Американский эсминец Дональд Кук (фото). Американский эсминец "дональд кук" опять подвергся психической атаке Эсминец дональд кук на карте

Как мы уже сообщали ранее, эсминец США USS Donald Cook в настоящий момент находится всего в 100 километрах от побережья Сирии:

В очень непростой и напряженной ситуации, которая складывается сейчас вокруг Сирии, такая странная позиция корабля вызывает много вопросов. Тем не менее, её подтверждает ряд других источников:

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» – самые массовые корабли ВМФ США, в строю их более 50-ти и потому даже просветленные адмиралы в Пентагоне затруднятся их перечислить. Но так получилось, что USS Donald Cook – один из самых прославленных кораблей США, это имя в памяти даже у румынских домохозяек:

Исходя из этого эпизода, нахождение USS Donald Cook, корабля с таким брендовым именем чуть ли не в прямой видимости от российских военных баз в Сирии вызывает вопросы и подозрения. С чего бы?

Для стрельбы по сирийским целям крылатыми ракетами дистанция 100 км, мягко говоря, маловата, разве что предположить, что доблестные матросы будут забрасывать боевые части «Томагавков» вручную:

Для каких-то шпионских целей 100 км – это тоже довольно близко. Более того: эсминец – не совсем профильный корабль для дистанционного наблюдения. Да и информация о его «шпионской миссии» как-то странно быстро просочилась в социальные сети.

И в этой загадочной ситуации сразу почему-то вспоминается история другого американского корабля – история броненосного крейсера «Мэн».

В конце января 1898 «Мэн» прибыл с дружественным визитом в кубинскую Гавану, где через несколько недель корабль спонтанно взорвался прямо на рейде. США моментально обвинили в этом взрыве испанцев, которые подвели мину под корабль. И это стало поводом для последующей войны.

Как уже не раз обращали внимание историки, у военных США очень плохо обстоит с креативом и поводы для войны в последующие десятилетия они готовили практически по одному и тому же сценарию.

Последний раз это было в июле 1964 года, года США направили в Тонкинский залив для патрулирования у берегов Северного Вьетнама военные корабли Седьмого флота. Второго августа экипаж эсминца Maddox, как бы выполнявшего радиотехническую разведку, как бы сообщил о приближении к нему трех северовьетнамских торпедных катеров.

О том что было дальше официальные историки путаются, кто по кому первый начал стрелять очень малопонятно. В любом случае, Maddox находился в территориальных водах Вьетнама и вьетнамские катера имели на стрельбу полное право. И как следствие последовавшей стрельбы, от которой, по большому счету, никто особо не пострадал, США вступили в войну.

Исходя из вышеизложенного, неведомая миссия USS Donald Cook теперь вызывает страшные подозрения. А что он, собственно, делает в сотне километров от Тартуса?

История с “химической атакой животного Асада” у американцев с самого начала не задалась, один и тот же фейк нельзя гонять бесконечное количество раз. Теперь, если из-за этого фейка начнется ядерная война, мир может и не понять: нужен более серьезный повод для обращения этого мира в труху.

В этой ситуации если USS Donald Cook вдруг резко утонет – в гибели корабля можно обвинить русских. И тогда повод для ракетного удара будет железный, никто ведь не будет разбираться в причинах ибо не намерен. Более того.

В случае ракетного удара по Сирии МО России обещало американцам топить их флот. Отсюда, если начинать ракетный удар, то начинать его нужно с атаки российских кораблей, находящихся в Средиземном море. Но как это можно сделать? Даже если натягивая сову на глобус повесить “химическую атаку” на “происки Путина” – все равно повод для превентивного удара по российским кораблям слабый. В то же время если USS Donald Cook в удачный момент утонет – то повод для превентивной атаки флота сразу и как бы будет.

Отсюда, исходя из вышеизложенного, мы бы на месте МО России отправили к американскому эсминцу какой-нибудь самолет или вертолет – с врачами, спасателями и кинологами. Надо бы за американскими парнями присмотреть, чтобы они случаем сами с собой чего-то плохого не сделали.

Следим за развитием событий.

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

Новый ритуал встречи непрошеных гостей - многократный облет боевым самолетом ВВС России. Вежливое напоминание о том, кто хозяин на Чёрном море. В следующий раз прилетит другой вежливый самолет с вежливыми ракетами. Чёрное море - русское море. На века!

"Бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в непосредственной близости от эсминца ВМС США «Дональд Кук», вошедшего в воды Черного моря 12 апреля. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона полковника Стива Уоррена. По его словам, самолет на низкой высоте сделал 12 заходов над «Дональдом Куком» в то время, когда тот находился в северной части Черного моря".

В связи с живым интересом общественности к теме ВМФ и, в частности, к инциденту с облетом американского эсминца, предлагаю подробный обзор сложившейся ситуации с описанием возможностей обеих сторон. Какую угрозу могли представлять бомбардировщик и эсминец друг для друга? На что вообще способен этот «Кук» и чем опасно его появление у самых берегов России?

USS Donald Cook (DDG-75)

Иджис-эсминец с управляемым ракетный - 25-й по счету корабль типа «Орли Берк». Принадлежит к устаревшей «подсерии II». Дата закладки - 1996 год, спуск на воду - 1997, принятие в состав флота - 1998. В настоящий момент приписан к военно-морской базе Рота (средиземноморское побережье Испании).

Кораблик невелик - 154 метра в длину, полное водоизмещение около 9000 тонн. Штатный экипаж - 280 человек. Стоимость эсминца - миллиард долларов в ценах 1996 года.


«Кук» славен тем, что мартовской ночью 2003 года первым запустил ракету по Ираку.


Ракет у него и вправду много. 90 подпалубных ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых может находиться тактическая КР «Томагавк», противолодочная ракетоторпеда ASROC-VL, зенитная УР большой дальности «Стендерд-2», ЗУР малой дальности ESSM (по 4 в одной ячейке) либо заатмосферный перехватчик SM-3 системы американской ПРО. Возможно использование устаревших ЗУР самообороны «СиСперроу». К концу этого десятилетия в пусковых ячейках обещают появиться противокорабельные боеприпасы LRASM.

Таким образом, скромный эсминец способен нести весь спектр ракетного оружия, стоящего на вооружении ВМС США (за исключением баллистических ракет подводного базирования). Число и тип ракет может варьироваться в любой пропорции, увеличивая количество ударного или оборонительного вооружения. Состав боекомплекта определяется текущей задачей.

Это чрезвычайно мощный и универсальный корабль, чьи ударные возможности превосходят возможности любых крейсеров и эсминцев других стран. Даже тех, кто по размерам гораздо больше «Кука». Аналогов этому кораблю в составе ВМФ России пока нет.

Однако не стоит слишком переоценивать американский эсминец. Его ударные возможности велики, но ограничены единственным форматом ведения боевых действий «флот против берега». Высокоточные КРМБ «Томагавк» хороши для нанесения ударов по важнейшим объектам военной и гражданской инфраструктуры в глубине территории противника, но ничем не могут помочь эсминцу в морском бою (противокорабельная версия «Томагавка» BGM-109B TASM снята с вооружения 10 лет назад). До появления перспективных LRASM, единственным противокорабельным оружием эсминца «Кук» к настоящему времени остаются 4 малогабаритные дозвуковые ПКР «Гарпун», размещенные в кормовой части корабля.


"Дональд Кук" и британский корабль комплексного снабжения RFA Wave Ruler

И все же суперэсминцы типа «Орли Берк» создавались не для того, чтобы запускать «Томагавки» по несогласным с политикой Белого дома. Главной «фишкой» этих кораблей всегда был «Иджис» («Эгида») - боевая информационно-управляющая система, связавшая в единое информационное пространство все средства обнаружения, связи, управления огнем и борьбы за живучесть корабля. Фактически эсминец «Дональд Кук» является морским боевым роботом, способным принимать решения и обмениваться информацией с другими подобными ему кораблями без всякого участия живых людей.

Столь интеллектуальная и быстродействующая система была создана для решения одной, самой важной и ответственной задачи - обеспечения эффективной противовоздушной обороны соединений. Могучие ПВО-платформы для охраны авианосцев и эскортирования конвоев в открытом море.

В комплекте с «Иджисом» непременно идет многофункциональный радар AN/SPY-1. Шедевр радиоэлектронной промышленности США, способный обнаруживать летящие над самой водой ракеты и наблюдать спутники на околоземных орбитах. В этом и заключается проблема SPY-1 - эффективно решать столь разные задачи с помощью одного радара оказалось невозможным. И если с обнаружением космических аппаратов проблем нет, то возможности Иджис-эсминцев по отражению атак противокорабельных ракет выглядят откровенно сомнительными.

Связка «Иджис» + SPY-1 выглядела весьма инновационным решением для 1983 года, но к настоящему времени эта система полностью устарела. Можно назвать как минимум пять современных морских систем, которые превосходят «Иджис» в области решения задач ПВО.

В итоге суперэсминец «Кук» (как и любой из его 62 близнецов) оказался не способен выполнять первейшую из своих задач.

А единственным ужасным трофеем системы «Иджис» за все 30 лет её эксплуатации стал пассажирский авиалайнер компании IranAir, которого БИУС ошибочно идентифицировала как истребитель F-14.

Имея столь «выдающуюся» систему ПВО, американским Иджис-эсминцам вряд ли вообще стоит заходить в Черное море. Где вся акватория простреливается береговыми ракетными комплексами и береговой авиацией, способной «прихлопнуть» американскую жестянку одним ударом. Одинокий американский корабль - это несерьезно.


Крупным недостатком эсминца «Кук», как и всех представителей подсерий I-II, является отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. На корабле имеется лишь кормовая посадочная площадка и ограниченный запас авиационного топлива. Отсутствие вертолета снижает противолодочные возможности эсминца и ограничивает его функциональность.


Неужели взрыв на борту эсминца?
Увы, всего лишь пуск ракеты из кормовой УВП


Мотористы


"Кук" проходит Босфор

Наверняка многие пожалели о том, что облет эсминца производил не белоснежный ракетоносец Ту-22М и не новейший бомбардировщик Су-34, а всего лишь скромный 24-ый «Сухарик». Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, принятый на вооружение в далекие 70-е годы. Однако даже этого хватило с избытком. Пресс-служба Пентагона разразилась гневными обвинениями в провокации и «непрофессиональных действиях» российских летчиков. Российская общественность также прореагировала шквалом насмешливых и шутливых отзывов в стиле «Янки, гоу хоум!»

В субботу истребитель подлетал к эсминцу на расстояние в тысячу ярдов (примерно километр) на высоте примерно в 500 футов (150 метров). Истребитель не имел вооружений. Командир корабля сделал несколько предупреждений по радиосвязи. Маневры завершились без каких-либо инцидентов.

В целом, стоит признать, что данный эпизод с военной точки зрения смысла не имеет. Су-24 - не немецкий пикировщик «Штука». Ему незачем сближаться с целью на расстояние тысячу ярдов. За окном ХХI век. Эпоха высокоточного оружия. Основным способом ведения войны стал дистанционный, при котором оператор вооружений не видит противника в лицо.

Сближение с боевым кораблем оппонента в МИРНОЕ время также не дает каких-либо поводов для обсуждения сложившейся ситуации. Инцидент произошел в нейтральных водах, где каждый волен находиться там, где ему заблагорассудится. Другое дело, что американский эсминец прибыл в Черное море - сферу исконных интересов России, где появление чужаков не приветствуется и даже специально ограничено конвенцией Монтрё.

Российский бомбардировщик «прошел» мимо американского корабля на бреющем 12 раз. И это тоже знак.

Единственный способ противодействия, который мог быть применен Иджис-эсминцем, - это сбить самолет. Как упомянутый иранский авиалайнер в 1988 году. Разумеется, сделать подобное в данной ситуации было категорически невозможно - пришлось стерпеть насмешку и, как ни в чем не бывало, укрыться в территориальных водах Румынии.

Бесполезно искать какой-либо смысл в действиях экипажа Су-24 с военной точки зрения. «Боевой вылет», «репетиция атаки», «Су-24 вскрыл положение вражеского корабля» - это не про него. Боевые вылеты совершаются по другой схеме - обнаружение с наибольшей дальности, запуск ракет и немедленный уход на малую высоту, за радиогоризонт корабля. Туда, где его не увидит радар SPY-1. В боевых условиях «идти грудью» на ракеты системы «Иджис» - красивый, но не самый благоразумный поступок

Двенадцатикратный облет «Дональда Кука» имел чисто демонстративное значение. Чтобы умерить воинственный пыл Пентагона, направившего в регион уже пятый боевой корабль за год, очевидно полагая, что Черное море имеет право называться Афроамериканским. Российской стороне было необходимо продемонстрировать свою решительность. Показать всему миру, что мы пристально следим за развитием ситуации в Черном море и при необходимости... Впрочем, наши "партнеры" все поняли и ретировались.


В случае необходимости даже не слишком приспособленный для нанесения ударов по кораблям Су-24 имеет массу достойных «ответов» для супостата. Особый интерес представляют телеуправляемые УР «воздух-поверхность» Х-59 и ракеты Х-58А, наводящиеся на излучение корабельных радаров (скорость полета - 3,6 Маха).

В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.

Захватывающий сюжет

В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России.

В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля.

Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр

У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Кук, капитан корпуса воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену. Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.

Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.

Эсминец класса «поверхность-берег»

Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага. Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).

О системе «Иджис»

Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.

Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Система ПТО и ПВО

Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендерд-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.

Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24. Эсминец «Дональд Кук» ослеп.

Боевой путь и опыт

С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США. В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.

Хроника событий

Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя. 12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.

Бегство

Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку. Виной всему - российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.

Конвенция Монтре

Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача.

А вдруг война?

Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.

Так что же случилось?

В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады - компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте. Видимо, нее столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он - вероятный противник, и действует он в учебном режиме. Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это - современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.


Причины несовершенства отечественных ПТУР

У нас до сих пор нет противотанковых ракет третьего поколения
……
СРАВНИВАЯ МИ-28 И АПАЧ

Рассмотрим боевые возможности вертолета Ми-28Н, которые определяются радиоэлектронной начинкой. От нее зависит эффективность ведения разведки и управления оружием.
Принятие на вооружение любого образца должно сопровождаться оценкой его эффективности и сравнением боевых возможностей с аналогом противника. Попробуем проделать такое сравнение применительно к Ми-28Н и АН-64 Апач.
Вертолет Ми-28Н предназначен для поражения наземных и воздушных целей. Особого внимания заслуживает анализ процесса поражения бронетехники с помощью ПТУР Штурм-СМ. В данной ситуации использование системы наведения по лазерному лучу ракеты крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой значительно больше, чем время реакции современных средств войсковой ПВО противника.
Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4–10 с. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене трех-четырех Абрамсов, ракета Штурм-СМ в условиях зарубежных средств войсковой ПВО не решит проблему поражения целей с учетом критерия эффективность–стоимость
С учетом дальности стрельбы 6 км для ракеты Штурм-СМ, время выполнения боевой задачи всегда будет превышать время реакции войсковой ПВО, что будет приводить к поражению Ми-28Н. Принимая во внимание, что при создании ракеты Штурм-СМ не отрабатывался вариант поражения танка М1А2 SEP, оснащенного САЗ, сложно полагать о серьезных показателях эффективности поражения Абрамсов.
Главным недостатком Ми-28Н является устаревшее вооружение, не способное поражать цели без захода в зону войсковой ПВО противника. Эти вертолеты в рядах армейской авиации вряд ли позволят внести заметный вклад в авиационную поддержку Сухопутных войск. Это относится ко всем вертолетам Ми с ракетами Штурм-СМ.
БРЭО вертолета Апач Лонгбоу и головка самонаведения (ГСН) ракеты Хеллфайр разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР Хеллфайр постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114L) с использованием радиолокационной ГСН. При создании комплекса ПТРК Лонгбоу преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники. “



Что еще почитать