Положительные оценки в педагогике. Роль педагогической оценки в процессе обучения. Б) Отрицательные оценки

Информация о совершенных хозяйственных операциях (фактах
хозяйственной деятельности), отраженная в первичных оправдатель
ных документах, должна быть отражена на счетах (в регистрах бухгал
терского учета) методом двойной записи. Счета и двойная запись -
важнейшие, ключевые элементы бухгалтерской методологии.
Бухгалтерский счет (как метод) представляет собой способ груп
пировки и текущего отражения информации об однородных объектах
бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского счета и двойной записи
применяется на стадии накопления и обобщения информации об объ
ектах бухгалтерского учета организации. В бухгалтерских счетах ин
формация об объектах бухгалтерского учета отражается в денежном
выражении, в валюте Российской Федерации - рублях и копейках.

На каждый элемент (объект) хозяйственной деятельности откры
вается отдельный счет. По внешнему виду счет представляет собой
таблицу, состоящую из двух частей.

Номер и название счета

Дебет (Д)
Сальдо начальное (Сн) отражается по
дебету на активных счетах
мых по дебету счета
Обороты по дебету (Од)
Сальдо конечное (Ск) отражается по
дебету на активных счетах

Кредит (К)
Сн отражается по кредиту на пассив
ных счетах
Информация об операциях, отражае
мых по кредиту счета
Обороты по кредиту (Ок)
Ск отражается по кредиту на пассив
ных счетах

В начале таблицы указываются номер и название счета, которые
соответствуют, как правило, названию объекта учета, информация
о котором будет отражаться на данном счете. Например, счет 01 «Ос
новные средства», счет 50 «Касса», счет 80 «Уставный капитал», счет
20 «Основное производство» и др.
Левая часть бухгалтерского счета называется дебет (от лат. debet -
он должен, сокращенно Д), правая часть - кредит (от лат. creditum -
ссуда, долг, сокращенно К). «Дебет» и «кредит» являются условными
техническими терминами, означающими название сторон счета. Сум
ма операций, отраженных за отчетный период по дебету счета, называ
ется оборотами по дебету (Од), и соответственно сумма операций,
отраженных за отчетный период по кредиту счета, называется оборо
тами по кредиту (Ок).
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользу
ются термином сальдо (от итал. saldo - расчет). Обычно сальдо на на
чало месяца (отчетного периода) обозначается как Сн, а сальдо на ко
нец месяца (отчетного периода) - Ск. Конечное сальдо по каждому
счету переносится на этот же счет как сальдо начальное для последу
ющего учета в новом отчетном периоде, и, таким образом, реализуется
принцип непрерывности учета.
Открыть счет - значит отразить на нем сальдо начальное либо хо
тя бы одну операцию. Закрыть счет означает свести его сальдо к нулю.
Иными словами, если на счете определяется нулевое сальдо, то следу
ет говорить о закрытии данного счета.
Бухгалтерские счета можно классифицировать по различным ос
нованиям в зависимости от целей учета.
По экономическому содержанию счета делятся на: счета учета
внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на произ
водство, учета готовой продукции и товаров, денежных средств, расче

тов, капитала, финансовых результатов. Данная классификация ис
пользуется для группировки счетов в Плане счетов бухгалтерского
учета финансово хозяйственной деятельности организаций.
По степени детализации информации об объектах учета счета
подразделяются на синтетические, субсчета и аналитические.
По отношению к балансу (по принадлежности имущества и обя
зательств) - на балансовые и забалансовые.
По отношению к сторонам баланса балансовые счета делятся на
активные, пассивные и активно пассивные.
Синтетические счета служат для отражения информации только
в денежном выражении об укрупненных объектах бухгалтерского учета.
На синтетических счетах бухгалтерского учета ведется синтетиче
ский учет, который в соответствии с Законом о бухгалтерском учете
представляет собой учет обобщенных данных бухгалтерского учета
о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по опре
деленным экономическим признакам.
Названия и номера синтетических счетов унифицированы и сгруп
пированы в Плане счетов бухгалтерского учета.
Отдельные синтетические счета (счета первого порядка) даны
в Плане счетов в разрезе субсчетов (счетов второго порядка). На суб
счетах детализируется информация внутри синтетического (главного)
счета. На субсчетах информация отражается только в денежном выра
жении. Субсчета - это синтетические счета второго порядка. Остатки
(сальдо) синтетических счетов группируются в форме № 1 бухгалтер
ской отчетности организации - бухгалтерском балансе.
Аналитические счета открываются в развитие синтетических сче
тов (или субсчетов) под каждый конкретный, принадлежащий данно
му предприятию объект бухгалтерского учета. Учет, который ведется
на аналитических счетах, называется аналитическим учетом. В соот
ветствии с Законом о бухгалтерском учете аналитический учет ведет
ся в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтер
ского учета, группирующих детальную информацию об имуществе,
обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синте
тического счета.
На аналитических счетах учет ведется как в натуральных, так
и в денежных измерителях.
Разработка системы аналитических счетов осуществляется каждой
организацией самостоятельно. Перечень используемых организацией
аналитических счетов содержится в рабочем плане счетов бухгалтер
ского учета, который является важнейшим элементом учетной поли
тики организации.
Рабочий план счетов представляет собой перечень используемых
в данной организации синтетических счетов с их детальной разбивкой
на субсчета и аналитические счета.

4.3. Понятие бухгалтерского счета. Порядок отражения информации на счетах бухучета

Аналитическим счетам произвольно дают названия и присваивают
номера. Состав аналитических счетов организации зависит от многих
факторов, прежде всего от вида деятельности. Так, в развитие синтети
ческого счета 01 «Основные средства» в организации, основной вид
деятельности которой строительство, могут быть открыты субсчета
«Строительные машины», «Легковые автомобили» и др. В свою оче
редь, в развитие субсчетов на каждый инвентарный объект основных
средств открывается аналитический счет. Например, к субсчету
«Строительные машины» могут быть открыты субсчета «Подъемный
кран», «Бетономешалка» и т. д. В торговле к счету 01 «Основные сред
ства» могут быть открыты субсчета «Холодильные установки», «Кас
совые аппараты» и др. И уже к каждому субсчету будут открыты ана
литические счета для учета конкретной холодильной установки или
кассового аппарата.
На практике информация о совершенных хозяйственных операци
ях, зафиксированная в документах, прежде отражается в аналитичес
ком счете в натуральных и денежных измерителях, а затем уже обоб
щается в соответствующем синтетическом счете только в денежном
выражении. Таким образом, между синтетическими и аналитическими
счетами существует взаимосвязь, которая выражается в следующем.
Аналитические счета ведутся для детализации информации, отра
жаемой на синтетическом счете.
На синтетическом счете информация об укрупненных объектах
учета записывается общей суммой, а на аналитических счетах - част
ными суммами, дающими в итоге ту же сумму, что и на синтетическом
счете.
Балансовые и забалансовые счета. Балансовые счета предназна
чены для учета информации об объектах, принадлежащих данной ор
ганизации, а забалансовые - для учета информации об объектах, не
принадлежащих ей, но временно ею используемых. Балансовые синте
тические счета имеют двухзначный номер и сгруппированы в восьми
разделах Плана счетов. Информация о конечных остатках балансовых
счетов группируется в активе или пассиве бухгалтерского баланса.
На балансовых счетах учет ведется методом двойной записи.
Забалансовые синтетические счета в Плане счетов представлены
обособленно. Они имеют трехзначный номер, и при отражении на них
информации не применяется метод двойной записи. В бухгалтерском
балансе итоговая информация по забалансовым счетам отражается в ви
де Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
В свою очередь, балансовые счета в зависимости от того, что на них
отражается и каков характер сальдо, бывают активными, пассивными
и активно пассивными.
Активные счета предназначены для отражения информации об
имуществе организации. Активные синтетические счета сгруппирова

Глава 4. Основы методологии бухгалтерского учета

ны в основном в разделах с первого по пятый (включительно) Плана
счетов бухгалтерского учета.
Пассивные счета предназначены прежде всего для отражения ин
формации о капиталах и резервах организации, о займах и кредитах,
о размерах начисленной заработной платы. Пассивные синтетические
счета сгруппированы (в основном) в седьмом разделе Плана счетов.
Активно пассивные счета предназначены для отражения информа
ции о расчетах с различными контрагентами (о выявленной дебитор
ской либо кредиторской задолженности), о финансовых результатах
деятельности организации (доходах, расходах, прибылях, убытках).
Активно пассивные синтетические счета сгруппированы в основном
в шестом разделе Плана счетов - «Расчеты», а также это счета 84
«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи»,
91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Существуют правила отражения информации на балансовых ак
тивных, пассивных и активно пассивных счетах.
Так, на активных счетах:
1) сальдо начальное всегда отражается в дебете (и на синтетичес
ких, и на аналитических счетах);
2) информация об увеличении имущества отражается по дебету
счета;
3) информация об уменьшении (списании) имущества отражается
по кредиту счета;
4) дебетовые обороты по активным счетам увеличивают конечное
сальдо, а кредитовые - уменьшают;
5) сальдо конечное может быть только дебетовым либо нулевым
(счет закрыт), так как имущество не может выбывать в размерах боль
ших, чем оно имеется. Сальдо конечное рассчитывается по формуле
Ск = Сн + Од – Ок,

где Ск
Сн
Од
Он

-
-
-
-

сальдо конечное;
сальдо начальное по данному активному счету;
обороты по дебету данного счета;
обороты по кредиту данного счета;

6) дебетовые конечные сальдо активных счетов в конце отчетного
периода отражаются в активе баланса по соответствующим статьям.

Еще по теме 4.3. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО СЧЕТА. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА:

  1. 4.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета как элементе метода бухгалтерского учета
  2. 5.2 Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре
  3. 1.2 Глобализация в мировой системе и ее влияние на учетные концепции бухгалтерского учета
  4. 2.4 Институциональная преемственность в бухгалтерском учете (эволюция концепций и практики)
  5. 3.3 Анализ тенденций развития теории бухгалтерского учета
  6. 3.5 Взаимосвязь теории и методологии бухгалтерского учета
  7. 1.18. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. 6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты
  9. 4.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. ПОРЯДОК ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В ДОКУМЕНТАХ
  10. 4.3. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО СЧЕТА. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  11. Пример отражения информации на активном синтетическом счете
  12. Пример отражения информации на пассивном синтетическом счете

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Существуют ли отражение без информации и информация без отражения? Конечно, не существуют - такой ответ на этот вопрос прочно утвердился в нашей философской литературе. И он, несомненно, правилен. Однако некоторые философы склонны в какой-то мере абсолютизировать эту связь.

При чте­нии некоторых работ, посвященных философскому анализу по­нятия информации, невольно создается впечатление, что ин­формация связана преимущественно с отражением. Связь же информации с другими всеобщими свойствами материи как-то остается в тени.

Действительно, информация не существует без отражения, но она невозможна и без других атрибутов материи - движения, пространства, времени и т. д. Поэтому, признавая неразрывную связь отражения и информации, нет необходимости представлять эту связь как единственно существующую, хотя она и изучена наиболее полно. Нельзя говорить о субординации всеобщих свойств материи, первичности одних атрибутов по сравнению с

другими. Речь может идти лишь об их единстве, взаимосвязи,

взаимопроникновении.

Рассмотрение содержания понятия отражения представля­ется целесообразным начать с категории взаимодействия (при­чинности).

Воздействие одного тела на другое сопряжено с отражени­ем. При этом объект, являющийся причиной, с точки зрения тео­рии отражения называется отражаемым, а объект, являющийся следствием, отражающим. Отражение является стороной при­чинной связи. Из всего содержания понятия воздействия выделя­ется лишь определенный аспект. Под отражением в широком смысле понимается процесс и результат воздействия одной мате­риальной системы на другую, который представляет собой вос­произведение в иной форме особенностей (черт, сторон, струк­туры) одной системы в особенностях (чертах, сторонах, структу- *

ре) другой. В процессе воздействия возможны и другие измене­ния, которые не соответствуют особенностям воздействующей системы. Но от этих последних изменений, составляющих со­держание воздействия, отвлекаются при определении понятия отражения.

Если попытаться раскрыть, в чем же заключается соответ­ствие между отражающим и отражаемым, то можно прийти к та­кому определению

Отражение - это воздействие одной материальной системы на другую, ведущее к установлению определенного (конкретного) тождества между системами, когда внутренние различия одной системы (отражающей) соответствуют внутренним различиям другой системы (отражаемой).

Как следует из приведенного определения, отражение вы­ступает как диалектическая связь тождества и различия двух объектов, причем тождество объектов выражается через их раз­личие и благодаря ему. Такое определение дает возможность вы­разить информационный аспект отражения.

Правда, в определенном отношении оно является упроще­нием. Это упрощение сказывается, в частности, в том, что мы выделили лишь одну сторону реального процесса - именно воз­действие одного объекта на другой. В более общем случае необ­ходимо исходить не из воздействия, а из взаимодействия.

Отражение, основанное на взаимодействии, имеет смысл назвать взаимоотражением. В качестве отражаемой и отражаю­щей здесь выступают обе взаимодействующие системы. Разра­ботка теории взаимоотражения еще только начинается, но она уже остро необходима современной науке при изучения, напри­мер, свойств микрообъектов, сложных кибернетических систем Взаимодействие можно рассматривать и как взаимодействие элементов, частей внутри объекта.

Отражение, связанное с тако­го рода внутренними взаимодействиями, может быть охаракте­ризовано как самоотражение, т. е. отражение объектом (систе­мой) самого себя.

Согласно ранее приведенному определению отражения ин­формация выступает как содержание отражения. Содержанием отражения являются те изменения, различия, которые в отра­жающей системе соответствуют изменениям, различиям отра­жаемой системы. Информация как содержание отражения со­ставляет лишь определенный класс различий.

Таким образом, информация, с позиций теории отраже­ния, может быть представлена как отраженное разнообразие, а именно разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте.

В большинстве случаев в реальном процессе отражения пе­редача информации от отражаемого тела к отражающему проис­ходит в форме сигнала. Следовательно, для того чтобы осущест­вился процесс отражения, кроме отражаемого и отражающего объектов необходим третий компонент - среда, передающая ин­формацию, закодированную в форме сигнала.

В теории связи, теории информации под сигналом обычно понимается любой процесс или объект, при помощи которого можно передавать информацию, кодировать различия. Различия могут передаваться, например, величиной амплитуды тока, его частотой, длительностью импульсов и т. д. Короче говоря, те свойства сигналов (любых процессов), которые не изменяются (или от изменения которых отвлекаются), не несут информации, они тождественны для воспринимающего сигнал (отражающего) объекта. Те же свойства сигналов, которые могут передавать раз­личия, изменяются соответственно изменению (различиям) пе­редающего (отражаемого) объекта, являются информационными.

Сигналы (и соответствующие им типы отражения) можно разделить на четыре больших класса: сигналы в неживой, живой природе, обществе и технике. В неживой природе сигнальный характер взаимодействий не используется телами, так как там нет переработки информации.

Переработка информации связана с соотнесением инфор­мации, воспринимаемых различий с объектами, которые пере­дают эти различия в форме сигналов. Такого соотнесения нет в неживой природе, отражение там носит пассивный характер.

Использование информационных свойств сигналов насту­пает лишь на уровне живых систем, в связи с появлением управ­ления, о чем уже говорилось. Сигналы, используемые в техниче­ских (кибернетических) устройствах, формально не отличаются от взаимодействий, имеющих место в неживой природе, однако здесь происходит соотнесение информации с отображаемыми объективными различиями, что, в конечном счете, приходится на долю человека. В настоящее время в кибернетических устройст­вах стремятся воспроизвести черты восприятия сигналов, свой­ственные живым организмам (чем занимается и бионика). Упо -

мянутая проблема формулируется как проблема опознавания об­*

разов, которое связано с их отождествлением и различением. Создаются воспринимающие устройства, моделирующие органы чувств животных и человека, - так называемые персептроны.

Сигналы, воспринимаемые каким-либо объектом, несут информацию об определенной стороне отражаемого объекта, но отнюдь не обо всем объекте полностью. Данный объект, взаимо­действуя с другим объектом, может получать лишь ограниченное количество информации об отражаемом объекте. Ведь любой материальный объект бесконечно сложен, обладает бесконечным количеством информации. Но возможности отражения этого разнообразия ограничены конечными отражательными способ­ностями конкретных материальных систем. Поэтому имеет смысл, исходя из вышесказанного, классифицировать виды от­ражения (как результата) в зависимости от особенностей отра­жающего объекта.

Вначале рассмотрим некоторые примеры. Пусть имеются две системы: Ми N. Система М отражаемая, система N отра­жающая. Допустим, что система М состоит из некоторого конеч - ного числа элементов (частей), каждый из которых посылает сигнал. Предположим далее, что система N включает в себя все­го лишь один элемент. Может ли в этом случае она отразить внутреннее разнообразие системы M? Может, но только в одном случае, если сама система М также состоит из одного элемента. Любое увеличение числа элементов системы М не ведет к увели­чению отражаемого разнообразия, ибо в отражающей системе N всего один элемент. Какими бы особенностями, различиями ни обладала отражаемая система, они никак не могут быть отраже­ны. Думается, что в этом случае отражение не может быть выде­лено из взаимодействия. Легко видеть, что ни о каком содержа­нии отражения не может быть речи, так как оно требует некото­рой отраженной совокупности элементов во множестве. Итак, взаимодействие объектов возможно без передачи разнообразия, информации, тогда как отражение невозможно без этого.

Для того чтобы происходила передача информации от сис­темы М к системе N в процессе их взаимодействия, необходимо, чтобы система N обладала минимум двумя могущими отражать элементами. Отражение на уровне элементов систем становится все более полным, или, как принято говорить, более адекватным, если все большее количество элементов системы N отражает элементы системы М. Наконец, когда каждому элементу системы М будет соответствовать только один элемент системы N, и об­ратно, каждому элементу системы N будет соответствовать толь­ко один элемент системы М, между элементами систем будет ус­тановлено взаимооднозначное соответствие. Такое отражение назовем эквивалентным отражением. Степень адекватности от­ражения может определяться формулами теории информации.

Мы можем рассматривать степень адекватности отражения также на уровне упорядоченности, организации, структуры. Упомянутые уровни отражения необходимо четко разграничи­вать, но, к сожалению, это не всегда делается. Так, мы можем встретить в определениях понятия отражения утверждение, что речь обязательно должна идти о соответствии структур. Но это лишь частный случай отражения и сводить к нему общее опре­деление отражения было бы неправомерным. Например, отраже­ние на уровне элементов может не быть соответствием структур (если под структурой понимать инвариантные элементы). Ведь могут отражаться все элементы данного уровня, а не только ин­вариантные, и тогда отражение не будет связано только с соот­ветствием структур.

В современной литературе, посвященной проблеме отраже­ния, наметилась тенденция использовать понятия гомоморфизма и изоморфизма. Гомоморфным отражением называется такое от­ражение, которое выполняется при наличии трех условий. Во-первых, каждому элементу системы М соответствует один элемент системы N. Во-вторых, каждому отношению, связи эле­ментов системы М соответствует одно отношение, связь элемен­тов системы N. В-третьих, если для некоторых элементов а, b, с системы М выполняется некоторое отношение F M , то для эле­ментов а 1 , b 1 , с 1 системы N, соответствующих элементам а, b, с системы М, выполняется отношение F n , соответствующее F M . При гомоморфном соответствии не должно быть взаимоодно­значного соответствия элементов систем. Другими словами, здесь наблюдается неполное, приближенное отражение одним объектом структуры другого. Степень адекватности гомоморф­ного отражения также можно определять методами теории ин­формации.

Гомоморфное отражение переходит в изоморфное, если вы­полняется взаимооднозначное соответствие между элементами и отношениями обеих систем (М и N). В случае изоморфного от­ражения получается равенство количеств информации отражае­мой и отражающих систем. В этом случае можно говорить о наиболее адекватном отражении.

Привлечение понятий гомоморфизма и изоморфизма оказы­вается очень полезным для теории отражения. Однако было бы неправильным понятие отражения формулировать лишь через упомянутые математические понятия. Дело в том, что гомо­морфное и изоморфное отражения являются лишь частными случаями адекватного отражения. Необходимо учитывать, что применение математических понятий в философии оказывается полезным, если при этом не забывается, что они снижают уро­вень содержательности и выделяют лишь частные, хотя бы и очень важные, случаи.

Рассмотренные выше типы отражения показывают, что все более высокий тип отражения, или точнее: все более полное, аде­кватное отражение возможно лишь во все более сложных, органи­зованных, упорядоченных системах. Рассматривая выше связь понятий информации и развития, мы сделали вывод, что увеличе­ние разнообразия систем происходит именно на прогрессивной линии развития. Следовательно, прогрессивное развитие связано с тем, что более высокоразвитые системы обладают возможно - стью все более адекватного отражения. Действительно, растет сложность, упорядоченность, организация, структура отражаю­щих объектов, у живых объектов появляются различные формы активного отражения, начиная от раздражимости (таксисы, тро- пизмы, настии) и кончая психическими формами отражения.

Роль увеличения внутреннего разнообразия была выявлена и в области кибернетических устройств. Кибернетические ма­шины мы вынуждены делать все более сложными, организован­ными, упорядоченными (содержащими большее количество раз­нообразия на различных уровнях) именно для того, чтобы более точно, адекватно отражать и реагировать на разнообразие среды, в которой они должны работать. Об этом хорошо сказал Ст. Бир: «Часто можно услышать оптимистический призыв: “Создайте простую систему управления, которая не может ошибаться”. Бе­да заключается в том, что такие “простые” системы не обладают достаточным разнообразием, чтобы справиться с разнообразием окружающей среды. Таким образом, они не только неспособны не делать ошибок, но и вообще не могут правильно работать. Успешно справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само об­ладает достаточным разнообразием» .

Короче говоря, в силу закона необходимого разнообразия, активное отражение может быть более адекватным лишь в высо­коорганизованных сложных системах.

Усложнение аппарата отражения, которое происходило на линии прогрессивного развития, свидетельствует о том, что су­ществует так называемое прогрессивное отражение. В чем оно заключается? Иногда высказывают точку зрения, что процессы отражения в неживой природе связаны с разрушением тел, с их регрессивными качественными изменениями . В принципе та­кие процессы действительно имеют место. Однако из этого не следует, что в результате отражения происходит только разруше­ние тел неживой природы. В неживой природе наблюдаются и иные процессы отражения, которые связаны не только с разру­шением качества объектов, но и с его сохранением и даже с уве­личением сложности, упорядоченности, организации естествен­ных систем. Например, сохранение качества атома происходит, когда под действием фотона электрон не отрывается от атома, а лишь переходит с одного энергетического уровня на другой. Особое значение в неживых объектах приобретают такие их ка­чества, которые допускают различные состояния. К ним отно­сятся, в частности, состояния вырожденных уровней энергии, когда система при одной и той же величине энергии может нахо­диться в различных состояниях. Отражение в неживой природе может происходить и без разрушения качественной определен­ности, за счет лишь количественных изменений. Как правило, во всех системах количество состояний, которые система может принимать без разрушения своей качественной определенности, тем больше, чем больше ее внутреннее разнообразие.

Итак, под прогрессивным отражением мы будем понимать отражение, ведущее к увеличению внутреннего разнообразия системы, а под регрессивным, или деструктивным, отражением - отражение, ведущее к уменьшению внутреннего разнообразия системы. В природе существуют оба эти вида отражения.

Поскольку прогрессивное отражение связано с накоплени­ем внутреннего разнообразия системы, то в результате этого все разнообразие системы делится как бы на две части. Одну часть можно условно назвать структурной информацией, а вторую - отражающей информацией. Структурная информация - это эле­менты разнообразия, которые составляют структуру данного объекта, нечто устойчивое, постоянное в самом объекте. Если изменяется структурная информация, то система теряет свою ка­чественную определенность. Таким образом, структурная ин­формация - это часть внутреннего разнообразия системы, кото - рое остается тождественным самому себе при любых (допусти­мых) изменениях.

Другая же часть внутреннего разнообразия системы может изменяться под воздействием других систем и несет функцию отражения. Мы уже отмечали, что увеличение внутреннего раз­нообразия высокоразвитых систем связано с увеличением пере­рабатываемой информации.

Неверно было бы представлять, что структурная и отража­тельная информация не связаны и не взаимодействуют между собой. В действительности существование отражательного раз­нообразия обусловлено существованием структурной информа­ции (и наоборот). Это становится очевидным, если рассматри­вать любые системы, в которых имеется отражательный аппарат, в определенной степени дифференцированный от других струк­тур (как, например, у высших животных, человека).

Характерной чертой отражательного аппарата живых орга­низмов является его «специализация» преимущественно на ин­формационном свойстве материи. Для того чтобы иметь возмож­ность отражать другие объекты, отражательный аппарат должен легко перестраивать свою структуру. Это, в частности, означает, что энергия перестройки связей не должна быть чрезмерно большой. Можно выдвинуть гипотезу, что, например, на уровне ядер вряд ли можно было ожидать появление систем, способных к высшим типам отражения. Энергия связи, например, ядра дей­трона (нейтрон плюс протон) составляет около 2,2 мэв (миллион электроновольт), а ядра урана - 1780 мэв. По сравнению с ядер­ной энергия связи электрона в атоме или молекуле в миллионы раз меньше и составляет, скажем, для атома водорода около 13,6 эв, а для молекулы водорода - около 15,4 эв.

Однако если информационные взаимодействия отражатель­ного аппарата не должны сопровождаться слишком большими энергетическими затратами, то и слишком слабая энергия пере­стройки может привести к неустойчивости, к разрушению связей под действием внутренних и внешних возмущений, к ненадеж­ности. Поэтому устойчивое отражение требует и не слишком низких энергетических затрат. Из четырех видов физических взаимодействий наиболее подходящими являются электромаг­нитные взаимодействия. Ядерные взаимодействия оказываются слишком сильными, гравитационные и так называемые «слабые» обладают недостаточной энергией для развития отражательных свойств. Выявление взаимосвязи между энергией и информаци­ей - весьма важная проблема конкретно-научных исследований свойства отражения. Ведь информация, в частности, может вы­ражать неоднородность энергии, поэтому необходимо выявить энергетические затраты на создание одного бита информации (единицу различий) материальных образований. Однако специ­альные работы в этой области только начинают появляться .

До сих пор мы рассматривали количественные информа­ционные характеристики отражения, которые связывали в ос­новном со степенью адекватности отражения на том или ином уровне. Между тем представляют интерес и другие информаци­онные характеристики отражения, скажем семантические, прагматические аспекты. При этом речь будет идти лишь о сравнительно высоких уровнях отражения, начиная с отражения в живой природе.

Наличие смысла, понятности отражения - необходимое ус­ловие для выработки адекватных реакций живого существа на полученный сигнал. Так, олень, впервые увидевший работаю­щий в лесу экскаватор, не может на него адекватно реагировать, ибо воспринятый образ ни о чем не говорит, он не соотносится с прошлым опытом животного, непонятен ему. Увиденный экска­ватор может вызвать определенные реакции - любопытство, страх и т. п. Но часто наблюдая за работой экскаватора, животное со временем поймет, что он не причинит ему вреда, что он не­опасен.

Лишь понятые сигналы могут быть использованы для адек­ватного поведения животного, лишь осмысленные сигналы яв­ляются основой целесообразного его поведения. Ясно, что тра­воядное, увидев хищника или другое травоядное, будет реагиро­вать на них по-разному. Образ хищника и образ травоядного имеют разную ценность, характеризуя их поведение. Следова­тельно, семантические и особенно прагматические характери­стики информации очень важны при анализе отражения.

В заключение остановимся на некоторых особенностях от­ражения как процесса. До сих пор отражение рассматривалось в основном как результат. Но результат есть следствие процесса, поэтому характеристики отражения результата определяются свойствами отражения-процесса. Отражение можно рассматри­вать как некоторый аспект взаимодействия, как определенный вид причинной связи, сопряженный с передачей разнообразия от причины к следствию. Мы знаем, что информация может пере­даваться от причины (отражаемого) к следствию (отражающему) полностью или частично. Первый случай соответствует процес­сам, подчиняющимся динамическим закономерностям, второй - процессам, подчиняющимся статистическим закономерностям.

Конечно, тот факт, что не вся информация от отражаемого может передаваться к отражающему, может быть обусловлен и отражательными способностями этого последнего. Из этого еще не следует делать вывода, что подобные процессы отражения всегда являются статистическими. Статистическими процессами отражения являются лишь такие, которые связаны со статисти­ческим, вероятностным характером взаимодействия отражаемого и отражающего. Именно на том уровне, на каком взаимодействие подчиняется статистическим закономерностям, отражение также является статистическим (на ином уровне оно может быть и ди­намическим).

Наличие статистических моментов в процессе отражения свидетельствует о том, что ему свойственна неопределенность. С подобной ситуацией научное познание встретилось, например, при изучении микромира. Отражение в мире элементарных час­тиц характеризуется неполной передачей информации от одной взаимодействующей частицы к другой. Это связано с их приро­дой, статистическим характером взаимодействий. Статистиче- ские закономерности, которым подчиняются микрочастицы, на­кладывают определенные ограничения на передачу информации между ними, они ограничивают количество различных кванто­вых состояний микрообъекта. Получается, что микрочастицы как бы недостаточно «информированы» друг о друге.

Когда мы говорим о неполной передаче информации на уровне квантово-механических взаимодействий, то мы имеем в виду, что в процессе взаимодействия и, следовательно, отраже­ния, носящих статистический характер, существует неопреде­ленность, т. е. ограничение разнообразия, свойственное микро­частицам. Эта неопределенность существует объективно, неза­висимо от познающего субъекта, от точности его приборов.

Неопределенность, или неполная передача информации сопровождает, обычно любой реальный процесс отражения. Все­стороннее и полное отражение объектами друг друга возмож­но лишь как бесконечный процесс, имеющий определенную направленность от менее адекватного отражения к более адек­ватному.

Признание кроме динамического статистического типа от­ражения нацелено против метафизического понимания процесса отражения, признающего лишь динамическую детерминирован­ность отражающего отражаемым и отрицающего объективное существование неопределенности, ограничения разнообразия при отражении. Вместе с тем несостоятельна и субъективно­идеалистическая интерпретация неопределенности в процессе отражения. Эта неопределенность не зависит исключительно от субъекта, а обусловлена объективно действующими закономер­ностями ограничения разнообразия.

Существуют следующие методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период:

1 Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:

· равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;

· равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

2 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. Инвентаризация - это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей. Создаются комиссии для проведения инвентаризации и ревизии, которые утверждаются руководителем организации, создаются приказы о назначении комиссий. Данная информация отражается в учетной политике предприятия.

3 Расчет и наличие налогов.

4 Закрытие счетов по учету прибыли. Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на счете 99 «Прибыли и убытки». Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Конечный финансовый результат за отчетный период определяют сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, учет балансовой прибыли в течение года организация осуществляет на следующем счете: 99 «Прибыли и убытки».

5 Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.

Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.

Каждая корректировка отражается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акции и др.).

При ознакомлении с ходом проведения предварительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, подтверждается правильность и порядок проведения данных мероприятий.

До начала составления баланса необходимо определить уровень существенности показателей бухгалтерского баланса. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения, принимаемые на основе отчетной информации.

Порог существенности может составлять 5%, а может быть и ниже.

Формированию годового баланса обязательно предшествует следующие подготовительные этапы:

· уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;

· проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса - движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов(обязательств) и т.п. Заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

· выявляется окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов, закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;

· составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи;

· в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

Выявление при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке.

1 Излишек имущества приходуется (по рыночной цене на дату проведения инвентаризации), и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов:

Дт сч.10(41,50…) - Кт субсч. 91-1

2 Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на затраты производства:

а) отражена недостача основных средств (по остаточной стоимости), материалов, товаров

Дт сч.94 - Кт сч.01(10,41…)

б) недостача сверх норм естественной убыли отнесена за счет виновного лица

Дт суб.73-2 - Кт сч. 94

в) отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица

Дт субсч.73-2 - Кт 98-4

г) удержана из заработной платы работника (поступила в кассу) сумма материального ущерба

Дт сч.70(50) - Кт субсч 73-2

д) соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов

Дт субсч 98-4 - Кт субсч 91-1

3 Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в составе прочих расходов:

Дт субсч 91-2 - Кт сч.94

В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо.

По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации.

Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые зависят от применяемой в организации формы учета.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

· сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

· сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

· сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

В 1935 году была издана книга Б.Г.Ананьева «Психология педагогической оценки» , которая и поныне является одной из лучших работ, посвященных педагогической оценке и ее роли в развитии ребенка.

Рассматривая обучение как процесс управления психическим развитием человека, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что обучение становится более эффективным тогда, когда оно не ограничено простой передачей знаний, а опосредовано всей системой отношений человека в процессе его учения. В этом контексте особую роль он отводил педагогической оценке как важнейшему фактору развития личности школьников и как специфической форме руководства их учебной работой.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая оценка имеет две основные функции - ориентирующую и стимулирующую. В своей первой (образовательной) функции педагогическая оценка выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которого добился тот или другой учащийся в своей учебной работе. Стимулирующая функция педагогической оценки, связанная с побудительным воздействием на аффективно-волевую сферу личности школьника, способствует ускорению или замедлению темпов умственной работы, качественному преобразованию структуры интеллекта, личности и познавательной деятельности. Вот почему в психологическом отношении особенно важна именно стимулирующая, или воспитательная, ее функция.

За обычной педагогической оценкой стоит сложный комплекс мотивационных, социально-психологических и нравственных отношений, система различных коммуникаций и межличностного общения. Именно поэтому обучение, являясь по своему основному механизму процессом общения, выступает как форма социальной детерминации психического развития ребенка, как главное средство становления и формирования его как личности. Поскольку в отношении разных учащихся у учителей имеется избирательность в способах оценки и определения личности школьников, то она ставит учеников в разные психологические ситуации обучения, обусловливая тем самым формирование у них различных типов личности и характера.

Педагогическая оценка, действуя в школе в условиях сложной развивающейся психологической ситуации, с множеством отношений и действующих лиц (педагоги, школьный класс, семья, школьник), претерпевает ряд превращений и преобразований. Эти действующие лица в зависимости от стадии развития отношений попеременно выступают то в роли объектов, то в роли субъектов психологической ситуации. Оценка педагога может изменить отношение учащихся класса к ребенку, восприятие школьника в семье, самооценку всего класса. Другими словами, педагогическая самооценка приводит к изменению всей системы взаимоотношений, в которые включен ребенок, вызывая взаимооценку педагога, семьи, одноклассников самим школьником.

Б.Г.Ананьев указывал, что оценивание является своеобразным синтезом вопроса педагога и ответа ученика. От того, в какой форме задан вопрос, зависит и ответ учащегося на уроке. Внушающее действие вопроса проявляется в том, что заданный в той же форме, в какую было облечено соответствующее знание в учебнике или на уроке, он позволяет с большой вероятностью получить правильный ответ от ребенка. Если вопрос поставлен в новой форме, отличной от обычной, в которой встречалась данная мысль на уроке или в книге, то ответ затруднен. Вопрос, сформулированный по-новому, при том же известном содержании, вызывает даже у хорошо успевающих школьников трудности и задержки в ответе.

Наряду с внушающим действием вопроса в школьной практике необходимо учитывать не менее важную возможность автоматизации ответа (снятие самостоятельной работы ученика в нем) вследствие ситуационности формы самого вопроса (шаблонность формы). Шаблонность вопросов педагога автоматизирует ответ школьника, приводит к воспитанию у него ситуационного характера умственной работы. Поневоле вспоминается широкое использование в педагогической практике системы тестов, и активная подготовка школьников к ГИА и ЕГЭ, заменяющая к сожалению в некоторых случаях полноценный образовательный процесс.

Отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия педагога по ходу опроса влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязание, насыщение и т. д.). Такие оценки называются парциальными , т.е. относящимися к известному частичному знанию или навыку. Они обеспечивают

  • ориентацию школьника в состоянии его знаний и степени соответствия их требованиям контроля;
  • непосредственную или опосредствованную информацию об успехе или неуспехе в данной ситуации;
  • выражение общего мнения и суждения педагога о данном ученике.

Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы:

А) Исходные оценки.

Педагог такие оценки дает непроизвольно вследствие того, что он не видит в них никакого действия и оценки, а лишь собственную деталь поведения, лишенную всякого значения. Это происходит в тех случаях, когда педагог не видит действия всей своей личности, поведения, каждого слова и поступка на поведение школьника. Каждый факт, относящийся к педагогу, принимает в понимании детей особую смысловую форму, даже когда об этом не подозревает сам педагог, именно вследствие того генерального положения, которое занимает педагог в любом звене педагогического процесса.

  • Отсутствие оценки. В оценке, производимой субъектом педагогического процесса по отношению к результату поступка ребенка (его знаний, их изложения), к ребенку в объектированной, социально значимой форме возвращается реальное действие собственного поступка, его действительное последствие. Без оценки педагогом в педагогическом процессе ребенок не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки есть поэтому самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников. Интонация, жест, мимика педагога приобретают особое. смысловое значение для учеников именно тогда, когда они не оцениваются обычным образом.
  • Опосредствованная оценка. В подобной ситуации возможны два основных варианта.
    • 1. Оценка одного ученика не непосредственно, а опосредствованно через оценку другого. Например, педагог вызывает ученика или ученицу, обращается к ним с вопросом, слушает ответ, не выражая своего мнения о правильности или неправильности его. Далее, ничего не говоря этому ученику, он вызывает другого ученика и ему вновь задает тот же самый вопрос. При ответе этого второго ученика учитель начинает выражать свое мнение: «Так, так...» Когда ученик кончает, он говорит: «Это другое дело. Садись (обращается ко второму ученику), садись и ты (обращается к первому ученику)». Смысл слов «садись и ты» получает значительное расширение, выступая формой порицания.
    • 2. Педагог, не давая никакой прямой оценки работе вызванного к опросу ученика, не возражает против оценки, даваемой вызванному ученику классом и отдельными учениками.
  • Неопределенная оценка. Характерным для неопределенной оценки является ее словесная форма; однако эта словесная форма сама не дает непосредственного толкования, допуская вместе с тем множество субъективных толкований. Например, «Ну, Иванова, садись»; «Ну, ладно, садись… Как твоя фамилия?»

Б) Отрицательные оценки

  • Замечание. Будучи оперативным средством дисциплинирования ученика на уроке, регуляции поведения ученика, замечание является, в отличие от других форм воздействия, единичной оценкой не знания и навыков ученика, а лишь поведения и степени прилежности. Ограниченная функция замечания ведет к весьма большому однообразию стиля. Например, «Тише, Иванов!»; «Иванов, ты мешаешь нам заниматься!»; «Иванов!». Замечания становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний систематически падает на одного ученика. Тогда замечание формирует определенную оценочную ситуацию, формируется образ ученика, заслуживающего порицаний как у педагога, так и у одноклассников.
  • Отрицание. В процессе работы ученика, вызванного к опросу, педагог производит различные воздействия оценочного характера отдельными словами и фразами, характеризующими отдельные звенья этой работы, что позволяет ребенку перестроить при необходимости выполняемые действия. Здесь возможно либо согласие с выполняемыми действиями, либо отрицание в случае неправильного ответа. Эти две формы являются особо важными для развития мышления, понимания у ученика в процессе опроса. Запрещение действовать в определенном, неверном направлении есть вместе с тем разрешение пути в другом определенном отношении. Ориентирующая функция отрицания (следовательно, ее положительная роль) обнаруживается лишь тогда, когда отрицание носит перспективный характер, выраженный в мотивированной оценке запрещения. Отрицание отличается от порицания тем, что не носит в себе аффективного напряжения, не характеризует индивидуальных, характерологических качеств и морали ученика. Это действие рассчитано на известную перестройку интеллектуальных механизмов для данной, частной операции, в то время как порицание рассчитано на перестройку всей личности, и ее аффективно-волевой сферы прежде всего.
  • Порицание. Как и одобрение, порицание не только констатирует уровень знаний и степень соответствия вопроса логике предмета (как, например, согласие и отрицание), не просто регулирует и корригирует интеллектуальную работу ученика на опросе, но воздействуют на его эмоционально-волевую сферу посредством характеристики как знаний, гак и личности ученика (его способностей, других достоинств, недостатков, поведения, интересов и т. д.). Порицание и одобрение поэтому целиком относятся к одной из форм отношения учителя к ученику, выражая представления педагога о достоинствах и недостатках ученика, вызывая прежде всего переживание успеха или неуспеха, определенное повышение или понижение уровня притязаний, а в связи с этим изменение и перестройку притязаний. Разновидностями порицания являются использование педагогом сарказма, упреков и нотации.

В) Положительные оценки

  • Согласие. Его функция — ориентировать школьника в правильности его собственного поступка, закрепить успех ученика на этом пути, стимулировать его движение в том же направлении. Варианты выражения согласия многочисленны. Например, резюме в конце ответа «Вот это основное»; повторение части ответа ребенка, которые воспринимаются как утвердительная, положительная оценка; отдельные утверждения «Да, это все верно», «Да, это так», «Да, именно так». Ведущую функцию выполняют в этом случае слова «да», «так», «верно», «правильно». Более аффективно звучит утверждение в случае, когда ученик после долгих проб находит правильный ответ и педагог, делая движение рукой, обращается к классу: «Вот обратите внимание на это...» или «Вот, ребята, Ю. нам правильно сказал».
  • Ободрение. В случаях весьма сложных, требующих очень квалифицированного воспитательного подхода (чуткого), необходимо не только определение верности ответа, но и эмоциональная поддержка, выражающая симпатические переживания педагога: «Так, так, правильно делаешь... Делай так и дальше... Смелей, смелей... Вот так», «Да, верно... вот в таком же духе дальше» и т.д. Ободрение является верным, испытанным педагогическим приемом для ряда воздействий в определенных психологических ситуациях, и ориентировано оно бывает обычно лишь на определенные в отношении уровня успешности и характерологических особенностей группы школьников.
  • Одобрение. Прямой формой положительного оценивания процесса работы на уроке в ситуации опроса и учета знаний вообще является одобрение. Одобрение в отличие от согласия, не есть простая констатация правильности сделанного или высказанного, т. е. не есть простое утверждение знаний, но уже форма определения личности, подчеркивающая преимущество каких-то сторон этой личности — ее способность, работоспособность, активность, интерес, значение ее как образца в известном отношении. Тем самым одобрение есть форма показа личности, выделение ее из класса... Вследствие этого одобрение сразу действует не только на объект воздействия, но и на отношение к нему детской группы и на его отношение к детской группе, на повышение уровня притязания, повышение самооценки; оно вызывает переживания успеха и т. д. Однако при отсутствии меры и индивидуального подхода, оно может перейти в собственную противоположность, производя отрицательные результаты. Перехваливание односторонне выпячивает достоинства, не фиксируй внимания субъекта на недостатках, не стимулируя его самоконтроль и самокритику, не толкая его на путь дальнейшего роста.

Приведем здесь результаты исследований частоты встречаемости разных видов педагогической оценки в практике школы, проведенных Б.Г.Ананьевым (начало 30-х годов двадцатого века):

а) отсутствие оценки (2,0%), опосредствованная оценка (6,0%), неопределенная оценка (16,0%);

б) отрицательные оценки, образуемые: замечанием (18,0%), отрицанием (5,0%), порицанием (18,7%), с включением сюда сарказма. (6,0%), упрека (5,0%), угрозы (0,3%), нотации (7,0%);

в) положительные оценки, образуемые: согласием (5,0%), ободрением. (3,0%), одобрением (16,0%).

Отрицательные оценки составляют 41,7% общего количества, положительные— 34,0% и исходные 24,3%.

Согласие – это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция – стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.

Одобрение – это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.

Признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

Поощрение – может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.

Вопрос 50. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности.

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки:

1. с возрастом растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков;

2. в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности;

3. по мере взросления возрастает роль социально-психологических стимулов;

4. намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.

Младенчество и ранний возраст (вплоть до того времени, когда ребенок усвоит вербальную речь, начинает ее понимать и пользоваться ею): эмоционально-экспрессивная оценка, передаваемая через жесты, мимику и пантомимику. С помощью реакций, вызывающих у ребенка положительные эмоции, взрослый дает ему понять, что та или иная форма поведения им одобряется. Посредством реакций, порождающих у ребенка отрицательные эмоции, взрослый информирует его о том, что предпринимаемые ребенком действия им не одобряются.

Младший и старший дошкольный возраст: + социально-психологические факторы, так как у детей в это время возникают самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успехов, групповые формы деятельности. Действенными становятся стимулы, связанные со стремлением выиграть соревнование с другими детьми, получить публичное одобрение, привлечь к себе внимание.

Старший дошкольный возраст + педагогические оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. Благоприятные возможности для этого открывает появление в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевых игр с правилами наряду с элементарными формами сознательного обучения.



Младший школьный возраст: стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Характерной чертой данного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.

Подростковый возраст. Прежние способы стимулирования, появившиеся в более ранние годы, сохраняют свою роль, за исключением того, что социально-психологические оценки занимают одно из первых мест в иерархии педагогических стимулов. Но главное, что происходит в этом возрасте, состоит в том, что дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.

Старший школьный возраст. Значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педагогические оценки, получаемые от взрослых людей, в данном возрасте преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки,

Вопрос 51. Психологическая сущность воспитания. Воспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства). Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, к которой стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику и он соглашается с ней, принимает ее.Без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:

1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;

2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;

3) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы могут быть реализованы только при включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него воспитанников.

Процесс воспитания является многофакторным. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут сильно различаться. Это зависит в первую очередь от того, какой опыт к данному моменту был накоплен личностью воспитанника, какие особенности характера, установки, ценности уже были в нем заложены. Например, такая черта характера, как тревожность, формирующаяся уже в дошкольном детстве, оказывает сильное влияние на то, как ребенок будет воспринимать критику со стороны педагога и его указания на свои ошибки. На кого-то резкие слова и интонации окажут стимулирующее воздействие, побудят к дальнейшему самосовершенствованию, а для более тревожного и ранимого ребенка станут унизительными и не вызовут с его стороны ничего, кроме желания впредь избегать общения с этим педагогом.

Еще одна особенность воспитания в том, что воспитание практически никогда не дает мгновенного эффекта. Научиться что-то делать или усвоить какие-то знания можно с первого раза, тогда как результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя.

Кроме того, воспитание обязательно должно быть непрерывным. Если процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось ребенком, а потом забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у ребенка новые устойчивые привычки.



Что еще почитать