Процесс воспроизведения. Понятие о памяти. Значение памяти в учебной деятельности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Узнавание и воспроизведение

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания — так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание , характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Нейрофизиологические основы памяти

Физиологические механизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание .

Условие успешной выработки нервных связей — значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга.

Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламогипоталамическом комплексе . Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые — центры удовольствия и агрессии. Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тоски, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные. В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсивных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).

Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида является лимбическая система — сюда переходят и здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его устойчивые оценки, привычки и всевозможные комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его природную интуицию.

Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе , различных зонах мозговой коры, проекционных зонах рецепторов. Лобные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую. Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, они зависят от способов хранения данной информации, ее систематизированности, понятийной упорядоченности.

По современным представлениям формирование энграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происходит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.

В настоящее время особенно широко исследуются физиологические основы памяти на биохимическом уровне . Следы непосредственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.

Количество специфических изменений в РНК (рибонуклеиновой кислоте), содержащейся в одной клетке, исчисляется 10 15 . Следовательно, на уровне одной клетки может быть выработано огромное количество связей. Изменения в молекулах РНК связывают с оперативной памятью. Изменения в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) — с долговременной памятью (в том числе видовой). Физиологической основой памяти является изменение активности как отдельных нейронов, так и нейронных ансамблей.

У пациентов с хирургически расщепленными полушариями мозга резко ослабляется память — сенсорные возбуждения, доходящие до правого полушария, не замыкаются на словесно- логическом уровне, обеспечиваемом левым полушарием. Функциональная асимметрия в деятельности полушарий — принципиальная особенность мозга человека, отражающаяся на всех его психических процессах, в том числе процессах памяти. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносят свой вклад в систему мнемической деятельности. Предполагается, что вначале происходят вычленение и ультракратковременное запечатление отдельных признаков объекта (сенсорная память), затем сложное, знаковое его кодирование — образование энграмм, включение их в категориальную систему данного индивида. Поэтому каждый человек имеет свою стратегию запоминания. Включенность объекта запоминания в определенную деятельность обусловливает структуру его запечатления, мозаику взаимосвязи ею сенсорных и смысловых компонентов.

Базовой предпосылкой функционирования процессов памяти является оптимальный тонус коры, обеспечиваемый подкорковыми образованиями головного мозга. Модуляция тонуса коры осуществляется ретикулярной формацией и лимбическим отделом мозга. Подкорковые образования, формируя ориентировочный рефлекс, внимание, тем самым создают предпосылку и для запоминания.

Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур нарушает всю структуру мнем и ческой деятельности.

Проблема запоминания граничит с проблемой забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции — противодействия раздражителей.

Итак, процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное ноле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

Процесс забывания также не сводится лишь к спонтанному угасанию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, не включенный в постоянную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить материал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга. Так, в гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.

Выделяют четыре относительно самостоятельных процесса памяти и четыре соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления (фиксирования) информации, которая может быть представлена в форме ощущений, образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий, актов общения. На основе запоминания происходит расширение жизненного опыта и психическое развитие человека, становление его как личности, как субъекта деятельности. Запоминание – это активный процесс, его источником выступают потребности и мотивы личности. Оно связано с деятельностью субъекта и осознанием фактов, необходимых для деятельности.

Ряд факторов оказывают влияние на эффективность запоминания: Осмысленность материала . В экспериментах Гилфорда и Мак-Геча было доказано, что на запоминание осмысленного материала человек тратит времени меньше, чем при зубрежке бессмысленного материала. И, действительно, когда мы осмысливаем материал, он запоминается лучше.

В работах А.А. Смирнова, В.Я. Ляудис, В.Д. Шадрикова и других ученых показана роль специально организованных действий при запоминании, выступающих в качестве мнемических приемов или способов запоминания в учебной деятельности: группировка материала по каким-либо основаниям; выделение опорных пунктов (заглавие, тезисы, вопросы и т.п.); составление плана как совокупности опорных пунктов; классификация – распределение явлений и предметов по классам, группам на основе определенных общих признаков; структурирование – установление взаимного расположения частей, внутреннего строения запоминаемого, схематизация – изображение или описание чего-либо; аналогия – установление сходства или подобия предметов или явлений; перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме, преобразование информации, достраивание запоминаемого материала и привнесение в него субъектом чего-либо из других областей; серийная организация материала – установление межгрупповых отношений, связей и т.д.

Особую роль играет повторение . Оно позволяет: 1) удерживать информацию в течение длительного времени; 2) осуществить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную; 3) укрепить следы памяти. При заучивании материала необходимо правильно его организовать, распределив повторения во времени. Р. Йост экспериментально доказал: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания, а если требуется большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания с достаточным количеством повторений.



Огромную роль при запоминании играет мотивация , которая связана с интересами, склонностями личности, ее отношением к определенной деятельности, эмоциональным настроем. Опыты З.М. Истоминой показали, что максимального уровня запоминание достигает в ситуации практической деятельности, высокой мотивации на ее выполнение.

Установка на запоминание . Нужно отметить, что деятельность, направленная на запоминание, может быть не менее трудной, чем понимание материала. Особенно это относится к заучиванию понятий и определений. Отсутствие установки на запоминание, мотивации запомнить тот или иной материал сказывается на результатах деятельности (например, экзамене). Причем важна установка запомнить надолго.

Сохранение – это накопление в памяти материала. Этот процесс способствует удержанию полученного жизненного опыта и, в том числе, личности в целом от распада. Предметом его являются не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Сохранение придает разумный смысл запоминанию, так как сохраняется то, что важно. Это не простая консервация материала, а активный процесс, ходе которого информация непрерывно перерабатывается и структурируется.

Способы организации информации в памяти разнообразны: пространственная организация , она позволяет установить опорные связи и «опорные точки» в физическом и социальном пространстве (позволяет найти нужное слово в словаре, ориентироваться в днях недели, месяцах и т.п.); ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками (например, по первой букве и т.п.); иерархическая организация , когда каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной он соответствует (по Годфруа).



Сохранение материала обеспечивается: осмысленностью запоминания, а также активным повторением. Интересные данные получены в 1924 г. Дженкинсом и Далленбахом. Ученые доказали, что повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время, как сон способствует улучшению памяти в результате присущей ему способности упрочивать следы памяти. Поэтому, не случайна русская пословица: «Утро вечера мудренее».

В экспериментах, проводимых в 1924-1926 гг. в лаборатории К. Левина нашей соотечественницей Б.В. Зейгарник при изучении запоминания и возобновления прерванных действий, было доказано, что сохраняется в нашей памяти действие, которое осталось незаконченным. Напротив, завершенное действие мы забываем (эффект незаконченного действия ).

Воспроизведение - это оживление, актуализация ранее образовавшихся в мозгу связей путем извлечения из долговременной памяти и перевода в оперативную. Различают следующие формы воспроизведения:

Узнавание – возникает при повторном восприятии объектов. Оно всегда связывает наш опыт с новыми ситуациями жизни, дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Огромную роль узнавание играет в процессах самоидентификации человека, являясь условием самосознания личности.

Припоминание – наиболее активная форма памяти. Эффективность припоминания зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности хранимой в памяти информации. Трудности, возникающие при припоминании, зачастую связаны с тем, что в нужный момент не оказалось необходимого для припоминания символа-средства. Правильная организация запоминаемой информации повышает эффективность припоминания. Огромную роль играет контекст, в котором шло запоминание. Поэтому воссоздание идентичных условий будет способствовать лучшему припоминанию материала.

Собственно воспроизведение (или воспоминание) – осуществляется в отсутствии объекта восприятия. Оно может быть непроизвольным и произвольным, целенаправленным. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую ставит перед собой человек. Иногда вспомнить бывает очень сложно, особенно, когда нет опорных точек или объектов. Поэтому узнать информацию всегда легче, однако эта «легкость» на самом деле свидетельствует об имеющемся уровне памяти у человека. Поэтому учебные тесты, в которых нужно выбрать правильный ответ, вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы.

В исследованиях французского психолога А. Пьерона в 1913 г. было доказано, что воспроизведение выученного материала бывает лучше через 2 – 3 дня после заучивания. Этот эффект называется реминисценцией .

Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях материала без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это как бы непроизвольное воспроизведение материала, уже казавшегося забытым.

Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного опыта или знания. Забывание – это любая невозможность извлечь информацию.

Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз. Он доказал, что сохраненная информация начинает резко снижаться сразу после заучивания. Дальнейшее снижение замедляется и останавливается примерно на одном уровне (20% материала) по истечении месяца. Критерий забывания – субъективный и находится в самой личности, в ее потребностях, интересах, жизненных целях и задачах. Иногда человек забывает и то, что ему необходимо. В этой связи нужно помнить, что осмысленность, значимость для человека того или иного знания позволяет избежать этого факта.

Забывание выполняет ряд важнейших функций в психике человека. Во-первых, оно предохраняет мозг от перегрузки информацией. Во-вторых, забывание бесполезной информации облегчает доступ к полезной. В третьих, забывание выполняет особую психотерапевтическую работу, освобождая нас от груза неприятных, травмирующих переживаний.

Существует ряд факторов , влияющих на забывание.

Забывание материала связывают с возрастом человека : у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, ослабевает образная память, наблюдается снижение объема запоминания. Однако, то, что значимо и связано с текущей деятельностью, освоенными в процессе жизни профессиональными и бытовыми навыками, забывается меньше.

Забывание иногда происходит и потому, что событие в нашем сознании описано таким способом, который не отличает его от других, а поэтому извлечь его в памяти не удается. Например, когда студент перед экзаменом «за один присест» выучивает весь материал, не дифференцируя его, вспомнить конкретный вопрос бывает очень трудно.

Важную роль играет характер информации и частота обращения к ней. Если мы не повторяем полученные знания и не используем их в опыте, они забываются. Так, например, иностранные языки. Большое количество людей не пользуется ими после окончания учебного заведения и забывает. Напротив, то, что для нас важно, связано с интересом забывается меньше.

Интересные исследования были проведены гештальт-психологами в области забывания намерения (так называемой «забывчивости» человека) Иногда мы забываем намерение, потому что оно не перешло из кратковременной памяти дальше в долговременную (например, должны передать информацию другу и забываем об этом) - речь идет о недостаточной длительности намерения.

С забыванием связано явление интерференции , которая трактуется как нарушение запоминания, в связи наложения одного материала на другой. Различают несколько видов интерференции:

а) проактивная интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания (например, важная или эмоционально значимая информация, сообщенная вначале мешает последующему сосредоточению и запоминанию);

б) отрицательный перенос при научении (например, заученный ранее способ решения затрудняет овладение новым);

в) влияние на запоминание гомогенной деятельности (когда сразу после изучения одного материала мы беремся за другой, сходный с ним, например, изучение подряд двух иностранных языков);

г) ретроактивная интерференция, она связана с тем, что если сразу после усвоения знания или приобретения навыка мы приступаем к новой, и, особенно, к относительно сходной деятельности, новый материал наложится на старый и вытеснит его. Это явление не наступит при выполнении различных деятельностей либо при выполнении очень сходных деятельностей (например, при изучении двух разделов одного учебника или когда после изучения психологии мы будем постигать математику, однако, если после психологии мы начнем учить философию, то первую мы будем помнить хуже).

Дзержинск, 2015 Память. Процессы памяти и их характеристика.

Проверил: Смаковская Н.И.

Группа ТМО-13зс

Выполнил: Бурлаков Д.С.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Первоначальная стадия запоминания непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.).

Эти процессы получили название кратковременной памяти . В отличие от долговременной памяти , для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.



Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания . Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания . В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью : мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

1. невозможность припомнить или узнать;

2. неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

1. воспроизводящая память;

2. опознающая память;

3. облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Список литературы

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983.

2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000.

3. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002.

Запоминание – мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Хранение представляет собой накопление материала в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Хранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что хранение может быть динамическим и статическим. Динамическое хранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом хранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

О хранении информации и ее видоизменении можно судить только по узнаванию и воспроизведению.

Узнавание – опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяют:

· индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета;

· родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

В более сложной форме узнавание предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.

Воспроизведение – мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенный характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

Забывание – потеря способности к воспроизведению ранее полученной информации. Существует несколько теорий забывания.

Теория затухания. Информация из кратковременной памяти может быть передана в долговременную память посредством повторения. Если информация не используется или не повторяется, то со временем происходит ее забывание. В результате обработки информации возникает «след» – определенное изменение в нервной ткани, этот след при его неиспользовании угасает.

Теория интерференции. Между конкретными стимулами и конкретными реакциями образуются ассоциативные связи, которые сохраняются в памяти так долго, пока другая конкурирующая информация не будет интерферировать с ними. При исследовании интерференции наибольшее внимание привлекают ретроактивное и проактивное торможение. Ретроактивное торможение проявляется в эффекте подавления старого материала новым, а проактивное торможение – в подавлении нового материала старым.

Теория ситуативного забывания. Невозможность воспроизвести информацию не обязательно означает, что воспоминания потеряны, но что они могут быть недоступны вследствие несоответствия между признаками во время кодирования и признаками во время воспроизведения [Солсо, 2006].

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление(запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

  1. невозможность припомнить или узнать;
  2. неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

  1. воспроизводящая память;
  2. опознающая память;
  3. облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.



Что еще почитать