Гиперболизация воображения. Операции воображения. Связь воображения с эмоциональными и когнитивными процессами. Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Представления берутся из предшествующего опыта человека, из опыта соприкосновения с объектами и явлениями реальной жизни. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не берутся напрямую из реальной среды как представления, они берутся из представлений. При этом процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Переработка представлений в образы воображения проходит два основных этапа :

1) своеобразное расчленение имеющихся представлений на составные части (происходит своего рода анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений;

2) синтетическое составление из тех или иных частей нового целого (то есть происходит своего рода синтез).

В ходе первичного анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, от конкретной ситуации. Происходит также абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов .

Преобразования первого типа - образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Преобразования второго типа - этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Следует учесть, что анализ может очень быстро перетекать в синтез, а синтез в анализ. Формы , в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить:

Образ кентавра,

Образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев,

Образ древнеегипетского божества - человека с хвостом и звериной головой.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Леонардо да Винчи давал молодым художникам совет: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

В основе агглютинации лежат процессы, связанные - иногда - с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия. Иногда эти процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Скорее всего, образ кентавра возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек кому-то показался неким невиданным животным. В то же время образ крылатого человека, очевидно, возник сознательно, из размышлений на тему, почему люди не летают.

Другим распространенным способом переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы некоторые литературные персонажи.

Другая возможность агглютинации - включение уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель.

Обычно данный процесс полностью контролируем. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка .

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Причиной схематизации может быть и забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

Важное значение имеет схематизация при сознательном отвлечении от несущественных, второстепенных сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, как он считает, черты и свойства объекта, в результате чего сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование - подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

Следует учесть, что переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Еще одной важной формой переработки представления в образы воображения является мутация - относительно случайная трансформация исходного образа. Понятно, что для психики понятие "случайное" весьма условно. Тем не менее, в агглютинации, схематизации или акцентировке можно усмотреть те или иные закономерности. Однако писатель может вставить в свою книгу какой-то эпизод, не потому, что он "напрашивался", а потому, что, например, только что подобный эпизод можно было наблюдать по телевизору в новостях.

Человек способен отражать не только зафиксированную в памяти информацию. Учитывая прошлый опыт, экстраполируя себя в будущее, она может нарисовать его в своем воображении из отдельных знаний, например, будущего тне человечества или образ человека, которого никогда не виделаа.

Представление - это обобщенный и отвлеченный отражение воспринятого предмета, явления и. МСеченов называл представление"средними результатами чувственного знания о предмете"

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведение сознания на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению, то есть образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, с созданного творческой воображение.

Физиологически возникновения представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, зафиксирован в процессе восприятия в коре головного мозга, и в следующем этот первый условно-рефлекторная связь может в оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ ранее воспринятого объекта, т.е. представлением.

Являясь обобщением конкретных предметов, представление может быть обобщением целого класса видов предметов, то есть это не элементарное явление, а явление, характеризующее более высокий уровень работы мозга л человека. Представление - высшая форма отражения в виде наглядно-образного знания, оно переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлениюя.

Представление делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический образ. Во многом представление определяются интеллектуально-мнестическими в особенностями личности. Встречается, хотя и редко, способность к воспроизведению во всех деталях образов предметов, не действуют в данный момент на анализаторе. Этот феномен называется ейдетизмом и чаще встречается в детском вицвіці.

Воображение - это процесс построения образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта. Она существенно отличается от образной памяти. Образы воображения человек создает сам, они являются результатом восприятия. Таким ч образом, воображение - психический процесс, который может создавать на основе прямого (или косвенного) мышления, памяти отражения мира, новых мыслей, образов предметов и объявлениявищ.

Если перед человеком стоит задача воссоздать образы объектов, событий, которые были представлены в ее сознании раньше, то задействуются процессы памяти. Но если стоит задача создать новые образы или по-новому их соединить, то включается деятельность процесса мышления. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон образов, которые уже представлены в реальной действительности. Например, обра зи героев фантастических фильмов какой-то степени воспроизводят свои прототипы, которые реально существуют. А тот вид, в котором эти образы представлены в киноленте, они приобрели путем переработки исходного мате лу и дополнением его необходимыми деталями, в процессе деятельности представленийуяви.

Формы воображения

Агглютинация - объединение в создаваемом образе свойств и элементов образов других предметов

Примерами агглютинации является образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и головой животного)

Гиперболизация - чрезмерное преувеличение реального объекта или отдельных его частей или их количества

Схематизация - сглаживание различий между сравниваемыми объектами

Типизация - мысленное выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

Обострение - мнимое подчеркивания отдельных признаков реального объекта

Перенос признаков - наделение образов нехарактерными признаками

На деятельность воображения большое влияние оказывают эмоционально-волевые факторы, действующие на личность. Представление желаемой мести может вызвать у человека положительные эмоциональные чувства, что может вывести человека из негативного состояниеу.

В процессе построения образа воображения функционирует несколько приемов - гиперболизация, применшування, схематизация, помещения предмета в необычную обстановку, комбинация (агглютинация) и т.д.

Путем гиперболизации и умаление создавались герои романа. Свифта - великаны и лилипуты. Путем отбрасывания, пропускания тех или иных частей воспринятого образа создаются схемы, карты местности. Новые и образы возникают также, когда человек представляет предмет вне обычной обстановкой, например, корабли в воздухе (рис 727.2).

Образы воображения могут появиться путем комбинации (агглютинации) уже существующих образов. С помощью такого механизма воображения люди создали образ кентавра, объединив образы человека и лошади (рис73). Иногда группу уються к образу предмета какие-либо не присущие ему части, например,. Янус с двумя лицомчями.

Проявления воображения наблюдаются уже в раннем возрасте ребенка. Правда, воображении детей дошкольного возраста часто свойственна недостаточная способность различать образы реального и воображаемого. Роль воображения в детском возрасте тонко в подметил. К. И. Чуковский. Он описал ребенка, которому родители не рассказывали сказок и тем самым не удовлетворяли его потребности в воображении. Ребенок сам придумывала их"То придумает, что к ней в комнату прихімнату прихо

Рис 72. Волшебный великан-дракон - любимый герой сказок большинства народов мира

Рис 73. В сказках много разных персонажей, является результатом агглютинации

см с визитом красный слон, то будто у нее есть подруга медведица. Кора, и, пожалуйста, не садитесь на стул рядом с ней, потому что - разве вы не видите?

В старшем дошкольном возрасте выражена более целенаправленная воображение. Затем, с приобретением человеком опыта, с каждым годом роль фантазии в жизни для нее растет. Без воображения вряд ли возможна творчество писателя, композитора, ученого. Они, по сути,"видят"мысленный образ. Настоящий писатель всегда переживает успехи и неудачи своих героев. Например,. М. Дикксис закончил роман"Лавка древностей"смертью героин и. Он писал, что мнимая смерть настолько поразила его, что он почти чувствовал себя убийцей. Важную роль воображение играет в процессе научных открытии процесі наукових відкриттів.

Физиологической основой воображения принято считать разбиение на элементы существующих нервных связей и объединения их в новые системы. Таким образом возникают образы, не совпадающие с предыдущим опытом, но и не оторваны от негоо.

Большую физиологическую роль в процессе воображения играет гипоталамолимбична система головного мозга. Учитывая особенности данной системы, которая отвечает за деятельность воображения, можно отметить, что воображение влияет и акож и на органические процессы, например, функционирования эндокринных желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и т.д.. Представление о различных психические болезни может привести к тому, что практически здоровый человек начнет замечать у себя симптомы, существование которых сама же сначала представлялила.

Известный психолог и нейрохирург. О. Р. Лурия описал чрезвычайное экспериментальный факт:

"Достаточно было. Ш что-нибудь представить себе или, как он говорил, увидеть, и мы могли наблюдать удивительные изменения, видбувшийся в его теле. В специальных опытах мы могли видеть, как он повышал темпер ратуру левой руки на 1,5 градуса, для этого достаточно было"увидеть", что его правая рука лежит на плите, а в левой он держит кусок льда. Без огромных усилий он ускорял ритм работы сердца (представлений ляючы. Бегущий за трамваем) или замедлял его (видел, что спокойно лежит в постели) в него наблюдались явления депрессии а-ритма на электроэнцефалограмме, когда он, сидя в темноте эксперимент альной камеры, начинал видеть яркий пучок света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, потому что видел, что в кресле сидит другой и том, другом, а не ему рвут зуб а не йому рвуть зуб".

Психологи выделяют следующие виды воображения, как произвольная, непроизвольная, репродуктивная и творческая

У человека воображение может возникать произвольно и непроизвольно. Произвольная воображение проявляется, когда у человека образы и идеи возникают в результате волевых усилий или поставленной цели. В ходе ее проявлений процесс воображения конт тролюеться и направляется самим человеком. В основе этого процесса лежит умение произвольно вызывать или изменять нужные образы. Поэтому произвольное внимание, как правило, является активным процессом превращения образеазів.

Хирург, готовясь к сложной операции, создает ее картину. При этом он старается творчески проработать опыт других хирургов, новые достижения науки

Воображение называется непроизвольным, когда создание новых образов нс направляется специальной целью представить определенные предметы или события

Воображение зависимости от опыта, знаний, способностей, особенностей ума и других личностных свойств человека обогащает практику, в ней же она проходит проверку

Репродуктивная воображение заключается в создании новых для человека предметов или явлений, напоминающие те, которые человек когда-либо видела, или в воссоздании образа по словесному описанию предмета или чертежам. Репродук руктивных воображение стремится для точного воспроизведения образа, она широко используется в различных видах деятельности. В отличие от репродуктивной, при творческом воображении человек создает образы предметов, которых она ник оли не видела, например, образ снежной человекни.

Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого будущего. Мечта в жизни человека играет важную роль. В связи с этим. Д. И. Писарев отмечал, что если бы человек был совершенно поз збавлена??способности мечтать, если бы она не могла изредка забегать вперед и созерцать своим воображением в цельной и законченной картине то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - тогда до н и как нельзя было бы понять, какая побудительная причина заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизнижиття.

Способностью мечтать люди обладают в разной степени. Кроме того, индивидуальные различия людей проявляются в том, насколько мечта связана с реальностью, с ее осуществлением. В одних случаях мечты побуждают л человека к активной деятельности, в других - оставляют ее пассивной, в мире грез. В подобном состоянии могут находиться как здоровые, так и больные люди. Если в норме человек"купается в мечтах"через свою бездействия ьнисть, то в патологии это результат изменения психики под влиянием заболеваниям захворювання.

Непроизвольное воображение - более простая форма создания образов. Здесь они возникают без специальных волевых усилий человека. Так, глядя на облака, мы иногда самопроизвольно видим интересные изображения: поезд рухает ться, разных зверей, человека тощщо.

Непроизвольное воображение характеризуется пассивностью процесса своей деятельности. Связь потребностей личности и пассивной непроизвольного ее воображения выражается в феномене человеческого бред

яркого представителя этой категории людей изобразил. Гоголь в образе. Манилова. Почти все свое время. Манилов тратил на приятные, но безосновательные бред. Он никогда не пытался осуществить эти грезы. В ц этом иллюзорном жизни ему все удавалось, он был уважаемым человеком, на что не мог претендовать в реальной жизнитті.

Наиболее яркими проявлениями непроизвольного пассивной воображения, при ослабленный работе сознания и его расстройствах, являются галлюцинаций

Одним из проявлений углубления или расширения воображения выступает процесс фантазии. Фантазия глубже и ярче раскрывает процесс построения образа объекта. Фантазии присущи всем людям, только в разных формах их х проявления, и зависят от возраста и степени развития личности. Учитывая это, можно выделить ряд отдельных видов фантазий - детские, научно-познавательные, сексуальныеьні.

Роль фантазии возрастает по мере усложнения труда. Однако и в простейшем общении есть определенный элемент фантазии. Склонность к запредельного фантазирование очень резко обнаружена у истериков. При этом их фанта азии схожи с детскими, то есть создаваемые образы практически не отличаются от реальной действительности. Часто мнимое принимается за действительное, оно приобретает бесплодного, навязчивого характера. Медицинские работники должны учитывать то, что некоторые больные под влиянием прочитанных книг, увиденных кинофильмов или услышанных различных высказываний могут смешивать мнимые симптомы заболевания с настоящими. Эти ложные представлений ления приводят к серьезным патологическим изменениям личностистості.

При отдельных психологических расстройствах фантазирование может принимать форму бред или проявляться в виде бредовых фантазий. Так, известны случаи, когда человек под ситуативным влиянием болезненного воображения переутомление илювалася в зверя, например, делала из себя собаку, начинала лаятьи.

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.


3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах , а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности , составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

Выделяют основные способы создания образов воображения : комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов . Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения ) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).

Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.

Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, например, в классической комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда - это тоже результат гиперболизации.

Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация - выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А. Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сферами психики и другими познавательными процессами - эмоциями, с памятью и мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, скрытыми упреками в абсолютно нейтральных фразах и ситуациях. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голоса или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. В этом плане характерен пример Б. М. Теплова, рассказавшего о мальчике семи - восьми лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского в монастырь, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие пострижения в монахи, незнакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Это крайне яркий и наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способности, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативность отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.

Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи- восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Выше уже упоминалось о данных Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:

● оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

● семантическая гибкость - способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;

● образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

● семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Впоследствии характеристика креативности была дополнена способностью к обнаружению и постановке проблем и способностью к усовершенствованию путем добавления деталей.

Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

В зависимости от степени активности и осознанности человеком новых образов различают активное и пассивное воображение. При пассивном воображении создаются образы, которые не воплощаются в жизнь, программы, которые не реализуются. Примером пассивного воображения служат фантазии, мечты, грезы, сны, галлюцинации. Прекрасным примером пассивного воображения является Манилов - человек, который рисует себе выдуманную жизнь, где ему все удается, все ему завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в реальной жизни в настоящее время.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это образ, который человек строит, основываясь на уже готовом описании. Создавая образ по описанию, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, устную и т.д.) имеющимися у него знаниями, опытом. Чем больше запас знаний, опыт, тем ярче и богаче образ, который рисует себе человек. Полнота, содержание и яркость образа зависят и от художественного мастерства автора. Творческое воображение - это создание нового, оригинального образа, идеи.

Рис. 1.

Развитие воображения

Долгое время в науке господствовала идея о невозможности алгоритмизации и обучения воображению. Французский психолог Г. Рибо писал: "Что касается до "методов изобретения", то их на самом деле не существует, в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров". Воображение иногда называют "прихотливой способностью", подчеркивая тот факт, что воображение действует без заметного детерминизма. Именно поэтому воображению приписывают самопроизвольность. Практически невозможно заставить себя вообразить или не воображать что-либо. Процесс начинается как бы сам собой.

Постепенно эта точка зрения была опровергнута. Английский ученый Г. Уоллес, изучая, как знаменитые ученые делали свои открытия, выделил четыре стадии процесса творчества:

  • 1) подготовка (зарождение идеи);
  • 2) созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений);
  • 3) озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  • 4) проверка.

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза.

В конечном счете процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетичесский характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого - склеивание). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. О приеме агглютинации хорошо высказался художник Леонардо да Винчи: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". Л.Н. Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе "Война и мир" он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие - у ее сестры Татьяны, "перетолок" и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличим объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшим (литота). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда изображается герой могучего телосложения, ростом "выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего", со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулливера".

Жил-был слон,

Не громадный слон, а маленький, маленький, Маленький слон, чуть побольше мышонка. Одуванчик над ним в небесах расцветал, А комар вертолетом громадным жужжал, А трава для него просто лес, просто лес. Просто сразу пропал, если в чащу залез.

Э. Успенский

Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе "итальянца", "англичанина", "китайца" или представителя любой другой нации. Однако если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ трансформируется. По этому поводу A.M. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесять человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы". Тип - это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

Для успешной адаптации в нестабильном обществе требуется высокий уровень креативности. Сегодня остро встает вопрос обучения как приемам, так и методам творческого мышления. Для обучения творческому мышлению разработано много способов. Один из самых известных - "мозговой штурм", или "брейнсторминг". Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложен американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа). Им было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, очень профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций - все это сдерживает творчество и заставляет работать по шаблону. Диалог в условиях "мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать преграду, высвободить творческую энергию участников для решения творческой задачи.

В настоящее время выработано несколько модификаций метода "мозговой атаки".

В работе необходимо оптимально сочетать логику и интуицию. В условиях генерирования идей желательно ослабить активность логического мышления и всячески поощрять интуицию. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ выдвинутых идей.

Несомненным достоинствам этого метода является то, что он позволяет обучаться приемам творческого мышления в группе. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Для развития креативности наряду с мозговым штурмом столь же часто используют метод эвристических вопросов. Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов". В практике обучения их еще называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею правильного ответа.

Эвристические вопросы широко использовали в своей научной и практической деятельности еще Сократ и древнеримский философ Квинтилиан. Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых вопросов (эвристических): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

  • 1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
  • 2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).
  • 3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).

Эвристические вопросы должны стимулировать решение творческих задач.

  • 1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Полезно сделать чертеж. Важно ввести подходящие обозначения. Разделить условие на части, постараться записать их.
  • 2. При поиске идеи решения и при составлении плана решения важно найти связь между данным и неизвестным. Спросите себя: известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее решения? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?
  • 3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?
  • 4. Всегда нужно контролировать полученное решение. Спросите себя: можно ли проверить результат? Можно ли проверить ход решения? Можно ли получить тот же результат иначе? Можно ли проверить правильность полученного результата? Можно ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.

Большой вклад в разработку методов развития творческого мышления детей внес П. Торренс. Он предлагал на первом этапе работы с детьми давать им задачи на решение анаграмм (поиск слова в бессмысленной последовательности букв). Затем по картинкам испытуемый должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемым предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Торренс считал, что такая организация занятий позволит освободить человека от задаваемых обществом рамок и он начнет мыслить творчески и нестандартно.

Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т.п.

Многие тренинги креативности построены на основе игры. Игра, как никакая другая деятельность, заставляет придумывать новое, фантазировать, творить.

Как бы ни была совершенна методика обучения творчеству, очевидно, что творческая деятельность требует определенных личностных особенностей и большого труда от человека. Важны такие качества, как любознательность и упорство. Творческие люди видят проблему там, где другим все ясно и понятно. Они могут взглянуть на ситуацию совершенно под другим углом зрения, нежели большинство людей.

Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку- "липучку". Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась "липучка".

Многие выдающиеся личности описывают процесс творчества как каждодневную тяжелую, почти рутинную работу. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы. Творчество и фантазия, по-видимому, не существуют без систематического труда.



Что еще почитать