В чем проявляется творческий характер деятельности человека. Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

— немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений.

При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы.

Отличительные признаки малой группы:
  • Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов.
  • Наличие постоянной цели совместной деятельности.
  • Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы.
  • Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
  • Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
  • Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Классификация малых социальных групп

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные .

Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей.

Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутри групповая иерархия.

Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная , группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Разные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей социализацию. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В таких общностях индивид деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзац-культуры.

Наиболее эффективное развитие личности определяется ее ориентацией на элитарные социальные группы — группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе (табл. 1).

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. д.) и антисоциальной (преступные группы).

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и др. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).

В тюрьмах, армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть основывается на грубой физической силе — наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям — создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Таблица 1. Классификация социальных групп

Основание классификации

Разновидности групп

1. По способу образования

  • стихийно возникшие — не официальные;
  • специально организованные — официальные;
  • реальные;
  • условные

2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов

  • малые;
  • средние;
  • большие;
  • контактаые (первичные);
  • дистанционные (вторичные)

3. По характеру совместной деятельности

  • практические (совместная трудовая деятельность);
  • гностические (совместная исследовательская деятельность);
  • эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);
  • гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);
  • непосредственно коммуникативные;
  • идеологические;
  • общественно-политические

4. По личностной значимости

  • референтные;
  • элитарные

5. По социальной значимости

  • социально положительные;
  • асоциальные — социально деструктивные;
  • антисоциальные — криминальные, преступные

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность данных групп в значительной мере регламентирована: определены порядок их деятельности, критерии опенки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

«Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов ». При таком понимай и малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе обществен­ных отношений, она выступает как субъект конкретного вида со­циальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы , отличающий ее от больших групп: общественные отношения вы­ступают здесь в форме непосредственных личных контактов .

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы . Были предложены различные решения этого вопроса. Доста­точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при ис­следованиях объема оперативной памяти (оно означает количест­во предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для соци­альной психологии оказалась заманчивой определенность, вноси­мая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7+2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо­метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Обилие малых групп в обществе пред­полагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима их классификация . В принципе допустимы самые различные основания для класси­фикации малых групп: 1) группы различаются по времени их суще­ствования: долговременные и кратковременные, 2) по степени тес­ноты контакта между членами , по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных ос­нований классификации.

Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де­ление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление на «формальные» «неформальные », 3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех клас­сификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичныевпервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак , который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов . Вторичные группы в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.


Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные.Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов , они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы , в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы , которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом , таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединив­шиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным фор­мальным группам. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практи­чески было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных.

Третья классификация разводит так называемые группы член­ства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами . Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие рефе­рентной группы было связано с «системой отсчета», которую ин­дивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом дру­гих лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия рефе­рентных групп, выделил две их функции : сравнительную и нор­мативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для норма­тивной оценки его.

В настоящее время в литературе встречается двоякое употреб­ление термина «референтная группа» : иногда как группа, проти­востоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа опре­деляется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбран­ных из состава реальной группы как особо значимых для индиви­да.

При изучении малой группы большое значение придается процессу становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма . Само слово «конфор­мизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержа­ние и означает «приспособленчество». В литерату­ре чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон­формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фикси­руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. Различают внешнюю конформность , когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей­ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ­ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз­можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля­ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не­зависимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Можно сказать, что это специфический случай конформ­ности, так сказать, «конформность наизнанку ». Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак­тивно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. Поэ­тому позицией, противостоящей конформности, является не нега­тивизм, а самостоятельность, независимость.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния : нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Второй стороной проблемы формиро­вания малой группы является пробле­ма групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные подходы в объяснении групповой сплоченности. Так, в русле социометричес­кого направления сплоченность прямо связывалась с таким уров­нем развития межличностных отношений, когда в группе высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально спло­ченность определялась как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней».

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем психологии. В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных терми­на и определены разли­чия в содержании этих понятий.

Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля :

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации;

2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), Руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) про­цесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти;

7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, по­скольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют тем не менее дело с однопорядковьм типом проблем , а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы , руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Одна из важных функций руководителя - это процесс принятия группового решения. Существует несколько тактик принятия группового решения . В психологии наиболее исследована роль групповой дискуссии , пред­шествующей принятию группового решения. В ходе экспериментальных исследований были выявлены две важные за­кономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть про­тивоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно яв­ляется логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми при­сутствующими, его значение возрастает.

Широко практикуемой формой являются различного рода совещания , что является своеобразной формой групповой дискуссии. Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых ре­шений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осбормом, получила название «брейнсторминг» («мозговой штурм»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача ко­торых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предло­жений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложе­ния могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантас­тическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордо­ном, - это метод синектики , буквально - метод соединения раз­нородного . Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как ос­новная идея та же - выработать на первом этапе как можно боль­ше разнообразных, а в данном случае - и прямо противополож­ных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выде­ляются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Дис­куссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Си­некторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою пози­цию в группе. Экспериментально установлено, что их оптималь­ное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасыва­ются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логи­ческий прием рассуждения по аналогии.

Все динамические процессы, происхо­дящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности . Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. В действительности же производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности. Дру­гой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе.

4. Личность в группе .

Один из главных фокусов анализа личности в психологии - ее взаимодействие с группой. И прежде всего, необходимо выявление того, через посредство каких групп осу­ществляется влияние общества наличность. Для этого важно изу­чение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходит путь ее развития. Это, прежде всего, проблема социализации .Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Сущность социа­лизации заключается в том, что это двусторонний процесс, включаю­щий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. В отечественной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую .

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода : а) ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стация социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. В психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста.

При исследовании личности в социальнойпсихологии важнейшее место занимает проблема социальной установки . Если процесс социализации объяс­няет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес­те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль­ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследова­ния в школе Д.Н. Узнадзе . Определение установки, данное Д.Н. Уз­надзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, со­стоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребнос­тью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д.Н. Уз­надзе более всего касается вопроса о реализации простейших фи­зиологических потребностей человека. Она трактуется как бессо­знательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социологии. В западной социальной психологии для обозначения социаль­ных установок используется термин «аттитюд» , который в ли­тературе па русском языке переводится либо как «социальная ус­тановка», либо употребляется как калька с английского «аттитюд».

Были выделены четыре функции аттитюдов :

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) - аттитюд направ­ляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания- аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией цен­ности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство осво­бождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты - аттитюд способствует разре­шению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определе­на трехкомпонентная структура аттитюда , в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной уста­новки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объ­екта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) пове­денческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка опреде­лялась как осознание, оценка, готовность действовать . Но многие проблемы, касающиеся аттитюда, так и остались не­решенными.

Две рассмотренные проблемы личнос­ти социализация и социальная установ­ка - раскрывают как бы две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация. Те­перь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализиро­вать реальное поведение личности в системе связей с другими людь­ми, принадлежащими прежде всего к той же самой группе.

Каковы же именно социально – психологические качества личности? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, особенно при условии, что сами по себе личностные качества не имеют четкого наполнения. Исследователи объединяют социально-психологические свой­ства в четыре группы :

1) обеспечивающие развитие и ис­пользование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оцени­вания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответ­ственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социаль­ные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматичес­кому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса социологических и психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Европе и России. Множество подходов, определений, постановок проблемы – и еще больше критики в адрес оппонентов. Сегодня невозможно представить систему социологического знания без раздела о структуре, динамике и культуре малой группы. Но было время, когда социологи обходились без него: XIX в. прошел при доминировании проблематики общества, понятого в глобальном масштабе, и индивида, которым по традиции занималась психология.

Правда, Макс Вебер пытался вернуть индивида социологии, рассматривая его как социального актора. Считающийся основателем социальной психологии Габриэль Тард также не обращал внимания на группу. Общественные процессы он объяснял действием психологического механизма подражания, а элементарным фактом социальной жизни считал отношения между нашим и другим "Я". Другой лидер европейской социологии, Эмиль Дюркгейм, писал не столько об индивиде, сколько о коллективном сознании общества и также обошел вниманием группу. Немецкий социолог Георг Зиммель хотя и занимался изучением группы, она осталась скорее на периферии его обширного философско-культурного знания. Настоящее открытие социальной группы принадлежит практичным американцам, в частности Чарльзу Кули и Джорджу Миду. Они сконцентрировали внимание на межличностном взаимодействии – "интеракции", поэтому направление, в рамках которого изучалась группа, называется символическим интеракционизмом. Случилось это в начале XX столетия.

Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и др.

Малая группа послужила между индивидом, большими группами и обществом соединительным мостиком, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Роль соединительного звена в научном знании выполняла также социальная психология – пограничная дисциплина, вобравшая в себя все лучшее от психологии и социологии. В социальной психологии место анкеты занял тест (особый измерительный инструмент), место полевого исследования – лабораторный эксперимент. За последние десятилетия социальным психологам удалось провести немало интереснейших экспериментов, в которых изучалось оказываемое на индивида давление малой группы.

Малой группой обычно называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Примеры: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Существует огромное количество определений малой группы (около сотни). При знакомстве с ними бросается в глаза их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления.

Наибольшую известность получили следующие определения малой группы:

  • некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно небольшое, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников (Дж. Хомане);
  • немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений (Г. М. Андреева);
  • совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность и считаются членами данной группы с точки зрения других (Р. Мертон);
  • некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его (Р. Бейлз).

Список признаков и требований, которым должна отвечать совокупность людей для того, чтобы именоваться малой группой, сегодня превышает список лауреатов Нобелевской премии, а он, как мы знаем, весьма немаленький.

Так, А. И. Донцов выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе .

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Признаки малой группы, которые чаще всего указывают ученые.

  • 1. Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний – два. Если группа превышает "критическую массу", то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам большинство малых групп включает не более семи человек.
  • 2. Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
  • 3. Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения.
  • 4. Число связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество членов группы возрастает в арифметической прогрессии. Так, в группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек – 11, а в группе из 7 – 120 связей.
  • 5. Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Например, в группе из пяти человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.
  • 6. Размер группы зависит от характера ее деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из шести-семи человек, а парламентские комитеты, запятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14–15 человек.
  • 7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее.
  • 8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул других поступать так же. Если кто-то перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, он изгоняется из группы.
  • 9. Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Со свойствами малой группы тесно связаны элементы ее структуры . К ним относят:

  • 1) предмет, цели, задачи совместной деятельности;
  • 2) характер и содержание деятельности;
  • 3) систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.

Структура малой группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики . Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 1940-х гг. под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и др.

В поле зрения ученых сегодня находятся вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и решения конфликтов, модификации поведения, групповых норм, ценностей и целей.

Групповая структура – это своеобразная иерархия престижей и статусов членов группы. В социометрической практике она определяется по количеству взаимных выборов в малой группе.

Групповой эффект представляет собой влияние неформальной группы на поведение отдельных индивидов. Он заключается в том положительном, что привносит группа в работу индивида, в частности, достижение таких результатов, которые не под силу сумме разрозненных индивидов. Важной составляющей группового эффекта является психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества.

Групповые нормы – это совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом, организацией) и играющих важную роль в регулировании поведения членов данной группы, формировании характера их взаимоотношений. Подобные нормы – специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и общества в целом. Групповые нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного своего участника с выработанными эталонами и осуществлять достаточно эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля над деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Вместе с тем групповые нормы могут блокировать восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в изменившихся условиях.

  • См., например: Донцов А. И. О понятии "группа" в социальной психологии // Социальная психология: хрестоматия. М., 2003. С. 175–182.

Малая группа

социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).

М. г. складываются во всех сферах деятельности человека. Если М. г. представляет собой низовую ячейку трудовой, учебной, военной, спортивной, общественной или иной организации, отношения между членами которой регламентируются правилами, фиксированными в соответствующих положениях, уставах и других документах, то такую М. г. называют формальной. Если же М. г. возникает преимущественно на почве личных симпатий (дружеская компания), то её называют неформальной. В рамках формальной М. г. могут складываться одна или несколько неформальных групп.

Состояние М. г. характеризуется прежде всего её сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в М. г. всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем сплочённости М. г. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами (см. Социометрия). Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые М. г. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

М. г. оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе; на этом основании такие группы называются первичными. По мере развития личности меняется характер и число М. г., членом которых является индивид; в современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных М. г. индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других М. г., что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида; в противном случае может развиваться склонность к асоциальным формам поведения. При этом индивид иногда включается в антиобщественные М. г. (хулиганские компании, воровские шайки).

Наряду с внутренней структурой, придающей М. г. относительную самостоятельность, М. г. обладает внешней структурой, выражающей её зависимость от более крупных социальных групп и организаций.

При капитализме характер отношений в М. г. в сфере труда и других сферах определяется антагонистическими производственными отношениями на капиталистическом предприятии и в обществе в целом. При социализме коллективистские отношения сотрудничества и взаимной помощи пронизывают все сферы и уровни деятельности членов общества и превращают М. г. в сфере труда в первичные трудовые коллективы, где непосредственно сочетаются интересы общества, коллектива и личности.

Буржуазные социологи объявляют М. г. «обществом в миниатюре» (Г. Зиммель), а первичные группы - фундаментом всей общественной структуры (Ч. Кули). Подобные интерпретации искажают реальные социальные связи, игнорируют обусловленность М. г. существующими общественными, в первую очередь классовыми, отношениями. См. также статью Группы социальные и литературу при ней.

Н. И. Лапин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Малая группа" в других словарях:

    См. ГРУППА МАЛАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    См. в ст. Социальная группа. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    В социологии, психологии простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    - (социол., психол.), простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определёнными эмоциональными отношениями между всеми её членами, специфическими ценностями и нормами поведения; складываются во всех сферах жизни (семья … Энциклопедический словарь

    МАЛАЯ ГРУППА - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята… … Профессиональное образование. Словарь

    малая группа - mažoji grupė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Palyginti nedidelė tarpusavyje tiesiogiai bendraujančių ir sąveikaujančių žmonių visuma. Svarbiausias mažosios grupės požymių yra grupės struktūra, t. y. tarpusavyje sureguliuotų… … Sporto terminų žodynas

    МАЛАЯ ГРУППА - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С … Глоссарий по политической психологии

    Малая группа - (см. Группа малая) … Экология человека

    Малая группа - социальная группа, члены которой находятся в непосредственном межличностном взаимодействии. Количественный состав М. г. не превышает нескольких десятков человек. Совокупность М. г., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества,… … Социологический справочник

    Малая группа - (общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАЛАЯ ГРУППА - В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • За пределами русских словарей , А. Флегон. По вышеуказанным причинам, также как и по другим, менее важным, я считаю, что назрело время выпустить словарь, содержащий и неприличные слова русского языка. Слова, вошедшие в настоящее…

Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:

Большие и малые;

Условные и реальные (контактные);

Постоянные и временные;

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.



Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.

Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

Образование;

Функционирование;

Развитие;

Стагнация (застой);

Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).

Рис. 17. Классификация понятия «лидер»

Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

♦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

♦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).

Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций

Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций

Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Коллектив

Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– общая деятельность;

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

Высокой сплоченностью;

Ценностно-ориентационным единством;

Коллективистским самоопределением;

Социально-ценностным характером мотивации;

Наличием общественного мнения;

Традициями;

Устоявшимися взаимоотношениями.

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.



Что еще почитать