Развитие общества. Механизмы изменения социальных отношений

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Социальные изменения и социальные противоречия

Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления:

● в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколений;

● в методах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

● в социально-классовой и профессиональной структуре общества;

● в динамичности социальных норм и ценностей, регулирующих процессы в обществе;

● в характере взаимоотношений между индивидами и многочисленными социальными группами и социальными институтами.

Особые трудности возникают в отношенияхмежду личностью и обществом, когда происходит динамичнаятрансформация социальных отношений, то есть коренное изменение норм и ценностей во всех сферах жизни общества на протяжении короткого промежутка времени. Такие процессы, например, особенно ярко проявились в новых государствах, созданных на территории бывшего Советского Союза сразу после его распада. Социальные изменения в сложившихся условиях неизбежно сопровождали сложные и трудноразрешимыепротиворечия , которые все еще дают знать о себе и в настоящее время.

Социальные противоречия – это столкновение между собой интересов и целей индивидов, различных социальных групп и общества в целом. Противоречия имеют тенденцию накапливаться и усиливаться, если их своевременно не устранять. В этом случае возникнут социальные конфликты , которые могут привести к дестабилизации общественных отношений.

В социальных системах переходного типа, в условиях интенсивной трансформации социально-экономических и политических преобразований общественных отношений, противоречия носят комплексный характер и отличаются высокой динамичностью.

Например, данные анкетных опросов населения одного из областных городов Беларуси показали, что оценки респондентами основных социальных проблем за последние десятилетия распределяются далеко не однозначно. Ниже изложены результаты сравнительных исследований, которые проводились с участием автора по репрезентативной выборке в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 и 2005 годах.

В 1980 году среди наиболее существенных вопросов, требующих немедленного разрешения, на первом месте респонденты назвали «жилищное строительство». Так считали 62% опрошенных. Далее, нерешенные в городе проблемы ранжировались в следующей очередности: «улучшение снабжение продовольственными товарами» (51%), развитие городского транспорта» (46%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (42%). Другие перечисленные в анкете проблемы оказались для респондентов менее актуальными.

Через пять лет, в 1985 году для жителей города особенно важным стало: «жилищное строительство» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (52%), «улучшение работы лечебных учреждений» (52%), «улучшение снабжения продовольственными товарами» (37%) и «увеличение ассортимента промышленных товаров» (35%).

Характерными для своего периода стали ответы 1990 года. В числе самых приоритетных проблем респонденты назвали: «улучшение снабжения продовольственными товарами» (87%) и увеличение ассортимента промышленных товаров» (79%). Актуальными оставалось «жилищное строительство» (67%), «улучшение работы лечебных учреждений» (48%) и «борьба с пьянством, хулиганством, другими антиобщественными явлениями» (30%).

Резко отличаются от традиционных оценок ответы 1995 года. Проблема «борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» выходит в общественном мнении населения города на первое место (73%). Причем, акцент, видимо, делался на последней части этого фактора, включающей в себя борьбу с преступностью. Очень беспокоило респондентов в это время «улучшение работы лечебных учреждений» (71%), «жилищное строительство» (70%) и снова – «развитие городского транспорта» (55%). В 1985 и 1990 годах последней проблемой были озабочены только 18 и 15% жителей города, соответственно.

Данные опроса, проведенного в 2000 году, ранжируются в иной последовательности: «улучшение работы лечебных учреждений» (91%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (80%), «жилищное строительство» (74%), «развитие городского транспорта» (64%).

Заметная положительная динамика обнаруживается в ответах 2005 года: «улучшение работы лечебных учреждений» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (44%), «жилищное строительство» (51%), «развитие городского транспорта» (44%).

В условиях непрерывных перемен в обществе усложняется адаптация конкретных индивидов к новым, быстро меняющимся условиям и жизненным принципам. Постоянно возникает проблема социального выбора, которая рельефно проявляется, когда индивид примеряет на себе новые социальные роли, то есть такие стереотипы поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям конкретных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным приспособиться к непривычным для них социальным ролям (например, предпринимателя, фермера и т.п.). Чтобы освоить эти роли, а они часто противоположны тем, к которым людей «обучали» с детства, необходима определенная социальная гибкость и ловкость .

Не всем удается найти себя, свое «Я» в этой ситуации. Особенно трудно приходится поколениям зрелого возраста. Отсюда их стремление реставрировать (реанимировать) прежние социальные нормы , то есть такие правила поведения и такие формы социального контроля , которые бы компенсировали дефицит индивидуальной активности и личных способностей по адаптации к новым ценностям.

Выбор идеалов, приспособление к нетрадиционным социальным ролям, усвоение новых норм и ценностей можно рассматривать как непрерывно продолжающаяся социализации личности или точнее–ее ресоциализация . То есть, этот процесс связан уже не столько с воспитанием личности, сколько с ее «перевоспитанием». Он затрагивает интересы всех членов общества, независимо от возраста и социального положения и требует всестороннего социологического анализа.

Поэтому так важна информаци я о положительных изменениях и проводимых мероприятиях, направленных на устранение противоречий в социальном развитии конкретно каждого населенного пункта. Данные социологических исследований здесь могут занять исключительно важное место.

Уровни социального развития общества

Социальное развитие общества, то есть, необратимые изменения в направлении качественно нового состояния его структуры и функций, или, иначе, это поступательное движение общества от низших форм к более высокому уровню.

В обществе может наблюдаться ускоренное совершенствование или, наоборот, в нем может присутствовать деградация и разрушение . Существуютразличныеуровни (этапы) развития общества

1. Становление социальной системы. Типично после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Подобные процессы обычно сопровождаются:

● изменениями социальных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;

● формированием новых социальных институтов;

● переход к системе иных общественных отношений.

2. Прогресс общества, то есть перевод его в более совершенное состояние. С этой целью используются реформы , направленные на изменение социальной структуры общества и более эффективное взаимодействие между составляющими элементами. Подобные процессы нередко сопровождаются:

● противоречиями между интересами, взглядами, идеями, определяющими возможные пути развития общества;

● сопротивлением социальных групп и слоев общества, интересы которых не учтены в реформах;

● скептицизмом консервативной части общества, у которой все новое всегда вызывает сомнения.

3. Воспроизводство социальных отношений в традиционном состоянии, которое сложилось в предшествующие годы. Ставится главная задача сохранить общество в первоначальном состоянии. Это консервативный подход к социальному процессу, ориентированный на застой в общественных отношениях. Здесь в социальных процессах проявляются две противоположные тенденции:

● стремление к сохранению существующей социальной системы;

● попытки ее изменить, перевести в режим реформ или революций.

Если первая тенденция поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов, то второй вариант инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующей системы.

4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного разрушения социальной системы, связанные с кризисом власти и ее неспособностью устранять возникающие противоречия :

В таком обществе взаимодействуют социальные группы, у которых различные, часто противоположные интересы. Поэтому всегда существует ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них.

Соотношение реформ и революций

В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативный подход (от лат conserver: сохранять, охранять) – согласие с господствующими общественными отношениями. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформистский подход (от лат. reformare: преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка его подправить, используя реформы . К реформам склонны правящие группы, делая этим уступки массам, чтобы сохранить свои лидирующее положение в обществе.

3. Революционный подход (от лат. revolution: поворот, переворот) – связан со стремлением коренного, радикального изменения общественных отношений с помощью революции . Проявляется в требовании слома старой социальной системы и замены ее на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Социальная революция, в отличие отреформы – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Оно сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, с социальными группами, которых не устраивает их положение в обществе.

В канун социальных революций противоречия предельно обостряются:

● центробежные тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами;

● принятые властями решения саботируются, не выполняются;

● резко усиливается недовольство масс;

● популярными становятся лозунги, направленные на разрушение, а не на созидание;

● появляются новые, харизматические личности, которые используют недовольство масс для собственного прихода к власти.

Социальные революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и т.п. условий и факторов. В науке конкурируют различные точки зрения на причины революций.

К примеру, К. Маркс полагал, что революции происходят в результате обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по старому» и обнищание «низов», которые не хотят жить «по старому».

Известный социолог П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможности удовлетворения «базовых инстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности и творческой деятельности.

Многие современные авторы , причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанных с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.

Неизбежные разрушительные последствия социальных революций для общества нежелательны. Наиболее целесообразен эволюционный путь социальных изменений. Он предполагает:

● поэтапное реформирование социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

● постепенное проведение преобразований в обществе под контролем государственных институтов;

● стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных осуждений;

● конституционный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Все это в совокупности представляется мягким и наиболее эффективным способом устранения социальных противоречий в обществе, направленным на созидание, а не разрушение.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Социальные изменения в обществе и глобальные изменения в мире. Основные формы проявления социальных изменений.

2. Неизбежность социальных противоречий в условиях социальной трансформации общества.

3. Что такое «кризис социальных ролей»? Какими причинами он обусловлен?

4. Признаки и основные черты социального развития общества. Уровни (этапы) развития общества.

5. Какими чертами характеризуется становление социальной системы?

6. Особенности прогрессивного варианта развития общества.

7. Какие тенденции доминируют при воспроизводстве социальных отношений?

8. С какими факторами может быть связан распад социальной системы?

9. Три точки зрения на развитие общества:

9.1. Особенности консервативной позиции. Кто ее сторонник?

9.2. На каких принципах, и каких социальных группах основывается позиция консерватизма?

9.3. В каких случаях проявляется и чем обусловлены революционные изменения общества?

10. Что такое социальная революция? Как она соотносится с реформами?

12. Преимущества эволюционного пути развития общества.

Дополнительная литература к главе 4

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социологические исследования, 2003, № 11.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003, № 12.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования, 2003, № 9.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шикун А.И.
Основы социологии: электронное пособие для студентов вуза / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 133 с. Рассматриваются осн

Возникновение и этапы развития социологии
Ключевые понятия:социология как наука о социальных системах; предпосылки возникновения социологии; этапы и тенденции развития социологии; современные теории:

Предпосылки возникновения социологии
Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал исп

Этапы развития социологической науки
Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа: Первый этапсвязан с появлением первых социоло

Объект, предмет и уровни социологического знания
Ключевые понятия:объект, предмет и категории социологии; социальный, общественный, социетальный;функции и уровни социологического знания; фундаментальная соц

Функции и специфика социологии как науки
Функции социологии весьма разнообразны. Тем не менее, их можно свести к трем основным: 1) теоретико-познавательная (гносеологич

Уровни социологического знания
В соответствии с различными уровнями организации и функционирования общества выделяют основные уровни социологии: 1) макросоциология

Понятие общества в социологической науке
Ключевые понятия: общество как объект социологии; социальные системы; социальные общности, массовые и групповые общности; типология и сферы жизни общества; с

Общество – объект социологического знания
Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общество»: 1. Это устойчивая, культурно-историческая форма организации жи

Основные типы и сферы жизни общества
Типология обществаможет быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствую

Социальные группы и социальная стратификация
Ключевые понятия: социальные группы и социальная стратификация; социальная структура; признаки социальных групп; типология групп, большие и малые группы; вид

Социальные группы в структуре общества
Социальная структура (от лат. structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ни

Типология социальных групп
Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей: 1. Социальные классы и слои общест

Виды и формы социальной стратификации
Современныетеории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои

Национально-этнические и расовые различия
Ключевые понятия: этническая структура, национально-этнические группы; нация, народность, этнос; этнические меньшинства; плюралистические общества, национали

Национально-этнические общности людей
Изучение социально-экономических, социально-политических, духовно-идеологических, социокультурных проблем развития наций и народностей осуществляет социология национальных отношений, или ее еще наз

Национализм, регионализм, расизм
Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических

Пути разрешения национальных противоречий
Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты,

Место национально-этнической дифференциации общества в социальной структуре современного общества
3.Что изучает этносоциология? 4. Дайте определения понятий «нация» и «народность». 5. Что такое «национальность».


Ключевые понятия: социальная деятельность;социальные организации и социальные институты; субъекты и объекты социальной деятельности; признаки организаций, ви

Субъекты и объекты социальной деятельности
Взаимодействие с окружающей средой с целью ее преобразования осуществляют субъекты деятельности, непосредственно влияющие на окружающие социальные процессы.

Признаки и виды социальных организаций
Социальные организацииимеют ряд общих признаков, среди которых можно выделить следующие основные: 1) упорядоченное состояние конкретного социального об


Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные базисные потребности. Это стремление выливается в определенн


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования

Понятия семьи и брака
Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не

Социальные функции и типы современной семьи
Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи, которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, обществ

Ролевые отношения и структура семьи
В семье формируются различные социальные роли, складываются определенные ролевые отношения. Каждый член семьи выполняет специфические

Быт и образ жизни в современном обществе
Можно выделить три основные формы быта, наиболее часто исследуемые социологами: 1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства

Здоровый образ жизни
Социокультурнаяактивность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.


Ключевые понятия: образование и культура; социология образования; экономические, социальные, культурные функции образования; уровни образования; особенности образования в ра

Функции и уровни образования
Основные функции образования можно подразделить на три основные группы: экономические, социальные и культурные. Функции образования могут выступать в качеств

Особенности образования в других странах
Результаты исследования отечественной системы образования желательно сопоставлять с опытом совершенствования системы образования в других странах. Например, во Ф

Социологические теории образования
В социологии известны различные теории современного образования. Они часто рассматривают образование в связи с социальным неравенством. Например, Базиль Бернштей

Роль духовной культуры в социализации личности
Духовная культура –это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, взглядов, оценок, моделей поведения людей. Иначе говоря,это зафиксир

Общественное мнение и средства массовой информации
Ключевые понятия: общественное мнение, объект и субъект общественного мнения; функции общественного мнения; предмет социологии общественного мнения; средства массовой информ

Понятие и структура общественного мнения
Термин «общественное мнение» функционирует в качестве одной из характеристик социального взаимодействия, по меньшей мере, более восьми веков. Полагают

Особенности функционирования общественного мнения
Влияние общественного мнения на социальные процессы осуществляется через реализацию его основных функций. Функции общественного мнения разнообразны:

Типология средств массовой информации
Массовая информация – это сообщения, ориентированные на большую по численности аудиторию. Они выражаются в различных формах: ●

Влияние СМИ на общественное мнение
Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях созд

Управление социальными процессами
Ключевые понятия: социальный процесс и социальное управление; уровни социальных процессов; общественное сознание и идеология в социальном процессе; структура социального упр

Социальный процесс как объект управления
К понятию социального процесса возможны два основные подходы: 1) социальный процесс – это случайный (статистически в

Структура социального управления
Социальное управление – это многогранный, структурно сложный вид человеческой деятельности. Его можно представить: во-первых, как механизм, с помощь

Принципы и функции управления
Управление обществом и отдельными социальными группами осуществляется на основе накопленного практического опыта, который фиксируется как принципы управления

Социальное взаимодействие и социальные отношения
Ключевые понятия: социальное взаимодействие; социальные связи и социальные отношения; виды и формы социального взаимодействия; социальные интересы и потребности; социальные

Виды и формы социального взаимодействия
Взаимодействие, то естьинтерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах. 1) межличностное (непос

Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация(от лат. communication: обмен, связь, разговор)– это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт

Виды социальной коммуникации
Можно выделить основные виды коммуникации: 1. Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает: χ

Личность как объект и субъект социальных отношений
Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, эта

Личность в системе социальных отношений
Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в ролиобъекта

Этапы социализации личности
Социализация– это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодейств

Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида

Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и

Труд как форма социального взаимодействия
Ключевые понятия: труд и трудовая деятельность; социология труда; структура труда; содержание, формы и характер труда; разделение труда; виды и условия труда; стимулы к труд

Структура и функции труда
Структура труда включает в себя следующие основные элементы: 1) личностные компоненты производительн

Социальные проблемы трудовой деятельности
Существенной характеристикой трудового процесса являются условия труда – совокупность технико-организационных, социально-экономических и естественно-природных факто

Социальные конфликты, способы их разрешения
Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения соци

Виды и формы социальных конфликтов
Конфликты подразделяют на виды, в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают: 1) экономические

Причины и пути преодоления конфликтов
Многообразные причины конфликтов, то есть, факторы, определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

Социальные изменения и социальные противоречия
Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления: ●в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколен

Соотношение реформ и революций
В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции: 1. Кон

Методологические подходы к социологическому исследованию
Ключевые понятия:социологическое исследование, его виды и формы; программа исследования, функции и структура программы; проблемы, объект и предмет исследования; цель, задачи

Виды и формы социологического исследования
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований: 1.Фундаментальныеисследования

Структура и функции программы исследования
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-мето-дические и организационно-управле

Обоснование проблемы исследования
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования. Проблема исследования(от греч. probl

Определение объекта и предмета исследования
Реальным носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования. Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в кото

Формулирование целей и задач исследования
Каждое научное исследование должно быть целенаправленными, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяж

Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования, которые должны предшествовать любом

Интерпретация основных понятий
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных, понятий, используемых в исследовании. Интерпретация понятий – это

Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия: социологические данные, информация, метод; методы сбора информации; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность; репрезента

Определение методов сбора информации
Использование наиболее эффективных методов сбора информации является важнейшим условием успешного проведения исследования в каждом конкретном случае. Методы сбора информации

Определение методов обработки информации
После сбора информации наступает ее обработка. Этот этап довольно трудоемкий, требует применения технических средств и специальных приемов. От него в значительной степени зависят ко

Анализ и обобщение информации
После обработки собранных данных наступает самый сложный и ответственный этап: анализ и обобщение информации. Анализ

Планирование социальных экспериментов
В социологическом исследовании на заключительном этапе всегда желательно предусмотреть эксперименты, направленные на проверку полученных выводов. Полезно проводить эксперименты по в

Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность»и «выборочная совокупность»
9. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? 10. Какие данные необходимы для формирования выборочной совокупности?

Организация социологического исследования
Ключевые понятия: организация исследования; основные организационные принципы проведения работ; стратегический план исследования, виды стратегического плана;

Принципы и способы организации исследования
Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продум

Календарный план и этапы исследования
Важнейшим элементом стратегического плана является календарный план, в котором, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования, перечисляются важн

Кадровое обеспечение исследовательского процесса
Обучение исполнителей работ в целях повышения их компетентности является обязательным условием подготовки к проведению исследования. Для этого составляется соответс

Тест по теме «Общество. Общество и природа. Сферы общественной жизни»

1. Найдите в приведённом ниже списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

2) определённый этап исторического развития человечества

3) весь материальный мир в целом

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету

5) устойчивые стереотипы человеческого поведения

6) результаты материально-преобразующей деятельности людей

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является одним из компонентов общества как системы.

Б.Воздействие общества на природу всегда ведёт к негативным последствиям.

4) оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Основные сферы общественной жини

экономическая ……………… политическая духовная

4. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести:

1) классы, социальные группы 2) политические партии 3) мораль 4) рабочую силу

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество – это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

7. Общество в узком смысле слова – это:

1) определенный этап развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

8. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

9. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:

1) массовая вырубка лесов 2) производство «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

10. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

11. Основу экономической сферы жизни общества составляет:

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и ассоциаций предпринимателей

12. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и напишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека

2) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат социальные нормы

3) Основные сферы жизни общества достаточно автономны и в то же время неразрывно связаны

4) Изменение в одной сфере общественной жизни не влияют на другие сферы и общество в целом

Ответ: 13

13. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества

1) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти

2) идеи Просвещения подготовили социальные переворот (Французская революция 18в) и т.д.

14. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

Общество как система. Общественные отношения.

1. Какая черта не относится к обществу как системе?

1) альтернативность развития

2) незавершённость развития

3) непредсказуемость развития

4) статичность развития

2. К общественным отношениям не относится:

1) оформление документов при приёме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) осуществление кандидатом в депутаты предвыборной агитации

3. К элементам общества как системы относятся:

1) плодородные почвы

2) производительные силы

3) окружающая природная среда

4) климатические особенности страны

4. Выберите верные суждения об обществе и укажите цифры, под которыми они указаны:

1) Обществу присущи абсолютная произвольность и неуправляемость

2) Обществу присуще отсутствие конкуренции интересов и устремлений

3) Общество – это социальная организация страны

4) Общество – это социальная организация племени, народности, нации.

Ответ: 34

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах общественных отношений, и одно предложение, раскрывающее пути изменения общественных отношений.

Ответ:

1) Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

2) Общественные отношения делятся на материальные и духовные

3) Общественные отношения могут быть изменены революционным путём, или в ходе эволюции, модернизации и т.д.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие общества

1) в широком смысле

2) в узком смысле слова

2. Условия возникновения общества.

3. Основные функции общества:

1) производство материальных благ и услуг

2) распределение продуктов труда

3) регламентация деятельности и поведения

4) воспроизводство и социализация

5) развитие духовной сферы

4. Основные сферы общественной жизни:

1) политическая 2) экономическая 3) социальная 4) духовная

5. Общественные отношения:

1) материальные

2) духовные

6. Основные черты общества как системы:

7 .К наукам, изучающим общество, не относится:

1) социология 2) философия 3) культурология 4) генетика

8. К источникам саморазвития общества в перспективе не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы

2) развитие духовной сферы в направлении к идеалу

3) использование техники и новых информационных возможностей в целях совершенствовании человеческого существования

4) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека.

9. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) взаимодействие людей

10. Динамический характер общества как системы проявляется в:

1) смене этапов исторического развития

2) наличии элементов и подсистем

3) социальной стратификации

4) устойчивости основных институтов

11. «Второй природой» называют:

1) биосферу 2) общество 3) деятельность 4 ) культуру

12. И общество и природа –

1) входят в биосферу

2) подчиняются общим законам развития

3) выступают объектами изучения в обществознании

4) являются динамическими системами

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

Прежде чем рассмотреть механизм изменения социальных отношений, необходимо вкратце затронуть вопрос о структуре социального отношения - клеточки общественных связей. Минимально оно состоит из двух субъектов, потенциального или реального взаимодействия между ними, а также объекта, на который направлены их интересы (рис. 8). Если раскрыть содержание взаимодействия между субъектами, то оно сведется к статусам (положениям) субъектов относительно друг друга или (и) действиям одного из них или обоих, направленным на удовлетворение интереса. Действие (поведение) распадается на элементы объективного (внешнего, физического) и субъективного (внутреннего, психологического) характера.

Рис. 8.

Возьмем, например, трудовые отношения в условиях рыночного хозяйства. Субъекты - наемный работник и предприниматель. Взаимодействие между ними - права и обязанности каждого, касающиеся трудового процесса, оплаты труда, социальных гарантий и т. п. Объект интересов - труд и его эквивалент (оплата труда). Все эти элементы весьма значимы для названных двух индивидов, а еще большее значение они приобретают в социальном масштабе, когда речь идет не о двух субъектах, а об «армии наемных рабочих» и «армии предпринимателей».

Здесь впору обратиться к марксову «Капиталу», но мы ограничимся более скромной задачей анализа механизмов возникающего конфликта.

В какой части этой конструкции может начаться ее деформация? По какой причине? На эти вопросы нельзя дать однозначный ответ. По оуществу, изменение отношений между двумя субъектами может начаться с любого элемента: целей, мотивов поведения, внешних действий, интересов, а также и с привходящих обстоятельств (таких, например, как обстановка взаимодействия субъектов, действия третьих сил). Тем более сложно определить в теоретическом рассуждении начальный момент деформации общественных отношений как массового, социального явления, особенно если учесть, что в разных сферах жизни эти изменения могут иметь различные причины.

Так, трудовые отношения могут быть нарушены из-за невыполнения одним из субъектов своих обязанностей. Распространенной причиной трудовых конфликтов в наше время являются и внешние для производства факторы: рост цен, плохие жилищные условия, национальная напряженность и др. Все они способны вызвать изменение требований к работодателям, повлечь забастовки и другие действия. Вместо гармоничных трудовых отношений прошлых лет, хотя и скрывавших под собой глубокое социальное неблагополучие, мы теперь имеем дело с прямыми конфликтами на производстве, чреватыми дальнейшим развалом экономики.

И все же о механизме деформации социальных отношений в целом можно сказать следующее. Во-первых социальные отношения более устойчивы, чем социальные ценности, и для того чтобы их изменить, нужны гораздо более веские объективные причины. Этим объясняется относительная устойчивость социальных (классовых, национальных, групповых и т. д.) связей в обществе по сравнению, например, с социальными предпочтениями, настроениями, модой и др.

Во-вторых, изменения в социальных отношениях, как мы увидим далее, чаще всего следуют за изменениями в других элементах общественной жизни. Забастовки, межнациональные конфликты, вооруженные столкновения не начинают, а завершают процесс социальной напряженности в городе, области, регионе. Да и сама интенсивность изменений в социальных отношениях отражает характер и глубину деформаций в элементах, рассмотренных выше: ценностных ориентациях, институтах, нормах. Можно, видимо, сказать, что общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более серьезно искажены ценностные ориентации в тех или иных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и институты, действующие в сфере взаимоотношений людей.

Анализ изменений в социальных отношениях в последние годы производился социологами неоднократно. Наиболее наглядны изменения в межнациональных отношениях. Известно, что в кризисные периоды некоторые межнациональные процессы принимают социальную окраску. Именно это стало характеризовать положение дел в ряде регионов страны. «Парад суверенитетов-» привел к противопоставлению местного и центрального руководства, людей разных.национальностей и религий, к возбуждению национальной розни и конфликтов. Нечего и говорить о том, что тезис о «дружбе народов СССР» оказался несостоятельным; принципы интернационализма сменились явными проявлениями национализма и великодержавного шовинизма.

Вместе с тем социально-психологические исследования показали, что многие негативные процессы и проявления в сфере межнациональных отношений довольно поверхностны. По итогам выборов в Верховный Совет РСФСР в феврале 1990 г. и народных депутатов СССР в 1989 г. сторонники «национал-патрнотлче-ского блока» в среднем набрали 2-4% голосов избирателей. «Державные» типы массового сознания, по мнению специалистов, оказывают влияние примерно на 20% населения России. По тем же данным, положительное отношение к обществу «Память» высказали около 14% опрошенных . Когда речь идет о бытовых, повседневных связях и отношениях людей на межличностном уровне, то националистические проявления отступают на задний план, верх берут традиционные чувства соседства, землячества, дружбы, знакомства, товарищества. Это говорит о том, что интернационализм, как черта психологии основной массы населения, не утрачен, а только засорен, деформирован.

Если вернуться к перечню видов социальных отношений, приведенному в предыдущем параграфе, то в целом можно сказать, что при деформациях происходит переход от отношений сотрудничества к конфликтам, противостоянию, борьбе. В конечном счете намечается разрыв социальных отношений, их атомизация. А распад социальных связей - это уже верный признак глубокого кризиса в обществе.

  • См.: Углубление социальной дезинтеграции в 1990 году... С. 33 и след.


Что еще почитать