Есть ли дети у гафта. Валентин Гафт: биография, личная жизнь. Начало театральной карьеры Валентина Гафта

Валентин Иосифович Гафт – актер советского и российского театра и кинематографа, народный артист РСФСР, звезда театра «Современник». Всероссийскую любовь завоевал после съемок в фильмах «Гараж», «О бедном гусара замолвите слово».

Будущий актер родился в Москве в сентябре 1935 года. Родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941 году Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым.

Жилище семьи Гафтов располагалось на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре» . Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.

Гафт увлекся театром рано. Впервые мальчик попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Юный зритель поначалу даже не понял, что на сцене играют. Позднее, участвуя в школьной самодеятельности, Валентин осознал, что такое актерское ремесло. Театр и мир закулисья настолько увлек юного Гафта, что в старших классах юноша уже четко осознавал, кем будет во взрослой жизни.

Валентин Иосифович тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в собственных актерских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актер . Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошел к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал.


Советы мастера помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошел во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ юношу взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына, когда тот был зачислен в театральный вуз.

В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию, получив основы актерского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились , и другие будущие мэтры российского кинематографа.

Театр

После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал на работу в театр. Помог ему , популярный советский актер и Лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актерское мастерство, а не прозябать за кулисами.


Валентин Гафт в спектакле "Вишневый сад"

И снова молодому артисту помогли. На этот раз актер предложил Гафту попробовать силы в Театре сатиры. Но и тут артист не задержался надолго. Через несколько лет Валентин Иосифович снова вернется на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей звездной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился.

Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене театра на Малой Бронной, потом артист трудился в театре на Спартаковской.


Первый успех и счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964 году, когда попал в театр имени Ленинского Комсомола («Ленком»), которым руководил . Тут Гафт почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актер узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет.

В 1969 году Валентин Иосифович перешел в «Современник» по приглашению . Здесь Гафт наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь Гафт блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К», «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссером театра оказалось плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актер «Современника».


Валентин Гафт и Лия Ахеджакова в спектакле "Игра в джин"

Валентин Гафт – обладатель престижных театральных премий. За годы службы в современнике Валентин Иосифович был удостоен премии имени (1995), международной премии имени в номинации «за вклад в развитии актерского искусства России» (2007), национальной премии имени «Фигаро» (2011), а также почетной награды «Хрустальная Турандот» в категории «За долголетнее и доблестное служение театру» (2012).

Фильмы

Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 60-х актеру предлагали невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956 году в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время актера звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.


Всё изменилось в 70-х годах. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975 году Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина».

Успех, огромный и безоговорочный, пришел к Валентину Гафту после сотрудничества с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых тот регулярно приглашал играть в собственных кинолентах. Фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актеры, игравшие в этих лентах, стали звездами первой величины.

В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме Валентин Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского.


В 1987 году появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 90-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце 90-х актер сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».

Но не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева.

Еще одна новогодняя сказка – «Сирота казанская» , где Валентин Иосифович – один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагичная роль досталась актеру в ленте «Анкор, еще анкор!», где он сыграл полковника Виноградова.


В 2000-е годы актер снимается все реже, в основном в сериалах или телефильмах. В 2005 году Валентин Гафт попал в основной актерский состав телефильма «Мастер и Маргарита», где сыграл иудейского священника Иосиф Каифу. Это уже вторая работа артиста в экранизации одноименного романа . В 1994 году Гафт сыграл Воланда в драме Юрия Кары, музыку к которой написал . Показ киноленты не состоялся во время по ряду причин, фильм вышел на DVD только в 2011 году.

В это время фильмография актера пополнилась работами в картинах «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Ленинград», «Елки 3».

А еще Валентин Гафт известен талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды актер посвятил строки : «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян» . И : «Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова» .


С конца 80-х годов актер выпустил девять сборников стихов собственного сочинения – «Стих и эпиграмма», «Я постепенно познаю», «Сад забытых воспоминаний», «Тени на воде». Последней книгой Гафта стал сборник «Красные фонари», который появился в 2008 году.

Личная жизнь

Валентин Гафт был женат трижды. Первой супругой стала манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро, молодые быстро расстались. Вторая жена – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу единственную дочь Ольгу. Но девушка после развода родителей трагически умерла, покончив жизнь самоубийством в 2002 году.


Гафт тяжело переживал эту трагедию. Выйти из затяжной депрессии помогла артисту третья супруга, артистка , с появлением которой личная жизнь и самочувствие Валентина Гафта наладились.

Впервые Гафт встретился с Остроумовой на съемках рязановской комедии «Гараж». Но роман начался гораздо позже, в 1996 году. Под влиянием Ольги Остроумовой Гафт принял православное крещение. Сына Остроумовой Мишу Валентин Иосифович воспитывал с 10-летнего возраста, став мальчику почти родным отцом.

Валентин Гафт сейчас

Актер продолжает сниматься в кино. В 2016 году состоялась премьера комедии «Млечный путь», в которой Валентин Гафт исполнил роль второго плана. Главных героев – семейную пару Андрея и Надежду – сыграли и .


Главную роль Валентин Гафт получил в короткометражной ленте «Четвертый». Партнершей по рабочей площадке у актера стала .

В 2016 году Валентин Гафт получил Орден «За заслуги перед Отечеством» из рук президента РФ . Фото церемонии награждения размещены в открытом доступе в интернете.

Актер известен твердой политической позицией. Валентин Гафт не раз высказывался в положительном ключе о Владимире Путине, выражая доверие к действиям президента во внешней и внутренней политике. В 2015 году Гафту приписали эпиграмму о российской власти, где государственные деятели назывались «гнойником» на теле России. Позднее Валентин Иосифович опроверг авторство стихотворения и еще раз выразил поддержку политике Кремля.


В середине лета 2017 года в « -центре» города Екатеринбурга должен был пройти творческий вечер Валентина Гафта. Но по состоянию здоровья артист не приехал на встречу с поклонниками. Подорвать самочувствие артиста могла ежедневная работа в театре «Современник» по подготовке спектакля «Пока существует пространство», автором и исполнителем главной роли которого стал Валентин Гафт. Галина Волчек назвала постановку «исповедью человека, который познал истину».

Сейчас из-за болезни артиста пришлось временно прервать работу над постановкой. Но в собственном интервью актер заметил, что осенью должна состояться премьера пьесы, а также празднование юбилея свадьбы с Ольгой Остроумовой.

Фильмография

  • 1956 - «Убийство на улице Данте»
  • 1973 - «Семнадцать мгновений весны»
  • 1975 - «Здравствуйте, я ваша тетя!»
  • 1979 - «Гараж»
  • 1980 - «О бедном гусаре замолвите слово»
  • 1982 - «Чародеи»
  • 1986 - «По главной улице с оркестром»
  • 1987 - «Забытая мелодия для флейты»
  • 1988 - «Воры в законе»
  • 1989 - «Визит дамы»
  • 1991 - «Небеса обетованные»
  • 1992 - «Анкор, еще анкор!»
  • 1997 - «Сирота казанская»
  • 2005 - «Мастер и Маргарита»
  • 2013 - «Елки 3»

Подробности Создано: 21.12.2017 21:36 Обновлено: 26.12.2017 20:32

Валентин Гафт - обаятельный актер и автор жестких эпиграмм. Он сыграл множество ролей в советских и современных российских кинофильмах. Но большинству телезрителям запомнились его яркие роли из картин Эльдара Рязанова - "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово...".

Он был всегда трудолюбивым и напористым человеком, поэтому много достиг в жизни. Его путь был нелегок и тернистым, ведь было много разочарований, особенно в личной жизни. Но несмотря на это, он стал знаменитым и всеми любимым актером, и только в зрелом возрасте наконец-то нашел свою настоящую любовь.



Биография

Как утверждают источники, маленький Валентин появился на свет 2 сентября 1935 года в огромном городе - Москва. По гороскопу Дева - дисциплинированный, трудолюбивый и высокоинтеллектуальный человек. Родители Валентина по национальности - евреи.

В детстве

Никакого отношения к искусству семья мальчика не имела. Как утверждают СМИ, папа, Иосиф Рувимович, работал прокурором, а мама, Гита Давыдовна, не имела образования вообще, но много читала и обожала театр. Семья на то время проживала в коммуналке на улице Матросская Тишина. Здесь было много известных учреждений: психиатрическая больница, тюрьма, рынок и студенческое общежитие МГУ.

Детство мальчика проходило в военное время. Много его родственников и даже сам отец ушли на фронт. А когда война закончилась мало кто из них вернулся домой. Для него большой радостью было то, что его папа, хоть и раненый, но остался живым.

В молодости фото



Поговаривают, что в школе парень учился не очень хорошо, поэтому еще в те годы твердо решил, что станет артистом. Ведь тогда ему казалось, что играть на сцене проще простого. Свой первый опыт получил выступая в школьных спектаклях, где он играл преимущественно женские роли. А все потому, что школа была мужская, и их играть было некому.

Когда прозвенел последний школьный звонок, тайком от родителей, парень подал документы сразу в два театральных ВУЗа. Первым учебным заведением было Щукинское училище , а вторым - Школа-студия МХАТ . Но удалось ему пройти конкурсные испытания только во втором ВУЗе и то, благодаря помощи известного актёра Сергея Столярова (снимался в кинофильме "Цирк"). Валентин сам к нему подошел и попросил помощи: правильно продекламировать басню "Любопытный". Столяров пожалел парня и не отказал. После это, Валентин считал его своим первым учителем.



Карьера

В 1957 году, после окончания учебы, его сразу же приняли на работу в Театр им. Моссовета . Здесь он дебютировал, но надолго не задержался. Поговаривают, что его оттуда выгнали.

На сцене театра



Дальше сменил еще несколько театральных сцен, но все его работы были обычными и не совсем успешными. Ходят слухи, что он часто путал партнерш на сцене, задевал декорации и его игра выглядела совсем нелепо. И только в "Ленкоме" , куда он попал на работу в 1964 году, Валентин начал по-настоящему удачно выступать. Наконец-то Гафт почувствовал любовь зрителя: получил свои долгожданные овации и восхищения в их глазах.



Начиная с 1969 года, по приглашению Олега Ефремова, стал регулярно выступать на сцене театра "Современник ". Здесь он чувствовал себя как дома, поэтому играет на его сцене до сих пор.

Спектакль "Игра в Джин"



Фильмография

Как утверждают источники, будучи еще студентом-второкурсником он попал на съемки кинофильма "Убийство на улице Данте" (1956). Эму предоставили маленькую эпизодическую роль с которой он из-за ступора не смог поначалу справиться. О своем поражении, на первых в его жизни съемках, актер помнит до сих пор.

Кадр из фильма "Убийство на улице Данте"


В 70-х годах он играл уже более яркие и узнаваемые роли. Но по-настоящему знаменитым стал, только после выхода на телеэкраны кинофильмов режиссера Эльдара Рязанова. Первой из них стала картина "Гараж" (1979), где он сыграл роль председатель гаражного кооператива и ветеринарного врача Сидорина.

"Гараж"



В общей сложности его фильмография насчитывает свыше 100 кинофильмов. Также он принимал участие в телеспектаклях, дубляжах, озвучивании мультфильмов и радиопостановках.

Фильмы с его участием:

С 1956 по 1969 годы: "Русский сувенир", "Подводная лодка", "Первый курьер", "Новенькая", "Интервенция" и другие;

"Интервенция"


С 1970 по 1989: "Удивительный мальчик", "Ночь на 14-й параллели", " Семнадцать мгновений весны", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Короли и капуста", "О бедном гусаре замолвите слово", "Бешеное золото", "Схватка в пурге", "Чародеи" и другие;

"Короли и капуста"


С 1990 по 2009: "Небеса обетованные", "Мастер и Маргарита", "Сирота казанская", "Дом для богатых", "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя", "Притяжение" и другие;

"Мастер и Маргарита"


С 2010 по 2016: "Утомлённые солнцем 2: Предстояние", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Ёлки 3", "Разрывая замкнутый круг", "Млечный путь и другие".

"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"


Интересные факты

Его рост - примерно 187 сантиметров, а вес - около 75-80 килограмм . За всю свою творческую карьеру он получил множество наград и званий.



Он считается мастером короткой эпиграммы , которые он посвятил не только себе, но многим известным людям. Представляем вашему вниманию, некоторые из них:



Личная жизнь: его жены и дети

Как утверждают источники, Гафт имел большой успех не только в творчестве, но и среди женщин. В молодости он им безумно нравился. За всю свою жизнь был трижды женат и только в последнем браке ощутил настоящую любовь и умиротворение.



О его первой жене в сети мало информации. Известно лишь то, что она была очень красивая, звали ее Алена Изоргина и была она одной из первых советских манекенщиц. Валентин ее очень любил, но прожили они вместе очень короткое время.

Изоргина пропадала все время на работе за границей, а Валентин в это время только искал себя. Они делили маленькую однокомнатную квартиру с тещей и такая тесная жизнь для красавицы оказалась не выносимой. Она нашла другого и ушла от своего супруга.

Гафт и Алена Изоргина



Второй женой стала балерина Инна Елисеева . В этом браке у их появилась дочь Оля . Но даже совместный ребенок не сумел удержать этот брак, ведь у Инны был очень сложный характер.

Вначале 80-х они расстались, нанеся большую душевную травму ребенку. Оля также стала балериной, как и ее мать, и Валентин все время поддерживал с ней теплые отношения. Но это не смогло компенсировать ей той родительской заботы в которой она нуждалась.

В 2002 году случилась непоправимая трагедия: Оля окончательно поссорилась с мамой и совершила самоубийство. Инна прожила всего на несколько месяцев дольше и ушла вслед за ней. Гафт очень тяжело перенес смерть единственной и родной доченьки. Облегчить душевную боль смогла только третья жена.

Валентин и его дочь Оля



С третьей женой - Ольгой Остроумовой он живет в счастливом браке по сегодняшний день. Она также актриса и на 12 лет его младше. В творческих кругах и среди знакомых их называют идеальной парой.

Как утверждают СМИ, они расписались в ЗАГСе 17 июля 1996 года, но знали друг друга гораздо раньше. Впервые увиделись на съемочной площадке кинофильма "Гараж", но тогда она была замужней женщиной.

Актер и его любимая жена Ольга Остроумова


У Ольги есть сын Михаил и дочь Ольга от предыдущего брака. Валентин начал воспитывать мальчика, когда ему было всего лишь 10 лет, а Оля была уже более взрослая. Он легко нашел общий язык с детьми, у них сложились отличные отношения и они считают его практически своим родным отцом. На сегодняшний день дети пошли по стопам родителей (работают в сфере искусства) и подарили им внуков: Захара, Полину и Фаину.

Счастливая семья



В сети ходят также слухи о его неофициальных отношениях с художницей Еленой Никитиной и внебрачном сыне Вадиме. Якобы эти отношения завязались еще в то время, когда Валентин был никому не известен. Они встретились, когда ей было 31, а ему 36 на одном из театральных вечеров. Затем закрутился красивый роман, а когда Елена сообщила Гафту, что беременна, он ушел из ее жизни навсегда.

Девушка осталась совсем одна и ей ничего не оставалось, как уехать за границу в Бразилию. Там жила ее родная сестра, которая вышла замуж за местного жителя. Ирина долгие годы не была на родине, поэтому ее сын Валентин с отцом вовсе не общался.

Отец и сын


Их встреча состоялась спустя 43 года в России в телевизионном эфире. Они очень многое обсуждали за кадром и Гафт даже просил прощения, за то, что долгие годы отсутствовал в его жизни. У Валентина также есть сын и назвали его в честь деда - Валентином. Пока, что внук-подросток с ним незнаком.

«Я не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Сейчас Вадиму уже сорок с лишним лет, а мы только недавно начали общаться...»

Собственное просторное жилье у меня появилось очень поздно - и исключительно благодаря Оле (жена Гафта - Ольга Остроумова. - Прим.

ред.). Без нее я не решился бы на такую авантюру, как кредит. Ремонтом и дизайном занималась Оля. Помню, когда я вошел туда - в первую в своей жизни квартиру, - сказал: «Это дом-музей Гафта?» Я все никак не мог поверить: слишком привык, что у меня в лучшем случае - комната.

Я вырос в коммуналке в доме на улице Матросская Тишина. Напротив нашей пятиэтажки была психиатрическая больница, справа - знаменитая тюрьма, слева - рынок, еще левее - студенческое общежитие МГУ, окна которого выходили на пустырь, где мы часто играли в футбол. А в общежитии жила одна прелестная курносая девушка Дина Василенок. Я был в нее влюблен, но она об этом ничего не знала. Сейчас Дина доктор физико-математических наук. Так вот, при том, что вообще-то я играл в футбол не самым лучшим образом, стоило Дине появиться в окне, я весь преображался и бил по мячу с такой силой, что трещали доски в заборе.

Даже начинал кричать на своих товарищей, чего обычно не смел: «Мне пасуй!» При ней я становился смельчаком - кажется, у меня даже фигура менялась. Но когда Дина исчезала, я сразу же становился прежним - робким и неуклюжим. Через какое-то время Дина снова выглядывала в окно, и я снова забивал голы. Кстати, до сих пор имеет значение, кто на меня смотрит. Не дай бог подумать, что ты должен всем нравиться.

- Вы ведь не потомственный актер?

Наша семья совершенно не театральная. Папа работал прокурором. А у мамы вообще не было никакого образования. Но она знала столько, что могла поддержать разговор на самые разные темы. Любила театр, много читала.

Мои родители - оба с Украины. Мама из многодетной семьи - 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. Когда мы приезжали к нему, дед встречал нас на лошади, запряженной в телегу с соломой, и вез домой. Я просил, чтобы меня отнесли в хлев к корове с теленком, дед поднимал меня повыше, я гладил теленка, чтобы он лизнул мне руку. В очередной раз мы должны были ехать к деду на Украину 21 июня 1941 года. Чтобы достать билеты на поезд (а с ними было трудно), наша домработница Галя, чудесная девушка, простояла всю ночь на вокзале, а потом купила с рук - как выяснилось, ей подсунули фальшивку. Взрослые говорили, что Галю обманула какая-то «аферистка» - я впервые тогда услышал это слово. Нам удалось взять новые билеты - на 22-е число. Но утром по радио выступил Молотов: началась война. Конечно, мы остались в Москве. Тот поезд, которым мы должны были отправиться 21-го, возможно, попал под бомбежку.

Отец сразу же ушел на фронт добровольцем. Но мне почему-то не запомнился этот момент. Зато я отчетливо помню проводы в армию моего двоюродного брата Исая, которому тогда исполнилось 19 лет, - он тоже записался добровольцем. Брат был в зеленой гимнастерке и галифе, я обнял его, едва доставая лицом до ремня, уткнулся лбом в пряжку и впервые в жизни заплакал так, что не мог сдержать свой рев. Мне было шесть лет. Я ужасно стеснялся своих слез, поэтому долго-долго так стоял, не отрывая лица от живота Исая. Хотя чего мне было реветь? Я думал, что война пройдет здесь, у меня под окном, за забором, с одной стороны - наши, с другой - немцы, и я увижу, как наши станут побеждать. У нас самые сильные пограничники - Цюрупа и его собаки. Но все, как известно, получилось совсем не так.

Помню запах сырой известки и журчание воды в трубах - это жуткое ощущение бомбоубежища. И вой воздушной тревоги, который нельзя ни с чем сравнить. Помню, мама ночью меня сонного несла завернутого в одеяло на руках по лестнице с четвертого этажа в бомбоубежище - мне хочется спать, и я трясусь то ли от холода, то ли от страха. Иногда приходили письма с фронта от отца: он писал, что пришлет мне немецкий фонарик, в котором можно включать то красный, то зеленый свет. И действительно передал мне с кем-то этот фонарик и свои майорские погоны, чтобы я на них посмотрел. Я гордился, какой у меня папа, и мысленно прибавлял ему звезды. В конце 44-го года раненого отца привезли в Москву, и мы с мамой приходили к нему в госпиталь. Он был весь забинтованный, лица вообще не видно. Около кровати на тумбочке, на белой салфетке стояли тарелки с едой и стакан с абрикосовым компотом.

Выпил этот компот я, и казалось, что нет никакой войны, что это не госпиталь и отец не ранен. Но, придя домой, увидел в газетах снимки с боев и тыкал ножиком в тех, кто ранил моего отца. Помню неповторимый голос Левитана по радио. Война кончилась. Я играл в «расшибалку», но внутри испытывал счастье - мы победили. Мама ходила на Белорусский вокзал в надежде встретить своих братьев, но все, кроме одного, погибли. Никого не встретила.

Ну а потом была жизнь после войны. Я стал подростком. Помню вечера во дворе, за полночь. Мама кричала: «Валя, иди домой, уже поздно!» Но я стоял и слушал блатные песни, щемящие душу. Я восхищался, какие ребята в нашем дворе были свободные. И потом, уже будучи артистом, я говорил себе: вот они артисты, а не я!

Я хотел быть сильным и храбрым. Юрку Крюкова, который жил на первом этаже, я все время вызывал «стыкаться». Но ходил к нему слушать пластинки. Его мама купила патефон, а сама была похожа на певицу. Я помню этот красный патефончик, пластинки пахли подсолнечным маслом. Юркиным соседом был парень по кличке Киса. Он сидел несколько лет в тюрьме за хулиганство, но очень обаятельный, в татуировках и с юмором. Помню, как весь двор увлекался шахматами - наш Ботвинник был чемпионом мира. На кухне Юрка и Киса научили меня играть в шахматы. Но своеобразно: неправильно показали, как ходят фигуры. Суть игры я уловил: нужно объявить мат королю. Первые партии я сыграл в психиатрической больнице, которая, как я уже говорил, находилась напротив нашего дома. Там рядом был так называемый Английский сад, где росли немыслимо высокие деревья - видимо, когда-то давно их посадили как-то по-английски.

На кронах этих деревьев обитали тысячи ворон, которые галдели, каркали, и все столы и лавочки под деревьями были белые-белые, словно в снегу. По саду гуляли выздоравливающие психи в серых халатах и стоптанных тапочках, молодые и старички, ходили медленно, некоторых поддерживали родственники. Я сел с досточкой, и, конечно, желающих сыграть в шахматы оказалось много. Ко мне подсел один выздоравливающий, и я неправильными ходами в течение полутора минут поставил ему мат. Слышу, Киса с Юркой за спиной говорят: «Грандиозно! Гениально!» Приглашаю: «Следующий». И снова раз-раз - и мат! Вот уж и сумасшедшие стали говорить, что я гений. И только примерно одиннадцатый псих нерешительно проговорил: «Простите, но, по-моему, раньше так в шахматы не играли». Я еще подумал: «Ну, этого рановато выпустили в сад гулять».

Но когда я понял, что меня разыграли (помню, Киса захлебывался от смеха, сверкая своими золотыми фиксами), закрыл для себя тему шахмат навсегда. Никогда больше не садился! Я много чему не научился, о чем теперь жалею. К примеру, на пианино играть. Как-то увидел инструмент дома у одного приятеля и стал просить маму: «Купи пианино, я хочу стать музыкантом». Она бы и рада, но денег не было. Потом случилось так, что отец хорошо заработал. И мы пошли в магазин, где продавались немецкие трофеи. Там пианино стояли тесными рядами и чуть ли не одно на другом - с открытыми крышками, черно-белыми клавишами, они выглядели, как хищные рыбы - акулы или киты. И тут выяснилось, что мама хочет пианино непременно с подсвечниками. Мы пересмотрели все варианты, но нужного не оказалось.

Так и ушли ни с чем. И я не стал пианистом.

- Зато вы поступили в театральный институт...

Я с детства любил ходить в кино, в кинотеатр «Орион» на Преображенской площади. У меня были любимые артисты: Дружников, Тарасова, Массальский, Грибов, Ливанов - все, кто играл в картине «Без вины виноватые», которую я смотрел раз десять. Потом случилось так, что я познакомился с некоторыми из них. А Павла Массальского изображал в капустнике, и говорят, что был похож. Еще я сдавал книги букинистам: Достоевского, Тургенева - это читала мама. И когда в магазине спрашивали фамилию, я не говорил: Гафт, я говорил: Массальский, иногда - Ливанов, и несколько раз - Дружников.

Нахватав в старших классах двоек, я решил, что буду артистом. Мне казалось, нет ничего проще, ничего не надо знать и делать, только выйти на сцену и сказать: «Кушать подано». Стал играть в школьной самодеятельности: мне доставались только женские роли, потому что кто-то же должен был их играть, а школа мужская. Роль невесты в чеховском «Предложении» считаю своим лучшим достижением!

Помню, как в парке «Сокольники», уже пройдя первый тур в Школу-студию МХАТ, глазам своим не поверил: я увидел Сергея Дмитриевича Столярова из картины «Цирк». Это он там в белом свитере, шагая вместе с Орловой, пел великую песню Дунаевского «Широка страна моя родная». А здесь передо мной стоял грустный, печальный и усталый человек в черном костюме, с изумительно красивым лицом. Я подошел и объяснил ему, что поступаю во МХАТ, у меня басня не получается.

После большой паузы он спросил: «Кто набирает курс?» - «Топорков». Опять пауза. Я было пристроился к пеньку, чтобы читать басню. А Сергей Дмитриевич мне, обычному пацану из 10-го «Б» 378-й школы, говорит: «Зачем же здесь? Приходите ко мне домой». Даже не знаю, что это на него нашло. Так я попал к нему домой, мы с ним разбирали каждое слово в басне «Любопытный». Сергей Дмитриевич очень мне помог, я считаю его своим первым учителем, низкий ему поклон. А подбадривали меня во время поступления Игорь Кваша и Миша Козаков, которые уже являлись студентами и были такие уверенные в себе, даже несколько наглые. Чем-то, видимо, я им приглянулся. И когда я увидел свою фамилию в списках поступивших, от волнения убежал, и бежал без остановки две станции метро. Дома я с гордостью объявил, что меня приняли.

Но, кажется, родители были вообще не в курсе, куда я поступаю. Мама почему-то решила, что меня приняли в кружок геофизики при заводе. И на вопросы знакомых: «Где Валя?» - первое время отвечала: «В кружке». - «А что там делают?» - «Хлопают в ладоши».

Помню, как на втором курсе Школы-студии МХАТ я попал на съемки картины «Убийство на улице Данте» к Михаилу Ромму и не мог связать двух слов, увидев Плятта и Штрауха. Я буквально застыл. Второй режиссер Столбов сказал: «Как мы ошиблись в этом парне!» И все остановилось в это мгновение. Казалось, что все замерло. Когда я переступал порог киностудии, я не мог оправиться от этого ощущения 20 лет. После окончания Школы-студии я недолго прослужил в Театре имени Моссовета, потом меня выгнали. К тому моменту я успел познакомиться с великим Эрастом Гариным.

Эраст Павлович как раз ставил «Тень» в Театре сатиры и сказал мне: «Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?» Он пригласил меня репетировать к себе домой. Представляете, сначала Столяров, а потом Гарин! С ними и постоять-то рядом - это с ума сойти! Помню, мы шли к нему в кабинет через множество комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Причем уже высохший. Безжизненная рука свисала с кровати, личико - кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде. Но мне ничего в голову не шло, все хотелось ему сказать: «У вас же человек умер!» Гарин напрасно провозился со мной, увидел, что я ничего не понимаю, и пошел меня проводить. Опять мимо трупика.

Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина - Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда - это было для нее нормально.

Ну а из моего дебюта в Театре сатиры ничего толкового не вышло. На премьере я перепутал партнерш, стал разговаривать с Аросевой, а нужно было с Зелинской. Ольга Александровна прошептала: «Идиот, она стоит сзади!» Я повернулся, задел декорацию, которая чуть не упала в оркестр. А в зале сидели мои мама с папой и моя будущая жена, красавица Алена Изоргина! Конечно, после этого меня в «Сатире» не оставили. Правда, через 10 лет я все-таки поступил в этот театр и играл графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». Это был второй спектакль, который видела моя мама.

Потом мы с ней шли домой, она долго молчала. Я не выдержал: «Ну как?» Мама сказала: «Валя, ну какой же ты худой!» На этом ее посещения моих спектаклей закончились. Даже когда я перешел в «Современник» и маму приглашала лично Галя Волчек, мама отвечала ей: «Я его и дома вижу».

- Вы упомянули красавицу Алену - вашу первую жену. Вы ведь прожили с ней не очень долго, как и со второй женой...

Моя первая супруга Алена - замечательная. Я ее любил и, пользуясь словами Жени Евтушенко, никогда не разлюблял. Люди, когда видели ее на улице, замирали, столбенели от ее красоты. Она работала манекенщицей в Доме моделей на Кузнецком Мосту. А у советских манекенщиц была возможность выезжать за границу.

Пока мы были вместе, Алена успела побывать и в Америке, и во Франции, и в Италии - объездила почти весь мир и каждый раз возвращалась еще более красивой. Когда мы с Аленой поженились, переехали к ней. И единственную комнату, где жила еще теща, интеллигентнейшая женщина, досками разделили на три части. Это был низкий первый этаж, и каждые пять минут мимо окон, почти касаясь стекол, проезжал троллейбус. Я любил Алену, а она любила животных. Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали у нас над головой, - пахло в доме невозможно. Пес, подобранный Аленой, сидел вместе с нами за столом и пил кофе. Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в шерсти и перьях.

Но Алена была прекрасна! При этом я был слишком молод, чтобы совсем не увлекаться другими женщинами. И в конце концов Алена тоже встретила другого человека и полюбила его. Это был киновед Даль Орлов. Мне один артист рассказывал, что у них в доме до сих пор просят не произносить мою фамилию. При этом Даль называет меня «серым артистом» - мол, он о таких не пишет. Ну пусть так. Главное - Алена обрела свое семейное счастье. Отношений мы с ней не поддерживаем. Зачем?

- Со второй женой вам, наверное, не так просто было разорвать, ведь она родила вам дочь...

Интересно, что до меня за Инной Елисеевой ухлестывал Эдвард Радзинский. И когда, не зная этого, я спросил Эдика о ней, он сказал: «Инна прекра-а-а-сная!» Перехвалил. Видимо, старался поскорее от нее отделаться.

Характер у Инны - тяжелый случай, но она была яркой, недурна собой. Эффектно водила машину. «Жигули», на которых она за мной приезжала в театр, мне в то время казались самолетом. Там еще была дача, и я представлял, как поставлю столик на чердаке и сяду что-нибудь сочинять. Думал: «Надо же, какая богатая баба, вот поживу-то хорошо!» Но я был наказан за такой подход. Хорошо пожить не удалось. Тесть, лауреат Сталинской премии, меня сразу не принял. Хотя теще я нравился - она видела что-то в театре, только не поняла: я на сцене был или не я? Дома-то я выглядел совсем по-другому. Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете зарабатывать, тогда и получите цыпленка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то пишут, что Инна была балериной - нет, она вообще нигде не работала.

Балериной была наша дочь Оля. О дочери скажу немного, это для меня больная тема. Ведь в том, что с ней случилось, много моей вины и моих грехов. Хотя мы с ней не жили вместе, но я должен был это предвидеть и предчувствовать. Она хотела стать драматической актрисой, я с ней занимался, и Оля (Остроумова. - Прим. ред.) тоже. Если бы дочь взяли в театральный - ничего бы этого не случилось. Курс набирал Женя Лазарев. Он сказал мне: «Знаешь, не очень... Но если ты хочешь - я ее возьму». - «Не надо. Если «не очень» - зачем же тогда калечить судьбу?» - ответил я... А ведь она так хотела! Кроме того, у дочери случилась неудачная любовь. Я не могу сейчас говорить о ее маме ни плохо, ни хорошо, потому что Инна умерла через несколько месяцев после гибели дочери, но она Олю буквально затравила. Кончилось все тем, что Оля ушла из жизни.

Я посвятил дочери стихотворение:

Ах, если бы она была жива,

Я все бы отдал за нее, все бросил,

Слова, слова, слова, слова...

Мы все их после смерти произносим.

И пишутся в раскаянье стихи,

Но в глубине души навечно будут с нами

Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи...

Которые не искупить словами.

Что тут можно сказать? Оправдания нет, вину мою исправить нельзя...

- В своем интервью Ольга Левитина - дочь вашей жены - рассказывала, что у вас еще есть сын, который живет в Бразилии, и вы ему помогаете...

Когда-то давно у меня был короткий роман - всего несколько встреч.

Я ничего не знал о том, что родился ребенок. Мать Вадима - благороднейшая женщина - ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Когда Вадиму исполнилось три годика, они уехали в Бразилию. Тогда же мне сказали, что у меня есть сын. Сейчас ему уже сорок с лишним лет. Только недавно его мать мне позвонила и сказала, что с ним произошла беда. Вадима сильно побил таксист, изуродовал его. Она опять ничего не просила - никаких авантюр с ее стороны, все очень чисто. Но я сам стал помогать, как мог, высылал деньги на лечение. И Вадим выздоровел. Он далеко, я никогда его не видел, совсем не знаю, но интерес к нему есть.

Судя по фотографиям, он похож на меня. Красивый парень.

- После Инны вы ведь долго не женились...

Виолончелистка Алла не была моей официальной супругой. Она играла в Госоркестре под управлением Евгения Светланова. По-моему, там во всем Госоркестре выделялись только два человека - она и дирижер. Потрясающе играла на виолончели, потрясающе готовила... Хорошая женщина, но странная: почему-то она думала, что я ей изменяю. Ей говорили, что у меня роман с Лией Ахеджаковой, что меня видели ночью у Лии в гостях и как я в палатке у ее дома водку покупал. И Алла верила, хотя это неправда. Ну не было у меня при ней никаких измен и загулов! И мне надоело ее в этом убеждать.

Однажды она устроила скандал прилюдно. Мы были в Доме кино на премьере картины «Ночные забавы», где я играл любовника героини Ирины Алферовой. В начале фильма есть сцена, в которой мы с Ириной лежим в постели. Алла дальше даже смотреть не стала - развернулась и как дала мне по морде! Тут уж я ушел. Больше мы с ней не встречались.

- И вот вы, наконец, встретили Ольгу Остроумову...

Знаете, я благодарен всем женщинам, которые у меня были, - они многое для меня сделали, многому научили. Но особенно, конечно, Оле. Она вообще меня переродила, с ней я стал совсем другим человеком. Мы вместе снимались в «Гараже» у Эльдара Рязанова, по сюжету я говорю ей всего одну реплику: «Рациональная вы моя», но за кадром мы друг другу даже «здрасте» не сказали.

Хотя Оля мне очень нравилась. Но я знал, что она замужем, что любит мужа и, судя по всему, человек очень верный и серьезный, далекий от интрижек и фривольностей. Поэтому я даже попытки тогда не сделал к ней подойти. А чтобы о ней не думать, попытался найти в ней несуществующие недостатки - что-то даже сумел насочинять. Прошло много лет. Я к тому времени жил один. И случайно увидел Олю по телевизору в какой-то передаче о женском счастье и несчастье. И понял, что она одинока. Стал искать с ней встречи. Это заняло буквально пару дней: меня пригласили выступить на одной частной вечеринке в кафе в Сокольниках, а я попросил, чтобы пригласили и Олю. Она согласилась, и мы встретились. Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала: «Идиот!»

Потом я предложил ее проводить: мы шли долго, пешочком, было прохладно, я снял пиджак и накинул ей на плечи. Мы не торопили события. Я ухаживал за Ольгой довольно долго. А расписались мы вообще через несколько лет. Это произошло, когда я лежал в больнице после очень серьезной операции - она же меня туда и отвезла, когда я плохо себя почувствовал. И вот мы пригласили в больницу женщину из загса. Туда же пришли свидетели, принесли букетик цветов. Конечно, необычная получилась свадьба, но у нас все необычно. И это было гораздо интереснее, чем в загсе, сколько можно - третий раз уже! И к тому же способствовало моему восстановлению: я ожил, началось выздоровление. В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой. Она актриса! Любимая актриса. Недавно в Петербурге был концерт благотворительного фонда «Артист», читали «Евгения Онегина»: Женя Миронов, Маша Миронова, Лиза Боярская, Максим Матвеев, Игорь Верник, я и моя Оля.

Вы бы послушали, как она читала! Какое тонкое понимание, какое овладение текстом Пушкина, его мелодикой, его смыслом. Совершенно не напрягая голоса, она разговаривала с залом стихами Пушкина. Великая актриса, она потрясла зрителей и, единственная, была награждена аплодисментами, прервавшими ход чтения. Вот это моя Оля, которую нельзя не любить.

При этом и все хозяйственные заботы она взяла на себя, полностью отгородила меня от быта, дала возможность заниматься только творчеством, за что я ей очень благодарен. Кроме того, благодаря Оле у меня появилась большая семья - ее дети Оля и Миша. Я их люблю как своих, а внуков - обожаю.

Это мое счастье, особенно Захарчик, сын Оли, - ой, какой мальчик! А у Мишки две девочки - одной шесть лет, другой скоро исполнится два годика. Тоже мои любимицы.

- Выходит, с женщинами у вас получилось так же, как и с театром. Вы долго искали то, что подходит именно вам, и в конце концов нашли, хоть на это и ушли десятилетия...

Действительно, до «Современника» я сменил несколько театров. Театр на Малой Бронной, к примеру. Там царила Ольга Яковлева - артистка замечательная, но она занимала слишком много места, не оставляя его другим. Из-за нее ушли Даль, Ширвиндт, Петренко, Державин. Я пытался поговорить с Эфросом: «Анатолий Васильевич, эта женщина погубит и вас, и театр. Я только что готов был убить ее на сцене - только ради вас не тронул».

- «Валечка, - ответил Эфрос, - ну что вы, она вас всех так любит». Но на следующий день он уже старательно избегал смотреть в мою сторону. А ведь когда-то, когда Эфроса изгоняли из «Ленкома», мы с Ширвиндтом, Державиным и другими артистами ходили защищать его к Фурцевой. Она при нас куда-то звонила, изображала, что хочет помочь, но видно было, что все это вранье: «Ах, если бы раньше, ох, уже ничего нельзя сделать». И мы решили добиваться встречи с Демичевым - главным человеком по культуре в Политбюро. Ответственным за встречу был я. В день, когда мы собрались прорываться к Демичеву, мне неожиданно очень рано позвонили из его приемной: «Петр Нилович хочет сам с вами поговорить». Сам, представляете? Слышу в трубку, как одна секретарша переключает звонок на другую. Наконец, его голос: «Валентин Иосифович?

Это Петр Нилович!» - «Петр Нилович, это такое счастье, что вы мне позвонили! Нам необходимо встретиться! Когда к вам можно прийти?» - «Я сам приеду к вам в театр. Там помойка есть у входа - вот у помоечки давайте и встретимся». - «У помойки?» - «Да, там самое место!» Оказалось, это Ширвиндт с Державиным меня разыгрывают. Это было ловко сделано чисто по звуку: пока «Демичев» не заговорил, трижды менялись телефонистки, переключавшие друг друга. Ну а из нашей затеи пробиться к настоящему Демичеву ничего не вышло: он нас не принял. Но мы же, во всяком случае, попытались заступиться за Эфроса!

И вот, когда я ушел из театра на Малой Бронной, я уехал в Ялту. На пляже встретил Андрея Миронова. Лежим с ним, загораем. С закрытыми глазами, не глядя в мою сторону, Андрюша говорит: «Хочешь графа в «Фигаро» сыграть?»

Я точно так же, не напрягаясь, отвечаю: «Хочу». Так, благодаря Андрюше, я снова попал в «Сатиру». Однажды после спектакля за кулисы пришел Ефремов и пригласил меня в «Современник». Он давно мне предлагал перейти, но я не нравился Галюне Волчек. Впрочем, после того как в спектакле «Валентин и Валентина» я сыграл небольшой эпизод, Галя переменила отношение ко мне. Билеты в «Современник» было не достать. Помню, я звонил Кваше: «Игорь, вы не можете сделать два места - мне и моей жене? Или хотя бы одно место...» Я сам мог и на ступеньках лестницы посидеть - лишь бы увидеть, как мой однокурсник Олег Табаков гениально играет Адуева в «Обыкновенной истории». Я тоже потом играл в этом спектакле - Адуева-старшего, вместо Мишки Козакова. Помню, я впервые в этой роли вышел на сцену - и слышу из зала разочарованное: «Ой, не Козаков...»

Первые мои гастроли с «Современником» были в Алма-Ату и Ташкент. Почти все поехали на экскурсию в Бухару, а я остался в гостинице, мне было интересно в Ташкенте, особенно на рынке. Вышел на улицу - стоит Евстигнеев. Женя тоже не поехал, и я обрадовался, когда он предложил пообедать вместе. «Жалко, Жень, что мы не поехали в Бухару, да? Скажут, что мы ничем не интересуемся, да?» - «Чего «да»? Вон киосочек стоит, видишь? Сейчас пойдем купим открыточки. И будем знать больше их». Мы заказали коньячку, и нам его принесли в чайнике - в стране была объявлена борьба с пьянством, вырубали виноградники. Ужас! Мы выпили по рюмашке. Я сказал: «Женя, у меня не получается Адуев. Как играть?» - «Репризно», - сказал Женя своим неповторимым голосом. И я услышал звук, которым надо играть Адуева.

Репризно - это значит крупно и просто.

А каким пронзительным был Игорь Кваша! Много лет наши грим-уборные располагались рядом. Он там за стенкой, я - здесь. А стенка - общая. Я до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что за стенкой Игоря уже нет. Иногда кажется, что он стоит за моей спиной. Я даже слышу его голос: «Чего-то плохо себя чувствую». Оборачиваюсь - никого нет.

- А бывало, что кто-то из друзей по театру обижался на вас за ваши колкие эпиграммы?

Иногда мне говорят: «Какой ты злой». Но эпиграммы и должны быть острыми, колкими. Не потому, что я лучше, а они - хуже, упаси боже так думать! При том, что действительно злые эпиграммы, которые мне приписывают, на самом деле не мои.

Про Безрукова я не писал, хотя мне уже надоело всех разубеждать. И про трех Михалковых - тоже не мое. Эта эпиграмма сочинена другим автором в начале XVIII века, только там фамилии другие. Я просто не мог такое написать - ведь Никиту Михалкова я очень люблю. А отца его высоко ценю и уважаю.

- А сейчас вы пишете эпиграммы?

Сейчас в основном - стихи. Совсем скоро выходит моя новая книга - ее оформляет гениальный Михаил Шемякин. Так что дел у меня хватает. Сейчас в театре, правда, уже не так много ролей, как раньше. Но вот спектакль «Игра в джин», где моя партнерша - Лия Ахеджакова, требует колоссальной энергии. И зал всегда полон, лица прелестные, люди ходят, несмотря на то что билеты дорогие.

По мне, так слишком, пожалуй, дорогие - мне даже неловко играть за такую цену.

- Но вы же - звезда...

Ну что такое звезда... Вот некоторое время назад мы с театром ездили в Баден-Баден на гастроли. Однажды иду я там по улице - навстречу интеллигентный человек в очках. Обращается ко мне: «Я вас узнал. И, вы знаете, я тоже из себя кое-что представляю. Послушайте мои стихи». Думаю: ну, какой-то ненормальный. Говорю: «Простите, не надо. Я сам из себя ничего не представляю» - и хочу идти дальше. Но он все-таки начинает читать, и я понимаю, что стихи - хорошие. Потом он говорит: «А ведь я певец, знаменитый баритон, потом стал тенором. Моя фамилия Моисеенко. Я пел в Италии, в Англии, во Франции». Я говорю: «Ну перестаньте».

И тогда он на всю улицу как грянет! Немцы, конечно, сразу оглядываться начали - ну не принято у них. А Моисеенко действительно оказался оперным певцом, в прошлом очень известным. Голос - невероятной силы и красоты. При том, что ему уже 66 лет и он давно не выходит на сцену. Живет в Сыктывкаре. Теперь мы с ним перезваниваемся, и он мне по телефону поет. И у меня сейчас задача сделать о нем передачу. Пусть люди услышат этот голос. А сколько таких? Так что кто звезда, а кто нет - это все очень относительно, поверьте.

Известный и многими любимый актер Валентин Гафт стал известен в середине семидесятых годов. Хотя его творческая биография началась намного раньше. Обратили внимание на актера благодаря его ролям в фильмах: «Гараж», «Здравствуйте, я – ваша тетя!». Личная жизнь актера будет интересна его поклонникам. О жизни Валентина Иосифовича, жене и детях пойдет речь в статье.

Валентин Иосифович Гафт родился в столице России. Его биография началась в 1935-м году. Личные воспоминания детства связаны с улицей Матросская Тишина (сюда еврейская семья, в которой родился будущий актер, приехала из Полтавской области). На ней находилось несколько важных различных заведений (психбольница, рынок, студенческое общежитие и тюрьма). «Вся жизнь в миниатюре», — так шутил позже сам актер.

Валентин хорошо помнит то утро, в которое началась война. Он с родителями тогда собирался поехать на Украину к родственникам. Но тут все изменило неожиданное объявление.

Учился Валентин в мужской школе. Тогда дети обучались раздельно. Уже в школьные годы Валя показывал свой артистический талант. Он выступал в самодеятельности, играя в спектаклях женские роли (потому что девочек в школе не было).

Стать актером Валя захотел после просмотра спектакля «Особое задание», хотя до этого никто в семье не был связан с миром кино или театра. Отец семейства работал юристом, мама была домохозяйкой.

После получения среднего образования Валентин решил поступить в Школу-студию МХАТ. Но, он был не уверен в себе и очень волновался перед экзаменами. Поступить ему помог известный актер Столяров. Многие помнят его в довоенных фильмах и кинокартинах про войну.

Однажды Валентин заметил идущего по улице Столярова. Он догнал знаменитого актера и попросил уделить ему несколько минут с целью оценить его артистические способности. Актер удивился, но не отказал. Так состоялось знакомство, оказавшееся весьма полезным.

Начало творческой карьеры

Валентин Гафт поступил в Школу-студию с первой попытки. Хотя до этого безуспешно пытался поступить в Щукинское училище. Его учителем стал В.Топоров.

В 1957-м году Гафт окончил Театральный ВУЗ, и началась его насыщенная актерская биография. Известный актер Журавлев помог начинающему актеру устроиться в Театр им. Моссовета. В нем Гафт проработал всего год и ушел по личному желанию. Но, за этот год своей жизни он успел исполнить много ролей в этом театре. Это были спектакли:

  • «Король Лир»;
  • «Лизи Мак Кей»;
  • «Корнелия»;
  • «Выгодный жених».

Затем, Валентин Гафт перешел в Театр сатиры. Театр тогда был очень популярен, в нем работали известные актеры, которых знают даже дети: Андрей Миронов, Анатолий Папанов и др.

Но и в этом театре Валентин Иосифович долго не удержался, однако успев исполнить в нем известную роль графа в пьесе «Безумный день или Женитьба Фигаро». Мама начинающего актера оценила игру сына своеобразно: «Какой же ты худой, Валя!».

Пик популярности актера

Следующей страничкой в творческой биографии Валентина Гафта был Московский драматический театр. В нем актер проработал чуть более пяти лет. Именно там Валентин Иосифович привлек личное внимание режиссера Анатолия Эфроса. Он позвал актера в свой Театр «Ленком», где он проработал два года.

Затем, в его жизни был Театр на Малой Бронной, где актеру опять суждено было недолго продержаться. И, наконец, ему встретился Олег Ефремов, который переманил актера в свой театр «Современник».

Похоже, этот театр пришелся Валентину Иосифовичу по душе. Потому что в нем он остался работать навсегда. Именно там актер получил профессиональное признание. Теперь его знают и любят взрослые и дети, зрители любого возраста и пола. В этом театре актером было исполнено множество ролей, от классики до пьес современных авторов.

С Лией Ахеджаковой в постановке «Игра в джин»

Среди них:

  • «Вишневый сад» Чехова;
  • «Ревизор» Гоголя;
  • «Плаха» Айтматова;
  • «Три сестры» Чехова;
  • «Валентин и Валентина» Рощина;
  • «Пигмалион» Б.Шоу и многие другие.

В последний раз актер выходил на сцену в 2013-м году. Ему было 78 лет! Он играл Мартина в спектакле «Игра в джин».

Сейчас Валентину Иосифовичу 82 года. Он уже не играет в театре, находится на заслуженном отдыхе. Однако, в прошлом году он все же снялся в кино. Известность пришла к актеру именно благодаря его работе в кино.

Работа в кинематографе

Дебют Валентина Гафта в кино состоялся сразу после окончания театрального ВУЗа. Его кинематографическая биография началась с фильма «Убийство на улице Данте». Там он исполнил совсем небольшую роль, но это было впервые в его жизни, и он был очень рад.

Долгое время актер играл в кино второстепенные роли. Обычно ему доставались отрицательные герои, однако, обладающие личным обаянием.

Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

В начале семидесятых годов у актера появились главные роли. Популярность пришла к нему после участия в фильмах Эльдара Рязанова. В 1979-м году вышел фильм «Гараж», где Гафт исполнил роль председателя кооператива. После этого, актер стал известным, его узнавали уже даже дети.

Не менее талантливо была исполнена роль дворецкого в телеспектакле «Здравствуйте, я ваша тетя!». Также запомнилась зрителям роль Геверница в «Семнадцать мгновений весны». В 1980-м году вышла музыкальная комедия «О бедном гусаре замолвите слово», где Гафт замечательно сыграл полковника.

Кадр из фильма «Гараж»

В фильме «Черная курица или Подземные жители» актер талантливо исполнил роль учителя французского короля.

До сих пор популярен мюзикл «Чародеи», где Гафт сыграл Сатанеева, весьма хитрого героя. В замечательном фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» актер потрясающе исполнил роль обнищавшего чиновника, который пел в вагонах.

Нельзя не вспомнить роли Гафта в сериале «Жизнь Клима Самгина», «Воры в законе». Ну и конечно, «Мастер и Маргарита», где актер сыграл мудрого и таинственного Воланда.

Валентин Гафт в фильме «Анкор, ещё анкор!»

Гафт умел играть комические и серьезные роли одинаково талантливо. В 2013-м году пожилой актер сыграл одинокого пенсионера.

Также, много работал Гафт над озвучиванием мультфильмов. Он с большим удовольствием озвучил Благородного в популярном мультике «Пес в сапогах», Короля в «Волшебном колокольчике», Ворона в «Новых приключениях Бабки Ёжки». А в мультфильмах: «Как кошки с собакой» и «Рождение Геракла» актер читает текст.

Один раз Гафт попробовал себя в роли режиссера на сцене любимого театра «Современник».

Литературные труды

Актер Валентин Гафт, кроме артистического, также имеет и поэтический талант. Многие знакомы с его стихами. В основном это – эпиграммы на известных актеров. Они обладают довольно едким юмором, даже сатирой иногда.

За это многие невзлюбили его. Некоторые написали ему ответные эпиграммы. Одну из эпиграмм Гафт написал на себя. Называется она «Автоэпиграмма».

У Гафта есть также несколько сборников стихотворений. На один стих была написана песня, которую исполнила Сати Казанова. Называется она «Я и ты». Много есть у автора лирических стихов. Некоторые из них посвящены его любимой жене Ольге Остроумовой.

Награды

За всю творческую биографию у Валентина Гафта имеется множество личных наград, полученных в разное время жизни. У него есть различные степени Ордена «За заслуги перед Отечеством». А также, Орден Дружбы. Он стал поистине любимым народным героем, которого почитают взрослые и дети.

В 1978-м году Валентин Иосифович стал заслуженным артистом, в 1984-м году – Народным артистом России.

Он – лауреат многих премий. Среди них – «Хрустальная Турандот», «Золотой орел», премия им. Андрея Миронова «Фигаро», «Звезда Театрала» и др.

Валентин Гафт: семья

В биографии Валентина Гафта было четыре брака. Личная жизнь актера не очень удачно складывалась до встречи с последней, любимой женщиной. От браков родилось двое детей: дочь Ольга и сын, о существовании которого Валентин не подозревал долгое время. Но, обо всем по порядку.

Первая жена Гафта – манекенщица Елена Изоргина. Но, вскоре брак распался по причине супружеской неверности.

Второй брак в биографии Валентина Гафта состоялся с балериной Инной Елисеевой. У актера родилась дочь Ольга. Он любил детей. Личная жизнь вроде бы наладилась. Однако, постоянные репетиции обоих супругов, большая занятость, выступления привели брак к распаду. К тому же, у жены оказался немирный характер. Окончательно подорвали отношения родственники со стороны супруги.

Развод родителей плохо сказался на психике дочери. К тому же, она постоянно испытывала непонимание со стороны матери. В конце концов, Ольга покончила собой. Мать ненамного пережила дочь. Она вскоре скончалась от рака.

После развода у Валентина был роман с художницей. Но она покинула страну. Как оказалось позже, в Бразилии женщина родила сына от Гафта. Но ничего ему об этом не сообщила. О существовании сына актер узнал спустя много лет, когда он приехал в Россию на ток-шоу для знакомства с отцом.

Позже, Валентин женился третий раз. Его женой стала Алла, она играла на виолончели. Но и этот брак оказался неудачным.

Окончательно раздавленный житейскими трагедиями, Валентин неожиданно встретился с Ольгой Остроумовой. Он признался ей, что любит ее уже более двадцати лет, со съемок фильма «Гараж». К тому времени актриса тоже перенесла личную неудачу и даже пыталась покончить собой.

Многие знают красавицу Ольгу Остроумову по ролям в популярных фильмах: «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника» и др. Актеры поженились прямо в больнице, где лежал Валентин после перенесенной операции. Последний брак существенно повлиял на жизнь актера. Любимая женщина смогла воскресить погибающую душу Гафта. Благодаря ей он принял православие и теперь живет, наслаждаясь оставшимися днями своей жизни.



Что еще почитать