Как жили советские студентки . Жизнь студентов при ссср и в современной россии

Самые счастливые люди в СССР - это студенты. Все, кто жил в то время, безусловно согласятся с этим утверждением. А в качестве доказательства, мы расскажем о жизни советских девушек во время учебы в ВУЗе.

1. Как поступали

Для миллионов юношей и девушек в СССР высшее образование было главным социальным лифтом. Диплом престижного ВУЗа давал путевку в жизнь, участие в художественной самодеятельности открывало дорогу на эстраду, активная работа в комсомольской организации считалась едва ли не единственным вариантом для тех, кто решил заняться политикой, то есть делать карьеру в КПСС. Но для начала студентом надо стать, а сделать это было не так уж просто.

Конечно, для большинства ВУЗов хватало только более-менее успешно сдать экзамены. На некоторые специальности был вообще жесточайший недобор и брали практически всех, кто не получил двойку. Яркий пример: «педины» и «сельхозы». Для элитных институтов и университетов предполагался не только хороший аттестат и отлично сданные вступительные экзамены - проходной балл иногда достигал 4,7 и требовались дополнительные факторы.

Например, в МГИМО хорошего знания иностранного языка было недостаточно, требовалось рабочее происхождение или хотя бы год стажа по рабочей специальности, а также рекомендация горкома партии. Для юрфака нужна была служба в армии или работа в милиции, для «медина» - приветствовалась запись в трудовой по профилю и характеристика от главврача. Кроме того, существовали квоты для малых народов, направления от предприятий и так далее.

Все это относится ко второй половине существования СССР. До войны подавляющее большинство образованных людей прошли через созданную советской властью систему ликбезов и рабфаков, а в институт шли даже не после экзаменов, а по комсомольским путевкам.

2. Как не поступали

Во многих ВУЗах надо было пройти собеседование и не всегда оно было формальным. Иногда даже не очень удачные оценки на экзамене отходили на второй план, если абитуриентка хорошо знала предмет или могла продемонстрировать свою увлеченность им. Но точно так же ее могли и завалить. Зачастую девушкам было сложнее попасть на престижную специальность из-за гендерных стереотипов. Например, на мехмат при прочих равных и даже при более низких оценках взяли бы юношу.

Еще одна беда, которая особенно мешала девушкам из провинции - это несовпадение программ. Часто на вступительных экзаменах они сталкивались с задачами и вопросами, которые просто не проходили в школе. И если в 1950-х это отставание еще не было ярко выражено, то с каждым десятилетием разрыв увеличивался.

Отдельно надо рассказать про систему отбора в творческие ВУЗы. Тысячи девушек со всего СССР приезжали в столицу, чтобы поступить в главные профильные учебные заведения страны: ВГИК, ГИТИС и так далее. Конкурс достигал сотни человек на место, а отсев был по-настоящему жестоким.

Сначала надо было пройти творческие задания, что само по себе сложно. Потом собеседование по общим знаниям о театре или кино. Билетов при этом не было и члены экзаменационной комиссии иногда задавали вопросы по истории таджикского кинематографа.

3. Где учились

Несмотря на формальное равенство возможностей, в СССР всегда чувствовалось четкое разделение на мужские и женские институты. Не секрет, что на учителей и филологов учились в основном девушки. Еще одним местом, где концентрация слабого пола была высокой - это нархозы. Это были не самые популярные ВУЗы и поступить туда, за исключением некоторых специальностей, было легко.

А вот в политехах девушек было традиционно мало. Существовали учебные заведения, куда женщин вообще не принимали. Например, мореходки и военные училища. Безусловно, были профессии, о которых мечтали почти все девушки. Про актрис мы уже говорили, но не меньшей популярностью пользовались журфаки и инязы.

4. Как ездили на картошку

Получив заветный студенческий билет, первого сентября девушки приходили в свои ВУЗы, чтобы окунуться в мир знаний, но тут же отправлялись «на картошку». Поездка в колхоз «на борьбу с урожаем» - обязательный этап получения высшего образования. «Откосить» было очень сложно. Единственное исключение - больничный. Но надо сказать, что вплоть до 1980-х для большинства студентов это не было чем-то экстраординарным.

Такие поездки практиковались не только для студентов, но и для школьников, начиная с седьмого класса. В поля отправляли на несколько недель в самый разгар бабьего лета, где будущие актеры и физики чаще всего занимались уборкой доживших до сентября овощей. И хотя труд был достаточно тяжелым, все заранее примерно представляли, что их ждет, были к этому готовы и умели в нужный момент, что уж греха таить, схалтурить.

Зато по вечерам можно было посидеть у костра, послушать гитару, познакомиться с сокурсницами, которых видели до этого только на вступительных экзаменах, пообщаться с потенциальными кавалерами, ну и вообще весело провести время. Зачастую о днях, проведенных в колхозе в студенческие годы, вспоминали как раз с удовольствием, без негатива.

5. Где жили

Так получалось, что многие девушки предпочитали получать образование не в родном городе. Жители сел ехали в ближайший крупный населенный пункт или областной центр. Абитуриенты оттуда стремились в ВУЗы республиканских столиц. Цепочка заканчивалась в Москве и Ленинграде. Несмотря на многие бытовые неудобства, девушки старались оказаться как можно дальше от родного дома. И большинство таких советских студенток заселялось в общежития.

Общежитие были самым простым и доступным вариантом, но далеко не единственным. Довольно часто девушки снимали комнату с хозяйкой. Как правило, брали не целую комнату, а только койку и жить приходилось втроем-вчетвером. Стоила такая услуга в 1970-х относительно недорого: 5-20 рублей, в зависимости от города.

Арендовать квартиру без хозяйки было сложнее. Почти вся недвижимость в СССР принадлежала государству. Редко у кого была вторая квартира свободная под сдачу. Но и это при некотором везении можно было организовать, хотя стоило уже от 20 до 100 рублей.

6. Чем увлекались

Понятное дело, в ВУЗы шли, чтобы получить специальность. Но советские власти следили не только за тем, чтобы студентки приобретали необходимые знания, но еще и разносторонне развивались. Во всех институтах и университетах много внимания уделяли самой разнообразной художественной самодеятельности и спортивным секциям.

Надо сказать, что изначально почти весь спорт в СССР был подчеркнуто любительским. В биографии многих известных спортсменов 1950-х или 60-х годов часто можно встретить строчки о том, что первые шаги в большом спорте они сделали в секциях при предприятиях или ВУЗах. Позднее стали появляться легкоатлетки и волейболистки, которые при институтах только числились, а реально не учились. Но все равно девушки при желании могли записаться в какую-то секцию и бесплатно заниматься спортом, что называется «для души». Особенно популярными были плавание, гимнастика и альпинизм. Последний, правда, был далеко не во всех ВУЗах.

Впрочем, спорт был не самым модным занятием среди студенток. Больше их внимание привлекала художественная самодеятельность. При институтах и студенческих ДК работали как вполне официальные коллективы, так и разнообразные ВИА и молодежные театры, для которых ВУЗ служил только удобной базой. Эдита Пьеха и Майя Кристалинская стали звездами еще будучи студентками.

Особняком стоял КВН. Клуб Весёлых и Находчивых придумали на телевидении, но очень быстро он превратился в настоящее движение, которое проникло практически во все ВУЗы страны. Более того, во многих институтах проводились еще и внутренние соревнования между факультетами. Даже закрытие передачи не сказалось на его популярности. В студенческой среде КВН благополучно дожил до перестройки и возобновления трансляций. Единственное огорчение: девушкам пробиться даже в команду факультета было сложно, основной состав веселых и находчивых был мужским.

7. Как отдыхали

Может показаться, что все сказанное выше уже относилось к развлечению и отдыху. В какой-то степени так и было, но и спорт, и художественная самодеятельность занимали много времени и больше напоминали получение второго образования без отрыва от первого.

У девушек, которые учились в институтах, хватало возможностей приятно провести время. И помогало этому большое количество льгот. Посещать кино, театры и музеи можно было с существенной скидкой, билеты на транспорт тоже для студентов были дешевле. Но самым популярным времяпрепровождением оставались танцы.

В крупных городах их организовывали постоянно: летом на открытом воздухе, зимой использовали любые подходящие помещения, начиная с Домов Культуры и заканчивая вокзалами. Вход на такие мероприятия был платным. Однако специально для учащихся устраивали полузакрытые студенческие вечера, билеты на которые распределялись через профком.

Профкомы же заведовали и летним отдыхом. Там можно было получить путевки в студлагеря за 10-20% от стоимости, они же отправляли в турпоходы и туристические поездки по всему СССР. Разнообразие программы зависело в первую очередь от богатства самого ВУЗа, как правило самыми «крутыми» в этом отношении были не только престижные учебные заведения, а приписанные к ведомству-тяжеловесу, например, министерству нефтяной промышленности.

8. Где подрабатывали

Стипендия в СССР была относительно большой. До 1970 года - от 30 рублей, потом подняли до 40 рублей, отличницы получали 56 рублей. Но не всем и не всегда этого хватало. Поэтому периодически возникало желание найти подработку. Юношам было проще: постоянно требовались грузчики и разнорабочие. За такую работу платили неплохо, примерно 10 рублей в день, а разгружать вагоны надо было ночью. А вот девушкам приходилось хорошенько поломать голову, чтобы найти дополнительный заработок.

Самый простой вариант - это устроиться уборщицей. Подобных вакансий всегда было много, легко брали на полставки и можно было договориться о времени работы. Вот только деньги за это платили очень скромные. Ставка была всего 70-80 рублей в месяц. Другим распространенным способом подработки было репетиторство. Обычно подтягивали школьников, платили за это 3-5 рублей за занятие. Но подходила такая работа не всем студенткам. Кто-то просто сам не дотягивал знаниями для репетиторства, а кто-то просто стеснялся брать деньги.

Хорошую возможность заработать давали студотряды. В СССР существовала своя разветвленная организация «Всесоюзные студенческие строительные отряды», которая действовала при комсомоле. Студентов в первую очередь направляли на строительство различных объектов, но не только. Встречались отряды, которые занимались рыболовством, торговлей и даже обучением детей.

Разбогатеть в студотряде было почти нереально, но 400-600 рублей за летний период можно было получить. Особенно привлекательной в финансовом плане считалась работа проводником. Кроме собственно зарплаты, некоторые еще умудрялись сдавать бутылки на 5-10 рублей за смену.

Советское прошлое примечательно тем, что большинство людей в возрасте хотят его вернуть, а молодежь так наслышана о нем, что жалеет, что не родилась ранее. Отличие от сегодняшнего времени заключается в том, что у людей были деньги, а за товарами часами приходилось стоять в очереди. Но когда есть возможность что-то купить, то не грех немного подождать.

Как показывает практика, умение экономить и считать деньги приходит с годами, независимо от того, в каком веке живут люди, а в студенческое время стипендия могла уйти в один день, но что же тогда делать дальше, и, как подрабатывать. Средняя стипендия в советское время у студента физического факультета составляла 45 рублей, повышенная – 56. В принципе, распределив ее грамотно, вполне хватало. Например, обед в студенческой столовой, состоящий из первого, второго и третьего, в среднем составлял 22 копейки, то есть, даже кушая три раза в день, растраты не доходили до рубля, и хватало еще на коржики и мороженное. За общежитие тоже плата была небольшая, максимум, от 2 до 5 рублей, поэтому10 рублей в месяц еще оставалось на театр и кино.

Важно отметить, что всю литературу можно было бесплатно взять в библиотеке, но даже, если хотелось купить какую-то книгу, стоили они недорого. Но поскольку у большинства студентов деньги иссякали в первую неделю, то приходилось подрабатывать. Девочкам, как правило, найти временную работу было сложнее, а вот мальчики могли хорошо «продать» свою физическую силу.

Практически в каждом городе находились станции, на которые приходили вагонные составы с различным сырьем, строительными материалами, углем, металлами и так далее. Разгружая ночью вагон в течение 4-5 часов, можно было заработать 15 рублей, то есть, за три дня работы можно было заработать всю стипендию. Конечно, данная работа была не из легких, но уже через сутки отдыха организм возвращался в норму.

Особый интерес студентам представляло лето, когда можно было ездить в командировки в Сибирь на заработки. Уже через 2-3 месяца, можно было привезти домой чистыми до 2000 рублей, а на то время это были немалые деньги, когда средняя зарплата учителя была 120 рублей, и только шахтеры могли получать до 500. Важно отметить, что в случае выявления махинаций со стороны работодателя, все проблемы легко решались через суд, и недостаток в выплате возвращали. Важно отметить, что по всей России было множество городов, куда можно было поехать на заработки, было бы желание. Большинство молодых людей после такой работы по возвращении домой ходили в магазин с названием «Рубин» или «Изумруд», и покупали своим любимым красивые украшения.

Конечно, несмотря на социалистический строй, некоторые коммерческие и спекулятивные нотки пробивались и в том время. Например, студенты, родители которых жили поблизости границы с Польшей, Латвией и Литвой, имели возможность привозить множество качественных и красивых вещей. Так вот некоторые матерые личности умудрялись перепродавать их в несколько раз дороже, и неплохо зарабатывать на разнице.

В советское время каждый мог зарабатывать, потому что были возможности, причем не было таких хитростей, как отказ в оплате за работу на основании того, что человек не прошел испытательный срок и не заслужил денег. Поэтому в смысле подработки в Советское время было однозначно легче.

) - нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений , а также аспирантам и докторантам .

Стипендия:

Виды стипендий в России

Стипендия в СССР

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют: Ст. 6 Постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 16 сентября г. о материальном обеспечении учащихся высших учебных заведений, техникумов и рабфаков и о порядке направления на работу лиц, окончивших высшие учебные заведения и техникумы (С.З. СССР, 1931, № 26, ст. 206) изложить в следующей редакции: "6. Учащиеся рабочих факультетов получают стипендии в размере 45 рублей в месяц. На дневных рабочих факультетах при педагогических, медицинских и экономических высших учебных заведениях, а также на национальных рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся всех курсов. На дневных рабочих факультетах при всех прочих учебных заведениях стипендиями обеспечиваются учащиеся II и III курсов. На I курсе этих дневных рабочих факультетов стипендиями обеспечиваются только отдельные группы учащихся, которые в силу отсутствия необходимой квалификации или по другим причинам не могут быть целесообразно использованы на работе. Количество учащихся I курса, которые обеспечиваются стипендиями , не должно превышать 25% общего количества учащихся I курса. На вечерних рабочих факультетах стипендиями обеспечиваются учащиеся последнего курса".

Ленинская стипендия

Ленинская стипендия – самая престижная и высокая студенческая стипендия в Советском Союзе.

Учреждена в ознаменование 90-летия со дня рождения В. И. Ленина в 1960 году постановлением Совета Министров СССР № 371 от 31 марта 1960 года и приказом Министерства высшего и среднего специального образования № 255 от 03 мая 1960 года. Назначалась студентам со 2-го курса за отличную учебу и активную общественную деятельность. Выплачивалась ежемесячно. Устанавливалась сроком на 1 год, но могла продляться по результатам экзаменационной сессии. Размер стипендии составлял от 80 рублей в 1960-е годы до 120 рублей в 1980-е годы.

В СССР также ранее существовала Сталинская стипендия , учреждённая в 1939 году году вместе со Сталинской премией в честь 60-летия Сталина . Была стипендия имени Карла Маркса для студентов высших учебных заведений и аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений (по размеру приравнивалась к стипендии имени В.И.Ленина), стипендия имени Ленинского комсомола, стипендии имени партийных, государственных и общественных деятелей (

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец проверить информацию о том, что в ряде вузов страны студенты не получают стипендии. Медведев подчеркнул, что уже видел опровержения со стороны крупнейших университетов, однако «сам по себе сигнал неприятный». Вопрос: «Стипендия традиционно мала?»

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, членкор Российской академии образования:

«Мы давно предлагали внести изменения»

Если мы хотим улучшить качество подготовки студентов, то необходимо вернуться к опыту советского времени. Мы давно предлагали внести изменения.

Например, на факультетах, связанных с оборонным комплексом, во времена СССР выплачивали гораздо большую стипендию, чем студентам других специальностей. Выплаты составляли четыре пятых от прожиточного минимума, а стипендии аспирантов были даже выше этого минимума.

Но их всего-то около трех миллионов, и таким образом проблему, конечно, не решить. Получается, что будут созданы условия только отдельным росткам на большом поле. Если повышение не коснется других категорий студентов и аспирантов, то мера окажется лишь показательной, но неэффективной,

И тем не менее, повышение стипендий, пусть и для ограниченного круга студентов и аспирантов, - это шаг вперед, правда, очень маленький.

Что касается социальной стипендии, то мы предлагаем установить ее на уровне прожиточного минимума, а академические стипендии примерно на тех уровнях, какие тоже были в советский период.

К сожалению, сегодня академическая стипендия студента в вузе ниже прожиточного минимума почти в 5 раз, в аспирантуре - в 6,5, в техникуме - в 8 и в ПТУ - в 11,5 раз...

Иван Мельников, первый зампред Госдумы, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук:

«Студенческая стипендия должна быть качественно повышена»

Я думаю, что студенческая стипендия должна быть качественно повышена. Сегодня она составляет всего 20% от прожиточного минимума, а должна быть хотя бы 80%.

С другой стороны, государство не может и не должно платить стипендию на уровне заработной платы. И тем не менее, мы должны выбраться из ситуации, когда студенты «работают и подучиваются» вместо того, чтобы «учиться и подрабатывать»!

Погоня за рублем в студенческие годы в итоге для многих обернется плохими знаниями и, как следствие, невозможностью иметь хорошо оплачиваемую работу всю оставшуюся жизнь...

Виталий Коротич, писатель, журналист, главный редактор журнала «Огонек» (1986-1991 гг.):

«Постоянная подкормка плохо соображающих людей ни к чему хорошему не приводит»

Есть стипендии как пособие на малообеспеченность, но все равно, впрочем, связанные с успеваемостью. Преподавая в университетах США, я видел много студентов, получавших стипендию, связанную с тем, что ребята происходили из малообеспеченных семей.

А еще существуют стипендии на уровне грантов, то есть зависящие от успеваемости и таланта. Когда я учился, то у нас были «ленинские» и «сталинские» стипендии, которые давали особенно талантливым отличникам.

Что касается слабо успевающих, то и опыт других стран говорит, что постоянная подкормка плохо соображающих людей только на основании их пролетарского происхождения ни к чему хорошему не приводит.

То, что американцы делали со своими афроамериканцами, приводило к тому, что такие профессора, как, скажем, я, боялись их трогать и ставить двойки. Ведь они, сильно угнетенные перед этим в нескольких поколениях и сильно бедные, тут же могли сбегать в деканат и сказать, что профессор «расист и бедных не любит». Поэтому им ставили посредственные оценки и старались их не трогать.

А еще должна быть система поддержки талантливых. Помню, в университете США ко мне приходили представители самых престижных фирм и спрашивали: «Есть ли у вас на 2-м или на 3-м курсе хороший и сообразительный студентик?» Я говорил - и они начинали им доплачивать, а студенты подписывали обязательство после учебы пойти работать туда.

Сергей Борисов, зампред Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

« Но и сами студенты должны подрабатывать!»

Бизнес мог бы назначать одаренным студентам именные стипендии, что и делается, но, наверное, не очень широко. Знаю, что это сейчас делает целый ряд бизнесменов…

Но и сами студенты должны подрабатывать! Я, например, дворником работал, и не стыжусь этого. Нужно пройти все университеты...

Руслан Хасбулатов, заведующий кафедрой мировой экономики Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, бывший председатель Верховного Совета России (1991-1993 гг.), член-корреспондент РАН:

« Материальный достаток семьи студента тоже учитывался»

В мое время было три уровня стипендии: во-первых, средняя по вузу, во-вторых, для тех, кто учился на «хорошо» и «отлично», и, в-третьих, для отличников.

Материальный достаток семьи студента тоже учитывался, и это не сегодня придумали. Стипендиальный фонд рассчитывался примерно на 70% от общего количества студентов.

Если семейное положение студента было совсем скверным, но он не получал двоек, то комиссия выносила решение: «Да, парень (или девушка) не фонтан, но хоть на тройки учится, так что стипендию платить надо». Причем это решали не только преподаватели, но и представители студенчества.

Я уже тридцать профессор, доктор и завкафедрой, а 25 лет назад получал зарплату больше, чем сегодня! И моя студенческая стипендия в 60-е гг. была больше по сравнению с сегодняшней.

А ведь сегодня у нас зарплата ниже, чем в последний год социализма, и стипендия в два-три раза меньше, а должна быть на уровне прожиточного минимума.

Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, исполнительный директор правления фонда «Русский мир», президент Фонда «Политика», доктор исторических наук:

«Предлагаем не поднимать стоимость обучения на платных отделениях вузов»

Что ж, вопрос со стипендиями особенно остро стоит в сфере среднего профессионального образования. Мы предлагаем также не поднимать стоимость обучения на платных отделениях вузов и других образовательных организаций. При этом они должны ввести режим жесткой экономии и усилить контроль за целевым использованием средств.

Конечно, существует проблема неустроенных студентов, но ведь никто никого никуда не выбрасывает. На протяжении последних лет мы активно боремся со всякими подозрительными конторами, которые выдают дипломы, и это борьба должна идти дальше.

Елена Кондулайнен, заслуженная артистка России:

«Это же кот наплакал!»

По-моему, стипендия мизерная во все времена! О чем там говорить, это же кот наплакал, тем более для молодежи, когда девушку нужно куда-то сводить…

В свое время я получала 40 руб. - хоть колготки можно было купить! Ведь они очень быстро и часто рвутся, и студентки вечно ходят в рваных.

А сейчас надо бросить клич, чтобы богатые помогали студентам. Думаю, у государства есть возможность заставить тех, кто серьезно обогатился, делиться с молодыми.

Все мы понимаем, что наличие хорошо образованных людей в стране прямо влияет на ее экономический потенциал. Если будет много хорошо образованных людей, то страну ждет экономический рывок, а если мало - страну ожидает экономический спад. Но многие забывают, что условия жизни студентов прямо влияют на качество образования. Следовательно, можно сделать логическую цепочку: хорошие условия для жизни студентов ведут к хорошему образованию, что в свою очередь ведет к экономическому подъему страны.

В данной статье хотелось бы сравнить условия для жизни студентов при СССР и в современной России. Стипендии и цены на товары и услуги могут нам многое сказать.

При Союзе стипендии получали даже троечники. В современной России троечники стипендий не получают. Т.е. приблизительно 70% всех студентов нашей страны не получают никаких денег для выживания. Будущим специалистам приходится либо сидеть на шее у родителей, либо идти работать.

Но давайте же подумаем, как тогда студенты могут получить хорошее образование, если они работают? Да никак. Все свободное от учебы время они тратят на работу, приходят домой уставшие, на прочтение учебной литературы времени не остается. В итоге практически все из этих 70% студентов получают дипломы, но не знания.

Но есть же еще 30%, который получают стипендии, скажете вы. И именно они смогут дать толчок для экономического роста страны. Но, давайте же теперь посмотрим, какие у нас стипендии. При Союзе стипендии были в среднем от 35 до 50 рублей. У отличников и то выше. В нынешней России средняя стипендия равняется 2000 рублей.

А теперь сравним цены. Можно брать много показателей, но возьмем всего лишь несколько. Хлеб стоил 12 копеек, сейчас 20 рублей. При Союзе на стипендию можно было в среднем купить 330 буханок хлеба, а сейчас всего лишь 100. Чашка кофе в кафе стоила 20 копеек, сейчас стоит 20 рублей. Т.е. это 200 чашек кофе при Союзе и 100 чашек кофе сейчас.

Но не забываем, что комнаты в общежития были бесплатными, а сейчас нужно платить в среднем 500 рублей в месяц. На жизнь сейчас остается уже не 2000, а 1500 рублей. Значит, купить можно продуктов еще меньше. На 2000 рублей сейчас не проживешь, поэтому даже студенты, получающие стипендию, так же идут работать, что в свою очередь уменьшает качество их знаний.

Кто-то может сказать, что стипендии были высокими, но прилавки были пустыми. Вы слышали про студентов, умерших от голода? Я не слышал.

Что уж говорить про требования в университетах при СССР и нынешние требования. Сейчас студент, отвечающий, что татаро-монгольское нашествие было в XX веке, получает тройку на экзамене. Раньше бы за это человек с треском вылетел бы из университета. Хотя такой человек даже не смог бы поступить. И что мы имеем в итоге? В советские времена студенты жили как в раю и получали качественное образование. Сейчас жизнь студентов напоминает ад. При этом довольно сложно получить хорошие знания, работая. Делайте выводы…



Что еще почитать