Обучение единственный способ индивидуального развития человека. Психическое развитие и обучение. Обучение и развитие человека

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии


Курсовая работа

«Теории эмоций»


Проверил:

преподаватель кафедры психологии

майор полиции

Аникеева Н.В.Выполнил:

курсант 123 учебного взвода

факультета подготовки психологов

рядовой полиции

курсант Муравьева Д. Д.


Москва 2014



Введение

Глава 1. Теории эмоций

Теория "Здравого смысла"

Теория эмоций Джемса-Ланге (физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)

Теория Дарвина

Теория Кеннона

Теория Симонова

Теория Гербарта

Глава 2. Функции эмоций

Переключающая функция эмоций

Подкрепляющая функция эмоций.

Глава 3.Теория лжи

Общее понятие лжи

Неудачи лжи.

Мимика обмана

Заключение

Приложение №1

Приложение №2


Введение


«Эмоции человека - состояния человека, которые представляют собой совокупность как физиологических изменений, так и психических» - такое определение дала бы я этому понятию, так как любая эмоция вызывается внешним фактором, воздействующим на физиологию человека, это влечет за собой разнообразные состояния человека. Более научное определение можно сформулировать следующим образом: эмоции - древние, развившиеся в результате эволюции состояния человека, своеобразные формы отражения окружающего мира. Эмоции - это процесс, направленный на удовлетворение актуальных потребностей.

Раскрытие темы теории эмоций - это весьма увлекательный процесс, который позволяет помимо того, что познакомиться с абсолютно различными точками зрения о процессе формирования эмоций, так и понять, какая из существующих на сегодняшний день теорий наиболее актуальна, и принимаете ли вы ее. Эмоции человека собственно и являются объектом данной курсовой работы.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что имеется возможность изучить не только конкретные теории, но и некоторые данныео их создателях, а так же функциями эмоций. Имеется возможность проследить за процессом становления одной теории и замены ее другой, более модернизированной и актуальной для современного общества.

Предметом курсовой работы являются теории эмоций различных авторов, функции эмоций, физиологические изменения, вызываемые эмоциональным состоянием. Каждый, из рассмотренных мною авторов, предлагает свою абсолютно уникальную теорию эмоций, которая дает свое объяснение по вопросам причин возникновения эмоций, их видов (эмоций) особенностей их проявления. Авторами эмоциональных теорий активно ведется поиск закономерностей между возникшей эмоцией и физиологическими изменениями в организме. Однако многие исследователи приходят в логичному выводу, что абсолютно различным эмоциям могут соответствовать одинаковые физиологические изменения, начиная с таких явления, как дрожь и частое дыхание с выбросом адреналина в кровькак ответ на сильную радость или же, напротив, страх.

Что касаемо функций эмоций, то я в своей курсовой работе выделила те, которые на мой взгляд являются наиболее яркими: подкрепляющую, переключающая и замещающую. Подкрепляющая функция говорит о том, что положительный опыт подкрепляется положительной эмоцией и становится более устойчивым, противоположный процесс складывается в результате сопровождения действия отрицательными эмоциями, когда опыт уже не фиксируется в памяти, данный процесс тормозится. Переключающая функция характеризует как процесс минимизации отрицательной или же максимизации положительной эмоции. Замещающая функция - функция, связанная с вегетативной нервной системой (гормональной регуляцией реакции на тот или иной раздражитель).

Отдельной главой мною была рассмотрена тема лжи. На примере книги Пола Экмана «Теория лжи» удалось раскрыть понятие лжи, его основные характеристики, особенности проявления ее у различных людей, а в частности у лжецов. Помимо этого был сделан акцент на мимике лжи. В частности были рассмотрены опыты ученых о реакциях людей на проявления лжи, на их способность разоблачать и выявлять ее. Стоит заметить, что в основном процесс выявления лжи сию минутно, именно в данный момент как правило не проявляется у людей. Нам как правило свойственно заблуждаться и воспринимать эмоции, которые являются более явными и убедительными, какой и представляется нам ложь. Человек способен скрывать эмоции за так называемыми мимолетными выражениями, которые под силу распознать только профессионалам или же очень внимательным людям. Автор относительно данной темы также демонстрирует некоторые опыты, проведенные с определенными лицами и тем самым доказывает редкую возможность распознавать верно человеческую психику. Так же, основываясь на книгу, я выяснила, что у человека имеются определенные мышцы на лице, которыми он не способен управлять, что и является причиной невозможности полностью скрыть свое состояние человеком.

Таким образом можно подвести итог перед ознакомлением с данной работой. Эмоции - обширный спектр реагирования человеком на проявления окружающего мира. Многообразие эмоций - причина, почему уже на протяжении долгих лет эмоции изучаются и не теряют своей актуальности в науке.


Глава 1. Теории эмоций


Теория "Здравого смысла"


Логичная на первый взгляд теория, но впоследствии опровергнутая другой теорией Джеймса - Ланге, говорит о сопровождении любого эмоционального состояния физиологическими изменениями. Будь то страх или спокойствие, ненависть или радость, человек будет чувствовать изменения, происходящие с его телом. Спокойное состояние будет сопровождаться умеренным сердцебиением, дыханием, нормальным давлением. Ненависть напротив вызовет противоположные указанным выше симптомы, примерно схожие с теми, которые вызовет и страх.

Увидев льва, прогуливаясь в лесу, человек испытает чувство страха. Проявление данной эмоции повлечет за собой такие проявления, как дрожь, частый пульс, нарушение дыхания, скачка давления. Помимо этого, страх спровоцирует желание уйти от опасности бегством. Помимо указанных изменений возникнет такое физиологическое изменение как выброс адреналина в кровь, что повлечет повешение работоспособности и выносливости организма, например, при преодолении препятствий и больших расстояний при беге.

То есть, формула данной теории такова:


ЭмоцияàФизиологические изменения


Теория эмоций Джемса-Ланге(физиологические проявления причина эмоциональных ощущений)


Эмоции являются одной из самых неразработанных сфер психологии. Не подчинённость никаким законам логики - причина невозможности классифицировать их, описывать, членить на виды.

На внешние изменения, которыми сопровождаются эмоции, впервые обратили внимание Джеймс и Ланге. Оба ученых отвергали прежнее понимание процесса эмоций, основанное на различных реакциях, происходящих в организме. Они выделяли три основных момента в понимании эмоций:

А - восприятие какого-либо предмета;

В - вызываемое этим чувство;

С - телесные выражения этого чувства.

Джемс выдвинул следующую теорию - если обычная схема чувства устанавливает последовательность АВС, то Джемс полагает, больше соответствует другой формуле - АСВ:


восприятие - мимика - чувство.


Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бьем, оттого что мы раздражены, мы дрожим, потому что мы испуганы. Но Джеймс утверждает, что правильнее было бы сказать: мы огорчены, потому что мы плачем, мы раздражены, потому что мы бьем, мы испуганы, потому что мы дрожим. (Джемс, 1912)

Всякое чувство при его внимательном рассмотрении имеет свое индивидуальное, физиологическое выражение. Такие чувства, как, например, радость, гнев, благодушие, испуг, то есть сильные в своем проявлении, можно определить по мимике человека.

Объяснить данный факт можно следующим образом - искусственно вызвав то или иное чувство, оно незамедлительно проявится в реальное ощущаемое. Например, проснувшись утром, примите настроение меланхолика и вы почувствуете, как к вечеру вами овладеет тоска.

Так же данный факт доказывается обратной закономерностью. Например, если подавить в себе чувство опустошения, неуверенности, разочарованности в окружающем мире, придать лицу счастливый вид, увидеть положительные моменты в происходящем, меланхолик постепенно отойдет от чувства вечной дисгармонии и подобно сангвинику научится испытывать комфорт, позитив и радость.

Физиологические изменения, сопровождающие эмоции согласно Джеймсу и Ланге делятся на три группы:

1.Мимические изменения (глаз, рта, корпуса);

2.Соматические изменения (сердцебиение, дыхание);

3.Секреторные изменения (пот, слезы, потоотделение).


Схема эмоций Джеймса:

Раздражитель (внешний или внутренний)àЧувство (эмоций)


Чувство или эмоции не возникают сами по себе. Любому чувству предшествует раздражитель, причина. То, что заставляет нас радоваться или грустить - это и есть раздражитель.

Субъективизм эмоций заключается в том, что человек, испытывающий его, и человек, смотрящий на проявление определенного чувства, воспринимают его совершенно по-разному. Смотрящий воспринимает телесные проявления эмоций, а сам человек - вызванные эмоциями чувства.

Из данной теории можно сделать противоречивый вывод, что физиологические изменения ведут к возникновению эмоции. Но с данным фактом могу согласиться лишь частично. Безусловно, причинив человеку боль, ударив его, мы вызовем изначально физиологические изменения в виде ощущения этой боли и только после эмоции в виде плача. Но приведенный пример в теории здравого смысла про встречу со львом говорит об обратом. Изначально человек испытает эмоциональное состояние в виде страха и только после дрожь, сухость во рту и т.п.


Теория мимической (обратной) связи

эмоция ложь мимика теория

Теория мимической обратной связи - современный вариант теории эмоций Джеймса и Ланге. Автором данной теории является СильванТомкинс.

Теория заключается в том, что не только чувства вызывают непроизвольную реакцию, но и произвольная мимика вызывает проявление эмоций - обратная связь. Пытаясь изобразить ту или иную эмоцию, человек неосознанно начинает испытывать ее. Томкинс говорит, что обратная связь от внешней мимики трансформируется в ощущения и осознание эмоций. Сильвин Томкинс называл мимические комплексы одним из важных составляющий эмоциональных компонентов.

Однако, часто внешнее проявление мимики не затрагивает сознание человека, не вызывает эмоций. Также, преобладающая эмоция угнетает действие другой менее интенсивной. Например, интерес побуждает в человеке активную деятельность, не давая проявиться такому чувству, как пессимизм и пассивность.

Таким образом, можно не согласиться с данной теорией, но только частично, так как нельзя утверждать, что искусственно вызываемые эмоции все таки не войдут в сознание и не станут реальным состоянием человека.


Теория Дарвина


Книга Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» объяснила взаимосвязь организма и эмоций. Наблюдая за поведением, эмоциональным состоянием человека и человекоподобных обезьян, Дарвин заметил их явное сходство. Теория эмоций Дарвина иначе называется эволюционной. Согласно данной теории, эмоции - жизненно важные механизмы существования организма. Объясняется данный факт тем, что человек, испытывающий состояние гнева, краснеет, часто и глубоко дышит, у него учащается сердцебиение, а все эти проявления вызывают мышечную работу, которая необходима в драке. Дело в том, что разъяренный первобытный человек переживал данное состояние исключительно через выплеск энергии (драку). Вспотевшие руки Дарвин также связывал с особенностями реакции предков человека в стрессовой ситуации: вспотевшие ладони способствовали лучшему схватыванию за ветки деревьев.

Таким образом, Дарвин показал неразрывность развития человека и его предков (человекообразных обезьян), а именно он выявил изначальную первопричину возникновения тех или иных эмоций. Дарвин говорил о том, что человеческие эмоции, которые стали ему частично подконтрольны, изначально имелись у его предков только на уровне рефлексов.


Теория Кеннона


Согласно теории УолтонаКеннона эмоции напрямую зависят от физиологического состояния человека. Благодаря многочисленным экспериментам, изучениям головного мозга, учеными была вдвинута гипотеза о роли гипоталамуса в формировании эмоций. Гипоталамус, считали ученые, является функциональным центром эмоций.

Эксперимент Кеннона.

Эксперимент ученого заключался в опровержении теории Джеймса - Ланге, основанной на физиологическом объяснении эмоций. Напомню, что изначально, согласно теории Джеймса - Ланге, возникает какое либо физиологическое изменение (человек плачет), из-за чего человек испытывает определенную эмоцию (чувство грусти). Во-первых, он утверждал, что физиологические изменения, вызываемые разными эмоциями, могут быть похожими. Также, Кеннон говорил, что эмоции проявляются быстрее физиологических проявлений. В-третьих, вызывая искусственно те или иные физиологические изменения, он доказал, что они редко вызывают соответствующие эмоциональные сдвиги.

Следующий эксперимент заключался в опровержении теории Джеймса -Ланге о действии адреналина на состояние человека. Согласно их теории (Джеймса - Ланге) при выделении адреналина в кровь, человек ощущает страх и сильное волнение. Но действие данного гормона известно фактически каждому. В случае опасности, адреналин способствует поддержанию организма в состоянии готовности действовать, например, при преодолении высокой стены при побеге от собаки. Кеннон экспериментальным образом доказал противоречивость их теории. Он, вводив адреналин определенным людям, доказал, что кроме небольшого чувства волнения адреналин ничего не вызывает.

Учение Кеннона о таламусе или о зрительном бугре.

УолтонКеннон, доказав ошибки теории Джеймса - Лангеоб физиологической первооснове эмоции, создал свою теорию, которую приняли и используют и сегодня. Он обнаружил в головном мозге эмоциональную зону - таламус. Его основной функцией является распределение информации от органов чувств. Свой эксперимент Кеннон построил на наблюдении за субъектом с таламусом без повреждений (реакции были нормальные) и с поврежденным таламусом (реакции отходили от нормы). Таким образом, Кеннон сделал вывод, что эмоция - результат работы мозга. Эмоции - связь таламуса с корой больших полушарий и внутренними органами. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)


Теория Симонова


Согласно теории Симонова недостаток сведений или их переизбыток ведет к неудовлетворению потребностей и, как следствие, появлению эмоций. Причиной отрицательных эмоций является отсутствие полноценной информации для удовлетворения собственных потребностей. То есть, при возникновении ситуации опасности, отрицательные эмоции возникают при недостатке информации о способе защиты.

П. В. Симонов выступает против теории западных психологов о том, что живые организмы стремятся уменьшить количество своих потребностей с целью получения большего числа положительных эмоций.


Потребностно-информационная теория П. В. Симонова


Вновь предложенная Симоновым теория эмоций, в которой говорится о том, что эмоция - производная мозга и связана с удовлетворением потребности. То есть, эмоции рассматриваются как реакция организма на информационный дефицит. Эмоции, согласно этой теории, подразделяются на отрицательные и положительные. Положительные способствуют уменьшению информационного дефицита. Отрицательные напротив - этот дефицит не ликвидируют, а усугубляют, увеличивают. Впервые именно в теории Симонова эмоции приобретают позитивный характер.

Данную теорию можно представить следующим образом:


Э = fП(Ин - Ис)


Где Э - эмоция, П - качество актуальной потребности, Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения эмоций, Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из данной формулы следует вывод о том, средства удовлетворения в совокупности с потребностью ведут к возникновению эмоции.


Теория Гербарта


Теорию Гербарта иначе называют интеллектуалистической. Теория Гербарта основана на представлениях человека, от которых и зависит эмоциональное состояние человека. Задержка представлений человека от его развития приводит к формированию отрицательных эмоций, и напротив, соответствие представлений и развития ведет к проявлению положительных. Так, например, маленький ребенок искренне не понимает и обижается на родителей, которые почему то не позволяют ему есть много сладкого, что свидетельствует о задержке развития его представлений по сравнению со взрослыми его окружающими. Примером совпадения развития и представлений могут служить подростки, которые быстро и без особой сложности осваивают новые технологии (компьютерную технику).

Учение Гербарта получило свое распространение в Германии, но в настоящее время не имеет многочисленных последователей.


Глава 2. Функции эмоций


Переключающая функция эмоций


Переключающая функция эмоций заключается в том, что эмоция, есть состояние, основой которого является стремление к минимизации или максимизации определенного состояния. Положительные эмоции субъект старается максимизировать, так как они свидетельствуют о приближении удовлетворения потребностей. Отрицательные, напротив, минимизировать, так как они не удовлетворяют человеческих нужд.

Переключающая функция эмоций проявляется как в условных рефлексах, так и врожденных. То есть, потребности удовлетворяются не только осознанным образом, но и на подсознании. Например, интуиция о приближении к цели объясняется предчувствием, в последствии ведущим к анализу ситуации. Также переключающая функция заключается в том, что наиболее достижимая цель, пусть и менее важная, становится приоритетнее.

Также, данную теорию можно раскрыть на следующем примере. Человек, находясь на необитаемом острове, переключает свои социальные потребности (в общении, культурном развитии и досуге, образовании и т.п) на естественные (в еде, одежде, жилье). Состояние успеха - неупеха в различных ситуациях побуждают человека переключаться с менее удачного действия на более перспективное.


Подкрепляющая функция эмоций


Данная функция проявляетсявтом, что поведение, сопровождающееся положительной эмоцией закрепляетсябыстрее и отличается стойкостью. Поведение закрепляется по принципу механизмоусловного рефлекса, где основным подкреплением служит положительная эмоция, а неподкреплением - эмоция с отрицательным знаком.

Например, ребенок с явными способностями к танцам будет с удовольствием посещать уроки без мотивации к прогуливанию. При этом, если ребенка, не имеющего явного таланта к рисованию, родители принудительно отдали на школьный кружок «Умелые ручки», то они вряд ли получат ожидаемый результат.

Данная функция эмоций имеет важное правило - положительная мотивация ведет к действию. Только в данном случае возможно достичь нужного результата.


Компенсаторная (замещающая) функция эмоций


Эмоции оказывают влияние на системы, влияющие на поведение, способствуют процессу закрепления в памяти отдельных моментов (звуков, сигналов и т.п.). Наглядно замещающая функция отражается в вегетативных функциях организма. Во время эмоционального подъема происходит учащение сердцебиения, дыхания, подъем давления, активация гормонов. Объяснятся данный факт тем, что в определенный момент не известно сколько потребуется затратить энергии, поэтому лучше пойти на излишние энергетическое затраты, что будет более предсказуемо в любой ситуации.Одной из важных свойств замещающей функции является способность реагирования объектом на широкий круг раздражителей одинаковой реакцией.

Примером для данной теории может служить реакция человека на страх и радостную новость. Процессы, возникающие в организме в такие моменты примерно одинаковы: частый пульс, давление, мокрые ладони, сбитое дыхание. И несмотря на то, что радость и страх полностью друг другу противоположны, они идентичны как по способу проявления, так и по количеству и качеству вспомогательных процессов в организме.


Глава 3.Теория лжи


Общее понятие лжи


Особое внимание при написании мною курсовой работы было обращено на актуальную тему - лжи. При подготовке данного материала, мною была прочитана книга Пола Экмана «Психология лжи». Автор данного издания рассматривает тему лжи в разных ее проявлениях, а именно: признаки лжи, поведение в моменты лжи, лживые чувства, страх разоблачения и т.п. Главным образом интерес для меня вызывали проявления лжи (мимика, жесты, последствия лжи).

Особенность данной книги заключатся в том, что автор рассказывает об особенностях человеческого поведения на примерах реальных исторических личностей, литературных героев и своих современников.

Пол Экман дает определение лжи (обмана) как умышленного действия по введению кого - либо в заблуждение без предупреждения. Автор определяет ложь следующей формулой:



Где У - умолчание, И - искажение и соответственно Л - ложь. Таким образомУмолчание в совокупности с Искажением порождает Ложь.

Одной из исторических личностей, которую рассматриваетавтор является Ричард Никсон. Президент Соединенных Штатов говорил, что замалчивание правды и есть ложь. Что касаемо самого пребывания его на посту главы государства, то Никсон говорил, что ложь необходима для удержания своего поста.

Пол Экман, говоря о внешности человека, заметил, что не всегда она выдает реальное состояние людей. Так, человек с внешностью обманщика не обязательно является лжецом. И наоборот, люди с нейтральной внешностью могут представлять собой реальную «опасность». Например, богомол, который становится похожим на травинку в силу своих инстинктов, лжет не более, чем высоколобый человек с якобы невероятным умом и сообразительностью.


Неудачи лжи


Не всегда лжец способен адекватно оценить ситуацию, то есть оценить своего оппонента и найти правильный и логичный подход к нему. Не каждая «жертва» поддается воздействию и не воспринимает лживую информацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Данная «неподатливость» в первую очередь объясняется тем, что лжец не всегда является убедительным в своих утверждениях и тем самым не вызывает доверия. В частности, человек в силу своей беспокойности как правило не способен создать образ уверенной в себе личности, что вновь не позволит ему вести собственную линию убеждения. Еще одной причиной неудачной лжи являются непредвиденно меняющиеся обстоятельства. И в данной ситуации сможет сориентировать только человек, который держит ситуацию под контролем, то есть лжец, которому раньше приходилось выходить из таких ситуаций. Пол Экман приводит следующий пример для данного вердикта: Фред Базхарт (советник президента Никсона), дававший показания на суде по поводу пробелов в аудиозаписях встречи Президента с определенной личностью, сначала сослался на неисправность прибора, что собственно и стало причиной выборочной записи, после на нехватку места на пленке. Таким образом, автор демонстрирует влияние обстановки на человека.

Чтобы, например, избегать влияния ситуации на результат деятельности лжеца, ему необходимо иметь реалистичную историю, которой он может воспользоваться любой момент. Лжец вредней руки таких историй имеет множество, так как в силу своей неопытности не имеет способности формулировать их сиюминутно. Лжец - профессионал действует точно в противоположном направлении. Он может воспроизвести абсолютно несуществующую ситуацию и все окружающие поверят в ее правдивость, а при необходимости лжец неизменно повторит ее.

Начинающие «жулики», в отличии от опытных сталкиваются еще с одной проблемой, мешающей воплощению лжи в реальность. Нахлынувшие чувства - вот еще одна из наиболее важных причин, которая мешает воздействию на окружающих. Эмоции, берущие верх над разумом как правило не позволяют скрыть многие их проявления (смущение, страх, смятение и т.п.). Но, когда эмоция проявляется медленно, без резких подвижек, лжецу (как собственно и самому обычному человеку) легче справиться с ее проявлениями и, соответственно контролировать свои эмоции.


Мимика обмана


Лицо человека - весьма неординарный объект проявления эмоций. С одной стороны оно является самым явным показателем внутреннего состояния человека, с другой - самым непредсказуемым, так как фактически каждый умеет скрывать те или иные эмоции за мимической маской.

Наши чувства самым неизменным образом проявляются в мимике в том случае, если она является непроизвольной, но умение контролировать данный процесс вынуждает окружающих принимать ложь за правду.

Особенность мимики человека - способность передавать такие тонкости эмоций, которые не поддаются словестному описанию:

.Абсолютно любой эмоции (страху или спокойствию, грусти или радости, удивлению и т.п.) соответствует свое выражение лица;

.Довольно часто человек испытывает несколько эмоций одновременно (радость и возбуждение), которые не являются противоположными друг другу и проявляются вместе;

.Эмоции могут взаимоподавляться, так как проявление одной намного интенсивнее другой.

В книге описывается интересный эксперимент: двум студенткам были поставлены задачи, чтобы одна из них говорила правду об определенном факте, а другая лгала. Когда в эксперимент были включены незаинтересованные лица, которые должны были определить кто же из девушек не лжет, больший процент приглашенных указывали именно на девушку, основной задачей которой было ввести их в заблуждение. Из данного опыта сделан следующий вывод - лживая мимика так или иначе более убедительнее, чем правдивая, что и вводит в заблуждение окружающих.

Мимика лжи крайне разнообразна по одной из причин, что лгать человек может, используя разнообразные приемы: будь то грусть, скрывающая абсолютное безразличие, радость маскирующая грусть или же спокойствие скрывающее страх. Но, главной особенностью данной маскировки эмоций является то, что так или иначе скрываемое чувство все таки проявляется. Автор называет такие проявления микровыражениями. Данный факт выяснился после проведения следующего опыта: испытуемым показывали запись, на которой человек старался скрыть свое смятение радостью. На первый взгляд ни одному из присутствующих не показалось, что данный человек что-либо скрывает, но после замедленного просмотра они все таки смогли выявить проявления скрываемой эмоции, но оно было настолько кратковременным, что в нормальном режиме просмотра заметить это было нереально.

Следующей проблемой, с которой сталкивается лжец связана с проблемой невозможности управлять определенными лицевыми мышцами, которые в свою очередь и отвечают за эмоции. Данный факт можно было отнести к ранее рассмотренному материалу о неудачах лжи, но так как данная тема связана именно с мимикой, ей тут самое место. И снова мы знакомимся с опытом, когда людей просили изобразить те или иные эмоции, которые как оказалось можно изобразить не все, а мешал этому именно тот факт, что не все мышцы подконтрольны человеку. Легче всего испытуемым удавалось изобразить удивление или гнев, другие эмоции выглядели искусственно и натянуто.

Пол Экман не прошел мимо судебной практики. Им был рассмотрен вопрос о том, как реагирует человек на обвинения в двух случаях: когда он виновен и невиновен. Выяснился следующий факт: в обоих случаях наблюдается проявления волнения, и что не менее интересно, в случае, когда человек невиновен, волнение проявляется сильнее. Как же тогда, основываясь на наблюдении за эмоциональным состоянием, понять правоту человека? В данной ситуации на помощь приходит полиграф (детектор лжи), без которого даже профессионалу не удастся убедиться в истинности показаний человека.

Мимика - весьма яркая сторона человеческих эмоций. Основываясь на особенностях ее проявления, фактически каждый может утверждать, что именно чувствует человек в данный момент. Но не стоит быть уверенным, что мимика с абсолютной точностью передаст все аспекты состояния человека.


Заключение


Поводя итог выше изложенному, можно сделать следующий вывод: знания об особенностях эмоций человека формируются относительно долгий период (примерно с середины 19 века по настоящее время), и нельзя утверждать, что их изучение закончилось, напротив, оно продолжается и сегодня. Безусловно, есть определенные открытия, сделанные годами ранее и используемые сегодня как официально признанные и актуальные на сегодняшний день (Теория Кеннона). Остальные открытия, рассматриваемые уже в историческом контексте и в свое время опровергнутые другими более модернизированными теориями, не являются бесполезными и впустую созданными, напротив, они дали толчок на пересмотр ранее известных фактов, их переосмысление и создание новых теорий. Так, теория Джеймса - Ланге, которая гласила, что физиологические проявления опережают эмоции, была преобразована в следующую теорию Кеннона, которая принята и используется и на сегодняшний день, гласит, что эмоции являются причиной физиологических изменений в организме.

Огромное количество литературы в виде научных статей, обучающих программ, книг создавались и продолжают активно издаваться и на сегодняшний день, что и дает возможность осознать актуальность изучения эмоциональных особенностей человека.

Важным аспектом изучения эмоций является практическое подкрепление знаний, поэтому необходимо проведение опытов для точного утверждения того или иного факта. Об этой необходимости задумываются многие авторы, в частности Пол Экман, в книге которого представлены многие эксперименты, касающиеся именно темы эмоций человека.

Не стоит забыватьо том факте, что эмоции - это результат эволюции (Теория Ч. Дарвина), поэтому не стоит путать эмоции человека с инстинктами животных, хотя многие ученые, не согласившиеся с данным фактом, ведут активную научную деятельность, чтобы доказать свою правоту.

Теории эмоций различных ученых позволяют нам разнопланово взглянуть на тему эмоций человека: что является причинами их проявлений, какие физиологические реакции соответствуют им. Безусловно, в данной работе рассмотрено самое малое число работ ученых, которые посвятили свои труды эмоциям человека, но даже рассматривая выше изложенные можно сформировать точное понимание данной темы.


Список литературы


1.Пол Экман. Психология лжи. - М: Питер, 2010;

.Подход Дж. Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кроскультурных исследований/А. А. Панкратова//Вопрос психологии - 2014 - №1 - с.147 - 156;

.Изард К. Э. Эмоции человека под редакцией Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М: Издательство МГУ, Москва, 2005.

.Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск - М: Харвест, 1998;

.Изард К. Э. Психология эмоций. - М: Питер, 2006;

.Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. - М: Минск, 1999;

.Марищук В. М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации//Психология, 2008

8.<#"justify">13.#"justify">Приложение №1


Причины неудачной лжи и пути их решения.


Приложение №2


Некоторые факты об ученых

Джеймс Уильям (1842 - 1910) - американский философ, психолог. Обучался медицине, но от карьеры медика отказался. Являлся профессором психологии в Гарвардском университете. 1892 - основал лабораторию прикладной психологии в США. 1884 - создание теории эмоций.

Карл Ланге (1834 - 1900) - датский медик, философ. Создал периферическую теорию эмоций - сосудодвигательную теорию эмоций.

СильванТомкинс (1911) - психолог. Потомок российских иммигрантов. Описывал первичные эмоции. Описал теорию мимической обратной связи.

Чарльз Дарвин (1809 - 1882) - английский естествоиспытатель, разработал теорию происхождения видов путем естественного отбора. Примерно в 1872 году опубликовал свою книгу «Выражение эмоций у человека и животных».

Уолтер Бредфорд Кеннон(1871-1945) - физиолог. Разработал теорию саморегуляции организма - гомеостаза. 1884 - разработал свою теорию эмоций.

Симонов Павел Васильевич (1926 - 2002) -психофизиолог, психолог. Доктор медицинских наук. 1964 - информационная теория эмоций.

Генрих Иоганн Фридрих (1776 - 1841) - немецкий психолог. Первым попытался построить психологию как систематизированную науку.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 6. Культурно-исторический подход к развитию психики л.С.Выготского. Понятие впф. Их специфика, структура и развитие.
  • 7. Личность как иерархия мотивов. Другие теории личности в современной психологии.
  • 8.Основное содержание гуманистической психологии. Модель психического здоровья в гуманистической психологии: понятие и критерии.
  • 9. Основное содержание деятельностного подхода. Модель психического здоровья в деятельностном подходе. Психотерапевтический потенциал деятельностного подхода.
  • 19. Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  • 20. Основные идеи и вклад Рене Декарта в современное психологическое знание.
  • 21. Основные понятия и положения гештальтпсихологии, понятие инсайта (к.Дункер). Примеры гештальтфеноменов (м.Вертгаймер).
  • 22. Основные теории эмоций.
  • 23. Понятие «нормы» в психологии и ее критерии.
  • 24. Понятие ведущей деятельности в периодизации психического развития личности. (л.С. Выготский, а.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин).
  • 25. Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Способности и задатки. Способности и личность.
  • 26. Проблема личностного смысла. Смысл как отношение мотива к цели. Ситуативный смысл.
  • 27. Проблема распределения внимания. Внимание как политика распределения органического ресурса. (д. Канеман).
  • 28. Психология как наука. Ее место среди других наук о человеке. Отрасли современной психологии.
  • 29. Психофизическая проблема и варианты ее решения в философии и психологии. Психофизиологическая проблема.
  • Исследования в школе к.Левина.
  • 31.Сознание как предмет научной психологии. Явления и свойства сознания по в.Вундту. Поток сознания (в.Джемс).
  • 3 Различных по своему функциональному значению образующих сознания.
  • 31. Темперамент в структуре индивидуальности. Общая характеристика теорий темперамента.
  • 33. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина. Опыт формирования внимательности у школьников.
  • 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.
  • 35. Возрастная периодизация психического развития и её разновидности. Проблема психологического возраста.
  • 10 Вопрос. Методы психологии: классификация, общая характеристика, возможности и ограничения
  • Различные классификации методов:
  • Методы наблюдение и эксперимент
  • 11. Мышление как предмет экспериментального исследования. Понятие задачи в психологии познания. Факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач.
  • 12. Общая характеристика бихевиоризма. Поведение. Подкрепление. Основные законы научения (Торндайк, Уотсон).
  • 13. Теория личности к.Левина в гештальтпсихологии. Понятие жизненного пространства и психологического поля. Квазипотребность.
  • 14. Общая характеристика психоанализа. Бессознательное. Психоаналитические методы. Индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга.
  • 15. Общая характеристика школы деятельности. Деятельность, действие, операция. Детерминация психического. (Леонтьев, Рубинштейн).
  • 16. Внимание и его виды. Основные свойства внимания, методы исследования.
  • 17. Память и ее виды. Основные процессы памяти.
  • 18. Восприятие, его виды, свойства восприятия. Восприятие пространства и движения. Восприятие как процесс построения перцептивного образа.
  • 22. Основные теории эмоций.

      психическое отражение в форме пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям

      психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами индивида и выражающееся в форме дифференциальных переживаний.

      реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

      носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.

      выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности.

    В эмоциональной сфере выделяют группы эмоционального переживания: аффекты, настроение, чувства.

    Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.). Имеют бурный характер.

    Настроение – продолжительное возбуждение души. Имеют спокойный характер.

    Чувства (высшие эмоции ) – психологические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Они же вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны: 1) моральные (нравственно-этические). 2) интеллектуальные, практические.

    Функции Э.

      Оценка смысла раздражителя.

      Мобилизация. Адреналин в кровь при страхе повышает способность к бегсту.

      Следообразующая. Ребенок обжегся, поплакал, запомнил.

      Побуждение и поддержание деятельности.

      Запасной ресурс для решения задач, компенсируют информационный дефицит

      Коммуникация.

      Эволюционная теория Ч. Дарвина .

    Эмоции и выразительные действия, которые их сопровождают, являются рудиментами инстинктивных движений. Эмоции являются положительным эволюционным приобретением. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

      Пример

    Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

      Периферическая теория Джемса – Ланге (1880-1890 гг).

    Эмоции - сумма органических ощущений, вызываемых телесными изменениями. Сначала происходит периферическое функциональное изменение во внутренних органах, а затем появляется эмоция. Схема: внешнее событие - восприятие стимула - телесные реакции организма => возникновение эмоций. «Человеку грустно, т.к. он плачет».

    Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Плач, дрожь, смех – источники эмоций. Человеку грустно, т.к. он плачет. Согласно Джеймсу возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями в произвольной двигательной сфере, сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. «Боимся, потому что дрожим».

    Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными (сосудодвигательными). Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:

    Ослабление двигательной иннервации+сужение сосудов=печаль.

    Усиление двигательной иннервации+судороги органических мускулов+расширение кровеносных сосудов=радость.

    Теория Джеймса-Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. НО связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции.

    Критика физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными: одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

      «Ассоциативная» теория эмоций В. Вундта.

    Эмоции - внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. «Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений.

      Пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

    Эмоции являются внешним коррелятом внутренним переживаний. Эмоции связаны с изменениями физиологического состояния организма. Они отличаются следующими характеристиками:

      Выражают отношение субъекта к объекту;

      Они отличаются полярностью (+/-);

      В сложных чувствах образуют противоречивое единство.

    Эмоции имеют 3 полюса (многообразие трех измерений ):

      Удовольствие/неудовольствие;

      Возбуждение/успокоение;

      Напряжение/разрядка (разрешение).

      Теория Кеннона – Барда.

    Реакции тела недостаточно различимы, чтобы быть связаны с той или иной эмоцией. Параллелизм эмоций и физиологических проявлений. Эмоции и телесные ощущения возникают одновременно как результат воздействия на индивида внешних стимулов.

    Физиолог У. Кеннон (1927) провел экспериментальные исследования по изучению эмоций при исключении всех физиологических проявлений. При рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга субъективное переживание все равно сохранялось. Проведенные Кенноном исследования выявили две закономерности:

    1. физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие;

    2. эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.

    Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение.

    По Кеннону, этапы возникновения эмоций: действие раздражителя - возбуждение таламуса - развитие эмоции - возникновение физиологических изменений.

    В более поздних исследованиях П. Бард (1934) дополнил представления Кеннона и показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

      Психоаналитическая теория эмоций.

    Психоаналитическая теория эмоций 3. Фрейда включала своеобразные взгляды на развитие аффекта, теорию о влечениях. З.Фрейд по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Механизм возникновения эмоций: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии (либидозной энергии); если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. Разными видами такой активности являются "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание". Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции, возникающие в результате конфликтных влечений.

      Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

    Эмоции возникают в результате подтверждения ожиданий и воплощения когнитивных представлений, т.е. когда реальные результаты деятельности согласуются с планами. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию. По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса.

      Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

    Такое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы (10 фундаментальных эмоций: гнев - ярость, страх – ужас, удовольствие – радость и проч). Можно испытывать диады и триады эмоций (интерес – удовольствие – удивление). НО в каждый момент времени можно испытать только одну преобладающую эмоциию.

      Двухфакторная теория Стенли Шехтера (приблизительно 1960).

    Эмоция как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Эксперимент: «4 группы студентов сдавали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором 2 группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие - в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физраствора. Студенты сделали отчет о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции , а вторая - положительные. Адреналин усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции . Какое бы физиологическое состояние не вызывала инъекция, его знак определялся установкой - социальным окружением студентов, а не введенным веществом». Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент сознания, а с другой ее качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от ее качественного содержания.

      Познавательная теория эмоций М. Арнольд - Р. Лазаруса .

    У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, - и как только я представляю это, я напугана и бегу»: мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

    В концепции Р. Лазаруса центральная идея о познавательной детерминации эмоций. Когнитивное опосредование - необходимое условие для появления эмоций.

    Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза» - оценка ситуации на основе предвосхищения столкновения с вредом оценивается с помощью познавательных процессов. Каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие - разную эмоциональную реакцию.

    На возникновение эмоций влияют когнитивный, психологический, поведенческий компоненты

      Биологическая теория эмоций П.К Анохина .

    В процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод , жажда ), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном. Ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя направленность поведения, постановку цели. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели.

      Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова .

    Развивает идею П. К. Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция – механизм, компенсирующий недостаток информации. Мера переживания эмоций зависит от: значимости потребности и разностью между информацией, необходимой для ее удовлетворения (ИН), и доступной информацией (ИД). Эта разность отражает субъективную вероятность достижения цели. Расхождение между реальной и желаемой ситуацией. ИН меньше ИД - отрицательные эмоции.

      Мотивационные теории эмоций .

    Эмоция – психический процесс, специфический продукт д-ти мозга, отражающий действительность.

      Леонтьев.

    Теория эмоций строится на деятельности. Поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

      Дезорганизационные теории.

    В основе этих теорий лежит наблюдение, что человек, который находится под влиянием эмоций, работает неорганизованно. Эмоциональное поведение является поведением поражения. Эмоциональное реагирование возникает в момент, когда человек не может принять способ действия.

    Заметим сразу, что чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих их физиологической основы, не существует. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от физиологических процессов, происходящих в организме.

    Исследователями не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с конкретными эмоциями и показать, что разные эмоции сопровождаются различными комплексами органических признаков. Поэтому первые теории эмоций посвящены изучению их физиологической основы.

    Эволюционная теория эмоций

    В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Дарвиным было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

    Согласно эволюционной теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к ситуациям жизни. Телесные движения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть рудименты реальных приспособительных реакций организма.

    Органическая теория эмоций

    Идеи Дарвина были восприняты и развиты в теории У. Джемса и К. Ланге. Джемс считал, что для разных эмоций характерны определенные физические состояния, названные органическими проявлениями эмоций. Слезы являются органическим проявлением эмоции горя, смех - органическим проявлением эмоции радости. Согласно теории Джемса - Ланге именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в мозге через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция. Т.о., нам весело потому что мы смеемся, нам грустно оттого, что мы плачем.

    Психоорганическая теория эмоций

    Ряд контраргументов к теории Джемса - Ланге предложил У. Кеннон. Он отметил тот факт, что телесные изменения, сопровождающие разные эмоциональные состояния, весьма похожи друг на друга. Их разнообразие недостаточно для того, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Во-вторых, внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кроме того, искусственное прекращение поступления органических сигналов (например, от слезной железы) в головной мозг не прекращает эмоций.

    Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях были обнаружены структуры головного мозга, связанные с эмоциями. Ими оказались гипоталамус и лимбическая система. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

    Активационная психологическая теория эмоций

    Дальнейшее развитие теорий эмоций происходило под влиянием электрофизиологических исследований мозга. Так возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

    1. Эмоции возникают вследствие так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
    2. Работа ретикулярной формации определяет динамические параметры эмоций: их силу, продолжительность, изменчивость и др.

    Вслед за психологическими теориями эмоций, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эффективность деятельности, как оказалось, зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания, что было экспериментально доказано Хеббом. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

    Эмоции человека зависят не только от органических процессов, но и от когнитивных факторов. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

    Теория когнитивного диссонанса

    Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются (т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным когнитивным представлениям, или, что то же самое, находятся в консонансе). Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие или диссонанс.

    В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется для объяснения социального поведения человека. Согласно этой теории эмоции рассматриваются в качестве основного мотива поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

    Когнитивно-физиологическая теория эмоций

    С.Шехтер показал, что немалую роль в возникновении эмоциональных процессов помимо воспринимаемых стимулов играют память (прошлый опыт человека) и мотивация человека (оценка им ситуации с точки зрения актуальных для него потребностей).

    Подтверждением этой теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной эмоциогенной информации в виде переживаний других людей.

    В одном из экспериментов людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. Через некоторое время испытуемых спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

    Было показано также, что характер эмоциональных переживаний человека зависит от того, как возникшую ситуацию переживают рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку. При этом у человека (в отличие от животных) качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от личного отношения к тому, кому человек сопереживает.

    Биологическая теория эмоций (П.К.Анохин) постулирует: положительные
    эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп­
    ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные
    эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на
    поиск новых приспособительных действий.
    Информационная теория эмоций (П.В.Симонов) утверждает: "Эмоция есть
    отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль­
    таты, которые выражаются в трех формах мышления.
    Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня­
    тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу­
    чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного
    содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие
    законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся
    из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности
    творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,
    к открытию новых знаний.
    По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде­
    ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
    Структурной единицей практического мышления является действие, а
    коммуникативной единицей ­ сигнал.
    В художественном мышлении структурной единицей является образ, а
    коммуникативной единицей ­ символ. В научном мышлении соответственно ­
    понятие и знак.
    Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ­
    ных операционных процедур.
    Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ­
    ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре­
    шения задач данного класса.
    Эвристическое мышление ­ творческое решение нестандартных задач.
    Дискурсивное мышление (рассудочное) ­ мышление, носящее рассудочный
    характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь­
    ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим
    и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к
    выводному знанию.
    В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз­
    личаются три сменяющие друг друга стадии ­ виды мышления: 1) наглядно­
    действенное (сенсомоторное); 2) наглядно­образное; 3) абстрактно­тео­
    ретическое.
    Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин­
    дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,
    последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше­
    нием анализа и синтеза ­ аналитическое или синтетическое мышление ин­
    дивида.
    Общие закономерности мышления
    Мышление ­ это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с
    объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
    разрешения какой­то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име­
    ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
    что проблемность, анализ­синтез и обобщенность являются общими психо­
    логическими закономерностями мышления.
    Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением
    какой­либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
    Проблемная ситуация ­ это такое обстоятельство, в котором человек
    встречается с чем­то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна­
    ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна­
    вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль­
    тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для
    достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается

    недостаточно.
    Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается
    с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются
    лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста­
    точными для раскрытия преступления.
    Проблема ­ особая разновидность вопроса, ответ на который не содер­
    жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак­
    тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни­
    мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна­
    нии).
    Проблема ­ это осознание необходимости нового познания. Не любая
    умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая
    задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель­
    ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз­
    вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо­
    связи, в которых эти свойства проявляются.
    Мышление ­ это познание того, что не дано непосредственно, но нахо­
    дится в определенном отношении к тому, что дано.
    Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс­
    лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ­
    ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и
    синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
    На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
    Всякий поиск ответа на какой­либо вопрос требует и анализа и синтеза в
    их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными
    операциями являются абстракция и обобщение).
    Анализ ­ выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре­
    шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его
    структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение
    существенного от несущественного.
    Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен­
    ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь
    выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.
    Результаты анализа объединяются, синтезируются.
    Синтез ­ объединение элементов, частей, сторон на основе установле­
    ния существенных в определенном отношении связей между ними.
    Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является
    анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу­
    ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про­
    цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи
    и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в
    новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все
    новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей
    стороной, в нем выявляются все новые свойства.
    Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре­
    рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности
    явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза ­ восприятия
    нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа
    осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це­
    лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего
    глубокого анализа и т.д.
    Анализ ­ вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют
    существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом
    проявляются такие закономерности мышления как селективность ­ избира­
    тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность ­
    контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с
    самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви­
    вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле­
    ния ­ антиципация ­ предвосхищение возможного наступления новых собы­
    тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ­

    ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути
    решения проблемы ­ дивергентность мышления.
    Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех
    или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су­
    щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных
    предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше­
    нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие
    правила.
    В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное
    выражение общего.

    В данной теории эмоций, эмоции рассматриваются, как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного. В это точки зрения прослеживается то, что Анохин опирался на теорию Дарвина. Данная теория рассказывает нам о том, что при возникновение потребностей возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для выполнения поставленных задач(в данном случае удовлетворения какой-либо потребности) при выполнении человек испытывает удовольствие. Если же не удается, то силы направляются на поиск иных решений.

    Информационная теория эмоций П. В. Симонова

    Симонов выдвинул свою оригинальную теорию о происхождения эмоций. Он предполагает, что эмоции возникают вследствие недостатка или же избытка сведений, которые необходимы нам для удовлетворения той или иной потребности. Эмоциональное напряжение описываться как сила в потребности и дефицита прагматичной информации которые необходимы для исполнения цели. Также он вводит формулу (рис 4)

    где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

    Физиологические структуры эмоций

    Рассмотрев теории происхождений эмоций, перейдём к рассмотрению физиологической структуре эмоций. Джейму Пейпеце удалось совершить подтвердить научное открытие о «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Эмоции по концепции Пейпеци связаны с определёнными структурами мозга. Он выделил «Круг Пейпеца» которая задаёт эмоциональное состояние нашей психики в вовлекает в эмоциональные реакции одновременно множество связанных между собой структур мозга. В «круг Пейпеца» входят такие структуры:

    1. Гипоталамус

    2. Передневентральное ядро таламуса

    3. Поясная извилина

    4. Гиппокамп

    5. Мамиллярные ядра гипоталамуса

    Лимбическая система взаимосвязана с новой корой большого мозга, с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу. Лобный участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи осуществляется сознательное управления, появления и проявления эмоций. Какова не была эмоция, переживаемая человеком, - сильной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.



    Сравнение эмоций и чувств

    В этом разделе мы сравним эмоции и чувства. Не секрет то что эмоции и чувства взаимосвязаны друг с другом, но всё же стоит упомянуть, что в эти понятие вложен разный смысл их и они не отождествлены, как это считают некоторые учёные. Для начала стоит разобраться привести понятие терминов.

    Эмоции по Гамезо М.В это особый класс психических явлений, которые протекает в форме переживания и отражает отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

    Чувста по Гамезо М.В это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей таких как любовь, гордость, ненависть и др.

    Исследую эмоции и чувства и их соотношения учёные разделились на четыре группы:

    1)Отождествляют эмоции и чувства

    2)Считают эмоции одним из видов чувств

    3)Определяют чувства, как родовое понятие объединяющее различные виды эмоций

    Наиболее явно раздели эмоции, и чувства А.Н Леонтьев он даёт эмоциям такую характеристику они имеют ситуационный характер т.е выражают оценочное к наличной или к будущей ситуации. Чувство же носит объективный характер. Чувства есть не что иное, как устойчивое эмоциональное отношения. Так же Леонтьев отмечал, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу(например любимый нами человек может вызывать у нас в определённых ситуациях преходящею эмоцию неудовольствия, и даже гнева)

    В. А. Крутецкий (1980) придерживался мнению Леоньтев и считал, что чувства- это это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. А отличаю тем эмоции это- более простое переживания которое мы ощущаем сейчас.



    Р. С Немов в своих работах, что эмоции не всегда осознаются, а чувства внешне весьма заметны. По моему мнению, дело обстоит совсем иначе часто человек не может признаться в том что у него возникло чувство в отличие от эмоций, которые как переживания не могут не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

    Подводя итоги о чувствах, и эмоциях я предлагаю рассмотреть мнения, Ильна Е.П. считает, что чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, которому данный человек испытывает чувство. Например во время сессии родители беспокоятся за своего ребёнка. В день экзамена родители будут испытывать чувство тревоги в случае удачной сдачи экзамена родители будут испытывать радость, в случае неудачи разочарования и даже злость. Данный пример подтверждает, что эмоции и чувства не являются одним и тем же. Так мы приходим к мнению, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет ведь одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Человек,может не проявлять снаружи эмоции тем самым,скрывая свои чувства.

    Виды эмоций

    В Психологии выделяют такие виды и формы эмоций:

    По влиянию:

    1)Стенические повышают жизнедеятельность,активны

    2)Астенические подавляют жизнедеятельность,пассивны

    По качеству:

    1)Положительные

    1.1)Радость

    1.2)Гордость

    1.3)Доверие

    1.4)Нежность

    1.5)Любовь

    1.6)Симпатия

    1.7)Спокойствие

    1.8)Блаженство

    1.9)Ликование

    2)Отрицательные

    2.2)Печаль

    2.4)Отчаяние

    2.5)Тревога

    2.6)Жалость

    2.8)Ненависть

    3)Нейтральные(амбивалентные)

    3.1)Любопытство

    3.2)Изумление

    3.3)Безразличие

    3.4)Созерцание

    3.5)Удивление

    Также эмоции разделяют на:

    1)Высшие связаны с удовлетворениям социальных потребностей

    2)Низшие связаны с органической потребностью

    2.1) Гомеостатические

    2.2) Инстинктивные

    В зависимости от субъективной ценности переживаний Б.И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

    1)Альтруистические- переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям.

    2)Коммуникативные- возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями и т.д

    3)Глоричные- связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности.

    4)Практические- определяются успешностью или не успешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения.

    5) Романтические- проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего.

    6)Гностичные- связаны с потребностью в поздравительной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений.

    7) Эстетические- связанные с лирическими переживаниями: потребностью в красоте, чувство изящного.

    8)Гедоничные- связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знания.

    9)Акизитивные- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

    10)Мобилизационные- происходят от потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе.

    Из списка выше можно сделать вывод, что эмоции разновидные, и каждый вид влияет на нас по-своему.

    Функции эмоций

    Как известно основные функции эмоций направлены на то, чтобы человек мог понимать другого человека без слов, благодаря этому ему удаётся лучше настраиваться на общение и кооперацию.Такой обмен информации происходит с помощью мимики лица, и жестов, говоря одним словом это есть невербальное общение. Рассмотрим по подробнее основные функции эмоций:

    1)Функция побуждения- данная функция даёт эмоциям возможность стимулировать деятельность которая направлена на удовлетворения потребности или же наоборот притормаживать её. Эмоции направляют и контролируют поведения человека в зависимости от ситуации.Различные потребности побуждают у человека разнообразные эмоции.

    2) Следообразующая функция- эта функция проявляется лишь в экстремальных ситуациях.

    3) Эвристическая и предвосхищающая функция- определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

    4) Синтезирующая (предвосхищающая) функция- данная функция направлена на итерацию проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, которые обеспечивают возможность структурированного и целостного отражения переживания и раздражения.

    5) Экспрессивная функция- данная функция отвечает за влияния социальной среды на коммуникацию человека.

    С точки зрения физиологии можно выделить такие функции эмоций:

    Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

    1) Эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

    2) Эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

    3) Каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

    Функции эмоций носят лишь положительный характер, так как по-другому они бы не закрепились в нашем генотипе. Несомненно, они могут и повлиять на наш организм отрицательно, но это происходит лишь при большой интенсивности и это относится к роли эмоциям. Приведу такой пример соль и витамины в умеренной дозе полезны, но если употреблять их с избытком человек может отравиться. Так собственно происходит и с эмоциями. При выполнение своих функций эмоции не «спрашивают» полезны или вредны они для человека с его точки зрения.

    Глава 2 Воздействие эмоций



    Что еще почитать