Регуляция эмоциональных состояний. Контроль эмоциональных состояний. Эмоциональное состояние и невроз

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ребенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития -это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми". Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра. присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее эффекты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них мы будем говорить в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л.С.Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка". Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и

Видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис

Полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них - это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Наверное, поэтому Л.Н.Толстой называл это время «пустыней одиночества».

4. Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста".

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Примерный характер взаимодействия между ними представлен на рис.1. Кратко прокомментируем его.

ПСИХИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

Ранее мы отмечали, что развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результи-руют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Итак, мы подошли к еще одному важному вопросу -вопросу о периодизации психического развития ребенка. Обратимся к краткой истории этого вопроса, из которой всегда полезно извлечь некоторые уроки.

ЛЕКЦИЯ 2 -3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

    Показатели психического развития;

    Факторы развития;

    Основные закономерности психического развития;

    Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта;

    Принципы изучения психики ребенка.

Показатели психического развития

Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенны­ми мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психи­ческого развития ребенка являются содержание, характер, спо­соб и направленность его деятельности.

Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует вы­делить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показа­телями являются:

    Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.

    Формирование системы личностных отношений к действи­тельности и к самому себе.

    Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности.

Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на раз­ных ступенях ее развития.

Поскольку психика есть отражение действительности, ее раз­витие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные пе­риоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.

Развитие познавательной деятельности сказывается не толь­ко в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружа­ющих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвиж­ность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с пер­вых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в раз­ные моменты его жизни.

Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного от­ражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляю­щих, переход к системным и осмысленным знаниям.

«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распре­делен в ряды систем»,- писал И. М. Сеченов.

Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными спо­собами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рас­суждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а за­тем критически проверять их.

Значит, развитие познания обнаруживается не только в из­менении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.

Формирование системы отношений

Отражая мир, человек так или иначе относится к позна­ваемым явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем более зрелым становится человек, тем больше определяются его собственные взгляды, отношения, оценки. От­ношения младенца к окружающему миру выражены в первич­ных чувствах удовольствия и неудовольствия. Они вызываются удовлетворением и неудовлетворением его простейших жизнен­ных потребностей. Голод, боль, усталость вызывают отрицатель­ные переживания. Они проявляются в чувстве неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение вызывают положительное отношение.

Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка выражается в следующем:

    Постепенно безразличные, т. е. «эмоционально-нейтраль­ные» вещи, например новое нарядное платье, цветные картинки, поступки людей и т. п., не имеющие жизненного значения для ре­бенка, начинают вызывать в нем какие-то чувства.

    Пятилетний ребенок испытывает не только чувства удовольствия - неудовольствия. Его отношения к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбель­ ной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.

    Отношение, выраженное в чувствах подрастающего челове­ка, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким. Чувства старшего ребенка - школьника - усилены приобретенной им системой знаний и практическим опытом, в то время как чувства маленьких детей еще в значительной мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззрен­ческих чувств опирается на осмысленные и обоснованные знания. Они становятся подлинными убеждениями развитого человека.

Овладение системой практических и умственных действий

Сознание человека выражено в его деятельности. К- Маркс говорил, что «человек не только отражает мир, но и творит его».

Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменя­ется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, стру­ктура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более при­митивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по содержанию усваиваемого материа­ла. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.

Развитие личности не совершается ритмично и равномерно: в одни периоды жизни наиболее заметные сдвиги совершаются в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характе­ризуются интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у подростка, юноши). Но несомненно, что ребенок в каждый момент своей жизни есть единая и целостная личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях.

Целостность и своеобразие каждой личности с наибольшей полнотой выступает в повседневной жизни человека, в его пове­дении, в его поступках, т. е. в таких действиях человека, в кото­рых выражено его отношение к окружающему.

По изменению поступков ребенка можно судить о его разви­тии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо выраженное общественное значение. У младшихдетей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические желания; у старших они определяются общественными понятия­ми и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего чело­века.

Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет свя­зи между целью и способом действия или между целью и моти­вом. Эта связь формируется в процессе развития. Непроизволь­ное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющее­ся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным дей­ствием, т. е. продумывается во всех звеньях. Трехлетний ре­бенок обычно знает только то, что он хочет (и то не всегда).

По мере развития ребенка его поступки становятся все более сознательными. Подросток не только знает, чего он хотел и чего достиг, но и оценивает свои действия с точки зрения общест­венных требований, общественных норм морали.

Про нравственно развитого, сознательного человека говорят, что он действует «по совести» или руководствуется «голосом сове­сти». Идеалисты видели в понятии «совесть» проявление божест­венного духа. Но с материалистической точки зрения совесть - отражение человеком всей совокупности моральных требований и оценок, принятых в обществе, которые стали и для него мери­лом и критерием оценки его собственного и чужого поведения. Такое «чувство совести» проявляется в принципиальности, в том высшем уровне поведения человека, который определяет образ его действий, стиль его отношений к труду, к людям, к себе.

Таким образом, в сложившемся образе действий зрелый, воспитанный человек выступает в единстве всех его сторон: как мыслитель, гражданин идеятель. Эти основные гра­ни личности обычно не оформляются у ребенка фронтально и равномерно. Однако степень их взаимосвязи и достигнутый успех в формировании каждой стороны личности свидетельст­вуют о том уровне развития, которого достиг ребенок в конкрет­ный момент его жизни.

Несмотря на то что среди советских психологов еще сущест­вуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом острых споров, все передовые психологи и педагоги видят в процессе развития ребенка сложнейшее явление общест­венной жизни. Оно обусловлено действием определенных факто­ров и условий.

3. Специфика психического развития ребенка.

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше - больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: реформированный и непреформированныи типы развития. Преформированныи тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по - разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир"). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога - проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

Тезис лекции 4. Движущие силы, условия и источники развития ребенка.

Онтогенез человека разворачивается в культурном про­странстве и в некотором историческом промежутке вре­мени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные. Сам процесс такого взаимодействия, т. е. определенные отношения между индивидом и средой - это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуально­го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для пси­хического развития человека.

Социальная ситуация развития ребенка - первое основное понятие механизма психического развития.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единствен­ное и неповторимое отношение между ребенком и окру­жающей его действительностью, прежде всего социаль­ной. Это отношение называют социальной ситуацией развития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выгот­ский). Социальная ситуация развития - это исходный мо­мент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психиче­ские свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономер­но определяет весь образ жизни ребенка, или его со­циальное бытие. Выяснив и поняв ее есть возможность выяснить и ронять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Среда с точки зрения развития стано­вится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной си­туации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических воз­растов.

Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ре­бенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разны­ми детьми (Выготский Л. С.)

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред­ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино­му этапу возрастного развития.



В настоящее время в нашем обществе наметилась тен­денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо­бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со­циальным расслоением в обществе.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразовании на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

Виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми (до 1 года).

2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра (от3 до7 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников (от7 до11 лет).

5. Общение подростков со сверстниками (от11 до15 лет).

6. Учебно-профессиональная деятельность в ранней юность (от15 до 17 лет).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых

психических структур, качеств и свойств.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоотве-тсвии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Кризис развития - это следующий основной механизм развития ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Л. С.Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка . Кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастают физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенка.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства:

Кризис новорожденности. Младший во (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них – это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса – это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет о психологических новообразованиях.

Особенности протекания кризиса развития. Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям, врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. Этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Возможно, поэтому Л. Н. Толстой называл это время «пустыней одиночества».

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликты с взрослыми, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития. Взрослые могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внешними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и затягивается. В переходные периоды взрослым особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных периодов. Жесткое давление на ребенка, переживающего кризис не приносит ожидаемых результатов.

Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это

Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь:

Обобщенный результат этих изменений, всего психологического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов до отдельных свойств личности.

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов, врачей. Для них новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. Вероятность диагностических ошибок врачей в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).



Что еще почитать