Ттх тополь м радиус поражения. Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М. Подвижный комплекс и его колесница

Ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ)

Ракета 15Ж58 выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое, разработанное в Люберецком ЛНПО «Союз», более совершенное смесевое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей.

10.

11.

На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На наружной поверхности хвостового отсека первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт.), используемые для управления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ . Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.


12. Первая ступень

13. Вторая ступень

14. Третья ступень

15. Хвостовой отсек


16. Боевая ступень ракеты РС-12М

Корпуса верхних ступеней впервые были выполнены методом непрерывной намотки из органопластика по схеме «кокон». Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы было сложнейшей технической задачей и производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и «окнами», прорубаемыми ДУЗ ами (ДУЗ - детонирующий удлиненный заряд) в органопластиковой силовой конструкции корпуса. Узел отсечки тяги размещался на переднем днище корпуса верхней ступени.

Автономная, инерциальная система управления разработана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина . Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода «Арсенал» Серафима Парнякова . Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Система управление обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Все операции предстартовой подготовки и проведения пуска, а также подготовительно-регламентные работы полностью автоматизированы.

Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. В состав головной части входит двигательная установка и система управления, которая обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО ) 400 м (так говорят наши источники, на Западе точность оценивают в 150-200 м). «Тополь » оснащен комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца . По западным источникам, ракета по крайней мере однократно испытывалась с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, но этот вариант дальнейшего развития не получил.

Управление полетом ракеты осуществляется за счет поворотных газоструйных и решетчатых аэродинамических рулей. Созданы новые сопловые аппараты твердотопливных двигателей. Для обеспечения скрытности разработаны камуфляж, ложные комплексы, средства маскировки. Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники. Ракета 15Ж58 производится в Воткинске.

Весь срок эксплуатации ракета 15Ж58 (РТ-2ПМ) проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м.

Первоначально был установлен гарантийный срок эксплуатации ракеты 10 лет. Позже гарантийный срок продлен до 15 лет.

Пусковая установка и оборудование

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленном на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД ), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК ).

Пусковая установка разработана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина .

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса использовался семиосный МАЗ-7912 (15У128.1 ) , позднее - МАЗ-7917 (15У168 ) колесной формулы 14х12 (завод «Баррикады» в Волгограде). Эта машина Минского автозавода оснащена дизелем мощностью 710 л.с. Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев . На машине располагался герметизированный транспортно-пусковой контейнер диаметром 2 м и длиной 22 м. Масса пусковой установки с ракетой составляла около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс « Тополь » имел хорошую подвижность и проходимость.

Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО «Союз» под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак ). Композиционные материалы и контейнер разработаны и изготовлены в ЦНИИ специального машиностроения под руководством Виктора Протасова . Рулевые гидроприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в Московском ЦНИИ автоматики и гидравлики.


32. Пример расположения сооружений на стартовой позиции

32.1. Стартовая позиция Новосибирск-2

32.2. Стартовая позиция Новосибирск-2

32.3. Стартовая позиция Новосибирск-2

В некоторых источниках сообщалось, что пуск мог быть произведен с любой точки маршрута патрулирования, но по более точным сведениям: «При получении приказа на пуск по АСБУ , расчет АПУ обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание АПУ » .

В поле (т.е. на полевых БСП и МБП полки «Тополей » несут боевое дежурство, как правило, в течение 1,5 месяцев зимой и столько же летом).

Пуск РС-12М мог быть произведен и непосредственно из спецагрегата 15У135 «Крона » в котором «Тополя » несут боевое дежурство на стационарных БСП . Для этого крыша ангара сделана раздвижной.

Изначально крыша была раздвижная, а на запирающем устройстве, которое не давало тросам с грузами - бетонными противовесами - на конце (подобно гирьке на цепочке на ходиках) упасть устанавливались пиропатронами. При команде на пуск (в циклограмме режима «Пуск») проходила команда на срабатывание пиропатронов, и тогда грузы тянули своим весом тросы и крыша раздвигалась.

В суровых зимних условиях такая схема показала себя отрицательно (определить точно массу противовеса из-за снежных осадков невозможно, усредненное показание приводило либо к заклиниванию, либо к срыву с направляющих, кроме этого - без отстрела не возможно определить состояние пиропатрона). Поэтому пиропатроны были заменены на старые и более надежные (по сравнению с Пионером были усовершенствованы) электромеханические приводы. [ Ред.]

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

Для обеспечения возможности пуска ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Эти операции входят в режим развертывания. Затем контейнер с ракетой поднимается в вертикальное положение. Для этого в режиме «Пуск» срабатывает пороховой аккумулятор давления (ПАД ), расположенный на самой АПУ . Он нужен для того, чтобы работала система гидравлики для подъема стрелы с ТПК в вертикаль. Другими словами это обыкновенный газогенератор. На Пионере стрела поднималась (т.е. работал двигатель гидронасоса) от привода от ходового двигателя (ХД ) шасси, что приводило к необходимости иметь систему для поддержания ХД в «горячем состоянии», дублировать систему запуска ХД воздушными баллонами и пр. Но такая схема несколько снижала надежность.

Тип старта - артиллерийский: после установки ТПК в вертикальное положение и отстрела его верхнего защитного колпака срабатывает вначале первый ПАД ТПК – для выдвижения подвижного днища ТПК , чтобы «упереться» в землю для большей устойчивости, и затем второй ПАД уже выталкивает ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Управление АПУ осуществляется ПКП «Зенит » (дивизионное звено) и «Гранит » (полковое звено).

Для комплекса Тополь был разработан подвижный командный пункт полка (ПКП РП ). Агрегаты ПКП РП размещались на шасси МАЗ-543 . Состав ПКП РП :

Агрегат 15В168 – машина боевого управления

Агрегат 15В179 – машина связи 1

Агрегат 15В75 – машина связи 2

К каждому этому агрегату прилагался агрегат МОБД (машина обеспечения боевых действий) , тоже на шасси МАЗ-543 . Сначала это был агрегат 15В148 , затем (с 1989 г.) агрегат 15В231 .

Один МОБД включал в себя функции 4-х агрегатов комплекса Пионер : МДЭС , столовую, общежитие, МДСО ). Т.е. имел дизель-агрегаты, бытовой отсек, БПУ .

АПУ РК «Тополь » были оснащены модернизированной системой РБУ , что позволяло принимать команды на пуск по системе «Периметр » по 3-м диапазонам.

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.
Основные характеристики ракеты Тополь-М

Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 22,55 м
Длина (без ГЧ) 17,5 м
Диаметр 1,81 м
Стартовая масса 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива Твёрдое смесевое
Максимальная дальность 11000 км
Тип головной части Моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда 550 Кт
Система управления Автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования Шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки - 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:

  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 - 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 - 200 км. Оптическая - и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 - 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный - с вероятностью 0.93 - 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение - не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.

Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса - 250 000 кв.км.

Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева ». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию - выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» - 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) - 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

Транспортировка ракеты и загрузка в шахту

Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М» . Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО - SS-27 Sickle «Серп») - российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х - начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт.

Основные характеристики:

Количество ступеней — 3
Длина (с ГЧ) — 22,55 м
Длина (без ГЧ) — 17,5 м
Диаметр — 1,81 м
Стартовая масса — 46,5 т
Забрасываемый вес 1,2 т
Вид топлива — твёрдое смесевое
Максимальная дальность — 11000 км
Тип головной части — моноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков — 1 + около 20 муляжей
Мощность заряда — 550 Кт
Система управления — автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования — шахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта - миномётный для обоих вариантов . Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части . Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является . Сейчас проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

/По материалам rbase.new-factoria.ru и ru.wikipedia.org /

МРК СН(межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена)«Тополь-М»(SS-Х-27, «Sickle» по систематизации НАТО)с ракетой РС-12М2(РТ-2ПМ2, 15Ж65)изображает итогом дальнейшей модернизации ракетного комплекса «Тополь»(SS-25).

«Тополь»



«Тополь-М»



Настоящий комплекс всецело создан российскими предприятиями.
Работы по созданию новоиспеченного ракетного комплекса возникли еще в половине 1980-х годов. Постановлением Военно-промышленной комиссии от 09.09.1989 предписывалось создать два ракетных комплекса(мобильный и стационарный), а также универсальную трехступенчатую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету. Данной опытно-конструкторской работе дали звание «Универсал», а разрабатываемому комплексу - обозначение РТ-2ПМ2. Комплекс совместно разрабатывался Московским институтом теплотехники и КБ «Южное»(Украина, Днепропетровск).

Ракета должна была быть унифицированной для обоих комплексов, однако в первоначальном проекте в системе разведения боевого блока намечалось несходство. Для ракеты шахтного базирования боевая ступень должна была оснащаться жидкостным реактивным двигателем с использованием перспективного монотоплива ПРОНИТ. Для маневренного комплекса МИТ разрабатывал твердотопливную двигательную установку. Также были несходства и в транспортно-пусковом контейнере(ТПК). В маневренном варианте ТПК должен был изготавливаться из стеклопластика, в стационарном - из металла, с креплением ряда систем наземного оборудования на нем. Оттого ракете для маневренного комплекса зажали индекс 15Ж55, для стационарного - 15Ж65.

В марте 1992 г. было постановлено разработать на базе «Универсала» комплекс «Тополь-М»(КБ «Южное» в апреле бросило участие в работах по настоящему комплексу). 27 февраля 1993 г. Президент РФ подмахнул должный указ(эта дата почитается началом работ по «Тополь-М»). Настоящим указом МИТ назначался головным предприятием по разработке «Тополя-М», и гарантировалось финансирование работ.

Фактически надобно было разработать ракету универсальную по обликам базирования. При этом, будто в шахтном, настолько и в мобильном вариантах ракета должна была владеть возвышенные боевые возможности, возвышенную точность жара и быть способной переть длительное боевое дежурство в неодинаковых степенях гоости. Кроме этого, она должна была владеть возвышенную стойкость к воздействию поражающих факторов во времена полета и преодолевать противоракетную оборону вероятного противника.

Ракета для МРК СН "Тополь-М" создавалась будто модернизация межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М. Обстановка модернизации были найдены Договором СНВ-1. Сообразно настоящему документу новоиспеченной можно находить ракету, какая от аналога выдается по одному из нижеперечисленных знаков:

Число ступеней;

Внешность топлива для любой из ступеней;

Стартовая масса выдается более чем на 10 процентов;

Длина сконцентрированной ракеты без ГЧ(головная доля), или длина первой ступени ракеты выдается более чем на 10 процентов;

Диаметр первой ступени выдается более чем на 5 процентов;

Заваливаемый вес более чем на 21 процент в сочетании с изменением длины первой ступени на 5 или более процентов.

Вследствие настоящих ограничений тактико-технические характеристики ракеты МРК "Тополь-М" претерпеть внушительных изменений не могли и основные отличия от аналога(РТ-2ПМ)заключаются в особенностях полета и устойчивости при проникновении сквозь ПРО противника. Головная доля с самого азбука разрабатывалась с учетом возможности бойкой модернизации в случае появления орудующих систем противоракетной обороны у вероятного противника. Бытует возможность установки ГЧ с разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением.

Ракетный комплекс «Тополь-М» во многом уникален и грубо в 1,5 раза превосходит ракетный комплекс прошлого поколения по боегоости, живучести и маневренности(в мобильном варианте), эффективности поражения неодинаковых объектов, даже при обстоятельстве противодействия со сторонки противника. Энергетическими возможностями ракеты обеспечиваются увеличение заваливаемого веса, внушительное снижение вышины деятельного участка траектории полета, а также эффективное преодоление перспективной ПРО.

При разработке МРК СН «Тополь-М» использовались заключительные достижения отечественного ракетостроения и науки. Впервинку использовали новоиспеченную систему экспериментальной отработки в ходе испытаний с возвышенными нормативными порядками работы агрегатов и систем ракетного комплекса. Это визгливо сжало традиционный объем испытаний и снизило затраты без утраты надежности.

Комплекс видит собой моноблочную трехступенчатую твердотопливную ракету, размещенную в транспортно-пусковом контейнере. Срок нахождения ракеты в нем вселенная 15 лет, при этом всеобщий срок эксплуатации составляет вселенная 20 лет. В числе особенностей комплекса:

Возможность использования водящихся шахтных пусковых установок без существенных затрат(модифицировается всего система крепления к ракете контейнера).

Используются шахтные пусковые установки, какие освобождаются от снимаемых с вооружения ракет, и ПУ сообразно договору СНВ-2;


- повышенные, по сравнению с «Тополем», точность стрельбы, уязвимость ракет во времена полета от воздействия оружий противовоздушной обороны(вводя ядерное оружие)и гоость к пуску;

Способность ракет маневрировать во времена полета;

Невосприимчивость к электромагнитным импульсам;

Совместимость с водящимися системами управления, связи и обеспечения.


Ракета 15Ж65(РТ-2ПМ2)владеет 3 маршевые ступени с мощными твердотопливными энергетическими установками. Маршевые ступени ракеты владеют цельномотанный корпус "кокон" изготовленный из композиционного материала. У 15Ж65 в отличие от “Тополя” отсутствуют решетчатые стабилизаторы и рули. Управление полетом осуществляется центральным частично затопленным поворотным соплом маршевых двигателей трех степеней ракеты. Сопла маршевых двигателей изготовлены из углерод-углеродного материала. Для сопловых вкладышей использована трехмерноармированная ориентированная углерод-углеродная матрица.

Стартовая масса ракеты составляет более 47 тонн. Абсолютная длина ракеты составляет 22,7 метра, а без головной части длина равняется 17,5 метров. Максимальный диаметр корпуса ракеты(первая ступень)– 1,86 метра. Масса головной части составляет 1,2 тонны. Длина первой ступени составляет 8,04метра, масса всецело снаряженной ступени – 28,6 тонны, времена работы – 60 секунд. Тяга ракетного твердотопливного двигателя первой ступени на уровне моря составляет 890 тыс. кН. Диаметр другой и третей ступени составляет – 1,61 и 1,58 метра соответственно. Времена работы ступеней соответственно - 64 и 56 секунд. Три твердотопливных маршевых двигателя обеспечивают бойкий комплект скорости, снижая на разгонном участке уязвимость ракеты, а нынешние системы управления и десятки вспомогательных двигателей обеспечивают маневр в полете, ладя траекторию труднопредсказуемой для противника.

Моноблочная термоядерная моноблочная отделяемая боеголовка с термоядерным 550-килотонным боевым блоком, в отличие от стратегических межконтинентальных баллистических ракет иного субъекта, в краткие сроки может быть заменена боеголовкой владеющей разделяющиеся головные части индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Кроме того, ракета комплекса «Тополь-М» может быть оснащена маневрирующей головной долею. Новоиспеченная ядерная боеголовка, по настоящим СМИ может преодолевать ПРО США, что подтверждается итогами испытаний комплекса(21 ноября 2005 года)с новоиспеченной ГЧ. Вероятность преодоления американских ПРО в взаправдашнее времена равняется 60-65 процентов, в перспективе – более 80.

Вытекает отметить, что при создании бранный части МБР были максимально использованы технологии и наработки, полученные при создании бранный части для "Тополя", что позволило понизить стоимость и сжать времена разработки. Новоиспеченная БЧ, несмотря на таковскую унификацию, внушительно более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и деянию оружия, какое основано на новоиспеченных плотских принципах, по сравнению с предшественницей, обладает меньшей удельной массой, а также владеет более абсолютные механизмы обеспечения безопасности при транспортировке, хранении и нахождении на боевом дежурстве. Боевая доля владеет повышенный коэффициент здорового использования делящихся материалов. Настоящая головная доля создавалась без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов(впервинку для отечественной военной промышленности).

Ракета 15Ж65 снабжается комплексом оружий прорыва противоракетной обороны(КСП ПРО)в состав каких входят бездейственные и деятельные ложные мишени, а также оружия искажения характеристик ГЧ. Ложные мишени от боевых блоков неотличимы во всех диапазонах электромагнитного излучения(лазерном, оптическом, радиолокационном, инфракрасном). Они позволяют имитировать характеристики ББ почитай по всем селектирующим знакам на всех участках нисходящей ветви траектории их полета, изображают железными к ПФЯВ и др. Настоящие ложные мишени – первые, способные противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Оружия искажения характеристик ГЧ заключаются из радиопоглощающего покрытия, аэрозолей-источников инфракрасного излучения, генераторов деятельных радиопомех и настолько дальше.

Ракета 15Ж65 может эксплуатироваться в составе стационарного(15П065)или мобильного(15П165)БРК. При этом для стационарного варианта используются шахтные пусковые установки ракет, какие снимаются с вооружения или уничтожаются в соответствии с СНВ-2. Стационарную группировку образовывают путем переоборудования шахтных пусковых установок 15П735 и 15П718.

В состав боевого стационарного шахтного ракетного комплекса 15П065 входит 10 ракет 15Ж65 в пусковых установках 15П765-35, а также один-одинехонек унифицированный КП субъекта 15В222 возвышенной защищенности(размещен в шахте на висюльке с использованием особенной амортизации). Работы по переоборудованию ШПУ 15П735 под размещение ракет "Тополь-М" проложили под руководством Дмитрия Драгуна в ОКБ "Вымпел".

Ракета 15Ж65 в процессе боевого дежурства размещается в металлическом ТПК. Транспортно-пусковой контейнер унифицирован для неодинаковых обликов ШПУ и соединяет в себе функции транспортно-перегрузочной машины и установщика. Транспортно-установочный агрегат был разработан в конструкторском бюро "Мотор".

Межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" мобильного базирования раскатаны в составе комплекса 15П165. Ракета мобильного базирования размещена в высокопрочном стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере на шасси возвышенной проходимости МЗКТ-79221(МАЗ-7922)с восемью осями Минского завода колесных тягачей. Конструктивно ТПК от шахтного варианта утилитарны не выдается. Пусковая установка и адаптация ее к тягачу осуществлялась ЦКБ «Титан». Серийное производство пусковых установок осуществляется на волгоградском производственном обществе «Баррикады». Масса пусковой установки составляет 120 тонн, ширина - 3,4 метра, длина - 22 метра. Шесть из восьми пар колес изображают поворотными(первые и заключительные три оси), что обеспечивает выдающуюся для таковских габаритов маневренность(радиус поворота, примерно, составляет итого 18 метров)и проходимость. Давление на грунт составляет в два раза крохотнее, чем у всегдашнего грузовика. Двигатель пусковой установки - 12-цилиндровый V-образный 800-сильный дизель ЯМЗ-847 с турбонаддувом. Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра. При создании агрегатов и систем 15П165 использовано несколько принципиально новоиспеченных тех. решений. Настолько, примерно, система неполного вывешивания позволяет развертывать пусковую установку “Тополь-М” на мягких грунтах. Улучшены маневренность и проходимость установки, повышающие ее живучесть. "Тополь-М" может выделывать пуски ракет из любой точки позиционного района и обладает улучшенными оружиями маскировки против оптических и иных оружий рекогносцировки.

Характеристики ракетного комплекса “Тополь-М” позволяют в внушительной степени повысить гоость ракетных сильев стратегического направления к выполнению боевых задач в неодинаковых обстоятельствах, обеспечивать скрытность, маневренность деяний и живучесть раздельных пусковых установок, подразделений и частей, а также автономное функционирование и надежность управления в течение длительного времени(без пополнений резервов вещественных оружий). Точность прицеливания повышена почитай в два раза, точность определения геодезических настоящих повышена в полтора раза, времена подготовки к пуску сжато в два раза.

Перевооружение частей ракетных сильев стратегического направления проводится с использованием водящейся инфраструктуры. Стационарный и мобильный варианты всецело совместимы с бытующими системами связи и боевого управления.

Тактико-технические характеристики ракеты 15Ж65:

Максимальная дальность стрельбы – 11000 км;
Численность ступеней – 3;
Стартовая масса – 47,1 т(47,2 т);
Заваливаемая масса – 1,2 т;
Длина ракеты без головной части – 17,5 м(17,9 м);
Длина ракеты – 22,7 м;
Максимальный диаметр корпуса – 1,86 м;
Молодчик головной части – ядерная, моноблочная;
Эквивалент боезаряда – 0,55 Мт;
Кольцевое вероятное отклонение – 200 м;
Диаметр ТПК(без выступающих частей)– 1,95 м(для 15П165 – 2,05 м).

Тактико-технические характеристики МЗКТ-79221(МАЗ-7922):

Колесная формула – 16x16;
Радиус поворота – 18 м;
Путевой просвет – 475 мм;
Масса в снаряженном состоянии – 40 т(без боевого оснащения);
Грузоподъемность – 80 т;
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Резерв хода – 500 км.

За последние годы слово «тополь» в российских средствах массовой информации гораздо реже используется в своём непосредственном значении – быстрорастущее дерево семейства ивовые, – нежели прежде. Теперь куда чаще данное слово употребляют в военном и даже в геостратегическом ракурсе. Российская баллистическая ракета «Тополь-М» стала одним из основных информационных трендов последнего времени. Именно с наличием на вооружении российской армии этой разновидности стратегического вооружения стали связывать позиции Российской Федерации на международной арене.

Пуск «Тополь-М»: 93,75% успеха

Ракетный комплекс РТ-2ПМ2 («Тополь-М») действительно имеет не только сугубо военный, но и стратегическо-идеологический характер и значение. Так как это первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная и поставленная на вооружение в России после упразднения Советского Союза. «Тополь-М» - это наиболее частый и аргументированный ответ сторонников России в любых геополитических дискуссиях. «Мы не какая-нибудь банановая республика, которой посчастливилось получить в наследство ядерное оружие, мы способны и сами создавать высокотехнологичное вооружение на уровне лучших мировых образцов» - в этом контексте чаще всего упоминается «Тополь-М». Началась разработка ракетного комплекса «Тополь-М» ещё в советские времена, когда была сформулирована задача создания ракетного комплекса с твёрдотопливной ракетой и двумя видами пусковых установок для неё – стационарным (то есть из пусковой шахты) и мобильным (с передвижной платформы). Но основная часть работ велась уже после распада СССР – так, испытания «Тополя-М» стартовали уже в 1994 году.

Всего за двадцать лет, с декабря 1994 по ноябрь 2014 годов, было осуществлено 16 испытательных пусков ракетного комплекса. Из них лишь один оказался неудачным: в октябре 1998 года запуск «Тополь-М» сопровождался отклонением ракеты от курса и было принято решение сбить её. Таким образом, эффективность ракеты «Тополь-М» на сегодняшний день составляет 93,75%. Размещение ракеты в пусковых шахтах началось в 1997 году, хотя официально «Тополь-М», радиус поражения которой зависит от индивидуальных характеристик цели и окружающей среды, поставлен на боевое дежурство в 2000 году. В 2011 году политическое и военное руководство страны решило, что ракетный комплекс «Тополь-М» выполнил свою задачу, то есть обеспечил ядерную безопасность России в течение более чем полутора десятков лет. С 2012 года приобретение Вооружёнными Силами комплекса «Тополь-М» прекращено, в дальнейшем планируется ввести в эксплуатацию ракетный комплекс следующего поколения, межконтинентальную баллистическую ракету РС-24 «Ярс». На текущий момент боевое дежурство несут 60 стационарных шахтовых комплексов и 18 мобильных комплексов «Тополь-М».

«Тополь-М»: характеристики на зависть, на страх и на совесть

Вне зависимости от способа базирования, стационарного (то есть нахождения в пусковых шахтах), или мобильного (установленного на транспортной платформе), сама ракета «Тополь-М» имеет единые характеристики, за исключением количества ракет. В случае со стационарным комплексом это десять ракет, мобильный вариант предусматривает одну ракету. Ракета «Тополь-М» состоит из трёх ступеней, работающих на твёрдом топливе. Особенности топливной системы и работы двигателей позволяет максимально быстро набирать боевую скорость полёта «Тополь-М», что выгодно отличает её от прежних советских баллистических ракет. Помимо этого, сложная система автономного маневрирования делает данную ракету весьма сложной целью для систем ПВО вероятного противника.

Дальность полёта «Тополь-М» составляет 11 тысяч километров, чего вполне достаточно для поражения стратегических целей на территории других государств, обладающих ядерным оружием. Масса забрасываемой боеголовки примерно 1,2 тонны, мощность ядерного запаса оценивается в 550 килотонн в тротиловом эквиваленте. С данными показателями связана такая характеристика, как радиус поражения ракеты «Тополь-М»: единого значения в данном случае нет. Дело в том, что для определения радиуса поражения ядерной боеголовки нужно знать все сопутствующие величины: местоположение взрыва (воздушный, наземный, водный), характеристики объекта, с которым столкнулась ракета (из какого материал состоит), вид окружающей среды (род грунта, наличие естественных или искусственных препятствий) и так далее. Исходя из теоретических показателей величины зоны поражения ядерного взрыва, можно рассчитать условное значение при взрыве заряда ракеты «Тополь-М» мощностью в 550 килотонн. В этом случае зона полных разрушений составит примерно 2 километра от эпицентра взрыва, зона сильных и средних разрушений – до 4 километров, зона слабых разрушений – около 7 километров.

На чём возят ядерную бомбу

Особый интерес представляет собой мобильный вариант ракетного комплекса «Тополь-М». Причём интерес этот затрагивает в первую очередь не саму ракету, а транспортную платформу, на которой она перемещается. Итак, в качестве «рабочей лошадки» для «Тополя-М» используют специально разработанное для подобных целей колесное шасси МЗКТ-79221. Оно имеет 16 колёс (колёсная формула 16х16/12) и грузоподъёмность 80 тонн. При этом снаряжённая масса самого МЗКТ-79221 около 44 тонн. Двигатель у данного колёсного шасси дизельный, мощность которого составляет 588 кВт (эквивалент в лошадиных силах – 800 л.с.). При таком «движке» полностью снаряжённый мобильный ракетный комплекс «Тополь-М» способен развивать скорость до 45 километров в час.

Это может показаться более чем скромной скоростью с точки зрения обычного автолюбителя, однако не стоит забывать, что речь идёт о махине общей массой в 90 тонн (44 тонны колёсного шасси и 46 тонн ракеты) и радиусом поворота 18 метров. Учитывая огромное количество топливо, требуемое для функционирования комплекса такого масштаба, показатель в 500 километров запаса ходу при полной заправке следует признать весьма неплохим. Зато вооружённые силы обладают возможностью маневрировать и создавать гибкую систему ядерной обороны, пусковые установки межконтинентальных ракет которой могут относительно быстро менять своё расположение. Добавьте к этому систему несения «ложных целей» и повышенную устойчивость запущенной ракеты к электромагнитным импульсам – и получите оружие, способное сыграть решающую роль в возможной ядерной войне.

Александр Бабицкий




Что еще почитать