Пантеизм - это в философии что? Понятие и представители пантеизма. Пантеизм эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия эпохи Возрождения (Д. Бруно, Н. Кузанский)

Пантеизм -- религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе. телеология философия возрождение пантеизм

Многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником, через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием, как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика, прежде всего, сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому, как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним, своего рода, магический контакт и научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII-XIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

К середине 16 века философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили своё назначение, и на их место пришла натурфилософия. Она стала определяющим фактором развития философской мысли на пути становления её суверенитета, сформировала новую картину мира, освобождённую от теологии. Основу её метода составило «рассмотрение природы, исходя из её собственных начал». Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Получив классическое образование, он основал академию, которая занималась наблюдением и исследованием природы. Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно её собственным началам» (Неаполь, 1565). Формально Телезио признавал Бога в качестве демиурга, но ему не было никакого дела до акта творения. Умозрительной методологии античности и средневековья Телезио противопоставил опытную методологию. Опыт, основанный на чувствах, ближе к природе, составить основу естествознания. Причиной движения в природе является её «собственная сущность».

Движение является состоянием огня. Тепло выступает не только причиной движения, но и лежит в основе жизненного начала, составляет природный дух (спиритус). Налицо своеобразная форма гилозоизма. Поскольку жизненному духу свойственно стремление к самосохранению, то оно составляет основу и человеческой морали. Вклад в развитие натурфилософии эпохи Возрождения внёс и Франческо Патрици (1529-1597). В своём сочинении «Перипатетические дискуссии» он стремился развенчать авторитет «средневекового» Аристотеля и реабилитировать вместе с платонизмом все другие учения античной философии. Собственную позицию Патрици изложил в сочинении «Новая философия Вселенной». Преодолевая аристотелевский дуализм материи и формы, Патрици в качестве первоначала всех вещей указал на «пространство, свет, тепло и поток». Свет, тепло и поток в совокупности и есть живая материя. Что касается пространства, то оно субстанционально, а посему является первоосновой всяческого бытия. Интерес представляет, и его мысль о времени, характеристикой которого является длительность. Не время есть мера движения, а движение есть мера времени. Через свет Патрици попытался обосновать единство мира и Бога: свет исходит от Бога и пронизывает весь мир. Основание натурфилософии Патрици составляет его учение о Едином: Первое, Начало вещей, Единое, Благо и Бог тождественны. Движение телесных тел и материального мира Патрици объяснял их одушевленностью. Движение тождественно жизни. Природа есть «единая жизнь всего мира». Одушевленный космос, где в бесконечном пространстве, пронизанном светом и теплом, в бесконечном потоке рождается и гибнет конкретная действительность мира, - такова натурфилософская картина мира Патрици.

Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548-1600) явилась апогеем развития философской мысли эпохи Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Пантеизм Бруно - «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве найприсутствующего» - самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система эпохи Возрождения. В отличие от пантеизма Кузанского, который стремился спасти Бога «растворением» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога, пантеизм Бруно, «растворением» Бога в природе лишал церковь права целесообразного существования. Центральной категорией философии Бруно являлось Единое - одновременно причина бытия и само бытие. В нём материя совпадает с формой. Способность материи к образованию форм Бруно именовал Душой мира. Основу её составляет всеобщий ум, как действующая причина. Пространство и время - необходимые условия существования движущейся материи. Важным выводом космологии Бруно - учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Во Вселенной нет ни центра, ни границ. В ней возникают, развиваются, уничтожаются и рождаются бесчисленные миры. Наша солнечная система - одна из них. Гилозоизм Бруно наложил печать и на учение о познании мира. Человеческий разум не противостоит природе, а выводится из неё. Предпосылкой познания является сомнение.

Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Бруно относился с предубеждением: чувства могут только «возбуждать разум», обозначая дорогу к истине но, не демонстрируя саму истину. Рассудок осмысливает то, что воспринято чувствами, удержано памятью и воображением, и, опираясь на логику, выводит всеобщее из частного. Выше рассудка стоит интеллект, который осмысливает результат логического рассуждения. Через систему умозаключений интеллект даёт освещённую картину мира. Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция), который может непосредственно созерцать Бога как Природу и Природу как Материю во всеобщем содержании. В решении проблемы постижения истины Бруно отвергал как притязание теологии, так и компромиссное учение о «двоякой» истине. Истина едина и постигаема только философией. В то же время Бруно отдавал себе отчёт, что подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания - природа. Догматической религиозности Бруно противопоставил философскую религиозность, не получившую признания со стороны католической церкви.

Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401- 1464).

Центральной проблемой философии Николая Кузанского является проблема соотношения бога и мира. Но его теоцентризм представляет собой явление новое и совершенно чуждое всей традиции средневекового католического богословия. «Рациональному» обоснованию теологических истин в духе «сводов» Фомы Аквинского, самоуверенному схоластическому «знанию» о боге и мире Николай Кузанский противопоставляет концепцию «ученого незнания», давшего имя его первому и важнейшему философскому труду.

"Ученое незнание не есть отказ от познания мира и даже бога, это не уход на позиции скептицизма. Речь идет о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики, о сложности и противоречивости самого процесса познания. Философ должен исходить в постановке и решении проблемы мира и бога именно из своего «незнания», из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений. «Ученое незнание» есть отказ от господствовавшей в богословской мысли католического средневековья «положительной» теологии.

Единственно возможным способом постижения бога объявляется так называемое апофатическое или отрицательное богословие. Само по себе перечисление божественных атрибутов оказывается в глазах философа несостоятельным, так как ни одно какое-либо определение, ни все они в совокупности не могут исчерпать бесконечности и величия божественной природы.

Само понимание бога в философии Николая Кузанского свидетельствует не столько о религиозном, сколько философском подходе к проблеме бога и мира.

Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. В основу своего философствования Кузанец кладет такое понимание бога, которое было выработано философией античного неоплатонизма и воспринято от нее христианским богословием в творениях исевдо-Дионисия Ареопагита и его последователей.

Прежде всего это означало отход от религиозной персонификации бога и упрощенно антропоморфных представлений о нем. Характерно, что, защищаясь от обвинений в еретическом пантеизме, выдвинутых против него томистским богословом Иоганном Венком, Николай Кузанский счел необходимым различать бога как предлог религиозного почитания, культа, основывающегося на «положительных утверждениях» ортодоксальной теологии, от бога как объекта философского познания, возможного только с позиции ученого незнания, сохраняющего собой «суждение истины».

Николай Кузанский, отвергая терминологию Священного писания, ставит проблему бога не столько как теологическую, сколько как собственно философскую проблему. Речь при этом идет о соотношении конечного мира, мира конечных вещей с их бесконечной сущностью, с бесконечным, безмерно великим первоначалом. Постижение бесконечного бытия в его соотношении с бытием конечным есть глубоко философская проблема.

Трактовка бога как бесконечного единства связана у Николая Кузанского с диалектическим учением о боге как средоточии единства противоположностей и о переходе от бога к миру как процессе раскрытия этого диалектического единства, как о переходе от единства к множественности, от бесконечности к конечному.

Бог, рассматриваемый Николаем Кузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с ними величайшее начало бытия, получает у вето наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало: «Абсолютный максимум единственен, потому что он-все, в нем-все, потому что он-высший предел». Он-максимум, так как он то, более чего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то он может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум совпадают: «Так как абсолютный максимум непременно содержит действительно все вещи, какие только возможны вне какай бы то ни было противоположности, то максимум совладает с минимумом» Максимум бесконечен, и поэтому он не только превосходит все вещи и заключает их в себе, но он «несравненно выше их всех». В Долее поздних сочинениях Николай Кузанский применяет для наименования бога понятия еденное» и «бытие-возможность». В качестве «неиного» бог «есть для всего принцип бытия и познания. «Неиное» есть наиболее полное выражение «отрицательного» определения бога, в качестве «неиного» он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое», «ни несущее, ни ничто». Именно определение бога как «неиного» приводит к категорическому выводу отрицательного богословия, что «бог есть все во всем и в то же время ничто из всего». Понимание «бога как «бытия-возможности» исходит из того, что «только один бог есть то, чем он может быть», т. е. заключает в себе всю возможность бытия и в то же время всю полноту вечной актуализаций бытия.

Казалось бы, такое «отрицательное» определение бога имеет целью показать несоизмеримость бога и мира, неприменимость к нему ограниченных «мирских» определений, отделить и отдалить творца от творения. Однако именно так трактуемый в философии Николая Кузанского бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в его неразрывном единстве с миром. Бог, понимаемый как «все во всем», охватывающий собой все сущее как бесконечная его причина и сущность, содержит мир в себе. Вопрос о соотношении бога и мира Николай Кузанский решает вне ортодоксальной креационистской концепции временного творения мира «из ничего». Он отвергает дуалистическую трактовку мира и бога. Мир содержится в боге, бог охватывает собой весь мир. Это позиция пантеистическая, но склоняющаяся скорее к пантеизму мистическому: не бог отождествляется с природой, а природа, мир заключены в боге.

Для характеристики процесса перехода от бога к миру Кузанец избегает понятия единовременного акта творения из ничего. Не употребляет он и неоплатонического понятия «эманации», истечения мира из бога. Применяемый им термин позволяет раскрыть глубокий процесс перехода от бога к миру и от мира к богу. В этом процессе происходит то, что Николай Кузанский именует «развертыванием» из бога того, что содержится в нем в «свернутом» виде.

Созданный же богом мир, «все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде». Если бог «есть все во всем», но «в свернутом виде», то это же «все», будучи «развернуто», существуя «в развернутом виде в мирской твари», - «есть мир».

От позднейшего натуралистического пантеизма Николая Кузанского отличает отказ признать «развернутую» в мире божественную сущность богом, отождествить божественное и природное начало. Приведя в диалоге «О неином» мнение одного из собеседников о том, что «Давид из Динанта и философы, которым он следовал, весьма мало ошибались, когда именовали бога материей, умом и природой, а видимый мир-видимым богом», он возражает на это, исходя из мнения «богослова» (т. е. Дионисия Ареопагита), что «бог не может мыслиться как нечто»; материя, ум и природа, будучи проявлением (развертыванием) божественной сущности, не исчерпывают ее и нетождественны ей.

Вселенная, существующая как вечное развертывание божественного первоначала, лишь в нем, едином максимуме, «существует в степени максимальной и наиболее совершенной»; «во множестве», т. е. вне максимума, она «существует лишь ограниченным образом. Но эта «ограниченностью лишь показатель отличия Вселенной от бога. Представление о Вселенной в философии Николая Кузанского подвергается самому радикальному пересмотру. Схоластической картине мира, где сотворенный во времени конечный мир ограничен сферой неподвижных звезд И небом эмпиреев, где «перводвигатель» отождествляется с богом христианской религии» Николай Кузанский противопоставляет свое учение о космосе: отвечающее его пантеистическим представлениям о боге и мире. Если бог есть «окружность и центр, так как он везде и нигде», то мир не имеет самостоятельного, отграниченного от бога существования, а стало быть, и замкнутой фигуры с самостоятельной окружностью и центром в духе томистской и аристотелево-птолемеевой космологии. Ибо нигде в космосе «вне бога нельзя отыскать точной, равно отстоящей от различных точек, окружности, потому что он один - бесконечное равенство».

В результате такого уподобления природного космоса богу мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Мир не бесконечен, так как в таком случае он был бы равен богу, но он не имеет и границ, «ибо если бы он имел центр и окружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец, и сам был бы завершен в отношении чего-то другого». Так из принципа зависимости мира от бога Кузанец выводит его безграничность: мир не может быть обособлен от божественного «свернутого» начала даже в своем пространственно-физическом существовании. «Наш мир Не бесконечен», но «все же нельзя считать его конечным потому, что он не имеет границ, между которыми заключен». Из этого следует важнейший для космологии вывод, что «Земля не есть центр мира» и что «окружность его не является сферой неподвижных звезд».

Гармония мира находит свое выражение и в человеке - величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и созданный им прекрасный мир. Антропология и гносеология Николая Кузанского теснейшим образом связаны с его пантеистической онтологией и космологией.

Человеческая природа рассматривается Кузанцем в качестве высшего и наиболее значительного божественного творения: она «помещена над всеми творениями бога». Как будто бы поставленный на определенной ступени иерархии («лишь немного пониже ангелов», добавляет к вышеприведенным словам автор «Ученого незнания») человек оказывается обожествленным и уже потому внеиерархическим существом: природа его «заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние». Это старинное представление о человеке, отражающем в себе образ мира, не есть открытие или нововведение Николая Кузанского. Суть дела, однако, не в термине «микрокосм» и даже не в самой этой идее. Главное, каков тот мир, который отражен в человеке, а мы знаем, что «большой мир», космос Николая Кузанского в его свойствах и в его отношении с богом-иной, новый мир по сравнению с космосом античной и средневековой философии.

Характерное для всего сущего «совпадение противоположностей» находит свое выражение и в человеческой природе. Соотношение «свернутого» в боге максимума и «развернутой» в космосе ограниченной бесконечности отражается и в «малом мире» человеческой природы. «Она такова,- читаем мы в «Ученом незнании»,-что, будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшую степень».

Но эта «полнота совершенства» есть не что иное, как божественность. Она может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. В отдельном человеке («в том или этом») человеческая сущность находится «только ограниченно». Человек, поднявшийся до «соединения с максимальностью», «был бы человеком так же, как и богом, и богом так же, как человеком...», он может мыслиться только в качестве богочеловека. В нем «всеобщее ограниченное бытие всех творений» оказалось бы соединено с «абсолютным бытием всей Вселенной». Подобное соединение божественной и человеческой природы возможно лишь в «сыне Божием», богочеловеке-Христе.

Если Христос рассматривается как высшее и наиболее полное совершенство «человеческой природы», то и человек есть бог, но бог не в абсолютном смысле, а «развертывание» и тем самым «ограничение» божественного начала-подобно тому, как космос есть «ограниченный максимум». «Целовек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он человек,- писал Николай Кузаиский в трактате "0 предположениях". Следовательно, он человеческий бог», он «содержит в себе Вселенную человечески ограниченным способом».

Эти оговорки имеют существенное значение. Они отличают философию Николая Кузанского от еретических мистических учений позднего средневековья, ведших к самоотождествлению человека с богом-причем данного, конкретного человека, сливающегося с богом и в себе ощущающего бога в порыве мистического экстаза.

С пантеизмом Николая Кузанского связано и решение им важнейшего для средневековой и ренессансной философской мысли вопроса о соотношении веры и знания.

Кузанский полагает основой процесса «обожествления» не волю, а разум и интеллектуальную интуицию, Кузанец противостоял не только схоластической богословско-философской традиции, но и индивидуалистическому мистицизму еретических движений средневековья, отрицавших возможности человеческого разума в познании мира.

Поскольку человек в своем познании мира идет тем же путем, каким бог раскрывается в мире природы, а бог, по учению Кузанца, «создал мир при помощи арифметики» и других математических наук, то необходимым условием приближения к истине в философии Николая Кузанского становится путь математизации знания. И здесь, несмотря на следы пифагорейской мистики чисел, нашла свое выражение глубочайшая мысль о необходимости математического метода познания мира. Дело тут не только в гениальности отдельных математических догадок и открытий (специалисты по истории математики находят в трудах Николая Кузанского приближение к теории бесконечно малых, к открытию интегрального исчисления и т. п.) и даже не в подчеркивании им необходимости точных измерений при изучении природных явлений, вплоть до призыва к экспериментальному методу исследований.

Математизация процесса познания, провозглашенная Николаем Кузанским, имела огромное методологическое значение, выходящее за рамки собственно истории науки, но тем более существенное для создания нового метода научного познания мира-метода, противостоящего авторитарному, книжному, оторванному от подлинных естественнонаучных изысканий методу схоластического знания.

Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм. Пантеизм - философское учение, исходящее из тождества бога и природы. (Дословный перевод: «пан» - всё, «теос» - бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир - живым, саморазвивающимся. Пантеизм, в известной мере, аналогичен античному гилозоизму, но только на основе единобожия. По сути своей пантеизм - один из христианских вариантов переосмысления античного неоплатонизма. Термин «пантеист» был введён английским философом Джоном Толандом (1705).Ученые умы трактовали новое направление философии по-разному. Так, пантеизм был назван религиозным натурализмом, а Шопенгауэр считал, что это, прежде всего, одна из разновидностей атеизма. Несмотря на различные трактовки данного понятия, относительно основной идеи учения споров не возникало. Ей неизменно оставалось мнение о том, что Бог является некой абстракцией, повсеместно нас окружающей и не имеющей воплощения в едином лице. Иными словами, пантеисты отрицали существование некого Бога-творца, Бога-отца, в существование его личностного выражения.

Формы пантеизма:

  • - Физиомонистический пантеизм. Его приверженцы считают, что Бог сам по себе не существует, он воплощается в природе, окружающем мире и Вселенной. Среди ученых, работавших в данном направлении, можно назвать Геккеля, Оствальда и Тэна.
  • - Теомонистический пантеизм. Данное направление по-другому называлось акосмизмом. Его основная идея заключалась в том, что мир, сам по себе, лишен самостоятельного бытия, существует лишь божественное начало.
  • - Трансцендентный пантеизм еще называли мистическим пантеизмом или панентеизмом. Данное учение уходит своими корнями в средневековую философию - вторя былым научным традициям, представители мистического пантеизма считают, что в каждом человеке заложена так называемая божественная искра, посредством которой каждый из нас словно сливается с Богом. Из этого следует, что католицизм не является единственной возможной формой общения в режиме человек-Бог - за данную позицию панентеисты были названы оппозиционерами церкви.
  • - Имманентно-трансцендентный пантеизм. Традиции этого направления были заложены известнейшим нидерландским философом Б. Спинозой. Он считал, что материальная действительность наделена какой-то божественной силой, что она является логичным продолжением некоего запредельного мира. Бог же не существует, как самостоятельная инстанция, а проявляет себя во всех окружающих нас вещах. Представителями данной идеологии являлись также и Гете, Эйкен и Шлейермахер. Основная идея пантеизма сегодня заключается в том, что человек не должен выступать в роли покорителя живой природы и поработителя окружающего мира. Он должен органично вписаться в систему мироздания, жить и творить в согласии и гармонии с природой.

Возвращение к традициям античности. Термин Возрождение возникший в XVI веке, означал возрождение классической античной культуры. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет самоназвание "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура, и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью. Главной особенностью Ренессанса были: целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры.

Возродив античные идеалы, оно в то же время отразило ренессансное представление о ценности личности, красоте окружающего его мира. Ценность человека ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и этического достоинства, в благородстве духа и красоте тела.

Специфической чертой философии Возрождения является возвращение к изучению природы, что проявляется в пантеизме – учении, отождествляющем Бога и природу.

Николая Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи возрождения. Он сближал бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Николай Кузанский (1401-1464) – теолог, философ, крупный ученый, особенно в области математики, астрономии и географии, развивает пантеистические взгляды в работе «Об ученом незнании». «Единое есть все» - такова его пантеистическая формула. Единое – минимум, бесконечное – максимум, однако бесконечный минимум и бесконечный максимум совпадают. В основе философской концепции Н. Кузанского лежал очень важный принцип диалектики - принцип совпадения противоположностей- абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он - высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Н. Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем, он является развитием всего в том, что сам есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. «Отстранить Бога от творений, и останется небытие, ничто», - писал Н. Кузанский в своем знаменитом сочинении «Об ученом незнании». Чтобы проиллюстрировать наиболее значимые положения своего учения Н. Кузанский обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности круг постепенно превращается в бесконечную прямую линию. У этого круга диаметр и даже центр совпадают с окружностью. (Этим центром и окружностью является Бог). Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический Бог, который существует в неразрывном единстве с миром природы. Познание является делом разума, а не веры. Идеи философа о математическом познании истины предвосхищали дух естествознания будущих веков.



Ряд сочинений Н. Кузанского посвящены гносеологической проблематике: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Простец об уме», «О не ином», «О вершине созерцания». В них философ высказывает ценные идеи, впоследствии обратившие на себя внимание Декарта, Лейбница и др. среди них – понятие научного метода, требующего точности, четкости, ясности, строгости познания; проблема творчества – безграничных возможностей самого человека, особенно в сфере познания. В познании проявляется и его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивается во всем, а человек способен мыслить бесконечно. Он рассматривал такие формы познания как ощущение, рассудок и разум. Ощущение дает лишь смутные образы вещей, рассудок оперирует числами и дает вещам имена, а разум видит противоположности по иному, чем рассудок, который их мыслит в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу: разум же способен мыслить бесконечное, снимая противоречия.

К вершинам философской мысли эпохи Возрождения принадлежит пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский мистик, философ и поэт. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», «Светильник тридцати статуй», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», «Свод метафизических терминов», «О безмерном и неисчислимых», «О монаде, числе и фигуре» и др.. Он порвал со всеми идеалистическими воззрениями, господствовавшими в средние века, отбросил все церковные догматы о сотворении мира и грядущем его конце, развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждал, что существует бесконечное множество миров во Вселенной. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю его (Бога) светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти бесконечные тела составляют эти бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве». По мнению философа, земля, как живое существо, движется вокруг солнца, а вместе с ней движутся по орбитам планеты. Земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь большое количество разнообразных сочетаний. Он считал, что «другие миры так же обитаемы, как и этот».

Д. Бруно много писал о Боге как пантеист. Он признавал всеобщую одушевленность материи: его Бог – Вселенная, которая есть одновременно и творящая и творимая, причина и следствие. Не существует Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворен в природе, материя – живое и активное начало. Снимая границу между Творцом и Творением, он разрушает противоположность формы (активной) и материи (пассивной). Приписывая природе активный, божественный импульс, он отнимает у формы и передает материи начало жизни и движения. «Природа – это Бог в вещах». Пантеизм Д. Бруно – путь к материалистическому пониманию природы. Цель разума – проникновение в глубину явления, познание закономерностей природы, т.е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия, но чувственное познание само по себе недостаточно. Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими.

Идеи Бруно вступали в противоречие с представлениями христианского мира. В 1592 году Д. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. Восемь лет длилось следствие. Инквизиция надеялась на его покаяние, но Бруно возражал против предъявленных ему «прегрешений». В 1600 году Джордано Бруно был сожжен на костре на площади Цветов в Риме.

Основные понятия

АПОЛОГЕТИКА (от греч. защищающий) – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание христианства.

КРЕАЦИОНИЗМ – догмат о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

МОНОТЕИЗМ - единобожие, религиозное учение о едином боге.

НЕОПЛАТОНИЗМ - мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мисти­ческой эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек - это соединение божественного с мертвым и кос­ным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни - освобожде­ние ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а ис­точником блага - возвышенное умопостигаемое знание и философия.

НОМИНАЛИЗМ (имя) - философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, име­нами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только еди­ничные вещи.

НОУМЕН - термин, означающий постигаемую только умом сущ­ность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи» в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

ОРТОДОКСИЯ (правоверный) - «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

ПАТРИСТИКА - совокупность философских учений христианских мыслителей 11 - XIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выде­ляют три периода: апологетика (II - 111 вв.), классическая патристика (IV -V вв.) и заключительный её этап (VI - VIII вв.).

ПОЛИТЕИЗМ - многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество рав­ноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

ПРАВОСЛАВИЕ - разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматиче­ские отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязатель­ность брака для белого духовенства, особая (византийская) система цер­ковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно со­стоит их 14 самостоятельных православных церквей.

РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) - направление в средневековой схола­стике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единич­ных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) - наделение предмета, явления свя­щенным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемо­ния, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божест­венный смысл.

СХОЛАСТИКА (школьный) - религиозно-философское учение запад­ноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V - Х вв.), позднюю схоластику (X -XIII вв.), зрелую схоластику (XIII - XIV вв.) и кризис ее (XV - XVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной лично­сти, создавшей мир природы и человека.

ТЕИЗМ (бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладаю­щего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) - богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, поста­новлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Разли­чают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

ТОМИЗМ - философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разу­му, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога толь­ко по результатам его деятельности в видимом мире.

УНИВЕРСАЛИИ (общий) - понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами. Речь шла о том, являются ли они объективными, реально существую­щими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально сущест­вующих единичных вещей (номиналисты).

В конце XV века пробуждается в философии особый интерес к природе. Природа трактуется пантеистически - в понимании философов, бог сливается с природой. Парацельс Ауреол Теофраст (1493–1541) - немецкий философ, естествоиспытатель, врач - видел в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Все наше знание, по Парацельсу, является самооткровением, а все наши возможности - результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Парацельс называет его архе). У человека, представляющего собой "микрокосм", появляется еще "деалическая", т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. От античного такое магико-алхимическое понимание природы существенно отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил.

Джордано Бруно (1548–1600) - итальянский естествоиспытатель и философ - объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением. Согласно взглядам Бруно, Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации. Однако единичные вещи подвержены изменению. В мире нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить, согласно этим законам.

С 1563 г. Бруно - доминиканский монах, в 1576 г. он бежал из монастыря. Во время шестнадцатилетнего странствия по Швейцарии, Франции, Англии и Германии во многих университетах Бруно проповедовал свое учение. Однако в Венеции он был схвачен инквизицией и приговорен к смертной казни за ересь. Сожжен на костре был мыслитель, провозгласивший:

"Мир - бездна бездн. И каждый атом в нем

Проникнут богом - жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живем

Единою, всемирною Душою".

Иван Бунин "Джордано Бруно".



Платонизм был в эпохе Возрождения оформлением стихийного индивидуализма, стремившегося объять собою все: и идеальное, и материальное, оформить весь жизненный энтузиазм, неудавшееся стремление охватить бытие в целом, постепенно входить в глубины человеческой жизни и человеческой души, не сковывая себя никакими материальными ограничениями.

Согласно платонизму, идея вещи определяет и осмысливает собою всю структуру вещи и все ее изменчивые формы, порождая их и являясь их первообразом. Мир идей осмысляет и организует и всю человеческую личность. Зрелый платонизм не только не отрицает существование вещей, но, наоборот, стремится сделать их насыщенными для познания, активного утверждения их текучести.

Так, у первого поэта Новой эпохи - Данте Алигьери (1265–1321) идея понимается как «мысль бога»:

Все, что умрет, и все, что не умрет,

Лишь отблеск Мысли, коей всемогущий

Своей Любовью бытия дает

«Рай», XIII

Идея обладает совершенством в чистом виде. В материи природы или искусства, она теряет свою первозданную законченность. Тем самым, перед искусством и человеком-художником встает задача - приближения к потустороннему идеалу: значит, искусство по мнению Данте, есть символ более высоких ценностей.

О вы, разумные, взгляните сами,

И всякий наставленье да поймет,

Сокрытое под странными стихами.

«Ад»

У Франсиско Петрарки чувственная любовь отождествляется с максимально возвышенными небесными порывами, так что все чувственное идеально. Высотой своих духовных качеств и нравственным совершенством Лаура вызывает в Петрарке любовь к Творцу: «Любовь к ней, несомненно, побуждает меня любить Бога» (Исповедь).

Когда, как солнца луч внезапно озаряет

Любовь ее лица спокойные черты,

Вся красота других, бледнея, исчезает

В сияньи радостном небесной красоты.

Смирясь, моя душа тогда благословляет

И первый день скорбей, и первые мечты,

И каждый час любви, что тихо подымает

Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто вдаль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит,

По правому пути, где нет людских страстей.

И, полон смелостью, любовью вдохновленный,

Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной.

Сонет XIII

Ближе к возрожденческому способу мышления неоплатонизм.

Предпосылки возрожденческого неоплатонизма обнаруживаем в античном неоплатонизме, что отражено в схеме

Античный неоплатонизм Возрождение
1. Под влиянием Аристотеля - учение о самосознающем и мыслящем самого себя Уме, («идея идей», «мир идей»), материально осуществленном без всякого мира и над ним, энергийно заряженном в отношении всех возможных оформлений космического бытия и жизни. 1. В Возрождении человек стремился обосновать и себя, и материальный мир, представив его в максимально одушевленном, красочном виде. Возвысить материальный мир, увековечить при помощи идеалистических категорий.
2. Неоплатоники говорят о смысловом становлении Мира идей, или Нуса, который превращается у них в становящуюся сущность, движущуюся идею, которая является началом движения вообще для всякой вещи - Мировая Душа, результат вечной подвижности - Космос. 2. Культ самостоятельной и универсальной личности, не сводимый ни на какие природные и материальные данности, самоутверждение индивидуального человека.
3. Введение трансцендентного Единого Плотина, познаваемого только в особого рода наитии или исступлении, т.е. в сверхумном экстазе. 3. Единственное средство утвердить себя навсегда и найти для себя вечную опору в бытии, охватить собою всю жизнь, всю историю, все мироздание.

Нус ↔ возвышение, обожествление Мира

Мировая Душа ↔ самоутверждение человека

Единое ↔ Единство бытия человека, Космоса, Бога

У неоплатоников натурфилософия Возрождения заимствовала понятие Мировой души, которая все чаще ставилась на место трансцендентного христианского бога. Мировая душа трактуется как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается в потустороннем начале. Как подчеркнул А.Ф. Лосев, возрожденческий неоплатонизм антропоцентричен, причем «антропос» мыслится индивидуалистически, художественно.

Николай Кузанский (1401–1464), настоящее имя Николай Кребс, - немецкий теолог и философ, одна из наиболее значительных личностей XV века. Его философия, стоящая на рубеже между схоластикой и философией эпохи гуманизма, развивалась под влиянием мистики (особенно Мейстера Экхарта) и номинализма (Уильяма Оккама). Кузанский отвергает античный дуализм: противопоставление единого - многому (пифагорейцы), Единое - не-единому (Платон и неоплатоники). Он заявляет: "единому ничто не противоположно", значит "единое есть все". Здесь проявился возрожденческий подход к онтологии: единое тождественно беспредельному, бесконечному. Кузанский становится родоначальником новоевропейской диалектики. Место единого занимает понятие актуальной бесконечности, на бесконечное возложена роль быть мерой всего сущего. Парадокс становится синонимом точного знания. Это повлекло к пересмотру принципов античной и средневековой философии и науки.

Николай Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область "знания о незнании". В работе "Об ученом незнании" (1440) он указывает, что сознание структурной диспропорции между конечным человеческим умом и бесконечностью, в которую он включен и к исследованию которой он стремится - это и есть ученое незнание. "Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом" .

Основываясь на этом, Кузанский указывает верный путь для приближения к истине (самой по себе недостижимой), сосредотачиваясь на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. Следовательно, и в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, которые в тварном мире оказываются противопоставленными между собой, совпадают. Что это означает? Кузанский показывает, что он имеет в виду, когда говорит о "совпадении противоположностей", на концепции "максимума". В Боге, который есть предельное "абсолютное", противоположные "максимумы" и "минимумы" являются одним и тем же. Блестящие примеры предлагает нам геометрия. Возьмем, к примеру, круг с увеличивающимся до бесконечности радиусом. В таком случае, круг будет стремится к совпадению с линией, и окружность станет постепенно минимально кривой и максимально прямой. Кроме того, в бесконечном круге любая точка будет центром, и, вместе с тем, также крайним пределом; и, аналогично, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадет со всем. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому, есть свертывание противоположностей и их совпадение.

Так Кузанский доказывает существование глубинного принципа "все во всем": "Если, как ясно из первой книги, Бог во всем так, что все - в нем, а теперь выяснилось, что Бог во всем как бы через посредничество Вселенной, то, очевидно, все - во всем, и каждое - в каждом".

Следующим звеном между Богом и миром служит Христос как воплощение Логоса. Человек, подобно вещи, относится к микрокосмосу и является отблеском универсума, который устроен по принципу постепенного перехода через ряд ступеней - от высшего к низшему.

Открытия Кузанского внесли в астрономию принцип относительности, была разрушена та картина мира, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед (геоцентризм). Николай Кузанский подготовил коперниковскую революцию в астрономии, оказал большое влияние на формирование взглядов Джордано Бруно.



Что еще почитать