Общие свойства ощущений в психологии. Понятие и классификация ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений

В течение длительного периода в философии и психологии ощущение трактовалось как элементарная частица сознательной жизни человека, поэтому, начиная с первых работ философов-сенсуалистов, ощущение подвергалось тщательному и критическому анализу. Среди основных свойств ощущений традиционно выделяют качество, интенсивность, пространственную и временную протяженность, ясность и отчетливость.

Качество (.модальность ) - форма отражения стимула в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.).

Интенсивность - количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего стимула и функциональным состоянием рецептора. Интенсивность ощущения ограничена сенсорным порогом (см. гл. 3 «Экспериментальное изучение ощущений. Проблемы психофизики»). Сенсорный порог бывает нескольких видов, среди которых в настоящий момент стоит назвать абсолютный и дифференциальный. Абсолютный порог - это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение. Абсолютный порог обратно пропорционален сенсорной чувствительности - способности организма воспринимать действие раздражителей: чем выше абсолютный порог, тем ниже чувствительность субъекта. Поэтому, характеризуя абсолютный порог, часто говорят либо об абсолютной чувствительности , либо об абсолютном пороге чувствительности . Дифференциальный порог определяется как минимальное различие в раздражителях, меньше которого оба раздражителя кажутся равными.

Пространственная протяженность - ощущение распределения энергии стимула в пространстве. Благодаря этому свойству мы может определить локализацию ощущения в пространстве (например, справа или слева от нас), а также осознать площадь воздействия стимула (как в случае тактильных ощущений). Существует понятие пространственного порога различения (преимущественно в тактильной модальности), который понимается как минимальное расстояние между двумя одновременно предъявленными стимулами, при котором возникают два раздельных тактильных ощущения.

Временная протяженность - ощущение распределения энергии стимула во времени. Временная протяженность ощущения отражена в субъективном переживании длительности стимульного воздействия. Временная характеристика ощущения также отражена в таком явлении, как сенсорная адаптация. Сенсорная адаптация - это изменение в течение времени сенсорной чувствительности, которая может понижаться, если действует сильный раздражитель, и повышаться, если действует слабый раздражитель. Также стоит упомянуть о временном пороге различения. Например, для зрительных ощущений временной порог различения составляет примерно 50 мс, а для слуховых - 180 мс. Это значит, что для того, чтобы два звуковых ощущения не сливались в одно, временной интервал между ними должен превышать 180 мс. Кожные ощущения имеют разный временной порог различения в зависимости от типа ощущений. Для различения ощущений касания и давления (т.е. тактильных ощущений) требуется гораздо меньше времени, чем для различения ощущений по качеству тепла и холода, а также возникновения болевого ощущения. Это демонстрирует такой пример из жизни, когда по неосторожности берешься за ручку горячего чайника, но быстро успеваешь поставить его на место до возникновения болевого ощущения. За это время можно успеть ощутить прикосновение к ручке, ее фактуру и т.д.

Ясность ощущения - уровень осознанности ощущения. Используя метафору сознания Вундта, можно сказать, что, если ощущение находится в центре сознания, оно будет более ясным, чем другое ощущение, которое находится на периферии сознания.

Отчетливость ощущения - это отграничение одного ощущения от другого.

В зависимости от свойств ощущений можно описать разные их виды, т.е. дать классификацию ощущений. Так, ощущения могут различаться по интенсивности - быть более интенсивными и менее, по ясности и отчетливости и т.д. Однако в психологии для классификации ощущений чаще всего применяют три критерия - это структура, функция и генез; при этом многие классификации используют сразу несколько критериев.

Структурный критерий связан преимущественно с особенностями строения органа, участвующего в возникновении ощущения, или свойства предмета, которое отражается при помощи ощущения. Среди классификаций ощущений, использующих такой критерий, можно назвать самую распространенную классификацию по модальности.

Классификация ощущений по модальности является самой старой в психологии и восходит к работам античных философов. Например,

Аристотель в своем сочинении «О душе» писал, что «...нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)» . Со временем перечень основных органов чувств был пересмотрен и дополнен другими видами. Сам критерий классификации - модальность - выделил Герман фон Гельмгольц. В современной психологии под модальностью ощущений, как уже было сказано выше, понимают принадлежность ощущения к определенной сенсорной системе. Исходя из этого, можно выделить следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, висцеральные, вестибулярные и кожные (рис. 1.2). Зрительные, вкусовые, обонятельные и слуховые ощущения наиболее «очевидны»: они возникают в результате воздействия стимула на зрительную, вкусовую, обонятельную и слуховую сенсорную системы соответственно. Вестибулярные ощущения (ощущения равновесия и ориентации) несут информацию о положении и перемещении головы и тела в пространстве, основой для выделения данного вида ощущения является вестибулярный аппарат. Иногда вестибулярные ощущения относят к группе кинестетических ощущений, являющихся по своей природе мультимодальными ощущениями. Висцеральные (от лат. viscera - внутренности) ощущения (иначе - органические) - это ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, они являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей. Обычно к висцеральным ощущениям относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство.

Рис. 1.2.

Внутри каждой отдельной модальности можно провести дальнейшее разделение в соответствии с видом сенсорного впечатления. Внутри зрительной модальности можно выделить ощущения светлоты (ахроматические ощущения) и ощущения цвета (хроматические ощущения), внутри слуховой - разные по высоте и тембру ощущения и т.д. Наиболее «разветвленной» классификацией является классификация кожных ощущений. Кожные (соместетические ) ощущения - это обозначение для большой группы ощущений, возникающих при прямом контакте с объектом внешнего мира. К кожным ощущениям обычно относят температурные, болевые и тактильные, которые в свою очередь делятся на ощущения прикосновения , давления , вибрации , фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Из этого перечня следует, что классификация ощущений по модальности довольно-таки условна. Во-первых, все ощущения, которые обычно относят к кожным, обладают общим свойством - их рецепторы не сгруппированы и не образуют органов чувств (таких как, например, глаз или ухо), а разбросаны по всему телу. Во-вторых, проблема классификации ощущений но модальности состоит в том, что есть мультимодальные ощущения, т.е. включающие в себя сразу несколько модальностей, как, например, в случае болевой чувствительности, которая относится к группе кожных и органических ощущений.

В разных источниках можно встретить иной список ощущений, отличающихся по модальности. Например, к перечисленным выше видам ощущения часто относят осязание. Однако, на наш взгляд, это не совсем правомерно. Исходя из определения ощущения как отражения отдельных свойств предмета, осязание скорее можно отнести к области восприятия, так как, предоставляя информацию о предмете , оно основывается на сигналах от многих ощущений разных модальностей (хотя преимущественно кожной и кинестетической). Недаром в научной литературе термин «осязание» является синонимом гаптического восприятия (от греч. hapto - касаюсь).

Кинестетические ощущения (от греч. kinesis - движение и aisthetos - чувственно воспринимаемый) - это синоним для двигательных ощущений. Основными качественными разновидностями кинестетических ощущений являются ощущения положения , усилия и движения. Кинестетические ощущения возникают на основе нескольких источников сенсорной информации: рецепторов кожи, мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата и зрительной системы. Поэтому кинестетические ощущения также скорее относятся к группе мультимодальных ощущений, чем к группе самостоятельных ощущений, опирающихся на функционирование какой-то одной сенсорной системы. Также некоторая путаница относится и к вибрационным ощущениям. Вибрационные ощущения - это ощущения колебания; в науке продолжаются дискуссии, к какой группе ощущений можно их отнести. Согласно одной теории, вибрационная чувствительность является частью кинестетической, другая теория утверждает, что вибрационные ощущение являются переходной формой от тактильной чувствительности к слуховой. Наиболее распространена теория, относящая вибрационную чувствительность к тактильной. В литературе можно встретить информацию, что специфических рецепторов, а следовательно, и сенсорной системы, вибрационной чувствительности не обнаружено , однако доказано, что нервные рецепторы, находящиеся в жировой подкожной ткани, а также в тканях суставов, мышц и сухожилий и называемые тельцами

Пачини, реагируют на изменение тактильной стимуляции, т.е. дают ответ на воздействие синусоидальных стимулов . Это позволило предположить, что именно тельца Пачини являются нервными датчиками вибрации, что относит вибрационную чувствительность к области тактильных ощущений.

Еще одной структурной классификацией является классификация Вильгельма Вундта. Классификация Вундта, по сути, является обобщением классификации по модальности, однако ученый предлагает разделить все ощущения на две группы в зависимости от того, что происходит с энергией внешнего воздействия в нервном аппарате, в итоге функционирования которого возникли эти ощущения. Согласно этому критерию ощущения бывают механические и химические. Химические ощущения возникают в результате преобразования нервным аппаратом органа чувств внешнего воздействия, и именно это преобразованное воздействие становится раздражением, в итоге которого появляются ощущения. К таким ощущениям Вундт относил вкусовые, обонятельные и зрительные ощущения. В органах чувств, участвующих в возникновении этих ощущений, преобразование внешнего воздействия носит химический характер (отсюда и название - химические ощущения): в области зрения - световые лучи вызывают химические процессы в клетках, и уже эти химические процессы играют роль раздражений, а в области обоняния и вкуса - сами внешние химические вещества преобразовываются в нервном аппарате органов чувств. Механические ощущения возникают в итоге работы нервного аппарата совсем другого рода. К таким ощущениям Вундт относил ощущение давления и звуковые ощущения. Строение воспринимающего аппарата приспособлено к переносу физических раздражений на более глубокие нервные волокна и совершенно не приспособлено к преобразованию раздражения .

В настоящее время по физиологическим характеристикам рецепторы подразделяют на первичночувствующие (или первичные) и вторичночув- ствующие (или вторичные). У первичных рецепторов субстрат, воспринимающий внешнее воздействие, заложен в самом сенсорном нейроне, который непосредственно (первично) возбуждается раздражителем. У вторичных рецепторов между действующим раздражителем и сенсорным нейроном располагаются дополнительные, специализированные (рецептиру- ющие) клетки, в которых преобразуется (трансформируется) в нервные импульсы энергия внешних раздражений.

Функциональные классификации ощущений, как видно из названия, опираются на ту роль или функцию, которую выполняют различные ощущения в процессе предоставления информации о свойствах внешнего мира. Синтезом структурной и функциональной классификаций является классификация рецепторов, лежащих в основе возникновения разных ощущений, предложенная английским физиологом, лауреатом Нобелевской

премии в 1932 г. по физиологии Чарльзом Шеррингтоном . На основе выделенных Шеррингтоном рецепторов - интероцепторов, экстероцепто- ров и проприоцепторов - выделяют интеро-, экстеро- и проприоцептивные ощущения. Основанием для классификации рецепторов послужили их локализация - внешняя и внутренняя, а также функция. Исходя из критерия локализации все рецепторы (а следовательно, и соответствующие им ощущения) бывают двух видов - поверхностные и глубинные (рис. 1.3).


Рис. 1.3.

Глубинную рецепцию Шеррингтон назвал проприоцепцией (от лат. propnus - собственный). Проприоцепция сигнализирует о положении тела или его частей в пространстве. Рецепторный аппарат проприоцепции включает механорецепторы мышц, сухожилий и суставов, вестибулоре- цепторы полукружных каналов. Поверхностная чувствительность делится на экстероцепцию, которая может быть контактной и дистантной (иначе - телерецепция), и интероцепцию - чувствительность к изменениям внутри организма. Деление ощущений на проприоцептивные, экстероцептивные и интероцептивные опирается не только на расположение соответствующих рецепторов, но и на функцию, которую эти рецепторы выполняют. По функциям проприоцепция направлена на координацию частей тела относительно друг друга, интероценция - на поддержание обмена веществ, их гомеостаза, экстероцепция - на связь с внешней средой. Большинство ощущений из классификации можно распределить на эти три группы ощущений, однако есть и исключения, которые не укладываются в эту схему. Как и в случае классификации по модальности, болевые ощущения относятся сразу к нескольким группам, так как боль может быть как поверхностной, так и глубокой.

0 функциональном значении сенсорной чувствительности говорил отечественный физиолог Н. А. Бернштейн, который указал на роль ощущений в процессе построения сложного двигательного акта. Бернштейн выделяет две функции, которые выполняет рецепция сложных живых организмов, включая человека, - сигнальную и контрольно-координационную" . Сиг-

нальная функция рецепции заключается в обнаружении и анализе действующих и (или) потенциальных раздражителей. Эту функцию исходя из своей биологической значимости выполняют преимущественно обонятельные, слуховые и зрительные ощущения, так как они являются результатом функционирования телерецепторов (иначе - дистантных рецепторов) - рецепторов, которые способны различать события, происходящие на значительном расстоянии от живого организма (в отличие от контактных рецепторов, стимуляция которых происходит лишь при непосредственном контакте с ними). Вторая функция рецепции - контрольно-координационная - заключается в адекватном отражении не только внешнего воздействия, но и состояний самого организма. Контрольно-координационная функция рецепции проявляет себя в синтезе сигналов проприо-, танго- 1 и телерецепторов с целью постоянной коррекции каждого этапа сложного двигательного акта. Бернштейн отметил, что процесс построения движения не может осуществляться согласно простой схеме рефлекторной дуги, которую для объяснения двигательных актов использовали бихеви- ористы. Следовательно, сигнальной функцией рецепция сложных живых организмов не исчерпывается. Вместо рефлекторной дуги Бернштейн вводит понятие рефлекторного кольца, работа которого опирается на принцип сенсорных коррекций . Этот принцип заключается в постоянной коррекции осуществления моторного акта при помощи сигналов от внешних органов чувств, а также от мышц, связок и сухожилий. Чтобы реальный двигательный акт совпадал с намерением, необходимо, по словам Бернштейна, «...непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесений органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций» . Следовательно, ощущения, участвующие в обеспечении мозга обратной связью об осуществлении действия, выполняют совсем иную функцию, нежели просто сигнализируют о наличии раздражителя.

Генетическая классификация ощущений связана со временем и последовательностью возникновения и развития того или иного вида чувствительности. Среди наиболее распространенных генетических классификаций можно назвать эволюционную классификацию английского невролога Генри Хэда . В 1903 г. Хэд вместе со своими коллегами неврологом Уильямом Риверсом и хирургом Джеймсом Шерреном провел эксперимент: Шеррон перерезал на наружной поверхности предплечья левой руки Хэда веточку кожного нерва . В течение длительного периода (около 5 лет) Хэд и Риверс наблюдали, как восстанавливается чувствительность на руке после этой операции. Па основе этих наблюдений Хэд выделил два вида чувствительности, которые он назвал эпикритической и протопатической. Оба вида чувствительности восстанавливались последовательно и позволили предположить, что протопатическая и эпикритическая чувствительность представляют собой две стадии филогенетического развития общей чувствительности человека. Протопатическая (от греч. protos - первый и pathos - болезнь) чувствительность сформировалась на более ранней стадии, следовательно, она более древняя. Протоиатические ощущения по своему характеру неясные, неопределенные, неоформленные; они не несут информации о локализации воздействия и сопровождаются аффективно окрашенными (чаще всего неприятными) переживаниями, вызывающими стремление как можно быстрее отдернуть руку, чтобы прервать контакт со стимулом, вызвавшим это ощущение. Протопатические ощущение не говорят о том, что за объект контактирует с телом, - только лишь приятен или неприятен этот контакт. Протопатические ощущения включают в себя болевые, причем Хэд отмечал, что на этапе восстановления протопатической чувствительности сила боли была неадекватна внешнему воздействию: легкий укол иглой вызывал ощущение нестерпимой, мучительной боли, и Хэд не мог установить, откуда приходит это ощущение и куда затем распространяется.

Эпикритическая (от греч. epikritikos - решающий, определяющий) чувствительность формируется на второй стадии эволюционного развития чувствительности человека. В эксперименте Хэда она восстанавливалась после протопатической (через 1,5 года после операции). Эникритические ощущения характеризуются «тонкой» чувствительностью: они позволяют локализовать воздействие, различать разные по интенсивности раздражения и колебания температуры (в пределах до 3°).

Представленные выше классификации представляют собой довольно- таки условное распределение всех известных видов ощущений преимущественно для удобства исследователя. Полную картину видов ощущений можно получить лишь путем комбинирования этих классификаций.

  • Филимонов В. И. Руководство по общей и клинической физиологии. М.: Медицинскоеинформационное общество, 2002.
  • Бернштейн H. А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Бернштейн Н. А.Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

Часто можно встретить выражения, согласно которым человек - венец природы. Однако в подобных оборотах чаще всего обращают внимание на слово «венец», демонстрирующее совершенство вида Homo sapiens, его неоспоримые преимущества перед остальными животными и уникальную способность к преобразованию окружающей среды. Мысль о том, что человек, несмотря на своё особое положение среди остальных живых существ, все же остаётся частью природы, обычно отходит на второй план.

Вконтакте

Введение

Но полностью сбросить со счетов природную составляющую человека - невозможно. Она проявляется с ранних лет на первых этапах познавания мира: цвет, вкус, запах, звук - всю эту информацию, характеризующую предмет, человек может получить лишь посредством органов чувств. Данный процесс внешне кажется простым. Одна из вышеприведённых характеристик воздействует на конкретный орган, тот воспринимает характеристику и передаёт в мозг для обработки. Следует понимать, что вкус или запах - прежде всего иллюзорные категории, которые в виде образов регистрируются органами чувств.

Именно эти образы, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Мозг, обрабатывая и интерпретируя полученный образ, превращает его в факт сознания - нечто, что можно назвать конкретным словом.

Само существование сознания и, как следствие, мышления определяется наличием ощущений. Утрата функциональности одним из органов чувств ведёт к дефициту необходимой информации. Последствия этого могут быть различными: от ухудшения памяти до необратимых деформаций психики. В то же время увеличивается число и качество образов, получаемых исправно работающими органами чувств. Происходит своего рода компенсация. Другим свойством сознания, тесно связанным с ощущениями, является создание синестезий: один орган чувств провоцирует формирование образа, за который обычно отвечает другой орган . Например, чувствуя цветочный запах, человек представляет цветок визуально или, едва увидев яблоко, уже представляет его вкус.

Описанные выше ситуации представляют собой лишь вероятные комбинации образов, получаемых от разных органов чувств. На деле же каждый из них обладает своими спецификой и свойствами, поэтому невозможно, например, спутать звук со вкусом.

Но несмотря на существенные различия в видах и свойствах ощущений, можно выделить общие характеристики:

Следует отдельно отметить, какие представления существуют о пороге ощущений в психологии. Помимо чисто утилитарного определения, используемого для постулирования определения интенсивности ощущения, существуют другие следствия самого факта существования порогов восприятия. Один из самых важных выводов состоит в наличии чёткой взаимосвязи между абсолютным нижним порогом и чувствительностью анализатора: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Это легко объясняется: затруднения в получении необходимой информации требуют развития способов её получения.

Последнее соображение подтверждается не только при помощи логических операций, но и данными науки. Так, установлено, что органы чувств не только совершенствовались в процессе эволюции, но и совершенствуются в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждой особи. Разумеется, различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Соотношение и реализация вышеприведённых характеристик ощущений зависит от многих факторов. Не последнюю роль в их комбинации играют возраст, здоровье и условия деятельности индивида. Предполагается, что в абсолютной темноте здоровый молодой человек способен различить очень слабый источник света (например, лучину или свечу) на расстоянии вплоть до 27 км. С возрастом или при наличии заболеваний эта цифра неизбежно снижается.

Органы чувств делают возможным не только регистрацию наличия/отсутствия раздражителя, но и позволяют фиксировать различия по силе и интенсивности между двумя раздражителями. Данная величина называется разностным порогом и является относительной. Это проявляется в том , что для осознания произошедшего изменения в восприятии раздражителя, требуется совершить к последнему некое приращение, зависящее от исходной силы воздействия. Проще говоря, чем больше величина исходного раздражения, тем большее приращение к ней требуется.

Принципы классификации ощущений

Наличие общих свойств не отменяет многообразие раздражителей и значительное количество способов их воздействия на органы чувств делают необходимым введение различных критериев их систематизации по классам. В основу классификации , в зависимости от преследуемых целей, могут быть положены как физиологические критерии, так и чисто психологические. Поскольку в обоих случаях речь по большей части идёт об одном и том же ощущении, обе классификации тесно связаны друг с другом.

Классификация по расположению и функциям рецепторов

Итак, одна из классификаций ощущений в психологии базируется на расположении рецепторов и характера отражения формируемого ими образа:

  1. Интероцептивные. Их рецепторы располагаются во внутренних органах и тканях тела и отражают непосредственно их состояние. В нормальных условиях передаваемая такими рецепторами информация находится за пределами нижнего порога чувствительности. Это своего рода первоклассно оборудованная химическая лаборатория: интерорецепторы собирают и передают в мозг информацию о наличии или отсутствии как вредных, так и полезных веществ, определяют химический состав жидкостей организма. Кроме того, именно интерорецепторы уведомляют мозг об изменениях температуры тела или давления. В критической ситуации, когда в работе внутренних органов происходят сбои в силу болезни или какой-либо причины внешнего характера, возникают болевые ощущения.
  2. Проприоцептивные, суть которых состоит в создании и последующей передаче в мозг образа о положении тела в пространстве и совершаемом им движении. Это осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в связках и мышцах.
  3. Экстероцептивные ощущения ориентированы на восприятие и отражение свойств предметов и явлений внешней среды. Их рецепторы расположены на поверхности тела и делятся на контактные и дистантные. Как следует из самого названия, для функционирования контактных рецепторов необходимо прямое воздействие раздражителя на них (осязание, вкус). Дистантные рецепторы получают информацию от удалённого объекта и формируют звуковые, визуальные и обонятельные образы.

Разумеется, все вышеприведённые виды рецепторов и создаваемые ими образы не существуют изолированно друг от друга. Часто для получения одного ощущения требуется комплекс информации, собираемой экстероцепторами и интероцепторами. К примеру, представление о положении тела в пространстве не только создаётся при участии проприоцепторов, но и неизбежно дополняется зрительным образом.

Другая классификация базируется на участии в формировании ощущения различных органов чувств. В значительной мере само понятие об ощущениях стало возможно лишь благодаря наличию этих органов и желанию понять принципы их функционирования. Соответственно, можно выделить вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные и слуховые ощущения.

Тактильные ощущения (осязание) могут считаться лидером по количеству получаемой и передаваемой информации. Происходит это благодаря тому , что осязание задействует оба вида экстероцепторов (расположены по всей площади кожи) и, таким образом, может фиксировать как прикосновения, так и температуру.

Обоняние обеспечивает человека информацией о запахах, игравших огромную роль в жизнедеятельности животных ещё доисторических эпох. Об огромном значении обоняния свидетельствует тот факт, что воспринимающие запахи рецепторы находятся на выступающей вперёд части тела, а информация о них передаётся в мозг по самой короткой и прямой траектории.

Вкусовые ощущения бывают четырёх видов: сладкое, солёное, кислое и горькое. На базе этих модальностей складывается вся палитра вкусов, подобно тому, как цветовая гамма складывается из базовых красного, жёлтого и синего. Вкус тесно связан с обонянием, поскольку вызывается одними и теми же молекулами вещества, но воспринимаемыми разными рецепторами. Убедиться в существовании этой связи легко на собственном примере: когда во время простуды заложен нос, вкус еды либо пропадает вовсе, либо полностью меняется.

Зрительные

Зрительные ощущения вызываются электромагнитными волнами определённой длины. Человеческий глаз воспринимает лишь часть спектра: от красного до фиолетового. И хотя инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оказывают значительное влияние на человека, узнать об этом можно лишь по последствиям. В комплексе зрительных ощущений можно выделить:

  • ахроматические (переход от абсолютной темноты к свету через оттенки серого);
  • хроматические (отражают все цвета гаммы с их оттенками);

В психологии отмечается, что различные цвета и их комбинации способны оказывать различное эмоциональное воздействие на человека. Этот факт используется в различных тестах (например, тест Люшера).

Слуховые

Слуховые ощущения по своей природе близки к зрительным: они тоже вызываются волнами определённого диапазона. За пределами слышимости остаются инфра- и ультразвук. Звук определяется тембром (иначе, окраска звука), длительностью, высотой (зависит от частоты колебаний волны) и громкостью (определяется периодом колебания волны). Различаются три вида звуковых ощущений: шумы, речь и музыка.

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".

Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:

Качество,

Интенсивность,

Продолжительность,

Пространственная локализация,

Абсолютный порог,

Относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

Сила действующего раздражителя (его физические характеристики),

Функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни "субсенсорной областью".

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения - тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.

К основным свойствам ощущений относят:

1. Качество ощущений - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

2. Интенсивность ощущений - количественная характеристика зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии .

След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы .

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствитель­ности данного рецептора к определенному воздействию.

4. Пространственная локализация раздражителя . Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Все свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности:

1. Абсолютную чувствительность - способность ощущать слабые раздражители.

2. Чувствительность к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должнаиметь определенную величину.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.

Раздражители, сила действия кото­рых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Субсенсорная область (по Г .В .Гершуни) - зона воздействия раздражителей на организм, не вызывающих ощущений.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком , психологом и философом Г .Т .Фехнером , который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого.

По Г .Т . Фехнеру процесс создания психическо­го образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение -> Возбуждение -> Ощущение -> Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика) .

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии.

По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс.

Нижний абсолютный порог (по Фехнеру) - величина стимула, при которой начинается ощущение.

Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики :

1. Сенсорная система человека - это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р 1) .На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (Р 2) . Возможны два случая:

Р 1 >Р 2 или Р 1 < Р 2 .

Абсолютный порог (Stp ) равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения:

Stp = (P 1 + P 2)/ 2

Верхний абсолютный порог - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называютболевым порогом , потому что при соответствующих ему величинах стимулов человек испытывает боль.

Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характе­ризует абсолютную чувствительность.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Абсолютная чувствительность численно равна величине ,обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е , а величину абсолютного порога Р , то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой:

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека , функционального состояния рецептора , силы и длительности действия раздражения и т. д.

Другая характеристика чувствительности - это чувствительность к различию . Ее еще называют относительной ,или разностной , так как это чувствительность к изменению раздражителя. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину.

Порог различения - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Еще в 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину.

В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер , исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, человек воспринимает не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Чтобы заметить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно 3% его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений.

Порог различий ощущений определяется соотношением:

DI - величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился.

I - величина действующего стимула.

Таким образом,порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях . Это положение было названо законом Бугера -Вебера . В математическом виде этот закон может быть записан в следующем виде:

DI / I = const

Const (константа) - постоянная величина, характеризующая порог различия ощущения, названная константой Вебера . Параметры константы Вебера приведены в таблице.

Таблица. Значение константы Вебера для различных органов чувств.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый - Г. Фехнер - сформулировал следующий закон, называемый обычно законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии . В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорциоально логарифму интенсивности раздражителя .

Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее . В математическом виде зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя выражается формулой:

S = K * LgI + C

S - интенсивность ощущения.

I - сила раздражителя.

K и C - константы.

Данная формула отражает положение, которое носит название основного психофизического закона, или закона Вебера-Фехнер .

Американский ученый С . Стивенс исходил из предположения о том, что для ощущений, или сенсорного пространства, характерно то же отношение, что и для пространства стимулов. Данная закономерность может быть представлена следующим математическим выражением:

DЕ / Е = К

Е - первичное ощущение.

- минимальное изменение ощущения, которое возникает при изменении воздействующего стимула на минимальную величину, заметную для человека.

Таким образом, из данного математического выражения следует, что соотношение между минимально возможным изменением наших ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная - К . А если это так, то соотношение между пространством стимулов и сенсорным пространством (нашими ощущениями) может быть представлено следующим уравнением:

DЕ / Е = К х DI / I

Данное уравнение получило название закона Стивенса . Решение этого уравнения выражается следующей формулой:

S = K x R n

S - сила ощущений.

К - константа, определяемая избранной единицей измерения.

n - показатель, зависящий от модальности ощущений и изменяющийся в пределах от 0, 3 для ощущения громкости до 3, 5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током.

R - значение воздействующего раздражителя.

Мир стимулов опять представляет закон Бугера-Вебера, а структуру сенсорного пространства Забродин предложил в следующем виде:

DЕ / Е z = К х DI / I

Очевидно, при z =0 формула обобщенного закона переходит в логарифмиче­ский закон Фехнера, а при z = 1 - в степенной закон Стивенса.

Таким образом, закон, предложенный Ю. М. Забродиным , снимает противоречие между законами Стивенса и Фехнера. Поэтому не случайно он получил название обобщенного психофизического закона .

Как бы ни решалось противоречие законов Фехнера и Стивенса, оба варианта достаточно точно отражают суть изменения ощущений при изменении величины раздражения. Во-первых, ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств. Во-вторых, сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов. Именно в этом состоит смысл психофизических законов.

1. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д.

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие).

Например, болевые, звуковые, температурные, зрительные ощущения (в темноте зажечь лампу и сразу выключить). Благодаря такому последействию мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров.

3. Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая ве-личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре-ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель-ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления .

1. Адаптация как полное исчезновение ощущенияв процессе про-должительного действия раздражителя. В случае дейст-вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу-щение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произволь-ные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерыв-ность зрительного ощущения.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи-санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни-ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето-вом раздражении называют световой адаптацией.


Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно-сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап-тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре-делить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве-личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десят-ков минут), обонятельный и вкусовой.

4. Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией .

Хорошо развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых профессиях. Тренируется с помощью упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра-жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

Память

1. Понятие и виды памяти.

2. Процессы памяти.

1. Понятие и виды памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью . Память - обязательное условие любой деятельности. Никакое актуальное действие немыслимо без памяти, т.к. протекание даже самого элементарного психического акта предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими.

Виды памяти. Выделяют память генетическую (это информация, которая передается по наследству) и прижизненную . Если говорить о прижизненной памяти, то существуют следующие классификации.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти (т.к. первым условным рефлексом новорожденного является память на положение тела при кормлении). У некоторых людей этот вид памяти является ведущим. Признаками этого будет физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

2. Эмоциональная память - память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память - память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная , слуховая , осязательная , обонятельная , вкусовая .

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти - эйдетическую память - это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическая память (символическая) - память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1. Мгновенная память - чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Но ее значение велико: она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2. Кратковременная память - характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Например, память машинистки. При повторении может удерживать на более длительный срок.

3. Долговременная память - длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных - повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала. Важно отметить, что каждый момент времени человек не осознает всего, что хранится у него в долговременной памяти.

4. Оперативная память - обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения - до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

2. Процессы памяти.

В памя-ти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про-цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель-ности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы-ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо-мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1. Запоминание - это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения.

Для того, чтобы лучше запомнить тот или иной материал, существуют специальные способы произвольного запоминания :

Составление плана;

Выделение смысловых опорных пунктов;

Представление материала в форме наглядного зрительного образа;

Соотнесение с имеющимися знаниями;

Конкретизация (пример на правило);

Понимание материала;

Сравнение;

Воспроизведение;

Нахождение искусственного смысла;

Установка на запоминание;

Установка на время запоминания и т.д.

2. Забывание и сохранение - два обратных процесса. Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение - это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение , «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение , «назад действующее»).

Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, как правило, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Процесс забывания особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, затем замедляется (поэтому рекомендуется повторять урок сразу придя домой). Забывание происходит быстрее, если материал непонятен, неинтересен, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Т.о., скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей. Нужно предупреждать процесс забывания в учебном процессе, но сам по себе этот процесс необходим. Если бы человек вообще не обладал способностью забывать, то память была бы заполнена массой ненужных деталей и фактов.

3. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание - воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком.

Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания (человек припоминает, но с трудом).

Выделяют также непроизвольное и произвольное воспроизведение. О непроизвольном воспроизведении речь идет, когда человек не ставит задачу воспроизвести. Непроизвольное воспроизведение возникает под влиянием представлений, чувств, мыслей, вызванных каким-либо объектом или ситуацией, либо деятельностью, выполняемой в данный момент. О произвольном воспроизведении говорят, когда человек ставит задачу вспомнить. Существуют специальные способы произвольного воспроизведения : составление плана, использование наглядных средств и т.д.

Кроме этого выделяют непосредственное и отсроченное воспроизведение. Непосредственное воспроизведение происходит сразу после заучивания, без перерыва на выполнение других видов деятельности. Используется при заучивании стихов, правил и т.п. Отсроченное происходит через большой промежуток после запоминания. Причем, между запоминанием и воспроизведением происходят другие процессы.

Все процессы памяти взаимосвязаны, т.к. мы запоминаем для того, чтобы воспроизвести; воспроизводим при заучивании; забываем, если не воспроизводим и т.д.

Индивидуальные различия в памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом хранимой информации, скоростью запоминания и воспроизведения, прочностью сохранения и точностью воспроизведения. У одних людей более сильная память, у других более слабая. Есть люди с феноменальной памятью.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут услышать, другие то, что могут увидеть, третьи - то, что может быть практически выполнено. В соответствии с этим выделяют двигательный, слуховой и зрительный типы памяти. Чаще же всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой и т.д. Тип памяти может зависеть как от типа нервной системы, так и от воспитания. Тип памяти может упражняться в зависимости от характера профессии.

Мышление

1. Общая характеристика мышления.

2. Процессы мышления.

3. Мышление и решение задач.

4. Виды мышления.

1. Общая характеристика мышления.

Познание мира человеком начинается с ощущений и восприятия. Но знаний, получаемых только через анализаторы, недостаточно для глубокого и всестороннего познания мира. Мышление - наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный человеку. В ходе мышления осуществляется более глубокое познание внешнего мира.

Благодаря мышлению человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятии (т.е. непосредственно не наблюдаемы). В данном случае говорят о теоретическом познании мира. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием (строится на ощущениях и восприятии).

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление взрослого нормального человека неразрывно связано с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческим мышлением и элементарным, простейшим мышлением животных. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она (мысль) только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражается в словах. И, наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Кроме этого, человек в своей мыслительной деятельности, использует все знания, приобретенные в ходе человеческой истории. Такая передача информации от поколения к поколению также возможна только при помощи языка. Т.о., развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Мышление неразрывно связано с речью, но мышление и речь не тождественны. Например, одну и туже мысль можно выразить разными словами, или мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Логика и психология мышления . Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими частными науками - логикой и психологией. Логика изучает уже сложившиеся, выработанные человечеством способы мышления, логические формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Земля вращается вокруг Солнца» устанавливает связь между двумя небесными телами. Суждения бывают общими (утверждается что-либо относительно всех предметов данной группы: все рыбы дышат жабрами), частными (утверждение относится лишь к некоторым предметам: некоторые студенты - отличники), единичными (утверждение относится к одному предмету действительности: этот студент не выучил урок). Суждения образуются двумя способами: а) непосредственно, т.е. когда в них выражено то, что воспринимается, б) опосредствованно, т.е. путем умозаключений.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Например, все металлы - электропроводны; олово - металл; значит, олово - электропроводно.

Человек избавлен от необходимости получать информацию из непосредственной личной практики, т.к. может усваивать переданный опыт поколений, а многие суждения получает теоретическим логическим путем. Но умозаключения человек может делать не на всех ступенях своего развития, а лишь предварительно научившись этому.

Т.о., логика исследует уже возникшие мысли и устанавливает отношения между ними, учит, как правильно мыслить. Но эти закономерности хотя и необходимы, но недостаточны для полного объяснения человеческого мышления. Логика не объясняет, как конкретно протекает процесс возникновения и развития данной мысли. В отличие от логики, психология изучает мышление как процесс, т.е. как возникает и развивается мысль, изучает внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию результатов.

2. Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то. Сравнение бывает односторонним и многосторонним, глубоким и поверхностным, неопосредствованным и опосредствованным.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение. Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Например, зеленый цвет - полезен для глаз, но мы не называем, какой предмет зеленого цвета. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

3. Мышление и решение задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба). Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

В тех случаях, когда можно обойтись старыми способами действия, проблемная ситуация не возникает и мышление не требуется.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом). Усвоить какое-то понятие - это совершить умственное действие.

Гальперин выделяет четыре этапа формирования умственных действий:

1) Действие в материальном плане.

2) Действие в плане громкой речи.

3) Действие в плане проговаривания про себя (это первая форма собственно умственного действия).

4) Действие в умственном плане (человек пишет, решает и не задумывается о том, «как» он это делает).

4. Виды мышления .

Выделяют следующие виды мышления .

Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассудочное, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость).

Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. С понятием творческого и воспроизводящего мышления связан ряд других понятий.

Творческое - Нетворческое

Продуктивное - Репродуктивное

Новое - Старое

Новаторское - Догматическое

Неконформное - Конформное

Нестандартное - Стандартное

Неалгаритмическое - Алгаритмическое

Нестереотипное - Стереотипное

Оригинальное - Неоригинальное

Остроумное - Неостроумное

Дивергентное - Конвергентное

Боковое - Прямое

Дивергентное - мышление, при котором человек в состоянии на один вопрос дать несколько правильных ответов. Конвергентное - мышление, при котором человек считает, что на данный вопрос существует только один правильный ответ. Стандартное и нестандартное мышление связано с характером методов, которые человек использует при решении задач. Прямое мышление: человек решает задачу, но если не решил, то откладывает. Боковое : человек постоянно держит задачу в сфере сознания и пытается решить периодически вспоминая, занимаясь при этом другими видами деятельности.

По степени развернутости мышление бывает: дискурсивным (поэтапно развернутый процесс) и интуитивным (быстрота протекания, минимальная осознанность).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое .

В зависимости от характера предметной области выделяют мышление естественно-научное и гуманитарное .

В зависимости от характера обобщения в процессе мышления выделяют эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое опирается на чувственный, практический опыт. Теоретическое опирается на логические, абстрактные категории.

По степени вовлечения личности в процесс мышления различают такие виды мышления: аутистическое (проявляется в том, что человек пытается выдавать желаемое за реальное), эгоцентрическое (проявляется в том, что личность любую задачу соизмеряет со своей самооценкой, пропустить через свое самосознание и выразить свою позицию), реалистическое (мышление с учетом реальных фактов).

Индивидуальные особенности мышления. Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам (для всех этих свойств существуют и противоположные).

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).



Что еще почитать