Горького выражают сущность понятия. «Человек»- это личность, способная отвечать за свои поступки, совершающая позитивные действия, живущая не только для себя, но и для других. Не случайно в данном значении слово «Человек» часто пишется с большой буквы.
  • Человек — это не просто отличное от животного существо, которое живёт, лишь удовлетворяя свои потребности. Страшно, когда о человеке можно сказать, что он существо. Жизнь нужно прожить так, чтобы человеческое, разумное, осознанное оставалось в каждом до конца. А это происходит лишь тогда, когда чётко расставлены нравственные приоритеты, когда человек живёт, созидая, а не разрушая всё вокруг — человеческие отношения, мир вообще.
  • Человек – это значит личность, неповторимая, особенная, пусть со всеми плюсами и минусами, но стремящаяся к изменению, развитию, движению вперёд, имеющая чётко выраженную свою позицию и умеющая её отстаивать в любой ситуации
  • Наконец, человек — это просто порядочный, надёжный, добрый и отзывчивый «homo sapiens ,», которому разум для того и дан, чтобы понимать, что и как он делает, чтобы ценить каждое мгновение жизни, не тратя её на пустяки, недостойное человека поведение в обществе.

Синонимы к слову «человек»

  • индивид
  • личность
  • типаж
  • гомо сапиенс
  • человеческое существо

Общество

  • Общество – это группа людей, большая или маленькая, в которой они взаимодействуют друг с другом, общаются, занимаются совместной деятельностью.
  • Именно в обществе человек становится личностью, осваивая моральные ценности, идеалы людей, окружающих его.
  • Общество состоит из отдельных личностей, обладающих неповторимой индивидуальностью. Важно сохранить её, не превратиться в безликое существо, подражающее окружающим, не стремящееся выделиться своими способностями.
  • Слияние с обществом, потеря своего «я» происходит по разным причинам. Во-первых, это связано с низкой самооценкой человека, когда он не верит в свои силы, боится высказывать своё мнение. Он просто сливается с социальной средой, его окружающей, стремится быть похожим на всех, чтобы не выделяться, живя по принципу: «Как бы чего не вышло». Таким обществом очень легко управлять, оно бессловесно, безотказно, терпит буквально всё.
  • Слияние с массой происходит и в тоталитарном обществе, в котором попираются все права человека, не действуют законы. Человек бессилен перед властью. Это общество, по сути, рабов, смирившихся со своим положением, испытывающих страх перед правителем или верхушкой общества.
  • Только демократическое общество может дать свободу человеку, только в нём он свободен во всём: в выборе пути, профессии, в высказывании своего мнения. Это общество равноправных людей, совместно созидающих, двигающих жизнь вперёд. Именно к созданию такого обществу всегда стремилось человечество- справедливому, гуманному, позволяющему максимально самореализоваться любому человеку.

Синонимы к слову «общество»

  • среда
  • человечество
  • окружение
  • общественность
  • социум
  • род людской
  • народ

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Проблема научного определения

История определения: человек – «двуногое без перьев», политическое животное, общественное животное, животное, способное использовать орудия...

Человек как деятельное существо.

Совокупность общественных отношений. Человек как совокупность общественных отношений.

Общество:

Совокупность индивидов, механизм.

Целостная система, организм. Подсистемы и элементы: классы, слои, группы, статусы, социальные роли.

Человеческая деятельность, культура как новая форма движения

Культура как прибавочный продукт человеческой деятельности

Состав прибавочного продукта: материальный, духовный результат деятельности

Условия появления прибавочного продукта

Формирование общества

Хронологические рамка формирования человека и социума

Дефицит необходимого продукта как средство социального синтеза

Экономическая зависимость. От экономического принуждения к политическому. Становление системы общественных отношений. Институт власти

Пробуждение творчества.

Диверсификация творческой деятельности как основа развития общества

Трансформация необходимого продукта. «Дельта качества» продукта

Социальное расслоение

Отделение умственного труда от физического, исполнительской деятельности от организационной, творческой от репродуктивной.

Литература:

Аристотель. Политика

Брук С.И. Народонаселение. БСЭ, III изд. 1968-1978

Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986

Законы XII таблиц. В кн. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953.

Законы Хаммурапи. Ст. 117. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

Каутский К. Экономическое учение Маркса. http://e2000.kyiv.org

Кн. Ветхого завета: Бытие, Исход

Кн. Нового завета: Евангелие от Луки

Маркс К. Капитал, т. I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23

Плутарх. Перикл.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов

Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М.: Наука, 1987


II. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ

1. РОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Общественный договор. Делегирование полномочий

1.2. Разделение труда и специализация

2. СУЩНОСТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ

2.1. Отчуждение предмета, содержания труда и его результата

2.2. Отчуждение труда

2.3. Отчуждение условий труда от самого труда

2.4. Отчуждение человека от человека

3. ОТЧУЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

3.1. Обеднение личности. «Человек-дробь»

3.2. Эволюционный аспект. Адаптация к обществу:

Приспособление к ценностям, создаваемым обществом, анатомия, психология;

Массовое производство - «стандартизация» личности.

3.3. Массовое производство и отчужденный человек

4. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ

4.1. Классовое расслоение общества

4.2. Формирование института управления, института власти

4.3. Появление частной собственности.

5. ОТЧУЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

5.1. Вытеснение творчества как ключевое звено социальных преобразований

5.2. Механизм вытеснения творчества

5.3. Автаркия. Профессиональные секреты

5.4. Стандартизация. Нормирование

5.5. Творчество как форма специализации

6. АНТИЧНАЯ МЫСЛЬ О ПРАВЕ НА ТВОРЧЕСТВО

7. ЭТАПЫ ОТЧУЖДЕНИЯ

7.1. Ремесленный труд-кооперация-мануфактура-фабрика

7.2 Деградация труда

7.3. Деградация человека

Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Человек в системе социальных связей:

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей. Объективные условия социальной жизни всегда тесно взаимосвязаны со своей противоположностью - субъективными условиями.

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей.

Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают, как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность является сознательной. Категория «субъективный фактор» служит для того, чтобы раскрыть механизм воздействия людей на объективные условия общественной жизни, показать значение практики в изменении социальной деятельности. Это понятие отвечает на вопрос: кто действует, какая социальная сила осуществляет общественные преобразования.

Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием, политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективные условия не сводятся только к материальным фактором. Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: всегда следует исходить из деятельности реальных субъектов, а не только из их сознания.

Таким образом, объективный и субъективный факторы - необходимые стороны деятельности людей, находящиеся в тесном взаимоотношении. Объективные условия определяют вероятное направление и результаты деятельности субъективного фактора. Он же обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

Проблема отчуждения

Объективные обстоятельства порождают проблему отчуждения человека, то есть его отстранения от основ жизнедеятельности: собственности, природы, творчества, других людей. Эту связь можно установить, анализируя человеческую деятельность и общение.

Так, общение может быть двух типов: а) непосредственное, субъект - субъектное общение индивидов (S 1 ..........S 2) и б) отчужденное опосредованное (насилием, государством, товарно-денежными отношениями) общение (S 1 ? опоср. звено? S 2).

Структурные компоненты деятельности (потребности-мотив? интерес? оценка? целеполагание? выбор средств? действие) могут быть частями либо отчуждённой деятельности, либо неотчуждённой. Таким образом, последовательный гуманизм может быть реализован только при ликвидации отчуждения, что означает: устранение всех опосредствующих социальных звеньев между субъектами при их общении и реализацию каждым субъектом своей сущности во всех звеньях деятельности.

Насилие и ненасилие

Насилие - это способ принуждения кого-либо, включающий угрозу применения или применение силы, нарушение безопасности, с целью приобретения, господства, выгоды, получения привилегий. Насилие как общественное явление, как вид социального действия, всегда связано с силой, ее применением.

Социальная сила - это возможности государства, общественной группы использовать реальные ресурсы для воздействия на поведение других стран, общностей людей в желательном для себя направлении. Сила может быть использована в качестве аргумента деятельности людей, а может и не быть востребованной.

Насилие - историческое явление, оно возникло на определенном этапе развития общества.

Причины насилия:

Во-первых, несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти между людьми, социальными общностями, странами.

Во-вторых, связанная с этим антагонистическая социальная структура, состоящая из групп, слоев, политических сил, имеющих противоположные цели и интересы.

В-третьих, наличие государственных политических доктрин, учений, идеологий, которые обосновывают необходимость насилия, в том числе и вооруженного.

Социальное насилие всегда имеет политическую направленность. В этом состоит его сущность. Оно не существует вне политики, вне общественных отношений. Поэтому сферой политического насилия прежде всего являются политические отношения, политическая борьба.

В зависимости от отношения к общественному прогрессу социальное насилие подразделяется на:

Прогрессивное, рациональное;

Регрессивное, иррациональное.

В зависимости от политической системы и режима насилие бывает демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Тоталитаризм - это социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государства в идеологию, экономику, культуру, общественную и личную жизнь.

Вооруженное насилие - это крайний способ принуждения, вид насильственных действий, где средством воздействия выступает оружие и организация людей его применяющая.

Насилию всегда противостояла философия ненасилия. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь «Не убий!»

Человек и исторический процесс, личность и массы:

Исторический процесс - это движение общества во времени, его развитие во всех сферах жизнедеятельности. История общества включает в себя совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества.

Идеи о «конце истории» (Ф. Фукуяма) бессмысленны и вредны.

Субъект истории - это личность или социальная группа действующая осознано, самостоятельно и ответственно за свою деятельность.

С точки зрения христианской философии подлинным субъектом истории является Бог. Народ становится субъектом истории только в том случае если осознал и почувствовал любовь, мудрость и волю Бога, уверовал в него, живет и действует по его законам.

В представлениях субъективных идеалистов субъектом истории являются выдающиеся личности, «творческое меньшинство», герои, которые бросают вызов «толпе», увлекают ее и ведут за собой. Например, исторический релятивист Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955) считал, что деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является двигателем истории.

В диалектическом материализме не отрицается ни роль духовного начала в обществе, ни роль выдающихся личностей (то есть людей, оказавших влияние на ход истории), но указывается, что деятельность исторической личности зависит от объективных обстоятельств, которые задают возможности и направления деятельности. Всякие попытки игнорировать их приводили эти личности к краху; их устраняли с исторической арены.

Таким образом личность не может изменить законы развития общества, но может изменить картину истории. И здесь мы должны сказать о том, что диалектика «объективного» и «субъективного » в истории заключается в том, что первый фактор не является однозначным, он многовариантен и только люди делают выбор из множества альтернатив.

Подлинным творцом истории является народ - социальный субъект, воплощающий в себе единство народных масс и выдающихся личностей. Что обеспечивает это единство ? Общая историческая судьба, общая вера, отражающая глубинные потребности, историческая память народа, общая историческая перспектива. Поэтому прав Г. Гегель: «Каждый народ имеет то государство, которое он заслуживает».

В марксистской литературе термином «народ» называют слои населения, участвующие в решении задач социального прогресса.

Из книги Иметь или быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

7. Человек, общество и государство у Платона Проблема души и телаУ Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Человек и общество Мы шли по многолюдной улице. Тротуары отяжелели под людской массой, а наши ноздри наполнял запах выхлопа автомобилей и автобусов. Магазины демонстрировали множество дорогостоящих и дешевых вещей. Небо было бледно-серебристым, и когда мы вышли из

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем - биологической и социальной.Человеческое общество - это самая высокая ступень развития живых систем,

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Человек в системе социальных связей:Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества - 182 Бюрократия и гражданское общество - 184 Политические партии - 185 Закрытые и открытые общества в их отношении к гражданам В предыдущих параграфах мы выяснили, что государство всегда - в большей

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть третья. Новый человек и новое общество

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

2. Индустриальное общество - модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

Из книги Мишель Фуко, каким я его себе представляю автора Бланшо Морис

Общество крови, общество знания Между тем возврат Фуко к некоторым традиционным вопросам (даже если его ответы и оставались генеалогическими) ускорили обстоятельства, на прояснение которых я не претендую, поскольку они представляются мне достаточно приватными и к тому

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Из книги Этьенн Бонно де Кондильяк автора Богуславский Вениамин Моисеевич

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Человек, общество и природа: проблемы экологии О единстве человека и природы. Кажется, чего проще - разделить природные и общественные начала - одни предметы отнести к природе, а другие - к обществу. На самом деле это не так просто. Деревья в саду посажены человеком. Их

Из книги Петр Берон автора Бычваров Михаил

Язык, социальный человек и общество Переход человека от алогического состояния в логическое Берон ставит в зависимость от появления языка. В «Панэпистемии» он уделяет большое внимание этому социальному явлению. В его теории есть немало рациональных моментов, в целом

Из книги Демокрит автора Виц Бронислава Борисовна

Глава IV. Человек и общество Познай самого себя! Изречение семи мудрецов Человек - это то, что все мы знаем. Демокрит Поворот к человеческим делам. Проблемы эпохи биографиях нескольких греческих философов встречается ходячий анекдот: философ, увлеченный исследованием

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Глава 5 Управление материями. Виды и формы жизни. Животные и мозг. Прародитель человека, человек, общество Позвольте людям думать, что они управляют, и они будут управляемы. Уильям Пени «Тот, кто правит, должен видеть людей такими, каковы они есть, а вещи такими, какими им

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

3. Человек и общество. Диалектика личного и общественного Коммунистическое преодоление частной собственности Маркс рассматривает в «Экономическо-философских рукописях» как основу преобразования всей общественной структуры, как основу практического разрешения тех



Что еще почитать