Развитие психологических знаний с 17 века. Развитие психологии в XVII-XVIII веках План лекции. Западная психология в XX столетии

Тревожность людей разных возрастов и их особенности копинг-поведения

Алексеева В.В.

Институт психологии СВФУ имени М.К. Аммосова , г.Якутск ;

Научный руководитель: Прокопьева Н.Ю.

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. И способы их преодоления или избегания помогает справиться с возникшими жизненными трудностями. В настоящее время проблема тревожности и способы совладания с ней приобретает все большую актуальность. Тревожность описывают как определенное состояние индивида в ограниченный момент времени; является устойчивым свойством любого человека.

Умение справляться со стрессом обуславливает современные условия жизни и сохранение психического здоровья. Потому что изучение тревожности и факторов совладания со стрессом имеет огромное значение, как для уровня функционирования человека, так и для сохранения его психического благополучия.

Целью данного исследования является: Изучение копинг-стратегий у людей разных возрастов с высокой тревожностью.

Объект: Студенты и взрослые людиразных возрастов

Гипотеза : У людей с высокой личностной и ситуативной тревожностью будет наблюдаться копинг-стратегия «бегство-избегание».

Предмет: Копинг-стратегии у людей разных возрастов с высоким уровнем тревожности.

Выборка:

Для исследования было отобрано 50 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Выборка была разделена на: студенты в возрасте от 18 до 23 лет и взрослые в возрасте от 24 до 35 лет.

Методики:

Были использованы следующие методики (см. приложение):

1) Методика «Определение уровня тревожности» Ч.Д. Спилберга, в адаптации Ю.Л. Ханина:

Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, в адаптации Ю.Л. Ханина определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая).

Ситуативная тревожность (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.).

Личностная тревожность (ЛТ) дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных способностей.

2) Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса:

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

По результатам методики «Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, в адаптации Ю.Л. Ханина» мы можем заметить, что студенты чуть более подвержены стрессу, чем взрослые. Это может говорить нам о том, что взрослые люди могут лучше справиться со стрессом, тревогой, неприятными переживаниями, беспокойством, чем студенты. Это может быть обусловлено тем, что самостоятельная жизнь, самостоятельное несение ответственности за принятые решения, решение любых бытовых и рабочих вопросов помогает взрослым лучше справляться с тревожностью, чем студенты, которые все еще могут опираться на родителей и преподавателей.

При исследовании уровня ситуативной тревожности у студентов и взрослых людей были получены следующие результаты:

Что у 8% студентов наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень ситуативной тревожности свидетельствует о временном переживании чувства тревоги, неудовлетворенности своей способностью отвечать требованиям ситуации, конкретных обстоятельств. Студенты с высоким уровнем тревожностью не могут справиться с социально-психологическими стрессорами (ожидание негативной оценки, опасение потерять что-то очень значимое, оценка со стороны взрослых или сверстников).

У 64% студентов и взрослых наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. У 28% студентов и 36% взрослых людей наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности.

При исследовании уровня личностной тревожности у студентов и взрослых людей были получены следующие результаты:

Что у 76% студентов и 60% взрослых людей наблюдается высокий уровень личностной тревожности. Люди с высоким уровнем личностной тревожности склонны воспринимать большинство ситуаций как угрожающие ему, его престижу или самооценке.

У 24% студентов и 40% взрослых людей наблюдается средний уровень личностной тревожности. Низкий уровень личностной тревожности у студентов и взрослых людей не наблюдается.

Таким образом, по результатам исследования уровня тревожности у студентов и взрослых людей мы выявили, что существует группа риска по шкалам: «ситуативная тревожность» 8% студентов и «личностная тревожность» 76% студентов и 60% взрослых людей. Сейчас перед нами стоит задача, выявить способы преодоления трудностей, виды копинг-стратегий у людей с высоким уровнем тревожности.

Для проверки нашей гипотезы, мы выявили студентов и взрослых людей с высокой ситуативной и личностной тревожностью.

По методике Спилберга-Ханина мы выявили, что у 8% студентов наблюдается высокая ситуативная тревожность. У взрослых людей высокий уровень ситуативной тревожности не наблюдается.

У студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности были получены следующие результаты по способам копинг-стратегий:

Бегство-избегание – среднее значение 16,5, что соответствует высокому уровню – преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях.

Конфронтация – среднее значение 12, что соответствует среднему уровню.

Дистанцирование – среднее значение 13,5, что соответствует среднему уровню

Самоконтроль – среднее значение 14, что соответствует среднему уровню

Поиск социальной поддержки – среднее значение 11, что соответствует среднему уровню

Принятие ответственности – среднее значение 9,5, что соответствует среднему

Планирование решения проблемы – среднее значение 10, что соответствует среднему уровню

Положительная переоценка – среднее значение 12,5, что соответствует среднему уровню

Таким образом, у студентов с высоким уровнем ситуативной тревожностью наблюдаются высокий уровень по шкале «бегство-избегание» и умеренные показатели по остальным шкалам, что говорит о том, что при ситуациях ожидания негативной оценки либо опасения потерять что-то очень значимое они прибегают избеганию проблемы – отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение на другие, по их мнению, вопросы.

По методике Спилберга-Ханина мы выявили, что у 76% студентов и у 60% взрослых людей наблюдается высокая личностная тревожность.

У студентов с высоким уровнем личностной тревожности были получены следующие результаты по способам копинг-стратегий:

Бегство-избегание – среднее значение 13,2, что соответствует высокому уровню – преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях.

Конфронтация – среднее значение 8,1, что соответствует среднему уровню

Дистанцирование – среднее значение 9,1, что соответствует среднему уровню

Самоконтроль – среднее значение 9,9, что соответствует среднему уровню

Поиск социальной поддержки – среднее значение 9,7, что соответствует среднему уровню

Принятие ответственности – среднее значение 6,6, что соответствует среднему уровню

Планирование решения проблемы – среднее значение 8,1, что соответствует среднему уровню

Положительная переоценка – среднее значение 9,8, что соответствует среднему

Таким образом, у студентов с высоким уровнем личностной тревожностью наблюдаются высокий уровень по шкале «бегство-избегание» и умеренные показатели по остальным шкалам, что говорит о том, что при неудачах, конфликтных ситуациях они прибегают избеганию проблемы – отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение на другие, по их мнению, вопросы.

У взрослых с высоким уровнем личностной тревожности были получены следующие результаты по способам копинг-стратегий:

Бегство-избегание – среднее значение 12,1, что соответствует высокому уровню – преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями не всегда из-за реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.

Таким образом, у взрослых с высоким уровнем личностной тревожности наблюдаются умеренные показатели по всем шкалам, что говорит о том, что взрослые благополучно справляются с неудачами, неприятными переживаниями, жизненными трудностями, с конфликтными ситуациями.

Можно заметить, что студенты с высокой личностной тревожностью более прибегают к копинг-стратегиям, нежели взрослые, что наиболее доминирующей копинг-стратегией и у студентов, и у взрослых является копинг-стратегия «бегство-избегание».

Низкий уровень ситуативной тревожности также имеет значимую часть в жизни человека, как и высокая. Так как у студентов и взрослых с низким уровнем ситуативной тревожности недостаточно актуализированы потребности организма, отсутствует заинтересованность в том, что происходит в мире и в самом себе.

Можно заметить, что у студентов и взрослых с низкой ситуативной тревожностью наблюдаются умеренные показатели по всем шкалам, что говорит о том, что они благополучно справляются с неудачами, неприятными переживаниями, жизненными трудностями, с конфликтными ситуациями.

При помощи опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса мы выявили, что у студентов с высокой ситуативной и личностной тревожностью наблюдается доминирование копинг-стратегии «бегство-избегание». Взрослые люди с высокой личностной тревожностью благополучно справляются с тревогой.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами ранее «у людей с высокой личностной и ситуативной тревожностью будет наблюдаться копинг-стратегия «бегство-избегание»» была доказана, так как мы доказали, что у студентов с высокой ситуативной и личностной тревожностью наблюдается проявление копинг-стратегии «бегство-избегание».

Литература

1. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - Л. - 1992. - 453 с.

2. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психол. журнал. 1998. № 3. - 96 с.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. - СПб.: Питер, 2008. - 554 с.

4. Бодров В. А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Барабанщикова и А. В. Карпова. М. -Ярославль: Аверс-Пресс. 2002. Вып. 2. - 183 с.

5. Набибулина Р.Р., Тухтарова И.В. «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция)». Учебное пособие - Казань, 2003 - 360 с.

6. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// «Психологическая наука и образование» - 1998, №2.- 115 с.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.- 187 с.

Кризис бывает многоликим: творческим, душевным, семейным. Отдельную и, пожалуй, самую непонятную нишу занимает кризис среднего возраста. Чаще всего он настигает тех, кому за тридцать пять. Почему он выбирает именно это время? Это не случайность, так как обычно в этот период жизни человек оценивает прожитое. Что достигнуто в плане финансов, каковы семейные отношения, престижна ли работа, каков статус занят в обществе.

О том, что мысль материальна, доказано уже давно. В наше время можно найти достаточно много информации, но почему-то люди продолжают, халатно относится к своим мыслям. Из-за несерьёзного отношения к этому вопросу, у них в жизни случаются неприятные вещи. Когда происходят неприятности, они начинают винить окружение, и кого - угодно, не задумавшись, что это их собственные мысли и привели их к таким последствиям.

Вряд ли вы найдете на земле такого человека, который бы хоть раз в жизни не сомневался перед принятием ответственного решения, терзая себя вопросом: «А что, если не получится?»

У каждого в жизни бывают не приятные ситуации, которые все время вспоминаются, из-за этого жизнь превращается в кошмар. Психологи доказали, что чем больше человек погружается в негативные ситуации, тем больше он склонен к депрессиям и психическим расстройствам.

Завести общение в тупик, заставить собеседников замолчать или начать мучительно искать новую тему можно всего лишь при помощи одной-двух фраз. И что неприятно, именно эти фразы мы часто употребляем неосознанно или потому что ничего лучше на ум не пришло.

5 законов, которые помогут научиться быть позитивным человеком

Что мешает вам быть позитивным человеком? Жизнь, окружающие, проблемы? Нет, причина только в вас самих. Если вы хотите, но не знаете, как разукрасить своё существование яркими красками и превратить его в интересную, позитивную и приносящую эндорфины череду событий, чтобы было больше приятных моментов, чтобы чаще везло? Тогда узнайте про пять законов взаимосвязи с миром, который вас окружают, они помогут понять, что и когда нужно поменять в себе, чтобы сделать свою жизнь счастливее.

В процессе взросления и попыток становления себя как цельной личности, люди не только приобретают, но и теряют множество качеств, которые необходимы для поддержания гармонии внутри. К примеру, способность радоваться даже незначительным вещам, быть открытым к экспериментам и чему-то новому, умение наслаждаться каждым моментом жизни и контролировать свое чувство вины. Для таких, казалось бы, простых вещей во взрослом возрасте иногда приходится проделать большую работу над собой. Данная статья расскажет о том, как наладить связь со своим внутренним ребёнком, который живёт в каждом взрослом и значительно влияет на качество жизни.

Человека, отвергаемого обществом, называют изгоем. В этом случае его попытки наладить отношения с окружающими людьми, только усугубляют положение. Данная проблема, как никогда актуальна в нашей современной жизни. Отверженным может оказаться любой – взрослый и ребёнок. Чтобы не стать жертвой конфликта с обществом, прежде всего, необходимо знать, что представляет собой это явление и чем оно вызвано.

Разрыв отношений – тяжелый стресс для любого человека. Многие ощущают страх, появляется ощущение, что жизнь остановилась, начинают винить в ситуации только себя. Данное состояние негативно отражается на здоровье, поэтому важно как можно скорее избавиться от навязчивых мыслей, обрести душевное равновесие.

Часто в жизни бывают моменты, когда человек должен что-то сделать. Например, на работе он должен скоро сдать отчет, или он должен съездить в командировку в ненавистный город по требованию начальника. При этом хочется человеку совсем другого. Но слово «должен» остается, и оно навевает тоску, происходит мысленное сопротивление этим обязанностям.

Предположим, вас обидел какой-то человек. Со зла он это сделал или нет – неважно, но он задел вас за живое. Прошло время, это событие немного притупилось в вашем сознании, а человек уже давно исчез из вашей жизни. Может, в глубине души вы его даже простили, но осталась обида – душераздирающее, гнетущее и просто противное чувство. Можно ли от него избавиться?

Многие люди стали заложниками своей роли. Как правило, она достается ещё в детстве: умница, шутник, тихоня… По мере взросления мы привыкаем к определённой модели поведения, которую начинает диктовать уже окружающее общество – семья, коллеги, знакомые.

Выйти замуж – заветная мечта любой девушки и женщины. Если она утверждает обратное, то непременно лукавит или разочарована предыдущим браком. Чтобы замужество было удачным, необходимо приложить максимум усилий, причем обоим партнерам. Если время идет, а любимый не спешит с предложением, нужно разобраться в истинных причинах.

Если вы будете находиться постоянно в унынии, считать свои неудачи по пальцам, думать о том, что не достойны новой машины, то и окружающие будут думать, что вы и есть пример того самого неудачника. О повышении на службе и речи не может быть, а устроить свою личную жизнь будет являться огромной проблемой. Как правило, к неудачникам притягиваются лишь одни неудачники.

В статье рассмотрены особенности ценностных ориентаций как базовой характеристики самоактуализированной личности. Представлены результаты исследования ценностей самоактуализации в зависимости от этнокультурных особенностей.

В статье рассмотрено – критерии анализа состояния социально-психического здоровья, соотношение внутренних факторов риска социально-психического здоровья у студентов-первокурсников ЧГУ отдельных направлений подготовки, направления коррекционной работы.

Представлены на основании положений гуманитарно-целостного подхода в системе послевузовского образования педагогов-психологов особенности профессиональной подготовки в рамках сравнительного эксперимента. На примере супервизоров-корректоров дается описание процесса и результата подготовки.

Рассматриваются положения гуманитарно-целостного подхода в системе послевузовского образования педагогов-психологов. Представлены теоретическая концепция результата и процесса профессиональной подготовки; итоги констатирующего эксперимента.

В статье излагается авторский подход к определению социально-психологической адаптации подростков к последствиям физической травмы, анализируются её личностные детерминанты и естественная динамика процесса; выделяются этапы и обосновываются методы оптимизации социально-психологической адаптации. Практический интерес представляет авторская программа оптимизации социально-психологической адаптации подростков с физическими травмами, которая согласуется с требованиями Национальных стандартов РФ, и, по сути, является одной из апробированных технологий их реализации.

Статья рассматривает особенности воспитания и развития ребенка с тяжелым соматическим заболеванием, таким как ДЦП, построение детско-родительских отношений, как источника явных и скрытых межличностных конфликтов, мешающих гармоничному семейному воспитанию. Психологическое сопровождение семьи повышает социальную адаптацию, снижает напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка и способствует социализации детей-инвалидов.

В статье проводится актуальный обзор прикладных исследований феномена «жертвы» как устойчивой личностной и ролевой позиции, с выделением параметров возрастных и личностных особенностей поведения «жертвы». Данные исследования охватывают широкий диапазон возрастных категорий респондентов, однако пока они не отвечают на вопрос о возрастных особенностях роли жертвы и жертвенной позиции личности, а в позициях исследователей в этом вопросе звучат противоречия. Также они выявляют гендерные различия в проявлении ролевой и позиционной виктимности, причины которых требуют дополнительного рассмотрения. Выявлены области, представляющие исследовательский интерес в контексте дальнейшего изучения феномена «жертвы».

Студенты медицинского ВУЗа, как будущие представители профессионального медицинского сообщества, представляют особый интерес в аспекте изучения их клинико – и социально-психологических характеристик, так как качество работы – оказания медицинских услуг населению – напрямую зависит от успешности прохождения студенческого периода жизни, формирования профессионально значимых качеств (знаний, умений и навыков, компетенций). В статье рассматриваются особенности состояния социально-психологического и физического здоровья студентов: их социальной адаптации, готовности к коммуникации, способности к работе с людьми, физического самочувствия.

В статье обозначаются значимые отличия по различным показателям: готовности к школе, успеваемости по различным предметам в процессе образовательной практики, хобби юношей, девушек, зависимых и не зависимых от никотина на протяжении взросления. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы курения. Выявляются значимые достоверные прямые корреляционные взаимосвязи по общей выборке среди курильщиков между увеличением уровня интенсивности курения и успеваемости по гуманитарным дисциплинам.

В статье представлены результаты исследования эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В работе подчеркивается важность изучения проблемы предстартовых состояний тренеров. Отмечается, что формирование предстартовых состояний тренера зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от роли и участия в достижении результата во время соревнований, к числу которых можно отнести: простое наблюдение, секундирование, способность оказывать какую-либо техническую помощь. С использованием анкетирования проведено исследование предстартовых состояний 45 тренеров по лыжным гонкам (18 женщин и 27 мужчин). Выявлено различное проявление тревожности в зависимости от пола и возраста. К числу факторов, вызывающих тревожность, относятся физическая подготовленность спортсменов, стиль передвижения, а также вид программы соревнований.

В работе излагаются результаты экспериментального исследования роли межличностных отношений в становлении языковой компетенции ребенка в среднем школьном возрасте. Значимыми предикторами эффективности освоения нового языкового материала являются такие личные качества ребенка как положительное отношение к значимым взрослым, любознательность и социабельность. Стремление матери к созданию субъект-субъектных взаимоотношений с ребенком по типу коллективного субъекта «родитель–ребенок» является условием эффективного сотрудничества педагога и ученика при проведении языкового обучения в зоне ближайшего развития ребенка в среднем школьном возрасте.

Теоретическая часть статьи раскрывает проблему информационного общества, связанную с большим количеством информации, поступающей из средств массовой коммуникации и формирующей общественное сознание. В ходе эмпирического исследования ставилась задача определить взаимосвязь между стилями потребления студентами медиа-продукции с такими личностными образованиями, как эмоциональный интеллект и экзистенциальная наполненность. Определились корреляционные связи стилей медиапотребления с пониманием и управлением студентами процессами в эмоциональной сфере, а также с умением нести ответственность за реализацию жизненных возможностей.

Проблема успешности учебной деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Современный специалист должен обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и определенными личностными характеристиками(к которым относится его самооценка),позволяющими ему ориентироваться в постоянно усложняющемся и изменяющемся мире. Принимая во внимание научные данные о взаимосвязи самооценки и успешности деятельности (работы С.Л. Рубинштейна, Н.В. Самоукиной, Л.Н. Корнеевой и др.),а также обстоятельство того, что наибольшей самореализации индивида способствует гендерный подход в образовании, можно говорить о том, что формирование адекватной самооценки(с учетом полоролевых установок)может быть гарантом успешности человека в обучении, а также его востребованности на рынке труда сегодня. Материалы, представленные в статье, посвящены изучению влияния гендерных различий на особенности самооценки неуспевающих в обучении подростков. В работе обосновывается актуальность изучения данного вопроса, интерпретируются результаты проведенного эксперимента, а также определяются возможные варианты организации процессов коррекции и индивидуального психолого-педагогического сопровождения с опорой на выявленные особенности.



Что еще почитать