Понятие о мышлении социальная природа мышления. Темы планов по разделу человек. Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках

Темы планов по разделу «Человек»

1.Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке.

1. 2. Личность в системе общественных отношений.

2. 3. Социализация индивида.

3. 4. Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности.

4. 5. Духовная деятельность и ее специфика .

5. 6. Роль познавательной деятельности.

6. 7. Межличностные отношения и взаимодействия.

7. 8. Общение и его роль в развитии личности.

8. 9. Игра и ее роль в формировании человеческой личности.

9. 10. Личность в современном обществе.

10. 11. Трудовая деятельность.

С8.2.1.

«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);

в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:

а) флегматик;

б) холерик;

в) сангвиник;

г) меланхолик.

4) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как личность.

5) Природные задатки – основа формирования способностей.

С8.2.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в системе общественных отношений»

1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

а) конструктивная;

б) деструктивная.

5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху:

а) толерантность;

б) инновационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

С8.2.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация индивида»

1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий

2) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в) усвоение моральных ценностей и идеалов;

г) освоение практических умений и навыков.

3) Уровни (этапы) социализации):

а) первичная социализация;

б) вторичная социализация.

4) Институты (агенты) социализации:

а) семья;

б) ближайшее окружение;

в) система образования;

д) профессиональная деятельность.

5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

С8.2.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности»

1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека.

2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных):

а) целенаправленность;

б) осознанность;

в) представление идеальной модели результата;

г) преобразовательный, творческий характер.

3) Основные виды деятельности человека:

а) игровая;

б) учебная;

в) трудовая.

4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе.

а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);

б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).

5) Деятельность и общение.

6) Деятельность и творчество.

7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности.

С8.2.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная деятельность и ее специфика» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ.

2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.

3) Основные цели духовной деятельности:

а) формирование общественного сознания;

б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;

в) удовлетворение идеальных потребностей общества;

г) производство духовных благ.

4) Формы духовной деятельности:

а) прогностическая;

б) познавательная;

в) ценностно-ориентировочная.

5) Роль духовной деятельности в современном мире.

С8.2.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль познавательной деятельности»

1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.

2) Объекты познавательной деятельности:

а) окружающий мир, природа;

б) общество;

в) человек.

3) Формы познания:

а) чувственное познание

б) рациональное познание

4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития

С8.2.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Межличностные отношения и взаимодействия» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о межличностных отношениях.

2) Отличительные черты межличностных отношений:

а) эмоционально окрашенный характер;

б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;

в) осуществление внутри узкого круга людей.

3) Основные сферы межличностных отношений:

а) отношения в семье;

б) отношения среди коллег;

в) отношения в дружеской компании.

4) Специфика межличностного конфликта.

5) Условия эффективности межличностного взаимодействия:

а) принятие иного мнения как должного;

б) готовность к диалогу и взаимопониманию;

в) осуществление совместной деятельности;

г) общность целей и интересов.

6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.

С8.2.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общение и его роль в развитии личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера.

2) Основные функции общения:

а) коммуникативная (обмен информацией);

б) перцептивная (принятие друг друга);

в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).

3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.

4) Условия конструктивного общения:

а) готовность к сотрудничеству, компромиссу;

б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;

в) уважительное отношение к партнеру.

5) Общение в игре, труде, учении.

6) Специфика общения в сетевом сообществе:

а) интенсивность коммуникаций;

б) виртуальное общение;

в) обилие и разнообразие информационных потоков.

7) Общение в формировании личности современного типа.

С8.2.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Игра и ее роль в формировании человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека.

2) Основные свойства игры:

а) творческий характер;

б) наличие воображаемой обстановки;

в) освоение новых социальных ролей;

г) наличие определенных правил.

3) Классификация игр:

а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);

б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);

в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);

г) спортивные и т.д..

4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.

5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности.

С8.2.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности.

2) Свойства личности:

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Специфические качества личности современного типа:

а) готовность к инновациям;

б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

в) креативность;

г) открытость, толерантное восприятие нового;

д) инициативность и самодеятельность;

е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе.

5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.

С8.2.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовая деятельность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы.

2) Признаки трудовой деятельности:

а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);

б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);

в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).

3) Основные виды труда:

а) физический и умственный;

б) простой и сложный.

4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе:

а) сложный характер труда;

б) наукоемкость, интеллектуальность труда;

в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.

5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:

а) развитие коммуникативных умений;

б) развитие мышления и креативности;

в) формирование умения действовать нестандартно;

г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;

д) становление сплоченного и эффективного коллектива.

6) Труд – основа благосостояния общества.

О природе человеческого мышления.

Жизнь - это вечное становление, определяющее реальность нашего бытия, это тенденция, которая никогда не ограничивает себя одним узором. В процессе своего развития человек раскрывает то, что заложено в него природой, Богом. "Эволюция жизни - это творчество, которое следует без конца в силу начального движения". (Анри Бергсон, с.94)

"Мы чувствуем нашу эволюцию и чувство это подобно бахроме, которая прорисовывается вокруг собственного интеллектуального представления". (Бергсон, 42).

"Я" в качестве индивидуальности - это голая абстракция. Подобно абсолютной идее, оно аморфно и индифферентно. Это зеркало, в которое мы готовы смотреть на мир. Но стоит нам в этом зеркале увидеть себя, и мы тот же час меняем жанровое амплуа на грозного Судию, которого изобразили не в подобающем, на его взгляд, виде.

В каждом из нас живет множество "я", порой так не похожих друг на друга. Иногда они ссорятся между собой и не всегда им удается прийти к общему мнению.

Откуда взялись они и почему им так трудно бывает друг с другом? По-видимому, это наработки наших прежних воплощений, каждое из которых прошло свой путь.

Среди них есть "я" мужские и женские, "я" мирские, полные суетности, и "я" подвижнические, которым так хорошо вдали от каждодневных забот.

Назовем хоровод наших "я" Совестью. У каждого она своя и зиждется на совокупном опыте прошлых поколений.

У одних она в плену сиюминутных желаний, у других она не только наполняет физическое тело, но и далее выходит за его пределы, словно освещая все вокруг.

Видимо, есть внутри нашего сознания нечто такое, что способно определять подобное процветание Совести или, напротив, ее угасание.

Там, где флагманом ее поведения является интуиция, там Совесть процветает в великолепии всего внутри себя звучащего хора других "я", там же, где главным арбитром выступает "рацио", там нет согласия с самим собой.

Что же в таком случае отличает рациональное от интуитивного? Посмотрим на них, как на пару понятий, находящихся в определенном отношении Друг с другом. Причем, характер этих отношений может меняться, непременно влияя на "линию" поведения человека.

Не взять ли нам в помощники понятие "золотого сечения"? В известных нам контекстах в нем обычно вычисляется рациональный аспект как две трети общей длины, например, в архитектурном строении, или какой-то тектонический показатель в музыкальном произведении.

Обращу внимание читателя на то, что золото - это символ тайного эзотерического знания. Что, если посмотреть на точку золотого сечения как на некий водораздел исключительной важности для осознания природы человеческого сознания, где его наиболее обширная область объемлет сферу интуитивного, а меньшая будет определяться контекстом рационального.

Спорность подобного утверждения может быть разрешена конкретно историческим опытом человека. Где взять его? Ответ мой будет прост - в древних цивилизациях. Но сначала попробуем разобраться в природе "интуиции" и "рацио". Привлечем в помощники Анри Бергсона с его работой "Творческая эволюция" (М.-Петерб.: Русская мысль, 1914).

"Для меня ясно, - пишет он, - что я перехожу от состояния к состоянию, однако эти состояния меняются каждый момент. Подвигаясь по пути времени, состояния души, так сказать, превращаются в снежный ком из самого себя. Стало быть "истина заключается в том, что изменение совершается непрерывно, и что само состояние есть уже изменение". (Бергсон, с.2).

Только тогда, когда наше состояние достигает некоего предела и в силу этого кажется совершенно новым, непохожим на прежнее, оно привлекает внимание как совершенно новое.

Поэтому там, где постоянный уклон, мы склонны видеть ступеньки лестницы, каждая из которых отражает акты нашего внимания.

Каждая отмечаемая нашим вниманием ступень сознания, является лишь "наиболее освещенной точкой в движущейся зоне... Эта зона, как целое, и составляет в действительности наше состояние". (Бергсон, с.З).

Таким образом, наше внимание искусственно вычленяет зоны сознания на отдельные фрагменты. Следующим шагом становится их воссоединение с помощью индифферентного и аморфного "Я". Именно "...на него нанизывается психические состояния, возведенные в независимые сущности" (с.4). Тогда, подобно разноцветным жемчужинам в ожерелье, внимание замечает вместо текучести резкие и устойчивые цвета.

Но если бы сознание исчерпывалось статусом наших "я", на которые нанизывают отдельные состояния, изъятые из целостного контекста, то для нас не существовало бы длительности. Ибо "я", которое не меняется, не длится, и психологическое состояние, остающееся тождественным самому себе, пока не сменится следующим состоянием, - не длится в одинаковой степени". (Бергсон, с.4).

В таком случае попробуем определить наше "Я". Я - это абстрактное выражение нашей бытийности, или нашего существования как бы в снятом виде.

Между тем наша психологическая жизнь, в силу ее длящейся природы, немыслима вне времени, которое составляет ее ткань. Итак, время - это ткань нашей психологической жизни. Стало быть "...длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперед... Прошлое сохраняется само собой, оно следует за нами целиком каждый момент: все что мы чувствовали и желаем со времени первого детства, все это тут, - все тяготеет к настоящему". (Бергсон, с.4).

Но в таком случае, что входит в функции нашего мышления?

Прежде всего, его назначение не однозначно. Особенно его раскрывают две противонаправленные друг другу и, вместе с тем, взаимодополняющие силы "интуиции" и "рацио".

"Механизм рацио" создан для того, чтобы опускать в бессознательное практически всю совокупность прошлого, и чтобы оставлять или привлекать в сознание только то, что может, наилучшим образом осветить настоящее и способствовать конкретному полезному действию.

Сфера интуитивного, напротив, заинтересована в использовании объема всей памяти человека как в его сознательной, так и в бессознательной жизни.

Как примирить разность двух природ мышления?

"Рацио" - это область всякого рода целеполаганий, для которых не существует понятия истины. Она подменяется конечным результатом, для достижения которого годятся все средства.

В интуиции всегда есть Бог, если не Вселенский с его атрибутикой, то собственный, на уровне Атмана. Интуиция не замкнута на самой себе; она открыта всему, что живет и определяет неисчерпаемость бытия во Вселенной.

Не желая ущемить интересы кого бы то ни было из всех живущих, она обращена к их совокупному опыту. Поэтому в решении своей проблемы интуиция всегда ограниченна и никогда не впадает в агрессию по отношению к иным планам бытия.

В понятие интуиции входит экстракт истории, прожитой нами не только с рождения нынешнего, но и всех предыдущих. Задача лишь состоит в том, чтобы найти ключ к разным информационным потокам, накопленных нами в прежних и нынешней жизни.

Для этого нужно познать себя, ибо мы являемся сколком Мироздания. И нет ничего во Вселенной такого, чего бы не было в нас самих.

Можно сказать, что интуиция живет по законам всего Мироздания, рацио, напротив, сиюминутными, каждодневными нуждами. Обе они, тем не менее, нуждаются друг в друге. Для примера оттолкнемся от гармоничного разнодействия такой пары понятий, как инстинкт и интеллект. Будем исходить из того, что инстинкт ближе природе интуитивного, в то время, как интеллект - сродни природе рационального.

"Интеллект в его исходной точке является способностью фабриковать искусственные предметы, в частности из орудий создавать орудия и бесконечно разнообразить их выделку". (Бергсон, с. 129).

"Если истина создает орудия из собственной органической природы, естественно управляя ими по своему внутреннему побуждению, то интеллект обладает способностью строить орудия из неорганической материи" (там же).

"Если в инстинкте врожденное значение простираться на тело, то в интеллекте - на отношение. Если инстинкт предполагает познание материи, то интеллект - познание формы", (там же).

"В таком случае, что такое материя? Видимо, это то, что дается воспринимательными способностями, взятыми в том виде, как дает нам их природа. Форма - это совокупность отношений, установленных между этими материалами для составления систематического знания". (Бергсон, с. 133).

"Сама материя имеет стремление составлять доступные изолированию системы, которые могут рассматриваться геометрически". (Бергсон, с.9).

"Все операции нашего интеллекта направляются к геометрии как предмету, где они находят свое полное завершение". (Бергсон, с. 189).

"Интеллект купается в атмосфере пространственности, от которой он так же неотделим, как живое тело от вдыхаемого им воздуха". (С. 199).

"Чем более сознание интеллектуализируется, тем более пространственней становится материя". (Бергсон, с. 170).

Сам по себе "...интеллект представляет себе ясно только прерывное". (Бергсон, с. 139). Да и само по себе пространство - это воззрение интеллекта.

Не будет большим преувеличением сказать, что пространственность и интеллектуальность скопированы друг с друга.

"В своем происхождении наша мысль связывается с действием. Действие является формой, с которой был отлит наш интеллект". (Бергсон, с.40).

"...интеллект присутствует повсюду, где есть суждение, состоящее в том, чтобы направить прошлый опыт на опыт настоящий", - положив начало изобретению. (Бергсон, с. 123).

Вернемся к дипластии "интуитивно-рационального". Есть в их сущностных установках как общее, - ведь они не существуют друг без друга, - так и отличное. Обратимся к энергетическим характеристикам этих двух явлений. Будем исходить из того, что не требует специальных доказательств.

Солнце излучает, как считает Борис Болотов, два потока - фотоны и электроны, поэтому на Земле возникла жизнь двух типов - растительная и животная. Исследуя продукты жизнедеятельности клеток растительного и животного происхождения, ученый пришел к выводу, что растительные клетки существуют благодаря процессам фотосинтеза, а животные клетки существуют благодаря процессам бета-синтеза.

Фотосинтез и бета-синтез относятся к ядерным процессам, но с малым энергообменом. Оба явления основаны на излучаемой способности нагретых тел.

Все явления в мироздании парны, ибо все есть отношение. Приведу ряд примеров.

Растительная жизнь предусматривает эфиро-гравитационный аспект бытия, а бета-синтез животной среды подобен электромагнитному аспекту.

В человеческом организме две системы питания - лимфосистема и кровеносная система.

Если лимфосистема соответствует эфиро-гравитационному полю, то кровеносная - электромагнитному.

Предположим, что интуиция, как Бог в человеке и Свет его Души связана с эфиро-гравитационным воздействием Космоса и природы. Природа же рационального раскрывается в контексте электромагнитных излучений.

Эти два типа излучений мы получаем из Космоса, после чего должна возникнуть отдача полученного. На обязательности этих отдач, подобно "вдоху" и "выдоху", построено все в Мироздании, представляющим собой столь же сложный организм, как и наш, человеческий.

По мнению А.Бергсона, в мире существует только два типа движения. Первое - это падение по типу самораскрывающего свитка, и второе, протибонаправленное первому, это движение восхождения. Но это лишь общая и поэтому несколько упрощенная схема.

На самом деле инерции вертикального падения противостоит движение по горизонтали. Происходит это потому, что подаренный нам Солнцем энергетический посыл, попадая в плотную для него среду, тут же начинает испытывать ее сопротивление, и в силу происходящей энергетической мутации, попадает в ведение электромагнитных воздействий Земли, которые и начинают вытягивать "падающую вертикаль" в "горизонталь".

Здесь на уровне наших пространственно-интеллектуальных представлений возникает "крест". Так, по-видимому, приоткрывается его забытый эзотерический смысл.

Горизонталь может уходить в диагональ духовного восхождения. Если этого не происходит, то она уплощается в круг.

Движение "падения-свитка" - это эфиро-гравитационная волна, а движение уплощенное - "горизонталь" по своей природе отвечает электромагнитной волне. Именно потому, что не возникает сиюминутной отдачи энергии Солнца, происходит накопление энергии, которые из "снежного кома" всей получаемой планетарной энергии уплотняются в ее ядре.

По составу своего ядра Земля представляет сверхплотное магнитногравитационное явление. Оно может изменить свой энергетический статус только в том случае, если уйдет в расширяющуюся спираль, то есть в более легкие и сверхлегкие планетарные слои.

Движение "падения" не сопровождается сиюминутной отдачей "восхождения", вот почему для восполнения светового посыла Духовным созидательным силам необходимо прилагать большие усилия.

Один из аспектов "отдачи" отрабатывает человек по мере осуществления своего духовного восхождения.

Отдача может быть разной плотности и интенсивности. Наибольшая ее концентрация возможна в результате накопления "светлого" потенциала в человеческом теле. Но в таком случае следует достаточно четко представить его структуру и энергетические показатели. (Структура человеческого тела подробно излагалась в докладах на конференциях и лекциях создателем русской Школы йоги Г.Г.Стаценко).

Структуру человеческого тела определяют восемь энергетических оболочек, из которых видима только одна - это физическое тело. Его сменяет эфирное тело, которое по своему абрису с некоторым масштабным увеличением повторяет видимое нами физическое тело. За ним следует астральное тело, отвечающее за эмоциональный мир человека, и ментальное тело, связанное с мыслеобразами.

Следующие четыре тела определим миром нашей души. Их "первый этаж" представляют Буддхи. Они вмещают в себя опыт, навык и умение. Следующих "два этажа" занимают Самадхи. Здесь хранятся сиддхи в виде самого разнообразного набора талантов, включая ясновидение, яснослышание и т.д. Завершает общую конструкцию Атман, или Вселенская Душа.

Если на каждом энергетическом поле лежит печать индивидуальности его обладателя, то Атман надличен. Его можно представить "фрагментом" единой Божественной монады, из которой родился мир Вселенной.

Общая "конструкция" человеческого тела вполне напоминает серию "матрешка в матрешке". Не этот ли эзотерический смысл они донесли до нас?

Обращу внимание на то, что Самадхи несут в себе общие свойства, наработанные во всех предыдущих воплощениях. Сравнительно с Буддхами, они занимают целых два этажа.

Если учесть, что в Буддхи усваиваются навыки, доведенные до некоторого автоматизма инстинктивности, то Самадхи освобождены от налета рефлекторного автоматизма и представляют собой сферу как бы чистой интуиции.

Сам по себе рефлекторный автоматизм Буддхи несет на себе отголоски интеллекта, но не сливается с ним.

Главное, что между Самадхи и Буддхи складывается определенное соотношение порядка "больше-меньше", а точкой их разделения, на мой взгляд, и является "золотое сечение".

Так, в своих высших сферах человеческая природа предусматривает установку на главенство интуитивного и подчиненность рационального. Не является ли подобный "расклад" идеальной моделью человеческого мышления?

Попробуем теперь представить общую "картину" устройства человека сточки зрения энергетических характеристик каждого плана его бытийности.

Природе эфиро-гравитационного излучения целиком отвечает наше эфирное, ментальное тело и Вселенская Душа (Атман). Обе пары энергий присутствуют в Буддхи и в Самадхи. Правда, в Самадхи они компонуются в комбинации "крест", как электрогравитационная и эфиро-магнитная волны.

Только астральное тело представлено электромагнитным полем.

Не трудно отыскать общий корень в явлениях энергетического порядка.

Известно, что эфир, будучи аспектом тонкого плана, в эзотерике трактуется правариантом земного электричества.

Можно предположить, что гравитационная волна находится в паре с перемещением эфира в пространстве. Более того, на космическом плане эфирогравитационная волна является подобием электромагнитной волны земного плана.

Эфир, как и свет, состоит из фотонов, которым свойственней дуализм. В одних случаях фотон ведет себя как материальная частица, в других - как электромагнитная волна. Более того, сама микро-частица не является ни тем, ни другим. Она только похожа на волну или частицу в том или ином эксперименте.

Кварки эфирной волны не отличаются дуализмом и ведут себя как электромагнитная волна на тонком плане.

Очевидно генное родство двух типов волн. Модель электромагнитной волны подобна эфиро-гравитационной. Стержнем электромагнитной волны является электричество, а спираль, движущаяся по принципу тора, - это магнитная волна. Стержнем эфирогравитационной волны является эфир, а спиралью, движущейся по принципу тора, становится гравитационная волна.

Если мы представим себе бублик, то электромагнитная волна движется на нем по самому тору, а эфиро-гравитационная - по "червячным дырам". Эфиро-гравитационная волна отличается меньшей плотностью, отсюда ее всепроникаемость.

Можно предположить, что движение по "червячным дырам" со стороны электромагнитной волны предусматривает полное освобождение от инерции магнитного поля. На земном плане обе пары полей редко существуют друг без друга.

Не трудно понять, что природа радиации состоит во вторжении двух энергетических пар в комбинации "крест" с уровня Самадхи в "нижнем" этаже человеческого тела, что приводит к энергетической разбалансировке всех или многих систем в организме в зависимости от меры рационального воздействия.

Но вернемся к природе интуитивного. Для его осознания пришлось рассказать о "доме", в котором живет человек. В древних эзотерических источниках его устройство варьируется. В верхних планах духовная душа иногда структурно обобщается в один "этаж", но при этом выделяется "Прана" и "Проводник Праны".

Предлагаю посмотреть на прану как на эфиро-гравитационный поток, связывающий каждодневные нужды человека с "верхними" планами его бытийности и особенно с Атманом.

Если интеллект работает по принципу "отбора" и "структурирования", подчиненного всякого рода целеполаганиям, то интуиция, будучи не замкнута сиюминутными задачами, открыта безбрежному морю своих возможностей в потенции: от Буддхи - к Самадхи и Атману. Словом, интуиция открыта Вечности.

Существует определенная пропорциональная соотнесенность в диалоге рационального и интуитивного. Интуиция неисчерпаема в своей энергетической открытости Мирозданию, рацио, напротив, уплощено факторами конкретно-исторического порядка. Для их продуктивного содружества как раз и нужно соблюдать принцип "золотого сечения", который избавит Человека от жесткой прагматики своих потребностей и позволит услышать голос всех живущих.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.superidea.ru/

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т. д. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения; это как бы общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т. д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.

Мотивация мышления.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический про­цесс, психологическая наука учитывает и в той или иной сте­пени специально исследует:

Потребности и мо­тивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифиче­ские.


В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любозна­тельность, тяга к знаниям и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто позна­вательных интересов.

Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной дея­тельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д. Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежит оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением. Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема. На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

Анализ , складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

Становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием «в уме»;

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения. Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

Для того, чтобы жить и выживать, человеку никогда не бывает достаточно информации. Ощущение и восприятие дают нам очень много информации и знаний. Эти процессы позволяют поверхностно узнать о единичных объектах и явлениях вокруг индивида. Но этого не достаточно, такие знания и информация не могут рассматриваться как достаточные.

Человек не камень или дерево, для нормальной жизни ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Чтобы предвидеть возможное развитие событий, надо эти события понять, то есть составить у себя в голове более или менее рабочую модель объекта или явления. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.

Собственный опыт нам может показать, что все грибы в лесу - съедобные. А съев ядовитый гриб, мы можем так и не узнать про то, что на свете существую ядовитые грибы. А если предварительно узнаем от других людей, что существуют ядовитые грибы и что выглядят они определенным образом, мы составили у себя в голове как минимум два образа (модели): образ съедобного гриба и образ ядовитого гриба. Уже в этом, в образовании новых образов-моделей, состоит работа мышления. Встретив в лесу подозрительный гриб и критически рассмотрев его, мы опять задействуем свое мышление.

Мышление - очень сложный и разнородный процесс, в котором участвуют практически весь наш мозг. И Исаак Ньютон, понимающий и формулирующий физические законы, и школьник, заучивающий стихотворение, и даже меломан, слушающий очередной шлягер, - все они активно задействуют мышление.

Часто можно слышать наивные рассуждения о том, что не надо школьников заставлять "зубрить". Это, якобы, не способствует развитию интеллекта. Такие люди думают, что "зубрить" - это очень простой процесс, примерно как крутить виниловую пластинку или скачивать из интернета себе на компьютер некоторые файлы. Другое дело, что в "зубрежке" задействовано в основном наглядное мышление, а для полноценного развития интеллекта надо иметь большой опыт в абстрактно-логических рассуждениях.

Возможности мозга конечны и весьма ограничены, хотя до сих пор популярна идея, пришедшая из 1960-х годов, о том, что мы используем свои возможности лишь на несколько процентов. Мозг и мышление просто не справились бы с тем, чтобы моделировать все окружающие объекты и явления по отдельности. Одна из самых больших хитростей природы состоит в том, что она научила наш мозг выделять из окружающей среды похожие объекты и явления и моделировать их не по отдельности, а "скопом". Услышав слово "камень", мы представляем себе не конкретный камень, а некоторый класс камней. В этом классе камней могут быть подклассы, например "серый камень". В общем вся наша картина (модель) мира является деревом из таких понятий.

Способность обобщать похожие объекты и явления дала возможность эффективно задействовать мозг, а также наделила способностью предвидеть поведение объектов, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Встретив, например, на улице нового человека, мы не пугаемся, не застываем в удивлении, мы вообще большого внимания не обращаем на нового человека, потому что имели огромный опыт взаимодействия с другими людьми, модель "Человек" (ну или "Человек-земляк") у нас сформирована весьма хорошо, мы знаем, что можно ожидать от новых знакомых.

Мышление во многом занято именно этим - переходом от единичного к общему и от общего опять к единичному. Мышление относят в общей психологии к высшим познавательным психическим процессам. Такое место оно заслуживает еще и потому, что оно постоянно порождает новые знания, даже такие, которыми еще до нас никто не владел. На выходе из мышления мы имеем новые знания, а что на входе? На входе - информация из окружающего мира, наглядная или содержащаяся в памяти, а также уже имеющиеся знания.

Работа мышления происходит в очень тесном сцеплении с работой восприятия. Далеко не всегда очевидно, где же заканчивается восприятие и начинается мышление. Хотя, следует признать это, у двух этих процессов весьма разные задачи: у восприятия задача состоит в том, чтобы "задержать мгновение", а у мышления, как уже было сказано, - в генерации нового знания. Восприятие некоторым способом облегчает себе жизнь, структурируя зрительный или слуховой образы, отбрасывает лишнее. Восприятие поставляет мышлению текущий образ-структуру. Мышление же через механизмы внимания тоже оказывает влияние на восприятие.

Важной задачей, которую решает мышление, является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу и непосредственно своими органами чувств выяснить это. Однако можно поступить иначе: можно воспользоваться термометром, домашней метеостанцией, посмотреть текущее состояние погоды в интернете или позвонить знакомому человеку, который уже побывал на улице. Работа мышления здесь заключается и в том, какой способ выбрать, и в том, как интерпретировать полученные сведения, и в самокритике, не говоря уже о том, какие прагматические выводы для себя получим в итоге.

Опосредованное мышление обычно не искажает окружающую нас действительность, оно позволяет познать ее глубже, точнее и полнее через образование новых знаний. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.

Тем не менее, следует признать, что существуют ложные знания. Эти знания мы могли почерпнуть из общения, книг или интернета, эти ложные знания могут быть плодом наших собственных размышлений. Поэтому опосредованное мышление часто искажает окружающую нас действительность, и искажает очень сильно. Существуют и иллюзорные знания. Эти знания, порожденные недостатками нашего восприятия, также ограничивают нас в понимании действительности. Большинство автомобилистов, например, уверено, что тормозной путь автомобиля пропорционален ее скорости. Это заблуждение вызвано тем, что мы хорошо воспринимаем скорость объектов, но не воспринимаем и поэтому плохо понимаем ускорение (положительное или отрицательное). На самом деле тормозной путь пропорционален квадрату скорости автомобиля.

Не выходя за пределы чувственного восприятия, мы не сможем даже понять того, как выглядели минуту назад "какие-то белые осколки на полу на кухне" или что послужило причиной автокатастрофы. Но, опираясь на чувственное восприятие, подкрепленное мышлением, мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира, узнать устройство звезд в далекой галактике. Мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Важно различать понятия "разум" и "мышление". Мышление это психический познавательный процесс. Под разумом, скорее, понимают способность человека действовать гибко, сложно, непредсказуемо для окружающих. Дерево, лишенное разума, стоит на одном месте и "надеется" на то, что дождь польет землю вокруг, а другие деревья не заслонят солнца. Если бы дерево было разумным, оно ходило бы в поисках влажной почвы, отходило подальше от больших соседей или даже нападало на другие деревья. Мышление обычно рассматривается лишь как инструмент, помогающий решать человеку сложные задачи, достигать поставленные цели.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить (то есть тем или иным способом перед мышлением ставится задача). Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Сложная теоретическая проблема состоит в том, является ли мышление полностью рациональным и целенаправленным процессом или же оно ассоциативно и непредсказуемо в выводах. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Характерный случай - мы вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас и который составляет суть проблемы. Непроизвольно или произвольно возникают ассоциации, которые используются для решения нашей мыслительной задачи. Какие-то ассоциации не уводят нас от нее, а приближают к ответу, какие-то - наоборот.

Ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью. Но это в случае "обычного" - можно сказать, логичного - мышления.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно-формально. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Пример (довольно грубый) ассоциативного течения интеллектуальных процессов - рассуждение: "Заяц белый - он умеет прыгать - снеговик белый - он умеет прыгать".

Для ассоциативного течения мыслей характерно наличие цепочек образов. Логическое течение мыслей строится вокруг речи - стержня логической мысли. Одно из достоинств речи - то, что она позволяет хорошо рефлексировать собственный ход размышлений, возвращаться к прежним мыслям. Ассоциативное течение мыслей лишено этого достоинства, обычно невозможно вспомнить почему возникла та или иная ассоциация. Это возможно, конечно, если эта ассоциация сопровождалась вербальным размышлением. И тогда по этой вербальной цепочке можно вернуться назад. Именно речь наделяет наше мышление способностью к самокритике - без которой процесс мышления был бы совсем примитивным.

Неразрывная связь логического мышления с речью наблюдается у всех людей, даже если человек был рожден глухонемым и ни разу в жизни не слышал живого слова. Мы всегда думаем словами и просто не можем мыслить, не произнося слова (хотя бы про себя). В экспериментах было показано, что во время размышлений у человека специальные приборы регистрируют мышечные сокращения, характерные для обычной "речи вслух". Размышляя про себя, таким образом, мы как бы тоже говорим вслух, только очень тихо.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности в ее существенных связях и отношениях; вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, т.е. опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

Непосредственное познание невозможно из-за наших анализаторов (к примеру, у нас нет анализаторов для улавливания рентгеновских лучей);

Непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;

Непосредственное познание возможно, но не рационально.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современником, но и предшествовавших поколений.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воздействием сигналов второй системы (речи), отражающих реальную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущение, восприятие, представление). В процессе мышления обе системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обусловливает непрерывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

Конкретно-действенное,

Конкретно-образное,

Абстрактное.

Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление (практическое) направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.


Научная деятельность и вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева
В истории отечественной психологической науки с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения. Вслед за И. М. Сеченовым он выступает против интроспекционистск...

Задание №4. Коррекционная и развивающая работа (социально-психологический тренинг)
Как объединить учащихся вновь созданного класса? Предлагаю сценарий тренинга сплочения в 10-м классе «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Цель: создание условий для объединения членов нового коллектива. Задачи: Познакомить учащихся друг с другом. Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, ...

О тесте “Коронарная личность”
Стресс – это напряжение, мобилизация и неспецифическая реакция организма при действии факторов среды. Стресс так же подразделяется на стадии: 1. Мобилизация (адреналин, норадреналин, дезадаптация); 2. Тревожность (кортизол, дизадаптация); 3. Истощение (усиление окислительных процессов, за которыми следует депрессия, как вынужденная...



Что еще почитать